УДК 008.001+398
СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Е. А. Каминская
канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: kaminskayae@mail.ru
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ МИФОВ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Раскрываются понятия «смысл», «культурный смысл». Указывается, что основными формами воплощения культурного смысла являются миф, ритуал и символ. Для анализа избраны именно культурные смыслы мифов, приводится определение мифа, подчеркивающее его универсальность как формы воплощения культурных смыслов, объединяющих собственно мифологическое, ритуальное и символическое начало. Описывается доминантный смысл мифов как установление сакрального порядка через преодоление хаоса мироздания путем породнения человека с силами природы и обществом. Прослеживаются исторические трансформации представленного доминантного смысла мифов и смыслового поля мифологии в целом. В современности подчеркивается полисемантизация культурных смыслов мифов, которые трактуются как одна из культурных универсалий, имеющая множество ипостасей и способная к историческому развитию в процессе познания окружающей действительности. Мифы воплощены в текстах. Такое воплощение многоаспектно, символично, имеет свои художественно-образные и стилистические особенности. Кодирование и расшифровка образов-символов в традиционной культуре осуществляется в фольклорных текстах. Механизм расшифровки символов складывался с течением времени для понимания основных образов, идей, смыслов, заложенных в том или ином произведении фольклора. На примере языческого периода существования традиционного фольклора, протекавшего под влиянием мифологии, указывается, что часть культурно-смыслового поля мифов им репрезентируется. Именно фольклор синтезировал сакральные смыслы мифологем и прагматику повседневного бытия человека и коллектива. В современности традиционный фольклор, по мнению автора, обладает способностью в определенной мере выполнять те же социокультурные функции, которые в архаические времена несла мифология. Культурные смыслы традиционного фольклора могут предстать в современности в качестве сакральных.
Ключевые слова: смысл, культурный смысл, мифы, традиционный фольклор
Для цитирования: Каминская, Е. А. Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре / Е. А. Каминская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 4 (44). - С. 49-55.
Категория культурного смысла в современности весьма актуальна. Для понимания культурных смыслов необходимо понять, что же представляет собой сам смысл. Существует множество его различных дефиниций, которые обнаруживают важнейшие содержательные компоненты данного понятия [6]. К ним относится, например, положение о том, что смысл имманентно присущ явлению, т. е. является его неотъемлемой составляющей, ба-зально (в качестве основания) заложенной в том или ином феномене. Нет явления без смысла, как нет смысла без явления. Но обнаруживаются смыслы в процессе понимания явления, на основании внутренних менталь-
ных установок, потребностей, мотивов личности, актуализируясь в процессе взаимодействия с другими смыслами, значениями, ценностями. На наш взгляд, смысл - это такая суть явления, которую человек в результате постижения этого явления обнаруживает и представляет себе как его смысл. Смыслы возникают ситуативно как видение сущности предмета, как его символическая ипостась. Поэтому при обращении к одним и тем же явлениям могут возникать и возникают разные смыслы. Следовательно, индивидуально или коллективно (социальной группой) каждый раз при изучении того или иного явления, рассмотрении того или иного предмета, в коммуника-
49
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
тивном акте и тому подобных процессах происходит реконструирование смысла. Оно всегда культурно-исторически обусловлено, поскольку человек, как бы банально это ни звучало, - «продукт своего времени», т. е. его воспитание, образование, следовательно, и постижение мира зависит от конкретных культурно-исторических условий.
В культурологии принято выделять не просто понятие смысла, а именно культурного смысла в значении идеационального конструкта, связанного с культурными объектами (денотатами) как со знаками, т. е. являющегося их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением) [14]. Культурными смыслами обладают все культурные феномены, явления, формы. Как полагают ученые, в основе любого феномена культуры лежит либо один доминирующий культурный смысл, либо их совокупность. Так же, как и любой смысл явления, такая смысловая доминанта исторически пространственно-временно обусловлена, следовательно, способна к трансформациям в зависимости от изменений социокультурных условий бытия.
По мнению исследователей, основными формами воплощения культурного смысла являются миф, ритуал и символ. Поскольку мы своей задачей поставили описание традиционного фольклора как воплотителя культурных смыслов мифов, то нам представляется необходимым остановиться на их характеристике.
