Научная статья на тему 'Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти)'

Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти)»

И. А.Скрипачёва

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ (на примере Тольятти)

Скрипачева Ирина Александровна -кандидат культурологии, главный специалист Департамента культуры мэрии городского округа Тольятти.

Под культурными процессами понимается «изменение во времени состояния культурных систем и объектов», включая «типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами»,.1. Складывание культурной среды даже молодых городов, к которым относится Тольятти, - процесс длительный; он ускоряется или замедляется в зависимости от многих факторов. Это - хозяйственно-экономическое состояние региона, административный статус города (городской округ, муниципальный район), связь с культурными традициями, архитектурой, близостью к столичным центрам и т.д.

Так называемые молодые города представляют собой значимый феномен новейшей российской истории. Именно за счет таких городов, как Тольятти, возникших в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 30-60-е годы минувшего века, во многом происходил рост городского населения. Эти города участвовали в формировании той новой генерации людей, того типа культуры, которые сегодня все активнее определяют социальный облик России, представляют структуры власти, создают политические настроения.

Тольятти - город современных технологий, отличающийся значительным интеллектуальным потенциалом и многообразием культурных процессов, в которых скрыты огромные возможности социокультурной среды. Рассмотрим взаимодействие между элементами и субъектами городской культуры Тольятти и ее адаптацию к внешним условиям.

1. Культурология ХХ век. Т. 1. — СПб., 1998. 164

Возникновение и становление молодого города

Существовали веские причины, которые требовали создания большого количества новых городов. В начале ХХ в. число городов в России и европейской ее части не соответствовало размерам огромной страны, потребностям в центрах-стимуляторах развития. И далеко не все старые города могли служить точками роста, ибо среди них велика была доля экономически хилых и не имевших перспективы. Промышленность (главный градообразователь в период индустриализации) строго экзаменовала города на способность к развитию. Поэтому одна из самых характерных черт советской урбанизации - очень высокие темпы. Это проявилось в нарастании и числа городов, и численности городского населения. Магнитогорск, Нижнекамск, Дзержинск, а затем и Тольятти практически «проскочили» стадию малого города.

Новые города были необходимы стране для создания территориальных центров, способствующих развитию регионов накопления и использования регионального экономического, социального и интеллектуального потенциала; раскрытие и привлечение разнообразных ресурсов роста - ведь страна была вынуждена ориентироваться на свои собственные силы; формирование сети отраслевых промышленных центров, которыми могли стать далеко не все старые города.2.

Как сопрягались эти задачи с культурными процессами? Тольятти, возникший на волне технического прогресса, нам представляли как образцовый социалистический город. Однако с самого начала его бурного роста, связанного со строительством ГЭС, а затем Волжского автозавода, сфере культуры уделялось совершенно недостаточное внимание. В результате сотни тысяч горожан - население Тольятти превышает сегодня 700 тыс. человек - превратились по существу в обитателей громадных «спальных» микрорайонов, в которых отсутствовала развитая социальная инфраструктура.3.

Особенность Тольятти в том, что в нем нет глубоких культурных корней. Поскольку его «предок» Ставрополь остался на дне водохранилища, был безвозвратно утрачен целый пласт культуры старинного волжского города, которому сейчас исполнилось бы 270 лет. Именно с этой точки зрения справедливо суждение об отсутствии в Тольятти культурных традиций. В целом «идея» города - это проект улучшенной барачной застройки, примыкающей к производству, новый советский вариант поселения слободского типа.

2. Город и деревня в Европейской России: Сто лет перемен. — М., 2001. — С. 125.

3. Иванов В. Культура Тольятти: Стратегия обновления и созидания // Самара и губерния. — Самара, 1999. — № 2.

Характерной особенностью такой среды является ее несоразмеренность с человеком, что прежде всего проявляется в слабом обустройстве пространства дворов и улиц. Среда такого типа не формирует адекватные ментальные и поведенческие нормы, провоцирует негативные социальные явления, способствует отчуждению, проявлениям вандализма и преступности.

