Научная статья на тему 'Культурные связи Средневолжского, верхневолжского и Волго-Окского регионов'

Культурные связи Средневолжского, верхневолжского и Волго-Окского регионов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большов С. В.

В статье рассматриваются культурные связи Средневолжского, Верхневолжского и Волго-Окского регионов. В эпоху раннего металла (средняя бронза по хронологии лесостепи) эти связи фиксируются для волосовской, абашевской, балановской и атликасинской культур. Сейминско-турбинские памятники также известны как на Средней Волге, так и в Волго-Окском междуречье, доходя до Верхней Волги. Культурные связи между племенами отмечаются как внутри общностей (волосовская, фатьяновско-балановская, абашевская), так и между различными в культурогенетическом плане археологическими культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL RELATIONS OF THE MIDDLE VOLGA, UPPER VOLGA AND VOLGA OKA

The paper analyses the cultural contacts of the Middle Volga, Upper Volga and Volga-Oka regions. In the early Metal Age (Middle Bronze under the forest and steppe chronology) these ties can be recorded for the Volosovo, Abashevo, Balanovo and Atlikasy cultures. Seiminsko Turbinsky sites are also known both in the Middle Volga and Volga-Oka inter-river region up to the Upper Volga. The cultural ties among the tribes can be found both within particular communities (Volosovo, Fatianovo Balanovo, Abashevo) and among the cultures of different cultural-genetic origin.

Текст научной работы на тему «Культурные связи Средневолжского, верхневолжского и Волго-Окского регионов»

АРХЕОЛОГИЯ

УДК 930. 26

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВОЛЖСКОГО, ВЕРХНЕВОЛЖСКОГО И ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНОВ

© 2008 С.В.Большов

Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

им. В.М.Васильева

В статье рассматриваются культурные связи Средневолжского, Верхневолжского и Волго-Окского регионов. В эпоху раннего металла (средняя бронза по хронологии лесостепи) эти связи фиксируются для воло-совской, абашевской, балановской и атликасинской культур. Сейминско-турбинские памятники также известны как на Средней Волге, так и в Волго-Окском междуречье, доходя до Верхней Волги. Культурные связи между племенами отмечаются как внутри общностей (волосовская, фатьяновско-балановская, аба-шевская), так и между различными в культурогенетическом плане археологическими культурами.

Волосовская культурно-историческая общность. Отнесение волосовской культуры целиком к неолиту или к энеолиту вряд ли имеет основания. Правы, очевидно, те исследователи, которые относят начальные стадии ее развития к неолиту. Об этом свидетельствует и рыболовческо-охотничий тип хозяйства, весь набор каменных орудий, форма и орнаментация ранних сосудов. Поздние этапы развития волосовской культуры можно относить уже к энеоли-тической эпохе или к началу (ЭРМ) (А.Х.Хали-ков, Д.А.Крайнов, В.В.Никитин и др.).

В начале эпохи раннего металла основным населением лесной полосы Среднего Поволжья являлись волосовские племена, входившие в широкую волосовскую культурно-историческую общность, занимавшую обширные территории Верхнего и Среднего Поволжья, Волго-Окского междуречья и Нижней Камы. Средневолжские волосовские племена поддерживали связи и с западными регионами волосовской общности, и с восточными регионами: с племенами пористой керамики Прикамья и бассейна р. Вятка. Выделяется даже волосовско-турбинская общность в рамках широкой общности культур пористой керамики лесной зоны Восточной Европы (О.Н.Бадер, А.Х.Халиков, В.В.Никитин). Д.А.Крайнов, наряду с традиционным термином "волосовская культура", использовал и новый термин "волосовская культурно-историческая общность" [1, С. 12]. В волосовскую общность он включает и средневолжскую воло-совскую культуру, соглашаясь с выделением в

Среднем Поволжье особого культурного варианта (по В.В.Никитину) волосовской общности. Волосовская общность, как полагает Д.А.Крайнов завершает эпоху энеолита центра Русской равнины: начавшись в неолите, общность продолжает свое развитие в эпоху энеолита и бронзового века. Существование волосовской общности, по мнению Д.А.Край-нова, продолжалось до середины II тыс. до н.э., наиболее это вероятно для восточной части общности [1, С. 26-28] (Среднее Поволжье - С. Б.). Вместе с этим он отмечает и особую специфику волосовских памятников на Средней Волге: здесь, по его мнению, нельзя не учитывать влияние балановской и абашевской культур [1, С. 27]. Как считает О.Н.Бадер, в Волго-Окском междуречье не только существовало синхронное чересполосное расселение фатьяновцев и волосовцев, но и шел процесс их взаимной ассимиляции.

