Научная статья на тему 'Культурный и языковой компоненты в структуре этничности билингва'

Культурный и языковой компоненты в структуре этничности билингва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / родной язык / символ / этничность / этноидентификатор / язык / identity / native language / symbol / ethnicity / ethnic identifier / language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салихова Эльвина Ахнафовна

В статье рассматривается роль регионального фактора в выборе языка и его значимость в структуре этнической идентичности. Изучение этнической идентичности представлено с опорой на социои этнопсихолингвистические материалы, обобщение социологических опросов и данных Всероссийской переписи населения. Этноязыковой облик башкир как одного из многочисленных этносов, проживающих на территории полиязычной Российской Федерации, корректируется при непосредственном влиянии родного (национального) языка и культуры. Находит подтверждение тот факт, что в структуре башкирской этничности устойчивость присуща не языковому, а культурному компоненту, при этом велико влияние приобретенных в процессе социализации знаний на образы языкового сознания. Также принимается во внимание их трансформация вследствие межконфессионального и межкультурного контактирования билингвов с представителями иных религий и этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and linguistic components in the structure of bilingual ethnicity

The author examines the role of the regional factor in the choice of language and its significance in the structure of ethnic identity. The study of the latter is based on socioand ethnopsycholinguistic materials, consolidation of sociological surveys and data from the All-Russian Census. The ethnolinguistic image of the Bashkirs, as one of the numerous ethnic groups living on the territory of the multilingual Russian Federation, is adjusted under the direct influence of the native (national) language and culture. The fact that stability in the structure of Bashkir ethnicity is inherent not in the linguistic but in the cultural component, and the influence of knowledge acquired in the process of socialisation on the images of linguistic consciousness is great. The study also takes into account their transformation due to interfaith and intercultural contact of bilinguals with representatives of other religions and ethnicities.

Текст научной работы на тему «Культурный и языковой компоненты в структуре этничности билингва»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 87-97. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 87-97.

Научная статья

УДК 81'246.2; 81'246.3. 81'272; 81'276; 81'276.11 https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-8 EDN: DRGLBL

Культурный и языковой компоненты в структуре этничности билингва

Эльвина Ахнафовна Салихова

Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева, УФИЦ РАН,

Уфа, Россия

Salelah12@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9570-1763

Аннотация. В статье рассматривается роль регионального фактора в выборе языка и его значимость в структуре этнической идентичности. Изучение этнической идентичности представлено с опорой на социо- и этнопсихолингвистические материалы, обобщение социологических опросов и данных Всероссийской переписи населения. Этноязыковой облик башкир как одного из многочисленных этносов, проживающих на территории полиязычной Российской Федерации, корректируется при непосредственном влиянии родного (национального) языка и культуры. Находит подтверждение тот факт, что в структуре башкирской этничности устойчивость присуща не языковому, а культурному компоненту, при этом велико влияние приобретенных в процессе социализации знаний на образы языкового сознания. Также принимается во внимание их трансформация вследствие межконфессионального и межкультурного контактирования билингвов с представителями иных религий и этносов.

Ключевые слова: идентичность, родной язык, символ, этничность, этноидентификатор, язык Благодарность. Статья подготовлена в рамках НИР по государственному заданию НИОКТР 122031400062-7 «Историко-культурное наследие Южного Урала и Приуралья: изучение, сохранение и музеефикация».

Для цитирования: Салихова Э. А. Культурный и языковой компоненты в структуре этничности билингва // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 87-97. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-8

Cultural and linguistic components in the structure of bilingual ethnicity

Elvina A. Salikhova

R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences,

Ufa, Russia

Salelah12@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-9570-1763

Abstract. The author examines the role of the regional factor in the choice of language and its significance in the structure of ethnic identity. The study of the latter is based on socio- and ethnopsycholinguistic materials, consolidation of sociological surveys and data from the All-Russian Census. The ethnolinguistic

