УДК 903.02
А.Х. ХАЛИКОВ И ИЗУЧЕНИЕ ЭПОХИ БРОНЗЫ В МАРИЙСКОМ ПОВОЛЖЬЕ
© 2016 г. А.И. Иванов
Статья посвящена роли А.Х. Халикова в становлении археологической науки в Республике Марий Эл и изучении эпохи бронзы Марийского Поволжья. А.Х. Халиков является одним из основателей и первым руководителем Марийской археологической экспедиции. С первых лет ее работы одним из приоритетных направлений исследований стали раскопки памятников эпохи бронзы. Полученные в первые десять лет работы экспедиции данные позволили А.Х. Халикову разработать концепцию культу-рогенеза в Среднем Поволжье в эпоху бронзы и выделить чирковско-сейминскую и приказанскую культуры. Эти культуры, по мнению исследователя, сформировались на местной поздневолосовской основе при определенном воздействии культур мигрантов восточного - зауральского импульса, связанного с сейминско-турбинским феноменом, и западного - связанного со средневолжской абашевской, балановской и атликасин-ской культурами. Модель развития средневолжского региона в эпоху бронзы, предложенная А.Х. Халиковым, по сей день остается актуальной в отношении участников культурогенетического процесса, направления связей и вектора культурогенеза. С учетом современных данных, требуется лишь определенная корректировка хронологического соотношения археологических культур и теоретическое обоснование процессов, связанных формированием новых культурных образований.
Ключевые слова: археология, Среднее Поволжье, эпоха бронзы, культурогенез, этнокультурные процессы, абашевская культура, чирковская культура, приказанская культура, волосовская культура, сейминско-турбинский феномен, Марийская археологическая экспедиция.
В середине 1950-х гг. в Марийской АССР началась работа по созданию коллективного исследования «Очерки истории Марийской АССР», однако она осложнялась слабой изученностью древней истории территории республики. А.Х. Халиков в конце 1950-х годов писал: «Лишь отдельные, спорадические разведки и раскопки археологических памятников..., позволяют предполагать, что на этой территории (Республика Марий Эл, сопредельные южные районы Кировской и восточные районы Нижегородской областей - А.И.) располагаются интереснейшие археологические памятники, изучение которых настоятельно тре-
буется отсутствием научной истории марийского народа и необходимостью разрешения проблемы его происхождения» (Халиков, 1958, с. 73). Поэтому для целенаправленного и систематического изучения древней истории территории республики в 1956 году была организована Марийская археологическая экспедиция.
С образованием МАЭ началось сплошное и систематическое археологическое обследование территории республики. До 1960 г. экспедицию возглавлял Альфред Хасанович Халиков. Уже в первые годы работы МАЭ были открыты сотни новых археологических памятников, в том числе
более 60 поселений, стоянок и могильников волосовской, балановской, абашевской, поздняковской и прика-занской культур эпохи раннего металла (Архипов, Халиков, 1960).
В 1956-1957 гг. А.Х. Халиковым обследовались балановские памятники в Волго-Вятском междуречье. Были осмотрены разрушенные Пав-лушатский и Соза-Курбатовский могильники и установлена их баланов-ская принадлежность. В Кировской области в 1957 г. раскопан Синцов-ский курган. В центре кургана обнаружена подчетырехугольной формы площадка, по периметру которой проходила канавка. Вся площадка покрыта углисто-золистым слоем со следами прокала. Вокруг площадки отмечено 5 углистых пятен, вероятно, следы кострищ. В северной половине площадки найдены 2 сосуда шарообразной формы с цилиндрическими шейками. И по погребальному обряду, и по инвентарю, Синцовский курган близок кургану Атликасы. В эти же годы А.Х. Халиковым изучался целый ряд поселений: Кубашевское, Галанкина Гора, III Полянская стоянка и др. со смешанным балановским, волосовским и чирковским материалом (Халиков, отчет, 1957; Халиков, 1960, с. 76-110).
В 1957-1958 гг. МАЭ проводит раскопки на Кубашевском поселении, расположенном в Санчурском районе Кировской области. На поселении изучено пять жилищ-полуземлянок. Керамический материал поселения делится на три группы. Первая, наиболее многочисленная группа (45 сосудов), представлена пористою с примесью ракушки керамикой, орнаментированной зубчатым штампом и различной формы вдавлениями. Эта
группа керамики относится к волосовской культуре. В жилищах обнаружено еще две группы керамики: балановская (30 сосудов) и чирков-ская (10 сосудов). А.Х. Халиков предположил совместное бытование всех трех групп керамики (Халиков, 1960, с. 100).
