УДК 33.003.1.330.12
ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
© 2014 В.М. Ямашев Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти Поступила в редакцию 13.01.2014
В статье исследуется исторический период становления отраслевой структуры Тольятти во второй половине ХХ века. На фоне социально-экономических процессов приведены трудовые биографии руководителей ряда предприятий составляющих основу экономики города.
Ключевые слова: развитие отраслей экономики, инфраструктура города, базовые отрасли, этапы истории развития Тольятти.
Во второй половине ХХ века город Тольятти вырос в масштабный территориально-промышленный комплекс. Именно в этот период Тольятти развивался как промышленный центр, расширяющий функциональную специализацию. Развитие хозяйства города сформировало четыре группы предприятий, которые стали фундаментальными в формировании специфического ландшафта хозяйства города, придав ему уникальный характер в сравнении с другими крупными городами страны.
С начала 50-х до конца 70-х г.г. в городе Тольятти сформировалась устойчиво функционирующая структура хозяйства, базовыми в которой являлись отрасли:
- легковое автомобилестроение;
- химическое производство;
- электроэнергетика;
- строительство.
Государство привлекало к возведению крупнейших объектов города широкие массы населения, как из России, так других республик Советского Союза. Четыре раза город объявлялся всесоюзной ударной комсомольской стройкой:
- в 1959 году во время строительства завода «Синтезкаучук»;
- в 1962 строительство химзавода «Куйбы-шевФосфор»;
- в 1967 году строительство Волжского автозавода;
- в 1976 году последней комсомольской ударной стройкой в истории Тольятти стало возведение завода «ТольяттиАзот».
Планирование, строительство и развитие производства крупных промышленных объектов, размещённых в городе, всегда находилось под контролем центральных партийных и государ-
Ямашев Владимир Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса. E-mail: office@tolgas.ru
ственных органов и получало целевое финансирование. Государство определяло масштаб и направления грандиозных задач промышленного строительства и сформировало поколение руководителей и работников, выросших в атмосфере подъема советской науки и техники 50-х - начала 60-х годов, ставших локомотивом модернизации экономики [4].
Тольяттинцы сохранили добрую память о талантливых руководителях, направленных на строительство стратегически важных городских объектов, изменивших не только инфраструктук-туру города, но и страны. Это прежде всего организатор и руководитель «Куйбышевгидростроя» Иван Васильевич Комзин1, в период с 1950 по 1958 годы руководил строительством Волжской ГЭС им. В.И.Ленина. Под его руководством «Куйбы-
1 Комзин Иван Васильевич (1905-1983), советский инженер, энергетик. Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель РСФСР. В 1930г. Закончив Московское высшее инженерно-строительное училище, проходил обучение в Германии. С 1938г. Начальник Главного управления строительства Наркомата тяжелого машиностроения, заместитель наркома. С 1944г. генерал-майор инженерно-технической службы, заместитель наркома строительства объектов военного назначения. Возглавлял строительство стратегически важных для страны объектов: Таллиннского порта (1940г.), восстановление и строительство города-героя Севастополя. В 1950г. назначен начальником управления строительства «Куйбышевгидростроя». С 1950 по 1952гг. руководил Кунеевским исправительно-трудовым лагерем. Во многом благодаря И.В. Комзину в Ставро-поле-на-Волге в 1951 году появился филиал Куйбышевского индустриального института (ныне Тольяттинс-кий государственный университет). В 1959г. - главный советский эксперт по строительству Асунской платины в Египте. 1963г. начальник Главгидроэнерогостроя по строительству ГЭС Центра и Юга и Главной коллегии Государственного комитета по энергетике и электрификации СССР. С 1968г. директор Всесоюзного научно-исследовательского института организации и управления в строительстве.
1870
шевгидростроем» в городе были построены завод «Волгоцеммаш», Тольяттинский электротехнический завод и ещё 30 крупных заводов страны. Именем И.В.Комзина названа улица в Порт-поселке.