1 Салихова Э. А., 2024

ISSN 1994-0637 87 (print)

image of the Bashkirs, as one of the numerous ethnic groups living on the territory of the multilingual Russian Federation, is adjusted under the direct influence of the native (national) language and culture. The fact that stability in the structure of Bashkir ethnicity is inherent not in the linguistic but in the cultural component, and the influence of knowledge acquired in the process of socialisation on the images of linguistic consciousness is great. The study also takes into account their transformation due to interfaith and intercultural contact of bilinguals with representatives of other religions and ethnicities. Keywords: identity, native language, symbol, ethnicity, ethnic identifier, language Acknowledgments. The article was prepared within the framework of research work on the state assignment No. 122031400062-7 "Historical and cultural heritage of the Southern Urals and the Urals: study, preservation and museification".

For citation: Salikhova E. A. Cultural and linguistic components in the structure of bilingual ethnicity. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 87-97. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-8

Введение

Идентичность и как понятие, и как явление в науке о языке рассматривается в системе многомерных координат, изучение которой проводится согласно канонам со-цио-, этно-, антропо- и психолингвистической парадигм. Конструирование идентичности происходит на основе совокупного анализа составляющих ее функциональных компонентов, подверженных влиянию различного рода факторов, в том числе субъективных - особенностей функционирования языков, неизбежной трансформации национального образа мира под влиянием глобализационных и интеграционных процессов1. К объективным факторам традиционно относят факторы, связанные с социально-экономическим, культурно-историческим, демографическим развитием региона. Классическое понимание «культурной идентичности» подразумевает осознание человеком собственной принадлежности к той или иной культурной общности через самоотождествление с ее культурными образцами; под «языковой идентичностью» - самоидентификацию с определенным языком или языковым сообществом, включающую культурные и социальные аспекты, связанные с данным языком, и способность коммуницировать.

В рамках обсуждаемой темы необходимо определиться в основных используемых терминах. Так, под «региональной идентичностью» понимается самоотнесение индивида к некоторому территориально ограниченному сообществу - региону, который характеризуется историко-культурной, политико-правовой и языковой целостностью. Таким образом, региональной идентичности как структурному образованию свойственны определенная мера стойкости, связанной с неким противодействием влияниям извне, самоотождествление и гармоничное сочетание с социальным окружением. Понятие «региональная идентификация» трактуется как «процесс становления, функционирования и развития региональной идентичности»2. Итак,

1 Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Балясникова О. В. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: монография. Москва; Ярославль: Канцлер, 2017. 240 с.

2 Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 276-288.

комфортная жизнь и безопасность во «внутренней среде» человека и в целом сообщества в территориально очерченном месте обеспечиваются региональной идентичностью. В пределах российского государства региональная идентификация позволяет человеку сравнивать «свое», региональное, с особенностями «других» частей РФ, отражая при этом социально-психологические и культурно-исторические аспекты региональной идентичности.

Обращаясь к указанным субъективным факторам функционирования языков, отметим, что в предыдущие годы в социолингвистике этноязыковые явления рассматривались сквозь социально-культурную, историческую и политическую призму. В настоящее время внимание уделяется ценностным ориентациям этноса и его языковым предпочтениям: «... языковой признак занимает ведущее место в субъективной оценке этнообъединительных и этноразделительных функций»1. Специфика актуализации этнических компонентов картины мира посредством языковых средств показывают такие ее составляющие (когнитивные, ментальные и эмоциональные), которые обеспечивают взаимодействие разных этносов на одной территории и в одном речепростран-стве.

Основная часть

Важность проблемы взаимодействия культурного и языкового компонентов в структуре этничности, соотношения этнической и национально-государственной идентичности очевидна. Л. М. Дробижева2 в своих работах доказывает, что они могут освещаться как с положительной стороны - как потенциал, ресурс для развития, так и с отрицательной - как источник для межэтнических столкновений. По данным ВПН-2020, отмечается, что 27 % (практически каждый четвертый) жителей республики Башкорстостан владеет башкирским языком, при этом из проживающих в городе - 10 %, на селе - 17 %. В повседневной жизни используют родной башкирский язык 23 %: городские жители - 9 %, сельские - 14 %3. Примечательно, что, по данным ВПН-2010, из 3 974 720 указавших свою национальную принадлежность башкирским владели 20 %4.

