Научная статья на тему 'Культурные смыслы традиционного фольклора'

Культурные смыслы традиционного фольклора Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1085
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ / ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР / МОДЕЛЬ МИРА / CULTURAL MEANINGS / TRADITIONAL FOLKLORE / MODEL OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каминская Елена Альбертовна

Анализируются понятия «смысл», «культурные смыслы», описывается специфика фольклорной картины мира. Обосновывается уникальное положение фольклора по отношению к другим феноменам культуры. Дается представление о культурных смыслах традиционного фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL MEANINGS OF TRADITIONAL FOLKLORE

The author analyzes the concepts of «meaning», «cultural meanings»: describes the specificity of the folklore world's picture. The author also substantiates the unique position of folklore against other cultural phenomena; provides an understanding of the cultural meanings of traditional folklore

Текст научной работы на тему «Культурные смыслы традиционного фольклора»

УДК 008

Е. А. Каминская

КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ТРАДИЦИОННОГО ФОЛЬКЛОРА

Анализируются понятия «смысл», «культурные смыслы», описывается специфика фольклорной картины мира. Обосновывается уникальное положение фольклора по отношению к другим феноменам культуры. Дается представление о культурных смыслах традиционного фольклора.

Ключевые слова: культурные смыслы, традиционный фольклор, модель мира

Актуальность и культурная значимость традиционного фольклора в существенной степени основывается на его смысловой насыщенности и звучании. В этом отношении прояснение весомости культурных смыслов, как в прошлом, так и в современности, чрезвычайно важно. Категория культурного смысла в условиях современной культуры являет собой необычайную, весьма актуальную и особо значимую насыщенность. Но для того, чтобы получить представление о культурных смыслах, следует, на наш взгляд, определиться с общим понятием самого смысла. Существует множество его различных дефиниций. Считается, что понятие смысла изначально принадлежало семиотике и герменевтике [7]. Проанализировав многочисленные определения данного понятия, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, смысл -это эффект работы рефлексивного, интенцио-нального сознания, которым обладает только человек. Во-вторых, осознание смысла связано с мыслительной деятельностью человека, с подсознательными и надсознательными (интуитивными) механизмами психики. В-третьих, возникновение, интерпретация и реконструирование смыслов - это многомерный процесс, который включает эмоционально-образный, мировоззренческий (структурно представленный как мировосприятие ^ мироощущение ^ миропе-реживание ^ миропредставление ^ миропонимание) компоненты. На уровне мировосприятия индивид имеет дело со всей культурой; на уровне мироощущения - со всем многообразием культурных смыслов; на уровне миропережива-ния происходит обогащение смысла, его «вживление» в человека; на уровне миропредставления - визуализация культурных смыслов, их воплощение в артефактах; на уровне миропони-

мания упорядочивается смысловая картина мира. Следовательно, смыслы обретают свое значение в совокупности мыслительной деятельности, в процессе понимания и интерпретации культурных текстов, восприятия, переживания, мироощущения, миропонимания, обработки социокультурной информации и пр.

В культурологии принято выделять не просто понятие смысла, а именно культурного смысла в значении идеационального конструкта, связанного с культурными объектами (денотатами) как со знаками, т. е. являющегося их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением) [9; 10]. Культурные смыслы содержат информацию о данном явлении, включающую в том числе дескриптивный (описательный), оценочный, нормативный, программный, прогностический (превентивный) компоненты. В связи с этим культурный смысл справедливо определяют как выработанную историческим опытом информацию, через и средствами которой определенное сообщество людей, создающих свой способ бытия, образ жизни, культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем [8].