Миф - древнейшая чрезвычайно насыщенная и сложная форма культуры. По мнению Дж. Фрезера, сущность мифа заключена в ритуальной практике, обрядах и магии. При этом под ритуалом он понимает символическое действие [13]. Обобщив идеи М. Элиаде, В. Н. Сыров указывает: «Миф - есть повествование об архетипическом... событии (т. е. имеющем статус образца), имеющем символическое (выделено мною. - Е. К.) значение. указывающем на необходимость его копирования в ритуальном (выделено мною. - Е. К.) акте и убеждающем в реальности этого события путем эмоционального переживания от исполнения ритуала» [12]. В этом случае миф пред-
ставляется универсальной формой воплощения культурного смысла, объединив в себе ритуальное, символическое и собственно мифологическое начало.
Глубинное значение мифа - объяснение самого мира, места человека в нем и, в зависимости от этого, «программирование» человеческой деятельности, нравственных и физиологических качеств людей.
Можно определить доминантный смысл мифа на ранней стадии истории как установление сакрального порядка через преодоление хаоса мироздания путем породнения человека с силами природы и обществом за счет создания целостной гармоничной картины мира и эмоционального, образного, экспрессивного самоутверждения человека в природе и обществе. В соответствии с таким доминантным смыслом мифа образуется смысловое поле, обусловливающее ценностные компоненты миропонимания, поведенческие установки и стереотипы. Оно (смысловое поле) представляет собой чувственно-образный синкрезис, позволяющий «вычитывать» в мифе тот модус миропережи-вания, который диктуется конкретной социокультурной ситуацией. В мифе предмет или явление рассматриваются с точки зрения всего этого смыслового поля. «...Смысл мифа обладает собственной ценностью, он составляет часть некоторой истории.» [2, с. 11];
«. в смысле уже заложено некоторое значение, и оно вполне могло бы довлеть себе, если бы им не завладел миф и не превратил внезапно в пустую паразитарную форму. Смысл уже завершен, им постулируется некое знание, некое прошлое, некая память - целый ряд сопоставимых между собой фактов, идей, решений» [Там же, с. 26]. На наш взгляд, в этом высказывании заложена блестящая идея о том, что культурные смыслы составляют глубинное содержание истории. В то же время мы не совсем согласны с точкой зрения исследователя на роль мифа в истории. Очевидно, что Р. Барт взял лишь класс мифов, которые действительно превратились в «пустую паразитарную форму» определенного значения. Это происходит при омертвлении живого тела культуры, при утра-
50
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
чивании смыслом своей культуротворящей силы. Мы же считаем, и хотим еще раз подчеркнуть, что культурный смысл различных явлений, в том числе и мифов, не просто постулируется, а реконструируется и актуализируется в каждой конкретно-исторической культурной ситуации. Поскольку допустимы реконструирование и актуализация культурных смыслов мифов, невозможно говорить об их превращении лишь в «форму без содержания». Наоборот, миф на протяжении всего культурноисторического прогресса являлся существенным феноменом культуры, «миф как символическое выражение области коллективного бессознательного постоянно воспроизводится в истории человеческой культуры» [3];
«...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в законченное целое» [9]; «Хотя состав коллективных представлений обновляется сообразно изменениям культурноисторических обстоятельств, его структура сохраняет относительное постоянство. Это дает основание говорить о мифологическом компоненте любой культурной традиции, по-видимому обусловленном самой ее природой. Они составляют своеобразное двуединство -с попеременным преобладанием того или другого в разных видах человеческой деятельности и в разные периоды истории» [8, с. 36]. Тем самым наличие мифов является обязательным условием существования всей культуры, подтверждением чему можно считать отождествление мифологии и культуры [1], выдвижение мифов в качестве фундирующего основания или одного из важнейших механизмов социокультурной жизни [10].
В то же время многие мифы и мифологические образы невозможно объяснить с точки зрения только исторического или социального опыта человека, а необходимо рассматривать в совокупности психологических, ментальных установок, особенностей мышления, собственного опыта и пр.
Именно через миф как, пожалуй, единственный способ осознания мира на первичной
родовой стадии развития человек постигал окружающий мир. На тот момент это был некий комплекс «знаний-верований», которые придавали смысл человеческому существованию и помогали адаптироваться к условиям окружающей природной и социальной среды. В нем особым способом через специфические (зооморфные, антропоморфные) художественные образы средствами мифологической метафоры отражаются представления человека о мире. «Мифологическая метафора - это видение материального мира в формах и категориях определенного смысла. А смысл - это семантика» [11]. Миф предстает как универсальный символический комплекс, задающий человеку программу определенных смыслов и тем самым моделирующий человеческую деятельность [5].