Отношение автохтонов (коренного этноса) к башкирскому языку заключается в «положительной оценке, сопряженной с ностальгией по утерянной цельной этнической идентичности предков, когда в ней присутствовали все компоненты, в том чис-

1 Биткеева А. Н. Родной язык в контексте многонационального государства // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2016. Т. 9, № 5 (27). С. 149.

2 Дробижева Л. М. Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества // Этническое и религиозное многообразие России / под редакцией В. А. Тишкова, В. В. Степанова. Москва, 2018. С. 117.

3 Всероссийская перепись населения 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 23.10.2023).

4 Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник: в 2 ч. Ч. 2. Уфа: Башкортостанстат, 2013. С. 60.

ле и языковой»1. К некоторым реальным мерам овладения родным языком подталкивает существующая ситуация идеализации башкирского языка той частью автохтонов, которая в недостаточной степени владеет им. На формы проявления этнической идентичности влияют не только степень владения родным (башкирским) и межнациональным (русским) языками, но и социальные установки (attitude) к русским. Не владеющие или плохо владеющие им моноэтнические башкиры, как правило, преувеличивают различия между башкирским и русским народами. Кроме того, подобная установка в общении усиливается ситуативными обстоятельствами: неспособность плохо владеющими русским языком монолингвами удовлетворить коммуникативные потребности дополняется и их желанием, чтобы башкирский как государственный язык доминировал во многих социальных сферах.

Наблюдаются и многочисленные случаи так называемой «двойной идентичности» (в научной среде термин считается не совсем корректным, но отражает суть явления): более половины анкетируемых (58 %) идентифицируют себя не только с тюркским (в частности, с башкирским), но и с русским этносом, что является демонстрацией сохранения групповой идентичности. Подтверждением последнего выступает и отсутствие негативного отношения к другим этносам, в том числе и к русским, составляющим большинство в многонациональной республике, неприятие модели возвышенно-благосклонного почитания членов «своей», башкирской, группы2. Респонденты уверены в том, что знание русского языка и владение им помогает лишенному конфликтов взаимодействию с представителями иной культуры при отсутствии риска ассимиляции3. По этой причине билингвизм в полиэтничной Башкирии квалифицируется как условие бесконфликтных межэтнических взаимодействий.

Установлено, что «региональная идентичность»4 формируется через специфичное обозначение целостности при параллельном отделении от других территориальных образований, при этом «этнические индикаторы» регионализируют пространство посредством дискурсивных практик. В формировании уникальности устойчивой этноязыковой идентичности этот фактор играет не последнюю роль. При этом в рамках политики позиционирования особенностей региона часто возникает сознательное акцентирование на этнических параметрах. Так, этничность находит отражение в региональной жизни, однако степень значимости этнической составляющей может отличаться в разных регионах. Изучение взаимосвязи территориальной и эт-

1 Салихова Э. А. Специфика этноязыкового сознания современных башкир: материалы международной научной конференции «Жизнь языка в культуре и социуме-3» (Москва, 2021 апреля 2012 г.) / под редакцией Е. Ф. Тарасова, Н. Ф. Уфимцевой, В. П. Синячкина. Москва: Эйдос, 2012. С. 346-347.

2 Салихова Э. А. «Человек говорящий» vs социум в контексте полилингвизма // Язык и социальная динамика. № 12-1. Красноярск: Сибирский государственный университет имени М. Ф. Решетнева, 2012. С. 111-118.

3 Дробижева Л. М. Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества // Этническое и религиозное многообразие России / под редакцией В. А. Тишкова, В. В. Степанова. Москва, 2018. С. 111.

