С. Н. Иконникова Культурология в новой парадигме XXI века
Современный этап развития гуманитарного знания характеризуется обновлением научного языка описания и объяснения реальности, усилением междисциплинарных связей, выявлением новых тенденций и процессов. Стремительный темп перемен создает ощущение нестабильности и неустойчивости мира, вызывает желание обрести надежные ориентиры в универсальных ценностях культуры. Однако многие традиции, стереотипы сознания и поведения сметаются под натиском происходящих изменений. Это состояние нередко именуют « сменой парадигм».
В философии науки понятие парадигмы использовалось еще во времена античности. Оно служило для обозначения комплекса идей, моделей, принципов теоретического объяснения сущности происходящих процессов. Это был некий «образец» решения реальных проблем, и он принимался за эталон научным сообществом.
Необходимо иметь в виду, что научная теория лишь постепенно становится господствующей, проникает в глубину объяснения мира, захватывает научное пространство, распространяет свою терминологию, исключает или отстраняет иные идеи и концепции.
Конкурентная борьба в мире науки не менее остра и напряженна, чем в экономике или политике. Господствующие идеи имеют приоритет, авторы получают доступ к публикациям и иным формам распространения. Однородность объяснения реальности закрепляется в категориях и терминах, навыках мышления, способах аргументации научной позиции. Эти формы признаются самоочевидными, истинными и проявляются в менталитете, бесконечно повторяются в сознании, передаются новым поколениям ученых.
В рамках определенной парадигмы как комплекса идей и теорий осуществляется процесс образования. Эти концепции существуют и в обыденном сознании достаточно долго, воспринимаются большинством с должным почтением, не допускающим иного объяснения реальности. В
этом проявляется «интеллектуальный деспотизм» или авторитаризм науки. Теоретическая парадигма соответствует в определенной степени типу цивилизации и культуры и использует все возможности для самоутверждения.
Однако в истории науки и общества так происходит «до поры, до времени».
Экстенсивное развитие теоретической парадигмы имеет свои пределы, за которыми она перестает быть плодотворной и эффективной. Развитие реальности опережает теоретические конструкции, новые явления и тенденции не укладываются в предлагаемые схемы или даже опровергают установленные модели и способы понимания и объяснения. Возникают кризисные ситуации, которые объявляются в рамках установленной схемы досадными исключениями, недоразумениями или «происками» враждебных сил в политике. Прежние теории обнаруживают беспомощность и неспособность объяснения происходящих процессов, предлагаемые принципы становятся пустыми, лишенными практического значения.
Вот в этот момент наступает «смена парадигм». Она отражает социальную потребность в разработке новой теории, системы понятий, идейных принципов, ценностных установок, необходимых для разрешения проблемных ситуаций и прогнозирования тенденций развития.
В философию науки понятие «парадигма» введено позитивистом Г. Бергманом, но в те годы этот термин остался незамеченным.
Необычайно быстрое распространение он получил в трудах американского историка науки и социолога Томаса Куна (1922-1996). Книга «Структура научных революций», опубликованная в США в 1960-е г. и переведенная на русский язык в 1975 г., стала популярной среди ученых.
«Смена парадигм» - нечто большее, нежели появление новой теории. Она характеризует изменение статуса науки в обществе, появление новых направлений и междисциплинарных связей, влияние на политические структуры и систему обра-
зования, способы обоснования принимаемых решений.
Иными словами, «смена парадигмы» означает фундаментальные перемены в мире. Т. Кун назвал это время периодом научных революций, слома прежних теорий, крушения авторитетов, ценностей и образов мира. Переход на новую парадигму требует длительного времени, происходит в течение многих десятилетий, пока формируется новая теория, определяется способ объяснения реальности. В это время возникают конкурентные идеи, альтернативные концепции, которые прежде не получали социальной поддержки, находились на периферии общего русла развития науки, в «тени» великих научных систем.
«Смена парадигм» всегда сопровождает становление нового типа культуры и цивилизации, проявляется в философии, естественных и гуманитарных науках, экономике и политике, морали и искусстве, праве и повседневной жизни, религии и мировосприятии. Смена идей выдвигает новых деятелей культуры, связана с возникновением и утверждением иных авторитетов, публикацией трудов, распространением инновационного стиля мышления и образа жизни.