Понимание доминантного смысла мифа расширяется в исторической динамике его существования. Так, в Античности впервые, наряду с другими явлениями культуры, выделяется миф как особый объект познания. Его смысл, по мнению античных авторов, заключается в изложении объективно существовавшей ранее реальности (выступающей в качестве эталона гармонии, преодолевающей хаотичность космоса), неразрывно слитой с чувственным восприятием действительности, т. е. в преобразованной, трансформированной форме. Смысловое поле мифа расширяется за счет идентификации реального этнического сообщества с окружающим миром через мифологические образы и сюжеты. В данном случае смысл мифа заключен не просто в породнении человека с силами природы и обществом, но именно в кровнородственном единстве как мифологических персонажей между собой, так и людей с ними. В результате начинает выстраиваться пантеон богов с точным установлением отцовства, братства, супружеских связей. Возникают персонажи, имеющие божественночеловеческое происхождение и пр. При аллегорическом толковании мифов их образы и герои предстают не только как боги, но и как носители определенных обобщенных материальных и духовных сил: например, в греческой мифологии культурное земледелие олицетворяла боги-
51
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
ня Деметра; любовь и красоту - Афродита; домашний очаг - Гестия и т. д. В славянской, которая создавалась примерно в тот же период, что и античная (а по некоторым гипотезам - и ранее), по одной из версий, хозяйскую мудрость и рачительность олицетворял бог Велес; вечная молодость и бесконечное течение жизни персонифицированы в фигуре богини Додолы; беспорядок и неурядицы воплощены в образе духов Матохов [4]. Неслучайно у многих народов встречаются «свидетельства» материализации мифологических богов, их вмешательства в повседневную жизнь людей. Тем самым доказывается и само существование указанных персонажей, и их возможность включения в родственные взаимоотношения с людьми.
Дальнейшая история существования мифов приводит в их осмыслении к все большему отрыву их от действительности в разделении реального и выдуманного, фантастического. Благодаря этому уточняется понимание мифа как аллегории, иносказания. Так, в Средневековье культурный смысл мифа заключался в единении универсальности духовной сущности с реально-чувственным воплощением образов и их символическом объяснении. В эпоху Просвещения возникает смысловая трактовка мифа как воплощения (смысл) и преодоления (значение) человеческих страхов в поэтических формах. Романтизм, переосмыслив символическую трактовку мифов, через обновление художественных средств и образов, возродил доминантный смысл мифа, трактуемый как единение человека и природы, индивидуального и всеобщего, личностного и божественного, духа и материи. Вторая половина XIX в. позволяет взглянуть на смысл мифа в его исторической ипостаси - как обобщенное отражение конкретной эпохи, определенного этапа развития (в том числе этапа развития Абсолютного духа). В XX и XXI вв. смысловое поле мифов достаточно широко. Снова выдвигается идея о смысле мифа как культурной универсалии, имеющей большое количество ипостасей и способной к историческому развитию в процессе познания окружающей действительности. Следовательно, можно говорить о полисе-
мантизации культурных смыслов мифов [7]. При этом необходимо помнить, что часть мифологического наследия действительно переходит в выдумку и фантазию; часть - в фольклор (о параллелях между мифами и сказками написано большое количество работ); часть -актуализируется в современности, где формируются однотипные феномены. Мифы проходят тот же исторический путь, что и другие древнейшие формы культуры: от целокупности и синкретизма архаических форм к разделению на несколько ветвей.