Двадцать лет возглавлял «Куйбышевгидрос-трой» бывший фронтовик Николай Федорович Семизоров2, под руководством которого в городе были построены не только заводы - ВАЗ, «Толь-яттиАзот», в короткие сроки строились целые улицы и кварталы, десятки школ и детских садов, «Дворец спорта», «Медгородок», кинотеатр «Сатурн». Соратники тепло вспоминают Николая Федоровича: «Он построил наш дом - Тольятти!». И горожане назвали в честь знаменитого земляка бульвар, и перед бывшим зданием КГС был открыт памятник - бюст Семизоров Н.Ф. (2002г.) скульптора Р.И. Боян.
Эволюция отраслевой, промышленной структуры города прошла за последние 60 лет четыре этапа.
Первый - с 1949 по 1966 годы, когда были построены ГЭС и Северный промузел. Заложены основы энергетики и развиты строительные мощности Куйбышевгидростроя.
Второй этап - 1967-1986 - строительство ВАЗа, Автозаводского района и наращивание производства химической отрасли (рост мощностей «КуйбышевАзота» и строительство «Толь-яттиАзота»).
Третий этап - 1986- 1991 - в этот период прекращается крупное промышленное строительство в связи с ухудшением экологической ситуации, продолжается функциональное развитие города и его инфраструктуры.
Четвертый этап - 1991 - 2008 - время перехода от советской системы хозяйствования к рыночной экономике, приватизация и кризисные явления в хозяйстве города.
Приватизация крупных предприятий города, и превращение их в частные, акционерные общества в 90-е г.г. постепенно сделали хозяйство города многоукладным. Развивались различные формы собственности - индивидуальная частная, акционерная, государственная, муниципаль-
2 Семизоров Николай Федорович (1924-1999гг.), строитель, руководитель «Куйбышевгидрострой», Герой Социалистического труда, награжден тремя орденами Ленина, почетный гражданин г.о. Тольятти. За мужество награжден орденом Отечественной войны I степени. После полученного ранения в 1944г., был комиссован по инвалидности. В 1950г., закончив Новочеркасский политехнический институт, приехал на стройку в Ставрополь-на-Волге. За 12 лет работы в городе прошел путь от молодого специалиста до руководителя почти стотысячного коллектива. Возглавлял «Куйбышевгидрострой».
ная и др. Некоторые предприятия сложной хозяйственной структуры Тольятти оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления. Результаты переходного периода от советской системы к рынку в 90-е годы отличаются особой противоречивостью.
Исторический опыт функционирования жилищно-коммунального хозяйства заслуживает отдельного обобщения. Строительство ГЭС и Северного промузла требовало привлечения в город большого число специалистов и рабочих. До 1953 г. основной рабочей силой на строительстве плотины были заключённые лагерей Куне-евского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ). Вместе с тем, для размещения приезжающих работников и членов их семей с начала возведения плотины была выбрана старая советская модель жилищного строительства - временное жильё барачного типа. Самые первые из них были построены в районе современной железнодорожной насыпи у станции «Жигулёвское море» и близлежащих местах. Рабочие размещались в двухэтажных (до 32 комнат) бараках, разделённых на комнаты площадью от 9 - 20 кв.м., каждая на одну семью. Бараки имели только центральное электроснабжение и печное отопление (уголь, дрова). Водопровода и канализации не было, окрестное население обслуживали несколько общественных бань. Не сильно отличалось от рабочих жильё для специалистов. Бараки для инженерно-технических работников были рассчитаны на 2-4 семьи, каждая из которых занимала 2-3 комнаты. Это создавало огромное количество бытовых проблем. Некоторые из семей прожили в них более двадцати лет. Расселение жителей бараков было завершено к концу 70-х годов. Многие бывшие жители вспоминают об особой теплой атмосфере быта, сложившейся в те времена [1].
