РАЗДЕЛ IV
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.851. (574)
М. А. Скиба, Е. Н. Саке нова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОЦЕСС, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ
Стремительное изменение информационной сферы, изменение рынка труда, социальный заказ общества, требуют, чтобы школьное образование стало универсальным. То есть оно должно способствовать развитию интегративной, саморазвивающейся, самоопределяющейся и социально адаптированной личности. Выполнить это требование возможно при реализации следующих условий.
Г лавной функцией образовательного процесса является передача обучающемуся опыта, накопленного обществом (культуры), что подразумевает формирование у обучающегося целостных образов, личностных структур и способностей, которые делают для него осуществимой самостоятельную ориентацию в информационном, деятельностном мире, гармоничное развитие в трансформирующемся социуме [1].
Отличительными признаками культуры в контексте современных исследований является:
- представление о культуре как о разделяемой всеми системы ценностей, символов, значений.
- понимание культуры как того, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов, формирование на этой основе внегенетической программы поведения и жизнедеятельности человека.
- представление о культуре как обо всем том, что транслируется от поколения к поколению.
Анализируя содержание образовательного процесса можно отметить, что преемственность является неотъемлемой сущностной характеристикой образовательного процесса. В сущности, само образование является механизмом обеспечения преемственности между поколениями посредством целенаправленной трансляции культуры,
«Образование как официальный институт общества призвано воспитывать подрастающее поколение в традициях господствующей культуры,
помогать ему в усвоении выработанных этим обществом способов интерпретации природных и социальных явлений,,. оно также способствует формированию у каждого молодого человека самосознания, т. е. представлений о своих возможностях и о своем месте в мире» [2, с. 29]
Образовательная система, как школы, так и вуза, не может дать обучающемуся запас знаний на всю жизнь, но она должна дать ему опорные знания; развить его мышление, познавательную самостоятельность; научить оценивать новые факты, явления, идеи; сделать его способным к отбору, восприятию, осмыслению и использованию полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности, то есть содействовать и способствовать формированию образованности обучающихся.
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы подчеркивается, что современных условиях возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны, «В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).» [3].
Образовательный процесс в настоящее время строится в соответствии с личностно-ориентированной, направленной развитие личности, образовательной парадигмой. Его характеристиками являются:
- открытость в проектировании образовательной среды и образовательной траектории;
- гуманистическая направленность;
- фундаментальность;
- личностная ориентация образовательного процесса;
- комплексный подход к развитию учебной и профессиональной компетентности;
- целостность;
- контекстность (профессиональная направленность);
- современное информационное и программное обеспечение образовательного процесса;
- коммутативность - характеристика, отражающая поведение информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники ее получения, анализ и хранение, наличие и свойства обратной связи и т, д.).
Образование обеспечивает, с одной стороны, трансляцию культуры, в широком понимании, от поколения к поколению, с другой, - создание новых форм, образцов и преобразование культурных традиций. Образование является сложным социокультурным феноменом, это социальный институт, осуществляющий целенаправленный личностно-ориентированный непрерывный процесс становления, развития личности в интересах общества и государства. Современное образование часто рассматривается как процесс становления, развития, а также раскрытия способностей человека, обладающего новым мышлением и широким кругозором, способным адекватно понимать себя и окружающий мир, представлять тенденции мирового развития. Поэтому образование переориентируется:
- на становление человека в культуре, гуманизацию и гуманитаризацию образования;
- учет направленности социокультурных перемен в обществе, изменение социального заказа;
- открытость и мобильность, постоянная модернизация в образовательных процессов;
- учет теоретических закономерностей, системного, процессного и личностно-ориентированного подходов;
- учет практического опыта работы образовательных учреждений;
- анализ и осмысленное, контекстное внедрение передового зарубежного опыта;
- ориентация учителя на организацию образовательной деятельности учащихся по освоению универсального способа постижения действительности;
- сотрудничество всех заинтересованных сторон: педагогов школы, родителей и учеников, ученых, профессорско-преподавательским составом ВУЗов, и т. д.;
- гибкость и мобильность образовательной системы, предусматривающей научно-методическое, психо лого-педагогическое, материально-техническое обеспечение в отношении личности ученика;
- элитарность образования (отбор детей, имеющих повышенный уровень мотивации к получению образования; обеспечение повышенного уровня профессиональной компетентности учителей на основе конкурса учителей).