Было бы наивным считать, что новая парадигма утверждается беспрепятственно. Она встречает жестокое сопротивление с использованием идеологического и политического давления, цензуры,запрета, высмеивания. Инерция сознания цепляется за привычные формулы, понятия, стереотипы и догмы. Соединение культурного наследия и новаторства - чрезвычайно сложная, противоречивая и напряженно конфликтная зона человеческих отношений. В нее включаются личные симпатии и антипатии, консерватизм и склонность к порядку, боязнь утраты авторитета и социального статуса могут оказывать влияние на отношение к новым теориям и направлениям в научной, политической и художественной жизни. В этой ситуации не исключены формы псевдоноваторства, эпигонства, спекуляции на прежде запрещенных, а теперь дозволенных темах, создании мифов и легенд, потворства массовым вкусам и предрассудкам. Возможны и такие проявления инноваций, как эпатаж, бунтарский мятеж против авторитетов и лидеров, эмоцио-
нальный порыв вместо рациональной логичности, изобретение непривычных терминов и понятий, уход в мистику.
Новая парадигма формируется в течение длительного времени. История общественной мысли представляет нам не только всемирно признанные концепции, но и теории, которые не укладывались в общее русло или находились в «тени» великих систем, рассматривали « частные» сюжеты культуры и социальной жизни.
Господство научной теории никогда не бывает исчерпывающим и полным. В нем всегда можно обнаружить лакуны, ниши, «ничейные» поля, тайны и загадки, которые привлекали исследователей. Их идеи не всегда получали известность при жизни, но приобретали особую значимость и признание спустя много лет.
История культуры убедительно свидетельствует о многообразии интеллектуальных потоков общественной мысли, неисчерпаемости творческих устремлений человека.
Парадигма XXI в. выдвинула на авансцену гуманитарных наук новые направления исследований социальной и культурной жизни. Многие из них сформировались в предшествующие десятилетия, но находились на периферии научного поиска, не привлекали внимания научного сообщества. Некоторые существовали как автономные «осколки» западной науки.
Такая судьба постигла комплекс антропологических наук. Лишь с конца 1990-х гг. в России стали ускоренным темпом развиваться философская, социальная, педагогическая, физическая антропологии, но отставание от уровня развития мировой науки до сих пор преодолеть довольно трудно.
С большим опозданием развиваются гендерные исследования, изучение меж-культурных коммуникаций, глобализма и мультикультурализма, культуры повседневности, специфические черты этнических, сословных, возрастных, корпоративных субкультур. Сдерживалось развитие многих направлений социологии и психологии, психоанализа, сексологии.
Однако идеологические препятствия на пути научных исследований неизбежно преодолеваются, наступает период широкого привлечения новых специалистов к активному освоению научных проблем.
На протяжении последних столетий в гуманитарных науках многократно происходила смена парадигм. Эпоха европейского Просвещения возлагала надежды на гуманность и всеобщее образование как способы преодоления невежества и человеческих пороков. Затем возникла новая парадигма, в которой весь процесс исторического развития был подчинен идее прогресса, движения к будущему гармоничному обществу. Эта концепция была характерна для эволюционизма и марксизма. В общественных науках их влияние было особенно велико. Немалую роль сыграл позитивизм как абсолютизация рационализма, техницизма и сциентизма. В противовес этим тенденциям развивались концепции романтизма, интуитивизма, мистицизма. В последние годы новая парадигма формируется на основе теории систем и синергетики. Это связано со стремлением ученых рассмотреть закономерности мироздания в едином смысловом контексте. Постмодернизм претендует на смену представлений о сущности массовых явлений в культуре, стремится утвердить мозаичность и отсутствие связи между социальными процессами.
Размышления о перспективах развития гуманитарных наук, изменение их социального и культурного статуса, выявление приоритетных направлений и тенденций - весьма актуальные темы многих дискуссий в научном мире.
Конечно, всякий прогноз имеет лишь приблизительные контуры, нечеткие очертания, сохраняя право разочарования в слишком оптимистическом предвидении будущего или подтверждения тех предчувствий, которые оправдались. Во всяком случае, соблазн прогноза всегда отражал стремление проникнуть в будущее, соразмерить свои усилия, высветить тайны века, познать последствия научных открытий, определить альтернативные пути развития общества, культуры и человека.
Не претендуя на полноту описания тенденций, отмечу те, которые оказывают воздействие на культуру и стимулируют обращение к научному обоснованию культурологии.
Происходит «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек. Это небывалое в истории нарастание информации, которое, как «снежный ком», увеличивается в разных формах: книжной,
журнальной, газетной продукции; электронных носителях, средствах массовой информации и буквально «обрушивается» на человека. Этот процесс требует новой технологии обучения, использования и освоения знаний.
Изменяются прежние границы между науками, они становятся все более «прозрачными», усиливается процесс научной, социальной, культурной интеграции. Эта тенденция приводит к соединению и взаимопроникновению гуманитарных наук, овладению смежными профессиями.
Возникает новая социально-культурная стратификация человечества, когда приобретают значение такие факторы как социальное расслоение и неравные финансовые возможности, национальная и этническая идентификация, принадлежность к различным субкультурам, религиозным конфессиям, отстаивание корпоративных интересов.
