УДК 008
Е. А. Каминская
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ТРАДИЦИОННОГО ФОЛЬКЛОРА
Анализируются понятия «смысл», «культурные смыслы», описывается специфика фольклорной картины мира. Обосновывается уникальное положение фольклора по отношению к другим феноменам культуры. Дается представление о культурных смыслах традиционного фольклора.
Ключевые слова: культурные смыслы, традиционный фольклор, модель мира
Актуальность и культурная значимость традиционного фольклора в существенной степени основывается на его смысловой насыщенности и звучании. В этом отношении прояснение весомости культурных смыслов, как в прошлом, так и в современности, чрезвычайно важно. Категория культурного смысла в условиях современной культуры являет собой необычайную, весьма актуальную и особо значимую насыщенность. Но для того, чтобы получить представление о культурных смыслах, следует, на наш взгляд, определиться с общим понятием самого смысла. Существует множество его различных дефиниций. Считается, что понятие смысла изначально принадлежало семиотике и герменевтике [7]. Проанализировав многочисленные определения данного понятия, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, смысл -это эффект работы рефлексивного, интенцио-нального сознания, которым обладает только человек. Во-вторых, осознание смысла связано с мыслительной деятельностью человека, с подсознательными и надсознательными (интуитивными) механизмами психики. В-третьих, возникновение, интерпретация и реконструирование смыслов - это многомерный процесс, который включает эмоционально-образный, мировоззренческий (структурно представленный как мировосприятие ^ мироощущение ^ миропе-реживание ^ миропредставление ^ миропонимание) компоненты. На уровне мировосприятия индивид имеет дело со всей культурой; на уровне мироощущения - со всем многообразием культурных смыслов; на уровне миропережива-ния происходит обогащение смысла, его «вживление» в человека; на уровне миропредставления - визуализация культурных смыслов, их воплощение в артефактах; на уровне миропони-
мания упорядочивается смысловая картина мира. Следовательно, смыслы обретают свое значение в совокупности мыслительной деятельности, в процессе понимания и интерпретации культурных текстов, восприятия, переживания, мироощущения, миропонимания, обработки социокультурной информации и пр.
В культурологии принято выделять не просто понятие смысла, а именно культурного смысла в значении идеационального конструкта, связанного с культурными объектами (денотатами) как со знаками, т. е. являющегося их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением) [9; 10]. Культурные смыслы содержат информацию о данном явлении, включающую в том числе дескриптивный (описательный), оценочный, нормативный, программный, прогностический (превентивный) компоненты. В связи с этим культурный смысл справедливо определяют как выработанную историческим опытом информацию, через и средствами которой определенное сообщество людей, создающих свой способ бытия, образ жизни, культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем [8].
Культурные смыслы формируются как отдельными личностями, так и коллективами в процессе освоения окружающей действительности и развиваются в процессе коммуникации под ее воздействием. Именно в коммуникации обнаруживаются прасмыслы, которые реконструируются в каждой конкретной культурно-исторической ситуации. Собственно, культурные смыслы объединяют людей в некие сообщества (нации, конфессии, группы и пр.). «Поражает то обстоятельство, что воображение народа или множества особей, принадлежащих к разным векам, коллективно
45
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы традиционного фольклора
работает творчески так, что в итоге перед нами возникает законченная картина логического развития смысла целокупного образа - до полного исчерпания этого смысла» [3].
Смысловой мир культуры передается и закрепляется через систему ценностей, норм, символов, раскрывающих глубинные (осознанные или бессознательные) образы миропереживания, мироощущения человека. Так, икона, являясь символом божественного, несет на себе смысловое выражение веры; березка, о которой так часто упоминается в народных песнях, - не просто символ юной девушки, но и воплощение смысла семейных (для незамужних - добрачных, но выстроенных по модели семьи родителей) взаимоотношений, а значит, и всего мироустройства крестьянского быта; кукла Вуду - не просто символ человека, но и отображение смыслового поля магии; Кащей в народных сказках - и символ зла, и воплощение идеи рождения-перерождения и т. п. Следовательно, говоря о культурных смыслах того или иного явления или артефакта, мы неизбежно будем обращаться к их семиотическим аспектам. Именно в знаках, символах и культурных кодах фиксируется информация об окружающем мире в культурных текстах. Можно выстроить многоуровневую систему: смысл ^ ценности ^ знак (символ, код) ^ образ ^ мышление ^ поведение. В данной системе смысл, имманентно присущий явлению или феномену культуры, порождает культурные ценности, актуальные тому или иному историко-культурному периоду существования общества. Они в свою очередь концентрированно выражаются определенными знаками (символами, кодами), порождающими художественные образы. Эти образы через осмысление обуславливают (диктуют) поведение человека в социуме.