0 чем свидетельствует выделенная Н.Н.Гури-ной гибридная керамика на поселении Станок

1 [2, С. 45].

На волосовских поселениях ЭРМ появляются культурно значимые артефакты, вероятно символизирующие наступление новой эпохи. В орнаментации посуды - это появление геометрического орнамента, в кремне -распространение черешковых наконечников стрел с шипами. Сейминские наконечники стрел найдены также и на поселениях бассейна Оки Володары и Панфилово [3, С. 165166]. Но главный признак новой эпохи - по-

явление следов начала освоения металла: тигли и слиток металла на волосовских поселениях Среднего Поволжья: Руткинском, III Баркужер-ском, Луговой Борок. На Руткинском поселении обнаружено десять обломков чашевидной формы тиглей с каплями меди на стенках [4, С. 74]. Тигли обнаружены и на волосовских стоянках Оки: Панфилово и Подборица-Щербининская. На Федоровском и V Удельно-Шумецком поселениях найдены ножи. Шилья обнаружены на поселениях Волго-Окского междуречья: Холомниха, Панфилово, Подборица-Щербининская. И на Средней Волге: Сутырское V, Уржумкинское. На Подборица-Щербининской стоянке найдена бронзовая литая бляшка-розетка с семью лепестками и двумя отверстиями в верхней части [5, С. 184]. Полностью аналогичные бляшки-розетки с семью лепестками известны в составе многокомпонентных бронзовых украшений на кожаных лентах в абашевском могильнике Среднего Поволжья Алгаши [6, С. 64]. Таким образом, синхронизируются волосовские памятники Среднего Поволжья и Волго-Окского междуречья начала ЭРМ, и время это определяется абашевской культурой.

В пользу определенной синхронности поздневолосовских и абашевских памятников существуют и еще некоторые свидетельства. Так, на поселении Большая Гора, которое относится к концу развитого - началу позднего этапа воло-совской культуры обнаружена абашоидная керамика [7, С. 169]. Большое значение для синхронизации волосовских и абашевских древностей имеет открытие и исследование в последние годы на северной периферии донской лесостепи, в верховьях Дона и Суры, в Окско-Донском междуречье группы абашевских памятников [8, С. 413 - 417; 9, С. 198 - 204; 10, С. 205 - 208]. Выделение в этих регионах протоабашевских поселенческих комплексов, их синхронизация с волосов-ской культурно-исторической общностью имеют принципиальное значение. Так протоабашевский комплекс Мельгуново-3 синхронизируется с во-лосовской культурой. Доминирующей керамической группой поселения Мельгуново - 3 является абашевская керамика. Но неотъемлемой частью этого комплекса является и керамика с Г-образным венчиком, с наплывом с внутренней стороны, находящая аналогии в волосовской культуре [9, С. 201].

Существуют свидетельства контактов аба-шевских и гаринско-борских племен в Прикамье.

Волосовские и гаринско-борские памятники объединяются в единую волосовско-тур-бинскую общность [11, С. 10]. Очковидная подвеска известна с поселения Камский Бор II. На поселении Красное Плотбище найдены две абашевские бляшки-розетки и очковидная подвеска. О.Н.Бадер считал, что медные предметы из гаринско-борских памятников Прикамья позднего этапа имеют большое сходство с абашевскими вещами (12, С. 265). Появление следов металлообработки на памятниках Среднего Прикамья (Камский Бор II, Красное Плот-бище, Нижне-Раздорное, Ба-сенький Борок) О.Н.Бадер связывает с разработкой местного металлургического сырья -камских медистых песчаников. Как считают О.Н.Бадер и Б.Х.Кадиков, навыки металлургии население Средней Камы получило от абашевцев Южного Урала [13, С. 158]. Таким образом, существуют свидетельства о контактах средневолжских волосовских племен с волосовскими племенами Волго-Окского междуречья и гаринско-борскими племенами Прикамья.

Фатьяновско-балановская культурно-историческая общность. Средневолж-ские балановские и атликасинские памятники занимают самые восточные, юго-восточные территории фатьяновско-балановской культурно-исторической общности и выходят здесь на контакты с лесостепным миром. Волга и ее приток р. Ока с р. Клязьма соединяют лесную зону Среднего Поволжья с Верхневолжским и московско-клязьминским регионами фатьяновско-балановской культурно-исторической общности.