Новые тенденции в социальной структуре становятся источником социального напряжения и создают зоны риска. Культура приобретает новую роль в обеспечении национальной безопасности. Она призвана вырабатывать принципы взаимопонимания и солидарности, согласия и толерантности, предупреждая агрессию и насилие.
Развитие культурных контактов, смягчение визовых режимов, расширение круга общения между людьми постепенно преодолевает деление культур и народов на « своих и чужих», увеличивает интерес к познанию иных форм культурной жизни.
Это способствует возрождению традиционных культур, поддержанию их самобытности как предмета общественного почитания и гордости. Каждый этнос озабочен поисками своих корней, выявлением национального «лица» и культурного имиджа, своего места в мировом сообществе. Изменяется отношение к культуре как основе социальной и личной идентичности, причастности к национальным достижениям и памятникам.
Культура приобретает значение фактора сплочения общества, преодоления тенденций изоляционизма, выработки национального самосознания и чувства причастности к историческому процессу.
Культура находится в эпицентре изменений в современной цивилизации, и от ее уровня существенно зависят темпы мо-
дернизации общества и социальная эффективность реформ. Именно поэтому столь велика роль культуры в преодолении негативных тенденций и создании атмосферы доверия, понимания, ответственности, порядочности, профессионализма, содействия социальной стабильности, личной причастности к реформам и повышения уровня благополучия и душевного здоровья человека.
Развитие гуманитарной культуры приобретает особое значение в современном мире. Люди обеспокоены проблемой сохранения культурного наследия и уникальности самобытных культур от нашествия массовой и унифицированной продукции; варварским отношением к природе; засорением и вульгаризацией родного языка.
Дефицит культуры вызывает особую тревогу и беспокойство, ибо становится глобальным бедствием, свидетельством утраты духовных ориентиров и ответственности перед настоящим и будущим. Он обнаруживается в неряшливости внешнего облика людей, запущенности городской и сельской среды обитания, распространении грубости и пошлости, агрессивности и враждебности в отношениях между людьми. Пытаясь найти объяснение этим процессам, ссылаются на объективные трудности модернизации России, недоверие к реформам, отсутствие духовного лидерства и национальной идеи, утрату традиций. Несомненно, все это имеет значение, вносит свой негативный «вклад» в состояние общества и культуры.
Для преодоления психологической инерции и социальной апатии,необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы, поощрению талантов, развитию индивидуальности.
Как справедливо отмечал академик Д. С. Лихачев, XXI век - это век гуманитарной культуры. При этом он придавал гуманитарной культуре широкий, мировоззренческий смысл. Культура человека любой профессии определяется его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры. Искусство, наука, философия, религия, мораль образуют необходимый контур человечности, способствующий милосердию, доброжелательности, толерантности в отношениях между людьми, народами, государствами. Без общей
культуры «зачахнут» и точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, гуманитарной экспертизы осуществляемых проектов.
Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, халтуре и бесхозяйственности, отсутствии элементарного такта в отношениях между людьми.
В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости.
Гуманитарная культура опирается на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, уважение разных мнений, развитие культурных контактов и национальных традиций. Гуманитарные науки способствуют формированию мира духовных ценностей молодежи, представлений о достоинстве и чести, патриотизме и ответственности, уважении к личности, бережном отношении к жизни человека. Гуманитарное образование оберегает человека от технократической близорукости и примитивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональные перегрузки, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные «островки стабильности» в мире бесконечных перемен и трансформаций, осуществляет трансляцию от поколения к поколению вечных ценностей и шедевров мировой культуры.
Культура дает ориентир в жизни современного человека, определяет основной вектор его интересов и мировосприятия. В XXI в. проблемы культуры приобрели особую остроту и вызвали необходимость целостного представления о культуре как общественном явлении.
Культура - сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творческую активность, познание и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования, она имеет чрезвычайно широкий ареал распространения
«везде и во всем». Это свойство культуры затрудняет определение ее предметной области и вызывает немало дискуссий. Кроме того, явления культуры не всегда поддаются точному описанию и объяснению, « ускользают» от рационалистического анализа. В них всегда остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура оказывается внутренне противоречивой и трудно предсказуемой.
Все эти особенности культуры затрудняют ее исследование, а нередко ставят под сомнение необходимость культурологии как науки. Об этом скептическом отношении писал американский антрополог Лесли Уайт, автор книги «Наука о культуре» (1949 г.). Тем не менее, преодолевая возражения, он отмечал, что имеется целый класс явлений в социальной реальности, которые подлежат особому изучению. Они связаны с уникальной способностью человека к символизации, придания предметам и явлениям смысла и значения. Именно эта способность к символизации образует мир культуры. К этому классу явлений относятся идеи и верования, отношения между людьми, модели поведения, обычаи и ритуалы. язык и формы искусства. Все эти предметы и действия наделены символическим значением. Раскрытием смыслов и ценностей, созданных человеком, занимается культурология. В науке открывается совершенно новая область, и осмысление культурных процессов встанет в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни, писал Л. Уайт.