Мифы воплощаются в текстах, содержащих ценности, нормы, установки, глубинные смыслы той или иной социокультурной эпохи. Текстовое воплощение мифов многоаспектно, символично, имеет свои художественнообразные и стилистические традиции. Способ кодирования и расшифровки образов-символов абсолютно точно отражает временной и пространственный континуум истории. Например, в традиционной культуре (так же, как и в культуре традиционных обществ) это кодирование будет осуществлено в фольклорных текстах (обрядовых и необрядовых). Поэтому естественно будет рассмотреть вопрос о том, какие же культурные смыслы мифов становятся достоянием традиционного фольклора, в нем переосмысливаются и актуализируются. Конечно же, наиболее просто это сделать на примере языческого периода существования фольклора, протекавшего под влиянием мифологии, и можно утверждать, что в нем отразился доминантный смысл мифов - единение с силами природы и обществом, за счет чего происходит эмоциональное переживание, образное представление и экспрессивное выражение подобного культурного порядка. Такое мировидение, исходящая из этого регламентация отношений, достижение гармонии человека и мира в художественно-образном плане и предстает в фольклоре, в котором утверждались основы бытия человека в природе и в обществе. К ним можно отнести: бесконечность, постоянность и неизменяемость важнейших событий в природе, сопоставимые с изменчивостью, непостоянством и конечностью человеческой жизни (би-
52
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
нарная оппозиция - традиция/новация, традици-онность/вариантность, импровизационность);
гармонию взаимоотношений человека и природы (принцип природосообразности фольклора); коллективность в важнейших событиях совместной жизни народа (антитеза свой/чужой, локальность фольклора), доминирование родовых (общинных) принципов над личными. Такие отношения с природой не менялись веками, а потому многие языческие верования, представления и приметы оказались столь жизнеспособными и после принятия христианства. Взаимоотношения человека и природы, человека и общества отразились и в ценностнонормативных установках: общее принятие решений и подчинение личного общему мнению (доминирование коллективного над личностным), проживание жизни «на виду» в том смысле, что обществом регламентировалось через систему порицаний и поощрений прохождение определенных жизненных этапов (инициации, периоды вступления в брак, рождения детей, вплоть до окончания жизни); бережное и вдумчивое обращение с природой; справедливое отношение богов и духов к людям и людей между собой; функциональность и значимость каждого члена общества для рода. Следовательно, в языческий период существования фольклора в нем доминировали глубинные сакральные смыслы непрерывности жизни, единства природных и социальных ее проявлений, выраженные через природосообразность и коллективность. Такие культурные смыслы были обусловлены социокультурной ситуацией и лежали, как нам кажется, в основе всей культуры того времени.
В фольклорных текстах обнаруживается глубокий символизм, требующий не просто умения распознать образы, но и знания их семантики, понимания смыслов, в них заложенных. Эти смыслы, образы, символы, ценности были доступны и не требовали специальных пояснений. К сожалению, с течением времени постепенно утрачивалось (частично или полностью) их понимание. Не случайно древние обрядовые песни были без расшифровки поэтического параллелизма, более поздние - с опо-
средованной расшифровкой, а песни, созданные под влиянием городской культуры, - с непосредственной расшифровкой. Механизм
расшифровки символов сложился для понимания основных образов, идей, смыслов, заложенных в том или ином произведении фольклора. Наивный символизм, свойственный ранним произведениям, постепенно усложнялся, складываясь в более развитую символическую систему. Изменилось и восприятие фольклорных образов, произведений, традиционной культуры в целом. Образы-символы не только раскрывают культурные смыслы фольклора, но и транслируют общечеловеческие, общественные, личностные ценности. На раннетрадиционном этапе развития фольклора доминировали витальные жизненесущие ценности: ценность жизни человеческого рода, ее смысла, сохранения и продолжения. Отсюда возникает ценностное отношение к старшим как к умудренным опытом членам коллектива (в матриархальном обществе - к женщинам, в патриархальном - к мужчинам). Формировались и ценности, связанные с общинной жизнью (изначально - для выживания рода): ценность коллектива, коллективного труда, трудолюбия вообще. Постепенно складываются традиции, обусловленные жизнедеятельностью коллектива, в том числе и семьи как воплощения этого коллектива, которые также возводятся в ранг ценностей.
Следовательно, мы видим, что часть культурно-смыслового поля мифов действительно стала репрезентироваться традиционным фольклором прежде всего через идею правильного взаимоотношения с природой, с ее силами. Да, мифы потенциально более смыслово богаты. С другой стороны, миф не столь корнево пронизывает практическую жизнедеятельность человека. В результате происходит изменение персонажей как носителей определенных образов-смыслов, ситуаций, в которых разворачивается действие произведения, но глубинные культурные смыслы остаются неизменными, придавая основательность бытию культуры в каждую конкретноисторическую эпоху. В зависимости от кон-
53
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
кретных культурно-исторических ситуаций традиционный фольклор способен к актуализации и акцентированию различных смысловых аспектов как собственно фольклорных произведений, так и мифологии, нашедшей в традиционном фольклоре яркое воплощение.
