Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурологический подход / образы крестьянских детей / исторический контекст / социальные условия.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исмагилов Руслан Раимович

статья рассматривает культурологический подход как важный метод исследования культуры и образования. Обсуждается роль культурологического подхода в современной культурологии и педагогике. Также обсуждается применение культурологического подхода на практике, его влияние на образовательный процесс и требования к его организации. Рассматриваются особенности крестьянского детства и его отражение в произведениях художников, писателей и композиторов, подчеркивается важность культурологического подхода для понимания этих образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Исмагилов Р.Р.

Исмагилов Руслан Раимович - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МПГ№180»,

г. Казань

Аннотация: статья рассматривает культурологический подход как важный метод исследования культуры и образования. Обсуждается роль культурологического подхода в современной культурологии и педагогике. Также обсуждается применение культурологического подхода на практике, его влияние на образовательный процесс и требования к его организации. Рассматриваются особенности крестьянского детства и его отражение в произведениях художников, писателей и композиторов, подчеркивается важность культурологического подхода для понимания этих образов.

Ключевые слова: культурологический подход, образы крестьянских детей, исторический контекст, социальные условия.

Культурологический подход - это один из основных методологических инструментов современной культурологии, позволяющий разбираться в особенностях культуры, исследовать ее явления и процессы. Этот подход основан на представлении о культуре как о сфере, включающей в себя материальные и духовные ценности, традиции, привычки и образ жизни определенного сообщества или общества в целом.

В современной педагогической литературе культурологический подход к образованию отражен в трудах Г.С. Батищева. Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, О.С. Долженко, И.А. Ильина, Н.С. Розова и др. Вопросы воспитания с позиций культуры освещаются в трудах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Н.Б. Крыловой, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др.[10]

Культурологический подход: в практической образовательной деятельности представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности (А.Н. Галагузов) [9]. Это применение адекватных культурологических концепций и методов в исследовании культуры (словарь по общественным наукам) [5], раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры, рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом (Мареев В.И., Карпова Н.К., Щипанкина) [8].

Приобщение ребенка к универсальным ценностям человеческой цивилизации начинается с изучения культуры, в первую очередь культуры своей страны.

Мир детства представляет собой неотъемлемую часть культуры и образа любого народа. Литература и искусство играют значительную роль в понимании и развитии научно-познавательного и художественно-гуманитарного интереса к нему.

Культурологический подход на уроках литературы заключается в изучении произведений с точки зрения их влияния на культуру и общество. Этот подход позволяет ученикам понять, как литература отражает жизнь людей, их мысли и чувства, а также как она влияет на формирование ценностей и мировоззрения. Для

42

реализации этого подхода учителя могут использовать различные методы, такие как анализ текстов, сопоставление произведений литературы и картин русских художников, обсуждение идей и тем произведений, а также исследование биографии авторов. Это поможет ученикам лучше понять литературу и ее место в культуре.

В культурологическом подходе к изучению темы "Образы крестьянских детей" важно учитывать исторический контекст и социальные условия, в которых создавались эти образы. Этот подход позволяет понять, как художники, писатели и композиторы воспринимали жизнь и труд крестьянских детей, какие ценности и идеи они выражали через свои произведения, а также как эти образы могут быть полезны для современных исследователей и учителей.

Детство крестьянского ребенка в XIX веке кардинально отличалось от детства современных детей и даже от детства их дворян-сверстников. Детство для крестьянских детей кончалось очень быстро, они с малых лет приучались к труду, и начинали помогать родителям.

Деревенские мальчики и девочки, помимо тяжкого труда, сталкиваются и с рядом других сложностей: обыденным во многих семьях являлся голод, отсутствовала медицина, как следствие, частые болезни, отсутствовало и образование. Но такой трудный жизненный путь, является огромной школой жизни, где ребята с раннего детства привыкали к труду и не боялись трудностей, учились на все смотреть добрыми, светлыми глазами.

Особенности крестьянского детства были отражены в литературе, искусстве и музыке XIX века. В музыке образы крестьянских детей находили отражение в различных произведениях, включая оперы, балеты, симфонии и камерные произведения. Некоторые композиторы, такие как Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Петр Чайковский, создавали образы простых людей, в том числе крестьянских детей. Например, в опере «Садко» Н. Римский-Корсаков включает образ мальчика Луки, символизирующий простоту, искренность и трудолюбие - качества, ценимые в крестьянской культуре. В живописи эта тематика раскрывается в картинах А. Венецианова, В. Маковского, И. Шишкина, В. Перова. Эти и другие художники создавали образы, отражающие понимание тяжелого положения крестьянских детей и их роли в обществе.