Культурные смыслы формируются как отдельными личностями, так и коллективами в процессе освоения окружающей действительности и развиваются в процессе коммуникации под ее воздействием. Именно в коммуникации обнаруживаются прасмыслы, которые реконструируются в каждой конкретной культурно-исторической ситуации. Собственно, культурные смыслы объединяют людей в некие сообщества (нации, конфессии, группы и пр.). «Поражает то обстоятельство, что воображение народа или множества особей, принадлежащих к разным векам, коллективно

45

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Е. А. Каминская

Культурные смыслы традиционного фольклора

работает творчески так, что в итоге перед нами возникает законченная картина логического развития смысла целокупного образа - до полного исчерпания этого смысла» [3].

Смысловой мир культуры передается и закрепляется через систему ценностей, норм, символов, раскрывающих глубинные (осознанные или бессознательные) образы миропереживания, мироощущения человека. Так, икона, являясь символом божественного, несет на себе смысловое выражение веры; березка, о которой так часто упоминается в народных песнях, - не просто символ юной девушки, но и воплощение смысла семейных (для незамужних - добрачных, но выстроенных по модели семьи родителей) взаимоотношений, а значит, и всего мироустройства крестьянского быта; кукла Вуду - не просто символ человека, но и отображение смыслового поля магии; Кащей в народных сказках - и символ зла, и воплощение идеи рождения-перерождения и т. п. Следовательно, говоря о культурных смыслах того или иного явления или артефакта, мы неизбежно будем обращаться к их семиотическим аспектам. Именно в знаках, символах и культурных кодах фиксируется информация об окружающем мире в культурных текстах. Можно выстроить многоуровневую систему: смысл ^ ценности ^ знак (символ, код) ^ образ ^ мышление ^ поведение. В данной системе смысл, имманентно присущий явлению или феномену культуры, порождает культурные ценности, актуальные тому или иному историко-культурному периоду существования общества. Они в свою очередь концентрированно выражаются определенными знаками (символами, кодами), порождающими художественные образы. Эти образы через осмысление обуславливают (диктуют) поведение человека в социуме.

Таким образом, можно говорить о том, что культурный смысл - это содержание человеческого бытия, постигнутое и реализованное через культуру как особое взаимоотношение человека и мира. Значит, культурными смыслами обладают все проявления культуры, ее феномены, формы и пр. В основе каждого феномена культуры лежит доминирующий культурный смысл или их сложная совокупность как главная установка со-

циокультурного процесса, формирующая ценности, нормы, стереотипы поведения, мышления, познания мира. В то же время такая смысловая доминанта исторически обусловлена и способна варьироваться в зависимости от меняющихся условий и реалий жизни. Смыслы опосредованно нормативны как бытийственные константы мира, именно поэтому и являются основаниями конкретных актов мироотношения, реализованных и воплощенных в формах культурной деятельности - искусстве, религии, науке и пр. Культурный смысл всегда как бы недорасшифрован, что приводит к различным трактовкам, поиску новых форм постижения и пр. [4].

На наш взгляд, необходимо обозначить ряд уровней культурных смыслов: культурные смыслы, лежащие в основе всей культуры, определяющие тот или иной культурный феномен; собственно культурные смыслы, вырабатывающиеся этим феноменом в ходе своего существования, и культурные смыслы «продуктов» (текстов) данного феномена.

Мы считаем, что данную многоуровневую систему можно применить к различным культурным феноменам, в частности, к традиционному фольклору. Тем самым мы будем говорить о следующих уровнях культурных смыслов традиционного фольклора: культурные смыслы, лежащие в основе всей культуры, определяющие фольклор; собственно культурные смыслы, вырабатывающиеся

фольклором в процессе его существования, и культурные смыслы произведений фольклора.

