Научная статья на тему 'Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов'

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный туризм / социально-экономическое развитие / государственная культурная политика / культурные ресурсы региона / культурное наследие / креативный кластер / cultural tourism / socio-economic development / state cultural policy / regional cultural resources / cultural heritage / creative cluster

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Николаевна Астафьева, Анастасия Юрьевна Смирнова

В статье исследуется актуальное направление региональной политики, связанное с развитием культурного туризма. Опираясь на междисциплинарный подход, авторы раскрывают культурный туризм как межотраслевой многофункциональный комплекс, развитие которого основывается на использовании ресурсов специализированной и повседневной культуры, включающих историко-культурное наследие, искусство, художественное творчество, предметы быта, нематериальное наследие, современные виды креативных индустрий. Культурный туризм определяется конкурентным преимуществом России, поскольку опирается на уникальные природные и культурные ресурсы, среди которых не только памятники, обладающие универсальной ценностью и аутентичностью, но и современные креативные пространства, отвечающие целям регионального развития и социально-экономическим запросам. Развитие туризма рассматривается как направление стимулирования социально-экономической активности в регионе. В статье анализируется опыт реализации проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Выявляются позитивные практики и негативные последствия игнорирования факторов, влияющих на развитие культурного туризма, продвижение территориальных брендов и др. Специальное внимание уделено проектам создания туристско-рекреационных кластеров «точек роста», обеспечивающих качество культурной среды и социально-экономическую вовлеченность культурных ресурсов. В продолжение темы рассматривается концепция опорного каркаса, выявляющая влияние рекреационно-географических взаимосвязей на социокультурное пространство региона. В качестве выводов обосновывается необходимость дальнейшего исследования ведущих тенденций в области культурного туризма: активизации процесса конвергенции культуры и туризма; эффективности внедрения инструментов социокультурного проектирования в региональную практику управления; целесообразности инвестиционной поддержки проектов креативных пространств и культурно-туристских кластеров, внедрения инноваций и развития предпринимательства в социокультурной сфере при сохранении традиций; социально-экономического запроса на распространение цифровых продуктов для обеспечения доступности и качества (дистанционные форматы, онлайн-платформы, интерактивные персональные гиды и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольга Николаевна Астафьева, Анастасия Юрьевна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural tourism as a resource for Russian regional socio-economic developmen

The article studies the present trend in regional policy towards the development of cultural tourism. Using an interdisciplinary approach, the authors describe cultural tourism as an inter-sectoral multifunctional complex, whose development is based on applying the resources of specialized and everyday culture, including historical and cultural heritage, the arts, creativity, everyday objects, intangible heritage, modern types of creative industries. Cultural tourism is Russia's competitive advantage, as it relies on unique natural and cultural resources, including not only monuments of universal value and authenticity, but also modern creative spaces that meet the goals of regional development and socio-economic needs. Developing tourism is viewed as a way to stimulate socio-economic activity in the region. The authors analyze the experience of implementing the projects for special touristic recreational economic zones and identify positive practices and negative consequences of ignoring the factors that influence the development of cultural tourism, promotion of territorial brands etc. Special attention is paid to the projects of setting up tourist and recreational clusters “points of growth”, ensuring the quality of cultural environment and socio-economic involvement of cultural resources. Furthermore, the concept of a support frame is considered, which reveals the influence of recreational and geographical relationships on the socio-cultural space of the region. As a conclusion, it is necessary to further investigate the leading trends in the field of cultural tourism: intensifying the convergence of culture and tourism; efficient introduction of sociocultural design techniques into regional management practice; rational investment support of creative space projects and cultural-tourist clusters, promoting innovations and developing entrepreneurship in the sociocultural sphere while keeping up traditions; socio-economic demand for distributing digital products to ensure accessibility and quality (distance formats, online platforms, interactive personalized guides, etc.).

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Научная статья УДК 008

Б01: 10.20323/2658_7866_2023_4_18_116 ББМ RQEITW

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

Ольга Николаевна Астафьева113, Анастасия Юрьевна Смирнова2

1доктор философских наук, профессор, директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

2кандидат философских наук, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», доцент кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

1 а$1аГеуа-оп@гапера.ган, https://orcid.org/0000-0001-8727-6322 ^шкшуа-ау^апера.т, https://orcid.org/0009-0007-0831-9429

Аннотация. В статье исследуется актуальное направление региональной политики, связанное с развитием культурного туризма. Опираясь на междисциплинарный подход, авторы раскрывают культурный туризм как межотраслевой многофункциональный комплекс, развитие которого основывается на использовании ресурсов специализированной и повседневной культуры, включающих историко-культурное наследие, искусство, художественное творчество, предметы быта, нематериальное наследие, современные виды креативных индустрий. Культурный туризм определяется конкурентным преимуществом России, поскольку опирается на уникальные природные и культурные ресурсы, среди которых не только памятники, обладающие универсальной ценностью и аутентичностью, но и современные креативные пространства, отвечающие целям регионального развития и социально-экономическим запросам. Развитие туризма рассматривается как направление стимулирования социально-экономической активности в регионе. В статье анализируется опыт реализации проектов особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа. Выявляются позитивные практики и негативные последствия игнорирования факторов, влияющих на развитие культурного туризма, продвижение территориальных брендов и др. Специальное внимание уделено

