Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО / КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмырева Наталья Александровна, Лопаткин Григорий Юрьевич, Завразина Карина Дмитриевна

Аргументирован тезис о моделировании пространственно-образовательной среды дошкольной образовательной организации с учетом выделения ценностных универсалий культурологического подхода. Цель - разработать содержание педагогической модели «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО». Основными результатами стали систематизация научных подходов к выделению смысловых акцентов ключевых определений и разработка содержания разрабатываемой модели. Научная новизна: 1) сформулирована суть культурологического подхода как инструмента моделирования пространственно-образовательной среды, представляющего путь, направление организации деятельности, способа, механизма включения личности в освоение культурных, материальных и духовных ценностей, посредством погружения в культурное пространство, приспособление к предлагаемым материально-техническим, информационно-дидактическим, эстетическим ресурсам образовательной организации; 2) доказана идея разработки содержания компонентов модели в системном построении с учетом идеологической взаимосвязи смысла ценностей; 3) рассмотрены ценностные универсалии культурологического подхода. Предложены практические шаги рассмотрения культурологического подхода как механизма по организации культурного пространства образовательной организации, обеспечивающего освоение ценностей; как платформы формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмырева Наталья Александровна, Лопаткин Григорий Юрьевич, Завразина Карина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL APPROACH AS A MODELING TOOL OF EDUCATION ENVIRONMENT IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article features the cultural approach as a tool for building up integral education environment. It systematizes various culturological approaches as a multidimensional phenomenon based on certain value universals. The culturological approach acts as an important, essential, and multifaceted modeling tool that provides effective solutions. Education environment of a preschool educational organization should be value-based. The article introduces a model for mastering cultural universals by preschoolers in preschool education environment. Cultural approach is a tool for modeling education environment. It is a method for developing cultural, material, and spiritual values by immersing the children into the cultural space and adapting them to the technical, informational, didactic, and aesthetic resources of the pre-school organization. The content of the model components in a systemic construction should be based on the ideological relationship between various values. The authors believe that the culturological approach is an effective tool for organizing the cultural environment of an educational organization that ensures the development of values and personality.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО»

оригинальная статья

Культурологический подход как инструмент моделирования пространственно-образовательной среды ДОО

Шмырева Наталья Александровна Завразина Карина Дмитриевна

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово

https://orcid.org/0000-0002-0540-3293 https://orcid.org/0000-0001-9201-4941

Лопаткин Григорий Юрьевич

Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово

https://orcid.org/0000-0002-7020-5197

gr.lopatkin@gmail.com

Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята после рецензирования 31.03.2022. Принята в печать 04.04.2022.

Аннотация: Аргументирован тезис о моделировании пространственно-образовательной среды дошкольной образовательной организации с учетом выделения ценностных универсалий культурологического подхода. Цель - разработать содержание педагогической модели «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО». Основными результатами стали систематизация научных подходов к выделению смысловых акцентов ключевых определений и разработка содержания разрабатываемой модели. Научная новизна: 1) сформулирована суть культурологического подхода как инструмента моделирования пространственно-образовательной среды, представляющего путь, направление организации деятельности, способа, механизма включения личности в освоение культурных, материальных и духовных ценностей, посредством погружения в культурное пространство, приспособление к предлагаемым материально-техническим, информационно-дидактическим, эстетическим ресурсам образовательной организации; 2) доказана идея разработки содержания компонентов модели в системном построении с учетом идеологической взаимосвязи смысла ценностей; 3) рассмотрены ценностные универсалии культурологического подхода. Предложены практические шаги рассмотрения культурологического подхода как механизма по организации культурного пространства образовательной организации, обеспечивающего освоение ценностей; как платформы формирования личности.

Ключевые слова: культурологический подход, ценностное ядро, культурные универсалии, моделирование, пространственная среда, образовательная среда

Цитирование: Шмырева Н. А., Лопаткин Г. Ю., Завразина К. Д. Культурологический подход как инструмент моделирования пространственно-образовательной среды ДОО. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 2. С. 117-125. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-2-117-125

full article

Cultural Approach as a Modeling Tool of Education Environment in Pre-School Educational Organizations

Karina D. Zavrazina

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo https://orcid.org/0000-0001-9201-4941

Natalia A. Shmireva

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo https://orcid.org/0000-0002-0540-3293

Grigory Ju. Lopatkin

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

https://orcid.org/0000-0002-7020-5197

gr.lopatkin@gmail.com

Received 10 Mar 2022. Accepted after peer review 31 Mar 2022. Accepted for publication 4 Apr 2022.