Культурные смыслы, воплощенные в традиционном фольклоре, в значительной мере представляют собой аспекты коллективной модели мира, свойственной конкретному народу (в последнее время в культурологии наблюдается тенденция обозначения картины мира как мировоззрения или модели мира; не вдаваясь в подробности, мы будем использовать термины картина мира и модель мира как близкие по значению). Как отличаются модели мира у разных народов, так же будут отличаться и их культурные смыслы, и их фольклор. При этом сами культурные смыслы чаще всего обнаруживают себя именно на «стыке» национальных

46

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Е. А. Каминская

Культурные смыслы традиционного фольклора

культур. В коллективную модель мира включена окружающая природа (система представлений о ней, система взаимоотношений с ней), родовая община (на ранней стадии), социум (на более поздних стадиях развития культуры), сам человек и его взаимоотношения с социумом, его место в мире, его духовная деятельность. Такая модель отражает видение внешнего мира членом отдельного социума, отдельной этнической культуры. Построение такой модели чрезвычайно важно как для отдельного человека, так и для социума, поскольку именно в ней (в модели) все многообразие окружающего мира приводится к некой «упорядоченности»: некоторые элементы рассматриваются как второстепенные, способные подвергаться изменениям, отдельные приобретают статус важного и значимого, другие -неизменного, лежащего в основе построения модели. Сквозь призму этой модели человек смотрит на окружающий его мир, вокруг нее выстраивается вся его система жизнедеятельности. Благодаря выстроенной модели человек получает образ окружающего его мира, в котором все элементы мироздания соотнесены с самим человеком так, что каждое человеческое действие, поступок, явления окружающей действительности являются компонентом общей структуры. «Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании» [6, с. 221]. Такая модель вырабатывалась только в совместном мироосмыслении, миропонимании, творчестве социума, поэтому она носит коллективный характер. Она объединяет людей в единый социум, в единый народ.

Модели мира очень разнообразны. Фольклорная модель мира имеет свои специфические черты, особенности по сравнению с научной, религиозной, мифологической, художественной. В ней целостно, органично синтезированы элементы мифологической, религиозной, научной, художественной моделей мира. Она объединяет обыденную рациональность с художественной образностью, знаковую символичность с объяснениями и повествованиями, сакрально-возвышенное и профанно-практическое. В результате и через представления, и через образы, и через

познание формируется образно-символическая фольклорная модель мира, в которой отражается информация о человеке, социальном и природном окружении в определенный период его развития (например, на ранних стадиях традиционного фольклора, в текстах которого воплощена фольклорная модель мира, человек-творец равен Богу-природе). Такая модель системна, ценностно и эмоционально окрашена, стереотипна [5]. Она сочетает в себе признаки моделей мира других феноменов культуры, тем самым претендуя на некую универсальность. Следовательно, можно говорить о том, что сам традиционный фольклор занимает «промежуточное» положение между данными феноменами. В то же время он не сводим ни к одному из них и даже к их комплексу, а является уникальным значимым феноменом культуры, одним из самых архаичных по происхождению, но сохранившим свою актуальность до настоящего времени, поскольку отвечает потребностям человечества и органично вписывается в его культуру.

Образы традиционного фольклора всегда отражают этническую коллективную модель мира, основанную, в том числе на сакральномагическом его восприятии. Такое восприятие мира было заключено в сложную символикознаковую систему, воплощающую сакральные ценности. Смысловая насыщенность обуславливала и семантически насыщенную пространственную среду, в которой протекала жизнедеятельность этноса. Традиционный фольклор отражал накопленный опыт социума, в основе последнего лежало постоянное воспроизведение одних и тех же «жизненных циклов» (как природных, так и социальных). Такая повторяемость составила базис миропонимания всей традиционной культуры и обусловила ценность константности, упорядоченности, воспринимаемой как безопасность, гармония, долженствование. В основе данной постоянности, повторяемости, цикличности, на наш взгляд, лежат этнические константы - бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде и выполняющие роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к ок-

47

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Е. А. Каминская

Культурные смыслы традиционного фольклора

ружающей среде [6, с. 222]. Такие устойчивые элементы жизнедеятельности закрепились в неизменных формах культуры - традициях, ставших основой жизнедеятельности патриархального общества. Если представить структуру традиции как формы культуры в виде концептуального ядра и акционального компонента, то именно ядро утверждалось в традиционном фольклоре [2]. Следовательно, культурные смыслы, заложенные в самом традиционном фольклоре, представляют собой устойчивые аспекты коллективной модели мира (В. Н. Топоров), дошедшие до наших дней и способные актуализироваться в современных социокультурных условиях. При этом культурные смыслы традиционного фольклора не сводимы к значениям слов, символов, образов, а воплощаются в различных формах, сохраняя свою целокупность. Они могут обнаруживать себя «в контекстах фольклорных произведений, в структуре обряда и семантике обрядовых действий, в остатках мифологических представлений, сохраняющихся в загадках, приметах, поговорках, сказках» и других текстах традиционного фольклора [1, с. 50].

