Научная статья на тему 'Культурные коды Океании и их влияние на мировую цивилизацию'

Культурные коды Океании и их влияние на мировую цивилизацию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Океания / культурные коды / хула / кава / мана / хака / тату / киви / кенгуру / Бальмонт / Oceania / cultural codes / hula / kawa / mana / haka / tattoo / kiwi / kangaroo / Balmont

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пале София Евгеньевна

В статье рассмотрены культурные коды Океании, ставшие неотъемлемой частью мировой культуры: сёрфинг, превратившийся в стиль жизни для множества людей по всему свету, искусство нанесения татуировок, которое стало набирать популярность в Европе после путешествий Джеймса Кука по Океании в конце XVIII в., «культура тики», вобравшая в себя атрибутику полинезийской экзотики, и др. Приводятся свидетельства участников морских научно-исследовательских экспедиций XVIII—XIX вв., которые наряду с писателями, художниками и учёными стали основными проводниками океанийской культуры в глобальный мир. Анализируется влияние Океании на культуру Европы, Америки и России на рубеже XIX—XX вв., связанное с именами Поля Гогена, Марка Твена, Джека Лондона, Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется вкладу в развитие науки, сделанному благодаря зоологическим, антропологическим и этнографическим исследованиям, проведённым на островах российским учёным Н.Н. Миклухо-Маклаем. Показано, как соприкосновение с Океанией привело целый ряд выдающихся личностей к мировой славе. Обосновывается мысль о том, что за последние двести лет культурные коды этих уникальных островов оказали значительное воздействие на философскую мысль, литературу, изобразительное и кинематографическое искусство, а также проявили себя в различных практических сферах, таких как спорт или ресторанное дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Сodes of Oceania and Their Impact on World Civilization

The paper deals with the cultural codes of Oceania which have become an integral part of world culture: surfing as a lifestyle for many people around the world, the art of tattooing, which began to gain popularity in Europe after James Cooks’ trips to Oceania in the late eighteenth century, the “tiki culture” inspired by the attributes of Polynesian exotica, etc. The evidence is presented by the participants of maritime research expeditions of the eighteenth and nineteenth centuries, who, together with writers, artists and scientists introduced the Oceanic culture to the global world. The paper analyses the influence of Oceania on the culture of Europe, America and Russia between the end of the nineteenth and the early twentieth centuries associated with the names of Paul Gauguin, Mark Twain, Jack London and Konstantin Balmont. Special attention is given to the contribution to the development of science due to zoological, anthropological and ethnographic studies carried out on the islands by the Russian scientist N.N. Miklouho-Maclay. It is shown how the contact with Oceania led a number of prominent figures to world fame. It is argued that over the last two hundred years the cultural codes of these unique islands have had a significant impact on philosophical thought, literature, visual and cinematic arts, as well as manifested themselves in various practical fields, such as sport or catering.

Текст научной работы на тему «Культурные коды Океании и их влияние на мировую цивилизацию»

DOI 10.24412/1026-8804-2023-1-112-132 УДК 930.85

Культурные коды Океании и их влияние на мировую цивилизацию

София Евгеньевна Пале,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, Москва. E-mail: sophiapale@yandex.ru

В статье рассмотрены культурные коды Океании, ставшие неотъемлемой частью мировой культуры: сёрфинг, превратившийся в стиль жизни для множества людей по всему свету, искусство нанесения татуировок, которое стало набирать популярность в Европе после путешествий Джеймса Кука по Океании в конце XVIII в., «культура тики», вобравшая в себя атрибутику полинезийской экзотики, и др. Приводятся свидетельства участников морских научно-исследовательских экспедиций XVIII—XIX вв., которые наряду с писателями, художниками и учёными стали основными проводниками океанийской культуры в глобальный мир. Анализируется влияние Океании на культуру Европы, Америки и России на рубеже XIX—XX вв., связанное с именами Поля Гогена, Марка Твена, Джека Лондона, Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется вкладу в развитие науки, сделанному благодаря зооло гическим, антропологическим и этнографическим исследовани ям, проведённым на островах российским учёным Н.Н. Миклухо-Маклаем. Показано, как соприкосновение с Океанией привело целый ряд выдающихся личностей к мировой славе. Обосновывается мысль о том, что за последние двести лет культурные коды этих уникальных островов оказали значительное воздействие на философскую мысль, литературу, изобразительное и кинематогра фическое искусство, а также проявили себя в различных практи ческих сферах, таких как спорт или ресторанное дело. Ключевые слова: Океания, культурные коды, хула, кава, мана, хака, тату, киви, кенгуру, Бальмонт.

Cultural fodes of Oceania and Their Impact on World Civilization. _ Sofia Pale, Institute of Oriental Studies, RAS, Moscow, Russia.

E-mail: sophiapale@yandex.ru. §

CL

The paper deals with the cultural codes of Oceania which have become ^

an integral part of world culture: surfing as a lifestyle for many people g

around the world, the art of tattooing, which began to gain popularity £

in Europe after James Cooks' trips to Oceania in the late eighteenth century, the "tiki culture" inspired by the attributes of Polynesian exotica, etc. The evidence is presented by the participants of maritime research expeditions of the eighteenth and nineteenth centuries, who, together with writers, artists and scientists introduced the Oceanic culture to the global world. The paper analyses the influence of Oceania on the culture of Europe, America and Russia between the end of the nineteenth and the early twentieth centuries associated with the names of Paul Gauguin, Mark Twain, Jack London and Konstantin Balmont Special attention is given to the contribution to the development of science due to zoological, anthropological and ethnographic studies carried out on the islands by the Russian scientist N.N. Miklouho-Maclay. It is shown how the contact with Oceania led a number of prominent figures to world fame. It is argued that over the last two hundred years the cultural codes of these unique islands have had a significant impact on philosophical thought, literature, visual and cinematic arts, as well as manifested themselves in various practical fields, such as sport or catering. Keywords: Oceania, cultural codes, hula, kawa, mana, haka, tattoo, kiwi, kangaroo, Balmont.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе исторического процесса культуры различных народов постепенно смешиваются, предлагая мировой цивилизации свои лучшие качества и одновременно впитывая в себя инородные элементы, делая их неотъемлемой частью собственного бытия. В результате общемировое цивилизационное пространство обогащается новыми культурными кодами, которые представители следующих поколений уже считают «своими». Человечество всегда находится в поиске нового опыта и впечатлений для создания необычайно интересного глобального творчески интеллектуаль ного полотна, на котором культурные особенности Океании занимают видное место.

Касаясь историографии вопроса, следует отметить, что изучением Океании в СССР и затем в России занимались такие выдающиеся специалисты, как К.В. Малаховский (основоположник советской и российской исторической океанистики), Н.Б. Лебедева, И.М. Меликсетова, Г. И. Каневская, П.И. Пучков, Н.П. Равва, Л.Г. Сте-фанчук, Н.П. Челинцева, Н.А. Бутинов, В.Я. Архипов, В.А Вревский, А.Ю. Рудницкий, В.П. Николаев, В.И. Беликов, А.С. Петриковская, А.Я. Массов [18], Н.С. Скоробогатых, В.Н. Тимошенко, А.В. Антошин и др., работы которых выходили в сборниках научных статей, по свящённых Южно-Тихоокеанскому региону [1—4; 14; 21; 24; 42—44], а также в виде отдельных научных изданий [5; 16; 22; 23; 28; 31; 32;

35; 41]. Эти авторы посвятили свои исследования осмыслению исторических процессов, которые протекали в Океании в XIX—XX вв.

