УДК 008
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АКТУАЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ И ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
© Кира Александровна РЫНДИНА
Тамбовская областная картинная галерея, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат культурологии, зав. отделом научно-просветительской и экскурсионной работы, искусствовед, член Союза художников России, e-mail: [email protected]
Исследование ценностно-ориентационных составляющих художественной культуры и духовной жизни общества в целом в данный период позволит приблизиться к наиболее точному, глубинному пониманию общественных процессов в культуре России, осознания сути происходящего и роли в этом искусства и философии, выявить позитивные факторы формирования ментальности общества. Анализ показал, что одним из важных аспектов изучения специфики ценностно -ориентационных составляющих художественной культуры является вопрос культурного наследования. Сформировано представление о понимании: от того, какого типа ценности духовной и материальной культуры будут унаследованы, посредством каких алгоритмов они будут адаптированы к современным условиям, зависит состояние современного социума и его будущего. Доказано, что в современный период развития российского общества надо констатировать разбалансированность системы ценностно-ориента-ционных составляющих художественной культуры либо отсутствие ряда составляющих и наличество-вание негативной специфики воздействия на реципиента. Но, в соответствии с теорией смены циклов культуры, в сложные периоды, сопровождающиеся состоянием бифуркации, возникает тенденция антитезы. А по сути, обращение к устойчивым традиционным ценностям. Эмпирика выставочной деятельности молодых художников, экспонировавшихся как в Центральном доме художников, так и в провинции, показывает, что протестная волна проходит, концептуальные проекты так же не столь популярны, особенно в регионах. Не без удивления можно констатировать интерес студентов художественных учебных заведений, их выпускников и потенциальных абитуриентов к реалистическому методу, к реальным темам и сюжетам, некоторые из которых восходят к искусству прошлого, что тоже симптоматично. В данном случае прослеживается тенденция к восстановлению общечеловеческих гуманистических ценностно-ориентационных составляющих художественной культуры.
Ключевые слова: отечественная художественная культура; культурное наследование; механизмы наследования культуры; культурные ценности; духовно-нравственная развитость; ценностно-ориентационные составляющие; идеалы.
Важным аспектом исследования специфики современного состояния отечественной художественной культуры является проблема его отношения к культурному наследованию. Для более глубинного понимания этого вопроса необходимо обратиться к другим ситуационно схожим эпохам.
Процесс освоения, наследования культурных ценностей имеет большое значение для понимания специфики художественной культуры данного периода в целом. От того, какие ценности культуры будут унаследованы, посредством каких алгоритмов они будут адаптированы к современным условиям, зависит нравственное состояние современного социума и идентификация в мировом культурно-политическом пространстве на многие десятилетия.
«Укрепление культурной идентичности рассматривается как укрепление... нацио-
нального уровня защиты, опирающегося на систему национальной культуры и включающего системы защиты правопорядка и национальной обороны» [1, с. 9].
Видный представитель современной философской мысли, ее культурологического направления И.К. Кучмаева посвятила большую часть своих работ изучению культурного наследования, выявив важность этой проблемы. В частности, в книге «Социальные закономерности и механизмы наследования культуры» подчеркивается: «...принципиально важным основанием для постижения специфики действия наиболее актуальных механизмов наследования культуры выступает рассмотрение культуры как способа бытия людей, глубинных, качественных характеристик этого бытия. Поэтому, размышляя о механизмах наследования культуры, мы имеем в виду далеко не только наиболее эффектив-
ные способы познания культурных ценностей, но в равной мере адекватные механизмы практического преобразования повседневной жизни на основе воспитания человека историей, глубокого восприятия им культурных гуманистических традиций прошлого» [2, с. 163].
Оценивая процесс наследования культуры как средство и, в конечном итоге, цель гуманизации человека, развитие можно соотнести с богатством преемственных связей индивидов, что определяет уровень культурной, духовно-нравственной развитости общества; с готовностью каждого члена общества, а главное и Художника, как поделиться лично освоенным богатством культуры прошлого, так и, что главное, необходимо именно творцу противостоять появляющимся деструктивным тенденциям в обновленческом порыве, т. к. произведение искусства вовлекает зрителя, слушателя.
