Научная статья на тему 'Культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза'

Культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1941
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / CULTUROLOGICAL APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Жукова Елена Дмитриевна, Василина Дарья Сергеевна

Рассматривается культурологическая компетентность – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the culturological competence – the level of education sufficient for self-education and independent solution of cognitive issues and determination of your position.

Текст научной работы на тему «Культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза»

ВЛ. БЕНИН, ЕД. ЖУКОВА, Д.С. ВАСИЛИНА (Уфа)

культурологическая компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза

Рассматривается культурологическая компетентность - уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, культурологическая компетентность, культурологический подход в образовании.

Российскому обществу в XXI в. необходимы образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [4]. Соответственно, система высшего педагогического образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и видоизменять их. Данные задачи могут быть решены через радикальное изменение содержания образования, точнее, через опору на компетентностный подход.

данный подход выдвигает на первый план умение разрешать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. По мнению Б.Д. Элькони-на, компетентностный подход подразумевает «ситуации включения» [14]. Слово «включение», употребляемое ученым, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которое требует тех или иных решений. Таким образом, помимо основного процесса передачи и усвоения профессиональных знаний, умений, навыков, должна быть сформирована система целостных личностнопрофессиональных качеств.

Синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность» необходимо различать. Компетентность предполагает определенную связь двух деятельностей:

настоящей образовательной и будущей практической, реализуемой через моделирование одной деятельности внутри другой [5-7]. Исходя из такого понимания, компетентность можно рассматривать как личностную и профессиональную характеристики.

компетенция - способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [13]. Данный термин широко используется в педагогике, и кажется очевидным, что он относится к области умений. Однако это не совсем верно. Умение - это действие в специфической ситуации, которое выступает как проявление компетенции; умения поддаются наблюдению. компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями (Там же, с. 59). Таким образом, умения представляются как компетенции в действии, а компетенция - это то, что порождает умение и действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Важно также отметить значение обстоятельств, которые неизбежно несут эмоциональную, экзистенциальную, идеологическую или иную (конечно, меняющуюся) нагрузку. Обстоятельства представляют собой не простую данность, а объект восприятия и осмысления действующими субъектами (Там же, с. 32).

В научной литературе выделяют различные виды компетентности: коммуникативную, социальную, психолого-педагогическую, информационную, профессиональную и др. Среди них особое место занимает культурологическая компетентность. Она базируется на достаточно молодом в педагогике подходе -культурологическом. Появился он не случайно, поскольку в настоящее время в образовании все еще преобладает предметный, а не проблемный подход к содержанию образования. Студентов знакомят с набором фактов и теорий, которые объединены только тем, что исходят из одинаковых, упрощенных представлений о реальном мире или разработаны с помощью одних и тех же аналитических методов [2]. Только культурологический подход позволяет преодолеть названную однобокость. Если к сказанному добавить, что глобальные проблемы современности в любой сфере деятельности вывели на первый план вопросы этики,

© Бенин В.Л., Жукова Е.Д., Василина Д.С., 2013

станет понятен объективный характер требования культурологической подготовки любого специалиста.

Культурологическая компетентность, как правило, оказывается решающим фактором в оценке преподавателя учебной группой. Студенты не всегда могут адекватно оценить уровень знаний педагога по предмету, но уровень его общей культуры определяется ими практически безошибочно и формирует соответствующее ответное отношение. Академическая группа часто прощает педагогу незнание отдельного частного вопроса по предмету, но не низкий уровень его личностной культуры. Следовательно, вузы педагогической ориентации должны быть центрами подготовки людей с широкой общей культурой. Приоритеты обучения в них должны расставляться так: первоначально надлежит готовить человека с широкой общекультурной базой, затем - педагога и лишь в последнюю очередь - предметника (историка, математика и т.д.). Ныне дело поставлено диаметрально противоположным образом.

