Научная статья на тему 'Культурологический аспект исследования художественного алогизма в творчестве Н. В. Гоголя'

Культурологический аспект исследования художественного алогизма в творчестве Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект исследования художественного алогизма в творчестве Н. В. Гоголя»

Данилова В.В.

(Бийск)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО АЛОГИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

Рассматривая художественное произведение, вслед за Ю.Филипьевым как "особым образом настроенную и организованную в едином ключе художественную структуру, несущую в себе огромный мобилизующий заряд эстетического воздействия на чувства, сознание и волю воспринимающего" [1], мы считаем возможным рассмотреть проявления художественного алогизма в произведениях Н.В.Гоголя как своеобразный эстетический сигнал, имеющий общекультурные истоки и традиции в истолковании его природы.

Алогизм обычно относят к средствам создания комического, что, с одной стороны, правомерно. Жизненное противоречие эстетически осваивается через противопоставление должного (определенного эстетического идеала) и субъективно осмысленного художником реального положения дел, результатом чего может стать и, чаще всего, становится художественный алогизм, который позволяет осуществить противопоставление прекрасного - безобразному, возвышенного - ничтожному, рассудительного - нелепому, бесконечной предопределенности - бесконечному произволу, свободного - необходимому и т.д. С другой стороны, разрешение противоречия всегда связано с категорией трагического; будучи средством передачи противоречий самого различного плана, художественный алогизм может стать сигналом самых разнообразных комбинаций эстетических чувств: комического с трагическим (на этом сочетании основана диалектическая формула Гоголя - "смех сквозь слезы") и т.д.

В плане рассмотрения кулътурологического аспекта в исследовании художественного алогизма представляет особый интерес теория "эстетической реакции", предложенная Л.С.Выготским. "Эстетическую реакцию" Выготский рассматривает как специфический процесс художественного отражения и как процесс восприятия читателем произведений искусства. В художественном произведении, считает Выготский, всегда заложено некоторое противоречие, "некоторое внутреннее несоответствие между материалом и формой", "автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление своими свойствами всем стараниям автора сказать то, что он сказать хочет" [2]. Два фактора, по мысли Выготского, обуславливают творческий процесс: это то, что определяется объектом отображения ("жизненный материал") - "истинное положение вещей", и то, что исходит от "стараний автора" - "отклонение от этого положения".

"Эстетическая реакция", считают исследователи, не однофазный процесс, а "сложный, многоэтапный". Синтез эмоционального и логического характеризует все этапы "эстетической реакции". "И мысль, и образ, - считает Выготский, - есть сгусток установки сознания по отношению к явлению" [3]. Но на каждом этапе соотношение их различно, что в одинаковой мере определяется объектом и субъектом.

Рассматривая крайнее отклонение от "истинного положения вещей" в детских путаницах, Выготский вслед за К.Чуковским считает, что во всех этих путаницах соблюдается идеальный порядок. "У этого безумия своя система. Эти "нелепицы" не заслоняют подлинных, реальных взаимоотношений идей и вещей, они, напротив, их выдвигают, оттеняют, подчеркивают. Они усиливают, а не ослабляют в ребенке ощущение реальности" [4]. На наш взгляд, художественный алогизм есть тот специфический процесс, который проходит через все этапы эстетической реакции, обуславливая появление противоречий и логического, и аффективного в художественном мышлении. "Преодоление", "разрешение" его происходит в катарсисе - постижение закономерности в неразумном, естественного в странном и т.д. Художественный алогизм-процесс, который соотносится в ходе эстетической реакции с актами рационального познания, понимания, узнавания. Участвуя в протекании эстетической реакции, он находит отражение в создании любого художественного образа, в специфике "языка" любого вида искусства: литературы, музыки, архитектуры и т.д.

В чем же различие между художественным алогизмом и художественным образом, коль скоро мы намечаем много общих для них характеристических черт? Нам кажется, что рассмотрение алогизма как процесса и результата дает возможность выявить сходство и различие этих двух понятий. Сходство заключается в том, что процесс создания художественного образа - это та же "эстетическая реакция", осуществляемая при участии алогизма- процесса, что и обеспечивает художественному образу момент новизны, оригинальности, неожиданности, необычности, нестандартности. Действие художественного алогизма в "эстетической реакции" можно выявить по "шкале изоморфизма".

Известно, что изоморфизм - это структурное сходство, он предполагает сходство отношений между элементами (последовательность отношений). Исследователи считают необходимым рассматривать изоморфизм только в "неразрывном единстве с его противоположностью - нарушением изоморфизма" [5]. Художественный алогизм нарушает изоморфизм между объективным ходом мысли (по "логике предмета") и ходом мысли самого творца, устанавливает между ними отношения деизоморфизма. У Лотмана этот процесс назван борьбой "автоматизации" и "деавтоматизации". Рассматривая связи в поэзии, исследователь приходит к выводу, что эта связь не должна быть полностью автоматизированной, именно нарушение автоматизации порождает "случайность в обусловленности", которая обеспечивает высокое информативнее содержание" [6]. "Шкала изоморфизма" (название дано условно; позволяет выявить градацию действия художественного алогизма в "эстетической реакции": нарушение одного из условий изоморфизма при сходстве двух остальных обусловит появление художественных образов различного характера - это может быть сравнение, метафора, символ, гротеск и др. Причинно-следственные отношения не нарушаются в этом случае, хотя причина и следствие могут быть так далеко "разведены", что, на первый взгляд, могут показаться разорванными. Это явится свидетельством наибольшей интенсивности действия художественного алогизма-процесса в "эстетической реакции". В этом случае устанавливаются связи нового типа -функциональные [7], формы алогизма-результата при этом будут характеризоваться наибольшим "углом отклонения" от реального положения вещей. "Сдвиг", деформация реальных пропорций будет выступать на первый план, сознательно и преднамеренно автором подчеркиваться. Доминирует стремление художника нарушить упорядоченность, заданность схем, устоявшихся представлений. Так это представлено в творчестве