Эмоциональным, образно-трансформированным концентратом культуры любого общества является художественная культура. Особенность эмоционально-чувственного состояния социума отражается посредством художественной культуры: комплекс ощущений передает художник и часто непреднамеренно через свое отношение к каким-либо процессам и явлениям политически формирует отношение к культуре, отношения творческой интеллигенции и другой большой части общества, создавая социально-адаптированные артефакты. И закономерно в объективных процессах играет большую роль субъективное начало.
Субъективное эмоциональное состояние творца определяет эмоциональное состояние социума и образно интерпретированные ценностные инновации материализуют общественную коллизию, также являясь ее катализатором. Л.Н. Толстой отдельно обращал внимание на специфическую действенность искусства, выделяя признак, отличающий истинное искусство от поддельного, его «заразительность». Л.Н. Толстой подмечает казалось бы незаметное качество искусства -полное слияние слушателя, зрителя с художником, ощущение слияния с сопереживающими другими людьми. В этом видит Л.Н. Толстой большую силу искусства [3].
И в этом контексте важно имманентно качественное возрастание стиля мышления и
особенность эмоционального строя людей, проникнутых оптимизмом в глубоком восприятии и обязательном внедрении ценностей мировой культуры.
Надеясь на конструктивное обновление на каждом новом этапе развития социума, логично рассчитывать на появление все более совершенных артефактов культуры, но немало примеров обратного. «В прошлой и современной истории есть немало свидетельств о том, что развитие материальной базы культуры, открытие новой суммы ценностей нередко сопровождались регрессом в самом институте культуры, а порой соседствовали с истреблением идеальных запросов человека» [2, с. 164]. Современная ситуация с трансформацией ценностно-ориентацион-ных составляющих художественной культуры, частая подмена идеалов в произведениях любого вида творчества, формирующих представление человека о ценностях, становится опасной. Эта подмена происходит во множестве дорогостоящих шоу-проектов, в которых чаще отсутствуют нравственные императивы. В этих случаях не идет речь о ценностном наследовании, а ведь художественная культура, особенно российская, сильна традициями. От степени развитости и поддержания их зависит общий уровень культуры социума, нравственное здоровье ментальности. Важную роль в совершенствовании даже обыденной культуры призвано сыграть искусство. Как отмечалось, именно посредством эмоциональной сферы искусство специфическим образом вовлекает в мир переживаний, воздействуя на обыденную культуру, являясь специфическим механизмом воздействия на нее, донося в доступной форме ценные идеи до сознания многих. Имеет место и обратное влияние. И обыденная культура с ее традиционными процессами формирует направления теоретической мысли, далее тенденции, в искусстве. В фундаментальной науке эта проблема нашла отражение: «Сегодня со всей определенностью заявил о себе подход, противоположный издавна сложившейся традиции: проблемы, порождаемые на уровне обыденной культуры, все более побуждают к теоретическому решению их в специализированных сферах культуры, а затем к внедрению в практику обыденной жизни полученных научных результатов. Это, в свою очередь, повышает
социальную значимость специализированных институтов в качественном преобразовании и наполнении обыденной культуры» [4, с. 70]. Нынешнее время диктует новые требования в отношении к культурному наследию, обусловленные предыдущими сложными историческими ситуациями, и определяет сегодняшний взгляд на них. Новизна взгляда на культуру прошлого связана с тем, что ее ценности и закономерности развития анализируются прогрессивно мыслящей частью человечества в контексте интегратив-ных процессов, в плане достижения общности представлений по ряду фундаментальных для человечества вопросов.
Изучение закономерностей и механизмов наследования культуры приобретает особую значимость в условиях расширяющегося социокультурного проектирования. Необходимо понимание главных направлений в функциональном использовании культурного наследия. Современное общество нуждается в определении алгоритмов освоения культурного наследия социумом, посредством средств массовой информации, в конструктивном анализе объектов культурного наследия, определении их ценностной позитивности, в возрождении и сохранении национальных артефактов, нравственных императивах наследия - выявлении суммы нравственных ценностей, которая станет основанием и составной частью этических кодексов профессиональной деятельности и обыденной жизни.