4 Назукина М. В. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России // Регионология, 2018. Т. 26, № 4. С. 700.

нической идентичностей важно при разработке основ региональной языковой политики в той ее части, что касается профилактики и/или нейтрализации межэтнических конфликтов: обращаясь к такому феномену, как «национальный образ мира»1, исследователь фиксирует сочетание языкового, территориального, конфессионального, исторического компонентов в многогранной структуре идентичности.

Относительная культурная однородность присутствует и внутри регионов. Культурные различия, включая соседние с Башкирией области, могут быть как существенными (Пермская, Оренбургская, Челябинская), так и незначительными (Республика Татарстан). Такая пространственная организация осознается жителями и культивируется в традициях, истории и находит отображение в символах. Так, включение в название автономии этнонима закрепило этническое в идентификации регионов (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Мордовия, Республика Марий Эл и др.). Иллюстрацией инкорпорирования этнического компонента в символику региона стала их фиксация в гимнах, гербах и флагах, т. е. визуализация национальной специфики, заявление республики о своем суверенном статусе и месте в масштабах России.

Этнические маркеры (орнаменты, национальные герои), виды традиционной деятельности отражают историческую идентичность народа. Например, цветовая символика государственного флага Республики Башкирия связана с такими качествами этноса, как свободолюбие, открытость, ясность, добродетель. Вписанное в круг и обрамленное национальным орнаментом изображение памятника национальному герою Салавату Юлаеву на гербе республики на фоне лучей восходящего солнца и расположенном ниже соцветием курая символизирует мужество и дружбу, единение народов2.

Такие этнические маркеры, как язык и религия, дополняя друг друга, только усиливают уникальность территории, поэтому в ряд значимых региональных праздников включены Дни языков, Курбан-Байрам, Ураза-байрам. С 14 декабря 2019 г. согласно указу Главы республики отмечается День башкирского языка, приуроченный ко дню рождения выдающегося башкирского просветителя Мифтахетдина Акмуллы.

Этноязыковой облик часто подвергается институциональному дизайну. Это отражается в названиях политических институтов, региональных политических партий, национальных движений. Фактором этнической памяти выступает топонимика (в том числе урбанонимы), включающая этнический компонент наряду с иными культурными кодами3. Регионализмы - лексический пласт, которому свойственны особые формы социально-культурной и политической самоидентификации - вер-бально облеченные идеи, настроения, а также действия, направленные на сохранение региональной самобытности. Достаточно вспомнить ребрендинг «МакДонал-

1 Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Балясникова О. В. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: монография. Москва; Ярославль: Канцлер, 2017. С. 21.

2 Государственная символика. URL: http://bashpredmsk.bashkortostan.ru/ru/republic/ state-symbols/ (дата обращения: 18.11.2023).

3 Назукина М. В. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России // Регионология, 2018. Т. 26, № 4. С. 698-717.

ISSN 1994-0637 91 (print)

дса» весной 2022 г.: жители Башкирии предлагали такие наименования, как «ЭчпочМак» (тат., башк. наименование национального блюда, печеного изделия из пресного, реже дрожжевого теста, с начинкой из картофеля, мяса), «Aibat HaПyar» (в лат. графике, тат., башк. айбат хэллэр - дела на «отлично»; хорошие дела), «Шаур-ма» и подобные. В меню наряду с цезарь-роллами появились кыстыбый «Цезарь Ильгамович» (блюдо из теста с начинкой).

Частичное владение языком титульного этноса или незнание родного языка большинством автохтонов квалифицируется как несоответствие норме с позиции рассмотрения языка как «имманентного элемента этнической культуры»1. В проанализированном нами материале возрастной показатель выглядит так: представители башкир-горожан 55-80 лет больше ориентируются на самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры в архитектуре жилища, интерьере, костюмах, национальной пище, исполнении национальных обрядов, соблюдении обычаев, в том числе религиозных (никах - бракосочетание у мусульман; имянаречение ребенка; проводы покойника, его захоронение и поминки и др.), общении на башкирском языке. Для 17-40-летних граждан характерна эмоционально-символическая связь между языком и этнической идентичностью, прагматическое отношение к

нему2.