Исходя из конкретных культурно-исторических ситуаций, актуализируются различные смысловые аспекты традиционного фольклора, что и способствует его жизнеспособности. Способы актуализации могут быть различными: и тиражирование, и музейно-выставочная деятельность, и перенесение в новые (как один из вариантов - сценические) условия (фольклоризм), и пр. Но для нас наиболее важно, что в силу своих имманентных характеристик (вариантность, им-провизационность, способность к перекодировке и пр.) традиционный фольклор способен актуализироваться в современных условиях не как музейный экспонат, не как рудимент прошлого, а как полноценное востребованное явление совре-

менной культуры, поскольку является процессом и результатом простонародного переживания наиболее значимых и устойчивых коллизий социокультурного бытия и воплощения этого в художественно-эстетических образах, содержащих ценностно-нормативные доминанты. В современности есть значимые коллизии (такие как утрата духовности, безопасность и т. д.), переживаемые спонтанно, самопроизвольно. Эти переживания отражают ценностно-нормативные доминанты и воплощаются в том числе в произведениях традиционного фольклора.

Своеобразное положение традиционного фольклора, история его развития обуславливают его отличие от других феноменов культуры и порождают множественность смыслов, потенциально в нем заложенных. Культурными смыслами традиционного фольклора являются непосредственная связь сакрально-символических, образно-символических профанных смыслов, а также отзвук мифологических (отражающих языческие представления) и присущих народному православию представлений, объединенных в целостную модель мира.

Поскольку фольклор вписан в практическую деятельность человека и отвечает потребностям социума, то, в зависимости от конкретных культурно-исторических ситуаций, способен к актуализации и акцентированию различных смысловых аспектов фольклорных произведений, что и обусловило его потрясающую жизнеспособность. Это позволяет традиционному фольклору выживать, сохраняться и актуализироваться в различных культурно-исторических ситуациях, так как его образно-смысловой потенциал дает возможность представлять его материал в различных конфигурациях в соответствии с конкретно-историческими условиями.

1. Венгранович, М. А. Традиционность как базовая стилевая черта фольклорного текста / М. А. Венграно-вич // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М. П. Котюрова; Пермский университет. - Пермь, 2004. - С. 48-54.

2. Волощенко, О. В. Языковые основы фольклора в свете явлений традиционной народной культуры: на материале русской волшебной сказки: дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.01 - русский язык / О. В. Волощенко. - Воронеж, 2006. - 223 с.

3. Кривцун, О. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений [Электронный ресурс] / О. Кривцун. - Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/article32.htm (дата обращения 21.04. 2012).

48

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Е. А. Каминская

Культурные смыслы традиционного фольклора

4. Культурный смысл и значение: типы, уровни, параметры [Электронный ресурс] // Культура здесь и сейчас. - Режим доступа: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (дата обращения 1.03. 2013).

5. Летова, А. М. Семантические особенности фитонимов в русском фольклоре: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук по специальности 10.02.01 - русский язык / А. М. Летова. - Москва, 2012. - 23 с.

6. Лурье, С. В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье. - Москва: Гаудеамус: Академический проект, 2004. - 624 с.

7. Розин, В. М. Преодолевая бессмыслицу современных реформ и жизни [Электронный ресурс] / В. М. Розин // Культура культуры: электронный журнал. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/overcoming-the-nonsense-of-modern-reforms-and-life/ (дата обращения 10.05.2014).

