Научная статья на тему 'Культурологический подход к анализу памятников историко-культурного наследия: по материалам этнографических музейных коллекций (на примере шорских украшений из бисера и бусин)'

Культурологический подход к анализу памятников историко-культурного наследия: по материалам этнографических музейных коллекций (на примере шорских украшений из бисера и бусин) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ / АУТЕНТИЧНЫЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / MUSEUM COLLECTIONS / HISTORICAL AND CULTURAL RESEARCH / SOCIAL CULTURE BEAM / AUTHENTIC FORMS OF MATERIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кимеева Татьяна Ивановна

Представлен культурологический подход к анализу этнографических музейных коллекций на основе их комплексного изучения с последующим обоснованием возможности трансляции явлений традиционной культуры шорцев в условиях современности. Проведен анализ информации, представленной в каталогах музейных коллекций, отражающих традиции декоративного искусства шорцев и связанных с производством женских украшений из бисера и бус. Предложены рекомендации по реконструкции женских ушных украшений на основе изучения материалов музейных коллекций и фотоархивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological approach to the analysis of historical and cultural heritage: on ethnographic museums'' collections material (Shor beads ornaments)

The article deals with museum collections analysis from the point of view of modern culturology involving their complex study. Culturological approach includes determining the role of traditional culture elements in the modern society, analysis of museum collections, finding possibilities of their functioning nowadays. The analysis is made on the materials of four Russian museums' collections, which possess Shor women's beads ornaments. Such materials haven't been an object of a special study till present days besides their description as objects of historical and cultural heritage in three ethnographic catalogues: Catalogue of the Museum of Archaeology and ethnography of Tomsk State University (1979), Catalogue of Omsk State Associate Historical and Literary Museum (1990) and Catalogue of Shor Ethnographic collections in Russian Museums (1998). Objects from museums and photography collections can serve as examples for recreating the authentic forms of the traditional culture objects. The research was based on classification of Shor women's beads ornaments from different museums of Russia acquired from 1900 to 1930-s in Gornaya Shoria region. It was found that later collections don't contain such objects. They are disappearing from popular culture pushed out by bought objects. Their manufacturing technology is vanishing. This is a reason why their study started during the cataloguing of museum collections should be continued on local level. The main method used in catalogues was descriptive. In accordance with the necessities of the times we need to combine the method of museum objects visualisation, i. e. their numeralisation, with the attribution method including a careful study of their manufacturing technology. Such material would be in demand in ethnic and cultural centres and other institutes recreating artefacts of popular culture close to authentic ones. Furthermore, numerisation with a correct attribution allows to use museum objects as illustrative and scientific material for educational museum programmes, to include numerised and attributed objects into an electronic catalogue, to use them as material for the museum site and for other purposes. Therefore the use of modern methods in the work with museum collections facilitates to broaden the cultural and educational opportunities of a museum as well as to translate the historical and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к анализу памятников историко-культурного наследия: по материалам этнографических музейных коллекций (на примере шорских украшений из бисера и бусин)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №5 (25)

IV. АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 008: 001.8. (571.1/5: 7.031.3/069.51)

Т.И. Кимеева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ШОРСКИХ УКРАШЕНИЙ ИЗ БИСЕРА И БУСИН)

Представлен культурологический подход к анализу этнографических музейных коллекций на основе их комплексного изучения с последующим обоснованием возможности трансляции явлений традиционной культуры шорцев в условиях современности. Проведен анализ информации, представленной в каталогах музейных коллекций, отражающих традиции декоративного искусства шорцев и связанных с производством женских украшений из бисера и бус. Предложены рекомендации по реконструкции женских ушных украшений на основе изучения материалов музейных коллекций и фотоархивов. Ключевые слова: музейные коллекции, историко-культурологические исследования, социальный носитель культуры, аутентичные формы материальной культуры.