Тайны духовной жизни островных народов приоткрыли специалисты Л.А. Иванова [9], Б.Н. Путилов [26; 27], Д.Д. Тумаркин [19], И.В. Чининов [10], А.А. Лебедева [15]. Особенно следует отметить ряд превосходных работ И.К. Фёдоровой [37—39], Е.В. Говор [7; 28], Е.В. Рудниковой [29; 30], непосредственно посвящённых культуре Австралии, Новой Зеландии и в целом Полинезии.

Также следует упомянуть «Маклаевские чтения»—конференции этнографов, организаторами которых в середине 1990-х гг. выступили учёные Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в сотрудничестве с Окуловским краеведческим музеем, ведущими вузами и исследовательскими цен трами России.

Внимания заслуживает созданный в 2022 г. виртуальный му зей [25] этнографических коллекций, собранных в Папуа — Новой Гвинее в 2017 и 2019 гг. Н.Н. Миклухо-Маклаем [20] — родственником и полным тёзкой выдающегося российского учёного-путешественника, возглавившим созданный им в 2017 г. Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая [40].

До настоящего момента никто из специалистов ни в России, ни за рубежом не ставил целью обобщённо рассмотреть особен ности культуры Океании, установить культурные коды уникаль ного островного мира и проследить пути их встраивания в обще мировую цивилизацию.

Именно эти задачи предполагает решить автор данной статьи, в определённой степени основываясь на работах вышеуказанных исследователей, но большей частью руководствуясь собственным длительным опытом изучения этого интереснейшего региона.

О КУЛЬТУРНЫХ КОДАХ ОКЕАНИИ

При мысли о Японии в воображении возникает знаменитая гора Фудзи; Объединённые Арабские Эмираты ассоциируются с самыми высокими ультрасовременными зданиями на земле; Аргентина — это танго в строгом и страстном чёрно-красном; Куба — сигары и Че Гевара; Россия — матрёшка, медведь и балалайка; Украина—борщ; Италия—пицца. А какие культурные коды связаны со словом «Океания»? _ В СССР и затем в России этот удалённый регион на протяжении Щ-последних 50 лет устойчиво ассоциировался с хитом легендарно- § го советского исполнителя Владимира Высоцкого «Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука», после создания ко- ^ торого в 1970-х гг. певец отправился за ответом на Гавайи—туда, § где главный герой его песни, английский капитан Джеймс Кук, £

трагически закончил свои дни. Ещё одним островом, который кумир советской публики посетил в Океании, был Таити — «жемчужина» Французской Полинезии [12].

Сложившийся в конце XVIII в. образ Таити как «райского» места стал одним из первых культурных кодов Океании, который оказал значительное влияние на европейскую философскую мысль той эпохи. Случилось это благодаря тому, что Таити сравнил с Эдемом французский капитан Луи Антуан де Бугенвиль — руководитель первой французской кругосветной научной экспедиции, который впервые подробно исследовал и описал быт таитян в 1768 г., а по возвращении в Париж издал в 1772 г. свою книгу-отчёт «Кругосветное путешествие на фрегате „Будёз" и транспорте „Этуаль" в 1766, 1767, 1768 и 1769 годах», которая произвела небывалый фурор.

«Казалось, я попал в Эдем. Мы проходили по зелёной равнине, покрытой фруктовыми деревьями, пересечённой речками, кото рые создают здесь восхитительную прохладу. <...> Многочисленное население острова наслаждается щедрыми дарами приро ды. <...> Все дружески приветствовали нас. <...> Повсюду царили гостеприимство, покой, радость, веселье—все признаки полного благополучия»,—сообщал французский капитан [13, с. 164].

Описания «райской жизни» океанийцев всколыхнули умы европейской интеллигенции, среди которых были самые видные представители французского Просвещения: Жан-Жак Руссо сформулировал философскую идею «благородного дикаря» — «дитя природы», живущего без социальных условностей на далёких островах Тихого океана, а Дени Дидро изложил свои размышления о естественной морали и единении с природой в опубликованной им в 1773 г. работе «Дополнение к плаванию Бугенвиля», которая, как и подавляющее число его произведений, стала известна в Рос сии благодаря тому, что императрица Екатерина II не раз принимала французского мыслителя при своём дворе в Санкт Петербурге.

Вторая волна интереса к Таити возникла в Европе в начале XX в. благодаря эпатажному французскому художнику Полю Гогену, самые знаменитые полотна которого были написаны на Таити, где он провёл заключительную часть своей жизни. Похоронен живопи сец был в 1903 г. на Маркизских островах (о. Хива-Оа), а рядом с его могилой покоится скончавшийся в 1978 г. непревзойдённый фран цузский поэт, бард, актёр и режиссёр Жак Брель, хорошо известный советской и российской аудитории, который, как и П. Гоген, пересе _ лился на Маркизские острова за три года до своей смерти. ^ Картины П. Гогена, выставленные посмертно в Париже в 1906 г.,

§ принесли его имени всемирную славу. В России с его работами познакомил широкую публику в 1910-х гг. текстильный магнат и ценитель ^ живописи С.И. Щукин, коллекции которого сегодня можно увидеть § в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушки-£ на (Москва) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Примитивное искусство Океании привело к появлению ново го направления в искусстве — сюрреализма: на заре 1900-х гг. оно воспламенило творческую искру испано французского художни ка Пабло Пикассо, французского поэта и писателя Андре Бретона и прочих видных сюрреалистов тех лет.

Жизнь главного эксцентрика Европы П. Гогена легла в основу романа «Луна и грош» популярного английского писателя Сомерсета Моэма, на долгие десятилетия ставшего одним из самых читаемых авторов в СССР после перевода романа на русский язык в 1927 г.

На стыке XIX—XX вв. к Океании обращались за вдохновением великие люди того времени: на тропических островах побывали писатели мирового уровня—Джек Лондон, Роберт Льюис Стивенсон и Марк Твен. Жюль Верн и Говард Лавкрафт использовали тихоокеанскую экзотику в своём литературном творчестве. На океанийскую этнографию опирался основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд при создании одной из своих самых значительных работ—«Тотем и табу» (1913). Наконец, знаменитый российский учёный-путешественник второй половины XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклай, изучавший жителей Океании и в первую очередь папуа сов Новой Гвинеи, заложил прочную антропологическую основу для гуманистической идеи о равенстве рас и народов Земли. Успехом пользовалась книга «Океания. Очерк и стихи» [6] российско го поэта К.Д. Бальмонта, в которой он изложил свои впечатления от посещения в 1912 г. Австралии, Новой Зеландии, Самоа, Тон га, Фиджи и Новой Гвинеи в ходе 11 месячного морского путеше ствия. По возвращении в Россию К.Д. Бальмонт безвозмездно передал в Музей антропологии МГУ собранную им на свои средства этнографическую океанийскую коллекцию, а затем в течение трёх лет, с 1913 по 1916 гг., читал лекции об увиденном в переполнен ных залах под аплодисменты восхищённой публики. К.Д. Бальмонта можно считать российским популяризатором Океании [29; 30], который первым сложил её поэтичный образ—из пальм, небесно-океанической голубизны и песчаного золота лагун: «Символ голубого Тонга и золотого Самоа—высокая стройная пальма, чьи листья —как мощные крылья, чей плод—как нескромный намёк на телесную любовь, чей стройный взнесённый ствол—как предельная над Океаном колонна, безгласно говорящая, что есть страны, где храмов не нужно, ибо всё есть светлый успокоенный храм» [6].

