УДК 378; 77.03.07
А. А. Борщевский
БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анализируется процесс развития физкультурного образования в нашей стране, определяется его цель и задачи с учетом тех реформ образования, которые проводятся в настоящее время.
Физическая культура принадлежит к числу гуманитарных наук и знаний и ее основной целью является формирование всесторонне развитой личности.
Выделена система приоритетов, определяющих развитие физкультурного образования, которые в первую очередь были бы направлены на овладение гуманистическими ценностями физической культуры и учитывали интересы и индивидуальные особенности личности человека.
Ключевые слова: мотивационная сфера личности, мировоззрение, система ценностей.
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999), предложениями рабочей группы Президиума Государственного совета Российской Федерации «О системе первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (2002) и решением коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2002) физическая культура и спорт становятся важным направлением социальной политики государства и рассматриваются как важное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.
Проведенный А. В. Тертычным исторический анализ развития физического воспитания в России показал, что направленность и приоритеты его содержания менялись в зависимости:
- от состояния государства по отношению к внешней опасности,
- уровня здоровья нации,
- приоритетов решения государственных задач [1].
Первая Российская программа физического воспитания, созданная по распоряжению министерства просвещения в 1889 г., была направлена на формирование прикладных свойств личности и нацелена в основном на освоение воинских дисциплин. В XX в. развитие физической культуры становится в ряд актуальных социальных и политических задач. Начиная с 1920 г. и до конца существования СССР в программах по физическому воспитанию доминировала прикладная и оборонная направленность. В первые годы Советской власти в качестве практических целей физического воспитания рассматривалась подготовка к трудовой деятельности и вооруженной защите Отече-
ства. В 20-е гг. разрабатываются программы физического воспитания и трудовых навыков. Физическое воспитание сводится к развитию физических качеств и к овладению ограниченным кругом двигательных действий. Устанавливаются виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности учащихся. Физическая культура, по сути, становится средством и составной частью коммунистического воспитания. Признается большая роль физической культуры в социальной адаптации и реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных. К середине 30-х гг. интерес к физической культуре как к средству адаптации и реабилитации кризисных детей снижается. Это связывают с официальным признанием ликвидации в стране беспризорности и роспуске детской комиссии ВЦИК (1937) [2].
В начале 30-х гг. в стране вводится физкультурный комплекс ГТО, который и определяет программу физического воспитания в школе. К середине XX в. главным в области физической культуры было развитие массовости. В учебных программах 50-х гг. приоритетным являлось обучение учащихся разнообразным двигательным действиям.
В настоящее время критически оценивается так называемый советский период в развитии физической культуры. По мнению некоторых исследователей, утилитарная направленность физической культуры вела к утере свойств собственной культуры. «В результате юношество не получило, да и не могло получать физкультурного образования. Не происходило главного - обращения его сознания к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности. Тем самым физическая культура как учебный предмет учебного заведения не выполняла своей важной функции - формирование деятельного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, творение необходимых физических кондиций, двигательных умений и навыков в тех или иных ситуациях жизнедеятельности» [3]. Доми-
нирующей, приоритетной задачей физической культуры в эти годы была задача подготовить человека к высокопроизводительному труду и защите Родины. Подлинная же красота человеческого тела, физическое совершенство, физическое и психическое здоровье никогда по настоящему не ценились в нашем обществе. Таким образом, мы имеем дело с деформированной оценкой роли физической культуры как важнейшего феномена общественной жизни. При этом подходе центром внимания в учебном процессе были чисто внешние показатели: результаты сдачи норм комплекса БГТО, ГТО или контрольных нормативов учебной программы, а не сам занимающийся. Погоня за массовостью нередко приводила к искажению в отчетности: завышалось количество участвующих в соревнованиях, подгонялись результаты сдачи норм. Часто нормы ГТО сдавали люди, не занимающиеся регулярно физическими упражнениями, что не только давало отрицательный эффект от процесса сдачи норм, но и приводило к отрицательному отношению к физической культуре и спорту в целом. Принудительная подгонка личности под какие-то усредненные. спущенные сверху нормативы явно противоречила идее свободы личности и гуманистическим принципам развития и воспитания человека.
