Лебедев В.С. ©
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тюменский государственный институт культуры
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме, гуманистическому и культурологическому подходу в формировании личности дошкольника, стремлению к вечным человеческим ценностям: уважению к человеку, служению истине, добру, красоте, общественному прогрессу.
Чтобы обеспечить эту гуманно-культурологическую миссию российского образования необходимо, прежде всего, осознать роль и значение социального воспитания в общей структуре образования, а также определить его содержание, формы и условия осуществления. О чем и пытается сказать автор.
Ключевые слова: социализация, социальное воспитание, культурологический подход, принцип гуманистического процесса.
Lebedev V. S.
Honored teacher of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences associate professor of humanitarian disciplines, Tyumen state institute of culture
CULTUROLOGICAL APPROACH IN SOCIAL EDUCATION OF PRESCHOOL
CHILDREN
Summary
Article is devoted to an actual problem, humanistic and culturological approach in formation of the identity of the preschool child, to aspiration to eternal human values: to respect for the person, service to truth, good, beauty, public progress.
To provide this humane and culturological mission of Russian education it is necessary to realize, first of all, a role and value of social education in the general structure of education, and also to define its contents, forms and conditions of implementation. About what the author tries to tell.
Keywords: socialization, social education, culturological approach, principle of humanistic process.
Современная концепция воспитания, вытекающая из общей гуманистической парадигмы образования, рассматривает воспитание, прежде всего, как создание условий, стимулирование развития и саморазвития личности, реализация и умножение ее потенциала, развитие ее мотивации, ценностных ориентаций. Разнообразных способностей в интересах самого человека, общества и государства.
Речь идет о гармоничном сочетании в развитии личности, индивидуальных особенных черт и социально-значимых качеств: гражданственности, патриотизма, честности, толерантности, ответственности, трудолюбия; о гармонии физического здоровья и духовного совершенствования; о единстве интеллектуального и образно-эмоционального начала, стремления к познанию мира и его преобразованию, устойчивому развитию с сохранением
© Лебедев В.С., 2015 г.
экономического равновесия, как природного, так и антропологического (связанного с деятельностью человека). [4.с.5]
Важное значение формированию всех этих качеств мы придаем созданию условий и педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, так как в это время ребенок наиболее восприимчив. Кратко рассмотрим, что такое социализация и социальное
воспитание.
Социализация - процесс усвоения индивидуумом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических и психолого-
педагогических факторов, означающих включение личности в систему общечеловеческих отношений и деятельность по воспроизводству данных отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина Отечества.
При социализации личности решается огромный комплекс задач. В социальном плане - это интеграция личности в обществе, т. е. усвоение элементов духовности, культуры, ценностей, норм, на основе которых формируются социально-значимые качества личности. В философском плане социализацию мы рассматриваем как проблему социальных
отношений. В психологическом аспекте социализация означает развитие личности. Педагогический аспект социализации рассматривается как интеграция философского и психологического понятий, но дополняется вопросами содержания, организации, методики социального воспитания. Однако, мы должны помнить, что социализация - это в основном стихийный процесс. А значит, что вместе с положительными факторами, также «успешно» влияют и отрицательные, ненужные, мешающие нам жить. В некоторых случаях отрицательные явления или обстоятельства своей необычайностью влияют более эффективно, чем нам хотелось бы.
Поэтому, наряду с социализацией в педагогике чаще используется термин социальное воспитание. Это процесс целенаправленный, управляемый, имеющий специфику, ставящий определенную цель и решающий задачи, чтобы достичь поставленной цели.
Безусловно, социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовки личности. Значит, социальное воспитание включает новые социальные условия жизни, предполагающие необходимость формирования новых социально значимых качеств личности, способной адаптироваться к условиям нестабильного, динамично меняющегося социума. [5.с.10-11]
Особую роль в формировании личности, развитии ее творческих способностей, инициативы, социальной устойчивости, мы придаем культурологическому подходу.
Воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.
Отметим, что принцип культуросообразности социального воспитания заключается в закономерности соотношения культуры и формирования личности. Социальное воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать лучшими образцами культуры нации, страны, мировой цивилизации. Культурологический подход в социальном воспитании россиянина любой национальности заключается в сопричастности ко всему тому, что делается в дошкольном учреждении. Как правило, детский сад посещают дети различных национальностей. Наш анализ национального состава дошкольных учреждений показал, что в каждом детском саду насчитываются дети от 10-ти и более национальностей. Поэтому вопросы толерантности и уважения различных культур являются в деятельности воспитателя приоритетными.
Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к социальному воспитанию как русских, так и татар, чувашей, башкир, многочисленных кавказских народов и многих других народов, населяющих Россию. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и качественных исследований (К.Ш. Акияров, Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волкова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов).
Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Говоря о культурологическом подходе, мы не можем не сказать о профессиональной или педагогической культуре воспитателя. «Педагогическая культура» нами рассматривается как культура человека, для которого характерны специфичность, уникальность, а для педагога особенно - его мастерство. А.С. Макаренко по этому поводу говорил, что мастерство воспитателя есть не что иное как мастерство организатора жизни детей. Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми. Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и
нравственностью.
Наши опросы заведующих детских садов г. Тюмени показали исключительную активность использования культурологического подхода в воспитании дошкольников. Из 55 опрошенных руководителей, все 100% подтвердили культурологические методы, формы социального воспитания детей-дошкольников.
Социальная педагогика является руководящей, одной из основных наук для педагога-воспитателя детского дошкольного учреждения в воспитательной деятельности по формированию нравственно-эстетических, духовных, патриотических, качеств личности ребенка, способствующих развитию толерантности и уважительного отношения к культурам других народов, неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма.
Поскольку культура - это порождение цивилизации и цивилизованного образа жизни, то все предметы, которые окружают современного цивилизованного человека, также несут в себе определенный культурный потенциал. В каждом из них отражены определенные идеалы и ценности того, кто их производил. Поэтому, с одной стороны, предмет представляет собой определенную ценность, с другой - он прямо или косвенно оказывает влияние на формирование культуры ребенка.
Человек как субъект образовательной среды в некотором образовательном пространстве взаимодействует с определенным окружением, которое существенным образом влияет на его развитие. [2.с. 125]
Культура, представленная различными народами, этническими группами и общностями создает уникальную полиэтническую, поликультурную образовательную среду, своеобразие которой определяется зачастую особенностями региона, его культурным наполнением и насыщенностью. Разнообразие пересекающихся культур, традиций. Обрядов несущих их представителями из своих семей, окружения, в одном образовательном дошкольном учреждении создают особую культурную среду. Создаваемое образовательное пространство требует от воспитателя детского сада особой подготовленности, внимания и мастерства.
Мастерство педагога - это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов, методов. Вытекающих из закономерностей обучения и воспитания законов организации деятельности детей.
Ю.П. Азаров в своей замечательной книге «Искусство воспитывать» писал: «Мастером становится тот, кто заботясь о технологии воспитательного процесса развивает всю систему отношений, обеспечивающих свободное развитие каждого, кто постоянно стремится выйти за пределы достигнутого, выдвигая все новые и новые задачи». [2.с.203]
С точки зрения педагогики, культурологический подход в социальном воспитании становится все более значимым, находит понимание и поддержку как ученых-педагогов естественников и гуманитариев, так и педагогов-практиков. Н.Е. Щуркова пишет:
«Воспитание - это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе,
сознательно строить свою жизнь, достойную человека». Далее Надежа Егоровна указывает на то, что «воспитание активно осуществляется только там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание образа жизни, достойной современного человека, современного общества: ребенок читает, слушает музыку, чистит зубы и принимает душ, ест приборами, выражает свою любовь окружающим, проявляет заботу о слабых». [7.с.7]
Действительно, воспитание - это не только результат деятельности профессионала-педагога, а это целенаправленная организованная жизнь ребенка в контексте конкретной культуры.
Разработке культурологического подхода в воспитании большое внимание уделено в исследованиях Е.В. Бондаревской, которая и в развитии педагогической теории, и в совершенствовании педагогической практики рассматривает воспитание, как процесс возрождения человека культуры. В связи с этим она акцентирует внимание на том, что «воспитание, понимается как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры, обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса собственного развития и жизнетворчества. [3. с.3].
