С. Н. Иконникова
Культурология в новой парадигме науки XXI века
Современный этап развития гуманитарного знания характеризуется обновлением научного языка описания и объяснения реальности, усилением междисциплинарных связей, выявлением новых тенденций и процессов. Стремительный темп перемен создает ощущение нестабильности и неустойчивости мира, вызывает желание обрести надежные ориентиры в универсальных ценностях культуры. Однако многие традиции, стереотипы сознания и поведения сметаются под натиском происходящих изменений. Это состояние нередко именуют «сменой парадигм». В философии науки понятие парадигмы использовалось еще во времена античности. Оно служило для обозначения комплекса идей, моделей, принципов теоретического объяснения сущности происходящих процессов. Это был некий «образец» решения реальных проблем и он принимался за эталон научным сообществом.
Необходимо иметь в виду, что любая научная теория лишь постепенно становится господствующей, проникает в глубину объяснения мира, захватывает научное пространство, распространяет свою терминологию, исключает или отстраняет иные идеи и концепции. Конкурентная борьба в мире науки не менее остра и напряженна, чем в экономике или политике. Господствующие идеи имеют приоритет, авторы получают доступ к публикациям и иным формам распространения. Однородность объяснения реальности закрепляется в категориях и терминах, навыках мышления, способах аргументации научной позиции. Эти формы признаются самоочевидными, истинными и проявляются в менталитете, бесконечно повторяются в общественном сознании, передаются новым поколениям ученых.
В рамках определенной парадигмы как комплекса идей и теорий осуществляется процесс образования. Эти концепции существуют и в обыденном сознании достаточно долго, воспринимаются большинством с должным почтением, не допускающим иного объяснения реальности. В этом проявляется «интеллектуальный деспотизм» или авторитаризм науки. Теоретическая парадигма соответствует в определенной степени типу цивилизации и культуры и использует все возможности для самоутверждения. Однако в истории науки и общества так происходит «до поры, до времени». Экстенсивное развитие теоретической парадигмы имеет свои пределы, за которыми она перестает быть плодотворной и эффективной. Развитие реальности опережает теоретические конструкции, новые явления и тенденции не укладываются в предлагаемые схемы или даже опровергают установленные модели и способы понимания. Возни-
кают кризисные ситуации, которые объявляют досадными исключениями, недоразумениями или «происками» враждебных сил в политике. Прежние теории обнаруживают беспомощность и неспособность объяснения происходящих процессов, предлагаемые принципы становятся пустыми, лишенными практического значения. Вот в этот момент наступает смена парадигм. Она отражает социальную потребность в разработке новой теории, системы понятий, идейных принципов, ценностных установок, необходимых для разрешения проблемных ситуаций и прогнозирования тенденций развития. В философии науки понятие «парадигма» введено позитивистом Г. Бергманом, но в те годы этот термин остался незамеченным. Необычайно быстрое распространение оно получило в трудах американского историка науки и социолога Томаса Куна (19221996). Книга «Структура научных революций», опубликованная в США в 60-е годы и переведенная на русский язык в 1975 году, стала популярной среди ученых.
Смена парадигмы - нечто большее, нежели появление новой теории. Она характеризует изменение статуса науки в обществе, появление новых направлений и междисциплинарных связей, влияние на политические структуры и систему образования, способы обоснования принимаемых решений.
Иными словами, смена парадигмы означает фундаментальные перемены в мире науки. Т. Кун назвал это время периодом научных революций, слома прежних теорий, крушения авторитетов, ценностей и образов мира. Переход на новую парадигму требует длительного времени, происходит в течение многих десятилетий, пока формируется новая теория, определяется способ объяснения реальности. В это время возникают конкурентные идеи, альтернативные концепции, которые прежде не получали социальной поддержки, находились на периферии общего русла развития науки, в «тени» великих научных систем. Смена парадигм сопровождает становление нового типа культуры и цивилизации, проявляется в философии, естественных и гуманитарных науках, экономике и политике, морали и искусстве, праве и повседневной жизни, религии и мировосприятии. Смена идей выдвигает новых деятелей культуры, связана с возникновением и утверждением иных авторитетов, публикацией трудов, распространением инновационного стиля мышления и образа жизни. Было бы наивным считать, что новая парадигма утверждается беспрепятственно. Она встречает жестокое сопротивление с использованием идеологического и политического давления, цензуры, запрета, высмеивания. Инерция сознания цепляется за привычные формулы, понятия, стереотипы и догмы. Соединение культурного наследия и новаторства - чрезвычайно сложная, противоречивая и напряженно конфликтная зона человеческих отношений. В нее включаются
личные симпатии и антипатии, консерватизм и склонность к порядку. Боязнь утраты авторитета и социального статуса могут оказывать влияние на отношение к новым теориям и направлениям в научной, политической и художественной жизни. В этой ситуации не исключены формы псевдоноваторства, эпигонства, спекуляции на прежде запрещенных, а теперь дозволенных темах, создании мифов и легенд, потворства массовым вкусам и предрассудкам. Возможны и такие проявления инноваций как эпатаж, бунтарский мятеж против авторитетов и лидеров, эмоциональный порыв вместо рациональной логичности, изобретение непривычных терминов и понятий, уход в мистику.