Говоря о тюркско-русском билингвизме в полиязычных условиях Башкирии, необходимо учитывать статистический фактор: говорящие по-русски билингвы превалируют над исконными носителями национального языка, для которых он является родным. Внимание к месту и роли культурного и языкового компонентов в структуре башкирской идентичности позволяет определить, каким образом общающиеся на русском языке билингвы соотносят себя с ним. Такого рода исследования нацеливают на грамотное языковое планирование и прогнозирование судьбы русского языка в субъектах РФ.

Результаты серии проведенных опросов русскоязычных билингвов в последней четверти ХХ - первом десятилетии XXI вв. по обозначению отношения к двум языкам в билингвальном сознании подтверждают предположение о том, что культурный компонент этничности является гораздо более устойчивым, чем языковой. При этом на образы языкового сознания «определенный отпечаток накладывают знания, полученные в ходе социализации индивида»3. Отметим, что эти знания пополняются и трансформируются в процессе межкультурного и межъязыкового взаимодействия.

Мы обращаем внимание также на межпоколенческие особенности этноязыковой идентичности. Старшему поколению, как отмечалось ранее, важны внешние атрибуты, «используемые для демаркации этнических групп в процессе их взаимодействия - язык, культура, традиции и обычаи, территориальная и религиозная принадлеж-

1 Салихова Э.А., Киселева Л.А. Этноязыковое пространство современного Башкортостана (социолингвистический очерк). Москва: Флинта, 2022. С. 157.

2 Там же. С. 158.

3 Цыбенова Ч. С. Языковое сознание в контексте исследования языковой ситуации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 3. С. 63.

ность, кулинарные предпочтения и национальная одежда»1. Отмечено, что у молодежи актуальные для старшей группы респондентов атрибуты нивелируются под влиянием глобализационных процессов: «им характерно преуменьшение значимости данных показателей, тогда как социально-психологические характеристики, связанные с самоидентификацией, национальным сознанием, свойствами национального характера и менталитета, если не преобладали, то, по крайней мере, имели такое же значение, как и в других группах»2.

Этноязыковая идентичность опрашиваемых складывается из значимых для определения этнической идентичности компонентов, ею же обусловлен и связан с религиозными практиками. Так, идентифицирующие себя с русскими анкетируемые в числе значимых маркеров отмечали знание языка и родины, под которой они понимали проживание на одной территории. Лишенные «русскости» анкетируемые были сосредоточены на описании важности национальной культуры, этнического происхождения, общей истории и религии, а также выполнении отдельных традиций, связанных с ношением национальной одежды, употреблением национальной

пищи3.

В русле обсуждения проблемы сошлемся на результаты анкетирования молодежи в 2020 г. в пяти субъектах страны4, ориентированного на получение от них данных о языковых идентификаторах этничности, сформулированные как «думаю на языке этого народа» и «говорю больше на языке этого народа, хотя и думаю на другом языке». Ответы указывают на то, что языковой маркер не всегда является атрибутивным свойством этничности, поскольку «думают на языке народа» от 35 до 60 % респондентов при наличии навыков общения на национальном языке5. Язык этноса в глазах молодежи не является обязательным признаком, по которому определяется этническая идентичность. К основным признакам этнической идентификации молодежь относит «.этническую идентичность родителей, этническую культуру и традиции, проживание на этнической родине; отдельные антропологические призна-

ки»6.

1 Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В., Шайхисламов Р. Б. Этническая и языковая идентичность молодежи в полиэтничном регионе // Языковое многообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 40-41.

Максимова С. Г., Омельченко Д. А., Ноянзина О. Е. Язык, этничность и гражданственность в идентификационной матрице жителей регионов России: социально-демографические и социокультурные факторы (по данным социологического исследования // Языковое многообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: РИЦ Башкирский государственный университет, 2021. С. 6-39.