© Астафьева О. Н., Смирнова А. Ю., 2023

116

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

проектам создания туристско-рекреационных кластеров - «точек роста», обеспечивающих качество культурной среды и социально-экономическую вовлеченность культурных ресурсов. В продолжение темы рассматривается концепция опорного каркаса, выявляющая влияние рекреационно-географических взаимосвязей на социокультурное пространство региона. В качестве выводов обосновывается необходимость дальнейшего исследования ведущих тенденций в области культурного туризма: активизации процесса конвергенции культуры и туризма; эффективности внедрения инструментов социокультурного проектирования в региональную практику управления; целесообразности инвестиционной поддержки проектов креативных пространств и культурно-туристских кластеров, внедрения инноваций и развития предпринимательства в социокультурной сфере при сохранении традиций; социально-экономического запроса на распространение цифровых продуктов для обеспечения доступности и качества (дистанционные форматы, онлайн-платформы, интерактивные персональные гиды и др.).

Ключевые слова: культурный туризм; социально-экономическое развитие; государственная культурная политика; культурные ресурсы региона; культурное наследие; креативный кластер

Для цитирования: Астафьева О. Н., Смирнова А. Ю. Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов // Мир русскоговорящих стран. 2023. № 4 (18). С. 116-132. http://dx.doi.org/10.20323/2658_7866_2023_4_18_116. https://elibrary.ru/RQEITW.

_CULTURAL SCIENCE_

Original article

Cultural tourism as a resource for Russian regional socio-economic developmen

Olga N. Astafieva1H, Anastasia Y. Smirnova2

:Doctor of philosophy, professor, director of the Scientific and Educational Center "Civil society and social communications", professor of the UNESCO Chair, Institute of Public Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow.

2Candidate of philosophy, deputy director, Scientific and Educational Center "Civil society and social communications", associate professor of the UNESCO Chair, Institute of Public Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow. 1 astafeva-on@ranepa.ruH, https://orcid.org/0000-0001-8727-6322 2smirnova-ay@ranepa.ru, https://orcid.org/0009-0007-0831-9429

Abstract. The article studies the present trend in regional policy towards the development of cultural tourism. Using an interdisciplinary approach, the authors describe cultural tourism as an inter-sectoral multifunctional complex, whose development is

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

117

based on applying the resources of specialized and everyday culture, including historical and cultural heritage, the arts, creativity, everyday objects, intangible heritage, modern types of creative industries. Cultural tourism is Russia's competitive advantage, as it relies on unique natural and cultural resources, including not only monuments of universal value and authenticity, but also modern creative spaces that meet the goals of regional development and socio-economic needs. Developing tourism is viewed as a way to stimulate socio-economic activity in the region. The authors analyze the experience of implementing the projects for special touristic recreational economic zones and identify positive practices and negative consequences of ignoring the factors that influence the development of cultural tourism, promotion of territorial brands etc. Special attention is paid to the projects of setting up tourist and recreational clusters - "points of growth", ensuring the quality of cultural environment and socio-economic involvement of cultural resources. Furthermore, the concept of a support frame is considered, which reveals the influence of recreational and geographical relationships on the socio-cultural space of the region. As a conclusion, it is necessary to further investigate the leading trends in the field of cultural tourism: intensifying the convergence of culture and tourism; efficient introduction of sociocultural design techniques into regional management practice; rational investment support of creative space projects and cultural-tourist clusters, promoting innovations and developing entrepreneurship in the sociocultural sphere while keeping up traditions; socio-economic demand for distributing digital products to ensure accessibility and quality (distance formats, online platforms, interactive personalized guides, etc.).

Key words: cultural tourism; socio-economic development; state cultural policy; regional cultural resources; cultural heritage; creative cluster

For citation: Astafieva O. N., Smirnova A. Yu. Cultural tourism as a resource for Russian regional socio-economic developmen. World of Russian-speaking countries. 2023; 4(18): 116-132. (In Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658_7866_2023_4_18_116. https://elibrary.ru/RQEITW.

Введение

Процессы становления новой социально-культурной конфигурации, связанной с трансформацией геополитической реальности,

остротой проблем взаимодействия культур и цивилизаций, выступают комплексным вызовом, с которым столкнулась Россия в первой четверти XXI в. И, чтобы ощущать себя уверенно в ситуации выбора обновляемых сценариев развития, будь то открытие уникальных меж-

дународных маршрутов или культурного обмена с дружескими странами, российское общество активно включилось в путешествия по территории своей собственной страны. Содействующие этому процессу формы поддержки со стороны государства свидетельствуют о новых подходах к пониманию возможностей культурного туризма и оценке вклада отечественного туризма в социально-

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

экономическое развитие Российской Федерации.

Конкурентным преимуществом для России являются ее собственные уникальные природные и культурные ресурсы, среди которых не только памятники и памятные места, обладающие универсальной ценностью, аутентичностью и целостностью, но и удовлетворяющие критериям исторической значимости культурные ландшафты и современные креативные пространства, отвечающие стратегии социокультурного развития, экономическим интересам и потребностям территории. В совокупности именно комплексное понимание целей государственной культурной политики направлено на укрепление единого культурного пространства страны и коллективной идентичности, системы традиционных духовно-нравственных ценностей, патриотизма и любви к своей Родине.