Н.В.Гоголя. По степени интенсивности действия художественного алогизма-процесса можно различать воссоздающее и пересоздающее начала в отображении действительности в художественном произведении и доминирование познавательного или аксиологического аспекта отображения, а отсюда, определять своеобразие художественного метода.

Мы проследили действие художественного алогизма-процесса в создании художественных образов различной сложности у Гоголя. В большей мере в поле нашего внимания были формы художественного алогизма-результата, в которых действие художественного алогизма-процесса проявилось в наибольшей степени и на всех уровнях структур текстов.

Выводы:

1) Художественный алогизм-процесс у Гоголя участвует в создании художественных образов различных видов, от простейших сравнений, метафор, эпитетов до сложных гротескных образов, аллегорий, образов-парадоксов.

2) Формы художественного алогизма-результата будут самыми различными, передающими как небольшое "отклонение" от "логики предмета", едва заметный сдвиг от пропорций реального мира, так и предельно заостренное "отчуждение" от него, сознательную его деформацию, максимально сгущенную атмосферу парадоксального мира. Формы художественного алогизма-результата характеризуются порой предельным разведением причины от следствия, до их "кажущейся" разорванности (в циклах повестей и в "Мертвых душах" Гоголя).

3) Действие художественного алогизма-процесса представляется непрекращающимся

на протяжении всего творческого процесса, пульсирующим то в большей, то в меньшей степени в зависимости от установки автора, особенностей его творческой индивидульности, в этом проявляется своеобразие эволюции творческого процесса Гоголя.

В результате исследования природы художественного алогизма в культурологическом аспекте мы пришли к следующим выводам:

1) природа художественного алогизма у Гоголя характеризуется единством познавательного и аксиологического аспектов;

2) единство познавательного и аксиологического аспектов связано со спецификой детерминированности творческого процесса, возможно доминирование одного из аспектов, что достигается, благодаря авторской установке на ту или иную форму отражения;

3) различные формы алогизма-результата - это проявление различных функций алогизма-процесса, что обусловлено природой выбранного для отображения объекта и установкой автора. Функции художественного алогизма непосредственно связаны с мировоззренческой позицией автора, они способствуют передаче авторской оценки всего отображаемого (оценочная функция) и углубляют познание предмета изображения (познавательная функция);

4) искусство владения художественным алогизмом - свидетельство высокой талантливости писателя. Художественный алогизм рассматриваем в двух планах:

а) как основу художественной образности (по шкале изоморфизма определяем степень деизоморфизма, т.е. "сдвиг", "деформация", "искажение" реальных пропорций мира, что происходит в результате действия художественного алогизма в "эстетической реакции");

б) как специфическую разновидность художественного образа, формы "собственно" алогизма-результата,

5) художественный алогизм имеет различное эстетическое содержание (комическое, трагическое, синтез этих чувств и др.) и различные варианты художественного выражения (в сравнении, метафоре, гротеске и т.д.);

6) художественный алогизм у Гоголя всегда системное понятие, так как включается в систему художественной логики в произведении и, в целом, во всем творчестве писателя. Системность художественного алогизма проявляется в плане психолого-эстетического и гносеологического "бытия" его в творческом процессе (процесс зарождения, формирования и функционирования художественного алогизма); действие художественного алогизма в произведении всегда завершается катарсисом, т.е. всегда ему есть оппозиция в художественной логике, катарсис художественного алогизма есть „восстановление "ЛОГИКИ" художественного алогизма, его "разрешение", (лирические отступления у Гоголя);

7) диалогические отношения между автором и читателем в процессе постижения алогизма реализуются в зависимости от того, насколько глубоко проявляется катарсис, что действует как общий закон культурного развития.

Мы не претендуем на полноту определения природы художественного алогизма в культурологическом аспекте, наметили лишь некоторые аспекты его исследования, важные для рассмотрения его действия в творческом процессе Н.В.Гоголя, в анализе произведений писателя исходили из предложенной нами теории [8].

Примечания

1. Филипьев Ю. Сигналы эстетической информации. М.,1971. С.6.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С.208.

3. Там же. С. 327.

4. Там же. С. 330.

5. Свидерский В.И., Зобов РА Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. П., 1970. С. 56.

8. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении// Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. С. 9-41.

7. Никитин Е.П., Сафонов Ю.Ф. К вопросу о связях // Вопр. философии. 1994 N8.

В. Данилова В.В. Идейно-эстетическая роль художественного алогизма в творчестве Н.В.Гоголя. Автореферат канд. дисс. Тбилиси, 1981.

В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.