«Однако было бы неверным художественную жизнь в массовом обществе сводить исключительно к массовой культуре. Художественная жизнь в городах на том этапе, когда происходит становление массового общества, является предельно плюралистичной. Образование внутри общества множества групп и субкультур становится причиной и возникновения разного типа художников». [5, с. 150]. «История искусства не может быть только историей создания шедевров и творчества гениев, эти шедевры создающих. Это одновременно и история культуры» [5, с. 150].
В контексте современной духовной жизни необходимо осмыслить фундаментальные теоретические положения выдающихся отечественных мыслителей прошлого, выявить наиболее гармоничные фрагменты культурного наследия, определить их как концепцию
развития общества для создания гармоничного будущего.
Современный же художественный процесс крайне многообразен в концептуальном отношении, в нем много поискового и радикального. Следовательно, он весьма динамичен, многоаспектен и постоянно выплескивается за пределы «дозволенного», балансирует на грани «искусство - неискусство». Анализировать этот процесс сложно. Но необходимость существует, т. к. негативные тенденции в современном художественном развитии приобретают черты не только массовости, но и наступательной агрессивности.
Сегодня в творческой элите усиливается тяга к эксперименту, различным художественным вариациям, поисковым возможностям искусства, что позволяет сделать вывод о возрастании игрового начала в искусстве эпохи. Доминирует в нем субъективизм. Характерными чертами культуры, искусства нынешнего периода является отсутствие определенности мировоззренческих позиций. Представления о картине мира весьма противоречивые, что отражается в искусстве.
«Взаимодействие между художником и публикой развертывается не в вакууме. Но оно и не сводится ни к идеологическим ори-ентациям, ни даже к художественным процессам. Оно происходит в контексте культуры. Культура определяет восприятие как социальных групп, субкультур и личности не только в сфере искусства, но в т. ч. и в сфере искусства» [6, с. 53].
Имманентными для искусства современности являются такие процессы, как размывание видовых и жанровых границ, тенденция к синтезу искусств. Преобладание субъективной метафоричности художественных образов, иронического начала выдающийся теоретик искусства ХХ в. Ж. Бодрийяр определил термином «заговор, или преступление посвященных». Иногда это можно назвать эффектом «голого короля», что характеризуется отсутствием базового нравственного аппарата и желанием выдать несовершенную форму за новое актуальное искусство [7, с. 12].
Эти явления декларируются как свобода творчества, проявление свободной личности в искусстве. На то обращали внимание мыслители еще в начале ХХ в. Выдающийся русский философ И.А. Ильин предостерегал: «Да, свобода нужна искусству, как воздух
человеку: ибо свобода есть право творить по вдохновению, а не по принуждению и заказу. Но разве свободное вдохновение означает безответственность и вседозволенность? Разве художник, предоставленный своему вдохновению, имеет духовное право на произвол и беспутство? Разве вдохновение есть художественная распущенность и бесчинство? Не есть ли вдохновение, наоборот, прозрение высших закономерностей и совершенных связей? Не есть ли оно обретение подлинной художественной необходимости?..» и «Художник должен творить свободно - отнюдь не бессовестно, не произвольно» [4, с. 250, 259].
Обращаясь сегодня к интенции о свободе личности, свободе творчества, как соотнести с попытками отказать в праве на жизнь традиционному искусству с помощью информационной блокады, о чем упоминали еще бывшие диссиденты В.Е. Максимов, А.А. Зиновьев и другие близкие им по духу исследователи. Обостренным было восприятие этих проблем в нестабильный период перемен начала 90-х гг. ХХ в. В первой четверти XXI в. проблема не исчезла, принципиально не изменилась, лишь незначительно трансформировалась сообразно реалиям периода.
Зарождающаяся потребность общества в приобщении к духовным ценностям сейчас получает возможность реализации на новом уровне, посредством соприкосновения с артефактами культуры прежних эпох через передовые технологии, появление новых концепций соответствующих общественных институтов, призванных формировать классический стиль наследования, поддерживать его. В числе других надо говорить о музеях. Так как сама деятельность музеев и есть механизм формирования наследования культуры. Музей, по сути, - продолжатель духовных традиций прошлого. И свойство не должно выливаться в статичную самость, но многосоставной динамичный процесс, вовлекающий в свою орбиту все более юные поколения.