Так как главной функцией образования является передача социально востребованного, актуального опыта, накопленного предшествующими поколениями, то содержание образования состоит из основных элементов этого опыта. В связи с этим главным результатом образования становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций, составляющих образованность обучающихся. Образованность обучающегося должна обеспечивать эффективную жизнедеятельность в современной социокуль-
турной ситуации, характеризующейся стремительным устареванием знаний и компетенций; интенсивным информационным потоком, разными стартовыми условиями, жесткой конкуренцией. Образованность формируется не только в процессе обучения, но и при самостоятельной образовательной деятельности обучающегося.
Таким образом, образование перестает быть подгонкой обучающегося под определенный стандарт, оно оказывается средством расширения деятельностных способностей индивида, развитием его компетенций, формированием жизненной и профессиональной компетентности. Соответственно и образования представляет собой педагогически интерпретированную систему основ культуры , то есть социальный заказ в образовательной сфере (по И. Я. Лернеру [4]). Тогда и образованность является совокупностью соответствующих компонентов личностного опыта: познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов (образов); осуществления известных способов деятельности - в форме умения действовать по образцу; творческой поисковой деятельности - в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (эмоционально-чувственного отношения к цели, процессу и результатам деятельности).
Следует отметить, что состав содержания образования является педагогической интерпретацией поставленных обществом целей, которые выступают на каждом уровне как элементы этого состава и изменение социального заказа общества приводит к изменению содержания образования. В то же время термин «содержание образования» в научных, научно-методических исследованиях часто используют, вкладывая в него различный смысл. Наиболее часто под ним скрываются «содержание обучения», «содержание образовательного предмета». Однако, понимая образования как систему, включающую двусторонние процессы обучения, воспитания, развития, социализации и односторонние самообучения, самовоспитания, саморазвития, познавательной самостоятельности, творчества можно сделать вывод, что содержание образования является сложным системным образованием и его содержание должно состоять из двух частей: определенной обществом (интерпретация социального заказа) и определенной потребностями конкретной личности.
Усвоение образовательного стандарта, формирование математической образованности обучающимися во многом зависит от учета в образовательном процессе структуры математического образования.
Общекультурная составляющая образовательного стандарта делится на три части: культурологическую, практическую и развивающую. Культурологическая часть состоит из следующих блоков: формирование мировоззрения, усвоения видов деятельности, усвоения способов мышления, познание
себя и мира математическими методами. Практическая часть включает в себя: жизненные потребности в математике, оценку, контроль, прогнозирование, рефлексию, адекватное применение математических методов и способов деятельности. Развивающая часть: ядро для продолжения образования, база для усвоения других предметов, потребность к самообразованию.
Базовый компонент (инвариант) математического образования должен гарантировать обществу, что при всем многообразии конкретных условий, после завершения определенного образовательного уровня у обучающихся будут сформированы математические компетенции, удовлетворяющие как потребности в математике, обеспечивающие полноценную математическую деятельность (принцип конвертируемости), так и способствующие развитию общих способностей учащихся .
Усвоение всего объема обязательной части (общекультурной) образовательного стандарт является необходимым условием для перехода на следующую ступень обучения.
В базовом компоненте содержания образования можно выделить общекультурную, практическую и развивающую части.
В общекультурной части нами выделяются следующие составляющие:
- формирование мировоззрения,
- усвоения видов деятельности,
- формирование математического мышления,
- владение математической речью,
- познание себя и мира математическими методами.
В практической части:
- жизненные потребности в математике,
- представление о возможности применения математики в выбранной сфере деятельности,
- оценку, контроль, прогнозирование,
- рефлексию,
- адекватное применение математических компетенций.