Новая парадигма формируется в течение длительного времени. История общественной мысли представляет нам не только всемирно признанные концепции, но и теории, которые не укладывались в общее русло, рассматривали отдельные сюжеты культуры и социальной жизни.
Господство научной теории никогда не бывает исчерпывающим и полным. В нем всегда можно обнаружить лакуны, ниши, «ничейные» поля, тайны и загадки, которые привлекали исследователей. Их идеи не всегда получали известность при жизни, но приобретали особую значимость и признание спустя много лет. История культуры убедительно свидетельствует о многообразии интеллектуальных потоков общественной мысли, неисчерпаемости творческих устремлений человека.
Парадигма XXI века выдвинула на авансцену гуманитарных наук новые направления исследований социальной и культурной жизни. Многие из них формировались в предшествующие десятилетия, но находились на периферии научного поиска, не привлекали внимания научного сообщества. Некоторые существовали как автономные «осколки» западной науки. Лишь с конца 90-х годов в России стала ускоренным темпом развиваться философская, социальная, культурная, педагогическая антропология, но отставание от уровня развития мировой науки до сих пор преодолеть довольно трудно. С большим опозданием развиваются тендерные исследования, изучение межкультурных коммуникаций, глобализма и мультикультурализма, культуры повседневности, истории этнических, сословных, возрастных, корпоративных субкультур. Сдерживалось развитие многих направлений социологии и психологии, психоанализа, сексологии.
Однако идеологические препятствия на пути научных исследований неизбежно преодолеваются, наступает период широкого привлечения новых специалистов к активному изучению научных проблем. На протяжении последних столетий в гуманитарных науках многократно происходила смена парадигм. Эпоха европейского Просвещения возлагала надежды на гуманность и всеобщее образование для преодоления невежества и человеческих пороков. Затем возникла новая парадигма, в
которой весь процесс исторического развития культуры был подчинен идее прогресса, движения к будущему гармоничному обществу. Эта концепция была характерна для эволюционизма и марксизма. В общественных науках их влияние было особенно велико. В противовес этим тенденциям развивались концепции романтизма, интуитивизма, мистицизма. Немалое воздействие на мировоззрение оказала психоаналитическая концепция культуры и личности. Типология культуро-исторического процесса, соотношение культуры и цивилизации, обоснование циклического развития культур увлекала многих исследователей. В последние годы новая парадигма понимания культурной динамики формируется на основе теории систем и синергетики. Это связано со стремлением ученых рассмотреть закономерности мироздания, культуры и общества в едином смысловом контексте. Постмодернизм претендует на смену представлений о сущности массовых явлений в культуре, стремится утвердить мо-заичность, фрагментарность, иллюзорность общих ценностей и тенденций. Смена парадигм расширяет диапазон познания, усиливает междисциплинарные связи, ломает устаревшие стереотипы, способствует возникновению новых научных направлений.
Исследование культуры как целостного общественного явления, проникающего во все сферы индивидуальной и социальной жизни, приобретает особое значение. Культура находится в эпицентре глубоких преобразований, от ее уровня зависят темпы трансформации и модернизации общества, социальная эффективность реформ, формирование самосознания личности, ценностных предпочтений и установок. Культура оказывает непосредственное влияние на информационные процессы, приобретает значение фактора сплочения общества, преодоления тенденций изоляционизма, развития культурных контактов и диалога цивилизаций. Расширение диапазона общения между народами способствует преодолению предрассудков и агрессии, обеспечению взаимопонимания и толерантности, увеличивает возможности познания различных форм культурной жизни. Развитие гуманитарной культуры приобретает особое значение в современном мире. Она оберегает человека от технократизма и примитивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональные перегрузки, содействует восстановлению душевного равновесия и нравственного здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные «островки» духовной стабильности в мире бесконечных перемен и трансформаций, приобщает к культурному наследию, национальным и мировым достижениям. Культура определяет ценностные ориентиры в духовном развитии человека, опирается на демократизацию общества и свободу творчества, соблюдение прав человека и мно-
гообразие интеллектуальных, социальных и эмоциональных ресурсов человека.