Сравнивая посещённые им острова Океании, поэт приходит к выводу: «И я подумал, какое это счастье, что есть ещё страны, где каждый миг может быть как сияющий кристалл в Океаничес кой оправе Вечности, но из всех видений, мною увиденных, я люб лю более всего органное пение коралловых морей и отрешённую тишину золотого Самоа» [6].

Очень точно К.Д. Бальмонт передал полинезийскую атмосферу, описывая полюбившиеся ему более всего острова Самоа:

«Это Острова Счастливых, царство смеха и улыбок, улыбчивости постоянной, красивых цветов, плодов душистых, Солнца неизме-няющего, лёгкой беспечности, не знающей раскаяния» [6].

На Самоа провёл последние годы жизни всемирно известный писатель Роберт Льюис Стивенсон, дом и могилу которого на о. Уполу после его кончины в 1894 г. ежегодно посещают тысячи туристов со всего света.

Тем временем океанийские ассоциации ведут к образу уже упомянутого Джеймса Кука, отправленного в 1770-х гг. британским правительством исследовать Океанию по примеру французской экспедиции Л.А. де Бугенвиля. В 1778 г. 49-летний английский капитан открыл Гавайские острова, а в следующем году при их повторном посещении он погиб от рук местного меткого метателя копья в вооружённом конфликте, возникшем из-за недопонимания с островитянами. Тело Кука аборигены расчленили в ритуальных це лях, чтобы присвоить себе ману легендарного мореплавателя, за ключённую, согласно местным верованиям, в его нижней челюсти. Её островитяне оставили себе, вернув по требованию экипажа остальные части тела капитана, для того чтобы его останки были за хоронены в море с надлежащими почестями по морской традиции.

Мана — это ещё один культурный код Океании, магическая сила, содержащаяся в сакральных предметах её обладателя и непосредственно в его теле, которая усиливается не только со циальными достижениями её носителя, но и близкородственны ми браками и которая может передаваться от одного человека к другому путём обрядов. В бесписьменной культуре Океании ка менного века мана служила доисторической формой измерения социальной значимости человека, а заодно и всего его рода—рас-ширенной семьи, от которой он был неотделим.

Эту концепцию, распространённую в Океании, впервые опре делил в 1878 г. англиканский миссионер, антрополог и этнограф Роберт Генри Кодрингтон, проводивший работу в Меланезии: «Религия меланезийцев в смысле верований состоит в убежде нии, что всюду существует сверхъестественная сила, принадлежащая к области невидимого; а в смысле практики—в употреблении средств для обращения этой силы в свою пользу... Есть вера в силу, которая отличается от физической силы и действует самыми раз личными путями для добра и зла; и обладать ею или направлять её—величайшее преимущество. Это есть мана... Вся меланезий-_ ская религия состоит по существу в приобретении этой маны для ^ себя или в использовании её для своей выгоды.» [46, р. 118]. § В наши дни это понятие широко известно в виртуальном иг-

ровом пространстве: так, целая серия компьютерных видеоигр ^ носит незатейливое название «Мана» (Mana). § Несмотря на кровавую расправу гавайцев над Джеймсом Куком

£ и отталкивающий с европейской точки зрения способ получения

его маны, образ Гавайев тем не менее твёрдо закодирован в нашем сознании в виде пляжей, пальм и прекрасных танцовщиц хула в травяных юбочках пау, с разноцветными бусами леи и яркими цветами в густых чёрных волосах. Мало кто задумывался о том, что магнетически притягательный образ Гавайев воз ник во второй половине XIX в. благодаря творчеству выдающего писателя Марка Твена: «На всей Земле нет более ошеломительно прекрасного места» ("It is the only supremely delightful place on earth"),—напишет он в 1881 г., спустя полтора десятка лет после посещения им этих полинезийских островов [50, р. 221].

К моменту написания этих строк М. Твен уже успел совершить кругосветное путешествие и увидеть множество красот нашей пла неты, однако именно Гавайи впечатлили его на всю жизнь и заста вили читателей на всех континентах, где публиковались произве дения М. Твена, включая СССР, принять на веру его утверждение.

Именно благодаря таланту М. Твена мир познакомился с полинезийской культурой и такими её выдающимися элементами, как сёрфинг и танец хула. В свою очередь, именно Гавайи сделали Марка Твена знаменитым: в 1866 г. он в качестве репортёра калифорнийской газеты The Sacramento Union, издававшейся в Сан-Франциско, провёл на островах четыре месяца, регулярно присылая в редакцию свои репортажи. Его публикации вызвали такой бурный ажиотаж у читателей, что после возвращения в Сан-Франциско 31-летнего журналиста Сэмюела Клеменса ждало трёхмесячное турне по всей Калифорнии с юмористическими лек циями об удивительной полинезийской жизни—уже под псевдонимом Марк Твен, под которым мы знаем его сегодня.

В 1872 г. по мотивам гавайских приключений вышла повесть «Налегке» (Roughing It) [34], в которой М. Твен впервые в литературе красочно и подробно описал сёрфинг, отметив, что европей цам не дано покорить волну, стоя на доске, с которой он сам всё время падал. Первым упоминанием сёрфинга в истории считается запись в дневнике помощника капитана Джеймса Кинга во время пребывания экспедиции Дж. Кука на Гавайских островах в 1779 г. [36].

Так как коренные гавайцы скользили по волнам на досках без всякой одежды, это невинное развлечение было почти повсемест но запрещено европейскими миссионерами к концу XIX в. Но уже в начале XX в. сёрфинг удалось реабилитировать усилиями ещё одного писателя с мировым именем—Джека Лондона, которому с лёгкостью покорилась и доска, и волна. Кататься его обучили два европейца, проживавшие на Гавайях, которые впоследствии вме сте с коренным гавайцем Дьюком Каханамоку (будущим олим пийским чемпионом по плаванию в 1912, 1920 и 1924 гг.) стали главными популяризаторами сёрфинга в Калифорнии. Дж. Лон дон восторженно описал свои впечатления в статье «На сёрфе

по Южному морю», опубликованной в популярном в США издании The Woman's Home Companion в 1907 г., в качестве эпиграфа процитировав М. Твена: «Чтобы в совершенстве овладеть искусством купания в прибой, надо, вероятно, родиться туземцем» [48]. Чуть позднее эту статью Дж. Лондон превратил в главу VI «Спорт богов и героев» своей книги «Путешествие на „Снарке"» [17], вышедшей в 1911 г. и получившей известность во многих странах. Так мир познакомился с сёрфингом.

