Научная статья на тему 'Культурологическое образование школьников на основе изучения народных промыслов'

Культурологическое образование школьников на основе изучения народных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURAL STUDIES / FOLK CRAFTS / FOLK ART / MODERN STUDENTS / INCULTURATION / HUMANITARIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесина Е.П., Стукалова О.В.

В статье обосновывается необходимость освоения народного искусства в рамках культурологического образования школьников. Авторы показывают значение народных промыслов для инкультурации подрастающего поколения. Разнообразные формы занятий, представленные в статье, способствуют развитию и воспитанию современных детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ cultural education based on the study of folk crafts

The article substantiates the need for the folk art development in the framework of the students’ culturological education. The authors show the importance of folk crafts for the younger generation inculturation. The various forms of classes presented in the article contribute to the development and education of contemporary children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Культурологическое образование школьников на основе изучения народных промыслов»

Культурологическое образование школьников на основе изучения народных промыслов*

Е.П. Олесина1, О.В. Стукалова2

1,2ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and

Cultural Studies of the Russian Academy of Education»

Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia

1e-mail: eolesina@yandex.ru

2e-mail: chif599@gmail.com

Ключевые слова: культурологическое образование, народные промыслы, народное искусство, современные школьники, инкультурация, гуманитаризация образования.

Key words: cultural studies, folk crafts, folk art, modern students, inculturation, humanitarization of education.

Резюме: В статье обосновывается необходимость освоения народного искусства в рамках культурологического образования школьников. Авторы показывают значение народных промыслов для инкультурации подрастающего поколения. Разнообразные формы занятий, представленные в статье, способствуют развитию и воспитанию современных детей и подростков.

Abstract: The article substantiates the need for the folk art development in the framework of the students' culturological education. The authors show the importance of folk crafts for the younger generation inculturation. The various forms of classes presented in the article contribute to the development and education of contemporary children and adolescents.

[Olesina E.P.1, Stukalova O.V.2 Students' cultural education based on the study of folk crafts]

Современное педагогика стремится к гармонизации личности обучающихся, поэтому сегодня обсуждается вопрос о необходимости развития культурологического образования в школе. Понятие «культурологическое образование» пока не имеет четкого определения, но понятно, что речь идет об обучении на основе метапредметной интеграции различных дисциплин, видов деятельности для приобщения школьников к культурным, историческим и нравственным принципам и

* Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 г.

традициям российского общества.

Поиск культурной идентичности как способ баланса между локальной и глобальной культурой приводит к необходимости усиления культурологической составляющей школьного образования как присвоения норм, способов действия и даже мышления через эмоционально-ценностное ознакомление с корневой культурой (Каган, 1997: 178-179; Флиер, 2012). Сегодня мы можем говорить о том, что культурологическое образование присутствует в школе в виде интегрированных форм обучения и воспитания: на уроках, во внеурочное время, в дополнительном образовании, в воспитательной работе.

В данной статье мы рассмотрим только одну составляющую культурологического образования - изучение народных промыслов как части традиционной культуры. К сожалению, сегодня народному искусству уделяется мало времени в процессе обучения, хотя именно оно является базисной основой национальной российской культуры, развивается по закону целостности, когда традиция дает последующие ценностные установки для творчества, является фактором государственности (Некрасова, 2003).

Несомненно, что изучение народных художественных промыслов имеет особое значение для освоения народной культуры в целом в рамках культурологического образования в школе. В.Ф. Максимович считает, что сегодня нельзя представлять промыслы как несовместимые с современной жизнью, потому что «традиционные художественные промыслы России являются художественно-идеологической базой, формирующей национальное самосознание и национальный интеллект, одно из средств гуманного межнационального общения внутри многонационального государства и за его пределами» (Максимович, 2018).

Сегодня изучение народных промыслов в общеобразовательной школе вряд ли станет основой обучения (кроме специализированных школ, таких как Детская школа народных ремесел в г. Архангельск, Школа ремесел «Народные мотивы» в г. Чехов, Школа народных ремесел в г. Кострома, Школа художественных ремесел «На Домниковке» в г. Москва

и др.). Однако можно определить факторы, которые позволяют образовательной организации использовать потенциал народных промыслов без ущерба другим важным элементам обучения и воспитания:

• Культурологический подход к изучению народных промыслов. Культурологический подход предполагает изучение истории, художественных особенностей традиционных промыслов в контексте времени. Известный исследователь фольклора Б.Н. Путилов (1994) подчеркивал, что мы рискуем обеднить эстетику народной жизни, если будем воспринимать народное искусство только как художественное произведение вне традиционного миропонимания, уклада жизни, объединяющего эстетическое и функциональное начала.

• Интеграция как механизм освоения народных промыслов. При нехватке учебного времени в современной школе и необходимости достижения метапредметных результатов обучения оптимально использование методик, включающих элементы информации и навыков изготовления предметов народных промыслов в другие учебные предметы (изобразительное искусство, географию, биологию, математику и др.) (Гуманитаризация образования...).

• Опосредованное обучение народным промыслам. Конечно, интересны специальные занятия и мастер-классы по традиционным промыслам, но в современной школе удобнее изучать народное искусство опосредованно через знакомство с современным искусством, отечественной историей, экскурсиями в музеи и на производство и пр.