В развивающей части:
- ядро для продолжения образования,
- база для усвоения других предметов,
- формирование творческой личности (нестандартность мышления, умение видеть необычное в обычном, самокритичность, критическое мышление),
- развитие речи (простой, ясной, полной, убедительной, аргументированной, лаконичной, логичной, мотивированной и т, п.).
- потребность и способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Получение образования любого профиля на определенном образовательном уровне должно обеспечивать обучающимся получение стандарта образования, его базового уровня.
Математизация наук является закономерным, естественным процессом, позволяющим оптимизировать решение возникающих проблем, а также их исследование. В настоящее время происходит возрастание роли математических методов, как в научном исследовании, так и социальной жизни человека. Это обстоятельство отражается и наборе математических компетенций необходимых человеку как для осуществления нормальной жизнедеятельности в человеческом обществе, так и для адекватной профессиональной самореализации. Под компетенцией понимается способность (умение) мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. В состав компетенций, формирующихся при изучении математики, в частности входят: основные общенаучные методы познания и специальные эвристики, научное мировоззрение учащихся, математическое мышление, приобщение к опыту творческой деятельности, математическая речь, математическое моделирование реального мира, специальные математические приемы и т, д.
Понимая образованность как личностный результат образовательного процесса, и учитывая области ее применения, можно выделить следующие составляющие образованности: практическая; общекультурная; мировоззренческая; универсальная; профильная; специальная; научная.
В то же время для показателей образованности можно выделить следующие направляющие вектора (критерии).
Модель математической образованности учащегося:
Вектор 1: овладение конкретными математическими компетенциями, необходимыми для применения в практической деятельности, а также для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования в течение всей жизни;
Вектор 2: формирование представлений об идеях и методах учебного предмета как части науки, о математике как форме описания и методе познания действительности;
Вектор 3: формирование представлений о математике как значимой части общественной культуры, понимание роли математики в общественном прогрессе;
Вектор 4: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной жизни в обществе;
Вектор 5: развитие и формирование личностных качеств учащихся.
Образованность учащегося является не простой совокупностью показателей, сформированных на каком либо уровне, а суммой векторов, кол-линеарных направляющим векторам (критериям). Таким образом, можно
представим образованность как «-мерный вектор, с учетом составляющих, определяющих значение координат вектора.
Образованность учащегося является вектором, то есть характеризуется не только величиной, но и направлением. Координатная ось, определяемая первым базовым вектором, имеет только положительное направление, так как учащийся может или освоить компетенции, или их не освоить. Следовательно, проекция образованности учащегося на данную ось является неотрицательной величиной и расположена на положительном направлении. Подобная ситуация складывается и по 2-4 осям, определяемых базовыми векторами. Так нельзя сформировать у учащегося невнимательностьэто не сформированная внимательность, забывчивость - это не развитая, не тренированная память, А вот по оси, определяемой 5 базовым вектором, проекция образованности может находиться, как на положительном, так и на отрицательном направлении.
Усвоение образовательного стандарта, формирование математической образованности обучающимися во многом зависит от учета в образовательном процессе структуры учебного предмета, структуры и логики развития науки как части культуры. Выявление внешней и внутренней структуры образованности позволяет адекватно и эффективно организовывать образовательный процесс. Учитывая, что математическое образование становится основным средством расширения деятельностных способностей индивида, необходимым условием всестороннего развития его компетенций, формирования жизненной и профессиональной компетентности, большую значимость приобретает принцип получения образования с помощью математики, который заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития и образованности человека для его продуктивной жизнедеятельности в социальном обществе.
Библиографический список
1. Скиба, М. А. Методика формирования готовности будущих учителей к отбору содержания математического образования в условиях дифференциации школ [Текст]: дис.... канд.пед.н. - Алматы, 2001. - 141 с.
2. Брунер, Дж. Культура образования. [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459. Источник: справочная правовая система ЮРИСТ.
4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981, - 185 с.