К слову, самая старая гавайская доска для сёрфинга, датируемая началом 1600-х гг., принадлежала женщине — принцессе Канеамаме (Канеамуне), в погребальной пещере которой этот отлично сохранившийся артефакт был найден в ходе археологичес ких раскопок в 1905 г. [45].

И именно женщинам сёрфинг обязан мировой популярностью: после выхода американского фильма «Милашка» (Gidget) в 1959 г., главной героиней которого была белокожая девушка сёрфер, на чала складываться своя субкультура со всеми атрибутами — сленгом, стилем одежды, танцами (так называемый стиль stomps — «топтание») и музыкой, примером которой служит сёрф-группа The Ventures, чьи композиции режиссёр Квентин Тарантино использовал в своём культовом фильме «Криминальное чтиво» в 1994 г. Очередной женский образ полинезийской принцессы появился в прекрасном мультфильме «Моана» американской анимационной компании Walt Disney Animation Studios в 2016 г.

Экзотическая мода на сёрфинг не обошла стороной даже «закрытый» СССР: в 1961 г. «первым советским сёрфером» стал Николай Попов — капитан команды МГУ по горным лыжам, который заинтересовался искусством покорения волны после прочтения книги Дж. Лондона «Путешествие на „Снарке"». Ему удалось покататься на самодельной доске сначала в Крыму, на мысе Тархан кут, в 1966 г., а затем в США в 1970—1974 гг., где он работал в редакции журнала Soviet Life [11].

Сегодня популярность сёрфинга трудно переоценить. В России он был официально признан видом спорта в 2015 г., а в олимпий скую программу вошёл в 2016 г. Первое золото было разыграно на летних Олимпийских играх—2020 в Японии в 2021 г. (даты сдвинулись из-за пандемии COVID-19).

Вернёмся к повести М. Твена «Налегке», где был впервые подробно описан ещё один ставший со временем всемирно извест ным культурный код Океании—танец хула, который до начала XX в. исполнялся гавайскими девушками в полуобнажённом виде. По этой причине христианские миссионеры наряду с сёрфингом пытались запретить и этот вид искусства; он оставался доступным лишь тайно, по предварительной договорённости, о чём М. Твен с досадой сообщал на страницах своей книги [34, с. 74]. Право на публичное исполнение хула, как и на демонстрацию многих

других элементов полинезийской культуры, было восстановлено гавайским королем Калакауа (1874—1891), на коронации которого выступили лучшие танцовщицы. Крылатыми стали его слова: «Хула — это язык сердца, в ритме которого живёт душа гавайского народа» ("Hula is the language of the heart, therefore the heartbeat of the Hawaiian people").

В 1927 г. был открыт первый международный аэропорт в Гонолулу, столице Гавайев, и в том же году на американских экранах появилась успешная кинолента «Хула» с белокожей танцовщи цей в главной роли. Образ девушки-хула продолжил европеизироваться благодаря последующим фильмам—«Райская птица» (1932) и «На последней яхте их жизни» (1934), которые сильно подогрели интерес к показавшимся уже не столь далёкими Гавайям. В 1930-е гг. широчайшее распространение получили изображения светлокожих девушек хула на календарях, открытках, короб ках спичек, постерах, шейных платках и др. Для туристов, хлынувших на эти далёкие полинезийские острова, впервые поступили в продажу сувенирные фигурки «танцующих» девушек-хула с пружинкой вместо талии, которые до сих пор пользуются неизменной популярностью.

Одновременно всеобщую любовь снискала маленькая гитара уку-леле с особым «гавайским» звучанием, сопровождавшая танец хула.

Атрибутика полинезийской экзотики плавно перешла на материковую часть Америки—в Калифорнию, где в Лос-Анджелесе в 1934 г. открылся первый тики-бар, за которым последовали десятки подобных заведений по всей стране, стилизованных под по линезийскую хижину, с резными узорчатыми столбами тотемами в стиле примитивного искусства Океании и алкогольными коктейлями с экзотически тропическими названиями, которые подава лись в специальных стаканах «тики» в форме лица полинезийского бога войны. Изначально тики—это фигурка любого антропоморфного божества первопредка, призванного охранять идущий от него человеческий род, повышать урожайность и приносить уда чу в войне. К 1950-м гг. в США сложилась культура тики, связанная со стремлением ощутить себя свободным от оков цивилизации и стать на время «океанийцем»—спокойным, весёлым и расслабленным. Для этого в тики барах создавалась атмосфера максималь ной релаксации для снятия психического напряжения [47, с. 18].

Всплеску интереса к Гавайям у туристов со всего мира спо собствовало появление первых реактивных самолетов и откры тие скоростных рейсов в 1959 г., значительно сокративших время пути до Гонолулу. В том же году Гавайи стали 50 американским штатом с альтернативным названием «штат Алоха»: «алоха» означает «здравствуйте» по гавайски, и это слово стало настолько ходовым, что дало название разноцветной «гавайской» рубашке, которую было принято надевать для походов в тики бары.

А ещё Гавайи дали миру название для придуманного в США в 1958 г. гимнастического обруча хулахуп (hula-hoop), которое произошло от двух слов: hula — «хула», гавайский танец, hoop (англ.) — «обруч».

Мода на культуру тики прошла ещё в 1960-е гг.; однако научно-исследовательский и ностальгический интерес к этому социально-культурному явлению возник вновь в 1990-х гг. и сегодня поддерживается рестораторами по всему миру. Так, в России в конце 2010-х гг. можно было окунуться в атмосферу культуры тики в заведении «Tiki-Bar» — первом (и последнем) гавайском баре в Москве, в оформлении которого была использована та же тема, что и в легендарных тики барах США.

В наши дни увлечение океанийской экзотикой за пределами Океании выражается в набирающих с 2020-х гг. популярность кава-барах—но уже без океанийского антуража—в тех странах, где употребление этого слабонаркотического растительного на питка разрешено в определённых дозах. На островах Тихого океана сложилась социально важная церемония распития кавы, нацеленная на достижение просветления сознания, безмятежности и покоя. Без неё не обходились мирные переговоры между воюющими племенами; пример-аналог — обряд курения «трубки мира» у американских индейцев. Каву изготавливали из корня одноимённого растения (лат. piper methysticum — перец опьяняющий) путём его жевания и сплевывания в общую чашу. Получившуюся серо коричневую жижу пили медленно, делая по од ному глотку через каждые 40 минут в течение примерно 6 часов. Так как в наши дни время стоит слишком дорого, желающие ис пробовать каву (сегодня её готовят из сухого порошка) пытаются получить эффект в кратчайшие сроки, сразу выпивая всё до дна. Это приводит к тяжёлым последствиям для печени, поэтому в современном, спешащем мире этот напиток запрещён к свободной продаже во многих странах.

Вот как описал свои впечатления от приёма кавы российский поэт К.Д. Бальмонт: «.мне показалось, что я в сказке. Легкое опьянение от белесоватой кавы совершенно не затемняет сознания, а лишь делает его более обострённым, но не хочется двигаться, хочется быть в блаженной сосредоточенности» [6].