Результатом такой подготовки становится вывод: чтобы стать подлинным носителем знаний, необходимых современному педагогу, только педагогического образования мало. И это в условиях, когда мировые тенденции развития образования все больше выдвигают на первый план культурологический аспект. Так, в США во многих технических университетах до 40% учебного времени отводится общекультурным дисциплинам - языкам, истории культуры, психологии, социологии и т.п. Более того, военные дисциплины в ведущих национальных военно-учебных заведениях США (например, в общевойсковом училище в Вест-Пойнте, военно-морском училище в Аннаполисе) не превышают 15% от общего объема учебных часов. Считается, что выпускник такого заведения, в первую очередь, должен быть высококультурным, широко образованным человеком (на гуманитарные дисциплины в них отводится 50% учебного времени на 1-м курсе, до 30% - на 2-м, до 60% - на 3-м и до 70% - на 4-м) [8]. В нашей стране пока все не так отрадно.

Во-первых, толкование культурологической составляющей образования как раскрытия человеческой сущности любой науки показывает, что вузы могут решить эту проблему лишь совместными усилиями представителей всех отраслей знаний, а не только за счет кафедр гуманитарного цикла. Мы солидарны с И.Н. Гореловым в том, что весь обуча-

ющий корпус должен прийти к мысли о необходимости безусловного и достаточно глубокого обогащения знаниями и методами, которые, как правило, были для обычного преподавателя неспецифичными по его собственной специальности. Мы, безусловно, осознаем все психологические сложности реализации данного положения [3]. Во-вторых, это требует и соответствующей коррекции учебных программ. Попытки общеобразовательной школы сохранить традиционную гимназическую системность предметов, включив в нее результаты научно-технического прогресса, дали весьма негативный результат. Это привело к увеличению часов на изучение естественных дисциплин за счет гуманитарных, за чем, в свою очередь, последовала дегуманизация учебного процесса. Аналогичный процесс охватил и высшую школу.

По мнению аналитиков ЮНЕСКО, XXI в. будет веком гуманитарного знания. Это не значит, что в будущем столетии науки, традиционно называемые точными, отойдут на второй план. Скорее, будет преодолена однобокость подхода к ним как к существующим в изоляции от прочих составляющих мировой культуры. Не случайно в качестве порока современного инженерного образования исследователи выделяют то, что весь процесс подготовки специалиста замыкается исключительно в техносфере [1]. На повестку дня поставлена проблема культурного наполнения технического образования, которое состоит в превращении его в соотнесенное с общечеловеческими ценностями. Из этого следует, что даже техническое знание должно быть культурно нагруженным, не иметь чисто инструментальный, логически упорядоченный характер, присущий сциентизму.

Если согласиться с такой постановкой вопроса, то уже не требует дополнительного обоснования целесообразность серьезного углубления культурологической подготовки в педагогических вузах. Необходимость этого обусловлена рядом причин, среди которых следует особо выделить три. Во-первых, в современном мире возрастает социальная роль культуры. Во-вторых, существует настоятельная потребность в повышении культурного уровня педагогических кадров. Наконец, если специализированное образование оставляет в тени нравственную сторону воспитания, то культурологическое знание направлено на раскрытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства.

Для реализации культурологического подхода к обучению преподаватель должен обладать культурологической компетентностью. Под ней мы понимаем уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции [9]. Другими словами, это комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения и необходимых для социально-продуктивной деятельности любого современного человека [5]; это базовые, универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования. Составляющими культурологической компетентности являются:

а) деятельностно-коммуникативная компетентность - совокупность знаний, умений и опыта в сфере коммуникаций, обеспечивающих смысловое восприятие информации и овладение способами устной и письменной речи;

б) социальная компетентность - совокупная характеристика гражданской зрелости профессионала, выступающая одновременно в качестве социальной дееспособности, его умения предвидеть последствия своих действий, делать правильный выбор при их выполнении, соблюдать баланс общих и личных интересов (Н.К. Чапаев) [12];

в) информационно-методологическая компетентность - обобщенные знания, умения и опыт в сфере самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающие понимание растущей значимости информации в современном обществе и овладение информационными технологиями, умениями приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию.

Культурологическая компетенция как компонент названной выше компетентности - это способности, качества, свойства личности, обусловливающие и определяющие продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности современного специалиста [5-7]. Сюда входят несколько видов компетенций: деятельностно-коммуникативная, социальная и информационно-методологическая. Рассмотрим их отдельно.

Деятельностно-коммуникативная компетенция - это способность и готовность вступать в письменную и устную коммуникацию с целью быть понятым. Как правило, такая компетенция позволяет проявлять элементарные умения общения с помощью различных зна-

ковых систем (в том числе языков), сотрудничать, идти на компромисс, а также совместно выполнять групповые задания.