До второй половины 60-х годов градостроительная роль предприятий стройиндустрии и промышленности из-за ведомственной разобщенности сводилась к функциональному зонированию и появлению изолированных посёлков: Комсомольский, Шлюзовой, Соцгород и др., что не способствовало развитию города как целостного, единого организма.
С началом строительства Волжского автозавода начинается новый этап развития жилищно-коммунального хозяйства города. Параллельно со строительством завода в 1968г. было решено возвести новый район города с благоустроенным жильем. Строительство нового района велось в соответствии с генеральным планом. Главной его особенностью являлась - кварталь-
1871
ная застройка со всеми объектами необходимой социальной инфраструктуры. Автозаводский район возводился как любимое детище государства и Волжского автозавода. Привлекались лучшие специалисты и предприятия. Это хорошо иллюстрирует один факт. В отделочных работах боковых стен широкоэкранного кинотеатра «Сатурн» участвовали восемь художников-монументалистов мастерской Художественного фонда СССР. Созданием мозаичного орнамента на южном и северном фасадах «Сатурна» руководил А.В. Васнецов, внук известного русского живописца В.М. Васнецова [2].
С 1967 по 1972 год в Автозаводском районе было построено около 1 млн. 177 тыс. квадратных метров жилья. К этому времени в новом городе проживало более 100-тыс. человек. Бурные темпы жилищно-коммунального строительства в городе заставляли искать новые подходы. Менять устоявшиеся стереотипы и нормы. Всё это сделало облик Тольятти самобытным. Роль ВАЗа в строительстве Автозаводского района невозможно переоценить. Это яркий пример социально ориентированной политики предприятия, которая позволила в исторически короткий срок превратить город в крупнейший индустриальный центр с многофункциональной, развитой инфраструктурой [3, 5].
Несмотря на бурный рост городов в ХХ веке, в России остро ощущается их недостаток. Наша страна по густоте сети городов сильно уступает развитым странам. В городе Тольятти сложился богатейший опыт создания нового городского поселения, его обустройства и развития. Сейчас для этого не хватает ресурсов - прежде всего... людей. Поэтому нужно использовать возможности существующих городов. Надо помочь многим из них стать истинными городами, удобными для жизни их обитателей.
Промышленность, заложенная как фундамент развития хозяйства, по-прежнему является основой тольяттинской экономики. Ведущие предприятия города входят в список «Тор500 крупнейших компаний России» за 2007 г. ОАО «АВТОВАЗ» - 19 место, ОАО «ТольяттиАзот» -231 место и ОАО «КуйбышевАзот» - 270 место. Каждое из них является единственным в своём роде в стране и обеспечивает работой смежные предприятия во всех уголках нашей Родины. Доля ОАО «АВТОВАЗ» на рынке легковых автомобилей страны составляет более 25%, ОАО «ТольяттиАзот» занимает примерно 20% российского рынка аммиака и 7,6 % мирового [4, 6, 7].
В постсоветский период руководству крупнейших предприятий города удалось провести свои
компании через кризисы. Во многом благодаря позиции руководителей Волкова А.С.3, Герасименко В.И.4, Комина А.В.5, Махлая В.Н6. и др., ведущие предприятия города сохранили производство
3 Волков Алексей Степанович родился в 1946 году. Окончил Тольяттинский политехнический институт. Свою трудовую деятельность начал в 1964 году, после окончания Ростовского ГПТУ - плотником СМП. С 1968г. Работал в «Промстрое 2» Куйбышевгидростроя мастером, прорабом, старшим прорабом, начальником участка, начальником СУ. В 1968г. был переведен на должность главного инженера «Химэнергостроя» Куйбышев-гибростроя. В 1996г. был избран генеральным директором ЗАО СМТ «Химэнергострой». Является членом Самарского отделения Российского общества инженеров строителей, членом совета работодателей г.о. Тольятти, член Торгово-промышленной палаты города. Награжден государственной наградой орденом «Знак Почёта».