Осмысление такого сложного явления как культурный туризм (объект нашего исследования) осуществляется в социально-гуманитарном знании в разных научных направлениях. Наиболее устойчивый интерес наблюдается со стороны культурологического сообщества, предлагающего подойти к изучению культурного туризма в русле междисциплинарных исследований, а также у ученых управленческого-экономического профиля, где сфера туризма представлена как организованный бизнес с вытекающим из такого подхода обращением к вопро-

сам менеджмента и маркетинга, укрепления человеческого потенциала. Отмечаемая широта научного интереса к туризму обусловила обращение к работам, раскрывающим общие проблемы его развития [Квар-тальнов, 2015; Чимирис, 2022], а также к исследованиям, с одной стороны, связанным с актуализацией культурного наследия, музеефикации и развития архитектурно-исторической среды, составляющими основу развития туристской отрасли [Пиляк, 2020; Егоров, 2022; Астафьева, Егоров, 2021], с другой стороны - к трудам, касающимся вопросов внедрения разных форм социокультурного проектирования в ресурсный потенциал территории [Астафьева, 2023], внедрения кластерного подхода в сферу культуры [Сапрыкина, 2014], в индустрию отдыха и туризма, в целом - регионального развития.

Исходя из определения культурного туризма как межотраслевого и многофункционального комплекса, развитие которого основывается на использовании ресурсов специализированной и повседневной культуры, включающих историко-культурное наследие, искусство, традиционное художественное творчество, материальные предметы быта и нематериальное наследие, современные виды креативных индустрий, ограничимся в данной статье изучением лишь одного из возможных аспектов исследования - выявлением социально-экономического потенциала ту-

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

119

ризма в развитии территории. Однако задачу в целом мы видим, как проекцию на появление широких междисциплинарных исследований с целью предложения по разработке комплексной межотраслевой стратегии развития культурного туризма в России.

Социально-экономический потенциал туризма

В современной практике государственного управления деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма вполне заслуженно рассматривается как направление стимулирования социально-экономической активности в регионе или ином территориально-административном образовании. Так, туризм вносит весомый вклад в рост экономики и стимулирует развитие других отраслей. По информации, приводимой в Концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)», туризм формирует 3,4 % ВВП страны - эксперты обосновывают необходимость и перспективы по увеличению этого вклада, - а также оказывает влияние на 53 отрасли экономики: одно рабочее место в индустрии туризма способно создать до пяти рабочих мест в смежных отраслях [Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р ... , 2019]. Немаловажным представляется и то, что туризм обеспечивает занятость и самозанятость граждан, стимулируя их активность в секторах малого и среднего пред-

принимательства. В ракурсе решения задач, стоящих перед системой публичного управления, меры по поддержке туризма призваны содействовать сглаживанию диспропорций в территориальном развитии, повышать качество жизни населения, увеличивать объем налоговых поступлений в бюджет.

Еще одно значение туризма раскрывается в Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором путешествия граждан по своей стране рассматриваются с точки зрения формы развития человеческого капитала. Предполагается, что именно через путешествия люди приобщаются к культуре и истории своей страны, знакомятся с её культурно-этническим многообразием, расширяют кругозор и формируют социально ответственное отношение к окружающему миру. Отмечается в документе и рекреационная функция отрасли - способность вносить вклад в сохранение здоровья населения [Паспорт национального проекта ... , 2021].

В целом всё вышеуказанное определяет, что туризм на государственном уровне мыслится одной из приоритетных отраслей экономики, не просто обладающей потенциалом генерировать положительные социальные и экономические эффекты, но и способной выступать стратегически важным ресурсом национального развития: профильный национальный проект ориентирован на достижение наци-

120

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

ональных целей развития страны до 2030 г. Такое понимание, в свою очередь, актуализирует вопрос о выборе форм и методов управления развитием национального туризма - темы нетривиальной - как показывает отечественная управленческая практика.

Вопросами создания условий для развития национального туризма органы государственной власти стали активно заниматься с середины 2000-х гг. Тогда разрабатывались масштабные проекты по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа во многих российских субъектах. С 2007 по 2015 гг. были инициированы проекты 13 ОЭЗ ТРТ [Мышляв-цева, 2018]. Из них по состоянию на 2023 г. продолжают функционировать только пять: «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Завидово» (Тверская область), «Ворота Байкала» (Иркутская область) и Северо-Кавказский туристический кластер (создавался как объединение 6 ОЭЗ ТРТ, расположенных в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне и Дагестане) [ОЭЗ туристско-рекреационного типа ... , 2023]. Остальные в течение первых пяти лет функционирования прекратили своё существование, как сходятся во мнении многие исследователи, из-за типовых причин: неопределенности правового регулирования механизма ОЭЗ и непроработанности модели управ-

ления экономической зоной, недостаточного бюджетного финансирования (вероятно, здесь сказались и факторы внешней среды - мировой финансовый кризис 2007-2008 гг., - и управленческого характера - одновременная реализация крупных инфраструктурных проектов, требующих значительных инвестиций), неразвитости инженерной и транспортной инфраструктуры, наличия административных барьеров, недостаточной квалификации кадров, низкой заинтересованности инвесторов и потенциальных резидентов [Селе-ванова, 2016, с. 50; Мышлявцева, 2018]. Тем не менее если попытаться выявить первопричину неэффективности проектов ОЭЗ ТРТ, то её истоки, на наш взгляд, стоило бы искать именно в управленческой практике. Масштабирование мало апробированной модели управления ОЭЗ, отсутствие системного видения проводимой на федеральном уровне политики по внедрению ОЭЗ в регионы, недостаточность конкретизации взаимодействия между федеральными и региональными властями в части как разработки, так и практического воплощения проектов, неопределенность приоритетов в реализации финансируемых из федерального бюджета инициатив - всё это реальные управленческие упущения, которые и привели к настоящему итогу. В совокупности с негативными экономическими факторами, влияющими на развитие туризма, наличи-

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

121

ем глубоких противоречий между производителями туристического продукта, их соответствия мировым стандартам оказания услуг, необходимости разработки системы продвижения территориальных брендов, все это приводит к выводам о необходимости кардинальных изменений в системе межотраслевых взаимодействий и развитии конкурентной среды.