Вместе с тем природа взаимодействует с городом только в диких, не-окультуризованных формах. Город вплотную подходит к воде, но не имеет ни набережных, ни современных пляжей. Существует лишь одна доступная видовая точка - памятник основателю города Ставрополя В. Татищеву, с которой можно наблюдать прекрасный вид горной гряды Жигулей на противоположном берегу водохранилища. Лес входит в городские пределы, но не становится парковой зоной. А имеющиеся городские парки влачат жалкое существование и находятся на грани уничтожения.

Культурный потенциал Тольятти в широком смысле слова - это его население, определяющее культурную специфику города, его прошлого, настоящего и будущего; в более узком - инициативные группы, творческие союзы и объединения. Поскольку большинство жителей здесь - приезжие, каждое новое поколение имеет все больше оснований считать себя коренными жителями, а интегрирование города в местную ситуацию, осмысление окружающего культурного, исторического и природного ландшафта представляют постоянно идущий естественный процесс. Именно культурные процессы служат той матрицей, которая формирует исторический облик молодого города.

Обстоятельства возникновения Тольятти как крупного промышленного и индустриального Центра Поволжья привели к тому, что его отношения с областью и с областным центром Куйбышевым-Самарой складывались непросто. Город развивался по логике крупных индустриальных проектов, «спущенных» из центра, строительство ГЭС, химических предприятий, автозавода, стремительно набирал экономический потенциал и составлял очевидную конкуренцию для Самары. Сегодня Тольятти имеет в области статус города № 2, не являясь административным центром субъекта Федерации, он обладает всеми признаками «вольного города», готового самостоятельно решать свои проблемы.

Как и для многих городов Самарской области, возникших вокруг градообразующих предприятий, характерным для Тольятти являются следующие социально-экономические проблемы:

- недостаточная социокультурная ориентация экономической базы, что сказывается на таких важных аспектах как качество социальной инфраструктуры и различия в уровнях жизни населения;

- невысокое качество городской среды;

- отсутствие устойчивых культурно-исторических традиций;

- слабость механизмов партнерского взаимодействия организаций культуры и искусства с другими организациями социальной сферы в решении общегородских проблем;

- не отвечающая современным требованиям культурно-досуговая инфраструктура;

- неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципальных объектов культуры и искусства.

Но наряду с этим можно отметить тесную связь провинциальной культуры с природными ритмами, их цикличностью и повторяемостью, что определяет, в частности, и ее большую «устойчивость», и специфику ощущения вре-мени.4.

Особенности географии городской культуры

Современный город Тольятти исторически сложился как объединение трех территориально разобщенных районов - Комсомольского, Центрального и Автозаводского, возникновение которых связано с тремя этапами становления производственной базы города. Технократическая идея, в соответствии с которой город рассматривался как подчиненный производству элемент, изначально ставила на второй план вопросы его социокультурного обустройства и градостроительной целостности.

Комсомольский район возник на месте прежнего села Кунеевка на побережье Волги - как поселок строителей ГЭС, а затем как место проживания работников городских предприятий. На территории Комсомольского района происходило открытие первых учреждений культуры города: дома культуры, музыкальной школы, библиотеки, кинотеатра, парка, танцевальной площадки.

Появление Центрального района было связано с необходимостью переноса на новое место города Ставрополя, попавшего в зону затопления. В нем оказались сосредоточены все городские административные учреждения, а также учреждения культуры городского значения.

Самый молодой Автозаводский район возник в ходе строительства Волжского автозавода и стал своего рода «городом в городе». Он заселен в основном работниками автозавода и является самым крупным районом города (свыше 430 тыс. человек), превосходящий два других по площади, населению и экономическому потенциалу.

Три района города появились в разное время и в разных обстоятельствах; все они были заселены в основном мигрантами различных профессий и поколений. По социальному составу, экономическому положению, образу жизни

4. Анциферов Н. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. — Л., 1926.

