Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 31
УДК 069.5 (571.1/5: 7.031.3) БОТ: 10.17223/22220836/31/25
С.Г. Родионов, Т.И. Кимеева
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ ШОРЦЕВ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СИБИРИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1
Определяются этапы формирования шорской коллекции Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. Решается недостаточно изученный вопрос типологии художественного текстиля шорцев по признаку технологий декорирования. На основе анализа описания музейных предметов в опубликованных каталогах шорских коллекций обосновано применение современного научного подхода к атрибуции музейных предметов. Характеризуется методика анализа музейного предмета как объекта историко-культурного наследия, предполагающая использование определенных приемов и принципов.
Ключевые слова: музей, коллекция, шорцы, художественный текстиль, объект историко-культурного наследия, атрибуция.
Актуальным направлением современных культурологических исследований является выявление и изучение подлинных объектов историко-культурного наследия, в том числе музейных предметов, «прочтение» их как культурных текстов и функционирование извлеченной информации в конкретном социокультурном пространстве - музее. Большой интерес представляет художественный текстиль шорцев, сосредоточенный в шорской коллекции Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ). Под текстилем принято понимать изделия, выполненные из волокон и нитей. В зависимости от качества нитей и способов производства определяются виды текстиля. Для шорцев, проживающих в горнотаежной зоне, характерно использование для изготовления ткани кен-дырных нитей, производимых женщинами в рамках домашнего хозяйства. В начале ХХ в. одежда шилась также из других хлопчатобумажных тканей -дабы, нанки. Детали одежды, сшитой из кендыря, дабы или нанки, при декорировании обшивались хлопчатобумажными тканями типа плиса и манчестера - текстиля с ворсом, похожим на бархатный либо хлопчатобумажной тканью с гладкой поверхностью - сатином. Поверх этих тканей выполнялись вышивка и нашивка декоративной фурнитуры. Покупные цветные ткани применялись для окантовки необработанных сторон изделий и аппликации.
Декорированный традиционными технологическими приемами текстиль может считаться художественным наследием. Данная дефиниция обозначает созданные носителями культуры в разные исторические периоды предметы, наделенные знаково-символической семантикой и способностью аккумулировать в себе синкретическое единство материального и нематериального,
1 Работа выполнена в рамках проектов РГНФ №> 17-11-42003, 17-11-42006.
имеющие отношение к народному декоративному искусству, приемы изготовления артефактов которого передавались из поколения в поколение.
В условиях проникновения иных культурных традиций, связанных с заселением Сибири русскими и формированием новых социально-экономических условий первой четверти ХХ в., объекты, характеризующие художественное наследие шорцев, практически перестают воспроизводиться в естественной среде бытования, а после 1960-х гг. уже полностью утрачиваются. Сохраняются они лишь в музейных собраниях, сформированных c конца XIX до середины ХХ в. и могут быть отнесены к уникумам, под которыми в современном музееведении понимаются единственные в своем роде «объекты культурного... наследия, отличающиеся своеобразием и неповторимостью, особой художественной, научной, исторической ценностью. к уникумам относят также сохранившиеся в единственном экземпляре предметы, отражающие типичное явление» [1].
Целенаправленное комплектование коллекции в музее Томского университета, в которую включался и декорированный текстиль, началось в 1920-е гг. Это было время активной исследовательской и собирательской деятельности на территории компактного проживания шорцев, связанное с проблемой отделения от Томской губернии части Кузнецкого уезда с Томской, Кондом-ской, Верхнее-Кондомской и Мрасской волостями. С 1925 г. начинается систематическое комплектование шорского собрания музея исполняющим обязанности заведующего Этнологоархеологическим музеем Томского университета А.К. Ивановым. На основе анализа коллекционных описей музея выявлено, что именно в это время им совершается первая поездка в Горную Шорию, в результате которой в музей поступили материалы по традиционной культуре шорцев из улусов, расположенных в районах современных городов: Междуреченска (улусы Чульжан, Сыркаш, Косой Порог), Осинников, а также из поселений по реке Мрассу (Кызыл-Суг, Усть-Кабырза, Сибирга и Мыски) [2. С. 149].
С 1926 г. в Сибири развивается научно-краеведческое направление, поддержанное в рамках I Сибирского краевого научно-исследовательского съезда, оказавшее влияние на становление науки в регионе. 1927 г. является плодотворным в плане экспедиционных исследований А.К. Иванова. Он значительно расширяет ареал обследований шорских поселков, углубляясь в черневую тайгу: от поселений верховьев реки Мрассу до улусов по ее притокам: Усть-Анзас, Усть-Кезек, Чилису-Анзас, Суета, Нижние Кичи, Усть-Пызас, Верх-Алзак, Каргыш, Таяс и др. [3. С. 145-146]. Среди единичных поступлений - подаренная А.В. Шупфером в 1929 г. женская шапка «п0рук».
