Научная статья на тему 'Культурный туризм в политике развития приморских городов'

Культурный туризм в политике развития приморских городов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
182
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ПРИМОРСКИЕ ГОРОДА / CULTURAL TOURISM / DEVELOPMENT OF TERRITORY / COASTAL CITIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Копацкая С.А.

Развитие приморских городов на основе использования морского культурного наследия рассматривается в современной ситуации как значительный фактор усиления привлекательности прибрежных территорий и предложения новых возможностей для развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Копацкая С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TOURISM IN THE DEVELOPMENT POLICY OF COASTAL CITIES

Development of coastal cities on the basis of marine cultural heritage is considered in the present situation as a significant factor in enhancing the attractiveness of coastal areas, and offers new opportunities for tourism development.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм в политике развития приморских городов»

Проблемы экономики и менеджмента

2. Саубанов Р., Саубанов К. Конкурентоспособность сельского хозяйства Республики Татарстан// Экономика сельского хозяйства. - 2009 - №6 - С. 51-57.

List of references:

1. Krilatih E.N. Kontseptsija of innovative development of agriculture of Russia: features of working out// The agrarian bulletin of Ural. - 2009. - №4 - P. 7-8.

2. Saubanov R., Saubanov K. Competitiveness of agriculture of Republic Tatarstan// Economics of agriculture. - 2009 - №6 - P. 51-57.

С.А. Копацкая

канд. экон. наук, профессор ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ГОРОДОВ

Аннотация. Развитие приморских городов на основе использования морского культурного наследия рассматривается в современной ситуации как значительный фактор усиления привлекательности прибрежных территорий и предложения новых возможностей для развития туризма.

Ключевые слова: культурный туризм, развитие территорий, приморские города.

S.A. Kopatskaya, Saint-Petersburg State University of Service and Economics

CULTURAL TOURISM IN THE DEVELOPMENT POLICY OF COASTAL CITIES

Abstract. Development of coastal cities on the basis of marine cultural heritage is considered in the present situation as a significant factor in enhancing the attractiveness of coastal areas, and offers new opportunities for tourism development.

Keywords: Cultural tourism, development of territory, coastal cities.

В последние несколько десятилетий в Европе в рамках политики, направленной на экономическое и культурное развитие территорий, усиливаются процессы поиска городами собственной культурной идентичности. Следует отметить, что различные черты культурной идентичности могут характеризовать как город в целом, так и являться дополнением к уже имеющемуся у него культурному имиджу, что позволяет выявить новые грани и направления для развития. В данном процессе развития территорий приморские города имеют дополнительные преимущества.

В международной практике крупные приморские города, ориентированные на развитие портовой инфраструктуры, играют значимую стратегическую роль в развитии региона, обеспечивают приток дополнительных инвестиций и туристов, развитие городской инфраструктуры. В данной связи практика последних лет показывает, что деятельность городских властей приморских городов по изменению и улучшению их мор-

№ 3 (7) - 2012

41

Проблемы экономики и менеджмента

ского фасада всё в большей степени связывается с культурной составляющей. Если раньше деятельность по организации пространства порта и портовых сооружений носила преимущественно монофункциональный характер, то сейчас активно проводится политика, направленная на формирование в портовой и предпортовой зонах неких пространств многофункциональной направленности: промышленной, торговой, культурной и т.д. Некоторые исследователи связывают данную тенденцию с явлением глобализации, расширением социального пространства и интенсивным экономическим развитием, которое начинает широко использовать культурное наследие территорий [8].

В мире существует большое число приморских городов, в которых морской и культурный туризм являются значимым фактором для экономического развития региона. Развитие морского туризма на основе так называемого морского культурно наследия, создание музеев портов имеет долгую историю. Назовём лишь некоторые примеры портовых городов, развитие туризма в которых основано на использовании морского культурного наследия, и в которых музеи портов вносят значительный вклад в повышение туристской привлекательности города и региона: морской музей истории судостроения и мореплавания Бата (штат Мэн, США); музей рыболовства в здании бывших пакгаузов в Бергене (Норвегия); один из старейших морских музеев мира - музей Чан-дао на острове Мяодао (Китай); музей судостроения в Ростоке (Германия), размещающийся на грузовом судне дальнего плавания; морской музей в здании бывшего форта в Салвадоре (штат Баия, Бразилия); музей речного судоходства в Шатонёф-сюр-Луар (Франция) и многие другие [2].