Каву пробовали многие известные люди, включая англий скую королеву Елизавету II и членов её семьи, с 1950-х гг. регулярно посещавших британские южнотихоокеанские колонии, а с 1960—1970-х гг.—уже независимые страны Океании; Папу Римского Иоанна Павла II; современных выдающихся деятелей— главу Китая Си Цзиньпина, американского политика Хиллари Клинтон, французских президентов и кинозвезду мировой вели чины Арнольда Шварценеггера. Таким образом, мы становимся

свидетелями того, как очередной культурный код Океании—аутентичный напиток кава, известный в Океании на протяжении трёх тысяч лет,—начал своё осторожное шествие по планете.

Благодаря интересу к Океании мир познакомился с самым загадочным местом на Земле — островом Пасхи (или Рапа-Нуи) с его огромными каменными исполинами моаи. Раскопки мегалитов, которых на сегодняшний день насчитывается около 900, на десятилетия вперёд прославили норвежского путешественника-археолога Тура Хейердала, который разгадал почти все научные головоломки острова в 1950-х и 1980-х гг. Он впервые смог показать, как при помощи верёвок и усилий всего 12 человек огромные статуи весом несколько тонн могли «шагать» по земле от карьера до места их установки на побережье. Благодаря его работе по изучению устной традиции жителей острова Пасхи мир узнал о мифических духах аку-аку, с которыми рапануйцам было не так скучно коротать время на крошечном острове, одиноко возвышающем ся посреди бескрайних просторов Тихого океана и не имеющем сообщения с другими населёнными островами, расположенными не ближе чем 4 тыс. км.

Моаи острова Пасхи манили к себе мореплавателей со всего света: первым российским капитаном, который увидел эти удивительные каменные статуи и собрал бесценные этнографические сведения о рапануйцах, стал Ю.Ф. Лисянский в 1804 г.

Судьба прославленного российского этнографа и антрополога с мировым именем Н.Н. Миклухо-Маклая также связана с этим потрясающим островом, хотя из за плохих погодных условий выса диться непосредственно на о. Пасхи ему не удалось. В ходе плавания к берегам Новой Гвинеи в 1871 г. учёному при посещении о. Мангарева и о. Таити выпала удача приобрести две уникальные деревянные дощечки (таблички), привезённые с о. Пасхи, с за гадочными письменами — кохау ронго-ронго. Как оказалось, на о. Таити проживала группа рапануйцев, которые, к сожалению, не сохранили навыков чтения протописьменности. «Острови тяне далее уверяют, что по этим таблицам можно было узнать об важных обстоятельствах, происшедших на их острову, и что зна ки, вырезанные на досках, были понятны их отцам, которые сами могли вырезывать такие же; в настоящее время на всём Рапа-Нуи не находится, однако же, ни одного человека, который мог бы раз бирать эти знаки»,—с огорчением сообщает Н. Н. Миклухо-Маклай _ в своём дневнике [19, т. 1, с. 66]. ^

Талантливый 25-летний учёный впервые доказал, что это имен- g но письменность, а не трафарет для нанесения рисунков на ткани, как полагали некоторые его европейские коллеги, отказываясь при- ^ знавать, что «дикие» народы на удалённом тихоокеанском острове § были способны письменно сохранять и передавать информацию. £

Свои исследования Н. Н. Миклухо-Маклай изложил в двух статьях, опубликованных в Европе в 1872 г. и получивших высокую оценку в научных кругах. По справедливому замечанию выдающегося специалиста-маклаеведа Д.Д. Тумаркина, «так Миклухо-Маклай стал одним из зачинателей целого направления междис циплинарных исследований—рапануистики» [19, т. 6, с. 17].

Сегодня две таблички вместе с рапануйской коллекцией из девяти предметов, собранных Н.Н. Миклухо-Маклаем, находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Всего в мире уцелело 27 таких табличек (две из них в очень плохом со стоянии), которые хранятся в музеях разных стран, и лишь немно гие экспонированы. Это одни из самых редких и ценных предметов на земле.

Расшифровать таблички о. Пасхи пытались всем учёным миром на протяжении последних полутора сотен лет, однако эта за дача остаётся до сих пор нерешённой, несмотря на колоссальные усилия со стороны самых видных исследователей современности, включая замечательного советского и российского специалиста И.К. Фёдорову, опубликовавшую фундаментальный труд «„Говорящие дощечки" с острова Пасхи: дешифровка, чтение, перевод» в 2001 г. [38].

Пик славы Н.Н. Миклухо-Маклая пришёлся на тот момент, когда он прожил почти год среди папуасов на Берегу Маклая (совр. Rai Coast)—такое название он дал северо-восточному побережью Новой Гвинеи, где проводил зоологические, антропологические и этнографические исследования и где сегодня на месте его хижи ны на мысе Гарагасси установлен обелиск. Постоянные культурные связи с местным населением, которое до сих пор помнит белоко жего «Человека с Луны», поддерживает на государственном уровне Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо Маклая.

Одним из направлений научной деятельности, которую в 1871 г. начал Н.Н. Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея и в последующие 12 лет продолжил на островах современной Индонезии, Малайзии и Океании, было изучение мозга позвоночных, для чего учёный собирал зоологический (мозг акул, скатов и их эмбрио нов) и антропологический материал (тела людей, доступ к ко торым он получал в больницах при исправительных колониях _ и военных госпиталях). По его словам, «материала было там в из-^ бытке, даже больше, чем я мог обработать» [19, т. 3, с. 225], благо-g даря чему учёному впервые в мире удалось выделить и привести в систему пять отделов головного мозга (передний, промежуточ-^ ный, средний, задний и продолговатый), заложив, таким образом, § основы неврологии. Эта система была хорошо воспринята в Европе пе, и спустя 10 лет после смерти Н.Н. Миклухо-Маклая, в 1898 г.,

его работы легли в основу соответствующего раздела книги «Сравнительная анатомия позвоночных животных» известнейшего немецкого анатома Карла Гегенбаура. Так Н.Н. Миклухо-Маклай сделал колоссальный вклад в развитие неврологии [8].

Существует ещё один культурный код Океании, к которому мир привык настолько, что считает его уже «своим»,—это тату.

Искусство нанесения татуировок начало набирать популярность в Европе после путешествий по Океании уже не раз упомянутого Джеймса Кука в конце XVIII в., когда сам капитан и члены его команды, увидев необычные рисунки на теле полинезийцев в Новой Зеландии, на Таити и на Гавайях, нанесли себе похожие узоры, которые потом демонстрировали в Лондоне всем желающим. Слово «тату» Кук взял из таитянского языка (от «татау» — «наносить знаки»). Существует версия, согласно которой мана капитана была важна для расчленивших его тело гавайцев по той причине, что татуировки на его коже могли носить только вели кие вожди, поэтому ритуал переноса маны от тела Кука к местному гавайскому вождю столь необходимо было выполнить.