Abstract: The article features the cultural approach as a tool for building up integral education environment. It systematizes various culturological approaches as a multidimensional phenomenon based on certain value universals. The culturological approach acts as an important, essential, and multifaceted modeling tool that provides effective solutions. Education environment of a preschool educational organization should be value-based. The article introduces a model for mastering cultural universals by preschoolers in preschool education environment. Cultural approach is a tool for modeling education environment. It is a method for developing cultural, material, and spiritual values by immersing the children into the cultural

о

S »

н о д s я

PJ

0

01

у

ч

аз

m s я

© 2022. Автор(ы). ^атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 117

space and adapting them to the technical, informational, didactic, and aesthetic resources of the pre-school organization. The content of the model components in a systemic construction should be based on the ideological relationship between various values. The authors believe that the culturological approach is an effective tool for organizing the cultural environment of an educational organization that ensures the development of values and personality.

Keywords: cultural approach, core value, cultural universals, modeling, spatial environment, education environment

Citation: Shmireva N. A., Lopatkin G. Ju., Zavrazina K. D. Cultural Approach as a Modeling Tool of Education Environment in Pre-School Educational Organizations. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2022, 6(2): 117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-2-117-125

R S К

л Ен

s с

и О

я

R S К си

V >

Ю О л к к ч о Ен

Введение

Вопросы культуры всегда оставались насущными для воспитания гармоничной личности. Усиление внимания к рассмотрению сущностной многоаспектности понятия культурологический подход в образовании обусловлено мощной технологизацией всех граней жизни человека и в большой степени значимо для воспитания личности, т. к. в эпоху глобализации позволяет сохранить культурную идентичность воспитанников.

Данный фактор определил необходимость научного поиска смыслов культурологического подхода, дающего понимание стержня человеческого бытия, определение потребности культуры как ценности жизнедеятельности и развития сущностных характеристик личности, формирование гуманистических принципов как основы развития цивилизации в современных условиях.

Понятие культурологический подход включает основные идеи терминов культура и подход, смысл которых позволяет расставить научные акценты рассматриваемого предмета.

Прежде всего обратим внимание на понятие культура как основополагающее, смыслообразующее и ориентирующее нас на анализ и рассмотрение ценностного ядра культурологического подхода. На сегодняшний день толкование этого понятия в научных источниках философии, психологии, педагогики, культурологии представлено достаточно многогранно. Культура как философское толкование - это и возделывание, и образование, и почитание и т. д.; это и устойчивая форма существования; и «исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» 1. И. А. Беляев отмечает, что культура представляет собой жизненный опыт прошлых поколений и позволяет новым поколениям успешно ориентироваться в мире с учетом накопленных норм, ценностей и традиций [1, с. 14].

Если в узком, обобщенном смысле культура представляется как форма жизнедеятельности человека, основу которой составляют нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, то в широком

смысле культура предполагает совокупность неизменно, постоянно и закономерно обновляющихся принципов, форм, способов и плодов активной творческой деятельности людей во всех средах общественно-значимой жизни. Известно, что все результативные продукты культуры созданы руками человека и являются актуальными для определенной цивили-зационной эпохи, конкретной культурной стадии развития общества, организации, человека [2].

Для решения проблемы важно то, что культуру мы понимаем как источник разработки содержания процесса освоения и преобразования окружающей среды, признак совершенства представляемых достижений, как соответствие воображаемого идеальным представлениям, как упорядоченность элементов структуры (материальные - предметные, личностно-ценностные - воспитание, образование, развитие), функциональную направленность каждого элемента в отдельности и совокупности элементов в целом.

В контексте проблемы наибольший интерес представляют такие смыслы, которые аккумулируют культуру не только как человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого накопления форм самовыражения - знаний, умений, навыков. Важным аспектом выступает рассмотрение культуры как источника преобразования окружающей действительности с позиции насыщения всех видов и форм деятельности ценностными составляющими.

Термин подход предполагает смысл определения основного пути решения поставленных задач; управление процессами как совокупностью видов деятельности по преобразованию чего-либо с разделением на структурные элементы по функциональному признаку и фиксирует определенную направленность движения2.

Известно, что истоки культурологического подхода проистекают в античной литературе и связаны с идеей взращивания образованности и душевности [3]. Изучение проблемы культурологического подхода как выражение научных воззрений представителями различных наук можно рассматривать как явление, которое имеет научное

к S

а о

1 Культура. Большая Советская Энциклопедия, гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1969-1978. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/ article067324.html (дата обращения: 28.03.2022).