Повышение роли культуры в современном мире стимулировало развитие научных исследований и способствовало возникновению культурологии как специальной отрасли знания и системной рефлексии о культуре как целостном общественном явлении. Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук, включает исторические, социологические, антропологические, философские, религиозные, нравственные, художественные, политические аспекты. Каждая из перечисленных граней создает достаточно глубокое, но одностороннее представление о культуре. Междисциплинарное взаимодействие является основой культурологической теории. Этот принцип характерен для системы европейского образования, где проблемы культуры исследуются комплексом наук, объединенных общим названием: культуральные исследования (cultural studies), изучение культурного многообразия (multicultural studies), исследование межкультурных контактов и взаимодействия культур (cross-cultural studies). В западных университетах осуществляется подготовка бакалавров и магистров по этим направлениям в рамках специальности культурной антропологии, социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, межкультурных коммуникаций. Предложенное американским антропологом Лесли Уайтом в 1949 году название общей науки о культуре - «культурология» не было воспринято научным сообществом. Создается достаточно парадоксальная ситуация: культура как многогранное общественное явление исследуется на теоретическом и эмпирическом уровне, но общей науки о культуре либо не существует, либо ее функции реализует культурная (социальная антропология). Но эта отрасль научного знания сосредоточена главным образом на традиционной культуре этнических и социальных групп, их адаптации в современном обществе и не дает целостного представления о культуре общества. В этой ситуации именно в России еще в период 70-х годов стала складываться культурология как теория и история культуры. Она постепенно обретала научный статус как направление исследований и гуманитарная дисциплина. Появились первые учебники и монографии, основанные на марксистской методологии. В вузах культуры и искусства, педагогических институтах возникли кафедры теории и истории культуры, проводились научные конференции. В культуре и общественном сознании происходили глубокие перемены, возникали новые направления в музыке, изобразительном искусстве, литературе, и они стали предметом научного осмысления. Немалое значение имело широкое движение возрождения русской культуры, восстановления православных храмов. Критика тоталитаризма и идеологического догматизма расшатывали привычные устои мировоззрения. В определенном смысле культурология стала
барометром грядущих перемен, она аккумулировала настроения в социальной и художественной среде, стремилась осмыслить новые ориентиры в духовных ценностях. Ученые обратились к богатому наследию европейской и русской философии, в котором проблемы культуры и цивилизации рассматривались на высоком интеллектуальном уровне. Именно так постепенно готовилась смена научной парадигмы и возникновение культурологии как гуманитарной науки. Культурология прошла весьма долгий путь становления, и демократические перемены в российском обществе лишь ускорили процесс развития науки, создания профессиональных центров в системе высшего образования.
За последние годы подготовлены дипломированные специалисты-культурологи, созданы культурологические факультеты и кафедры, утвержден государственный стандарт, изданы монографии и учебники, по культурологии защищают докторские и кандидатские диссертации. «Российское культурологическое общество», созданное в 2007 году, имеет отделения во многих городах, в том числе в Санкт- Петербурге. Первый Всероссийский культурологический конгресс состоялся в 2006 году в Санкт-Петербурге, в нем приняли участие и выступили с докладами более 980 культурологов. Материалы конгресса опубликованы в 4-х томах. Все это свидетельствует о возрастающем авторитете культурологии как гуманитарной науки, ее востребованности в системе образования и практики. Культурологи работают в вузах и средних учебных заведениях, преподают курсы: истории мировой культуры и цивилизации; истории российской культуры; истории русской и зарубежной культурологии; повседневной культуры народов; межкультурные коммуникации и контакты; субкультуры и корпоративные культуры в современном мире; охраны культурного наследия; деятельность социальных институтов культуры; духовное развитие личности. Культурологические знания специалистов широко используются в работе туристских фирм, центрах организации досуга, комитетах по культуре и реализации культурной политики, средствах массовой информации, в деятельности корпораций и банков, музеях и художественных галереях.