В 1958 г. МАЭ под руководством А.Х. Халикова были проведены небольшие раскопки на Руткинской стоянке в Горномарийском районе Марийской республики, где изучена площадь в 207 кв.м. Материал стоянки определяет ее принадлежность к во-лосовской культуре. Но наиболее важным явилось то, что рядом с очагом одного из жилищ были найдены обломки тигля с каплями меди. Это была первая стратиграфически увязанная с жилищным комплексом находка, свидетельствующая о наличии у волосов-ских племен металлургического производства (Халиков, 1960, с. 54).
В 1958 г. открыто, а в 1959 г. проведены раскопки на поселении Галан-кина гора, где было изучено два жилища. Жилища прямоугольной формы с переходами и несколькими очагами. Вещевой материал поселения не разделяется по слоям и выбран в основном из заполнений жилищного слоя и с пола жилищ. Основной керамический материал представлен волосов-ской посудой, но на полу жилищ найдены также фрагменты балановских сосудов (32 сосуда). В жилищах обнаружена также небольшая коллекция керамики с «валиком». А.Х. Халиков в материалах поселения выделяет небольшую группу сосудов (10 сосудов) со смешанными волосовско-баланов-скими признаками и относит ее к чир-ковско-сейминской культуре (Халиков, 1960, с. 87-90).
В 1958 г. А.Х. Халиковым изучалась Сутырская I стоянка, на которой зафиксировано шесть жилищных впадин. На памятнике была заложена траншея 1 х 16 метров. Керамика из жилищного заполнения аналогична керамике первой группы поселения Галанкина Гора и относится к позд-неволосовскому времени (Халиков, 1960, с. 75). В этом же году им проведены небольшие раскопки на Юринской стоянке, открытой в 1952 г. Р.В. Чуба-ровой (Чубарова, 1953, с. 285-286). Раскопками установлено совместное залегание в одном слое керамики разных групп. Первая группа представлена керамикой ош-пандинского типа. Вторая группа делится на три типа: поздневолосовская, гибридная с во-лосовскими и балановскими признаками и со «змейкой». В слое стоянки также найдены обломки чашевидных тиглей (Халиков, 1960, с. 107-109).
В 1958-1959 гг. экспедицией, организованной КФ АН АН СССР, МАРНИИЯЛИ и Горьковским государственным университетом, произведены раскопки Васильсурского городища, расположенного на мысу у впадения р. Сура в Волгу. Кроме многочисленных находок раннеана-ньинского времени были получены материалы балановской и чирковско-сейминской культур (Халиков, Хали-кова, 1963, с. 239-268).
С 1956 по 1960 год проводились раскопки абашевских могильников, давшие основной материал для изучения абашевской культуры Среднего Поволжья. А.Х. Халиковым в Волго-Вятском междуречье обнаружено семнадцать курганных могильников: на девяти проведены раскопки и установлена их абашевская принадлежность. В Правобережье Средней
Волги А.Х. Халиковым изучены Ви-ловатовский II, Миняшкинский могильники и Пепкинский курган.
В 1956 году МАЭ под руководством А.Х. Халикова изучила 8 из
11 курганов Нартасского могильника в Волго-Вятском междуречье. В результате этих раскопок появились неоспоримые доказательства существования абашевских могильников в Волго-Вятском междуречье. В 1957 году экспедиция продолжила работу под руководством А. Х. Халикова и О.Н. Евтюховой. Были проведены раскопки на Вильяльском, Малокугунур-ском, Прокопьевском, Семейкинском, Сретенском, Тапшерском, Троицком и Туруновском могильниках. Всего за два года в Волго-Вятском междуречье на девяти могильниках было изучено 39 курганов и установлена их близость абашевским могильникам Чувашии (Халиков, отчет, 1957; Халиков, 1958, с. 81; Евтюхова, 1959, с. 131150). В 1958 г. экспедиция исследовала Виловатовский II и Миняшкинский могильники в Правобережье Средней Волги (Халиков,1961, с. 158-187). На крупнейшем абашевском могильнике Среднего Поволжья - Виловатов-ском II (39 курганов) было раскопано
12 курганов, давших материал по раннему периоду заселения абашевцами Среднего Поволжья.