В собирательстве материалов по традиционной культуре шорцев для коллекции МАЭС ТГУ выделяется два следующих друг за другом этапа, обоснованных объективными факторами, такими как экономическое районирование и развитие науки и краеведения в Сибири. Первый из них ограничивается 1925 г., когда материал собирался в окрестностях Кузнецка и близлежащих крупных поселков. Второй охватывает 1926-1927 гг. и характеризуется расширением ареала обследований. Материалы исследования музейных собраний показали, что именно второй период можно считать плодотворным в отношении поступления в музей предметов декорированного текстиля.
Изучение шорских материалов облегчается наличием опубликованных каталогов, отражающих состав фондовых собраний МАЭС ТГУ. Значительным событием в работе с музейными коллекциями сибирских народов было издание в 1979 г. «Каталога этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири Томского университета». С созданием его раздела по культуре шорцев связаны имена известных ученых-сибириведов - Н.А. То-милова и В.Д. Славнина. Задача по созданию каталогов музейных коллекций была поставлена перед сотрудниками музеев именно в 1979 г., что отражено в письме Министерства культуры РСФСР от 15 января 1979 г. № 01-15/16-10 «О паспортизации музейных коллекций». Упорядочение этнографических фондов МАЭС ТГУ, научная обработка его коллекций и составление учетных карточек были начаты еще в 1960 г., поэтому издание увидело свет своевременно и до сих пор остается одним из ценнейших источников по этнографии Сибири в целом и шорцев в частности [4]. Данные этого издания были включены в сводный каталог шорских коллекций в музеях России, составленный на основе коллекционных описей 18 музеев страны одним из авторов данной статьи. Собранный в каталоге воедино коллекционный материал из разных музеев России представляет собой систематизацию традиционной культуры шорцев по типам хозяйственной деятельности, домашним ремеслам, включающим изготовление предметов быта, орудий труда, костюма и украшений, а также религиозным верованиям. В 1999 г. каталог был издан в пяти частях: «Таежные промыслы и средства передвижения», «Производящее хозяйство», «Предметы быта», «Одежда и украшения», «Духовная культура» [5]. В плане изучения декорированного текстиля представляют интерес две части каталога - «Предметы быта» и «Одежда и украшения». В каталогах музейные предметы представлены в текстовой форме, составленной на основе их атрибуции, а также в графических зарисовках отдельных предметов, которые, к сожалению, не дают полного представления о технологиях декорирования текстиля.
Методика исследования музейных предметов, относящихся к художественному текстилю, предполагает использование принципов и приемов, не противоречащих требованиям современного музееведения. Основным принципом должно быть ориентирование на подлинность, которая уже была установлена в процессе включения предметов в состав основного фонда МАЭС ТГУ и затем подтверждена на уровне составления научного каталога. Составители использовали методику обработки коллекций, разработанную сотрудниками Государственного музея этнографии народов СССР (в настоящее время - Российский этнографический музей) и Музея антропологии и этнографии АН СССР.
Для исследования предметов художественного наследия в целях извлечения из них полноценной информации необходимо использовать приемы, характеризующие его отдельные элементы, а затем синтезировать сведения о них в единое целое. Последовательность изучения музейного предмета как объекта художественного наследия должна определяться в опорой на современные музееведческие исследования [6. С. 139-140]. Изучение декорированного текстиля предусматривает:
- установление типовой принадлежности музейного предмета;
- определение конструктивных элементов музейного предмета и расположения на них декора;
- обоснование типа декора в соответствии с принятой в этнографическом музееведении классификацией;
- определение мотивов декоративных элементов;
- выявление технологий декорирования текстиля (вышивка, аппликация, окантовка, нашивка декоративной фурнитуры и др.).
Подобный подход позволяет осуществить анализ коллекционных описей опубликованных каталогов с использованием визуальных и тактильных приемов изучения подлинных музейных предметов. Это позволит восполнить лакуну в характеристике декора текстиля шорцев, входящих в состав коллекции МАЭС ТГУ.
Художественный текстиль шорцев в музее представлен декорированными элементами костюмного комплекса: воротниками женских рубах, клапанами, обшлагами рукавов, обшивками полок и подолов мужских и женских халатов, женскими поясами и нагрудниками, околышами шапок; а также украшенными кисетами для табака, составляющими принадлежность костюмного комплекса.