Кластерное проектирование в контексте задач регионального управления

Продолжая размышления относительно внедрения инновационных форм развития туризма в регионах, подчеркнем, что часть из отмеченных замечаний была учтена. И в последнее десятилетие уже активно развиваются проекты по созданию туристско-рекреационных кластеров: они разрабатываются и выдвигаются не только для получения финансирования за счет средств соответствующей государственной программы (ранее - федеральной целевой программы) региональными властями, но и, конечно, для создания «точек роста» и повышения привлекательности региона и с целью создания узнаваемых брендов. Исходя из этой комплексной задачи, определено и целевое назначение использования выделенных бюджетных средств -строительство или реновация технических и коммуникационных обеспечивающих систем. В то время как создание туристской инфра-

структуры должно осуществляться за счет средств, в том числе и привлеченных, потенциальных участников кластера. Взамен помимо доступа ко всем жизнеобеспечивающим системам они получают еще и консультативную, маркетинговую и иной вид помощи от специально создаваемых региональными департаментами экономического развития некоммерческих структур по поддержке малого и среднего предпринимательства [Александрова, Владимиров, 2016, с. 48-49].

В рамках этой модели кластерной политики, как мы видим, уже регламентировано разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти: первые занимаются вопросами стратегического планирования, подготовкой общих управленческих рекомендаций и распределением бюджетных ресурсов, а вторые разрабатывают или инициируют разработку проектов регионального развития. Конкретизирован алгоритм организации и проведения работы с участниками кластера, в том числе четко прописаны права и обязательства всех субъектов возникающих отношений.

Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с первыми проектами ОЭЗ ТРТ, кластерная форма развития туризма также не освобождена от управленческих рисков. Важным моментом здесь является то, что разработка и последующее сопровождение кластера возлагается на региональные власти.

122

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

И если, с одной стороны, мы видим в этом несомненный плюс, так как именно на данном уровне возможно создать такой проект, которой бы максимально полно отвечал целям регионального развития, то, с другой стороны, это предопределяет значительную зависимость от компетентности региональных государственных служащих, их умений и опыта стратегически планировать и составлять обоснованные дорожные карты по реализации намеченных планов. В разных субъектах Российской Федерации сегодня имеется ряд успешно развиваемых кластеров, что свидетельствует о перспективах инвестирования в отрасль и реального влияния на экономику региона.

Культурный каркас как основа для формирования туристского каркаса территории

Говоря о средовом подходе к развитию территории средствами культуры, многие исследователи поднимали вопрос об определении возможностей, в частности культурного наследия как особого ресурса, используемого в процессе социально-эконмического и социокультурного развития России. Идеи формирования целостного культурного пространства и одновременного выявления самобытности каждого проживающего в ней народа, отдельных регионов и поселений нашли свое воплощение в концепции опорного каркаса культурного пространства России [Ве-

денин, 2018, с. 67-81]. В разных своих преломлениях они широко использовались при решении задач отбора и последующего внедрения в региональную практику подходов по определению «точек роста» внутреннего и въездного туризма, что приобретает первостепенное значение для обеспечения эффективности взятого на федеральном уровне политического курса по развитию отрасли.

Особый интерес среди них должны представлять те, которые базируются не только на исследовании количественно-качественной характеристики имеющихся туристских ресурсов. Систематизация наличествующих ресурсов является лишь первым шагом в разработке стратегии развития регионального туризма и связанных с ней проектов. С этим соглашаются и специалисты в области туристско-рекреационной экспертизы - технологии по определению и обоснованию перспектив развития туризма на конкретной территории.

Так, Н. В. Шабалина подчеркивает, что содержательную основу отраслевых региональных стратегий помимо результатов оценки турист-ско-рекреационного потенциала должны составлять и сведения об актуальном состоянии рынка и функционирующего на исследуемой территории туристско-рекреацион-ного комплекса (посредством проведения разнообразных социологических и маркетинговых исследований), степени вовлеченности в эко-

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

123

номический оборот обнаруженных ресурсов. Всего исследователь выделила 9 этапов проведения турист-ско-рекреационной экспертизы, призванной обосновать перспективные направления стратегического управления развитием регионального туризма [Шабалина, 2020].

Этот детализированный перечень представляется целесообразным дополнить и задачей по выявлению рекреационно-географичес-ких взаимосвязей в пространстве региона. Данная мысль положена в основу разрабатываемой

А. Ю. Александровой и Д. П. Сорокиным концепции туристского опорного каркаса, под которым они понимают единую «совокупность туристских центров и туристских маршрутов, создающих пространственно-организованную структуру туристской деятельности» на определенной территории [Александрова, Сорокин, 2022, с. 25]. Фактически опорный каркас соединяет в одно целое туристско-

рекреационное пространство региона, которое уже предстает единым объектом управления: воздействие на один из структурных элементов сети влечет за собой изменения в другом.