2 Подход. Новейший философский словарь, гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Мн.: В. М. Скакун, 1999. Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/ dictionary/newest-dictionary/articles/122/podhod.htm (дата обращения: 25.03.2022).

предопределение, формулирование и обоснование его практико- ор иентир ованнойнапр авленно сти.

В научной литературе культурологический подход представлен как специальная методологическая константа, имеющая свои особенные выражения и характеристики. Изучение культурологического подхода в отечественной науке позволяет нам увидеть и понять его очертания, обратить внимание на выделение и формулирование его сущностной основы - представления культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком, и, что важно, в русле исследований культурологического подхода вопрос о связи индивида и культуры является неоспоримой платформой для привнесения ключевых идей развития данного феномена [4, с. 46].

В философии О. Шпенглер выделяет главный, с его точки зрения, смысл - совокупность составляющих культуры, предопределяющая духовную и материальную жизнь человека. В психолого-педагогических науках культурологами М. М. Бахтиным, В. С. Библером, Л. С. Выготским выделены следующие смысловые конструкты:

• методологическое ориентирование, имеющее своей философской основой ценностный вектор в педагогической деятельности;

• признание приоритета культуры как основы образования личности, проживания в определенной развивающей среде;

• предпосылка вхождения растущего человека в мир освоения культурного пласта существования;

• организация усвоения культуры современного общества;

• изучение человеческой природы, изменяющейся под воздействием культуры;

• детерминанта поведения (мотивация, присвоение культурных норм и освоение способов деятельности);

• изучение направленностей движения - развития личности в культурно-образовательной среде [5-11].

В настоящее время культурологический подход приобрел теоретическое обоснование в работах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, В. Г. Маранцмана, Л. М. Мосоловой, Г. И. Гайсиной, В. В. Гетьман, Н. Е. Щурковой и др., в которых авторы выделили практико-ориентированную направленность его применения в педагоге в виде разнообразных «концепций», «моделей» и т. д. [12; 13, с. 71; 14-16].

Обобщение материалов позволяет выделить некоторые закономерности: во-первых, в литературе отсутствует единое понимание сущности культуры в аспекте культурологического подхода; во-вторых, в изученных работах не выделено ценностное ядро рассматриваемого явления, выступающее смысловым стержнем, зерном, сутью, ориентиром разработки и формулирования содержательных аспектов программы действия; в третьих, несмотря на активное внимание научной общественности к важности и значимости культурологического

подхода как принципа, пути, направления, определяющего и стратегию, и тактику выбора действий по организации жизнедеятельности ребенка в конкретных условиях, с нашей точки зрения, в официальных документах культурологический подход как платформа по усвоению ценностей во всем многообразии не нашел должного внимания.

Считаем, что востребованность культурологического подхода в образовании обусловлена тем, что культура рассматривается как многомерное понятие: мера освоения знаний, способ существования, путь своего совершенствования и возможность самореализации.

Научное сообщество рассматривает культурологический подход с разных позиций как:

• принцип культуросообразности воспитания человека, систему специально организованной деятельности с целью привития воспитаннику системы культурных ценностей и традиций, основ национальной и мировой культуры;

• способ организации образовательной среды, обеспечивающий вхождение человека в культурное пространство;

• метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий;

• специальные условия для разработки и реализации какой-либо системы3 [15, с. 47; 17; 18].

В рамках нашего исследования не актуализируется какой-либо аспект рассмотренных определений как главный, основополагающий; значимы все уточненные детали. Выделение указанных позиций послужило основанием для рассмотрения и формулирования сущностной основы, эпицентра культурологического подхода - его ценностного ядра, представляющего общую основу интерпретации культуры образовательного пространства для формирования и становления личности.

Представление сути ценностного ядра культурологического подхода определили культурные универсалии, которые, на наш взгляд, дают наиболее полное и понятное понимание смысла того, что составляет его основу и того, что надо учитывать при разработке траектории действий: традиции и образцы, нормы и культурные закономерности, принципы жизнедеятельности и формы коммуникации, представления об исторических и национальных культурных традициях и обычаях, что в итоге определяет ценности и смыслы норм, правил, образцов поведения, и, что важно, эта целостность служит духовной и деятельностной платформой для существования и развития личности.