Тем более представляется важным формирование культуры студенческой молодежной аудитории в широком понимании. В частности, важной составляющей является духовное, эстетическое и творческое совершенствование. Вовлечение в творческий процесс даже без постижения профессиональных вы-
сот для широкого круга является значительным развивающим фактором. И возникающая после длительного периода «безвременья» с размытыми представлениями о нравственных и эстетических нормативах переходного периода в нашем государстве конца ХХ - начала XXI в. потребность представителей молодежных субкультур в овладении духовными ценностями сегодня получает возможность реализации. Учебные заведения разного уровня, просветительские структуры общества обязаны расширить, удовлетворить появляющуюся еще не явно позитивную тенденцию нового поколения. В той сложной ситуации, в которой сегодня объективно оказалось высшее образование, представляется необходимым не сворачивать, а расширять сферу профессионального творческого образования. Необходимой конструктивной составляющей образовательного процесса является приобщение обучающихся к восприятию произведения искусства (от архитектуры до самого камерного вида искусства (миниатюра, экслибрис и подобное)). Это приобщение должно включать и постижение основ истории (вплоть до всемирной), и истории изобразительного искусства, и освоение технологических особенностей создания различных произведений искусства, и, безусловно, соприкосновение с подлинником и осознание его значимости. Ведь сугубо специфические изобразительные свойства: колористическая разработка световоздушной среды, соответственно, структура мазка, характер линии и другие неотъемлемые составляющие - создают особую атмосферу произведения, вовлекающую юного зрителя, студента в сопереживание состояния, даруемого произведением искусства, делающим зрителя участником этого эмоционально-нравственного потока, о чем говорил Л.Н. Толстой. И это ощущение сопричастности к образному миру произведения искусства никогда не сможет имитировать даже самый совершенный в техническом исполнении постер, так популярный сегодня. Общение с подлинником особенно творческого молодого человека пробуждает потребность к аналогичной самореализации, желание созидать. Оценка значимости творческой деятельности в процессе соприкосновения с артефактами мотивирует к собственно творчеству, желанию посвятить себя творческой профессии, про-
фессиональному росту, что способствует и личностному совершенствованию, освобождению скрытых возможностей. Это приобщение к подлиннику возможно посредством включения студентов в музейную среду, атмосферу, созданную благодаря наличию коллекции произведений выдающихся мастеров прежних столетий, шедевров мирового искусства великих эпох. Это является важным компонентом художественного образования. Необходимо подчеркнуть то, что произведение - это свидетель, участник истории, дошедшей до нас через переживание и его материализацию художником с помощью мира образов. А молодой человек, получающий творческое профессиональное образование, видит в жизнеспособности произведения, прошедшего сквозь века, актуальность и востребованность деятельности художника, своей деятельности.
Большое значение в формировании нравственной и профессиональной позиции творческой молодежи имеет включение в выставочный процесс. Общение с художниками: ровесниками, а особенно старшими коллегами в выставочном пространстве (или рабочем пространстве (в мастерской)), обогащает. Значение проведения мастер-классов нельзя переоценить. Необходимо постижение творческой лаборатории профессиональных художников - представителей различных видов искусства.
Вышеизложенные выводы стали возможны вследствие эмпирического исследования.
Примером в этом контексте может служить многогранная деятельность Тамбовской областной картинной галереи.
«Возрождены и поддерживаются на протяжении последних десятилетий упомянутые культурные традиции тамбовских усадеб. Сегодня галерея является просветительским и коммуникативным центром, стремящимся к синтетическим формам деятельности» [8, с. 222]. Традиции прошлого и живой процесс сегодня отличают совершенствование стиля наследования культуры одного из важнейших культурных центров региона.
Подтверждением того служит практика 2012-2015 гг. по созданию и реализации ин-тегративных проектов «Нестандартное занятие» (совместный социокультурный проект картинной галереи и Лицея № 6 г. Тамбова),
«Молодая волна» (картинной галереи и молодежного творческого объединения с одноименным названием) и «Лаборатория творческого опыта» для формирования культурной среды молодежи, развития и реализации профессиональных творческих навыков. Конструктивным результатом деятельности картинной галереи последних лет явилась выставка с одноименным названием «Молодая волна».
Организаторами была изначально задана большая возрастная и профессиональная амплитуда, ведь основная цель выставки выявить одаренную, социально активную молодежь, создать условия развития юных талантов. Объединяет участников желание расти и достигать профессиональных вершин. Но никак ни желание встать в оппозицию к ранее созданному в искусстве, как упомянуто выше.