В 70-е гг была утверждена новая учебная программа по физической культуре, которая в большей степени была ориентирована на оздоровление. В программе определялась основная цель физической культуры - воздействовать на воспитание физических качеств. Уже в конце 70-х гг. физическая культура полностью «подчинена» спорту, поскольку сфера спорта превратилась в сложно организованную социальнополитическую систему, где места физической культуре как таковой уже не было. Водораздел между этими сферами стал проходить по всей структуре этих образований. Спорт - это специализированная тренировка, высокая физическая готовность, соревнования, ответственность перед страной, советским народом. Физическая культура - это физическое воспитание, подготовка к труду и службе в армии, средство укрепления здоровья [4].
В 70-е гг. получила большое развитие идея создания военно-патриотических и культурно-спортивных клубов для детей и подростков по месту жительства. Физическая культура и спорт стали рассматриваться как средство, способствующее успешной адаптации к условиям жизнедеятельности. К социальной работе с детьми и подростками стали больше привлекаться специалисты по физической культуре и спорту.
Значимым этапом для развития физкультурного образования в России стала реформа общеобразовательной и профессиональной школ в 1984 г. Это время выделяется как этап разработки концептуальных основ программ школьного образования в области физической культуры. Принимается и вводится «Комплексная программа физического воспитания учащих-
ся 1-11 классов общеобразовательной школы». Программа обеспечивала дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья и подготовленности, а также формировала у учащихся навыки самостоятельных занятий физической культурой. В это время сформировалось несколько подходов концептуального содержания физической культуры. Самые значимые подходы:
- образовательный,
- экстенсивный,
- спортивно-ориентированный,
- оздоровительный,
- деятельностный.
Образовательный подход ориентирует содержание физической культуры на преимущественное освоение знаний, двигательных умений и навыков.
Экстенсивный подход в качестве приоритета ставит значимый тренировочный эффект, высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий по физической культуре.
Спортивно-ориентированный подход предусматривает сочетание школьных занятий и занятий в секциях.
Оздоровительный подход, при котором высшей ценностью физической культуры является здоровье, а также высокий уровень физического развития и физической подготовленности.
Деятельностный подход - наиболее плодотворный, при котором основная цель физической культуры - формирование всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования.
В 80-90-е гг. XX в. общество охватили кризисные явления, которые породили множество проблем, связанных с физической культурой. Финансирование образования и физической культуры по остаточному принципу привело к недостатку учителей физической культуры, повлекло к разрушению материально-технической базы и плохому обеспечению инвентарем и оборудованием учебного процесса. Тем не менее в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников образования была сформулирована и в 1991 г. высказана приверженность основным принципам реформы школы. Как указывает Э. Д. Днепров, был закреплен переход от догматически-волюнтаристской школьной политики к политике научно-обоснованной и реалистической, от школы приспосабливающей и воспроизводящей - к школе развивающей и развивающейся, от школы административно-бюрократической, закрытой и единообразной - к школе открытой, демократической, многослойной и многообразной, от школы авторитарной, безликой и технократической - к гуманистической [5].
Исходя из сущности реформ образования цель физкультурного образования состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное достижение этой цели - овладе-
ние основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно-спортивную и спортивную деятельность. Следует целенаправленнее вести работу по воспитанию ценностной ориентации на физическое и духовное развитие, здоровый образ жизни, формирование потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых, нравственных качеств [6]. В этой связи встает проблема развития физкультурного образования и физической культуры личности. Рассмотрение физической культуры с социокультурных позиций, трактовка ее как общечеловеческой ценности позволит оптимизировать процесс развития личности с учетом природного и социального. Теоретическому и практическому решению этой проблемы препятствует одностороннее ведомственное понимание физической культуры, вследствие чего искажается практика формирования культуры человека, общая стратегия и тактика развития личности.
Анализ развития физкультурного образования свидетельствует о сформированной системе приоритетов, определяющих развитие физкультурного образования:
- опора на индивидуально-возрастные особенности становления личности;
- формирование потребностей в укреплении здоровья и длительном сохранении должного уровня работоспособности;
- школьное физкультурное образование как дидактически направляемый процесс развития личности учащихся;
- физическая культура как одна из мировоззренческих дисциплин школьного образования;
- системно-комплексный подход в освоении предмета физической культуры [7].
Физическая культура принадлежит к гуманитарным наукам и знаниям. Гуманитарная подготовка обусловливает такие свойства специалиста, как адаптивность, самообучаемость, самооценивание и инициативность. Гуманитарная подготовка может рассматриваться как совокупность средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие культуры, творчества личности, ее способности к продуктивному освоению всего объема новейшей информации, разнообразию и диапазону знаний, грамотному и эффективному решению разнообразных социально-профессиональных задач [8].