Апробация методики определения туристского опорного каркаса осуществлена учеными на примере Рязанской области. На первом этапе была проведена комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона, что позволило выделить 40 реальных и потенци-

альных туристских дестинаций, ранжированных по административно-территориальному статусу. В каждой группе дестинации также были распределены по критерию специализации туризма: культурно-познавательный, религиозный, событийный и экологический.

На втором этапе посредством метода экспертного оценивания определялся уровень развития каждой из выделенных дестинаций по пяти ключевым блокам: туристский спрос, туристское предложение, обеспечивающая и специализированная инфраструктура, регулирование развитием туризма на государственном или муниципальном уровнях. В зависимости от итогового балла обосновывался ранг де-стинации в структуре проектируемого каркаса: ядро, опорная точка первого, второго или третьего уровней, а также прочая опорная точка. На основе полученных данных была составлена карта области с нанесенными на неё элементами опорного каркаса, соединенными между собой транспортными коридорами. Логичным итогом исследования стала разработка портфеля рекомендаций для дальнейшего комплексного развития туризма в регионе [Александрова, 2022].

В целом этот пример демонстрирует широкие возможности для применения системного подхода к управлению развитием регионального туризма. На наш взгляд, туристский опорный каркас предстает проектируемой открытой системой

124

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

взаимосвязанных между собой в географическом, экономическом и социокультурном планах туристских дестинациях разного типа. И именно через системное видение объекта управления становится возможной разработка единой стратегии управления региональным туризмом, направленной на достижение целей комплексного развития региона.

Заключение

Перспективы развития разных форм туризма, на которые мы предлагаем обратить внимание на перспективу, на наш взгляд, связаны с включением в программы социально-экономического развития региональных территорий четырех основных векторов в разработке культурного туристического продукта, отвечающего интересам потребителя и укрепляющего потенциал индустрии. В настоящее время очевидна актуальность следующих тенденций:

1. Сохраняет свое значение процесс конвергенции культуры и туризма, работа с культурным наследием, рассматриваемая не только в контексте обязательных плановых мероприятий и процедур по сохранению наследия, решение вопросов вписанности в культурные ландшафты региона и рельефы новой городской застройки, но и, конечно, - содержательная сторона туристического продукта - расширение тематических направлений, предложения по интегрированию объектов культур-

ного наследия в межотраслевые программы, в целом - к признанию наследия динамично развивающейся частью культуры [Курьянова, 2011, с. 12-18]. В контексте расширяющихся практик работы с наследием и управлением его объектами, серьезную угрозу наследию создают факты несанкционированного «благоустройства» прилегающих территорий, массовых туристских потоков и уровень «культуры отдыха» у отечественного туриста, превращающего прилегающие к наследию территории, ввиду отсутствия специальных благоустроенных общественных мест, в прогулочные зоны.

2. Требует активизации работа по внедрению инструментов социокультурного проектирования, результатом которого становится создание событийных мероприятий и формирование региональных событийных брендов, как это происходит, к примеру, в Нижнем Новгороде, где продвигается коммуникативная стратегия знакомства с областью, наполненная интересными программами. Это не только бренд «100 % настоящая Россия» с его поднаправлениями, ориентированными на целевую аудиторию - для молодежи «100 % настоящее веселье», для семей с детьми «100 % настоящее детское счастье» и т. д., но и Мультижанровый музыкальный фестиваль «Столица закатов», «Горький Fest» - фестиваль нового российского кино, Международный фестиваль искусств «Стрелка» - серия гала-

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

125

концертов с выступлением оперных звёзд первой величины и лучших симфонических оркестров и др. событийные мероприятия. Их продвижению также способствует участие области в конкурсах и получение званий, привлекающих туристские потоки. В результате Нижний Новгород получил статус «Молодежная столица России - 2023», признан «Культурной столицей года» на 2024 год. В целом, такие конкурсы, как «Культурная столица года» в полной мере соответствуют стратегиям социокультурного развития [Астафьева, 2019].

3. Целесообразным представляется включение в план территориального развития инвестиций по формированию креативных пространств и культурно-туристских кластеров. Одной из задач этого направления выступает внедрение инноваций и развитие предпринимательства в социокультурной сфере при сохранении культурных традиций региона [Астафьева, 2020], преодоление сложившихся стереотипов и штампов по организации культурной жизни, которые выступают составляющими маркетинга туризма. Такой «точкой роста», к примеру, даже на стадии строительства, выступает проект формирования мощного Сибирского кластера искусств в Кузбассе - комплексного по своей сути, поскольку будет включать широкий спектр учреждений культуры, образовательных, спортивных организаций, культурных и исторических пространств [Создание Сибирско-

го ... , 2022]. Соответственно, ориентация и на жителей региона, и на его гостей, изначально предполагает стремление к достижению мирового уровня стандартов обслуживания, расширению рынка труда и привлечению в регион профессионалов из разных сфер индустрии креативной экономики и туризма.