3 Там же. С. 21.

Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В., Шайхисламов Р. Б. Этническая и языковая идентичность молодежи в полиэтничном регионе // Языковое многообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 40-54.

5 Там же. С. 43.

6 Там же. С. 42.

Результаты проведенных в республиках Башкортостан, Тува и Калмыкия (декабрь 2020 - январь 2022 гг.) социологических опросов1 выявили зависимость социального самочувствия жителей этих полинациональных регионов РФ от состояния этноязыковой ситуации («Как Вы считаете, жители республики живут лучше или хуже, чем в других регионах России?»)2. Опрашиваемые указали на то, что их «этносоциальное самочувствие» подвержено влиянию фактора сохранения национального языка и культуры. Примечательно, что, если представители иных наций неуважительно относятся к родному языку жителей республик, то это не влияет на мнение коренных этносов о жизни в регионе. Анализ результатов социологического анкетирования показал такую зависимость: жизнь в республике оценивается респондентами выше, поскольку в последнее десятилетие условия для сохранения и развития национального родного языка в ней улучшились3.

Выводы

По результатам проведенных опросов и экспериментальных исследований, образ «себя» и образ «другого» у башкир детерминирован традициями национальной культуры, языком и этническим окружением. Особенности этнокультурной идентичности и формы ее проявления обусловлены внешними социополитическими процессами, изменением символики, государственного языка и т. д. Так, для жителей регионов РФ, как представителей единого государства, эта идентичность может определяться природными, климатическими особенностями той ее части, что ограничивается границами республики4.

К перспективам рассмотрения заявленной проблематики можно отнести изучение этноязыкового пространства Республики Башкортостан в аспекте экологично-сти/неэкологичности полиязычной коммуникации. Мы полагаем, что недостаточный учет этого аспекта общения снижает успешность социального взаимодействия, может провоцировать разные типы конфликтов. Мониторинг экологичности полиязычного общения будет полезен при планировании эффективной языковой политики в регионе, а также при разработке мер по достижению устойчивого социокультурного его развития»5.

1 Туракаев М. С. Этноязыковая ситуация как фактор социального самочувствия региона в национальных республиках России (на примере Тувы, Башкортостана и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 170-184.

2 Там же. С. 170.

3 Туракаев М. С. Этноязыковая ситуация как фактор социального самочувствия региона в национальных республиках России (на примере Тувы, Башкортостана и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 181-182.

4 Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Балясникова О. В. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: монография. Москва; Ярославль: Канцлер, 2017. С. 22.

5 Салихова Э. А., Киселева Л. А. Этноязыковое пространство современного Башкортостана (социолингвистический очерк). Москва: Флинта, 2022. С. 161-162.

Список источников

Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В., Шайхисламов Р. Б. Этническая и языковая идентичность молодежи в полиэтничном регионе // Языковое многообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 40-54.

Биткеева А. Н. Родной язык в контексте многонационального государства // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований, 2016. Т. 5, № 5 (27). С. 146-162.

Всероссийская перепись населения 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 02.11.2023).

Государственная символика. URL: http://bashpredmsk.bashkortostan.ru/ru/republic/ state-symbols/ (дата обращения: 18.11.2023).

Дробижева Л. М. Гражданская российская идентичность: динамика и потенциал в консолидации политэтнического общества // Этническое и религиозное многообразие России / под редакцией В. А. Тишкова, В. В. Степанова. Москва: ИЭА РАН, 2018. С. 107-119.

Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально--гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 276-288.

Еремина Е. В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа // Регио-нология. 2011. № 3. С. 216-222. URL: https://regionsar.ru/ru/node/781 (дата обращения: 17.11.2023).

Максимова С. Г., Омельченко Д. А., Ноянзина О. Е. Язык, этничность и гражданственность в идентификационной матрице жителей регионов России: социально-демографические и социокультурные факторы (по данным социологического исследования) // Языковое многообразие в российских регионах: возможности развития. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 6-39.