4 Герасименко Виктор Иванович, Генеральный директор ОАО «КуйбышевАзот», г. Тольятти, Самарская обл. Родился в 1950 году. Окончил среднюю школу в г. Ставрополь в 1967 году. До 1969 года работал аппаратчиком на Ставропольском заводе химреактивов и люминофоров, затем переехал в город Куйбышев, где учился на химико-технологическом факультете политехнического института. В 1973 году получил диплом инженера-технолога и был направлен на работу в объединение "Куйбышевазот", г.Тольятти, где прошел путь от начальника смены до Генерального директора. Автор 64 научных трудов и публикаций, 20 изобретений, на его счету 76 рационализаторских предложений, почетный член ВОИР. В.И. Герасименко занимает активную жизненную позицию, является членом Совета Российского Союза химиков, член Общественной палаты Самарской области и Правления Самарской и Тольяттинской торгово-промышленных палат, вице-президент Союза работодателей Самарской области. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" I и II степеней.
5 Комин Анатолий Васильевич родился в 1943 году. Окончил Мордовский государственный университет. Окончив университет работал начальником лаборатории на заводе «Волгоцеммаш», старшим научным сотрудником в НИИ нерудных материалов, заведующий лабораторией Тольяттинского отделения Всесоюзного электротехнического института, начальник УЗЛ ОАО «Азотрем-маш», заместитель директора СТиКБ по научной работе, главный инженер. С 1992г. по настоящее время генеральный директор ОАО «Азотреммаш». С 2001 по 2003 гг. генеральный директор ОАО «Волгоцеммаш». Награжден орденом «Знак почёта», званием «Почетный машиностроитель», «Почетный нефтехимик». Удостоен звания «Директор года - 2001». Кандидат технических наук.
6 Махлай Владимир Николаевич. Родился в 1937 году. Окончил Пермский политехнический институт. Свою трудовую деятельность начал в 1953 году с должности ученик токаря, слесарь, механик, начальник цеха, заместитель директора по строительству, директор Губахинского химического завода. С 1985 года директор Тольяттинского азотного завода. Возглавляет корпорации «Тольяттиазот». Награжден двумя Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почёта», медалью «За доблестный труд», За вклад в область стратегического менеджмента награжден «Золотой медалью». Удостоен награды «ЕагШтакег-200» Европейским Центром исследования рынка (EMRS) Бельгия.
1872
и трудовые коллективы, адаптировались к новым рыночным условия и развивали передовые технологии в своих секторах экономики.
В экономике страны банковская система выступает как важная отрасль, которую можно сравнить с кровеносной системой живого организма. Осуществляя разнообразные операции, банки обслуживают счета государственных и коммерческих организаций, контролируют денежные потоки, своевременность расчётов, поступление налогов, собирают денежные средства, выдают кредиты предприятиям или покупают пакеты акций. Так деньги и сбережения начинают «работать». Банки активно занимаются спекулятивной перепродажей ценных бумаг, с выгодой используют средства, полученные от клиентов, и делятся с ними частью прибыли - платят проценты по вкладам.
Тольяттинский банковский сектор экономики, с началом перестройки, в 1988 г., как и вся банковская система России, пытавшаяся приспособиться к новым условиям, подвергся шквалу реформ. В стране стали появляться первые коммерческие банки. В Москве были немедленно учреждены - а фактически просто переведены в разряд коммерческих банков - подконтрольные Центральному банку (так с 1991 г. стал называться Госбанк России) Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк. Фактически, это стало началом банковской реформы, что сделало возможным появление новых банков - уже без прямого участия правительства.
В том же 1988 г. (16 ноября) был зарегистрирован первый коммерческий банк в Самарской области. Им стал тольяттинский АВТОВАЗ-БАНК, получивший генеральную лицензию №23. Тольятти стал третьим центром возникновения коммерческих банков в стране после Москвы и Ленинграда (с 6 сентября 1991г. вновь Санкт-Петербург).