Процессы сохранения, трансформации и функционирования культурного наследия, по мнению ученых, в настоящее время входят в сферу исследований исторической культурологии. Культурологический анализ музейных коллекций предполагает их комплексное изучение, сочетающее определение их роли в обществе, анализ подлинных памятников, а также формы и возможности их функционирования в условиях современности. Для обоснования культурологической концепции реконструкции музейных предметов в данной статье выбраны образцы женских украшений шорцев, из бисера и бусин, не являющиеся до настоящего времени предметом специального изучения. Выбор не является случайным, так как в настоящее время необходимость реконструкции предметов декоративного искусства обусловлена тем, что они сегодня практически не воспроизводятся. В связи с этим становится чрезвычайно актуальной деятельность по изучению и использованию памятников декоративного искусства, хранящихся в музейных собраниях и фотоархивах, способных служить подлинными образцами при реконструкции народного искусства.

Женские украшения шорцев не подвергались специальным исследованиям, возможно, по причине бытования мнения о несложности их формы и техники изготовления. Тем не менее комплексное изучение материалов коллекций целого ряда музеев позволяет утверждать, что они представляют большой интерес в плане своей аттрактивно-сти, манеры исполнения, способов ношения. Из-за полной утраты традиций их создания и бытования, реконструкции технологических приемов должны быть привлечены исключительно материалы му-

зейных коллекций в комплексе с данными фотоархивов музеев.

Анализ женских ушных и шейных украшений, представленных в опубликованных каталогах с их описанием и отдельными зарисовками, показал, что из 53 единиц хранения женских ушных, шейно-нагрудных и накосных украшений с использованием техники низания бисера и бусин изготовлены 24 музейных предмета, в технике плетения из бисера - 2, низания бисера в сочетании с вышивкой - 1. Традиции включения украшений в костюмный комплекс шорцев, созданных в подобной технике, подтверждают материалы фотоколлекции № 3662, поступившей в Музей антропологии и этнографии от Н.П. Дыренковой по результатам экспедиции в Горно-Шорский район Сиб-края в 1927 г. Отдельные фотокопии этого архива хранятся в фотофонде музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Характеристика украшений из низок бисера и бусин приведена в таблице, составленной на основании систематизации предметов историко-культурного наследия, представленных в опубликованных каталогах [1. С. 75-79, 117; 2. С. 115-122; 3. Ч. 5. С. 125-140].

Кроме вышеописанных, 16 предметов, датированных началом ХХ в., из коллекций разных музеев сбров С.П. Швецова (1900), А.В. Анохина и А.И. Новикова (1932) представляют низки бусин и бисера в виде длинной нити, оборачиваемой вокруг шеи, зафиксированных под названием «мунчук».

Систематизированный с помощью таблицы коллекционный материал позволяет сделать вывод о том, что изготовление и бытование украшений с использованием приемов низания бисера и бус,

Таблица

Женские украшения шорцев, изготовленные с использованием бисера и бусин (по материалам опубликованных каталогов)

№ п/п Наименование, наличие зарисовки и кол. № Техника использования бисера Размеры Место и время приобретения Колек- ционер

1 2 3 4 5 6

Ушные украшения

1 Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-16 Низание бисера на нити и крепление их к металлической пластине в виде пяти подвесок с ромбовидными металлическими пластинками на концах Дл. 4 см Чульджан ГорноШорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

2 Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-91 Низание бисера на нити и прикрепление их к ушной петле по две нити, украшенные на концах медными копеечными монетками 1903 и 1905 гг. Дл. 9,5 см Усть-Колзас ГорноШорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

3 Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-93 Низание бисера на нити и прикрепление, их к ушной петле по две нити, украшенные на концах раковиной каури Дл. 9 см Чилису-Анзас ГорноШорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

4 Ушная подвеска «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-95 Низание бисера на нити и прикрепление их к ушной петле по две нити, украшенные на концах копеечной монетой 1909 г. и серьгой в виде кольца Дл. 9 см Мыски Горно-Шорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