4. Увеличивается потребность в распространении альтернативных продуктов, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к развитию индустрии туризма. В частности, речь идет о расширении возможностей применения информационно-коммуникативных ресурсов (дистанционных форм, циф-ровизации и др.) для создания альтернативных форм и форматов в музейном туризме, где уже сегодня широко используются

У^-технологии и AR-технологии в выставочной деятельности, обеспечивающие персонификацию предложения и развитие коммуникаций для малоформатных групп потребителей, состоящих из детей дошкольного возраста, групп людей пожилого возраста, а также - имеющих ограничения по здоровью. Здесь на первый план выходят вопросы доступности и возможности погружения в музейное пространство, что уже в настоящее время привело к созданию официальных приложений музеев, к размещению видео-экскурсий на онлайн-платформах, разработке интерактивных персональных гидов. В целом речь идет о достижении балан-

126

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

са между он- и офф-лайн посещениями, чтобы диверсификация музейного предложения была интересна сфере туризма [Каримова, 2023], а использование технологий способствовало расширению возможностей участия учреждений культуры в создании привлекательных турпродуктов [Pilyak, 2022].

Таким образом, потенциал культурного туризма огромен, и, несмотря на ряд факторов международного, политического, экономического, демографического характера, влияющих на объем услуг и состояние туристской отрасли, представляется перспективным для наращивания культурного капитала территории. В этой связи необходимо, на наш взгляд, расширять культурологические исследования для последующей разработки комплексной стратегии развития культурного туризма, вне которой нацеленность на решение исключительно отраслевых задач (улучшение состояния охраны и использования объектов культуры, внутренней инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности и качества культурно-туристских услуг и мн. др.) отодвинет далеко на зад-

ний план, с одной стороны, цели создания общедоступного и полноценного, наполненного культурно-просветительской и культурно-развлекательной составляющей, сферы отдыха и рекреации населения страны, а с другой - цели и индустрии туризма, объединяющих специализированные предприятия, организации и учреждения, отвечающие задачам социально-экономического направления развития.

Разработка такой стратегии возможна в результате совместных усилий ученых и экспертов, профессиональных социокультурных проектировщиков при активном заинтересованном участии правительства, органов региональных властей, отраслевых субъектов управления, при учете мнений местного населения. Стратегия должна быть направлена на преодоление существующего разрыва между задачами по сохранению природного ландшафта и культурно-исторической среды, которыми во многом и формируется туристский каркас территории, и задачами развития индустрии туризма в России.

Библиографический список

1. Александрова А. Ю. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) / А. Ю. Александрова, Ю. Л. Владимиров // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10, № 1. С. 47-58.

2. Александрова А. Ю. Туристский опорный каркас территории: теоретические основания, методика выделения, практическая значимость (на примере Рязанской области): монография / А. Ю. Александрова, Д. П. Сорокин. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2022. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Астафьева О. Н. Культурная столица России - инструмент модернизации городов / О. Н. Астафьева, А. Р. Протасевич // Государственное управление и раз-

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

127

витие России: национальные цели и институты: Сборник статей международной конференц-сессии, Москва, 20-24 мая 2019 года. Том 1. Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2019. С. 264-273.

4. Астафьева О. Н. Творческие индустрии и креативное предпринимательство для развития территорий: о конкурентной среде модернизирующегося общества // «Государственное управление и развитие России: глобальные угрозы и структурные изменения»: сборник статей международной конференц-сессии. Том 3. Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2020. С. 178-194.

5. Астафьева О. Н. Культурное наследие в территориальных проектах развития / О. Н. Астафьева, В. К. Егоров // Музеефикация фортификационных сооружений: проблемы и пути их решения : сборник материалов Международного научно-практического семинара-конференции, посвященного 425-летию начала строительства Смоленской крепостной стены / сост. С. А. Пиляк, канд. архит. Смоленск: Свиток, 2021. С. 30-41.

6. Астафьева О. Н. Социокультурное проектирование: персонифицируемое наследие в музейных практиках Сибири / О. Н. Астафьева, О. Н. Шелегина // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. 2023. № 65. С. 243-254.

7. Веденин Ю. А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. Москва : Новый хронограф, 2018. С. 67-81.

8. Егоров В. К. К вопросу о культурном наследии как цивилизационном ресурсе // Таврические студии. №30 / ГБОУВОРК «Крымский университет культуры искусств и туризма». Симферополь : «Антиква», 2022. С.4-10.

9. Каримова Г. Р. Музейный туризм в постпандемийный период: проблемы и перспективы развития / Г. Р. Каримова, Р. Р. Идрисова // Обсерватория культуры. 2023. Т.20. №4. С. 351-357.

10. Квартальнов А. В. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации / А. В. Квартальнов, О. В. Чабанюк // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 7(51). С. 549-571.

11. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 12-18.

12. Мышлявцева С. Э. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: вопросы эффективности функционирования // Современные тенденции пространственного развития и приоритеты общественной географии: материалы междунар. науч. конф. в рамках IX ежегод. науч. ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. Том 2 / отв. ред. Н. И. Быков; Алт. гос. ун-т. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2018. С. 118-122.

13. ОЭЗ туристско-рекреационного типа // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. 2023. иЯЬ: ШрБ economy.gov. ги/та1епаШ1гес1юшЛ^юпа1пое_гаэтШе/1ш!гитеп1у_гаэт Ш-

ya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsko_rekreacionnogo_tipa/?ysc1id =1pmytq1u6h425726087. (Дата обращения: 01.10.2023).

128

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

14. Пиляк С. А. Региональный опыт актуализации культурных ценностей в контексте реализации государственной национальной политики // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. С. 265-270.