В контексте настоящего исследования эстетика культурологического подхода как многогранного явления представляется принципом познания особенностей организации образовательного пространства; уникальным способом организации, существования и жизнедеятельности

3 Михайлова Н. И. Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы. Maam.ru. 26.04.2017. Режим доступа: https://www. maam.ru/detskijsad/kulturologicheskii-podhod-v-obrazovani-opyt-inovaci-perspektivy.html (дата обращения: 25.03.2022).

О

S »

H

0

д s

я

Р) о

01

у

ч

оз

m s я

К N

к л Ен N С и О

я

к N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

си

V >

Ю О л к N Ч О Ен

К N

а о

людей по освоению окружающей действительности; механизмом включения в развитие себя как личности через приспособление и освоение материальных и духовных ценностей. Принцип, способ, механизм в своей совокупности представляют инструментарий для проектирования пространственно-образовательной среды (ПОС) дошкольной образовательной организации (ДОО).

В аспекте нашего исследования термин инструмент выступает в качестве приема, способа деятельности. В аспекте моделирования это тот механизм, который в целом способствует осуществлению не только научного поиска, но и выбора пути достижения поставленной цели.

Согласно логике изложения материала, рассматриваем смысловой акцент моделирования в качестве процесса постановки целей, определения задач, построения алгоритма их решения, толкования полученных результатов, оформления модели - результата проведенного исследования [19; 20]. Важно, что полученная модель выполняет системообразующую и смыслообразующую функции, поскольку, с одной стороны, позволяет понять ценностное ядро культурологического подхода как признака совершенства, выделить структуру изучаемого явления, а, с другой стороны, - изложить свое видение решения проблемы [21; 22].

В настоящее время вектор научных поисков обращен в сторону изучения и оформления толкования понятия пространственно-образовательная среда. В научной литературе превалирующее внимание придается понятиям образовательная среда, образовательное пространство, развивающая предметно-пространственная среда. Рассматривая сущность перечисленных конструктов, отметим, что каждое словосочетание имеет свой конкретный самостоятельный смысл, но при этом им свойственно важное смысловое единство: в целевой направленности определено главное предназначение - способствовать развитию личности ребенка, используя все имеющиеся потенциальные возможности.

Тем не менее в научной литературе были попытки представить и выделить акценты понятия пространственно-образовательная среда. А. Н. Леонтьевым была предложена интерпретация ПОС с выделением событийно ограниченной совокупности возможностей для развития личности, с уточнением структуры ПОС, включающей внешние и внутренние ее составляющие. К внешним составляющим было отнесено пространство, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия (архитектура зданий, дизайн интерьера комнат, подсобных помещений, двора ДОО, символическое оформление ДОО - гимн, традиции, книги, альбом памяти и т. д., эргономика организации деятельности, учебное пространство (дидактические, игровые уголки и т. д.) [11].

Опираясь на научные позиции, интерпретируем ПОС как: • образовательное поле, обеспечивающее развитие личности дошкольника в специально организованных условиях;

• территориальная комплексность обстоятельств, представляющая системность организации образовательной среды;

• система взаимосвязанных условий различной природы с учетом целеполагания образовательного процесса, организации жизнедеятельности детей;

• обеспеченность информационными и технологическими составляющими, дидактическими и программно-методическими материалами;

• освоение человеком среды (образовательной, культурной, социальной, информационной).

Данное обобщение позволяет представить понятие пространственно-образовательная среда с позиции системного анализа, выделения смыслов и умения увидеть ориентир дальнейших действий: моделирование учитывает формулирование целеполагания, определение тактических шагов движения по освоению культурной составляющей ПОС ДОО.

Цель исследования - разработать содержание педагогической модели «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО».

Задачи исследования:

• проанализировать теоретические аспекты культурологического подхода на основе обобщения положений научной литературы;

• рассмотреть культурологический подход как инструмент моделирования ПОС ДОО;

• представить модель ПОС ДОО с учетом использования ценностного ядра культурологического подхода.

Методология и методы

В качестве основания проведения исследования выступает системно-деятельностный подход, объединяющий два подхода:

• системный - объясняет рассмотрение объектов или явлений в целостности, в определении условий и выделении системообразующего начала, в нашем случае -культурологического подхода как инструмента моделирования ПОС;

• деятельностный - предполагает исследование реального процесса взаимодействия человека с реальной средой, с окружающим миром, которое обеспечивает решение поставленных задач через логические схемы: цель - условие - действие или цель - мотивы - содержание - результат.

В обобщенном плане системно-деятельностный подход позволяет представить и изобразить процессуальные аспекты моделирования ПОС ДОО, в которой главное место отводится развитию личности ребенка, улучшению его жизнедеятельности в предполагаемых обстоятельствах.