Таким образом, можно говорить о том, что культурный смысл - это содержание человеческого бытия, постигнутое и реализованное через культуру как особое взаимоотношение человека и мира. Значит, культурными смыслами обладают все проявления культуры, ее феномены, формы и пр. В основе каждого феномена культуры лежит доминирующий культурный смысл или их сложная совокупность как главная установка со-
циокультурного процесса, формирующая ценности, нормы, стереотипы поведения, мышления, познания мира. В то же время такая смысловая доминанта исторически обусловлена и способна варьироваться в зависимости от меняющихся условий и реалий жизни. Смыслы опосредованно нормативны как бытийственные константы мира, именно поэтому и являются основаниями конкретных актов мироотношения, реализованных и воплощенных в формах культурной деятельности - искусстве, религии, науке и пр. Культурный смысл всегда как бы недорасшифрован, что приводит к различным трактовкам, поиску новых форм постижения и пр. [4].
На наш взгляд, необходимо обозначить ряд уровней культурных смыслов: культурные смыслы, лежащие в основе всей культуры, определяющие тот или иной культурный феномен; собственно культурные смыслы, вырабатывающиеся этим феноменом в ходе своего существования, и культурные смыслы «продуктов» (текстов) данного феномена.
Мы считаем, что данную многоуровневую систему можно применить к различным культурным феноменам, в частности, к традиционному фольклору. Тем самым мы будем говорить о следующих уровнях культурных смыслов традиционного фольклора: культурные смыслы, лежащие в основе всей культуры, определяющие фольклор; собственно культурные смыслы, вырабатывающиеся
фольклором в процессе его существования, и культурные смыслы произведений фольклора.
Культурные смыслы, воплощенные в традиционном фольклоре, в значительной мере представляют собой аспекты коллективной модели мира, свойственной конкретному народу (в последнее время в культурологии наблюдается тенденция обозначения картины мира как мировоззрения или модели мира; не вдаваясь в подробности, мы будем использовать термины картина мира и модель мира как близкие по значению). Как отличаются модели мира у разных народов, так же будут отличаться и их культурные смыслы, и их фольклор. При этом сами культурные смыслы чаще всего обнаруживают себя именно на «стыке» национальных
46
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы традиционного фольклора
культур. В коллективную модель мира включена окружающая природа (система представлений о ней, система взаимоотношений с ней), родовая община (на ранней стадии), социум (на более поздних стадиях развития культуры), сам человек и его взаимоотношения с социумом, его место в мире, его духовная деятельность. Такая модель отражает видение внешнего мира членом отдельного социума, отдельной этнической культуры. Построение такой модели чрезвычайно важно как для отдельного человека, так и для социума, поскольку именно в ней (в модели) все многообразие окружающего мира приводится к некой «упорядоченности»: некоторые элементы рассматриваются как второстепенные, способные подвергаться изменениям, отдельные приобретают статус важного и значимого, другие -неизменного, лежащего в основе построения модели. Сквозь призму этой модели человек смотрит на окружающий его мир, вокруг нее выстраивается вся его система жизнедеятельности. Благодаря выстроенной модели человек получает образ окружающего его мира, в котором все элементы мироздания соотнесены с самим человеком так, что каждое человеческое действие, поступок, явления окружающей действительности являются компонентом общей структуры. «Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании» [6, с. 221]. Такая модель вырабатывалась только в совместном мироосмыслении, миропонимании, творчестве социума, поэтому она носит коллективный характер. Она объединяет людей в единый социум, в единый народ.
Модели мира очень разнообразны. Фольклорная модель мира имеет свои специфические черты, особенности по сравнению с научной, религиозной, мифологической, художественной. В ней целостно, органично синтезированы элементы мифологической, религиозной, научной, художественной моделей мира. Она объединяет обыденную рациональность с художественной образностью, знаковую символичность с объяснениями и повествованиями, сакрально-возвышенное и профанно-практическое. В результате и через представления, и через образы, и через
познание формируется образно-символическая фольклорная модель мира, в которой отражается информация о человеке, социальном и природном окружении в определенный период его развития (например, на ранних стадиях традиционного фольклора, в текстах которого воплощена фольклорная модель мира, человек-творец равен Богу-природе). Такая модель системна, ценностно и эмоционально окрашена, стереотипна [5]. Она сочетает в себе признаки моделей мира других феноменов культуры, тем самым претендуя на некую универсальность. Следовательно, можно говорить о том, что сам традиционный фольклор занимает «промежуточное» положение между данными феноменами. В то же время он не сводим ни к одному из них и даже к их комплексу, а является уникальным значимым феноменом культуры, одним из самых архаичных по происхождению, но сохранившим свою актуальность до настоящего времени, поскольку отвечает потребностям человечества и органично вписывается в его культуру.