Культуролог призван не столько описать событие или явление, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов, знаков, значений и ценностей. Именно они составляют менталитет нации.
Возникновение новой отрасли знания всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Достаточно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и социальной психологии, психоанализе и педологии. Они не только вызывали дискуссии, но подвергались запретам и гонениям. К счастью, эти времена миновали. Но настороженность к новой науке сохраняется. О культурологии высказываются и восторженные, и скептические
оценки. Но постепенно сила сопротивления преодолевается, ибо культурология открывает необычайно интересные и увлекательные возможности исследования, осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число гуманитарных дисциплин в вузах и колледжах, по культурологии присваивают докторские и кандидатские ученые степени. Издано немало учебников, учебных пособий, хрестоматий, словарей, энциклопедий, монографий. Опубликованы труды о культуре всемирно известных российских и зарубежных ученых.
Несомненно, что эта «первая волна» обнаружила немало методологических, теоретических и исторических проблем. Неясность границ предмета и ареала культурологии, неопределенность логики построения ее структурных разделов, соотношение морфологии и динамики культуры, специфика методов и категорий исследования - эти и многие другие проблемы требуют решения.
Определенные трудности возникают при выяснении специфики истории культуры: соотношения между историей общества и историей культуры; между философией истории и философией культуры; историческим процессом и теоретическим моделированием; культурным наследием и механизмом трансляции культуры; между описанием явлений и пониманием их смысла; общечеловеческими универсалиями и ценностями культуры и их историческим, этническим значением и символизацией. Для культурологии постижение истории культуры является основным методологическим принципом познания.
Вне исторического анализа любые конструкции непродуктивны, ибо не подтверждаются реальностью. История позволяет выявить уникальность и своеобразие культуры, их локальную дискретность, региональные и этнические особенности. Культура не только синхронна, но и диахронна. Ее недаром сравнивают с почвенным слоем: то тонким, то более мощным; то бедным, то богатым. Многослойность культуры - основа устойчивости и стабильности ее корневой системы.
История культуры - свидетельство силы духовной энергетики человека, его творческой устремленности, душевного беспокойства и желания совершенствовать среду собственного обустройства и
обитания. Творчество и новаторство - необходимые импульсы динамики культуры.
Культурология исследует историю культуры в трех аспектах:
1) дифференциация феноменов культуры, выявление их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности;
2) интеграция явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа;
3) сравнение и сопоставление явлений культуры разных регионов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур разных народов.
Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.
Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.
Можно выделить ряд наиболее крупных разделов культурологии: история культуры; история культурологических учений; философия культуры; теория культуры; социология культуры; психология и культурная антропология; прикладная культурология. Каждый раздел имеет свою сферу исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается по языку описания, анализу фактов и явлений, символическими значениями и смыслами. Наряду с этим происходит дифференциация внутри общих разделов, когда выделяются области культурологии, приобретающие самостоятельный научный статус.
Так, например, из философии культуры выделилась «аксиология культуры» или наука о ценностях; из теории культуры
приобрела самостоятельный статус «семиотика культуры» или наука о знаках, символах и значениях, исследующая язык и текст культуры.
«Историческая культурология» включает культурогенез явлений, историческую динамику культурных процессов; хранение и трансляцию культурного наследия; историческую типологию культур народов мира; историческую персонологию как науку о реализации творческого потенциала личности в процессе жизненного пути. Называют также «экологию культуры» как науку о взаимодействии с природой, средой обитания и обустройства человека. Успешно развивается «региональная культурология», отражающая специфику развития культурного пространства территорий и городских комплексов. Она тесно связана с краеведением. Прикладная культурология выявляет механизмы и технологии приобщения к культуре, определяет стратегию культурной политики.
Наука о культуре имеет немало псевдонимов: культурология; фундаментальная культурология; общая культурология; куль-туроведение; теория культуры; философия культуры; культурная антропология; социальная культурология. Нечеткость названий отражает уровень и стадию развития науки. При более подробном рассмотрении они мало различаются между собой и требуют терминологического порядка.
Культурология находится в процессе становления, ее контуры еще не достаточно четкие. Вместе с тем это открывает большие перспективы для исследователей, ибо она открыта к творческому поиску и новаторству.
Разрозненный мир обретает единство в культуре. Человечество, как никогда прежде, ощутило потребность в диалоге, взаимном понимании и общении, интеграции культурного пространства как основы духовного единства и согласия народов.