5 Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-96 Низание бисера на нити и прикрепление их к ушной петле по две нити, украшенные на концах кисточками из нитей Дл. 8 см Балгашта-Аил ГорноШорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

6 Ушные подвески «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-97 Низание бисера на нити и прикрепление к ушной петле по три нити, соединенные между собой Дл. 7,6 см Усть-Колзас ГорноШорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Л і

7 Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5979-98 Низание бисера на нити и прикрепление к проволочной основе по три нити со сферической пуговицей на концах Дл. 8 см Мыски Горно-Шорского р-на, 1925 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

8 Ушные подвески «ысырга» МАЭ ТГУ 6025-32 Низание бисера на нити и прикрепление к ушной петле вместе с пучком цветных шерстяных нитей, по две нити к каждой серьге Дл. 6 см Кечин ГорноШорского р-на, 1927 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

9 Серьги «ызырга» МАЭ ТГУ 6025-33 Низание бисера на нити и прикрепление к ушной петле по одной нити с серебряными монетами 1902 и 1909 гг. на концах Дл. 8,5 см Кечин ГорноШорского р-на, 1927 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

10 Серьги «ызырга» ОГОИЛМ 1500 Низание бусин на медную проволоку, загнутую на одном конце в крючок для вдевания в мочку уха, на другом - в спираль для фиксации бусин Дл. 5,5 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

11 Серьги «ызырга» ОГОИЛМ 2221 Низание бусин и бисера на медную проволоку, загнутую на одном конце в кольцо, на другом - в петлю для фиксации бусин Дл. 8,5 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

?

12 Серьги «ызырга» ОГОИЛМ 2242 Низание бисера и бусин на нити, украшенные на концах раковиной каури Дл. 12 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

Щ1 » )

13 Серьги «ызырга» ОГОИЛМ а) 2354, б) 2366, в) 2367, г) 3181 Низание бусин и бисера на медную проволоку, загнутую на одном конце в кольцо, на другом согнутую для фиксации бусин Дл. а) 10,5 см; б) 4 см; в) 8 см; г) 6,7 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

9 ? ?

а б в г

1

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Культурологический подход к анализу памятников историко-культурного наследия

Продолжение табл.

2 3 4 5 6

Серьга «ызырга» ОГОИЛМ 2359 Низание бисера на све нити с бляшками на концах и прикрепление к кольцу из проволоки Дл. 5 см Кузнецкий уезд Томской губернии С.П. Швецов

Л

Серьга «ызырга» ОГОИЛМ 2361 Низание бисера на нити и крепление их к металлической пластине в виде пяти подвесок с ромбовидными металлическими пластинками на концах Дл. 5 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

Серьга «ызырга» ОГОИЛМ 2362 Плетение сетки из бисера с ячейками в форме ромбов, украшенных в нижней части кисточками Дл. 6 см, ш. 5,5 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

ж

Серьги «ызырга» ОГОИЛМ 2375 Низание бусин на бечевку и прикрепление их в виде петли к спиральному диску из медной проволоки, загнутому на конце в крючок для вдевания в мочку уха Дл. 7 см Кузнецкий уезд Томской губернии, 1900 г. С.П. Швецов

1

Серьга «ызырга» МАЭ ТГУ 5071-68 Низание бусин на нить с раковиной каури на конце и прикрепление низки к медному крючку Дл. 5 см Усть-Колзас Горно-Шорского р-на, 1932 г. А.В.Ано- хин, А.И.Новиков

Зарисовки нет

Серьга «ызырга» МАЭ 5071-379 Низание бусин на нити и прикрепление их к листовидной металлической основе серьги Дл. 6,5 см ГорноШорский р-н, 1931 Неиз- вестен

Зарисовки нет

Серьга «ызырга» МАЭ 5071-380 Низание бусин на нити и прикрепление их к петлевидной металлической основе серьги Дл. 7 см Мыски ГорноШорского р-на, 1931 Неиз- вестен