В 1960 г. А.Х. Халиковым изучался Пепкинский курган. Памятник дал богатый и уникальный материал для характеристики средневолжской абашевской культуры. Материалы коллективного погребения убитых воинов, в костяках которых найдены сейминские наконечники стрел, являются важнейшими для постановки и решения проблем культурогенеза в Среднем Поволжье в эпоху бронзы. И
А.Х. Халиков и В.С. Патрушев на раскопках Ахмыловского археологического комплекса (1969 г.). A. Kh. Khalikov and V.S. Patrushev on the dig of the Akhmylovo archaeological complex (1969).
Вскрытие 1000-го погребения Старшего Ахмыловского могильника (1976 г.).
Uncovering of 1000th grave in the Elder Akhmylovo burial ground (1976).
Т: # '
А.Х. Халиков на раскопках (1970-е гг.). A.Kh. Khalikov on the dig (1970s).
А.Х. Халиков на Юринском полевом симпозиуме (1977 г.). A.Kh. Khalikov at Yurino Field Symposium (1977).
в настоящее время исследователи обращаются к материалам Пепкинского кургана, по-новому анализируя и интерпретируя их.
Материалы первых лет работы МАЭ подробно опубликованы (Хали-ков,1959, с. 139-168; Халиков,1961, с. 157-242; Евтюхова, 1959, с. 131-150; Халиков, Лебединская, Герасимова, 1966). В этих и ряде других работ А.Х. Халиков (1960; 1969) изложил концепцию культурогенеза в Марийском Поволжье в эпохи раннего металла и бронзы.
В 1960-1970-е гг. определяющей в археологической науке была теория автохтонного развития населения регионов. Не являлось исключением и Среднее Поволжье. Этногенез в регионе рассматривался как непрерывная линия развития местных племен от ранних периодов каменного века до образования этносов. При этом все же учитывалось определенное влияние на этот процесс культур мигрантов, но их роль не считалась определяющей.
В общих чертах концепция развития региона в эпоху бронзы, разработанная А.Х. Халиковым, сводится к следующему. Эпоха бронзы для региона определяется процессом образования новых культур: чирковско-сейминской и приказанской, которые целиком относятся к бронзовому веку и обладают всеми признаками, характерными для культур этого периода. Формирование этих культур, по мнению исследователя, происходило на основе волосовской культуры при определенном воздействии культур мигрантов. Так, формирование выделенной им чирковско-сейминской культуры происходило на основе поздневолосовской, при определенном воздействии балановской куль-
туры (Халиков, 1960, с. 74; Халиков, 1969, с. 200). Отмечается и роль зауральских племен в ее сложении, о чем свидетельствуют материалы Сей-минского и Турбинского могильников (Халиков,1969, с. 378). В одной из работ им было высказано мнение о связи керамики с налепными валиками и сейминско-турбинских бронз в целом с лесостепными сибирскими племенами ташковско-кротовского типа, которые в середине II тыс. до н.э. проникают в Приуралье и Поволжье (Ха-ликов,1970, с. 44; Халиков, 1991, с. 8).
Гипотезы о связи сейминско-тур-бинских бронз с «валиковой» керамикой придерживался В.Ф. Генинг (Генинг и др.,1970, с. 40). Таким образом, уточняется гипотеза о связи «валиковой» керамики с сейминско-турбинским феноменом. Эта гипотеза во многом объясняет включение Сейминского могильника в чирков-ско-сейминскую культуру и постсей-минское время функционирования заключительного (чирковского) этапа культуры - рубеж 11-1 и первая четверть I тыс. до н.э. (Халиков, 1987, с. 139). Позже Б.С. Соловьев назвал эту культуру чирковской и установил, что ее существование «укладывается в границы первой четверти - середины II тыс. до н.э.» (Соловьев, 2000, с. 55).
В так называемой чирковой культуре фиксируется процесс контактов и взаимовлияний волосовской, ба-лановской, атликасинской культур и культуры «валиковой» керамики. И, если чирковская культура является результатом синкретизма этих культур, то ее оформление необходимо отнести к постсейминскому времени, к эпохе поздней бронзы. В материалах средневолжских волосовских памятников начального периода эпохи
раннего металла фиксируются лишь контакты волосовской, балановской и атликасинской культур в предсеймин-ское время и включение в этот процесс культуры «валиковой» керамики в сейминское время. Связь керамики с «валиком» и «змейкой», а также сейминских наконечников стрел с сейминско-турбинскими племенами впервые отмечена А. Х. Халиковым.