Не случайно, именно на севере Средней Волги, на границе леса и лесостепи, в фатья-новско-балановской общности, в памятниках атликасинского типа появляется (или сохраняется) курганный погребальный обряд. Курганный погребальный обряд характерен для среднеднепровской культуры, которая датируется в интервале с середины Ш до середины II тыс. до н. э [14, С. 41]. Возможно, атлика-синскую группу населения нужно связывать именно со среднеднепровской культурой и ее продвижением на Среднюю Волгу по границе лесостепи и леса. Курганный погребальный обряд у атликасинцев мог появиться и под влиянием катакомбных племен. Их контакты фиксируются в Богучаровском II могильнике.

Анализируя проблемы древнейшей истории Волго-Окского междуречья, отмечается наличие связей между фатьяновской и катакомбной культурами. В качестве доказательств Д.А.Край-нов приводил как аналогии в инвентаре, так и некоторые общие черты погребального обряда. Время контактов фатьяновских и катакомбных племен он относил к первой половине II тыс. до н.э. [15, С. 16 - 17]. Т.Ю.Березуцкая считает, что наличие сосуда фатьяновско-балановского облика в погребении 2 кургана 1 Богучаровского II могильника среднедонской катакомбной культуры свидетельствует о существовании определенных взаимоотношений между племенами леса и степи во второй - третьей четверти II тыс. до н. э. [16, С. 66]. О синхронизации катакомб-ных материалов с древностями фатьяновско-балановской общности пишет А.В.Кияшко. [17, С. 134; 18, С. 104].

П.Н.Третьяков, вероятно, справедливо связывал происхождение (в широком смысле) фать-яновской и балановской культур с районами По-днепровья. Эту территорию он определял лесными и лесостепными областями Причерноморья и Поднепровья, указывая, что в степи в это время существует иной тип культуры. И, действительно, в степных районах Причерноморья в этот период развивается совершенно иная традиция, отличная от традиций культур шнуровой керамики. При этом он отмечал, что исходные территории балановцев находились южнее исходных территорий фатьяновских племен - Среднего Поднеп-ровья [19, С. 91]. Движение групп племен шнуровой керамики в Волго-Окское междуречье, на Верхнюю Волгу и в Среднее Поволжье могло проходить как параллельно: с продвижением ба-лановской группы несколько южнее фатьянов-ской: ниже Оки, но выше верховьев Дона и далее на Суру и Свиягу. Такое движение могло являться и общим для предков фатьяновцев и баланов-цев, которое в устье Оки разделилось: и часть племен пошла вверх по Волге, а часть опустилась вниз - в Среднее Поволжье и Волго-Вятское междуречье. Балановский сосуд из II Богучарского могильника как раз может показывать район соприкосновения племен культур шнуровой керамики со степными катакомбными племенами. Через степные и лесостепные районы ВолгоДонского междуречья предки фатьяновских и ба-лановских племен пройти не могли - эти территории были заняты катакомбными и в конце ката-комбного времени абашевскими племенами. Воз-

можное различное происхождение фатьянов-ской, балановской и атликасинской культур не отрицает их дальнейшего развития в тесной связи, тем более что можно предположить общую родственность их происхождения. Их связи, а также ближайшие аналогии фиксируются как в погребальном обряде, так и в инвентаре, а различия не являются структурообразующими различиями.

