Научная статья на тему 'Культурные особенности архетипа Великой Матери в мифологии цивилизаций древнего Востока'

Культурные особенности архетипа Великой Матери в мифологии цивилизаций древнего Востока Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1499
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СИМВОЛ / КАРТИНА МИРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ФУНКЦИЯ / ОПЫТ / СОЗНАНИЕ / ИСТИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леонова Людмила Леонидовна

Статья посвящена культурологическим аспектам архетипа Великой Матери в древневосточных цивилизациях. Автор анализирует истоки возникновения архетипа, его содержание и функции, а также проявление его в мифологических системах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные особенности архетипа Великой Матери в мифологии цивилизаций древнего Востока»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011

Философия. Психология. Социология

Выпуск 2 (6)

УДК 94(3):008.001

КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХЕТИПА ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ В МИФОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Л.Л. Леонова

Статья посвящена культурологическим аспектам архетипа Великой Матери в древневосточных цивилизациях. Автор анализирует истоки возникновения архетипа, его содержание и функции, а также проявление его в мифологических системах.

Ключевые слова: архетип; коллективное бессознательное; символ; картина мира; социальная значимость; функция; опыт; сознание; истина.

Одним из архетипов коллективного бессознательного является Великая Мать. Вопрос о происхождении данного архетипа представляется сложным и неоднозначным. По-видимому, из общего представления о материнском начале, любви и самопожертвовании рождается сам облик Великой Матери, а в материнской символике раскрывается её невидимая власть над миром и человеком.

С. Гроф отмечает, что среди многообразия архетипов имеются универсальные архетипы с обобщенными биологическими, психологическими и социальными ролями. К таковым он относит архетип женщины, наделяя его дополнительными психологическими характеристиками — Добрая, Ужасная, Любящая. Гроф определяет сущность архетипа женщины как:

• единицу коллективного бессознательного, хранителя коллективного человеческого опыта;

• непрерывно меняющуюся форму с изменчивыми функциями, способными корректироваться и меняться в зависимости от условий жизни социума;

• сферу проявления человеческой психологии, которая стимулирует желания, влечения, поведение и мировосприятие людей;

• сущность, способную проявлять себя и свои свойства только в рамках коллективного бессознательного [2. С. 115-175].

Такое понимание архетипа Великой Матери размывает её внутренние границы и затрудняет дальнейшее изучение. Поэтому перечень приведенных Грофом особенностей данного архетипа нельзя считать достаточно полным.

Великая Мать выступает в роли главной жизненной силы именно там, где имеется рождение и возрождение, но в то же время она может олицетворять собой и разрушительное, гибельное начало, подобно богиням Сохмет и Кали, Эрешкигаль и Инанне.

Каждый человек отводит в своей жизни существенное место матери, любя её и заботясь о ней. Позитивное отношение к родной матери и её архетипу формирует отношение человека и к самому себе, и к миру, и обществу, и другим людям. Именно материнский образ является главной психологической опорой личности, её достоянием и ценностью. Именно материнский образ наполняет содержанием образы богинь Исиды и Иштар, Девы Марии и Нут. Материнское начало — это та сфера бессознательного, в котором формируется и рождается сознание.

Леонова Людмила Леонидовна — кандидат культурологии, доцент кафедры философии, Пермская государственная сельскохозяйственная академия; 614000, Пермь, ул. 25 октября, 10; тел. 89194527425.

Архетип Великой Матери в процессе своего исторического развития весьма существенно изменился, когда патриархат заменил матриархат. Э. Фромм обращает внимание на то, что в вавилонской мифологии победа мужских богов над Великой Матерью Тиамат (правительницей Вселенной) фиксирует именно эту замену. Подобное повторяется и в Ветхом Завете, и в древнегреческой мифологии, нарушая естественный природный закон: Ева появляется на свет из ребра Адама, Афина — из головы Зевса. Подобное нарушение порождено завистью древнего человека к женщине, которая в силу своей детородной функции обладала весьма существенными преимуществами социального характера по сравнению с мужчинами. Зависть такого рода весьма типична в период перехода власти от женщины к мужчине.