Сложение приказанской культуры, как считал ученый, происходило на поздневолосовской основе при определенном влиянии полтавкинских племен (Халиков, 1969, с. 241). Позже им были внесены некоторые уточнения в оценку процесса культурогенеза приказанской и поздняковской культур, возникших, по его мнению, на основе смешения поздневолосовского и раннесрубного (покровско-абашев-ского) симбиозного населения, которое испытывало и сейминско-турбин-ское влияние (Халиков, 1991, с. 9). Таким образом, А. Х. Халиков отмечал определенную роль в культурогенезе Среднего Поволжья племен мигрантов, связанных со степными и лесостепными районами Поволжья.
Сначала и А.Х. Халиков считал, что абашевские памятники Подонья и Среднего Поволжья синхронны, а возможно, донские даже позднее ранних абашевских памятников лесной зоны Среднего Поволжья (Халиков, Лебединская, Герасимова, 1966, с. 28). Затем А.Х. Халиков присоединился к точке зрения А.Д. Пряхина о существовании в Подонье протоабашев-ского периода и появлении абашевцев в Среднем Поволжье и на Южном Урале в раннеабашевский период, а временем наибольшего распространения средневолжского абашева на-
зывает ХУ1-ХУ вв. до н. э. (Пряхин, Халиков, 1987, с. 125).
О.Н. Бадер и А.Х. Халиков определенные абашевские проявления отмечают в Балановском могильнике. В частности, абашевским влиянием они объясняют появление в отдельных погребениях Балановского могильника подсыпки дна могил мелом или известью. В погребальном инвентаре отмечаются общие типы орудий и украшений, форм и элементов орнаментации керамики, появление плоскодонных горшков. В атликасинских погребениях Балановского могильника появляются коллективные захоронения со следами насильственной смерти, аналогичные погребениям Алгашинского, Абашевского могильников и Пепкинского кургана. Так, в атликасинской коллективной могиле № 31 (погребения 54 и 55) Баланов-ского могильника погребенные найдены без черепов. Абашевским влиянием они объясняют и появление курганской насыпи над двумя погребениями Чурачикского могильника (Бадер, Халиков. 1976, с. 29).
В эпоху средней бронзы (по хронологии лесостепи Восточной Европы) в Марийском Поволжье практически на одной территории сосуществуют племена различных культурогенетиче-ских традиций - поздневолосовские, балановские, атликасинские и аба-шевские. Есть все основания считать, что в лесной полосе Среднего Поволжья абашевская, балановская, атлика-синская культуры (на определенных этапах развития), а также западные сейминско-турбинские памятники сосуществуют в одно и то же время.
Поздний этап развития абашевской культуры в Среднем Поволжье харак-
теризуется появлением коллективных погребений с сейминскими наконечниками стрел. Этот этап определяет и типологический горизонт погребений металлургов в фатьяновской, атлика-синской и абашевской культурах. По времени он совпадает с появлением на Средней Волге сейминско-тур-бинских племен. Сейминское время в лесной зоне Среднего Поволжья определяется такими памятниками, как Сейминский и Юринский могильники, а также комплексами с «валиковой» керамикой и керамикой со « змейкой » на волосовско-балановских или чирковских поселениях. Керамика с «валиком» и «змейкой, возможно, связана с кротовской культурой.
Моделирование культурогенеза Марийского Поволжья эпохи бронзы усложняется определением роли в этих процессах восточного импульса, связанного с западносибирско-алтай-ским культурно-историческим регионом. На западное направление связей указывают средневолжская абашев-
ская, балановская и атликасинская культуры. Чирковско-сейминская, или чирковская культура, напротив, указывает на восточное направление связей, хотя и считается, что одним из компонентов в ее сложении явилась балановская культура.
Модель развития средневолжско-го региона в эпоху бронзы, предложенная А.Х. Халиковым, остается актуальной в настоящее время. Все участники культурогенетическо-го процесса, направление связей и вектор культурогенеза определены правильно. Требуется лишь определенная корректировка хронологического соотношения археологических культур, теоретическое обоснование процессов, связанных формированием новых культурных образований. Новые стандарты и технологии бронзового века привносятся в лесную зону Среднего Поволжья племенами, которые либо выходят из лесостепной зоны, либо связаны с ней определенными традициями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов Г.А., Халиков А.Х. Материалы к археологической карте Марийской АССР (по данным Марийской археологической экспедиции 1956-1959 гг.). Вып. 1. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1960. 130 с.