Образы традиционного фольклора всегда отражают этническую коллективную модель мира, основанную, в том числе на сакральномагическом его восприятии. Такое восприятие мира было заключено в сложную символикознаковую систему, воплощающую сакральные ценности. Смысловая насыщенность обуславливала и семантически насыщенную пространственную среду, в которой протекала жизнедеятельность этноса. Традиционный фольклор отражал накопленный опыт социума, в основе последнего лежало постоянное воспроизведение одних и тех же «жизненных циклов» (как природных, так и социальных). Такая повторяемость составила базис миропонимания всей традиционной культуры и обусловила ценность константности, упорядоченности, воспринимаемой как безопасность, гармония, долженствование. В основе данной постоянности, повторяемости, цикличности, на наш взгляд, лежат этнические константы - бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде и выполняющие роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к ок-
47
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы традиционного фольклора
ружающей среде [6, с. 222]. Такие устойчивые элементы жизнедеятельности закрепились в неизменных формах культуры - традициях, ставших основой жизнедеятельности патриархального общества. Если представить структуру традиции как формы культуры в виде концептуального ядра и акционального компонента, то именно ядро утверждалось в традиционном фольклоре [2]. Следовательно, культурные смыслы, заложенные в самом традиционном фольклоре, представляют собой устойчивые аспекты коллективной модели мира (В. Н. Топоров), дошедшие до наших дней и способные актуализироваться в современных социокультурных условиях. При этом культурные смыслы традиционного фольклора не сводимы к значениям слов, символов, образов, а воплощаются в различных формах, сохраняя свою целокупность. Они могут обнаруживать себя «в контекстах фольклорных произведений, в структуре обряда и семантике обрядовых действий, в остатках мифологических представлений, сохраняющихся в загадках, приметах, поговорках, сказках» и других текстах традиционного фольклора [1, с. 50].
Исходя из конкретных культурно-исторических ситуаций, актуализируются различные смысловые аспекты традиционного фольклора, что и способствует его жизнеспособности. Способы актуализации могут быть различными: и тиражирование, и музейно-выставочная деятельность, и перенесение в новые (как один из вариантов - сценические) условия (фольклоризм), и пр. Но для нас наиболее важно, что в силу своих имманентных характеристик (вариантность, им-провизационность, способность к перекодировке и пр.) традиционный фольклор способен актуализироваться в современных условиях не как музейный экспонат, не как рудимент прошлого, а как полноценное востребованное явление совре-
менной культуры, поскольку является процессом и результатом простонародного переживания наиболее значимых и устойчивых коллизий социокультурного бытия и воплощения этого в художественно-эстетических образах, содержащих ценностно-нормативные доминанты. В современности есть значимые коллизии (такие как утрата духовности, безопасность и т. д.), переживаемые спонтанно, самопроизвольно. Эти переживания отражают ценностно-нормативные доминанты и воплощаются в том числе в произведениях традиционного фольклора.
Своеобразное положение традиционного фольклора, история его развития обуславливают его отличие от других феноменов культуры и порождают множественность смыслов, потенциально в нем заложенных. Культурными смыслами традиционного фольклора являются непосредственная связь сакрально-символических, образно-символических профанных смыслов, а также отзвук мифологических (отражающих языческие представления) и присущих народному православию представлений, объединенных в целостную модель мира.
Поскольку фольклор вписан в практическую деятельность человека и отвечает потребностям социума, то, в зависимости от конкретных культурно-исторических ситуаций, способен к актуализации и акцентированию различных смысловых аспектов фольклорных произведений, что и обусловило его потрясающую жизнеспособность. Это позволяет традиционному фольклору выживать, сохраняться и актуализироваться в различных культурно-исторических ситуациях, так как его образно-смысловой потенциал дает возможность представлять его материал в различных конфигурациях в соответствии с конкретно-историческими условиями.
1. Венгранович, М. А. Традиционность как базовая стилевая черта фольклорного текста / М. А. Венграно-вич // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М. П. Котюрова; Пермский университет. - Пермь, 2004. - С. 48-54.
2. Волощенко, О. В. Языковые основы фольклора в свете явлений традиционной народной культуры: на материале русской волшебной сказки: дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.01 - русский язык / О. В. Волощенко. - Воронеж, 2006. - 223 с.
3. Кривцун, О. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений [Электронный ресурс] / О. Кривцун. - Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/article32.htm (дата обращения 21.04. 2012).