На выставке впервые за много лет были представлены разные виды и жанры искусства. Во многих работах присутствует ощущение поиска авторов. Поиска своего изобразительного языка, любимого жанра. Отрадно, что присутствуют такие сложные жанры, как портрет, жанровая картина. Присутствуют и работы «пограничных жанров», картины-размышления.
Но главной особенностью выставки в контексте обсуждаемой темы является основная тенденция: приверженность традициям русского реалистического искусства большинством юных художников. И в этой преемственности видится залог устойчивого развития.
Экспонирование выставки явилось поистине живым творческим процессом. Событийный спектр был разнообразен. Прошли многочисленные и разноплановые мастер-классы, творческие встречи, обсуждения выставки и мн. др. Результативным стали мастер-классы мастеров декоративно-прикладного искусства г. Тамбова: художника-монументалиста, заслуженного работника культуры РФ Н.Л. Мильченко и художника-керамиста А.И. Щербакова, заслуженных художников РФ В.В. Сизова и П.Ю. Золотова, художника-иконописца, графика, директора Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства им. В.Д. Поленова, заведующего кафедрой сценических и изобразительных искусств
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина М.В. Никольского [9, с. 222]. Выставка стала не только активной эмоциональной художественной средой, которая широко привлекает представителей различных молодежных субкультур, но и важным показателем желаемого уровня наследования культуры, ее нравственно-эстетических императивов. Московские молодежные выставки, проходящие в Центральном доме художников, также удивляют стремлением обратиться к устойчивым традиционным идеалам.
Таким образом, с удовлетворением можно констатировать: складывается творчески и социально активный социум, очевидно, призванный сыграть важную роль в формировании позитивного, конструктивного будущего нашего региона.
Эмпирически доказано, что при создании условий для реализации творческой личности в частности и поколения молодых в целом конструктивные тенденции эволюционирования ценностей составляющих художественной культуры сыграют определенную позитивную роль в совершенствовании общественных отношений, ментальности и цивилизации в целом. «Прагматические образовательные тенденции приводят к обеднению эмоциональной сферы. Обновление, возврат к некоторым традициям, изучение великих возможностей, которые дает нам наследие нашей культуры, - это те задачи, которые предстоит решать как практикам, так и теоретикам культуры, а от их решения будет зависеть, какой будет культура нашего века» [10, с. 10].
1. Куц В.А. Культурная идентичность как способ реализации защитных функций культуры // Культура культуры. 2015. Вып. 4. URL: http://cult-cult.ru/protective-functions-of-culture/ (дата обращения: 10.09.2015).
2. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006.
3. Идеалы и действительность в русской литературе // Учитель словесности. 2014. 17 июня. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/idealy_ i_dejstvitelnost_v_russkoj_literature/151-2 (дата обращения: 10.09.2015).
4. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993.
5. Хренов Н.А. Искусство в исторической динамике культуры. М., 2015.
6. Хренов Н.А. Взаимодействие между искусствознанием и культурологией: методологический и исторический аспекты // Культура культуры. 2015. Вып. 4. URL: http://cult-cult.ru/the-interaction-between-art-studies-and-cultural-studies/ (дата обращения: 10.09.2015).
7. Рындина К.А. Специфика ценностно-ориен-тационных составляющих художественной культуры переходных периодов в истории России (на материале конца XIX - начала XXI в.): автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2008.
8. Флиер А.Я. Социальная реальность глазами культуролога // Культура культуры. 2015. Вып. 1. URL: http://cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-a-culturologist/#search_mark_соци-альная реальность (дата обращения: 10.09.2015).
9. Рындина К.А. Особенности стиля наследования культуры в условиях провинциального художественного музея // Стиль наследования культуры: сборник научных статей. М., 2009.
10. Шапинская Е.Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности // Культура культуры. 2015. Вып. 3. URL: http://cult-cult.ru/sny-prospero-rasskazannye-yazykom-sovremennoj-muzyki-fantasmagoriya-tomasa-adesa/ (дата обращения: 10.09.2015).