Назукина М. В. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России // Регионология. 2018. Т. 26, № 4. С. 698-717.

Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник: в 2 ч. Ч. 2. Уфа: Башкортостанстат, 2013. 189 с.

Салихова Э. А. Специфика этноязыкового сознания современных башкир: материалы международной научной конференции «Жизнь языка в культуре и социуме-3» (Москва, 20-21

апреля 2012 г.) / под редакцией Е. Ф. Тарасова, Н. Ф. Уфимцевой, В. П. Синячкина. Москва: Эйдос, 2012. С. 345-349.

Салихова Э. А. «Человек говорящий» vs социум в контексте полилингвизма // Язык и социальная динамика. № 12-1. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева, 2012. С. 111-118.

Салихова Э. А., Киселева Л. А. Этноязыковое пространство современного Башкортостана (социолингвистический очерк). Москва: Флинта, 2022. 171 с.

Туракаев М. С. Этноязыковая ситуация как фактор социального самочувствия региона в национальных республиках России (на примере Тувы, Башкортостана и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 70-84.

Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Балясникова О. В. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: монография. Москва; Ярославль: Канцлер, 2017. 240 с.

Цыбенова Ч. С. Языковое сознание в контексте исследования языковой ситуации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 3. С. 56-66.

References

Asadullina G. R., Sadretdinova E. V., Shaikhislamov R. B. Etnicheskaia i iazykovaia iden-tichnost' molodezhi v polietnichnom regione [Ethnic and linguistic identity of young people in a multi-ethnic region]. Iazykovoe mnogoobrazie v rossiiskikh regionakh: vozmozhnosti razvitiia [Linguistic diversity in Russian regions: development opportunities]. Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi uni-versitet, 2021, pp. 40-54.

Bitkeeva A. N. Rodnoi iazyk v kontekste mnogonatsional'nogo gosudarstva [Mother tongue in the context of a polyethnic country]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii [Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities], 2016, vol. 5, no. 5 (27), pp. 146-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vserossiiskaia perepis' naseleniia 2020 goda [All-Russian population census 2020]. Available at: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (accessed: 02.11.2023).

Gosudarstvennaia simvolika [State symbols]. Available at:

http://bashpredmsk.bashkortostan.ru/ru/republic/ state-symbols/ (accessed: 18.11.2023).

Drobizheva L. M. Grazhdanskaia rossiiskaia identichnost': dinamika i potentsial v konsolidatsii politetnicheskogo obshchestva [Civil Russian identity: dynamics and potential in the consolidation of multi-ethnic society]. Etnicheskoe i religioznoe mnogoobrazie Rossii [Ethnic and religious diversity of Russia; ed. by V. A. Tishkov, V. V. Stepanov]. Moscow: IEA RAN, 2018, pp. 107-119.

Eremina E. V. Poniatie regional'noi identichnosti i spetsifika ee formirovaniia v sovremennoi Rossii [The concept of regional identity and the specifics of its development in modern Russia]. Sot-sial'no-gumanitarnye znaniia [Social and humanitarian knowledge], 2012, no. 5, pp. 276-288.

Eremina E. V. Regional'naia identichnost' v kontekste sotsiologicheskogo analiza [Regional identity in the context of sociological analysis]. Regionologiia [Russian Journal of Regional Studies], 2011, no. 3, pp. 216-222. Available at: https://regionsar.ru/ru/node/781 (accessed: 17.11.2023).

Maksimova S. G., Omel'chenko D. A., Noianzina O. E. Iazyk, etnichnost' i grazhdanstvennost' v identifikatsionnoi matritse zhitelei regionov Rossii: sotsial'no-demograficheskie i sotsiokul'turnye faktory (po dannym sotsiologicheskogo issledovaniia) [Language, ethnicity and citizenship in the identification matrix of residents of Russian regions: socio-demographic and socio-cultural factors (according to sociological research)]. Iazykovoe mnogoobrazie v rossiiskikh regionakh: vozmozhnosti razvitiia [Linguistic diversity in Russian regions: development opportunities]. Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi universitet, 2021, pp 6-39.