Боги-мужчины, сотворившие из Тиамат небо и землю, привели хаос природных стихий в определённый порядок, но без женской рождающей способности обойтись так и не смогли.

Образ женщины-матери является прототипов всех великих и малых богинь, матери-земли, родины-матери, всего того, что обладает чертами материнства, и в целом — Великой Матери. Великая Мать, рождающая и вскармливающая, порождает их всех, она есть тот первообраз, пронизывающий собой всю человеческую жизнь. Сопоставление и отождествление женщины и матери-земли стало началом для формирования архетипа Великой Матери, но богиня-мать появилась гораздо позднее. В большинстве древневосточных культур единственной женщиной, к которой необходимо относиться с почтением и преклоняться перед ней, является мать. Поэтому богиню и сравнивают с матерью.

По представлениям некоторых древневосточных культур из тела матери был создан весь мир. «...Проворно набросив на Тиамат сеть, вогнал ей в глотку Вихрь, а потом пронзил её чрево стрелой. Победитель вырезал праматери богов сердце и торжествующе наступил ногой на распростёртое безжизненное тело. .Всех до единого страшилищ переловил и заковал в кандалы победоносный Мардук. После этого он

вернулся к телу убитой Тиамат и рассёк его пополам. Одной половиной, словно тентом, Мар-дук покрыл небо, защитив землю от небесных вод, а из второй половины создал круглую плоскую землю, плавающую в Мировом океане». [3. С.243-244].

Мардук, сражавшийся со своей матерью Тиамат, из её тела сотворил Вселенную. Возможно, победа Мардука знаменует собой торжество патриархата, но дело не только в преодолении женского господства — вся эта грандиозная космогоническая драма мистериальна в своей основе, она показывает рождение в муках и страданиях нового молодого мира. В этом отношении её можно считать религиозным актом.

В мифологических представлениях о богинях мифотворцы чаще всего придерживаются диалектических установок, исходят из двойственности всего сущего, наличия в нем мужского и женского начала. Эти начала проявляются в характере поведения различных богинь, особенно богинь — воительниц.

Каждая культура создает свой особенный образ Великой Матери, но он практически всегда взаимосвязан с мифологическими установками и представлениями о социальной роли женщины Богини, созданными фантазией людей. Они реальны виртуально в силу того, что дублируют женщин, хотя в процессе мифологизации их образы существенно трансформируются и наделяются всевозможными чудесными свойствами.

Великая Мать выступает символом вечности человеческого бытия, являясь его залогом — ведь пока она существует, жизнь не прекратится и не исчезнет; именно поэтому она неизменна и бессмертна. Великая Мать не является единственной ипостасью женского начала, но она по праву может считаться символом вечности человеческой жизни, она уничтожает страх людей перед возможной гибелью человеческой цивилизации.

Среди созидательных функций Великой Матери выделяются следующие:

• как супруга бога — творца она участвует в

сотворении мира;

ФИЛОСОФИЯ

• кроме этого, она участвует в создании населяющих землю живых существ;

• она покровительствует культуре как творческой силе социума;

• она дарит людям законы и тайные знания;

• она тождественна природным циклам смерти и воскрешения;

• она источник жизненной силы и бессмертия;

• она участвует в религиозных мистериях и тайных языческих культах.

Женское начало в религиозных восточных культах выражает себя в тяготении к спокойствию и миру, рождению и воспитанию божественного потомства. Здесь мы видим стремление идеализировать женское начало как основу мира, стабильности, созидания.