1. Kuts V.A. Kul'turnaya identichnost' kak sposob realizatsii zashchitnykh funktsiy kul'tury // Kul'tura kul'tury. 2015. Vyp. 4. URL: http://cult-cult.ru/protective-functions-of-culture/ (data obrashcheniya: 10.09.2015).
2. Kuchmaeva I.K. Sotsial'nye zakonomernosti i mekhanizmy nasledovaniya kul'tury. M., 2006.
3. Idealy i deystvitel'nost' v russkoy literature // Uchitel' slovesnosti. 2014. 17 iyunya. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/idealy_i_dejs-tvitelnost_v_russkoj_literature/151-2 (data obrashcheniya: 10.09.2015).
4. Il'inI.A. Odinokiy khudozhnik. M., 1993.
5. Khrenov N.A. Iskusstvo v istoricheskoy dinamike kul'tury. M., 2015.
6. Khrenov N.A. Vzaimodeystvie mezhdu iskusstvoznaniem i kul'turologiey: metodologicheskiy i istoricheskiy aspekty // Kul'tura kul'tury. 2015. Vyp. 4. URL: http://cult-cult.ru/the-interaction-between-art-studies-and-cultural-studies/ (data obrashcheniya: 10.09.2015).
7. Ryndina K.A. Spetsifika tsennostno-orientatsionnykh sostavlyayushchikh khudozhestvennoy kul'tury perekhodnykh periodov v istorii Rossii (na materiale kontsa
XIX - nachala XXI v.): avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. M., 2008.
8. Flier A.Ya. Sotsial'naya real'nost' glazami kul'turologa // Kul'tura kul'tury. 2015. Vyp. 1. URL: http://cult-cult.ru/social-reality-as-viewed-by-a-culturologist/#search_mark_sotsial'naya real'nost' (data obrashcheniya: 10.09.2015).
9. Ryndina K.A. Osobennosti stilya nasledovaniya kul'tury v usloviyakh provintsial'nogo khudozhestvennogo muzeya // Stil'
nasledovaniya kul'tury: sbornik nauchnykh statey. M., 2009.
10. Shapinskaya E.N. Kul'tura v epokhu "tsifry": kul'turnye smysly i esteticheskie tsennosti // Kul'tura kul'tury. 2015. Vyp. 3. URL: http://cult-cult.ru/sny-prospero-rasskazannye-yazykom-sovremennoj-muzyki-fantasmagoriya-tomasa-adesa/ (data obrashcheniya: 10.09.2015).
Поступила в редакцию 10.11.2015 г.
UDC 008
CULTUROLOGICAL ASPECT OF RELEVANCE IN ART AND PECULIARITIES OF CULTURE INHERITANCE
Kira Aleksandrovna RYNDINA, Tambov regional Art Gallery, Tambov, Russian Federation, Candidate of Culturology, Head of Scientific-Educational and Excursion Work Department, Arts Critic, Member of Russian Artists Union, e-mail: [email protected]
The study of value-orientation components of the art culture and spiritual life of the society, in general, in this period, will come close to the most accurate depth understanding of social processes in the culture of Russia, awareness of the essence of current events and the role of art and philosophy in it, to identify positive factors of the formation of the mentality of society. The analysis showed that one of the important aspects of value-orientation components specificity study of art culture is a question of cultural inheritance. An idea of understanding is formed: that the state of modern society and its future depend on type of spiritual and material culture value that will be inherited and their adaptation algorithms to modern conditions. It is proved that in the modern period of Russian society development, it is necessary to note either the system imbalance in value-orientation components of the art culture or the absence of a number of components and the presence of negative specificity of influence on the recipient. But, in accordance with the theory of cycles change of culture, there is a tendency of the antithesis in difficult periods accompanied by bifurcation. Indeed, access to sustainable traditional values. Empirics of exhibition activity of young artists both in the Central House of Artists and in the provinces shows that the protest wave passes, conceptual projects are not so popular, especially in the regions. It could be noted without any surprise of interest of art schools students, graduates and potential entrants to the realistic method, to real themes and subjects, some of which date back to the art of the past, which is also symptomatic. In this case, there is a tendency to restore universal humanistic values-orientation components of the art culture.
Key words: domestic art culture; cultural inheritance; inheritance mechanisms of culture; cultural values; spiritual and moral development; value-orientation components; ideals.