Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2019
УДК 796.011.1
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург
Аннотация
Базисом знаний о культуре физической выступают отдельные науки (философия, история, педагогика, психология, биомеханика, биофизика, физиология и др.), в рамках, которых формируется и раскрывается ее роль в антропо-социогенезе естественноисторического развития мировой культуры. В качестве методологической основы, выступает наука «культурология», которая объединяет все многообразие аспектов культуры, науки и образования в единую систему. Многомерность культуры физической способствует проникновению ее в ряд социокультурных процессов современной жизни человека. Она объединяет в себе систему материальных и духовных ценностей, тем самым характеризуя определенный этап развития общества. Физическая культура обеспечивает педагогические условия для формирования личностных и профессиональных качеств человека его мировоззренческих взглядов и поступков в принятии решений.
Ключевые слова: физическая культура, развитие, социогенез, духовные ценности, образование, воспитание.
CULTUROLOGICAL APPROACH IN THE RESEARCH OF SOME ASPECTS OF THE CONCEPT "PHYSICAL CULTURE"
Aleksandr Semenovich Rozenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg, Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ministry of Internal Affairs Ural Legal Institute of Russia, Yekaterinburg
Annotation
The bases of knowledge about the physical culture are separate sciences (philosophy, history, pedagogy, psychology, biomechanics, biophysics, physiology, etc.), within the framework of which its role in the anthropo-sociogenesis of the natural history of world culture is formed and disclosed. As a methodological basis, the science of "cultural studies" has come, which combines all the diversity of aspects of culture, science and education in a single system. The multidimensionality of physical culture contributes to its penetration into a number of the sociocultural processes of the modern human life. It combines a system of material and spiritual values, thereby characterizing a certain stage in the development of society. Physical culture provides pedagogical conditions for the formation of the personal and professional qualities of a person, of his ideological views and actions in decision-making.
Keywords: physical culture, development, sociogenesis, spiritual values, education, upbringing.
В настоящее время понятие «физическая культура» обычно рассматривается с позиции деятельностного подхода. Википедия характеризует эту дефиницию как: «социальную деятельность, направленную на развитие психофизических способностей человека, а также на сохранение и укрепление его здоровья, в процессе специально организованной двигательной активности».
Аксиология «физическую культуру» рассматривает с точки зрения совокупности материальных и духовных ценностей, созданных обществом в целях физического, психического и интеллектуального развития человека и передачи этих ценностей потомкам
посредством образовательной деятельности. В этом контексте, образование есть не что иное, как социальный институт целенаправленной передачи знаний и человеческого опыта последующему поколению. Естественно, что тот объем новых культурных ценностей, ко -торые воспроизводятся ежегодно, ежедневно и ежечасно, не отменяют значимости суммы культурных ценностей, наработанных человечеством ранее [2]. В имеющейся ситуации новые ценности «приращиваются» к ранее наработанным, формируя платформу для последующего культурологического «скачка».
Следует понимать, что в границах одной человеческой популяции освоить весь спектр ценностей культуры невозможно. В связи с чем, культуру всегда осваивают избирательно на основе принципов вариативности и личностного предпочтения. Для «физической культуры» обозначенные принципы тоже характерны, так как в ее структуре насчитывается более десятка компонентов. Это: рекреационная физическая культуры, адаптивная физическая культура, физическое воспитание детей и подростков, коррекционная физическая культура, лечебная физическая культура, спортивная тренировка и т.д. Каждый из перечисленных компонентов в определенных социальных условиях становится той базовой культурологической единицей, освоив которую человек получает необходимые знания, умения и навыки необходимые в его профессиональной деятельности. Исходя из сказанного, можно заключить, что образование в своем полиморфизме есть не что иное, как система действий по овладению культурой [2]. Иными словами, образование является той связующей единицей, которая объединяет все компоненты культурологической системы в единое целое. По мнению В. Л. Бенина образование и культура это две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза [2]. Необходимо отметить, что базисом знаний о культуре физической выступают отдельные науки (педагогика, психология, биомеханика, биофизика, физиология и др.), в рамках которых формируется исходный синтез и анализ ее феноменов и артефактов. При этом, в качестве интегративной методологической основы, выступает наука культурология, которая объединяет все многообразие аспектов культуры, науки и образования в единую систему.
В образовательной системе вуза совокупность культурологических дисциплин выполняет особую связующую роль: «... объединяет три основных целевых компонента в его преподавании - культурологический, педагогический и личностный» [1, 2]. Культурологический аспект раскрывает закономерности развития мировой культуры и культуры физической как естественноисторического процесса. Только при его учете можно правильно понять диалектику общего и единичного в истории, экономике, политике, культуре [5]. Педагогический аспект направлен на развитие у студентов базовых знаний умений и навыков, необходимых для формирования системного анализа изучаемых научных дисциплин, воспринимаемых сквозь призму эволюционного развития культуры. Личностный аспект обращен на индивидуальное общекультурное развитие молодых специалистов.