В фатьяновском могильнике Новинки 2 (калининская фатьяновская локальная группа) выявлен уникальный для фатьяновских могильников погребальный комплекс из двух перпендикулярно расположенных погребений со столбовой оградой из 7 столбов и следами кострищ. Могильные ямы ориентированы по линии ЗЮЗ - ВСВ и ССЗ - ЮЮВ. Все эти черты не характерны для фатьяновцев. Перечисленные характеристики погребального обряда типичны для абашевских могильников, прежде всего Средневолжского и Донского регионов. Могильники Новинки 1 и 2 датируются в пределах ХУШ - XVII вв. до н.э. [20, С. 185 - 197; 21, С. 393]. Здесь же, в Калининском Поволжье в погребении 2 Ошурковского могильника найден сосуд, форма которого является исключением для фатьяновской культуры. Как отмечает Д.А.Крайнов, 2 сосуда колоколовидной формы из Ошурковского и Кривцовского могильников напоминают колоколовидные сосуды из Абашевского могильника [22, С. 105]. Появление сосудов подобной формы можно объяснить влиянием абашевцев. На Верхней Волге известен Кух-марский абашевский могильник. Как уже отмечалось, появление абашевцев на Верхней Волге необходимо связывать с сейминско-турбинским феноменом. Радиокарбонная дата для Тургиновского могильника (как считает Д.А.Крайнов более раннего, чем Ошурков-ский могильник) - 1800 г. до н. э. [23, С. 98]. Таким образом, появление абашевцев на Верхней Волге и появление сосудов с аба-шевскими чертами в Ошурковском и Крив-цовском могильниках и абашевских черт в погребальном обряде могильника Новинки 2 может относиться ко второй четверти II тысячелетия до н.э.

Таким образом, существуют достаточно убедительные свидетельства о наличии связей средневолжских балановских и атликасин-ских племен с фатьяновскими племенами

Верхней Волги и московско-клязьминского региона. Наличие атликасинской керамики в могильниках этих регионов, а также абашевские проявления в погребальном обряде и в керамике указывают примерное время этих контактов.

Абашевская культурно-историческая общность. Верховья правых притоков Волги и Оки: р. Сура, р. Мокша и р. Цна - подходят вплотную к верховьям р. Хопер, р. Ворона и р. Воронеж - притокам Дона. Именно они соединяют Среднее Поволжье с Доно-Донецким регионом и, вероятно, показывают пути продвижения абашевского населения из лесостепных районов Подонья на север Средней Волги. В Волго-Окском междуречье и на Верхней Волге существуют абашевские могильники, материалы которых находят самые близкие аналогии в абашев-ских могильниках Волго-Вятского междуречья (Пеленгер I и др.). Абашевские могильники Волго-Вятского междуречья, в целом, относятся к позднему этапу развития абашевской культуры на Средней Волге. Таким образом, абашевские памятники Волго-Окского междуречья (Орлово 1) и Верхнего Поволжья (Кухмарь) синхронизируются с поздним этапом средневолжской аба-шевской культуры.

Типологический горизонт курганных коллективных погребений с сейминскими наконечниками стрел позднего этапа средневолжской абашевской культуры синхронизируется с несколькими одиночными бескурганными погребениями Верхнего Поволжья и бассейна р. Вычегда: на стоянках Сахтыш II, Ульново и Николо-Перевоз [24, С. 3-4]. Как считает А.В.Уткин, эти погребения отражают существование особой формы погребального абашевского памятника [24, С. 5]. К этой группе погребений он относит могилу со скорченным костяком на правом боку, с сосудом, орнаментированным зубчатым штампом, и треугольно-черешковым наконечником стрелы сейминского типа на стоянке Сахтыш II. Одно погребение этой группы изучено Г.М.Буровым на мезолитической стоянке Ульново на р. Вычегда. В могильной яме с истлевшим костяком найдено четырехгранное шило, обломок тонкой проволоки, абашевская бляшка-розетка и также треугольно-черешковый сеймин-ский наконечник стрелы. Еще одним погребением этой же группы А.В.Уткин считает погребение 1 раскопанное В.М.Раушенбах на стоянке Николо-Перевоз [24, С. 3 - 4]. Есть основания связывать появление группы одиночных бескур-

ганных погребений в лесной зоне Восточной Европы, к западу, северо-западу от Среднего Поволжья, с продвижением на эти территории средневолжских абашевцев в конце позднего этапа развития культуры.

Сейминско-турбинские памятники. М.Гимбутас называет Бородинский клад, Сейминский могильник и аналогичные им памятники ключом к хронологии эпохи бронзы Восточной Европы [25, Р. 144]. Река Кама, впадая в Волгу в ее среднем течении, соединяет Средневолжский регион с Приуральем и далее Западной Сибирью, показывая пути проникновения сейминско-турбинских племен на север Среднего Поволжья. Пройдя через Среднее Поволжье (Юринский могильник) сейминско-турбинские племена уходят на Оку (Решное) и поднимаются вверх по Волге (Галичский клад).

