Научная статья на тему 'Культурологические основы учебника «История русской музыки»1 для студентов педагогических университетов'

Культурологические основы учебника «История русской музыки»1 для студентов педагогических университетов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / РУССКАЯ МУЗЫКА / RUSSIAN MUSIC / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTUROLOGICAL APPROACH / ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рапацкая Л.А.

Статья представляет собой саморецензию на учебник «История русской музыки». Содержание учебника сформировано на основе авторской культурологической концепции, согласно которой русская музыка является духовноэстетическим феноменом. Культурологический подход позволил автору учебника обозначить проблемное поле курса «Истории русской музыки», его ценностные ориентиры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a self-presentation of the textbook «History of the Russian Music». The contents of the textbook have been based on the authors culturological conception that views Russian music as a spiritual and moral phenomenon. Due to its openness, unique ability to adapt other peoples experience and at the same time internal integrity, Russian music has been creatively interpreting during centuries European styles, genres and forms though the prism of «the spiritual» and the «creative»

Текст научной работы на тему «Культурологические основы учебника «История русской музыки»1 для студентов педагогических университетов»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ»1 ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Л. А. Рапацкая,

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

Аннотация. Статья представляет собой саморецензию на учебник «История русской музыки». Содержание учебника сформировано на основе авторской культурологической концепции, согласно которой русская музыка является духовно-эстетическим феноменом. Культурологический подход позволил автору учебника обозначить проблемное поле курса «Истории русской музыки», его ценностные ориентиры.

Ключевые слова: история, русская музыка, культурологический подход, духовно-нравственные основы образования.

Summary. The article contains a self-presentation of the textbook «History of the Russian Music». The contents of the textbook have been based on the author's culturological conception that views Russian music as a spiritual and moral phenomenon. Due to its openness, unique ability to adapt other people's experience and at the same time internal integrity, Russian music has been creatively interpreting during centuries European styles, genres and forms though the prism of«the spiritual» and the «creative».

Keywords: history, Russian music, culturological approach, spiritual and moral education.

89

В современных исследованиях отечественных педагогов-музыкантов всё более прослеживается мысль, что компетентностный подход, утверждающий свои позиции в высшей школе, предполагает моделирование целостной профессиональной деятельности будущих специалистов. Это означает, что качественное образование студентов зависит от культуроформи-рующей функции основополагающих

1 Рапацкая Л. А. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века». Учебник для студ. пед. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2001.

дисциплин учебного плана, среди которых выделим «Историю русской музыки». Создавая учебник «История русской музыки», автор опирался на культурологический подход как методологическую основу данного курса, позволяющую изменить представление об основополагающих ценностях музыкально-исторического образования, усилив его воспитательную направленность. Учебник призван не только обеспечить необходимую предметную подготовку, но и включить содержание курса «История рус-

скои музыки» в широкии культурный контекст.

Ведущим культурологическим положением, выдвинутым и разработанным автором учебника, является вывод о русскои музыкальнои культуре как целостном духовно-эстетическом феномене, рождённом в процессе исторического развития русского народа и обусловленном национальнои ментальностью. Как известно, основы культуры России закладывались в древности под влиянием двух традиции. Первая, идущая от язычества, способствовала становлению представлении о красоте окружающего мира, чувства сопричастности к роднои земле, стремлению укрепить и оградить свои дом от иноземных завоевателеи. Вторая традиция родилась в конце Х в. и связана с крещением Руси, с принятием православного христианского вероучения. Исходя из этого положения, автор начинает свои учебник с освещения особенностеи русскои музыкальнои культуры, непосредственно связанных с исходными её началами. В учебнике излагаются наи-иЦ более важные факты, свидетельствующие о значимости древнерусского периода для формирования духовно-нравственных и эстетических основ русского музыкального искусства.

Из всего обилия фактов, положений, музыкальных произведений автор отбирает те, что отражают целостность русской художественной культуры и единые истоки разных видов искусства - литературы, музыки, живописи, архитектуры и др. В учебнике показано, что самобытность русского музыкального искусства, сложившаяся в глубокой древности, объясняется многими причинами, в том числе и общего культурологического

характера. Прежде всего, своеобразным является географическое положение России на карте мира - «между» Европой и Азией. Отдавая дань точке зрения отечественных теоретиков «евразийства», автор утверждает, что для истории искусства более убедительна точка зрения, согласно которой многие русские писатели, композиторы, живописцы во все времена ориентировались на европейские традиции. Русская литература, музыка, зодчество, живопись прошли те же этапы исторического развития, что и европейские виды искусства. Начиная с XI в. и на протяжении своего исторического пути отечественная музыкальная культура вела плодотворный диалог (внутренний и внешний) с разными европейскими течениями и стилевыми направлениями. Благодаря открытости, уникальной способности к освоению чужого опыта и одновременно внутренней целостности, русская музыка не только воспринимала европейские новации, но прежде всего творчески интерпретировала заимствованные стили, жанры, формы сквозь призму собственного миропонимания, рождая новое, самобытное в русле сложившихся традиций. В этом кроется секрет её влияния на искусство других народов, поскольку если в определённые исторические периоды западная культура, как более зрелая и сильная, влияла на русскую, то во второй половине XIX в. русская музыкальная культура обретает мировое значение и становится источником многих передовых новаторский тенденций в творчестве мастеров Европы, а позднее и Америки.