На сегодняшний день в системе образования основной упор делается не на передачу учащемуся неких конкретных знаний, умений и навыков (ЗУН), а на привитие умений и владений самостоятельного освоения новыми знаниями и, самое главное - формирование внутренней мотивации к самообразованию и саморазвитию. Мы поддерживаем мнение В.Л. Бенина, который раскрывает некоторые аспекты сущностного понимания культуры. По его мнению, «. только исторически активная творческая деятельность человека способна приумножить культурные ценности социума, при этом создавая условия для эффективного развивая самого человека как субъекта деятельности» [2].
Следует уточнить, что эффективность созидательно-преобразующей деятельности человека во многом зависит от уровня его культуры. Профессор Л.Н. Коган в своих работах аргументированно доказывает, что именно культура определяет нормативные требования к любой деятельности человека. А посему видов культуры столько, сколько видов самой человеческой деятельности [5].
В этой связи мы будем исходить из разделения культуры по видам деятельности, усматривая при этом технологию воспроизводства «культуры физической» как продукта человеческой деятельности.
В. А. Максимович, В.А. Коляда, С.К. Городницкий в структуре культуры физической выделяли деятельностный, предметно-ценностный и персонифицированный компоненты. И.П. Зайцева рассматривает физическую культуру через призму интеллектуального, дея-тельностно-практического, потребностно-мотивационного и духовно-нравственного подходов. В ее работе физическая культура «проявляется», как интегративное свойство личности, где в качестве компонентов выступают ценностные ориентации, мотивы деятельности, технологии, методики и продукты труда [4].
Таким образом, физическая культура предстает перед нами, как многокомпонентная социально обусловленная система, неразрывно связанная с образовательным и воспитательным процессом. Она проявляется в виде педагогического процесса, направленного действия по передаче накопленного опыта в качестве знаний, умений, навыков, а также интеллектуальных и материальных ценностей последующим поколениям [3]. Такой подход позволяет нам рассматривать педагогическую деятельность, как одну и видов профессиональной культуры, которая предполагает наличие специальных знаний, умений, навыков, и владений (компетенций), при их реализации в учреждениях образовательного, и просветительного типов. Следует признать, что одним из проявлений профессионализма в той или иной сфере деятельности является специфический тип мышления, который накладывает свой отпечаток на ментальность и поведение человека, что в психологии называется «профессиональная деформация». Для педагогов (в том числе и работающих в области физической культуры) профессиональные деформации наиболее характерны [3]. Рассматривая физическую культуру в общепедагогическом контексте, необходимо отметить широту ее педагогического воздействия на определенные группы общностей. В частности: трудовой коллектив, семья, группа по месту жительства, по месту учебы, отдыха и т.д.
В одной из своих работ В. Л. Бенин проводит анализ проникновения культуры физической в различные сферы жизни социума (в экономическую, эстетическую, политическую, экологическую и т.п.). Рассматривая физическую культуру с точки зрения финансово-инвестиционной политики необходимо отметить ее активную интеграцию в целый ряд инновационных бизнес проектов [3]. А большая социальная востребованность физической культуры, побудила наши госструктуры интенсифицировать процесс развития спортивно-физкультурной инфраструктуры (это современные стадионы, плоскостные сооружения, бассейны, беговые дорожки, заводы и фабрики, производящие спортивный инвентарь, одежду, питание, тренажеры и т.п.). В результате появились новые рабочие места. Стал развиваться малый и средний бизнес, вносящий значимую лепту в современную экономику.
Помимо экономической составляющей, физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью эстетического воспитания народонаселения нашей страны. Ведущие телевизионные каналы онлайн транслируют соревнования по целому ряду спортивных дисциплин, где спорт переплетается с искусством, создавая предпосылки для формирования вкусов и потребностей граждан (спортивные танцы, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание и т.п.). Наряду с этим, зрелищность соревновательной деятельности вызывает аффективный ответ индивида, способствуя его эмоциональному развитию и самосовершенствованию.
Организация крупных спортивно-зрелищных мероприятий, особенно таких, как Олимпийские Игры или Чемпионат Мира по футболу, требует от руководства страны принятия волевого политического решения необходимого для конструктивного осуществления поставленной задачи. Если в 70-80 годы XX столетия в нашей стране был лозунг «Спорт вне политики», то в настоящее время спортивно-соревновательная деятельность является неотъемлемым компонентом политики, формирующей имидж государственной власти.
Спортивные достижения национальных команд зачастую становятся предметом интереса широких слоев общества. В некоторых случаях проведение соревнований международного уровня используются в качестве инструмента предвыборных кампаний - политического влияния на сознание электората [6]. Не малую роль в структуре культуры социума занимает экология человека. На сегодняшний день бурно развивается система экологических знаний в различных профессиональных направлениях деятельности человека. Это медицина, политика, культура, биология и т.д. Возникло новое направление в науке «экология» - «экология физической культуры и спорта», которая рассматривает влияние внешней среды на организм человека в процессе его физкультурно-развивающей деятельности.