В лесной полосе Среднего Поволжья известен Юринский могильник (устье Ветлу-ги). Территориально к нему примыкает Тур-бинский могильник - в Прикамье. В Волго-Окском междуречье известно два сейминско-турбинских могильника: Сейминский (устье Оки) и Решное - на Оке. Проведем корреляционный анализ металлического инвентаря абашевских и сейминско-турбинских могильников (орудия и оружие), учитывая и отдельные категории украшений. В Юринском могильнике самую многочисленную категорию металлических орудий составляют ножи (7 экземпляров). Здесь найдено 4 ножа с листовидным удлиненным клинком, ребром по клинку и ромбическим навершием [26, С. 110]. В Турбинском могильнике известно 4 ножа этого типа [27, С. 85, рис. 78 - 80]. Ножи этого типа найдены и в Сейминском могильнике [2, рис. 45 - 46]. Нож, аналогичный рассматриваемым выше ножам, найден в женском погребении 3 кургана 4 средневолжско-го абашевского могильника Алгаши [6, С. 58]. В Подонье аналогичные ножи встречаются в абашевских курганах

В Пепкинском кургане в комплексе металлурга-литейщика находилась глиняная литейная форма вислообушного топора. Литейная форма из Пепкино позволяет определить тип абашевского топора. Ближайшие аналогии топору, который мог быть отлит в литейной форме из Пепкинского кургана находим в Турбинском могильнике. Здесь найдено три

топора абашевского типа [27, C. 84, рис. 69]. Топор этого типа Е.Н.Черных и С.В.Кузми-ных относят к разряду Т-2 втульчатых топоров, связывая с абашевским очагом металлургии и металлообработки [28, C. 125 - 128, рис. 70, 1 - 3]. Топоры подобного типа найдены и в Сейминском могильнике, но они более длинные и массивные [2, C. 111]. В публикации В.И.Каменского топор абашевского типа отмечен в Галичском кладе [29, C. 108].

В абашевских и сейминско-турбинских могильниках найдены бронзовые шилья. Шилья или проколки найдены в Юринском, Сейминском, Турбинском могильниках и в могильнике Решное [28, C. 131; 26, C. 197, рис. 5, 17, 20]. В абашев-ских курганах их найдено около 20 и находились они в поздних комплексах могильников Абаше-во, Алгаши, Пепкино [30, C. 31, табл. XV].

Из украшений можно отметить желобчатые браслеты из Алгашей, которые аналогичны браслетам Турбинского могильника. В Турбинском могильнике известен браслет с разомкнутыми концами и треугольный в сечении. Подобный браслет есть в погребении 2 Пепкинского кургана [31, C. 20, 62, табл. IV, 6; 28, C. 133, рис. 73, 18]. В Турбинском могильнике найдены также браслеты с заходящими концами, круглые в сечении. Браслет этого типа известен в погребении 2 кургана 2 Туруновского могильника [32, C. 149, рис. 9, 14]. Бронзовые браслеты с заходящими концами известны и в Сейминском могильнике [2, C. 119].

Сейминские наконечники стрел обнаружены как в сейминско-турбинских могильниках, так и в абашевских курганах. Тринадцать наконечников стрел с треугольным черешком и пером и выраженными шипами сейминского типа найдены в коллективном погребении Пепкинского кургана. Сейминский наконечник стрелы обнаружен в коллективной могиле кургана 12 могильника Алгаши [33, C. 10]. Е.Н.Черных и С.В.Кузьминых отмечают, что наконечники этого типа широко встречаются в сейминско-турбинских могильниках [28, C. 234]. Сеймин-ские наконечники стрел найдены в Турбинском [27, C. Рис. 91, А, В] и Сейминском [2, рис. 60, 13] могильниках.

В сейминско-турбинских могильниках керамика известна только в могильнике Решное и Сейминском могильнике. Один из сосудов Сей-минского могильника, судя по рисунку сосудов А.П.Мельникова раскопок 1915 г. [2, рис. 64], ве-

роятно был небольшим баночным сосудом. Сосуды подобной формы и размеров в эпоху бронзы встречаются только в абашевской культуре. Керамику из могильника Решное О.Н.Бадер связывает с абашевской культурой [34, С. 45]. В могильнике Решное известно 6 сосудов. Сосуд острореберной формы с плоским дном и отогнутой шейкой, без орнамента. Второй сосуд близкой к острореберным сосудам формы, но без выраженного ребра, орнаментирован вдавлениями образующими горизонтальную елочку. Маленький сосуд чашевидной формы без выраженной шейки, сужающийся к плоскому дну орнаментирован двумя волнистыми линиями и вертикальными короткими резными линиями под венчиком. Два сосуда колоколовидной формы с короткой отогнутой шейкой. Один из них с вогнутым дном орнаментирован резными параллельными горизонтальными и под углом к венчику линиями. И последний сосуд имеет приостренный венчик и округлое тулово и дно, орнаментирован в верхней трети параллельными горизонтальными линиями, зубчатого штампа.