Чтобы разобраться в особенностях художественного текстиля шорцев, необходимо определить основные понятия, связанные с дефинициями «декор» и «орнамент». Под декором понимается система украшений объекта, имеющих искусственную природу, т.е. выполненных руками человека; под орнаментом (орнаментальным декором) - система повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов декора [7].
По месту расположения на элементах костюмного комплекса декор шорцев представлен преимущественно таким типом, как линейный (орнамент). Другим типом может считаться изобразительный декор, не включаемый в структуру орнамента, расположенный без соблюдения симметрии. Первый тип традиционно выполнялся по поясам, воротникам халатов, подолу, обшлагам рукавов и полкам, околышам шапок. Второй тип характерен для украшения женских нагрудников, кисетов, заполнения угловых декоративных вставок на халатах.
Декор изобразительный и орнаментальный в шорском декоративном искусстве, в свою очередь, включает в себя типы, выделяемые на основе используемых семантических мотивов. Для шорского народного искусства характерен абстрактный декор как отвлеченное, вызываемое сложности в интерпретировании изображение. Геометрический декор, под которым принято понимать абстрактное изображение из точечных, прямолинейных или криволинейных элементов, в художественном текстиле шорцев представлен комбинациями зигзага, часто размещенными линейно между двумя параллельными прямыми линями. Зачастую две зигзагообразные линии изображаются пересеченными друг с другом, образуя ромбы. В декоративном искусстве шорцев зигзаг имеет несколько вариаций в зависимости от изображения вершин его углов - заостренными, скругленными, увенчанными окружностью (зигзаг с петлей в изломе). Каждый элемент зигзага может рассматриваться как треугольник и интерпретируется в музее как символ родовой горы шорцев. Другим широко применяемым мотивом декорирования текстиля у шорцев служит крест, представленный как в виде прямого и косого
Х-образного элемента, так и звездчатой розетки. Крест часто сочетается с декором из других фигур. Круг, означающий непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полной луны, также отражен в вышивке по текстилю и нашивании декоративной фурнитуры, имеющей форму диска. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга, соответственно близка к нему по своей семантике. На текстильных предметах из коллекции МАЭС ТГУ имеется вышитый растительный орнамент в виде пальметт, орнамента из стилизованных побегов, характерных для традиционной вышивки хакасов, характеризующий контакты шорцев с этим соседним народом.
Выявление технологий декорирования текстиля является перспективным в плане их актуализации как части нематериального культурного наследия в культурно-образовательной деятельности музея. Как показал анализ, в описаниях каталогов предметы атрибутированы по таким критериям, как название предметов на русском языке и языке народа-носителя, материал, конструктивные особенности и расположение на них декора. Характеристика технологий декорирования в опубликованных каталогах обобщена, определена преимущественно для тамбурного декоративного шва. Хотя предпринятое в настоящее время изучение предметов музейной коллекции МАЭС ТГУ показало, что вышивка исключительно тамбуром использовалась шорцами редко, чаще эта техника комбинировалась с другими видами декоративных швов, таких как стежковый шов, встречающийся в шорском декорированном текстиле в разных вариантах: ряд стежков и пропусков одинаковой длины; стежки длиннее пропусков; стежки, уложенные зигзагообразно; стежки, образующие декор в виде ромба или многолучевой розетки. Тамбур сочетался с крестообразным швом «орбе», в котором нить идет зигзагообразно, пересекаясь, а также с вышивкой в технике плоской глади. Вышивка гладью на музейных предметах зафиксирована на воротниках и поясах как декор по кен-дырной ткани, так как полотняное переплетение позволяло четко определять длину и ширину выполняемых прямоугольников, исходя из счета уложенных в каждый из них гладьевых стежков [8. С. 123-142]. Кроме того, для декорирования шорского текстиля характерно использование комбинированных приемов, включающих не только применение разных техник вышивки, но и аппликацию из цветной ткани, окантовку и нашивание декоративной фурнитуры, включающей пуговицы, бусины, раковины каури.
Изучение материалов музейных коллекций в плане исследования художественного народного искусства, утраченного в естественной среде бытования, на современном этапе является актуальной необходимостью. Так, применение методов, естественных для 1970-х и даже для начала 1990-х гг. -преимущественно метода зарисовки элементов при иллюстрировании каталога, не доносят до современных исследователей традиционной культуры особенностей декоративного искусства таежных охотников-собирателей. Возможно, по этой причине при воссоздании традиционного костюма как в музее, так и в рамках фестивалей традиционных культур шорцами часто используются иноэтничные компоненты - алтайские, чукоткие.