жители трех районов существенно отличаются друг от друга. Каждый район живет довольно обособленной жизнью. Таким образом, нарушение градостроительной целостности предопределило социальную разобщенность трех районов, их территориальное разделение, различия в уровне развития. Это относится не только к производственной сфере, но также к сфере культуры и досуга. Учреждения культуры, независимо от того, имеют ли они городское или местное значение, работают в основном с населением, проживающим в том районе, в котором они находятся.

Территориальная неоднородность культурной ситуации города - характерная черта современного Тольятти, которая выявила три типа формирования культуры. Комсомольский район сохранил черты поселковой культуры, усугубленные раздробленностью на отдельные удаленные друг от друга микрорайоны: Поволжский, Федоровка, Шлюзовой, определяемые местоположением учреждений культуры общего профиля - таких как многофункциональный центр отдыха, досуговый центр, дом культуры, библиотеки. Центральный район как образ утраченного города Ставрополя воспроизводит тип именно городской культуры: в нем расположены музеи, художественная галерея, театр, филармония, крупный дворец культуры «Тольятти». Автозаводский район воспроизводит модель современного города, ориентированного на «импортирование» культуры. Об этом свидетельствуют объекты культуры и спорта с залами большой вместимости, развитая сеть учреждений рекреативно-развлекательного досуга, рассчитанные преимущественно на выступления гастролеров.

Фактически в современном Тольятти существуют три города, связь между которыми весьма условна. Они не составляют целостный монолит, и поэтому их культурные возможности не суммируются, не обретают нового качества на городском уровне. В сознании граждан сильны тенденции обособленности, не позволяющие им воспринимать город как целое. С этой точки зрения необходима территориальная инфраструктурная ориентация, предполагающая создание максимальной свободы для развертывания культурных процессов в городе, двигателем которых выступают не управленческие решения, а общественные инициативы, творческая индивидуальность деятелей культуры и искусства, профессионализм работающих в сфере культуры специалистов.

Основные ориентиры развития культурных процессов - усиление взаимодействия различных городских структур и функций на основе согласования их интересов, в рамках общепринятых правовых и культурных норм, основанных на комплексных потребностях горожан.

Особенности и характерные черты культурных процессов

Одной из характерных черт культурных процессов Тольятти (как и многих других молодых промышленных городов) является отставание развития объектов социально-досуговой сферы от темпов роста самого города. Следствием этого стала диспропорция между размерами города и степенью сформи-рованности его социокультурной инфраструктуры. Это выражается не только в отсутствии ряда организаций и учреждений, необходимых для города подобного масштаба, но и в высокой контрастности ресурсного обеспечения учреждений культуры по районам и типам организаций культуры. К примеру, в Автозаводском районе ведомственная инфраструктура рекреативно-развлекательной и досуговой сферы развита существенно лучше, чем в двух других районах. Это и большее скопление населения (430 тыс. человек), и более высокий уровень благосостояния рабочих и служащих автозавода по сравнению с другими районами. В типологическом плане наиболее обеспеченными оказываются концертно-зрелищные учреждения, а наименее обеспеченными - учреждения музейно-выставочного комплекса.

В сети объектов культуры Тольятти преобладают клубы со зрелищной специализацией, предназначенные для демонстрации кинофильмов и концерт-но-филармонической деятельности, монозальные кинотеатры, библиотеки. Сформированные культурные комплексы функционально раздроблены и нередко используются в качестве торгово-экспозиционных площадей. Для музеев и картинной галереи с характером дефицита площадей хранилищ.

В городском округе Тольятти существуют более 200 организаций сферы культуры различных форм собственности и ведомственной принадлежности. В них работают более 2 тыс. человек. Именно муниципальная сеть учреждений культуры является основой традиционных видов культурной деятельности, включая самодеятельное (любительское) народное творчество, которое для 30% жителей является единственным источником, обеспечивающим конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни.

Опросы населения выявили в целом позитивную оценку положения в сфере культуры, но много критических замечаний было высказано по поводу недостаточной обеспеченности города учреждениями и организациями культуры (театров, музеев, выставочных и концертных залов, библиотек, кинотеатров, культурно-досуговых учреждений); устаревшей материально-технической базы многих учреждений; снижения общего уровня культуры населения (алкоголизация, наркотизация, пренебрежение к нравственным и этическим нормам и пр.); слабой организации детского и молодежного досуга; недостаточности

бесплатных, доступных форм организации досуга малообеспеченных слоев на-

5

селения..