В средневолжских абашевских курганах известно несколько аналогий этим сосудам. В могильнике Пеленгер I известны два сосуда колоколовидной формы с вогнутым дном. [30, рис. 25, 2; 56, 3]. Сосуд 2 из погребения 2, кургана 8 могильника Пеленгер I сосуду с приостренным венчиком из могильника Реш-ное [30, рис. 30, 2]. Близкий по форме сосуд обнаружен и в одиночном абашевском погребении на стоянке Сахтыш II [24, С. 3]. Следует отметить, что сосуд с подобным оформлением венчика является исключением для посуды средневолжской абашевской культуры. В могильнике Туруново найден острореберный сосуд без орнамента аналогичный сосуду из могильника Решное. [32, рис. 8, 16 17, 20]. Таким образом, сосуды из могильника Решное либо имеют аналогии в поздних средневолж-ских абашевских могильниках Пеленгер I и Туруново, либо у сосудов позднего этапа сред-неволжской абашевской культуры отмечаются тенденции, получившие развитие и оформление у сосудов Решенского могильника.

Выделение типолого-хронологического горизонта погребений с коллективными захоронениями и сейминскими наконечниками стрел средневолжских абашевских могильни-

ков (Пепкино, Абашево, Алгаши) дает основание считать, что эти могильники свидетельствуют о вторжении на абашевскую территорию сеймин-ско-турбинских племен. Этим временем определяется и уход средневолжских абашевцев в Вол-го-Окское междуречье и на Верхнюю Волгу, а также появление одиночных бескурганных погребений еще далее к северу. Отмечаемые бала-новские и атликасинские черты в верхневолжских фатьяновских могильниках, возможно, имеют тоже объяснение. Есть веские основания считать, что в лесной полосе Среднего Поволжья поздний этап абашевской культуры хронологически совпадает с существованием здесь сеймин-ско-турбинских могильников и комплексов керамики с валиком и "змейкой" на волосовских поселениях начала эпохи раннего металла. Во всяком случае, начиная со времени существования волосовских памятников начала ЭРМ в Среднем Поволжье, которое совпадает с поздним этапом средневолжской абашевской культуры, и существованием здесь балановских и атликасинских памятников отмечаются тесные связи средне-волжского, волго-окского и верхневолжского регионов. Есть все основания считать, что в лесной полосе Среднего Поволжья абашевская, баланов-ская, атликасинская культуры (на определенных этапах развития), а также западные сейминско-турбинские памятники сосуществуют в абсолютном времени, и этим временем определяются контакты с Волго-Окским и Верхневолжским регионами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Крайнов ДА. Волосовская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. - М.: Наука, 1987.

2. Бадер О.Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. - М.: Наука, 1970

3. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М.: Наука, 1969.

4. Архипов Г.А., Никитин В.В. Руткинское поселение // Лесная полоса Восточной Европы в волосовко-турбинское время. АЭМК. Вып. 3. Йошкар-Ола, 1978.

5. Цветкова К.И Стоянка Подборица-Щербининская // СА. 1961. № 2.

6. Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Абашевская культура в Поволжье // Абашевская культура в Среднем Поволжье. МИА. 1961. № 97.

7. Никитин В.В., Соловьев Б.С. Юринская стоянка (по раскопкам 1999, 2000 гг.) // Проблемы древней и средневековой археологии Окского бассейна. - Рязань: 2003.

8. Екимов Ю.Г. Абашевские памятники на северной периферии донской лесостепи // Бронзовый век Восточ-

ной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация. - Самара: 2001.

9. Екимов Ю.Г. Протоабашевский керамический комплекс поселения Мельгуново-3 (к вопросу об истоках абашевских древностей) // Абашевская куль-турно-истори-ческая общность: истоки, развитие, наследие. - Чебоксары: 2003.

10. Ставицкий В.В. Памятники абашевской культуры на территории Пензенской области // Абашевская культурно-истори-ческая общность: истоки, развитие, наследие. - Чебоксары: 2003.