В Россию татуировки из далёкой Океании привезли участники Первой русской кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, которым довелось провести 12 дней на о. Нуку-Хива в цепи Маркизских островов, в сердце Полинезии, где проживали самые татуированные во всей Океа нии островитяне (на втором месте—новозеландские маори). Почти все члены экипажа заполучили себе эти необычные рисунки: нуку хивский татуировщик работал не покладая рук. Сам капи тан Крузенштерн, согласно записям в дневнике Макара Ратма нова, будущего вице-адмирала российского флота, поместил себе татуировку на предплечье: «Капитан зделал1 подпись на руке: „Julie" [Юлия] — имя своей жены, которою он совершенно обожает. А я зделал над левой грудью полукружением, под которою находится сердце: „Je suis a vous" [Я — Ваш]» [37].

В качестве «трофея» с острова Нуку-Хива И.Ф. Крузенштерн увёз с собой «одичавшего» француза Жана-Батиста Кабри — беглого матроса с европейского китобойного судна, которого «усы новило» местное племя, в знак чего он был покрыт татуировками с ног до головы. Кабри вернулся на родину во Францию по суше через Сибирь и Санкт Петербург. Во время пути он зарабатывал себе на хлеб, показывая на ярмарках и в трактирах за небольшую _ плату своё татуированное тело. Скончался он от болезни в 1822 г. ^ в Валансьене, на севере Франции, в возрасте 42 лет [33, с. 54]. g

В современном мире океанийские татуировки обретают социальный смысл. Так, в Новой Зеландии первая в истории страны ^

__s

CD

1 В цитате сохранена орфография источника. £

женщина-министр иностранных дел, маорийского происхождения, Наная Махута, назначенная на должность в 2020 г., удивила мир своей традиционной татуировкой на подбородке (moko kauae), которую она нанесла себе в 2016 г. на специальной церемонии памяти предков и возрождения маорийской культуры. По её словам, это было сделано для того, чтобы «в рамках культурного самовыражения в позитивной форме продемонстрировать гордость за принадлежность к народу маори» [49]. Её татуировка показывает социальный статус и родовую связь с покойной мао рийской королевой Те Арикинуи Те Атаирангикааху и нынешним монархом Кинги Тухейтиа [49].

В Океании есть ещё один удивительный феномен — культы карго, зародившиеся в конце XIX в. и получившие бурное развитие в 1950-е гг. Упоминания о них обязательно встречаются в рассказах о путешествиях, совершённых туристами, например, в Вануату, где обряды призывания груза (т.е. «карго») из-за моря имели самое большое распространение, а к 2000 м гг. они окон чательно превратились в развлечение для иностранцев (в част ности, культ «Джон Фрум»). Этот культурный код, хотя и хорошо известен в мире, сохраняется внутри океанийского пространства и если выходит за его пределы, то лишь для того, чтобы привлечь туристов заманчивой перспективой увидеть отправление этого ритуала непосредственно на тихоокеанских островах.

С 1960-х гг. и до недавних пор мир удивляла внутриокеаний-ская культурная особенность носить официальный деловой кос тюм, но с юбкой вместо штанов, которую демонстрировали лиде ры таких стран, как Тонга, Самоа, Фиджи и Папуа — Новая Гвинея. В действительности «юбка» имитировала традиционную тапу— прямоугольный отрез ткани с сакральным родовым орнаментом, содержащий ману и передающийся из поколения в поколение, который мужчины надевали на манер юбки по праздникам, а вож ди носили повседневно. Главы указанных стран Океании были обладателями верховной маны, позволявшей им занимать выс шее положение в обществе, и это вызывало необходимость носить не деловые штаны, а «юбку»-тапу—вместилище их силы. Эта удивительная традиция к 2022 году сошла на нет после ухода со своих постов поддерживавших её лидеров.

Океания подарила миру еще немало интересного: например, _ кенгуру, которого так назвал Дж. Кук, услышав это слово от або-^ ригенов во время исследования побережья Австралии в 1770 г. g Уже упомянутое тату и священный запрет табу сегодня известны тоже благодаря капитану Куку. Бумеранг не менее прочно ^ влился в мировую культуру. Помимо кенгуру, австралийские § эндемики — утконос и коала — покорили умы и сердца все-£ го человечества. Любопытно отметить, что Австралия является

родиной волнистых попугайчиков—всеми любимых домашних питомцев, завезённых в Европу в 1840 г.

От Новой Зеландии мир получил в подарок киви: это не только эндемичная нелетающая птица — символ страны, но и похожий на неё пушистый селекционно выведенный фрукт, с 1970-х гг. покоривший рынки нашей планеты. А в 2005 г. мировая культура обогатилась традиционным маорийским танцем хака, исполненным игроками новозеландской сборной по регби прямо на поле перед матчем. Видео выступления, которое смогли посмотреть миллионы человек благодаря новым возможностям всемирной сети Интернет, стремительно сделало известным этот культурный код.

ВЫВОДЫ

В статье были обобщённо рассмотрены особенности культу ры Океании, установлены культурные коды уникального остров ного мира и проанализированы пути их встраивания в общеми ровую цивилизацию. Основными проводниками океанийской культуры в глобальный мир стали западные и в немалой степе ни российские мореплаватели, писатели, художники и учёные, су мевшие оценить самые необыкновенные стороны этого чудесно го региона. Дополнительно было показано, как соприкосновение с Океанией привело целый ряд выдающихся личностей к миро вой славе. Их стараниями за последние 200 лет культурные коды Океании стали неотъемлемой частью мировой культуры и оказали значительное воздействие на философскую мысль, литера туру, изобразительное и кинематографическое искусство, а так же проявили себя в различных практических сферах, таких как спорт или ресторанное дело.

В дальнейшем изучение культуры Океании может перейти в область психологии, так как далёкий островной мир настолько разительно отличается от привычных жизненных устоев жите лей Северного полушария, что при соприкосновении с ним у многих путешественников, по их словам, «захватывает дух» и «теряется да речи»,—и эти непередаваемые впечатления, от которых у рассказчиков светятся глаза, остаются с ними на всю жизнь, затмевая грусть от дорожных расходов. Следовательно, Океания _ способна предложить миру новые культурные коды, направлен- Щ-ные на оздоровительную релаксацию и получение положитель- Я ных эмоций, столь необходимых для счастливой жизни в наше непростое время. Вопросы снятия стресса и восстановления эмо- ^ циональной стабильности при посещении Океании, несомненно, § открывают широкий простор для будущих исследований. £

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Австралия и Океания в современном мире / под ред. К.В. Малаховского. М.: Наука, 1982. 216 с.

2. Австралия и Океания. История и современность / под ред. А.А. Губера и К.В. Малаховского. М.: Наука, 1970. 167 с.

3. Австралия и Океания. История, география, культура / под ред. А. А. Губера и К.В. Малаховского. М.: ИВ РАН, 1974. 183 с.

4. Австралия и Океания. История, экономика, этнография / под ред. К.В. Малаховского. М.: Наука, 1978. 159 с.

5. Архипов В.Я. Австралия в мировой экономике. М.: Наука, 2005. 205 с.