8. Смыслы культурные [Электронный ресурс] // Культура: справочник-словарь. - Режим доступа: http://www.artap.ru/cult/smsl.htm (дата обращения 28.05.2012).

9. Смыслы культурные [Электронный ресурс] // Мир словарей. - Режим доступа:

http://mirslovarei.com/content_fil/smysly-kulturnye-15877.html (дата обращения 28.05.2012).

10. Шейкин, А. Г. Смыслы культурные [Электронный ресурс] / А. Г. Шейкин // Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред. С. Я. Левит. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/472.htm (дата обращения 21.08.2012). Сдано 26.03.2014

E. A. Kaminskaya

CULTURAL MEANINGS OF TRADITIONAL FOLKLORE

Abstract. The author analyzes the concepts of «meaning», «cultural meanings»: describes the specificity of the folklore world’s picture. The author also substantiates the unique position of folklore against other cultural phenomena; provides an understanding of the cultural meanings of traditional folklore.

Keywords: Cultural meanings, traditional folklore, the model of the world

References

1. Vengranovich, M. A. Traditionalism as a basic stylistic feature of the folklore text / M. A. Vengranovich // Stereotipnost i tvorchestvo v tekste [Stereotypical and creativity in the text]: interuniversity collection of scientific works / executive editor M. P. Kotyurova; Perm state University. - Perm, 2004. - Р. 48-54.

2. Voloshchenko, O. V. Yazykovye osnovy folklora v svete yavleny traditsionnoi narodnoi kultury: na materiale russkoi volshebnoi skazki [Language basics of folklore in the light of the phenomena of the traditional folk culture: on the material of Russian fairy tales]: dis. ... candidate of Philological sciences on the specialty 10.02.01 - Russian language / O. V. Voloschenko. - Voronezh, 2006. - 223 р.

3. Krivtsun, O. Ritmy iskusstva i ritmy kultury: formy istoricheskikh sopryazheny [Rhythms of art and rhythms of culture: historical forms mates] [Electronic resource] / O. Krivtsun. - URL: http://www.deol.ru/users/krivtsun/ article32.htm (accessed on 21.04.2012).

4. Cultural meaning and significance: the types, levels, settings [Electronic resource] // Kultura zdes i seichas [Culture here and now]. - URL: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (accessed on 1.03. 2013).

5. Letova, A. M. Semanticheskie osobennosti fitonimov v russkom folklore [Semantic peculiarities of phytonyms in Russian folklore]: the abstract of dis. ... Philological sciences on specialty 10.02.01 - Russian language / A. M. Letova. - Moscow, 2012. - 23 p.

6. Lurye, S. V. Istoricheskaya etnologiya [Century Historical Ethnology]: educational book for universities / S. V. Lurye. - Moscow: Gaudeamus: Akademichesky proekt, 2004. - 624 p.

7. Rozin, V. M. Overcoming nonsense modern reforms and life [Electronic resource] / V. M. Rozin // Kultura kul-tury [Culture Culture]: e-zine. - 2014. - № 2. - URL: http://cult-cult.ru/overcoming-the-nonsense-of-modern-reforms-and-life/ (accessed on 10.05.2014).

8. Cultural Meanings [Electronic resource] // Cultura [Culture]: a reference dictionary. - URL: http://www.artap.ru/cult/smsl.htm (accessed on 28.05.2012).

9. Cultural Meanings [Electronic resource] // Mir slovarei [World dictionaries]. - URL: http://mirslovarei.com/content_fil/smysly-kulturnye-15877.html (accessed on 28.05.2012).

10. Sheikin, A. G. Cultural Meanings [Electronic resource] / A. G. Sheikin // Kulturologiya. XX vek [The Culture

of the XX century]: encyclopaedia / ed.-in-chief of S. I. Levit. - URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/ encyclo-pedia-xx-vek/472.htm (accessed on 21.08.2012). Received 26.03.2014

49

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.