15. Пиляк С. А. Этапы актуализации культурного наследия // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.51-59.

16. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)»: Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/18eb24005fd062573c14 2fb7f98769137ce7d974/?ysclid=lpmbomtmt0381148167. (Дата обращения: 01.10.2023).

17. Российская Федерация. Подзаконные акты. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. 2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/da6490a6b838998e49df2556be17aaff/NP_T urizm_i_industriya_gostepriimstva.pdf. (Дата обращения: 01.10.2023).

18. Сапрыкина А. Н. Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания // Вопросы управления. 2014. №2 (8). С. 152-156.

19. Селеванова Е. В. Международный и российский опыт создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа: проблемы и перспективы // Вестник СевКавГТИ. 2016. № 1(24). С. 46-50.

20. Создание сибирского кластера искусств: образ культурного региона в сознании учащейся молодежи Кузбасса / Н. В. Костюк, В. И. Марков, Т. А. Волкова, З. М. Ахметгалеева, А. С. Тельманова, А. О. Гольская // Известия Российской академии образования. 2022. № 3 (59). С. 62-72.

21. Чимирис С. В. Потенциал развития индустрии туризма в Российской Федерации / С. В. Чимирис, М. Е. Чеглазова // Таврические студии. №30 / ГБОУВОРК «Крымский университет культуры искусств и туризма». Симферополь: «Антиква», 2022. С. 56-62.

22. Шабалина Н. В. Туристско-рекреационная экспертиза как инновационное направление пространственного анализа развития туристско-рекреационной деятельности // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства: Материалы Международной научно-практической конференции. Том 2. Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово), 2020. С. 363-371.

23. Pilyak S.A. Analysis of the transformation of the interpretation of cultural heritage under the influence of digital technologies // Международный научный журнал «Психология человека и общества». 2021. № 3 (32). P. 27-36.

Reference list

1. Aleksandrova A. Ju. Osobennosti sozdanija turistskih klasterov v Rossii (na pri-mere Vologodskoj oblasti) = Specifics of creating tourist clusters in Russia (the example of the Vologda region) / A. Ju. Aleksandrova, Ju. L. Vladimirov // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2016. T. 10, № 1. S. 47-58.

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

129

2. Aleksandrova A.Ju. Turistskij opornyj karkas territorii: teoreticheskie osnovanija, metodika vydelenija, prakticheskaja znachimost' (na primere Rjazanskoj oblasti):= Touristic support frame of the territory: theoretical foundations, methods of selection, practical significance (the example of the Ryazan region): monografja / A. Ju. Aleksandrova, D. P. Sorokin. Moskva-Berlin : Direkt-Media, 2022. 96 s.

3. Astafeva O.N. Kul'turnaja stolica Rossii - instrument modernizacii gorodov = The cultural capital of Russia as a tool for urban modernization / O. N. Astafeva, A. R. Protasevich // Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: nacional'nye celi i instituty: Sbornik statej mezhdunarodnoj konferenc-sessii, Moskva, 20-24 maja 2019 goda. Tom 1. Moskva: Izdatel'skij dom «Nauchnaja biblioteka», 2019. S. 264-273.

4. Astafeva O.N. Tvorcheskie industrii i kreativnoe predprinimatel'stvo dlja razvitija territory: o konkurentnoj srede modernizirujushhegosja obshhestva = Creative industries and businesses for territorial development: on the competitive environment of a society under modernization // «Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: glob-al'nye ugrozy i strukturnye izmenenija»: sbornik statej mezhdunarodnoj konferenc-sessii. Tom 3. Moskva: Izdatel'skij dom «Nauchnaja biblioteka», 2020. S. 178-194.

5. Astafeva O.N. Kul'turnoe nasledie v territorial'nyh proektah razvitija = Cultural heritage in regional development projects / O.N. Astafeva, V.K. Egorov // Muzeefikaci-ja fortifikacionnyh sooruzhenij: problemy i puti ih reshenija : sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara-konferencii, posvjashhennogo 425-letiju nachala stroitel'stva Smolenskoj krepostnoj steny / sost. S.A. Piljak, kand. arhit. Smolensk: Svitok, 2021. S. 30-41.

6. Astafeva O.N. Sociokul'turnoe proektirovanie: personificiruemoe nasledie v muzejnyh praktikah Sibiri = Sociocultural projecting: personalized heritage in museum practices in Siberia / O.N. Astafeva, O.N. Shelegina // Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury i iskusstv. 2023. № 65. S.

7. Vedenin Ju.A. Geografija nasledija. Territorial'nye podhody k izucheniju i sohraneniju nasledija. = Heritage geography. Territorial approaches to studying and preserving heritage. Moskva : Novyj hronograf, 2018. S. 67-81.

8. Egorov V. K. K voprosu o kul'turnom nasledii kak civilizacionnom resurse = To the question of cultural heritage as a civilizational resource // Tavricheskie studii. №30 / GBOUVORK «Krymskij universitet kul'tury iskusstv i turizma». Simferopol' : «An-tikva», 2022. S.4-10.

9. Karimova G.R. Muzejnyj turizm v postpandemijnyj period: problemy i perspek-tivy razvitija = Museum tourism in the post-pandemic period: problems and prospects of development / G.R. Karimova, R.R. Idrisova // Observatorija kul'tury. 2023. T.20. №4. S. 351-357.