48
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы традиционного фольклора
4. Культурный смысл и значение: типы, уровни, параметры [Электронный ресурс] // Культура здесь и сейчас. - Режим доступа: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (дата обращения 1.03. 2013).
5. Летова, А. М. Семантические особенности фитонимов в русском фольклоре: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук по специальности 10.02.01 - русский язык / А. М. Летова. - Москва, 2012. - 23 с.
6. Лурье, С. В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье. - Москва: Гаудеамус: Академический проект, 2004. - 624 с.
7. Розин, В. М. Преодолевая бессмыслицу современных реформ и жизни [Электронный ресурс] / В. М. Розин // Культура культуры: электронный журнал. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/overcoming-the-nonsense-of-modern-reforms-and-life/ (дата обращения 10.05.2014).
8. Смыслы культурные [Электронный ресурс] // Культура: справочник-словарь. - Режим доступа: http://www.artap.ru/cult/smsl.htm (дата обращения 28.05.2012).
9. Смыслы культурные [Электронный ресурс] // Мир словарей. - Режим доступа:
http://mirslovarei.com/content_fil/smysly-kulturnye-15877.html (дата обращения 28.05.2012).
10. Шейкин, А. Г. Смыслы культурные [Электронный ресурс] / А. Г. Шейкин // Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред. С. Я. Левит. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/472.htm (дата обращения 21.08.2012). Сдано 26.03.2014
E. A. Kaminskaya
CULTURAL MEANINGS OF TRADITIONAL FOLKLORE
Abstract. The author analyzes the concepts of «meaning», «cultural meanings»: describes the specificity of the folklore world’s picture. The author also substantiates the unique position of folklore against other cultural phenomena; provides an understanding of the cultural meanings of traditional folklore.
Keywords: Cultural meanings, traditional folklore, the model of the world
References
1. Vengranovich, M. A. Traditionalism as a basic stylistic feature of the folklore text / M. A. Vengranovich // Stereotipnost i tvorchestvo v tekste [Stereotypical and creativity in the text]: interuniversity collection of scientific works / executive editor M. P. Kotyurova; Perm state University. - Perm, 2004. - Р. 48-54.
2. Voloshchenko, O. V. Yazykovye osnovy folklora v svete yavleny traditsionnoi narodnoi kultury: na materiale russkoi volshebnoi skazki [Language basics of folklore in the light of the phenomena of the traditional folk culture: on the material of Russian fairy tales]: dis. ... candidate of Philological sciences on the specialty 10.02.01 - Russian language / O. V. Voloschenko. - Voronezh, 2006. - 223 р.
3. Krivtsun, O. Ritmy iskusstva i ritmy kultury: formy istoricheskikh sopryazheny [Rhythms of art and rhythms of culture: historical forms mates] [Electronic resource] / O. Krivtsun. - URL: http://www.deol.ru/users/krivtsun/ article32.htm (accessed on 21.04.2012).
4. Cultural meaning and significance: the types, levels, settings [Electronic resource] // Kultura zdes i seichas [Culture here and now]. - URL: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (accessed on 1.03. 2013).
5. Letova, A. M. Semanticheskie osobennosti fitonimov v russkom folklore [Semantic peculiarities of phytonyms in Russian folklore]: the abstract of dis. ... Philological sciences on specialty 10.02.01 - Russian language / A. M. Letova. - Moscow, 2012. - 23 p.
6. Lurye, S. V. Istoricheskaya etnologiya [Century Historical Ethnology]: educational book for universities / S. V. Lurye. - Moscow: Gaudeamus: Akademichesky proekt, 2004. - 624 p.
7. Rozin, V. M. Overcoming nonsense modern reforms and life [Electronic resource] / V. M. Rozin // Kultura kul-tury [Culture Culture]: e-zine. - 2014. - № 2. - URL: http://cult-cult.ru/overcoming-the-nonsense-of-modern-reforms-and-life/ (accessed on 10.05.2014).
8. Cultural Meanings [Electronic resource] // Cultura [Culture]: a reference dictionary. - URL: http://www.artap.ru/cult/smsl.htm (accessed on 28.05.2012).
9. Cultural Meanings [Electronic resource] // Mir slovarei [World dictionaries]. - URL: http://mirslovarei.com/content_fil/smysly-kulturnye-15877.html (accessed on 28.05.2012).
10. Sheikin, A. G. Cultural Meanings [Electronic resource] / A. G. Sheikin // Kulturologiya. XX vek [The Culture
of the XX century]: encyclopaedia / ed.-in-chief of S. I. Levit. - URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/ encyclo-pedia-xx-vek/472.htm (accessed on 21.08.2012). Received 26.03.2014
49
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)