Зарисовки нет

Серьга «ызырга» МАЭ 5071-382 Низание бисера на нити и прикрепление их к кольцу из проволоки; две низки украшены на концах монетами - 1928 г. и грошем времен Николая II, третья укреплена петлей Дл. 13 см Эльбезе Горно-Шорского р-на, 1931 г. Неиз- вестен

Зарисовки нет

Серьга «ызырга» МАЭ 5071-382 Низание бусин и бисера на медную проволоку, загнутую на одном конце в крючок, на другом -в спираль для фиксации бусин Дл. 6 см Усть-Колзас ГорноШорского р-на, 1931 г. Неиз- вестен

Зарисовки нет

Серьга «ызырга» а) НКМ 955, б) НКМ 1976/3069/7 Низание бусин и бисера на медную проволоку, загнутую на одном конце в крючок, на другом -в петлю для фиксации бусин Дл. 6 см Новокузнецкий р-н Неиз- вестен

Зарисовки нет

Шейно-нагрудные украшения

Украшение «мунчук» МАЭ ТГУ 6025-36 Пришивание низок из бисера на полоски текстиля, вдоль края укрепление низок полукружьями Дл. 17 см, ш. 3,5 см Верхний Тузас ГорноШорского р-на, 1927 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

Украшение «мунчук» МАЭ ТГУ 6025-31 Пришивание низок бисера между полосками вышивки и вдоль нижнего края украшения Дл. 54 см, ш. 14 см Нижняя Ке-ченга ГорноШорского р-на, 1927 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

Украшения, назначение которых требует уточнения

Накосник «чынча» МАЭ ТГУ 6024-13 Плетение сетки из бисера с нашитыми на нее поперечными полосками красного бархата и пришитыми на конце раковинами каури Дл. 22,5 см, ш. 2 см Садра ГорноШорского р-на, 1926 г. А.К. Иванов

Накосник «топчы» МАЭ ТГУ 6025-37 Низание бисера и соединение концов двух нитей проволокой Дл. 49 см Верхний Тузас ГорноШорского р-на, 1927 г. А.К. Иванов

Зарисовки нет

п.п. 11 п.п.12 п.п.12а п.п. 13а

п.п.15 п.п.16

плетения из бисера имели место у шорцев, судя по хронологии коллекционных сборов, с начала ХХ в. до 1930-х гг. Самая многочисленная коллекция из 13 единиц хранения находится в Музее археологии и этнографии Томского госуниверси-тета (МАЭ ТГУ). Однако тот факт, что в 1970-е гг. основным методом каталогизации музейных коллекций служил описательный, не позволяет использовать данные каталога для реконструкции музейных предметов. Из 13 представленных в коллекции данного музея украшений по рассматриваемой тематике только 3 имеют зарисовки.

Как показывает анализ и наглядно иллюстрирует материал таблицы, существует недостаток использования при работе с музейными предметами такого метода, как визуализация - представление информации в виде рисунков и фотографий. Из 27 предметов таблицы только 10 проиллюстрированы рисунками и 2 - фотографиями. Каталоги двадцати- и тридцатилетней давности соответствовали требованиям своего времени, но в современных условиях коллекционные материалы нуждаются в более детальном изучении, которое, наряду с описанием памятников историкокультурного наследия, включало бы новые технологии: оцифровку предметов, изучение специалистами на основе подлинных предметов технологических приемов их изготовления и разработки методики реконструкции уникальных образцов народного искусства. Материал, несомненно, будет востребован шорскими национально-культурными центрами и другими коллективами, занимающимися воссозданием образцов народной культуры, близких к аутентичным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии ТГУ. Томск: Изд-во ТГУ, 1979.

2. Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск: Изд-во ТГУ, 1990.

3. Шорцы. Одежда и украшения: каталог этнографических коллекций музеев России / сост. Т.И. Кимеева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. Ч. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.