В последние десятилетия крупные порты мира развиваются всё более динамично. Их развитие является одной из форм повышения значимости культурного наследия в современном мире. Построение политики по экономическому развитию, основанной на культурной идентичности и историческом морском прошлом, вошло в практику многих портовых городов Европы, в том числе и Франции. Освоение бывших портовых пространств часто имеет целью использование культурного и морского наследия для развития туризма. Возрастающий интерес со стороны туристов к морскому наследию побуждает городские власти к разработке программ и проектов, основанных на использовании морского, культурного и исторического наследия, которые в итоге направлены на экономическое развитие региона.

Экономическое использование морского культурного наследия является ключевым элементом возрождения и развития городов. Обратимся сначала к зарубежному опыту и рассмотрим в общих чертах развитие культурного морского туризма в Великобритании и во Франции, уделив последней особое внимание.

Портсмут. Основной имидж города - ворота в морскую Англию. Для многочисленных туристов Портсмут является городом с более чем 800-летними военными традициями морского королевства. Каждый год город, в котором сохранились военные сооружения, и действуют несколько морских музеев различной морской тематики, как-то Королевский морской музей, музей Трафальгарской битвы и другие, а также стоят на

42

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

рейде отреставрированные старые суда, принимает больше туристов, чем любой другой морской город Великобритании, за исключением Лондона.

Лондон. Ещё в 2000 году в ознаменовании нового тысячелетия британское правительство решило возродить юг Темзы, преобразовав промышленную зону и заброшенные старые доки в объекты культурного туризма. Помимо музея современного искусства XXI века на данной территории Темзы был открыт музей истории Темзы, лондонского порта и доков.

Дюнкерк. Город повышает значение своего культурного наследия благодаря музею порта и отреставрированным старым кораблям, преобразованным в музей на воде. Основанный в 1992 году на месте портовых складов музей позволил спасти от разрушения исторические портовые постройки, являющиеся свидетельством портовой истории Дюнкерка. Постоянная экспозиция музея рассказывает об эволюции истории порта (строительство, архитектура и техническое оснащение судов, рыболовство, деятельность, связанная с заходом в порт кораблей, борьба докеров, тресковым пиратством, современной деятельностью большого промышленного порта). Музей предлагает также водные экскурсии по внутренним гаваням, где туристы могут ближе увидеть жизнь и работу порта: маневрирование различных судов, склады и портовые краны, станции буксировки, большой маяк, плавающие доки и шлюзы. Музей порта в Дюнкерке является полюсом, где ярко проявляется культурная идентичность города, а также местом, объединяющим профессионалов различных областей. Это одновременно и центр интерпретации жизни порта, и информационный центр исторической документации, и фактор рентабельности старого центрального квартала города.

Брест (Франция). Большую часть доходов город, который стал значимым туристическим центром, получает благодаря реконструкции морского фасада. Город рассматривает приморские территории как пространство, позволяющее развить воображение туристов и их тягу к приключениям. В данной связи на обширной территории вокруг маяка был создан туристический центр Океанополис. Океанополис представляет посетителям жизнь океана в различных аспектах: от общей информации о море, до вмешательства человека в морскую экосистему.

Кроме того, Брест ежегодно принимает международные парусные регаты. Проведение парусных регат стало уже традиционным событием, имеющим большое культурное значение; приход парусников в город каждый раз собирает тысячи туристов. В период прохождения регаты в городе проводятся такие мероприятия для местных жителей и туристов, как праздничное прохождение лодок и яхт; культурный праздник морских традиций, в котором участвуют приморские города из разных регионов страны, занимающиеся развитием культурно и морского туризма; ремесленные ярмарки морских сувениров; праздник порта и многие другие. Среди французских городов, где парусные регаты привлекают очень большое количество туристов, можно назвать Марсель и Руан.

Сэн-Назар. С созданием экомузея большие предприятия, как то Атлантические

№ 3 (7) - 2012

43

Проблемы экономики и менеджмента

верфи, доки и др., стали объектами культурного интереса туристов. Эти усовершенствования подняли интерес к городу в глазах туристов и повлекли за собой развитие объектов туристской индустрии. Преобразования в приморском районе города позволили достичь таких целей, как обеспечение динамичного развития портового квартала, создание и продвижение проектов, связанных с имиджем города и поиском местной культурной идентичности, активное включение в процессы глобализации. Развитие туризма и туристской инфраструктуры позволило городу упрочить свою роль как культурного центра и как одного из динамично развивающихся городов, образующих морской фасад страны. С подъемом культурного туризма Сен-Назар объединился с такими туристскими центрами, как Атлантическая Луара, Боль, Нант, что создало во Франции полюс культурного морского туризма.