Великая Мать может изображаться в облике кормящей матери, а её дитя — божественный правитель, и его роль в управлении страной требует безоговорочного подчинения. Так, богиня Мут в религиозном пантеоне Мероэ всегда считалась Божественной Матерью фараона и непременной участницей цикла рождения и воспитания наследника. Мут кроме статуса Великой Матери имела титул «владычицы неба», ей отводилась одна из главных ролей в коронации Царя. Египетскую богиню Исиду, культ которой также был популярен в Мероэ, называли матерью царя. Её изображали в погребальных ритуалах, сравнивая с луной и солнцем. Египетская богиня Хатхор также почиталась в Мероэ как Великая Мать; при этом она пользовалась особым почётом и уважением.

Зороастрийская богиня Анахита выступает во многих ипостасях — будучи богиней любви, она творит мужское семя, делает легкими роды, наполняет молоком материнскую грудь, покровительствует домашнему очагу и семейному счастью. Она появляется в облике прекрасной девушки знатного рода, и все боги склоняются перед её величием и красотой. В сущности, она и есть Великая Мать, олицетворяющая жизненную силу, любовь и счастье.

Роль Великих Матерей в жизни древних народов выражалась в том, что они рожали богов, занимавших в религиозном пантеоне то

или иное место. Астарта в финикийской мифологии — мать бога Мелькарта, покровителя города Тира. По одному из вариантов финикийской мифологии Астарта была матерью Геракла. Финикийцы считали, что она является Афродитой.

В буддизме великой богиней считается абсолютная пустота, социальным лицом которой является иллюзия (Майя). Пустота не есть небытие — это сама жизнь, но не материальная и не мирская. Богиню пустоты можно лицезреть в свете, струящемся от Будды. Майя как олицетворение иллюзии — многофункциональный архетип: она дарит просветление и освобождение, создает из хаоса порядок, обучает, защищает и помогает познать истину; кроме этого, она является матерью всех Будд, носительницей света, добра, знания и мудрости. Одна из самых важных её функций — освобождение темных сил бессознательного внутри человека, чтобы его сознание пробудилось. Именно благодаря этому она рождает человека вторично — как сознательное существо. Этот мистический акт напоминает героическое деяние Дурги — великой богини — воительницы, супруги Шивы — когда она отрубает голову быку (демону), олицетворявшему жестокость и невежество.

Фигура Великой Матери и её многочисленные ипостаси имеют символическое значение, как все сакральные образы. Символы Великой Матери, воплощенные в различных богинях, способствуют постижению её многоаспектной функциональности, значимости, востребованности. К символике данного архетипа можно отнести:

• землю (в качестве вечно рождающего материнского лона);

• воду (вхождение в материнскую утробу, таинство зачатия и рождения);

• корову (праматерь всего сущего);

• сосуды (различные формы материнского тела);

• христианскую церковь (любящая, прощающая);

• дом (как материнское лоно);

• гробницу (переход в духовную жизнь).

Роль архетипа Великой Матери велика еще и потому, что в ней олицетворяются разные грани человеческого характера: милосердие, всепрощение и жертвенность, жизненная сила и стойкость, доброта и мужественность. Жизнеутверждающая функция данного архетипа очень точно отражает и социальные конфликты, и судьбу женщины как в древнем, так и в современном мире. В этом её непреходящая актуальность.

Список литературы

1. Антонян Ю.М. Великая Мать. Реальность архетипа. М.: Логос, 2007. 280 с.

2. Гроф С. Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД. М.: Наука, 1994. 421 с.

3. Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. Феникс. СПб.: Северо-Запад, 2006. 463 с.

4. Фромм Э. Душа человека. М.: Алетейя, 2002. 321 с.

CULTURAL CHARACTERISTICS OF THE ARCHETYPE OF THE GREAT MOTHER IN MYTHOLOGY OF ANCIENT EAST CIVILIZATIONS

Lyudmila L. Leonova

Perm State Agricultural Academy, 10, 25 Oktyabrya str., Perm, 614000

The article is devoted to the cultural aspect of the archetype of the Great Mother in ancient oriental civilizations. The author analyzes the origins of the archetype, its contents and functions, as well as its manifestation in the mythological systems.

Key words: archetype; collective unconscious; symbol; picture of the world; social significance; consciousness; truth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.