В числе культурологических положений, развитых автором учебника, следует выделить тезис о противоре-

чивых началах ментальности русского народа, нашедших непосредственное отражение в антиномичности, противоречивости эстетических взглядов. Говоря о бинарности русского сознания, его способности одновременно сочетать полярные установки и «впадать в крайности» (как считали многие выдающиеся русские мыслители), автор не навязывает студентам своего мнения, но показывает, как постоянное противостояние «старого» и «нового», «чужого» и «своего», храмового и светского, христианского и языческого находит отражение в конкретных музыкальных произведениях, относящихся к одной исторической эпохе.

Важнейшей проблемой, проходящей красной нитью в учебнике, является проблема духовных оснований русской музыкальной культуры. Известно, что современная мировая художественная культура многогранна и многолика. Каждый народ, живущий на грани ХХ-ХХ1 вв., творит художественную культуру, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными «сверхустановками», на которые ориентируются современные художники, писатели, композиторы, мастера других искусств. Сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла. На другом полюсе - «наднациональное» художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран. На этом фоне русская художественная культура не вписывается в традиционные «модели». Автор считает, что во все времена русские мастера занимали особое место в обществе («поэт в России - больше, чем поэт»), а творцы искусства пытались постичь духовный смысл Бытия, вы-

нашивая идеи соборного братства людей. С глубокой древности и до наших дней русские композиторы искали «соответствие» между безграничными просторами русской земли и русской души, между религиозным восприятием мироздания и теми художественными образами, что рождались в их творчестве. Поэтому в поисках глубинных оснований русской музыкальной культуры автор постоянно возвращается к проблеме соотнесённости духовного и художественного начал.

Особенность развития русской музыкальной культуры заключается в том, что в её историческом движении были пройдены все возможные варианты взаимодействия искусства и религии. В результате сложилось несколько моделей, в недрах которых возникли стилевые направления, отражённые всеми видами искусств. В соответствии с этим автор выделяет основные этапы развития русской музыкальной культуры. Это музыкальная культура Древней Руси, где состоялось полное единение профессионального искусства и православных взглядов мироустройства. Автор называет данный период культурой «религиозно-художественного монолога», подчёркивая, что её основы не исчезли в веках, сохранились не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих явлениях, что несут в себе высокую духовно-нравственную подоплёку вне зависимости от времени.

Следующий этап, относящийся к XVШ-XIX вв., сложился в процессе становления «русской европейско-сти» (эпоха Просвещения) и русской классики. В этот период в искусстве родились светские жанры, а диалог «художественного» и «духовного» воплотился в анализе «вечных» нрав-

91

ственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, музыки, живописи. На этом фоне автор особо выделяет так называемый Серебряный век, когда мастера искусств страстно устремились к воплощению «надвременных» проблем жизни и смерти, добра и зла, к тем вечным началам любви, гармонии, красоты, что испокон веков питали отечественную художественную мысль.

Новый тип культуры сложился после трагической ломки устоев российской государственности в 1917 г. Провозгласив атеизм нормой мировосприятия, фактически - новой религией, коммунистический режим не уничтожил исконные культурные ценности, которые сохранялись в лучших произведениях музыкального искусства на протяжении всего XX в. Именно поэтому, анализируя музыкальные произведения любой эпохи, автор имеет уникальную возможность говорить о духовно-нравственных основах русской культурной традиции, сопоставлять и анализировать разные подходы к восприятию мироздания, к 92 истории Отечества, к тем высшим понятиям Добра, Любви, Истины, Красоты, что являются критериями подлинной художественности.

Определяя культурологические основания курса «История русской музыки», автор выделяет проблемное поле, охватывающее:

- изучение генезиса отечественной музыкальной культуры, её базисных ценностных ориентиров;

- анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной мен-тальности;

- освоение музыкальных стилей в их историческом развитии;

- осмысление взаимосвязи музыки, литературы, живописи, архитектуры и других видов искусств как проявления закономерностей феномена целостной русской художественной культуры.

Последнее положение требует более подробного разъяснения. Как правило, в существующей культурологической литературе авторы делают акцент либо на философскую сторону культуры, либо на развитие одного (чаще всего - литературы) или нескольких искусств. В анализируемом учебнике впервые представлена система взаимосвязанных искусств, показана роль каждого из них в рождении художественной картины мира, характерной для той или иной исторической эпохи. Это потребовало от автора большой предварительной работы, связанной с поисками художественных текстов, наиболее ярко отражающих данное положение. В каждом разделе учебника оно развернуто под разным ракурсом.

Таким образом, в учебнике «История русской музыки» изложена система культурологических положений, адаптированных для восприятия студентов-музыкантов, а именно:

1. Русская музыкальная культура является целостным духовно-эстетическим феноменом, истоки и историческое развитие которого тесно связаны с национальной менталь-ностью.

2. Основные идеи, характерные для русского музыкального искусства, закладывались с древности. Дальнейшее развитие художественного мышления является модификацией сложных взаимоотношений таких категорий, как своё-чужое, русское-

европейское, светское-храмовое, новое-традиционное, что в конечном итоге означает постоянный диалог духовного и художественного начал.

3. История русской музыкальной культуры подразделяется на достаточно чёткие этапы, означающие путь от полного слияния художественного и духовного (Х1-ХУП вв.), сочетания храмовых и светских традиций в естественном культурологическом контексте (XVШ-XIX вв.) до «культурного» атеизма.

4. Освоение русской художественной культуры как целостного явления предполагает изучение разных видов искусства в их тесной взаимосвязи. Изъятие из контекста культуры России какого-либо искусства (во многих публикациях последних лет - музыки) искажает общую художественную картину мира, что испокон веков создавалась мастерами с позиций высокой духовности и ответственного отношения к общественному звучанию своих произведений.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.