11. Халиков АХ. Волосовская проблема // Лесная полоса

Восточной Европы в волосовско-турбинское время. АЭМК. Вып. 3. - Йошкар-Ола: 1978.

12. Бадер О.Н. Поселение у Бойцова и вопросы перио-

дизации среднекамской бронзы // Отчеты Камской (Воткинской) археологической экспедиции. 1961. Вып. 2.

13. Бадер О.Н., Кадиков БХ. Поселения эпохи бронзы

на Каме // СА. 1957. № 4.

14. Артеменко И.И. Культуры раннего бронзового века

южной полосы лесов Европейской части СССР // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. - М.: Наука, 1987.

15. Крайнов ДА. Некоторые спорные вопросы древнейшей истории Волго-Окского междуречья // КСИА. 1964. Вып. 97.

16. Березуцкая Т.Ю. Погребение среднедонской ката-комбной культуры с сосудом фатьяновско-балановского облика // Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий. - Липецк:

1999.

17. Кияшко А.В. Культурогенез на востоке катакомбно-

го мира. - Волгоград: 2002.

18. Кияшко А.В. К вопросу о катакомбно-абашевском взаимодействии // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие. - Чебоксары: 2003.

19. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. - М. - Л.: Наука, 1966.

20. Волкова Е.В. Погребальные комплексы фатьяновских могильников Новинки 1 и 2 // Тверской археологический сборник. Материалы II тверской археологической конференции и 5-го заседания научного семинара "Тверская земля и сопредельные территории в древности". Т. I. Вып. 4. - Тверь:

2000.

21. Волкова Е.В. Могильники фатьяновской культуры Новинки 1 и 2 (по результатам археологических исследований в 1999 и 2000 гг.) // Тверской археологический сборник. Вып. 5. - Тверь: 2002

22. Крайнов ДА. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура. II тысячелетие до н. э. - М.: Наука, 1972.

23. Крайнов ДА. Фатьяновские памятники Калининской области // Памятники неолита и бронзы. КСИА. 1986. Вып. 185.

24. Уткин А.В. Одиночные могилы абашевцев в лесах Восточной Европы // Древние памятники Окского бассейна. - Рязань: 1993.

25. Gimbutas M. Borodino, Seima and their Contemporaries. - Prok. Of the Prehistoric Society, v. XXII. -Cambridge: 1955.

26. Соловьев Б.С. Юринский (Усть-Ветлужский) могильник

(итоги раскопок 2001-2004 гг.) // РА. 2005. № 4.

27. Бадер О.Н. Древнейшие металлурги Приуралья. - М.: Наука, 1964.

28. Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). -М.: Наука, 1989.

29. Каменский В.И. Галичский клад // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. Т. V. Вып. 1. - СПб.: 1903.

30. Большов С.В. Средневолжская абашевская культура (по

материалам могильников). - Йошкар-Ола: 2003.

31. Халиков АХ., Лебединская Г.В., Герасимова М.М. Пепкинский курган // Тр. МарАЭ. Т. III. - Йошкар-Ола: 1966.

32. Евтюхова О.Н. Абашевские курганы у селений Ту-

руново и Троицкое в Марийской АССР // Тр. МарНИИ. Вып. XIV. - Йошкар-Ола: 1959.

33. Каховский Б.В. Исследования Чувашской археологической экспедиции 1986 г. Архив ИА РАН. Р - 1. Д. 10977, 1987.

34. Бадер О.Н. Новый могильник сейминского типа на

Оке и вопрос о связи могильников с поселениями // Проблемы археологии Поволжья и Приуралья (неолит и бронзовый век). - Куйбышев: 1976.

CULTURAL RELATIONS OF THE MIDDLE VOLGA, UPPER VOLGA AND VOLGA - OKA REGIONS

© 2008 S.V.Bolshov

Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V.M. Vasiliev

The paper analyses the cultural contacts of the Middle Volga, Upper Volga and Volga-Oka regions. In the early Metal Age (Middle Bronze under the forest and steppe chronology) these ties can be recorded for the Volosovo, Abashevo, Balanovo and Atlikasy cultures. Seiminsko - Turbinsky sites are also known both in the Middle Volga and Volga-Oka inter-river region up to the Upper Volga. The cultural ties among the tribes can be found both within particular communities (Volosovo, Fatianovo - Balanovo, Abashevo) and among the cultures of different cultural-genetic origin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.