В качестве основных принципов системно-деятельностного подхода выбраны принцип учета сензитивных периодов развития личности ребенка, принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития личности ребенка в ПОС ДОО), принципы обязательной результативности и обязательной рефлективности каждого вида деятельности.

А. Г. Асмолов, характеризуя системно-деятельностный подход, уточняет его нацеленность на развитие личности, указывает на возможность формирования ценностных ориентиров, что находит логическое подтверждение в нашем исследовании [23]. А. Г. Асмоловым выделены структурные компоненты системно-деятельностного подхода, важные для моделирования ПОС ДОО:

• мотивационно-ценностный;

• целевой;

• операционально-технологический.

Методология культурологического подхода рассматривается нами как системное направление моделирования ПОС ДОО по освоению ценностей, правил, традиций с учетом интеграции научных аспектов:

• аксиологический - детерминирован культурной составляющей организации процесса во взаимообусловленности, взаимозависимости;

• технологический - связан с понимаем основ культуры как способа организации различных видов деятельности;

• личностно-творческий - обусловлен объективно-субъективной связью индивида и культуры, развитием самой личности в изменяющейся, культурно-пространственно-образовательной среде.

В качестве метода исследования было использовано анкетирование. Мы использовали анонимную анкету, вопросы которой были распределены по трем блокам:

1. Смысл и значимость культурологического подхода в образовании.

2. Возможности ПОС в освоении ребенком культурных ценностей.

3. Проблемы использования культурологического подхода в организации ПОС ДОО.

Задачи анкетирования:

1) определение наиболее актуальных проблемных аспектов культурологического подхода, выдвигаемого к организации ПОС ДОО;

2) конкретизация особенностей культурологического подхода и понимание педагогами-воспитателями его роли и значения в формировании ценностных ориентиров личности ребенка.

В исследовании приняли участие 63 студента пятого года обучения, 15 из них - студенты очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование и иностранный язык), 48 человек - студенты заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование).

Результаты

В рамках первого блока было выявлено, что 83,4 % респондентов осознают важность и значимость культуры в образовании как определяющей стратегии развития личности. У 16,6 % опрошенных позиция значимости культурологического подхода рассматривается в конкретных ситуациях времени.

Интерпретация смысла понятия культурологического подхода нашла выражение в следующих показателях: 58,2 % респондентов идентифицируют смысл с вопросами нравственного и эстетического воспитания; 17,1 % выделяют особенность развития личности в рамках полиэтнического общества; 12,4 % фиксируют национальные, региональные особенности в образовании; 6,8 % отмечают возможность выстраивать «диалог» с другими культурами; 5,5 % - идею сближения образования с жизнью обучающихся как специфической особенности каждой отдельно взятой культуры.

В рамках второго блока 77,7 % опрошенных отмечают возможности ПОС для разностороннего развития ребенка (познание, творчество, общение, самостоятельность, двигательная активность); 14,3 % выделяют конкретное место, предметную среду, окружающую ребенка и включающую разнообразные материально-технические, дидактические средства и учебные материалы, а также предметы, не связанные напрямую с учебной деятельностью; 8 % определяют значение образовательной среды как пространства для организации всех видов деятельности.

В рамках третьего блока респонденты отвечали на вопросы практико-ориентированной направленности: 51,2 % опрошенных отмечают необходимость схематического представления как образца, показывающего содержательную сторону погружения ребенка в культурную среду ДОО; 48,8 % считают важным наличие методических материалов, расшифровывающих сущность культурологического подхода в условиях образовательного пространства ДОО.

Возможности ПОС в освоении ребенком культурных ценностей были рассмотрены сквозь призму художественно-эстетической, познавательной областей ФГОС: 34,8 % опрошенных фиксируют возможность ознакомления с тенденциями культуры, с историей разных народов; 32,1 % видят непосредственное влияние ПОС на освоение культурного наследия человечества; 19 % считают, что потенциал культурологического подхода - в изучении исторического прошлого; 14,1 % выделяют в качестве роли культурологического подхода условие организации художественно-эстетической деятельности в рамках образовательного пространства ДОО. Результаты анкетирования позволили сформулировать алгоритм действий в практическом направлении исследования.