Отношение к физической культуре как к челове-коведческой дисциплине в значительной степени изменило ее статус в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Актуализация гумани-
стической парадигмы образования в области физической культуры обусловливает изменение в координации таких понятий, как общая культура личности, ее профессиональная и физическая культура.
В настоящее время становится очевидным использование системного метода познания феномена физической культуры, ее роли и места в гуманитарном образовательном процессе. Методология системного анализа сущности физической культуры предусматривает целостное изучение ее структуры, а также связей и функций ее структурных компонентов. Физическая культура - это сложная и целостная система, отражающая инвариантные черты культурного потенциала определенной социальной группы. Этим обусловлено и обязательное включение физической культуры как самостоятельной дисциплины в систему дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока (общекультурного блока).
Гуманитарная ценность физической культуры не может ограничиваться лишь овладением разнообразными способами двигательной деятельности, целенаправленным воздействием на физические кондиции и физиологические проявления человеческого организма. Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры связывают с дальнейшей гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку как мере всех вещей, к его нравственному самоопределению и индивидуальному действию. Такой подход влечет за собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры, коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с общей и профессиональной подготовкой, в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций. Говоря о развитии ценностного потенциала физической культуры, Л. И. Лубышева отмечает относительную стабильность его состава [9]. Дальнейшее развитие и реформирование школьного и вузовского физического воспитания невозможно без разработки прогрессивных и методически оправданных концепций.
Социально-экономическое реформирование жизнедеятельности общества, оценка современного опыта, тенденций и перспектив развития физической культуры и спорта предопредилили необходимость обновления теоретико-методологических и экономико-управленческих основ и наметили направление дальнейшего развития физической культуры населения России.
Взамен советской системы физического воспитания, направленной на повышение эффективности общественного производства и укрепление оброноспо-собности страны, на «формирование социально-полезного члена общества», сложились основы общенациональной системы физкультурного воспитания населения, ориентированной на овладение ценностями физической культуры, учет интересов и индивидуальных особенностей личности [10]. Вместе с тем
следует очень осторожно отрицать опыт советской системы в области формирования образовательной системы в целом.
Таким образом, анализ состояния физической культуры, физического, психического и духовного здоровья подрастающего поколения ориентирует систему педагогического образования на подготовку разнопрофильных специалистов в области физической культуры и спорта, обладающих мобильностью в решении образовательных и воспитательных задач. Основные положения концепции физкультурного образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией только еще формируются.
Современное представление о физической культуре не должно ограничиваться понятиями «здоровье»,
«развитие физических качеств», «двигательные навыки». Наряду с ними важнейшими компонентами формирования и развития физической культуры в личностном плане становятся мировоззрение, мотивационная сфера личности, система ценностей, а главное -деятельностный аспект реализации физкультурных ценностей.
В современной теории физической культуры формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизмов ее формирования каждой личностью. С этих позиций задачи физической культуры видятся значительно шире и многообразнее, чем представлялось до недавнего времени.
Список литературы
1. Тертычный А. В. Критерии оценки предложений, связанных с изменением стратегии физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. С. 40-43.
2. Рыжкин Ю. Е., Самсонов Ю. И. Социальная реабилитация детей и подростков средствами физической культуры // Физическая культура, спорт, здоровье. Владимир, 2001. С. 98-100.
3. Карпушко Н. А. и др. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1993. № 9-10. С. 2-7.
4. Матвеев А. П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней образовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 19-23.
5. Днепров Е. Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.
6. Лях В. И. и др. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
1996. № 1. С. 5-10.
7. Матвеев А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. ... д-ра пед. наук (в виде научного доклада). М., 1997.
8. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.
9. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10.
10. Жолдак В. Система физкультурного воспитания Российской Федерации - социологические аспекты. Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М.: Физическая культура, образование и наука, 1998. Т. 1. С. 200-201.
Борщевский А. А., старший научный сотрудник, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 18.06.2009
A. A Borshchevsky
THE BASIC ELEMENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING
In the work the author makes the analysis of the process of the development of physical training in our country, defines its goals and missions, taking into account the education reforms that are taking place at the moment.
The author of the work gives the description of the historical development of physical training in USSR, criticizes the so-called «soviet period». Author agrees with the range of authors that «the utilitarian character of physical training» at that time «led to loss of features of culture itself».
In the article the author points out the system of priorities, that define the development of education in the sphere of physical training, which, first of all, aim at mastering the humanistic values of physical training and took into consideration the interests and individual peculiarities of the personality.
Key words: personal motivational sphere, outlook, system of values.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.