В литературе образ крестьянских детей может быть представлен различными способами. Одним из них является романтизация и идеализация детства в деревне. Писатели описывают крестьянских детей как чистых и невинных, свободных от грехов и пороков городской жизни. Их детство смотрится как райский период, полный свободы и счастья.

Однако, помимо романтизации, литература также отображает и трудную жизнь крестьянских детей. Реалистическая литература привносит в образы крестьянских детей элементы тяжелой работы, бедности и социальных неравенств. Они вынуждены рано взрослеть и брать на себя ответственность, что создает драматический контраст с их детской натурой.

Образы крестьянских детей в русской литературе XIX века являются важным элементом культуры и истории России. Они отражают жизнь и быт крестьянских семей, их традиции и ценности, а также проблемы и трудности, с которыми сталкивались дети в то время. Изучение этих образов на уроках литературы помогает учащимся лучше понять культуру и историю своей страны, а также задуматься о социальных проблемах и несправедливости, которые существовали в прошлом.

Множество произведений, посвященных образу крестьянских детей имеют ряд общих черт, которые отражают отношение общества к детям из низших социальных слоев. Во-первых, это изображение их тяжелого труда и повседневных обязанностей. Во-вторых, часто писатели и художники обращали внимание на их духовную чистоту и непорочность, что отличало их от детей из высших слоев общества. В-третьих,

многие авторы стремились подчеркнуть, что, несмотря на все трудности, крестьянские дети сохраняют свою человечность и доброту.

Сопоставление текстов произведений с картинами художников на данную тему в качестве иллюстративного материала помогают ученикам проще понять описываемые события или героев. Также картины можно использовать для обсуждения темы произведения, его идеи и символов. К тому же сравнение произведения с картинами поможет ученикам развить навыки анализа и критического мышления.

На уроках литературы при изучении произведений, раскрывающих образ крестьянских детей, можно поставить следующие цели и задачи:

- Познакомить учащихся с произведениями, где изображены образы крестьянских детей.

- Проанализировать характеры и мотивы героев, выявить их ценности.

- Обсудить социальные условия жизни крестьянских детей.

- Развивать критическое мышление, аналитические навыки и умение делать выводы.

- Формировать понимание важности изучения культуры и истории своей страны. -Сопоставление художественных произведений с произведениями живописи и

музыки.

В завершении работы можно прийти к следующим выводам:

1. Образы крестьянских детей играют важную роль в русской литературе XIX века, так как они являются отражением социальных и культурных особенностей того времени.

2. Культурологический подход позволяет более глубоко понять значение этих образов, а также их связь с историей, традициями и бытом русского народа.

3. Изучение образов крестьянских детей на уроках литературы способствует формированию у учащихся понимания исторического и культурного контекста, в котором создавались литературные произведения.

4. Применение культурологического подхода на уроках литературы позволяет учащимся лучше понять идеи и мотивы авторов, а также осознать значимость русской литературы в контексте мировой культуры.

Список литературы

1. АзаровЮ.П. Мастерство воспитателя. -М.: Просвещение, 1971. — 126 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. - 448 с.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.: АО Аспект Пресс, 1994. -315 с.

4. Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя / И.В. Колмогорова // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 163 167.

5. Словарь по общественным наукам //Современная философия: словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 511 с.

6. Римдёнок О.И. Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" и в картине В.Г. Перова "Тройка" [Электронный ресурс]: Разработка урока на сайте urok.1sept.ru— 2009— Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/534611 .html (Дата обращения: 18.09.2023).

7. Исмагилов Р.Р. Урок с использованием Технологии критического мышления по поэме Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» [Электронный ресурс]: Разработка урока на сайте videouroki.net —2019 — Режим доступа: https://videouroki.net/razrabot^i/urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-poemie-n-a-n.html. (Дата обращения: 25.09.2023).

8. Мареев В.И., Карпова Н.К., Щипанкина Е.С. Культурологический подход в аспекте развития современного образования [Электронный ресурс] — Режим доступа. —http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/current-status-and-the-development-of-the-education-c112/11973-c112-037.html. —Дата обращения: 02.09.2023.

9. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_22762.html. — Дата обращения: 15.10.2023.

10. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя [Электронный ресурс]: Педагогики искусства// Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования Институт Художественного Образования, №3, 2010— Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine.html. — Дата обращения: 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.