10. Kvartal'nov A.V. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija sfery turizma v Rossijskoj Federacii = The current state and prospects of tourism development in the Russian Federation / A. V. Kvartal'nov, O. V. Chabanjuk // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2015. № 7(51). S. 549-571.

11. Kur'janova T.S. Kul'turnoe nasledie: smyslovoe pole i praktika = Cultural heritage: semantic field and practice // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologija i iskusstvovedenie. 2011. № 2. S. 12-18.

130

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

12. Myshljavceva S.Je. Osobye jekonomicheskie zony turistsko-rekreacionnogo tipa: voprosy jeffektivnosti funkcionirovanija = Special economic zones of tourism-recreation type: efficient functioning issues // Sovremennye tendencii prostranstven-nogo razvitija i prioritety obshhestvennoj geografii: materialy mezhdunar. nauch. konf. v ramkah IX ezhegod. nauch. assamblei Associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov. Tom 2 / otv. red. N. I. Bykov; Alt. gos. un-t. Barnaul : Izd-vo Alt. unta, 2018. S. 118-122.

13. OJeZ turistsko-rekreacionnogo tipa = Special economic zones of tourism-recreation type // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: ofi-cial'nyj sajt. 2023. URL: https ://www. economy.gov. ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razv iti-

ya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsko_rekreacionnogo_tipa/?ysclid =lpmytqlu6h425726087. (Data obrashhenija: 01.10.2023).

14. Piljak S.A. Regional'nyj opyt aktualizacii kul'turnyh cennostej v kontekste real-izacii gosudarstvennoj nacional'noj politiki = Cultural values actualization in regional experience within the framework of implementing the state national policy // Social'no-gumanitarnye znanija. 2020. № 2. S. 265-270.

15. Piljak S.A. Jetapy aktualizacii kul'turnogo nasledija = The stages of actualizing cultural heritage // Cennosti i smysly. 2022. № 3 (79). S.51-59.

16. Rossijskaja Federacija. Podzakonnye akty. Ob utverzhdenii Koncepcii feder-al'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2019 - 2025 gody)»: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 05.05.2018 N 872-r (red. ot 11.07.2019) = The Russian Federation. By-laws. On approving the Concept of the federal target program "Development of internal and foreign tourism in the Russian Federation (2019 - 2025 years)": Order of the RF Government of 05.05.2018 N 872-r (ed. of 11.07.2019) // SPS Konsul'tantPljus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/18eb24005fd062573c14 2fb7f98769137ce7d974/?ysclid=lpmbomtmt0381148167. (Data obrashhenija: 01.10.2023).

17. Rossijskaja Federacija. Podzakonnye akty. Pasport nacional'nogo proekta «Tur-izm i industrija gostepriimstva» = The Russian Federation. By-laws. Passport of the National Project "Tourism and Hospitality Industry" // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. 2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/da6490a6b838998e49df2556be17aaff/NP_T urizm_i_industriya_gostepriimstva.pdf. (Data obrashhenija: 01.10.2023).

18. Saprykina A.N. Klastery v sfere kul'tury: neobhodimost' formirovanija i oso-bennosti sozdanija = Clusters in cultural sphere: necessity of formation and specifics of creation // Voprosy upravlenija. 2014. №2 (8). S. 152-156.

19. Selevanova E.V. Mezhdunarodnyj i rossijskij opyt sozdanija osobyh jekonomicheskih zon turistsko-rekreacionnogo tipa: problemy i perspektivy = International and Russian experience in creating special economic zones of tourism-recreational type: problems and prospects // Vestnik SevKavGTI. 2016. № 1(24). S. 46-50.

Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов

131

20. Sozdanie sibirskogo klastera iskusstv: obraz kul'turnogo regiona v soznanii uchashhejsja molodezhi Kuzbassa = Setting up a Siberian arts cluster: the image of a cultural region in the minds of Kuzbass students / N. V. Kostjuk, V. I. Markov, T. A. Volkova, Z. M. Ahmetgaleeva, A. S. Tel'manova, A. O. Gol'skaja // Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija. 2022. № 3 (59). S. 62-72.

21. Chimiris S.V. Potencial razvitija industrii turizma v Rossijskoj Federacii = Tourism industry development potential in the Russian Federation / S.V. Chimiris, M.E. Cheglazova // Tavricheskie studii. №30 / GBOUVORK «Krymskij universitet kul'tury iskusstv i turizma». Simferopol': «Antikva», 2022. S. 56-62.

22. Shabalina N.V. Turistsko-rekreacionnaja jekspertiza kak innovacionnoe napravlenie prostranstvennogo analiza razvitija turistsko-rekreacionnoj dejatel'nosti = Tourism-recreational expertise as an innovative direction of tourist-recreational activity development spatial analysis // Innovacionnye tehnologii upravlenija i strategii territori-al'nogo razvitija turizma i sfery gostepriimstva: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tom 2. Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj universitet turizma i servisa (Cherkizovo), 2020. S. 363-371.

23. Pilyak S.A. Analysis of the transformation of the interpretation of cultural heritage under the influence of digital technologies // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Psihologija cheloveka i obshhestva». 2021. № 3 (32). P. 27-36.

Статья поступила в редакцию 26.09.2023; одобрена после рецензирования 12.10.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted on 26.09.2023; approved after reviewing 12.10.2023; accepted for publication on 28.11.2023

132

О. Н. Астафьева, А. Ю. Смирнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.