Все это указывает на проникающую многомерность культуры физической в социокультурную сферу современной жизни. Эта культура намного шире культуры профессиональной деятельности, так как она объединяет в себе целую систему материальных и духовных ценностей, характеризующих определенный этап развития общества и обеспечивая педагогические условия для формирования мировоззренческих взглядов современного человека. Необходимо отметить, что физическая культура, как часть общей культуры общества является и неотъемлемой принадлежностью каждой отдельной личности. При этом базовые знания, умения и навыки физической культуры (в большей своей мере) транслируются профессиональной группой педагогов, каждый из которых может придерживаться того или иного типа образовательных систем: демократической, авторитарной [2].
Мерилом оценки классификации типов образовательной системы, по нашему мнению, могут являться доминирующие ценностно-потребностные ориентации педагогов, работающих в системе физической культуры и спорта. Для демократического типа образовательных систем свойственно уважительное сотрудничество ученика и педагога (тренера, воспитателя, учителя) с паритетными полномочиями, реализуемыми в учебно-тренировочном процессе. В этих условиях вектор ценностных ориентиров направлен на развитие следующих личностных качеств воспитанника: - это высокая порядочность, целеустремленность, организованность, любознательность, эмпатия, независимость. Для авторитарного типа образовательных систем свойственно подавлять личность воспитанника, тем самым создавая условия для безоговорочного подчинения обучающегося воле педагога - тренера. В этих условиях у обучающихся в качестве личностных ценностей формируется конформизм, послушание, дисциплинированность, отсутствие критического отношения к себе и образовательной деятельности и т.д.
Для спортивной деятельности, которая является неотъемлемой частью культуры физической, авторитарный тип управления педагогическим процессом, зачастую является наиболее результативным. Успешность такого типа управления, по нашему мнению кроется в том, что «авторитарный» тренер обладающий богатым профессиональным опытом, знаниями и спортивным чутьем (А.В. Тарасов, В.В. Лобановский И.А. Винер-Усманова и др.) может адекватно оценить внешние и внутренние противоречия (при решении поставленных задач) и, в жесткой форме заставить команду принять его концептуальную стратегию, которую многие не понимают - не принимают, и при этом добиться победы.
Именно поэтому педагогический процесс в области физической культуры и большого спорта многие причисляют к искусству, которому свойственно иррациональное - интуитивное. «Интуиция» по Фрейду - скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
ВЫВОДЫ
Культурологический подход позволил подтвердить и несколько расширить ранее имеющиеся понятия, касающиеся значимости физической культуры в культуре общечеловеческой. Физическая культура предстает перед нами, как многокомпонентная социально обусловленная система, неразрывно связанная с образовательным и воспитательным процессом. Она проявляется в виде педагогического процесса, направленного действия по передаче накопленного опыта в качестве знаний, умений, навыков, а также
интеллектуальных, материальных и духовных ценностей последующим поколениям. Как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры физическая культура, выработала ряд средств, методов и требований к обучению, воспитанию и развитию человека. Закономерности и механизмы функционирования физической культуры оказывают конструктивное социогенное воздействие на систему образования - расширяя и совершенствуя методологические аспекты воспитательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Бенин, В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис ... д-ра пед. наук / Бенин Владислав Львович. - Екатеринбург, 1996. - 32 с.
3. Бенин, В.Л. Сущность физической культурологии / В. Л. Бенин // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2003. - № 6. - C. 14-18.
4. Зайцева, И.П. Физическая культура для бакалавров : учебное пособие / И.П. Зайцева ; Ярославский гос. ун-т. - Ярославль : [б.и.], 2013. - 196 с.
5. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
6. Нуждёнов, К.Э. Спорт как инструмент политического воздействия на современное общество : дис. ... канд. полит. наук / Нуждёнов К.Э. - М., 2012. - 148 с.
REFERENCES
1. Andreev, V.I. (2000), Pedagogy: training course for creative self-development, Center for innovative technology, Kazan.
2. Benin, V.L. (1996), Theoretical and methodological bases of formation and development of pedagogical culture: dissertation, Yekaterinburg.
3. Benin, VL. (2003), "Essence of Physical Cultural Studies", Education and Science, No. 6, рр.
14-18.
4. Zaitseva, I.P. (2013), Physical culture for bachelors (study guide), Yaroslav.
5. Kogan M.S. (1974), Human Activity (Experience in System Analysis), Politizdat, Moscow.
6. Nezhdenov K.E. (2012), Sport as an instrument of political influence on modern society, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2019
УДК 378.147:378.018.439
КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Илья Юрьевич Глухенький, кандидат технических наук, доцент,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - выделение и обоснование критериев успешности поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении. Известно, что самоопределение - главный принцип современного образования и критерий его гуманизации, а успешность поддержки студентов в самоопределении - целевой ориентир и критерий эффективности функционирования образовательной среды. Слабая разработанность критериев успешности поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопределении препятствует дальнейшему развитию систем социально-педагогического мониторинга, технологий профессиональной подготовки и моделей гуманизации образования. В то же время, современными специалистами разработаны модели поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении, которые должны быть