Наши исследования говорят о том, что имеющийся культурный потенциал города, детскими дошкольными учреждениями используется, мягко скажем, недостаточно. Посещение дошкольниками музеев, картинных галерей, театра кукол происходит в небольших количествах. Наш опрос показал, в среднем по городу организованных выездов детьми детских садов в учреждения культуры происходит 2-3 раза в год. А некоторые коллективы, в силу различных обстоятельств, вообще не выезжают в культурные центры. Однако, этот недостаток компенсируется воспитательной работой в семьях. Каждая вторая семья регулярно посещает музеи, картинные галереи, выставки, театры кукол и драматический, цирк и другие культурно-массовые мероприятия, проходимые в городе. Из наших опросов, не нашлось ни одной семьи, которая бы не участвовала в городских массовых мероприятиях вместе с детьми.
В связи с выше сказанным, мы предлагаем рассматривать социальное воспитание детей дошкольного возраста с позиции культурологического подхода, гораздо шире, чем есть сейчас, а именно включить в воспитательную работу выполнение следующих рекомендаций. 1) Рассматривать личность ребенка как человека культуры, максимально используя весь имеющийся культурный потенциал города, в том числе и пропагандистскую информацию среди родителей; 2) Во время любых занятий обращать внимание на достижения отечественной и зарубежной культуры; 3) В общении с родителями не упускать шанс поговорить о культуре общения, взаимоуважении и взаимопонимании; 4) В план воспитательной работы обязательно включать практические мероприятия, связанные с культурным общением в быту, общением девочки и мальчика, отношения к старшим и др.; 5) Особое внимание обращать на нравственную, физическую, эстетическую профессиональную культуру и поведение педагога-воспитателя.
Культурологический подход в социальном воспитании невозможно представить без гуманистического отношения к личности, особенно ребенка - дошкольника.
Гуманистический подход в социальном воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность, представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагоги права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие являются приоритетными. Гуманистический подход в воспитании ориентирован на то, что взаимодействие «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,
справедливости и любви.
Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного,
открытого внешнему миру. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодня малыш. [6.с. 12]
Гуманистическая парадигма предполагает создание реальных педагогических условий, особенно воспитания, чтобы ценности и ценностные ориентации воспитателя и воспитанника проявлялись в истинно человеческих качествах, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и проявления в деятельности. Все это возможно при условии, что педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творчества, культуры труда, поведения и т.д. При этом мы имеем в виду отказ от традиционных форм и методов воспитательной работы в дошкольном учреждении, а о поиске новых, более жизнеспособных и жизненно соответствующих времени, смещении приоритетов, о качестве функционирования и развития педагогической системы.
Принципы гуманного и культурологического педагогического процесса требуют от учителя, родителей того, чтобы «устроить педагогический процесс и окружающий мир, чтобы в центре и главным был ребенок», - пишет Ш.А. Амонашвили в своей замечательной книге «Размышления о гуманной педагогике».
А далее Шалва Александрович предлагает целый Кодекс о формировании личности ребенка, в котором:
1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «Истинно человеческое» -иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.
2. Познал себя как человека.
«Как человека», т.е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для природы, для творчества и труда, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.
3. Проявлял свою истинную индивидуальность.
4. Находил общественный простор для развития своей истинной природы.
«Истинная природа» - безграничность возможностей, задатков, особенностей,
талантов, в общем, всего дара от Природы.
5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.
Интересы ребенка - его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания, «общечеловеческие интересы» - значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье и др.
«Были представлены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления». [1. с.191-192].
Нам представляется, что сформулированные Ш.А. Амонашвили закономерности и принципы в своей основе отражают и интегрируют наиболее значимые стратегии современного гуманного подхода в социальном воспитании.
Таким образом, гуманно-культурологический подход в социальном воспитании, по мнению автора, является наиболее эффективным средством и результатом формирования личности дошкольника, понимаемый как факт операционного владения набором знаний, умений, навыков, опыта поведения, широтой мировоззрения, характерных для гуманистических отношений в процессе усвоения и активного воспроизведения индивидом социального и культурного опыта.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/Ш.А. Амонашвили, Москва, 1996.
2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика/Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. щеглов «Академия», Москва, 2008.
3. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности/Е.В. Бондаревская, Ростов-на-Дону, 1991.
4. Загвязинский, В.И. Современная концепция воспитания и условия ее реализации/В.И. Загвязинский//Образование. Городской научно-методический журнал №2, Тюмень, 2002.
5. Лебедев, В.С. Социальное воспитание школьников/В.С. Лебедев, Тюмень, 2007.
6. Сухомлинский, В.А. О воспитании//В.А. Сухомлинкий, Изд. Политическая литература, Москва, 1975.
7. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры/Н.Е. Щуркова, М., 1997.