В городе Дуарнене региона Бретань в помещении бывшего рыбоконсервного завода создан музей лодок. При музее создан центр по подготовке корабельных плотников, которые затем работают на верфи по строительству и восстановлению судов. Развитие порта-музея, поддерживаемое региональными органами власти, способствует развитию экономики, культуры и туризма. В 1979 году была организована Региональная федерация по морскому наследию с центром в Дуарнене, ставившая целью координировать работу по сохранению судов и популяризации морского наследия; в настоящее время деятельность данной организации стала ещё более разносторонней.

Ещё одна из форм привлечения большого количества туристов в аквагородах -это организация морских праздников, приуроченных к какому-нибудь историческому событию. Так, например, в Латвии ежегодно во вторые выходные июля на всём латвийском побережье отмечается Праздник моря и рыбака [3]. Впервые данный праздник стали отмечать в 1936 году; во время праздника чествуют людей, чья профессиональная деятельность связана с морем - моряков, рыбаков, работников рыбоперерабатывающей промышленности. Посмотреть на этот праздник съезжается большое количество туристов. Культурная программа праздника, разрабатывается таким образом, чтобы, сохранив основные традиционные компоненты, учесть потребности и запросы туристов. В рамках программы по всему побережью проходят разнообразные культурные мероприятия: концерты, выставки, киносеансы, танцы, конкурсы, спортивные состязания, аукционы и многое другое. На время праздника в рыбацких посёлках открываются рыбные базары, торгующие свежей и копчёной рыбой, местным пивом и национальными безалкогольными напитками.

Остановимся ещё на одном интересном аспекте французского опыта. Во Франции в 2009 году на базе ODIT образовано Агентство по развитию туризма во Франции -АТОиТ FRANCE [1]. Это государственный оператор в сфере туризма, имеющий целью развитие данной отрасли и продвижение страны на мировом туристическом рынке; организация объединяет профессионалов в области туризма, представителей экономических государственных и территориальных организаций, занимающихся продвижением Франции на мировом туристическом рынке. Для того чтобы лучше понять туристиче-

44

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

скую стратегию, связанную с морским культурным наследием, и скоординировать политику по оценке и использованию морского культурного наследия прибрежных территорий Франции, данной организацией в мае 2009 года было осуществлено исследование всех прибрежных территорий с точки зрения оценки состояния и возможностей для использования культурного наследия прибрежной полосы. Задачами данного исследования являлось изучение разнообразия туристических предложений прибрежных территорий и анализ возможностей для развития широкой гаммы туристских продуктов, адаптированных к современным потребностям клиентов. В отчёте, который адресован региональным органам власти, государственным и частным организациям, работающим в сфере туризма или связанным в деятельности с культурным морским наследием, представлена следующая информация: материалы по разработке концепции развития морского культурного наследия Франции; статистический анализ посещаемости объектов культурного морского наследия по всем морским побережьям страны; исследование эффективности работы организаций, занимающихся вопросами развития сферы туризма, стратегией туризма, экономическим значением туризма в экономике страны, перечень перспективных направлений деятельности, развитие которых позволит удержать имеющиеся ключевые позиции страны по развитию туризма приморских территорий. В данном отчете был сделан вывод, что использование культурного наследия является дополнительным преимуществом для развития прибрежных территорий, объектов туристской инфраструктуры [7].

В рамках единого европейского пространства разрабатываются также проекты создания сети морских городов для комплексного развития морского и речного туризма, эко-туризма, культурного и гастрономического туризма. Примером этого может служить программа кооперации территорий юго-восточной Европы [6].

В России приморские города, осуществляя деятельность по созданию благоприятных условий для развития инфраструктуры водного и парусного спорта, яхтинга, также начинают уделять большее внимание комплексному развитию морского и культурного потенциала. Так, например, город Владивосток является крупнейшим тихоокеанским городом - портом России. Городскими и региональными властями проводится политика, направленная на развитие туристского комплекса не только потому, что в будущем он сможет обеспечить значительный экономический эффект, но и потому, что он будет работать на формирование имиджа города как центра внешнеэкономического и культурнотуристического сотрудничества. В этой связи создаются условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия города, увеличения объёма внутреннего и въездного туризма, повышения уровня обслуживания, увеличения объёма и разнообразия рекреационных и туристских услуг, формирования современного туристского рынка города, стимулирования развития отдельных секторов экономики, удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе [4].