6. Бальмонт К. Д. Океания: Очерк и стихи. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2017. (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. CCXII). URL: http://az.lib.rU/b/balxmont_k_d/text_1914_okeania.shtml (дата обращения: 01.09.2022).

7. Говор Е.В. Russians and the South Pacific. URL: https://www.elena.id.au/ south pacific (дата обращения: 01.09.2022).

8. Доктор биологических наук, профессор С.В. Савельев о Миклухо-Маклае. URL: https://www.youtube.com/watch?v=h0uA7fm_rvc (дата обращения: 01.09.2022).

9. Иванова Л.А. Полинезийский художник Алой Пилиоко — даритель МАЭ. URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-025219-6/ 978-5-02-025219-6_09.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

10. Исследования и путешествия россиян в XIX—XXI вв. / отв. ред. Н.Н. Миклухо-Маклай. СПб.: Фонд им. Миклухо-Маклая, ИВ РАН, 2020. 119 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Как первый сёрфер СССР осваивал «капиталистический» вид спорта. URL: https://ru.rbth.com/zhizn/227-first-russian- surfer (дата обращения: 01.09.2022).

12. Кочетков Д. С. «Одна научная загадка» Владимира Высоцкого и каннибализм в Южных морях // Восточные ветви российской диаспоры. Т. 5. М.: ИВ РАН, 2022. С. 288—334. URL: https://libr.aues.kz/facultet/101_TEF/142_ Kafedra_yazikovih_znaniy/491_Vostochnie_vetvi_rossiyskoy_diaspori/ oisShtTFMn2WUKbzw9CRIpZEJ6G5l8.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

13. Кругосветное путешествие на фрегате «Будёз» и транспорте «Этуаль» в 1766, 1767, 1768 и 1769 годах / под ред. Е.Е. Шведе. М.: Географгиз, 1961. 360 с.

14. Культурно-историческое наследие и современность стран Южных морей: материалы XXIV научной конференции по изучению Австра лии и Океании. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. 115 с.

15. Лебедева А.А. Модели океанийских каноэ в коллекциях МАЭ и Центрального военно-морского музея. URL: https://www.kunstkamera.ru/ files/lib/978 5 02 025219 6/978 5 02 025219 6_03.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

° 16. Лебедева Н.Б. Фиджи: история и современность. М.: Наука, 1981. 190 с. „ 17. Лондон Дж. Собрание сочинений в 14 т. Т. 6. Путешествие на «Снар-Ц ке». М.: Правда, 1961. URL: https://coollib.net/b/371518- dzhek-london-

а_ dzhek-london-sobranie- sochineniy-v-14-tomah-tom- 6/read (дата обраще-

1 ния: 01.09.2022).

1 18. Массов Александр Яковлевич. URL: https://www.smtu.ru/ru/viewperson/48/ £ (дата обращения: 01.09.2022).

19. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. Д. Д. Тумар-кина. URL: https://book.mikluho-maclay.ru/ (дата обращения: 01.09.2022).

20. Миклухо-Маклай Н.Н. Цифровизация и её методы для сохранения и обеспечения преемственности научных традиций // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Т. 2. № 2 (55). С. 255—267. URL: https://sea.ivran.ru/f/SEA2022n2(55)p255-267.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

21. Неоколониализм в Океании / под ред. К.В. Малаховского. М.: Наука, 1987. 213 с.

22. Николаев В.П. Папуа — Новая Гвинея. М.: Знание, 1989. 64 с. (Серия «У политической карты мира». № 11).

23. Николаев В.П., Беликов В.И. Тонга—последнее королевство в Океании. М.: Знание, 1991. 64 с. (Серия «У политической карты мира». № 2).

24. Новые тенденции в развитии Австралии и Океании / под ред. А. А. Губера и К.В. Малаховского. М.: Наука, 1971. 283 с.

25. Онлайн- музей Фонда им. Миклухо- Маклая. URL: https://mikluho-maclay.online/ (дата обращения: 01.09.2022).

26. Путилов Б.Н. Миф — обряд—песня Новой Гвинеи. М.: ГРВЛ, 1980. 384 с.

27. Путилов Б.Н. Сказки и мифы народов Океании. М.: Наука, 1985. 349 с.

28. Российское цивилизационное наследие: русские топонимы в южной части Тихого океана / отв. ред. и сост. Е.М. Астафьева, С.Е. Пале. М.: ИВ РАН, 2021. 262 с.

29. Рудникова Е.В. Визит русского поэта К. Д. Бальмонта (1867—1942) в Новую Зеландию в 1912 г. // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток—Запад: Материалы XXI научной конференции 9—10 декабря 2015 г. Владивосток: Дальнаука, 2016. Вып. 21. С. 63—69.

30. Рудникова Е.В. Российское культурное присутствие в Новой Зеландии до 1917 г. // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. № 21. С. 186—192.

31. Скоробогатых Н.С. Вехи конституционного пути Австралии (1788—2000 гг.). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2006. 240 с.

32. Скоробогатых Н.С. История Австралии: учеб. пособие. М.: ИВ РАН, 2006. 240 с.

33. Тату. Издание к выставке «Тату», 2020 г. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2020. 256 с.

34. Твен М. Налегке. URL: http://mark- twain.ru/sochineniya/nalegke/p74 (дата обращения: 01.09.2022).

35. Тимошенко В.Н. Южно- Тихоокеанский регион на пороге XXI века: проблемы внешней политики и безопасности. М.; Хабаровск: Изд во ДВГГУ, 2009. 379 с.

36. Третье плавание капитана Джемса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776—1780 гг. М.: Мысль, 1971. 636 с. URL: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Reisen/XVIII/1760-1780/Kuk_3/text45.phtml?id=3943 (дата обращения: 01.09.2022).

37. Фёдорова И.К. Восточная Полинезия: эволюция татуировки. URL: ° https://www.kunstkamera.ru/files/lib/5-88431-149-4/5-88431-149-4_21.pdf „ (дата обращения: 01.09.2022). Ц

38. Фёдорова И.К. «Говорящие дощечки» с острова Пасхи: дешифровка, q_ чтение, перевод. СПб.: Кунсткамера РАН, 2001. 382 с. ^

39.Фёдорова И.К. Мифы и предания острова Пасхи. Л.: Наука, 1988. Ц 248 с. £

40. Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо- Маклая. URL: https://mikluho-maclay.org (дата обращения: 01.09.2022).

41. Экспедиции трёх веков. По следам Миклухо- Маклая / отв. ред. Н.Н. Миклухо-Маклай. СПб.: Премиум-пресс, 2021. 112 с.

42. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. М.: Ин-т востоковедения РАН. URL: https://sea.ivran.ru/ (дата обращения: 01.09.2022).

43. Южно-Тихоокеанский регион в прошлом и настоящем: коллективная монография / отв. ред.- сост. Д. С. Панарина. М.: ИВ РАН, 2020. Т. 1. 320 с.

44. Южно-Тихоокеанский регион в прошлом и настоящем: коллективная монография / отв. ред.-сост. Д. С. Панарина. М.: ИВ РАН, 2021. Т. 2. 386 с.