2. Генинг В.Ф., Гусенцова Т.М., Кондратьев О.М., Стефанов В.И., Трофименко В.С. Периодизация поселений эпохи неолита и бронзового века Среднего Прииртышья // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири / Отв. ред. Матющенко В.И. Томск: ТГУ, 1970. С. 32-36.
3. Евтюхова О.Н. Абашевские курганы у селений Туруново и Троицкое в Марийской АССР // Труды МарНИИ. Вып. 14. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1959. С. 131-150.
4. Соловьев Б. С. Бронзовый век Марийского Поволжья. Тр. МАЭ. Т. VI. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2000. 264 с.
5. Халиков А.Х. Марийская археологическая экспедиция 1956 г. // Труды МарНИИ. Вып. 11. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1958. С. 73-89.
6. Халиков А.Х. Отчет о полевых исследованиях Марийской экспедиции 1956 г. Йошкар-Ола, 1957 / Архив ИА РАН. Р 1. Д. 1266, 1266а.
7. Халиков А.Х. Отчет о полевых работах Марийской археологической экспедиции 1958 г. Йошкар-Ола, 1959 / Архив ИА РАН. Р-1. Д. 1874, 1874а.
8. Халиков А.Х. Основные итоги работ Марийской археологической экспедиции (1956-1958 гг.). Йошкар-Ола, 1959 / Архив МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 119.
9. Халиков А.Х. Материалы к истории населения Среднего Поволжья и Прикамья в эпоху неолита и бронзы. / Труды МАЭ. Т. I. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1960. 187 с.
10. Халиков А.Х. Памятники абашевской культуры в Марийской АССР // МИА. № 97. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 157-241.
11. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М.: Наука, 1969. 394 с.
12. Халиков А.Х. Чирковская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М.: Наука, 1987. С. 136-138.
13. Халиков А.Х., Халикова Е.А. Васильсурское поселение эпохи бронзы // МИА. № 110. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 239-268.
14. Халиков А.Х., Лебединская Г.В., Герасимов М.М. Пепкинский курган (абашев-ский человек) / Труды МАЭ. Т.Ш. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1966. 69 с.
15. Чубарова Р.В. Археологические экспедиции МарНИИ 1952 г. // Ученые записки МарНИИ. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1953. Вып. V С. 285-291.
Информация об авторе:
Иванов Александр Иванович, заместитель директора, ГБУК РМЭ «Информационно-туристский центр «Царевококшайский Кремль» (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола); [email protected]
A. KH. KHALIKOV AND THE BRONZE AGE STUDIES IN MARI VOLGA REGION
A.I. Ivanov
The article addresses the role of A. Kh. Khalikov in the development of archaeology in the Republic of Mari El and the development of the Bronze Age studies in Mari Volga region. A.Kh. Khalikov is one of the founders and the first Director of the Mari Archaeological Expedition. From the first years of its operation, excavations of the Bronze Age archaeological sites were one of the research priorities of the Mari Archaeological Expedition. The findings of the first ten years of the expedition allowed A. Kh. Khalikov to develop the concept of Cultural Genesis in the Middle Volga region in the Early Metal Age and Bronze Age, as well as to distinguish Chirki-Seyma Culture and Prikazan Culture of the Middle Volga region. He suggested that these cultures evolved on the local late Volosovo basis under a certain influence of Eastern - Trans-Urals migrants, connected with the Seyma-Turbino phenomenon, and Western influence, connected with the Abashevo, Balanovo and Atlikasy cultures from the Middle Volga. The development model of the Middle Volga region in the Bronze Age, proposed by A. Kh. Khalikov, is still relevant in terms of the actors and vectors of relations and cultural genesis. In view of the current available data, what is required now is to make some corrections to the chronological correlation of archaeological cultures and provide theoretical substantiation to the processes related to development of new cultural formations.
Keywords: archаeology, Middle Volga region, Bronze Age, cultural genesis, ethnocultural processes, Abashevo сulture, Chirki сulture, Prikazanskaya culture, Volosovo culture, Seyma-Turbino phenomenon, Mari Archaeological Expedition.