Дискуссия

Понимание культурологического подхода в процессуальном аспекте дает основание трактовать его как инструмент моделирования ПОС в ДОО. Моделирование отражает возможность предсказывать будущие свойства явлений и процессов (Что будет?), формирует представление о должном (Как должно быть?), выстраивая предполагаемый образ с позиции интересов и потребностей реальной ситуации. Результат построения образа - модель «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО». Содержание модели составили культурные

о

N »

и о д

N

я

Р)

о

СТ1

у

ч

оз СП N

я

универсалии, способствующие формированию у дошкольников основ нравственной, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи. Фундаментом общей культуры как базовой ценности рассматриваем содержание воспитания на том этапе развития личности, которое стимулирует проявление

интереса, желания ребенка, раскрывает способности личности по освоению ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы [16].

Содержательная модель «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО»

к N К л Ен N С и О

я N К N К си

V >

Ю О Л

к N Ч О

Ен си

ж

N К N

а о си Ен

Миссия: Освоение артефактов культурного творческого наследия и присвоение культурных универсалий, обеспечивающее приобщение личности к культурным ценностям и социальному опыту своего и других народов; способствующее обогащению личностного развития ребенка; регулирующее его развитие на основе погружения в ПОС.

Принципы:

- культуросообразной интеграции: освоение личностью культурных универсалий (ценностей и смыслов, традиций и образцов, норм и культурных закономерностей, принципов жизнедеятельности и форм коммуникации), а также результатов культурной деятельности человека в специальных условиях;

- субъектности: развитие познавательных интересов, способностей и потенциальных возможностей ребенка в процессе включения в различные виды деятельности;

- системности: организация направлений работы, выбор форм и методов деятельности с учетом культурологической составляющей ПОС ДОО;

- эмоциональной составляющей: постижение культурно-нравственных ценностей посредством эмоционально-чувственного переживания, формирующее эстетику развития личности.

Культурные универсалии в содержании образовательных областей ФГОС ДО (п. 2.6):

- социально-коммуникативное развитие: усвоение принятых в обществе норм и ценностей (включая моральные и нравственные); формирование эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения, сопереживания;

- познавательное развитие: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

- речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- художественно-эстетическое развитие: формирование и развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- физическое развитие: понимание ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Компоненты ПОС [24]:

- пространственно-предметный: экстерьер зданий, территория; архитектурно-эстетическая организация пространства; структура помещений, дизайн интерьеров; функциональное использование помещения группы; атрибутика обстановки; наличие материалов для коллективных, индивидуальных и творческих заданий; инфраструктура (навигация, наличие помещений, удобство их использования и перемещения между ними, возможность пространственной трансформации при возникающей необходимости);

- ценностный: поле ценностей; ценностная общность субъектного взаимодействия; ценности в ДОО, семьях, обществе;

- социально-контактный: особенности субъектов образовательной среды; типы коммуникативного взаимодействия (воздействие, взаимодействие, содействие); характер общения субъектов образовательного процесса (переживание субъектами эмоционального благополучия; сплоченность и сознательность субъектов; продуктивность взаимодействий; вовлеченность всех субъектов образовательного процесса в проектирование, конструирование, оптимизацию ПОС); социальный заказ (стандарты и типовые программы, запросы родителей, последующих ступеней образования и партнеров);

- содержательно-технологический: педагогическое обеспечение развивающих возможностей ПОС.

Предполагаемый результат:

а) организация ПОС с учетом современных требований организации процесса образования личности;

б) формирование представлений о культурных ценностях, традициях и образцах, нормах, принципах жизнедеятельности; форм коммуникации; представлений об исторических и национальных культурных традициях и обычаях, что в итоге определяет ценности и смыслы нравственных норм, правил, образцов поведения;

в) развитие таких качеств, как рассудительность, уважение, коммуникабельность, вдумчивость, чувствительность, отзывчивость, сотрудничество и др.

В качестве критериального аппарата как качественной характеристики степени результативности учета культурологического подхода - инструмента моделирования ПОС ДОО - выделим следующие составляющие:

• соответствие требованиям материально-технического обеспечения ПОС ДОО;

• учет содержания образовательных областей для дидактического обеспечения накопления опыта освоения культурных универсалий на основе интеграции культурологического аспекта в процессе моделирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрабатывая содержание модели, мы старались акцентировать внимание на следующие положения:

• использовать методы, адекватные цели исследования;

• осуществлять взаимосвязь компонентов модели ПОС в ДОО на сущностной основе ценностного ядра;

• разрабатывать содержательное наполнение компонентов модели в рамках поставленной задачи.