Социальная компетенция - это общая способность и готовность индивида брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни, урегулировании конфликтов без применения насилия, функционировании и развитии демократических институтов общества. Данный вид компетенции включает в себя следующие способности и готовности:

а) гражданско-общественную: понимать современный мир как духовную, культурную, интеллектуальную и экологическую целостность; обладать экологической, экономической и правовой культурой;

б) социально-трудовую: действовать в социуме с позиции других людей, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами; осознавать себя и свое место в современном обществе;

в) личностного самосовершенствования: самопознание, самоконтроль, самооценка, эмоциональная саморегуляция, самоподдерж-ка и саморазвитие (физическое, духовное, интеллектуальное);

г) ценностно-смысловую: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и собственное предназначение; выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; принимать решения.

Информационно-методологическая компетенция - это общая способность индивида к самостоятельной познавательной деятельности, в т.ч.:

а) учебно-управленческая: внимательно слушать, активно воспринимать учебную информацию; организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, организовывать собственные приемы обучения;

б) учебно-информационная: самостоятельно организовывать научно-исследовательскую деятельность, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; использовать современные информационные технологии и новые технологии усвоения информации;

в) учебно-логическая: осмысливать и анализировать информацию, выделять главное и логически запоминать материал; критически относиться к аспектам развития общества, занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.

известия вгпу

Таким образом, культурологическая компетентность определяется как интегративное качество личности учителя. Она предполагает способность адекватно воспринимать продукты культуры, давать им самостоятельную оценку; использовать в профессиональной практике духовно-нравственный потенциал культурных ценностей, определяющий характер и качественный уровень отношений между человеком и культурной средой. Кроме того, культурологическая компетентность характеризует готовность и способность к реализации культурологического подхода при изучении гуманитарных и технических дисциплин в высшей школе [10]. Культурологическая компетенция - комплекс знаний, умений, навыков и приемов адекватного поведения преподавателей в области общей культуры; способности, качества, свойства личности, обусловливающие и определяющие продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности современного специалиста [5-7].

Анализ философской и психолого-педа-гогической литературы, исследование состояния проблемы показали, что роль культурологической компетентности особенно высока в настоящее время, когда происходит формирование новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности, где на смену рационализму приходит культурологическое просвещение [9]. Проблемы культуры как фундаментальной человеческой формы деятельности находятся в центре внимания всего мирового сообщества. Следовательно, растет значение гуманитарных наук, что, в свою очередь, на передний план выдвигает проблемы образования, его содержания, методов и принципов организации. К их числу можно отнести и культурологическую компетенцию выпускников высших педагогических учебных заведений.

Литература

1. Бенин В.Л. Культурологический подход в педагогическом образовании // Содержание и технологии современного педагогического образования : сб. ст. / под ред. Э.Ш. Хамитова, Р.М. Асадуллина. Уфа : Изд-во БГПУ, 2002. С. 49-50.

2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа : БГПУ, 1997.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики : учеб. пособие. М. : Лабиринт, 2001.

4. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» // Образование. URL : http://www.eduvluki.ru/metod/detail. php?puЫ_id=83&puЫ_catid=174&puЫ_type=3(дата обращения: 27.04.2013).

5. Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С., Шахматова О.Н. [и др.]. Психология становления педагога профессиональной школы. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2005.

7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентност-ный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22-30.

8. кириленко Г.В. Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность. К 170-летию Военной Академии Генерального штаба ВС РФ // Право и безопасность. 2003. № 1-2 (6-7). URL: http:// dpr.ru/pravo/pravo_5_16.htm (дата обращения: 12.04.2013).

9. Лукина О.А. Формирование культурологической компетенции старшеклассников лицея в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000.

10. Медведева В.В. Развитие культурологической компетентности преподавателя русского языка и литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011.

11. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2000.

12. Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Философия и история образования. М. : Академия, 2013.

13. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М. : Пед. о-во России, 1999.

14. Эльконин Б.Д. Психология развития. М. : Академия, 2007.

Culturological competence in training of a pedagogical higher school specialist

There is considered the culturological competence - the level of education sufficientfor self-education and independent solution of cognitive issues and determination of your position.

Key words: competence approach, competence, culturological competence, culturological approach in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.