REFERENCES
1. Arkhipov, G. A., Khalikov, A. Kh. 1960. Materialy k arkheologicheskoi karte Mariiskoi ASSR (po dannym Mariiskoi arkheologicheskoi ekspeditsii 1956-1959 gg.) (Materials for the Archaeological Map of the Mari Autonomous Republic: by the reports of the Mari Archaeological Expedition, 19561959) 1. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).
2. Gening, V. F., Gusentsova, T. M., Kondrat'ev, O. M., Stefanov, V. I., Trofimenko, V. S. 1970. In Matiushchenko, V. I. (ed.). Problemy khronologii i kul'turnoi prinadlezhnosti arkheologicheskikh pamiatnikov Zapadnoi Sibiri (Issues of Chronology and Cultural Attribution of the West Siberian Archaeological Sites). Tomsk: Tomsk State University, 32-36 (in Russian).
3. Evtiukhova, O. N. 1959. In Trudy Mariiskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta (Proceedings of theMariResearch Institute) 14. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 131-150 (in Russian).
4. Solov'ev, B. S. 2000. Bronzovyi vek Mariiskogo Povolzh'ia (Bronze Age of Mari Volga Area). Series: Proceedings of the Mari Archaeological Expedition VI. Yoshkar-Ola: Mari Research Institute of Language, Literature, and History (in Russian).
5. Khalikov, A. Kh. 1958. In Trudy Mariiskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta (Proceedings of the Mari Research Institute) 11. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 73-89 (in Russian).
6. Khalikov, A. Kh. 1957. Otchet o polevykh issledovaniiakh Mariiskoi ekspeditsii 1956 g. (Report on the Fieldworks of the Mari Expedition in 1956). Yoshkar-Ola. Archives of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Inv. R-1, dossier 1266, 1266 (in Russian).
7. Khalikov, A. Kh. 1959. Otchet o polevykh rabotakh Mariiskoi arkheologicheskoi ekspeditsii 1958 g. (Report on the Fieldworks of the Mari Archaeological Expedition in 1958). Yoshkar-Ola. Archives of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Inv. R-1, dossier 1874, 1874 (in Russian).
8. Khalikov, A. Kh. 1959. Osnovnye itogi rabotMariiskoi arkheologicheskoi ekspeditsii (19561958 gg.) (Main Results of the Works of the Mari Archaeological Expedition (1956-1958)). Yoshkar-Ola. Archive of the Mari Research Institute of Language, Literature, and History I. Inv. 1, dossier 119 (in Russian).
9. Khalikov, A. Kh. 1960. Materialy k istorii naseleniia Srednego Povolzh'ia i Prikam'ia v epokhu neolita i bronzy (Materials to the History of the Middle Volga and Kama Population in the Neolithic and the Bronze Age). Series: Proceedings of the Mari Archaeological Expedition I. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).
10. Khalikov, A. Kh. 1961. In Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR (Materials and Research in the USSR Archaeology) 97. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 157-241 (in Russian).
11. Khalikov, A. Kh. 1969. Drevniaia istoriia Srednego Povolzh'ia (Ancient History of the Middle Volga Region). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
12. Khalikov, A. Kh. 1987. In Bader, O. N., Krainov, D. A., Kosarev, M. F. (eds.). Epokha bronzy lesnoipolosy SSSR (The Bronze Age in the Forest Zone of the USSR). Series: Archaeology of the USSR 8. Moscow: "Nauka" Publ., 136-138 (in Russian).
13. Khalikov, A. Kh., Khalikova, E. A. 1963. In Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR (Materials and Research in the USSR Archaeology) 110. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 239-268 (in Russian).
14. Khalikov, A. Kh., Lebedinskaia, G. V., Gerasimov, M. M. 1966. Pepkinskii kurgan (abashevskii chelovek) (Pepkino Burial Mound: the Abashevo Human). Series: Proceedings of the Mari Archaeological Expedition III. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).
15. Chubarova, R. V. 1953. In Uchenye zapiski Mariiskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta (Scientific Notes of the Mari Research Institute) V. Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 285-291 (in Russian).
About the Author:
Ivanov Aleksandr I. Information and Tourism Center "Tsarevokoshaisk Kremlin". Sovetskaya St., 104, Yoshkar-Ola, 424031, Mari El Republic, Russian Federation; [email protected]
Статья поступила в номер 03.02.2016 г.