Для решения накопившихся проблем необходимы исследования, дающие оценку состояния и деятельности учреждений и структур культуры, творческих союзов и объединений, уровня и перспективности кадрового потенциала, определение критериев эффективности и качества представляемых населению услуг культуры, разработка содержания «социокультурного пакета горожанина».

Стратегии регулирования культурных процессов

Разработка проектов и программ развития в сфере культуры практикуется в Тольятти более двадцати лет. Впервые городская стратегия регулирования культурных процессов была обозначена администрацией города в 1985 г. в виде проекта «Программы эстетического воспитания населения на период 1985-1990 гг.».

Этот проект определял цели и задачи Государственной комплексной целевой программы эстетического воспитания подрастающего поколения, в основу которой было заложено представление о том, что всякий организованный процесс развития личности должен иметь конечной целью ее реализацию в деятельности. Недостатком проекта было то, что задачи инкультурации личности сводились преимущественно к эстетическому развитию. В стороне остались общегуманитарное развитие - любовь и интерес к истории, памятникам наследия, а также борьба с антисоциальными явлениями.

Позднее была предпринята попытка разработки локальной стратегии в виде проекта «Культура Автограда», но он был направлен на решение проблем развития культуры одного Автозаводского района и отдавал предпочтение инновационным начинаниям, связанным с производством. Тем не менее данный проект дал импульс разработке общегородской программы «Мозаичная культура», в которую входили программа развития культуры «Я - человек» Комсомольского района, программы развития культуры Центрального района, заказчиком которых явились администрация города и администрации районов. Разработчиками проекта программы стали Управление культуры администрации города Тольятти, специалисты управлений и отделов культуры районов, при участии экспертов Проектного научно-консультативного бюро «Архитектура и культурная политика», экспертов Министерства культуры РФ, ведущих ученых проектировщиков Института культурологии.

5. Социологические исследования. Человек. Культура. Город // Вестник департамента культуры, Тольятти, 2005. — № 4.

Важнейшей задачей программы «Мозаичная культура» являлось создание целостного общегородского культурного пространства с необходимостью учета специфики и согласования интересов как районов города, так и других субъектов культурной деятельности. Стратегия же районных программ была направлена на максимальное приближение культурных ресурсов к человеку, стимулируя тем самым синергетические процессы, выдвигая на передний план личность и ее взаимодействие с окружающим миром, исходя из ценности личности как «центра тяготения, куда тянутся нити от всех структурных единиц системы».6.

Существующие в настоящее время формы и методы работы в сфере городской культуры развиваются во многом по инерции, следуя сложившимся стереотипам. Это обусловлено рядом причин, из которых можно выделить коммерциализацию досуговой деятельности учреждений; износ материально-технической базы; отказ руководства города вкладывать средства в создание новых творческих коллективов; отсутствие необходимых помещений; отток квалифицированных специалистов и низкую заработную плату.

В системе культурной и досуговой деятельности все более стали преобладать формы, которые требуют небольших материальных затрат или не требуют их вовсе и направлены не на творческое и духовное развитие, а на развлечения, поддержание жизненного тонуса, домашний отдых.

Определяя направления действий для преодоления негативных тенденций, имеющих место в современных моделях и технологиях организации культурных процессах в современном городе (на примере Тольятти), необходимо сохранение и освоение накопленного в сфере культуры не только материально-технического, но и интеллектуального потенциала.

Взаимодействие людей, социальных групп, специализированных структур и т.д. в процессе социокультурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, но вместе с тем требует управленческих усилий органов местного самоуправления, обеспечивающих этот процесс в соответствии с федеральным и региональным законодательством и местной нормативно-правовой базой.

6. Коган Л. Культурная среда и роль ее изучения в управлении культурой. М-Ташкент, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.