Принятие в 1990 г. Закона РСФСР « О банках и банковской деятельности» ускорило появление новых банков. В стране начался банковский бум. К середине 90-х г.г. в России насчитывалось более двух с половиной тысяч банков. В мировой банковской истории, нет аналогов такого быстрого роста числа банков. Однако после дефолта по Государственным краткосрочным облигациям (ГКО), объявленного правительством С.В. Кириенко в августе 1998 г. численность банков резко сократилась.
За последние 25 лет банковский сектор экономики города прошёл сложный путь развития. Через реформы и кризисы 90-х к подъёму и ново-
му мировому кризису 2008г. В настоящее время в Тольятти как и в России функционируют разные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал). Среди кредитных организаций и банков, работающих на рынке в Тольятти, следует выделить местные банки.
Вместе с АвтоВАЗбанком функционировали ещё пять коммерческих банков: Потенциал Банк (название с 1990г., бывшее отделение Госбанка СССР, затем Промстройбанк), Тольяттихимбанк (создан в 1993г.), ФИА - БАНК (с 1993г.), Национальный Торговый Банк (создан в 1994г.), Автомобильный Банкирский Дом (создан 1997г.). Появившись в середине 90-х годов, в условиях развития товарно-денежных отношений и экономических методов хозяйствования, они стали центрами хозяйственной жизни. Осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки вели работу, которую не выполняло ни одно звено управления экономикой. Пройдя сложный путь развития, местные банки продолжают совершенствовать свою деятельность. Каждый из них занимает свою нишу на рынке, составляя достойную конкуренцию региональным и федеральным банкам.
Все эти факторы создавали благоприятные условия для развития социальной и экологической инфраструктуры города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаевская Т. И. Влияние социальных факторов на формирование городской среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2007. Т. 1. № 5. С. 157-161.
2. Адаевская Т. И. Динамика численности и сферы занятости населения города Тольятти в 1950-2009 г.г. // Вестник Гум. Инстит. ТГУ. - 2009. - № 1. С. 50-54.
3. Васильев А.В., Нустрова Е.А. Перспективы и проблемы создания химических парков: пути снижения негативного экологического воздействия (на примере ЗАО "Тольяттисинтез") // Экология и промышленность России. 2013. № 7. С. 42-45.
4. Подуруева В.В., Васильев А.В. Экологическая политика и система экологического менеджмента ОАО "АВТОВАЗ" // В сборнике: Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспор-тных комплексов: сборник пленарных докладов IV Международного экологического конгресса (VI Международной научно-технической конференции). Научный редактор: А.В. Васильев. 2013. С. 161-163.
5. Правосуд В. М. Роль и значение социальной политики ВАЗа как градообразующего предприятия // Материалы I Всероссийской научной конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность» : Тольятти, 26 - 27 ноября 2003 г. - Тольятти: Издание ОАО «АВТОВАЗ», 2003. - С. 347.
6. Энергетическое строительство: сб. посвящен строи-
1873
тельству Куйбышев. гидроэлектростанции. Вып. 5 / М-во электростанций СССР. Технич. упр.; отв. ред. В. С. Эристов. М.-Л. : Госэнергоиздат, 1958. 223 с. 7. Ямашев В.М. Исторический аспект экономическо-
го развития головных автомобилестроительных предприятий Средневолжского региона в 90-е годы ХХ века // Вестн. ПВГУС. Сер. "Экономика". 2012. № 6 (26). С. 15-22.
INDUSTRY DEVELOPMENT OF TOGLIATTI TOWN IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY
© 2014 V.M. Yamashev
Volga State University of Service, Togliatti
This article examines the historical period of the sectoral structure of Togliatti in the second half of the twentieth century. On the background of socio-economic processes are given labor biography heads of several companies which form the basis of the economy of the city.
Keywords: development of industries, the city's infrastructure, basic industries, development stages of the history of Togliatti.
Vladimir Yamashev, Candidate of Historical Science, Associate Professor at the Social and Cultural Service Department. E-mail: office@tolgas.ru
1874