Заключение

Изложенная сущность культурологического подхода как инструмента моделирования ПОС ДОО представлена в совокупности компонентов педагогической системы -модели: сформулированы миссия, принципы, компонентный состав образовательной среды; представлены культурные универсалии; определены составляющие критериального аппарата как качественной характеристики степени результативности моделирования ПОС ДОО, позволяющие осмыслить и понять определение современных тенденций развития ДОО, организацию жизнедеятельности ребенка в конкретных образовательных условиях.

Методология исследования позволила проанализировать и обосновать суть понятия культурологический подход применительно к результату моделирования ПОС ДОО - содержательной модели, что показывает свое видение дополнения и обновления представлений об организации погружения ребенка в специально организованную среду, которая должна обеспечивать освоение культурных универсалий, формирующих стержень культуры личности.

Выделение сущностных характеристик культурологического подхода, его рассмотрение как инструмента действий, разработка ценностного ядра с позиции уточнения ценностный универсалий - все это показало значимость и верность выбранной траектории исследования.

Разработка содержания компонентов модели позволила представить культурологический подход как основу организации и реализации направлений деятельности в ее системном решении достижения поставленной цели.

Ключевое понятие исследования представлено нами в логике, дающей понимание диалектической триады: центром культурологического подхода рассматривается ценностное ядро, структуру которого составляют ценностные универсалии. Изложенная позиция определила основу теоретических взглядов авторов и содействовала формулированию практических шагов конкретных действий по вхождению в культурное пространство ДОО,

обеспечивающих освоение ценностей как платформы формирования личности.

Подтверждение: Работа выполнена с учетом документов:

• Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.

• Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Н. А. Шмырева - концептуализация, выстраивание авторской логики исследования (50 %). Г. Ю. Лопаткин - поиск и анализ научных источников, интерпретация результатов, общее оформление работы (40 %). К. Д. Завразина - проведение опроса и статистическая обработка результатов, поиск литературных источников (10 %). Contribution: N. A. Shmireva developed the concept and designed the research (50%). G. Ju. Lopatkin reviewed scientific publications, interpereted the results, and designed the research (40%). K. D. Zavrazina performed the survey, processed the results, and reviewed scientific publications (10%).

Благодарности: Работа выполнена в рамках инновационного образовательного проекта «Диверсификация педагогического образования в форматах непрерывного профессионального развития педагогических работников на уровнях общего, профессионального и дополнительного образования» (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную структуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования»). Acknowledgment: The research is part of the innovative educational project "Diversification of teacher training in the formats of continuous professional development of teachers at the levels of general, professional, and additional education" (Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated December 25, 2020, No. 1580 "On approval of the list of organizations, classified as federal innovation platforms constituting an innovative structure in the field of higher education and related additional professional education").

о

s »

и о д s

я pj

0

01

у

ч

CD

СП s я

Литература / References

1. Беляев И. А. Концепция культуры Д. В. Пивоварова. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 10. С. 14-17. Belyaev I. A. Concept of culture by D. V. Pivovarov. Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 2016, (10): 14-17. (In Russ.)

2. Кислов А. Г. Компетенции vs культура. Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4. С. 74-78. Kislov A. G. Competence vs culture. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 2019, (4): 74-78. (In Russ.)

3. Пышминцева О. А. Социокультурный подход к образовательному потенциалу населения. Human Progress. 2017. Т. 3. № 5. Режим доступа: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Pyshmintseva.pdf (дата обращения: 28.03.2022). Pyshmintseva O. A. Sociocultural approach to the educational potential of the population. Human Progress, 2017, 3(5). Available at: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Pyshmintseva.pdf (accessed 28 Mar 2022). (In Russ.)

4. Галагузов А. Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 45-50.

Galaguzov A. N. Culturological approach as a methodological basis of educational activity. Pedagogical education and science, 2011, (4): 45-50. (In Russ.)

5. Спирина А. А. Проблемы взаимовлияния культуры и личности: междисциплинарные связи. Аспирантский вестник Поволжья. 2019. № 3-4. С. 12-18. https://doi.org/10.17816/2072-2354.2019.19.2.12-18

Spirina A. A. Problems of the interinfluence of culture and personality: cross-disciplinary connections. Aspirantskiy Vestnik Povolzhiya, 2019, (3-4): 12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17816/2072-2354.2019.19.2.12-18

6. Чумаколенко Н. А. Теория «диалога культур» М. М. Бахтина - В. С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников. Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 194-196.

Chumakolenko N. A. M. Bakhtin and V. Bibler's "dialogue of cultures" theory and development of media education in artistic and aesthetic education of schoolchildren. Theory and Practice of Social Development, 2013, (1): 194-196. (In Russ.)

7. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

Bibler V. S. From science to the logic of culture: two philosophical introductions to the twenty-first century. Moscow: Politizdat, 1991, 413. (In Russ.)

8. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42. Bibler V. S. Culture. Dialogue of cultures (experience of definition). Voprosy Filosofii, 1989, (6): 31-42. (In Russ.)

9. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. 64 с. Bibler V. S. Morality. Culture. Modernity. Moscow: Znanie, 1990, 64. (In Russ.)

10. Библер В. С. К философии культуры. Замыслы. М.: РГГУ 2002. Режим доступа: https://www.bibler.ru/bik_k_filosofii. php (дата обращения: 25.03.2022).

Bibler V. S. The philosophy of culture. Ideas. Moscow: RSUH, 2002. Available at: https://www.bibler.ru/bik_k_filosofii. php (accessed 25 Mar 2022). (In Russ.)

11. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского. Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108-124. Leontev A. N. The doctrine of the environment in the pedological works of L. S. Vygotsky. Voprosy psikhologii, 1998, (1): 108-124. (In Russ.)

12. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-к Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.

g Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education. Moscow-Rostov-on-

e Don: TTs "Uchitel", 1999, 560. (In Russ.)

§ 13. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Дидактические основы проектирования образовательной деятельности в рамках s культурологического подхода. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 1. С. 70-86. https://doi.

g org/10.24411/2619-1504-2020-00011

Korobkova E. N., Sheiko N. G. Didactic basis for the design of educational activities in the framework of the cultural approach. Tradicionnoeprikladnoe iskusstvo i obrazovanie, 2020, (1): 70-86. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2619-1504-2020-00011

V

о 14. Гайсина Г. И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики. Психолого

пз

педагогический журнал «Гаудеамус». 2002. Т. 2. № 2. С. 12-21. ® Gaisina G. I. Formation of the culturological approach as a methodological basis of pedagogy. Psikhologo-pedagogicheskiy

° zhurnal "Gaudeamus", 2002, 2(2): 12-21. (In Russ.)

CD

g 15. Гетьман В. В. Личностно-профессиональное становление педагога предметной области «Искусство»: гуманитарно-культурологический аспект. Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 40-53. https://doi.

к

s org/10.31862/2500-297X-2020-3-40-53

а

Getman V. V. Personal and professional development of a teacher of the subject area 'Art": humanity and cultural aspect. Pedagogy and Psychology of Education, 2020, (3): 40-53. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-40-53

16. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. 78 с. Schurkova N. E. Education: a new look from the point of view of culture. Moscow: OTs "Ped. poisk", 1997, 78. (In Russ.)

17. Хорошилова Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2-3. С. 14-17. Khoroshilova N. V. Culturological approach as the methodological basis of realizing the developing function of education. Vestnik Vyatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 2010, (2-3): 14-17. (In Russ.)

18. Чуркина Н. И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике. Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2019. № 2. С. 145-147.

Churkina N. I. Culturological approach: opportunities and limitations in pedagogy. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2019, (2): 145-147. (In Russ.)

19. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. 230 с. Dakhin A. N. Pedagogical modeling. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2005, 230. (In Russ.)

20. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. С. 11-20. Dakhin A. N. Models in pedagogics. Idei i idealy, 2010, 2(1): 11-20. (In Russ.)

21. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск: СГПУ 2010. 148 с. Lodatko E. A. Modeling of pedagogical systems and processes. Slavyansk: SGPU, 2010, 148. (In Russ.)

22. Монахов В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований. Школьные технологии. 2001. № 5. С. 75-89.

Monakhov V. M. Pedagogical design as a modern toolkit for didactic research. Shkolnye tekhnologii, 2001, (5): 75-89. (In Russ.)

23. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18.

Asmolov A. G. Sociocultural modernization of education - strategy and methodology. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2010, (4): 4-18. (In Russ.)

24. Шмырева Н. А., Лопаткин Г. Ю. Концептуальные основания проектирования пространственно-образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Т. 2021. Т. 5. № 1. С. 52-62. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-1-52-62 Shmireva N. A., Lopatkin G. Ju. Conceptual foundations for designing the spatial learning environment in pre-school establishments. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2021, 5(1): 52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-1-52-62

H

CD О

s »

s M

CD

H О

д s

я pj

0

01

у

4

CD

m

s »

s в

о о

я

5

H pi m

s »

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.