• Равновесие между региональными и исторически значимыми промыслами. При составлении программы изучения традиционных промыслов в школе следует учитывать необходимость знакомства обучающихся с исторически значимыми для отечественной культуры промыслами, при этом важно уделять достаточно времени изучению народных промыслов региона проживания.

• Системно-деятельностных подход. В соответствии с ФГОС любое обучение должно сочетаться с активной работой каждого школьника. По этой причине

теоретические занятия по изучению народных промыслов не достигают основной цели - воспитания и инкультурации школьников. Конкретный результат - творческий продукт -повышает у обучающихся мотивацию к дальнейшему самостоятельному освоению народной культуры.

Наше исследование проходило в 2018/19 учебном году в московской школе № 46 в три этапа:

1- диагностический этап, на котором был определен уровень знаний и интереса школьников к народным промыслам;

2- формирующий этап включил в себя разнообразные формы работы по освоению обучающимися народных промыслов;

3- обобщающий этап, показывающий динамику изменений в мотивации и интересе к народным промыслам у школьников.

Обучающиеся (10-15 лет) отвечали на вопросы в начале и в конце учебного года. Так на вопрос «Что вы знаете о народных промыслах России?» ответили «Ничего не знаю» 73% школьников, соответственно 27% назвали некоторые промыслы, такие как матрешка (без уточнения места производства), вологодское кружево, паловопасадские платки, гжель и хохлому. В конце учебного года все опрошенные школьники знали несколько промыслов; многие (54%) могли отличить семеновскую, загорскую и вятскую матрешку; некоторые школьники (26%) могли рассказать о истории создания промысла и художественных особенностях.

На диагностическом этапе на вопрос «Нужны ли в современной жизни народные промыслы?» большинство (84%) ответили отрицательно, а подростки, ответившие положительно, затруднялись сказать: зачем же нужны народные промыслы сегодня. На обобщающем этапе «Нет» ответил 31% респондентов, остальные понимали, зачем необходимо сохранение и развитие традиционных промыслов сегодня («Чтобы сохранить память о прошлом», «Чтобы почувствовать свои корни», «Страна через народные промыслы сохраняет свою особенность», «Это очень красиво», «Промыслы всегда в моде, например, павловопасадский платок. Я такой ношу. Мне нравится»).

На формирующем этапе были использованы разнообразные формы обучения и воспитания, которые не изменили образовательный процесс, а интегрировали народные промыслы в привычную школьную жизнь:

• Урок и внеурочная деятельность. Легче всего народные промыслы интегрировались в такие предметы как изобразительное искусство и технология. Ребята рисовали, лепили, шили, конструировали из бумаги, то есть создавали собственный творческий продукт на основе народных промыслов. Сложнее пришлось другим учителям, но они нашли возможность придумать интересные формы взаимодействия науки и традиционного искусства. Например, на уроке математики изучали симметрию и ритм на основе вологодского кружева; на уроке географии при изучении месторождений черных и цветных руд рассматривали причины появления на Урале Каслинского чугунного литья; на уроках истории рассматривали причины возникновения промыслов в XVII-XVIII веках и т.д.

• Дополнительное образование. Студия изобразительного искусства и кружок рукоделия добавили в свой план изучение народных промыслов. Наиболее интересны в данном случае разовые мастер-классы специалистов, которые знакомят разновозрастные группы (школьники разных возрастов, родители, члены семьи, учителя) с правилами изготовления простых декоративно-прикладных изделий (бисероплетение, керамика, роспись деревянных заготовок и

др.).

• Образовательный туризм. Особое значение имеет посещение музеев (например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства; Музей матрешки в г. Сергиевом Пасаде; региональные краеведческие музеи, имеющие экспозиции народных промыслов и пр.) и мастерских народных промыслов (Гжель, Палех, Дымка и др.). На экскурсии или на мастер-классе школьники погружаются в художественно-историческую среду и понимают значение традиционного искусства для современного человека.

• Художественное событие (термин Б.П. Юсова).

Художественное событие организуется в школе на основе традиции (например, масленица, ярмарка) и является итоговым мероприятием, в котором участвует вся школа.

Сохранение и развитие традиционных художественных промыслов как национальной ценности, которая определяет самобытность народа, часть культурного наследия страны, ресурс дальнейшего духовного развития культуры не может существовать без образовательных стратегий. Несомненно, современной школе необходимо использовать в своей деятельности потенциал народных промыслов, используя разнообразные возможности, заключенные с самом традиционном искусстве.

Благодарности. Авторы выражают благодарность директору Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Школа №46 Луговскому Кириллу Игоревичу за представление площадки для исследования и учителю школы Субботиной Юлии Викторовне за помощь в проведении исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы (педагогика искусства в школе): научно-методическое пособие. М.: Синергия, 2012. 376 с. Каган М.С. 1997. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК

«Петрополис». 205 с. Максимович В.Ф. 2018. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике высшей школы народных искусств. - Педагогика искусства. 1: 55-60.

Некрасова М.А. 2003. Народное искусство России в современной культуре. М.:

«Коллекция М». 256 с. Путилов Б.Н. 1994. Фольклор и народная культура. Отв. ред. А.С. Мыльников. СПб: Наука. 239 c.

Флиер А.Я. 2012. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии. - Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май - июнь) - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ [30.06.2019].

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 30.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.