Культурология вызывает интерес в зарубежных странах, определяются общие проблемы исследования взаимодействия культуры и цивилизации в современном мире. Можно предположить, что в соответствии с принципами Болонского процесса в европейских и американских университетах культурология будет включена в систему высшего образования. В этом будет несомненная заслуга Российской высшей школы. Культурология развивается достаточно интенсивно как комплекс наук, каждая из которых опирается на общие теоретические положения и категориальный аппарат, но имеет специфику предмета исследования. Следует назвать философию и теорию культуры, аксиологию и семиотику культуры,
региональную и сравнительную культурологию, этническую и лингвистическую культурологию, политическую культурологию и историческую персонологию, историю культурологических теорий, социологию и антропологию культуры, религиозную и экологическую культурологию, информационную культурологию и межкультурные коммуникации, психологию культуры и педагогическую культурологию. Многих привлекают такие направления как тендерная культурология, культурология возрастных групп (детства, молодости, зрелости, старости), сексуальных отношений и телесности, отклоняющегося поведения и преступности, измененных форм сознания, эзотеризма и мистицизма. Преодоление европоцентризма и развитие культурных контактов вызвало интерес к культуре стран Востока, Азии и Африки с изучением восточных языков, философии, религии, искусства и литературы, ритуалов, праздников, форм общения, кулинарии и повседневности. Известный культуролог И.В. Кондаков отмечает: «Современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности, в ней есть и своя художественность, и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность».1 В этом выражается новый синкретизм культурологического знания, представленного множеством дискурсов, концептов, аспектов, смыслов и символов интерпретации культурной реальности. Процесс развития специальных культурологических теорий (теорий среднего уровня) свидетельствует о расширении диапазона исследований, углублении междисциплинарного взаимодействия, переходу от общего к особенному и индивидуальному.
Стратегия и перспективы культурологии как науки связаны с проведением исследований в трех аспектах: 1. Интеграция явлений в контексте культуры на основе системного анализа и создания целостной картины мира; 2. Дифференциация сфер и феноменов культуры, выявление их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности; 3. Сравнение, сопоставление и понимание культур разных регионов и форм их взаимодействия. Интересно отметить, что не только культурология формируется на междисциплинарной основе, но и многие гуманитарные науки - будь то искусствоведение или антропология, политология или социология включают культурологический аспект в анализ изучаемых явлений, рассматривая их в контексте культуры как целостности. Особого внимания заслуживает проблема профессионализма и специальной компетентности культурологов. Она включает знание истории как истории культуры, владение методологией и методами исследования, терминологическим и категориальным аппаратом, освоение истории
1 Кондаков И. В. Введение // Современные трансформации российской культуры. - М.: Наука, 2005. - С. 13.
культурологических теорий и умение использовать их интеллектуальный потенциал. Несомненное значение имеет формирование профессионального языка культурологов, при гармоничном соединении научности и доступности изложения основных позиций. Культуролог должен вызывать интерес, открывать глубинные смыслы явлений культуры. Культурологический стиль языка пока только формируется, но уже есть ценные ориентиры.
Необходимо также отметить прикладной аспект культурологии, который определяет не только научный интерес, но и использование культурологических знаний на практике, востребованность на рынке труда. Развитие прикладной культурологии, технологии и методов освоения культуры, прогнозирование перспектив духовного развития личности -задача не менее масштабная и сложная. Сейчас наметились лишь некоторые направления. Необходимо осуществлять культурологическую экспертизу всех социальных реформ, выявлять их культурные последствия, изменения в ценностных ориентациях и формах проведения. Массовые миграционные процессы, адаптация в новой культурной и социальной среде также нуждаются в рекомендациях культурологов. Особого внимания заслуживает культурологическая экспертиза архитектурных проектов, сохранения и модернизации исторических культурных центров городов, памятников и уникальных ландшафтов. Создание новых игровых центров предполагает культурологическое обоснование. Предстоящие Олимпийские игры также требуют культурологического прогноза. Проведение праздников, знание их истории и драматургии событий опирается на культурологию. Формирование национального самосознания и культурной идентичности, толерантности и взаимопонимания является важным направлением прикладной культурологии. В современном менеджменте культурология используется в создании имиджа фирмы, корпоративной культуре и работе с персоналом, проведении переговоров и общении, рекламной деятельности. Можно значительно расширить перечисление проблем, которые требуют культурологического анализа. Важно подчеркнуть, что от профессионального характера рекомендаций зависит научный статус и авторитет культурологии.