Nazukina M. V. Markery etnichnosti v regional'noi identichnosti respublik Rossii [Markers of ethnicity in the regional identity of Russia's republics]. Regionologiia [Russian Journal of Regional Studies], 2018, vol. 26, no. 4, pp. 698-717.

Natsional'nyi sostav i vladenie iazykami, grazhdanstvo naseleniia Respubliki Bashkortostan po dannym Vserossiiskoi perepisi naseleniia 2010 goda: statisticheskii sbornik: v 2 ch. Ch. 2 [National composition and language proficiency, citizenship of the population in the Republic of Bashkortostan according to the All-Russian Population Census 2010: statistical collection: in 2 parts. Part 2]. Ufa: Bashkortostanstat, 2013. 189 p.

Salikhova E. A. Spetsifika etnoiazykovogo soznaniia sovremennykh Bashkir [Specifics of ethno-linguistic consciousness of modern Bashkirs]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Zhizn' iazyka v kul'ture i sotsiume-3 " (Moskva, 20-21 aprelia 2012 g.) [Proceedings of the International Scientific Conference "Language life in culture and society-3" (Moscow, 20-21 April 2012); ed. by E. F. Tarasov, N. F. Ufimtseva, V. P. Sinyachkin]. Moscow: Eidos, 2012, pp. 345-349.

Salikhova E. A. "Chelovek govoriashchii" vs sotsium v kontekste polilingvizma ["Human speaking" vs society in the context of polylingualism]. Iazyk i sotsial'naia dinamika [Language and social dynamics], no. 12-1. Krasnoiarsk: Sibirskii gosudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii imeni M. F. Reshetneva, 2012, pp. 111-118.

Salikhova E. A., Kiseleva L. A. Etnoiazykovoe prostranstvo sovremennogo Bashkortostana (sotsiolingvisticheskii ocherk) [Ethno-linguistic space of modern Bashkortostan (sociolinguistic essay)]. Moscow: Flinta, 2022. 171 p.

Turakaev M. S. Etnoiazykovaia situatsiia kak faktor sotsial'nogo samochuvstviia regiona v natsional'nykh respublikakh Rossii (na primere Tuvy, Bashkortostana i Kalmykii) [Ethno-linguistic situation as a factor in the social well-being of the Republics of Russia: the cases of Tuva, Bashkortostan and Kalmykia]. Novye issledovaniia Tuvy [New Research of Tuva], 2022, no. 2, pp. 70-84.

Ufimtseva N. V., Cherkasova G. A., Baliasnikova O. V., et al. Regional'noe iazykovoe soznanie komi, russkikh, tatar: problemy vzaimovliianiia [Regional linguistic consciousness of the Komi, Russians, Tatars: issues of mutual influence]. Moscow; Iaroslavl': Kantsler, 2017. 240 p.

Tsybenova Ch. S. Iazykovoe soznanie v kontekste issledovaniia iazykovoi situatsii [Linguistic consciousness in the study of a language situation]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriia: Lingvistika i mezhkul'turnaia kommunikatsiia [NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication], 2018, vol. 16, no. 3, pp. 56-66.

Сведения об авторе

Эльвина Ахнафовна Салихова - доктор филологических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0001-9570-1763, Salelah@yandex.ru, Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева (д. 6, ул. К. Маркса, 450008 Уфа, Россия); Elvina A. Salikhova -Doctor of Philological Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0001-9570-1763; Sale-lah12@yandex.ru; R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies (6, ul. K. Marksa, 450008 Ufa, Russia).

Статья поступила в редакцию 17.01.2024; одобрена после рецензирования 31.01.2024; принята к публикации 14.02.2024.

The article was submitted 17.01.2024; Approved after reviewing 31.01.2024; Accepted for publication 14.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.