Методика изучения декорированного текстиля, включающая оцифровку и современные компьютерные технологии работы с фотоматериалами, позволяют дополнить описания в опубликованных каталогах предметов из тексти-
ля уточнениями техник декорирования. Так, например, декор халата «шабыр» под коллекционным номером 6025-7 описан следующим образом: «Вся бархатная отделка расшита тамбурным швом прямыми и ломаными линиями, косыми крестами, трехвильчатыми фигурами. На клапане вышита ветка с резными листьями» [9. C. 27]. Как следует из описания, декор представлен весьма схематично: не отражен в полной мере тип декора по месту расположения и по используемым мотивам. Визуальное изучение предмета и исследование оцифрованного материала в редакторе Microsoft Office с увеличением декорированных фрагментов позволило привести полную характеристику вышитого декора, которая свойственна исключительно для шорской культуры, когда декор на отдельных элементах одного предмета отличается вариативностью мотивов. Художественное оформление халата «шабыр» (колл. № 6025-7) служит подтверждением данного факта. Обшитый черным бархатом воротник по всей длине украшен линейным орнаментом в виде тройного зигзага с петлей в изломе из тройных параллельных линий, вышитых в технике тамбурного шва. По всему периметру воротника выполнена окантовка из прямых линий в технике шва «орбе» и стежкового шва. Вдоль нижних краев воротника на узкой горизонтальной полоске бархата стежковым швом вышита прямая линия с тремя парами отростков, расположенных к ней под прямым углом, обрамленная прямоугольником. Полки халата по черной бархатной обшивке украшены тройными параллельными линиями в технике шва «орбе». Подол декорирован линейным орнаментом в виде тройного зигзага с петлей в изломе, расположенным двумя рядами и разделенным тройной линией, вышитым тамбуром и швом «орбе». Обшитый бархатом угол на полках разделен тремя рядами шва «орбе» на четыре треугольных сегмента, в которых размещены выполненные тамбуром четыре крестовидные фигуры и две -абстрактные. Бархатная обшивка кармана по нижнему краю украшена геометрическим орнаментом в виде пересеченных вертикальной прямой треугольников с включением мифической фигуры (справа), вышитыми в технике тамбура; декор клапана - растительный: побег с завитками, оконтуренный стежковым швом. Обшлаг рукава декорирован так же, как и края полок, с тем отличием, что пространство между верхней полосой заполнено линейно расположенным зигзагом.
Таким образом, исследование материалов коллекции МАЭС ТГУ, сформированной в ходе экспедиционных обследований Горно-Шорского района в I четверти ХХ в., когда объекты художественного наследия еще воспроизводились в среде бытования, позволило определить виды художественного текстиля, типы декора и орнамента, мотивы декорирования. Каталоги тридцатилетней давности соответствовали требованиям своего времени, но в современных условиях коллекционные материалы нуждаются в более детальном изучении, которое, наряду с описанием объектов историко-культурного наследия, включало бы новые приемы и методы: оцифровку предметов, визуальное изучение специалистами на основе подлинных предметов технологических приемов их изготовления, что может быть реализовано на основе предлагаемых подходов к изучению художественного народного текстиля, предусматривающих определение: типовой принадлежности музейного предмета, его конструктивных элементов с расположенным декором, типа и мотивов декора, в также выявление технологий декорирования. Данный под-
ход сделает возможным процесс актуализации объектов художественного наследия в музее, т.е. включение утраченных в естественной среде бытования объектов в пространство современной культуры.
Литература
1. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.muse-um.ru/rme/dictionary.asp. (дата обращения 12.03.2017).
2. Глушкова П.В., Кимеева Т.И., Родионов С.Г. Этапы формирования шорских этнографических коллекций в музеях России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 34. С. 148-158.
3. Кимеева Т.И. Методика сбора материала по художественному наследию коренных народов Притомья: конец XIX - начало XXI веков // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1 (159). C. 142155.
4. Шорцы // Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Томск, 1979. С. 38-122.
5. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Кемерово, 1999. Ч. 1-5.
941 с.
6. Старинкова Е.В. Музейный предмет как текст культуры: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2014. 270 с.
7. Баранова И.И. Декор // Система научного описания музейного предмета. Классификация. Методика. Терминология. СПб., 2003. С. 389-390.
8. Кимеева Т.И. Актуализация художественного наследия коренных малочисленных народов Сибири: на примере шорцев. Кемерово: ТД «Азия-Принт», 2015. 278 с.
9. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения. Кемерово, 1999. Ч. 4. 170 с.
Rodionov Semen G., Kemerovo State University of culture and arts, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Kimeeva Tatiana I., Kemerovo State University of culture and arts, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 31, рр. 244-251.
DOI: 10.17223/22220836/31/25
FORMATION OF THE COLLECTION AND METHODS OF DESCRIBING THE ART TEXTILES OF THE SHORIANS IN THE MUSEUM OF ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY OF SIBERIA, TOMSK STATE UNIVERSITY
Keywords: museum; collection; shorzi; art textile; object of historical and cultural heritage; attribution.
Relevance of the article is justified by the importance of the identification and study of objects of historical and cultural heritage, including Museum objects. "Reading" inmate information is a necessary condition for maintaining and updating this legacy in socio cultural space of the Museum. The article based on the study materials Shor collection MAES, TSU, collected by A. K. Ivanov in the expeditions in the Mountain-Shor district in the beginning of twentieth century, identified two phases of collecting.The first is characterized by the areal survey of the Shor villages in the Kuznetsk area. The second expansion of the territory fees to the taiga districts along the river Mrassu and its many tributaries. Textile art MAES, TSU admitted to the Museum in this period, is unique in that at this time, objects of artistic heritage have produced in the environment of existence. It is proved that the textile is decorated in the traditions of the people, may be regarded as his artistic legacy. Justifies the principles and techniques of the study of objects of artistic heritage in order to extract from them the full information. Defined the fundamental principles of orientation to the authenticity and conformity to national traditions. The practicability of methods of use characterizing some decorated elements with subsequent synthesizing details into a unified whole. The study of objects of artistic textiles in the Museum collection, therefore, was based on the determination of standard facilities of the Museum object, revealing its decorative elements, the type of the motives and techniques of decoration. Thus,
among the technological methods of decoration, except for the vestibule, revealed not characterized by the compilers of catalogues of the art joints, characteristic of the traditional culture of the Shors-seam "orbe", the seam in the technique of flat surface. Thus filled a lacuna in the characterization of decorated items Shors published to date directories. And also prepared the basis for the reconstruction of the Museum's activities examples of traditional textile art Shors, lost in the natural environment of existence.
References
1. Museum.ru. (n.d.) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. [Online] Available from: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp. (Accessed: 12th March 2017).
2. Glushkova, P.V., Kimeyeva, T.I. & Rodionov, S.G. (2016) Stages of the formation the Shor's ethnographic collections in Russian Museums. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 34. pp. 148-158. (In Russian).
3. Kimeyeva, T.I. (2017) Metodika sbora materiala po khudozhestvennomu naslediyu korennykh narodov Pritom'ya: konets XIX - nachalo XXI vekov [Methods of collecting material on the artistic heritage of indigenous peoples of the near Tom region: the end of the 19th - early 21st centuries]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury -News of the Ural Federal University. Series 1: The problems of education, science and culture. 1(159). pp. 142-155.
4. Tomilov, N.A. (ed.) (1979) Katalog etnograficheskikh kollektsiy Muzeya arkheologii i etnografii Sibiri Tomskogo universiteta [The catalog of ethnographic collections of the Museum of Archeology and Ethnography of Siberia, Tomsk University]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 38-122.
5. Kimeyeva, T.I. (ed.) (1999) Shortsy. Katalog etnograficheskikh kollektsiy muzeyevRossii [The Shors. Catalog of ethnographic collections of Russian museums]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.
6. Starinkova, Ye.V. (2014) Muzeynyy predmet kak tekst kul'tury [Museum object as a text of culture]. Culturology Cand. Diss. St. Petersburg.
7. Baranova, I.I. (2003) Dekor [Decor]. In: Baranova, I.I. (ed.) Sistema nauchnogo opisaniya muzeynogopredmeta. Klassifikatsiya. Metodika. Terminologiya [System of the scientific description of a museum subject. Classification. Methodology. Terminology]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya. pp. 389-390.
8. Kimeyeva, T.I. (2015) Aktualizatsiya khudozhestvennogo naslediya korennykh malochislen-nykh narodov Sibiri: na primere shortsev [Actualization of the artistic heritage of indigenous small-numbered peoples of Siberia: a case study of the Shors]. Kemerovo: Aziya-Print.
9. Kimeyeva, T.I. (ed.) (1999) Shortsy. Katalog etnograficheskikh kollektsiy muzeyev Rossii [The Shors. Catalog of ethnographic collections of Russian museums]. Part 4. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.