В современной ситуации перспективное развитие Санкт-Петербурга как всемирно-известного центра культурного туризма и аквагорода связано как с культурно-

№ 3 (7) - 2012

45

Проблемы экономики и менеджмента

исторической уникальностью города, так и с географическим положением. Расположение Петербурга как транспортного моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом сегодня становится всё более важным фактором привлечения туристов. Наличие выхода к морю, обустроенный морской фасад рассматриваются городом в качестве стимула к развитию новых видов услуг, в том числе услуг морского туризма [5]. В данной связи совместное развитие обладающих значительным инвестиционным потенциалом услуг морского и культурного видов туризма, может дать импульс для реализации крупных инвестиционных проектов. В то же время развитие культурного туризма должно осуществляться совместно с политикой по сохранению культурного наследия, без которой немыслима современная жизнь нашего города и перспективы его развития, ведь именно историческая и культурная среда обеспечивают его особую инвестиционную и туристскую привлекательность.

В морских городах бывшие промышленные объекты портов приобретают новое значение: культура и память, досуг и отдых, состояние окружающей среды и место работы - вот те параметры, которые позволяют преобразовать заброшенные портовые пространства. Возрастающий интерес к морской истории и портам инициирует местные власти изменять и возрождать заброшенные прибрежные территории, на которых в былые времена кипела активная деятельность. Прежде всего, городские власти приходят к пониманию того, что старые портовые сооружения являются объектами культурного наследия и после реконструкции могут иметь социальное и культурное применение. Эти функциональные изменения пространства радикально изменяют и имидж самого города. Направленные на это мероприятия повышают значимость морского культурного наследия, позволяют развивать не только заброшенные территории и привлекать всё большее число туристов, но и увеличивать социальную активность местного населения. Таким образом, морское побережье представляет собой одну из наиболее привлекательных туристских дестинаций, обеспечивая экономический доход отраслям, связанным с туристской инфраструктурой. Продвижение культурного туризма, и особенно морского культурного наследия, рассматривается в современной ситуации как значительный фактор динамизации привлекательности прибрежных территорий и предложения новых возможностей для развития туризма.

Список литературы:

1. Агентство по развитию туризма во Франции. URL: www.atout-france.fr.

2. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО Museum. №4 (166). - Музеи портов всего мира. - 1990 г.

3. Праздник моря и рыбака. Официальный латвийский туристический портал. URL: http://www.latvia.travel/ru/prazdnik-morya-i-rybaka

4. Муниципальная программа развития туризма в городе Владивостоке на 20052007 гг. (проект) Официальный сайт администрации города Владивостока. URL: http://www.vlc.ru/tourism/2004/program.htm

46

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

5. Развитие туризма в крупных приморских городах. / Информационный канал subscribe.ru http://subscribe.ru/archive/media.today.lifespbnews/201012/12184010.html

6. Creation d’un reseau de cites maritimes, fluviales et territoitres ruraux base sur un modele de developpement eco-touristique culturel et integre de l’Espace SUDOE. http://www.interregsudoe.eu/FRA/f/138/37/ODYSSEA-SUDOE.

7. La valorisation touristique du patrimoine maritime. http://www.atout-

france.fr/publication.

8. Valorisation du patrimoine et de la culture maritime. http://atlas-transmanche.certic.unicaen.fr.

List of references:

1. Tourism Development Agency in France www.atout-france.fr.

2. Quarterly Journal of the UNESCO Museum. № 4 (166). - Museums of ports around the world. - 1990.

3. Official Latvia Tourism Portal. http://www.latvia.travel/ru/prazdnik-morya-i-rybaka

4. Official website of the Administration of Vladivostok. The municipal program of tourism development in the city of Vladivostok in 2005-2007. (draft) http://www.vlc.ru/tourism/2004/program.htm

5. The development of tourism in major coastal cities. / Information channel SUBSCRIBE.RU http://subscribe.ru/archive/media.today.lifespbnews/201012/12184010.html

6. Creating a network of maritime cities, river and rural territoitres model-based development of ecotourism and cultural Integrated Space SUDOE. http://www.interregsudoe.eu/FRA7f/138/37/ODYSSEA-SUDOE.

7. The maritime heritage tourism development. http://www.atout-france.fr/publication.

8. Promotion of heritage and maritime culture. http://atlas-transmanche.certic.unicaen.fr.

В.В. Лобанова

ст. преподаватель, ФГБОУВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» Краснодарский филиал

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы рабочей силы на рынке труда с точки зрения различных авторов, а также видение автором рассматриваемого вопроса.

Ключевые слова: рабочая сила, рынок труда, конкуренция, заработная плата.

V.V. Lobanova, The Russian state trade and economic university the Krasnodar branch MODERN THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING OF THE ROLE AND VALUE OF THE COMPETITION ON THE LABOUR MARKET AND POSSIBILITY OF THEIR USE AT THE DECISION OF THE PROBLEM OF GROWTH OF NATIONAL COMPETITIVENESS

№ 3 (7) - 2012

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.