Вместе с тем, на наш взгляд, заслуживает внимания еще один аспект темы. Как было отмечено, в ходе истории произошло становление феномена фольклора, во многом унаследовавшего ценностно-смысловую значимость предшествующих мифологических систем, не отменяя их, но впитывая их культурные интенции. Фольклор, по сути, становился явлением, синтезирующим сакральные смыслы мифологем и прагматику повседневного бытия человека и коллектива. С изменением в современности статусов мифологиче-
ского именно традиционный фольклор, как мы полагаем, способен сегодня в определенной мере выполнять ту же социокультурную функцию, которую в архаические времена несла мифология, т. е. глубинные, корневые культурные смыслы традиционного фольклора в состоянии представать в современности в качестве сакральных (в широком смысле слова) по отношению к прагматике сегодняшнего бытия, его нередко излишнему прозаизму и утилитарности. Тем самым традиционный фольклор можно увидеть как своеобразную мифологию для дня сегодняшнего, не теряющую свою значимость, а в сравнении с иными современными проявлениями мифологического (масскульт, политические идеологемы, реклама и т. д.) даже более ценностно значимую.
1. Анненский, Л. «Внутри мифа». Патология современного мифологизированного сознания / Л. Анненский // Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. -Москва: АИРО-XX, 2000. - С. 111-125.
2. Барт, Р. Мифология / Р. Барт; пер с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. - Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
3. Галанина, Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры [Электронный ресурс] / Е. В. Галанина. - Москва: Академия естествознания, 2013. - Режим доступа: http://www.monographies.ru/173. - Дата обращения: 8.10.2014.
4. Грушко, Е. А. Энциклопедия славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - Назрань: Аст-рель, 1996. - 206 с.
5. Иванова, Е. В. Мифологическое смыслообразование: Образ культурного героя: дис. ... д-ра филос. наук (09.00.13) / Е. В. Иванова. - Екатеринбург, 2005. - 269 с.
6. Каминская, Е. А. Культурные смыслы традиционного фольклора / Е. А. Каминская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 2 (38). - С. 45-49.
7. Найдыш, В. М. Мифология: учеб. пособие / В. М. Найдыш. - Москва: КНОРУС, 2010. - 432 с.
8. Неклюдов, С. Ю. Структура и функция мифа / С. Ю. Неклюдов // Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. - Москва: АИРО-XX, 2000. - С. 17-38.
9. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 240 с.
10. Очнева, Т. М. Феномен мифа в системах человеческой жизнедеятельности: дис. ... канд. филос. наук (09.00.11) / Т. М. Очнева. - Волгоград, 1999. - 129 с.
11. Перлина, Н. Еще раз о том, как по ходу работы над книгой о Рабле Михаил Бахтин читал «Поэтику сюжета и жанра» Ольги Фрейденберг / Н. Перлина // Хронотоп и окрестности: Юбилейный сборник в честь Николая Панькова / под ред. Б. В. Орехова. - Уфа: Вагант, 2011. - С. 209-227.
12. Сыров, В. Н. Генезис массового сознания [Электронный ресурс] / В. Н. Сыров. - Режим доступа: http://любомудр.рф/index.php/stati/77-genezis-massovogo-soznaniya. - Дата обращения: 09.11.2014.
13. Фрезер, Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрезер. - Москва: АСТ: Ермак, 2003. - 781 с.
14. Шейкин, А. Г. Смыслы культурные [Электронный ресурс] / А. Г. Шейкин // Культурология XX век: эн-цикл. / гл. ред. С. Я. Левит. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/472.htm. -Дата обращения: 21.08.2012.
Получено 28.08.2015
54
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. А. Каминская
Культурные смыслы мифов и их отражение в традиционном фольклоре
E. Kaminskaia
Candidate of Pedagogic Science, Docent, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: kaminskayae@mail.ru
CULTURAL MEANINGS OF MYTHS AND THEIR REFLECTION IN THE TRADITIONAL FOLKLORE
Abstract. The author explains the urgency of the problem of artistic-creative development of young people in social-cultural activities and methodologically substantiates the model through a complex of such scientific approaches as systems, social-cultural, creative-action and personality-oriented ones. The article discloses the structure of an artistic-creative youth activity model under the circumstances of a university social-cultural activity. It also describes its substantial components including the objective one which determines several goals, connected with the modeling of artistic-creative activity development process of youth based on visual activity. Organizational-managerial component of the model determines the content of a complex ofpedagogical conditions promoting to develop artistic-creative activity of young people in social-cultural activity. Substantial-action component of the model determines substantial-procedural peculiarities of arrangement of teaching process of development of young people artistic-creative activity in social-cultural activity and is based on the mechanisms of creative process in visual arts activity. Valuation-efficient component of the model is connected with the formation of criteria-diagnosis tools of valuating the development level of artistic-creative activity of young people participating in the social-cultural activities. The author also points out the system of principles as a scientific ensuring of the pedagogical model. Among them are: succession principle, principle of individualization, principle of humanization, creativity and reflection principles. The given model’s peculiarities have also been determined.
Keywords: meaning, cultural meaning, myths, traditional folklore
For citing: Kaminskaia E. 2015. Cultural meanings of myths and their reflection in the traditional folklore. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 49-55.
References
1. Annenskii L. 2000. “Inside the myth”. Pathology of modem mythological consciousness. Mify i mifologiya v sovremennoy Rossii [Myths and Mythology in Modem Russia]. K. Aimermakher, F. Bomsdorf, G. Bordiugov, ed. Moscow: AIRO-XX. P. 111-125. (In Russ.).
2. Bart R. 1996. Mifologiya [Mythology]. Zenkina S., translated from the French, introduction, comments. Moscow: Sabashnikov’s publishing house. 312 p. (In Russ.).
3. Galanina E. 2013. Mif kak real'nost' i real'nost' kak mif: mifologicheskie osnovaniya sovremennoy kul'tury [A myth as reality and reality as a myth mythological foundation of modern culture] [Electronic resource]. Moscow: Akade-miya estestvoznaniya. Available from: http://www.monographies.ru/173 (accessed 8.10.2014). (In Russ.).
4. Grushko E., Medvedev IU. 1996. Entsiklopediya slavyanskoy mifologii [Encyclopedia of Slavic mythology]. Nazran': Astrel'. 206 p. (In Russ.).
5. Ivanova E. 2005. Mifologicheskoe smysloobrazovanie: Obraz kul'turnogo geroya [Mythological formation of sense: The image of the cultural hero]. Ekaterinburg. 269 p. (In Russ.).
6. Kaminskaya E. 2014. Cultural meanings of traditional folklore. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 2 (38): 45-49. (In Russ.).
7. Naidysh V. 2010. Mifologiya [Mythology]. Moscow: KNORUS. 432 p. (In Russ.).
8. Nekliudov S. 2000. Structure and function of myth. Mify i mifologiya v sovremennoy Rossii [Myths and Mythology in Modern Russia]. K. Aimermakher, F. Bomsdorf, G. Bordiugov, ed. Moscow: AIRO-XX. P. 17-38. (In Russ.).
9. Nietzsche F. 2000. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki [The Birth of Tragedy from the Spirit of Music]. Saint Petersburg: Azbuka. 240 p. (In Russ.).
10. Ochneva T. 1999. Fenomen mifa v sistemakh chelovecheskoy zhiznedeyatel'nosti [The phenomenon of the myth in the systems of human activity]. Volgograd. 129 p. (In Russ.).
11. Perlina N. 2011. Once again, how in the course of working on a book about Rabelais Mikhail Bakhtin read “Poetics plot and genre” of Olga Freidenberg. Hronotop i okrestnosti: Ubileinyy sbornik v chest' Nikolaia Pankova [Chronotope and surroundings: Jubilee collection in honor of Nikolai Pankov]. B. Orekhova, ed. Ufa: Vagant. P. 209-227. (In Russ.).
12. Syrov V. Genezis massovogo soznaniya [The genesis of the mass consciousness] [Electronic resource]. Available from: http://любомудр.рф/index.php/stati/77-genezis-massovogo-soznaniya (accessed 09.11.2014). (In Russ.).
13. Frazer J. 2003. Zolotaya vetv': Issledovanie magii i religii [The Golden Bough: A study in magic and religion]. Moscow: AST: Ermak. 781 p. (In Russ.).
14. Sheikin A. Cultural meanings [Electronic resource]. Kul'turologiya XX vek [Culturology of 20 century]. Levit S., ed. in chief. Available from: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/472.htm (accessed 21.08.2012). (In Russ.).
Received 28.08.2015
55
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)