45. Ancient Hawaiian Sled Found in A Kona, Hawaii, Cave // Pacific Commercial Advertiser. 1905. 12th of June. P. 5.

46. Codrington R.H. The Melanesians: Studies in Their Anthropology and FolkLore. Oxford: Clarendon Press, 1891. 419 p.

47. Kirsten S.A. Tiki Pop. Cologne, Germany: TASCHEN, Musee du Quai Branly, 2019. 640 p.

48. London J. Riding the South Sea Surf // The Woman's Home Companion. 1907. October. URL: https://www.surfresearch.com.au/1911_London_Royal_ Sport.html (дата обращения: 01.09.2022).

49. Maori Facial Tattoos Get Visibility Boost Following Appointment of New Zealand Foreign Minister. URL: https://edition.cnn.com/style/article/moko-facial-tattoo-nanaia-mahuta/index.html (дата обращения: 01.09.2022).

50. Mark Twain's Letters. Vol. 1: 1853—1866. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1988. 664 p. URL: https://www.novelcool. com/chapter/Mark- Twain- s- Letters- Part-65/842407/ (дата обращения: 01.09.2022).

REFERENCES

1. Avstraliya i Okeaniya v sovremennom mire [Australia and Oceania in the Modern World]. Ed. by K.V. Malakhovskiy. Moscow, Nauka Publ., 1982, 216 p. (In Russ.)

2. Avstraliya i Okeaniya. Istoriya i sovremennost' [Australia and Oceania. History and Modernity]. Ed. by A.A. Guber, K.V. Malakhovskiy. Moscow, Nauka Publ., 1970, 167 p. (In Russ.)

3. Avstraliya i Okeaniya. Istoriya, geografiya, kul'tura [Australia and Oceania. History, Geography, Culture]. Ed. by A.A. Guber, K.V. Malakhovskiy. Moscow, IV RAN Publ., 1974, 183 p. (In Russ.)

4. Avstraliya i Okeaniya. Istoriya, ekonomika, etnografiya [Australia and Oceania. History, Geography, Ethnography]. Ed. by K.V. Malakhovskiy. Moscow, Nauka Publ., 1978, 159 p. (In Russ.)

5. Arkhipov V.Ya. Avstraliya v mirovoy ekonomike [Australia in the Global Economy]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 205 p. (In Russ.)

6. Bal'mont K.D. Okeaniya: Ocherk i stikhi [Oceania: Essay and Poems]. Sine loco, Salamandra P.V.V. Publ., 2017. (Polaris: Puteshestviya, priklyucheni-ya, fantastika. Vyp. CCXII [Polaris: Trips, Adventures, Fantasy. Iss. CCXII]). Available at: http://az.lib.ruZb/balxmont_k_d/text_1914_okeania.shtml (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

7. Govor E.V. Russians and the South Pacific. Available at: https://www.elena. id.au/south-pacific (accessed 01.09.2022). (In Russ. and in Eng.)

8. Doktor biologicheskikh nauk, professor S.V Savel'ev o Miklukho-Maklae [Doctor of Biological Sciences, Professor S.V. Savelyev on Miklouho-Ma-clay]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=h0uA7fm_rvc (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

9. Ivanova L.A. Polineziyskiy khudozhnik Aloy Pilioko — daritel' MAE [The Polynesian Artist Aloy Pilioko Is a Donor to IEA]. Available at: https:// www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-025219-6/978-5-02-025219-6_09.pdf (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

10. Issledovaniya i puteshestviya rossiyan v XIX—XXI vv. [Research and Travel of Russians in the 19th—20th Centuries]. Executive ed. N.N. Miklukho-Maklay. Saint Peterburg, Miklouho-Maclay Foundation Publ., IV RAN Publ., 2020, 119 p. (In Russ.)

11. Kakpervyy serfer SSSR osvaival «kapitalisticheskiy» vid sporta [How the First Surfer of the USSR Mastered the "Capitalist" Sport]. Available at: https:// ru.rbth.com/zhizn/227-first-russian-surfer (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

12. Kochetkov D.S. «Odna nauchnaya zagadka» Vladimira Vysotskogo i kanni-balizm v Yuzhnykh moryakh ["One Scientific Mystery" of Vladimir Vysotsky and Cannibalism in The Southern Seas]. Vostochnye vetvi rossiyskoy diaspo-ry [Eastern Wings of the Russian Diaspora]. Moscow, IV RAN Publ., 2022, vol. 5, pp. 288—334. Available at: https://libr.aues.kz/facultet/101_TEF/142_ Kafedra_yazikovih_znaniy/491_Vostochnie_vetvi_rossiyskoy_diaspori/ois-ShtTFMn2WUKbzw9CRIpZEJ6G5l8.pdf (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

13. Krugosvetnoe puteshestvie na fregate «Budez» i transporte «Etual'» v 1766, 1767, 1768 i 1769 godakh [The Circumnavigation on the Frigate "Boudez" and the Ship "Etoile" in 1766, 1767, 1768 and 1769]. Ed. by E.E. Shvede. Moscow, Geographgiz Publ., 1961, 360 p. (In Russ.)

14. Kul'turno-istoricheskoe nasledie i sovremennost' stran Yuzhnykh morey: materialy XXIVnauchnoy konferentsii po izucheniyu Avstralii i Okeanii [Cultural and Historical Heritage and Modernity of the Countries of the South Seas: Proceedings of the 24th Scientific Conference on Australia and Oceania]. Moscow, In-t vostokovedeniya RAN Publ., 1998, 115 p. (In Russ.)

15. Lebedeva A.A. Modeli okeaniyskikh kanoe v kollektsiyakh MAE i Tsen-tral'nogo voenno-morskogo muzeya [Models of Oceanic Canoes in the Collections of IEA and the Central Naval Museum]. Available at: https://www. kunstkamera.ru/files/lib/978 5 02 025219 6/978 5 02 025219 6_03.pdf (ac cessed 01.09.2022). (In Russ.)

16. Lebedeva N.B. Fidzhi: istoriya i sovremennost' [Fiji: History and Modernity]. Moscow, Nauka Publ., 1981, 190 p. (In Russ.)

17. London Dzh. Sobranie sochineniy v 14 tomakh. T. 6. Puteshestvie na «Snarke» [Collected Works in 14 Volumes, Vol. 6. The Cruise of the "Snark"]. Moscow, Pravda Publ., 1961. Available at: https://coollib.net/b/371518-dzhek-lon-don dzhek london sobranie sochineniy v 14 tomah tom 6/read (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

18. Massov Aleksandr Yakovlevich [Massov Alexandre Yakovlevitch]. Available at: https://www.smtu.ru/ru/viewperson/48/ (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

19. Miklukho-Maklay N.N. Sobranie sochineniy v shesti tomakh [Collected Works in 6 Volumes]. Ed. by D.D. Tumarkin. Available at: https://book. mikluho-maclay.ru (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

20. Miklukho- Maklay N.N. Tsifrovizatsiya i ee metody dlya sokhraneni-ya i obespecheniya preemstvennosti nauchnykh traditsiy [Digitalization and Its Methods for Preserving and Ensuring the Continuity of Scientific

Traditions]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya, 2022, vol. 2, no. 2 (55), pp. 255—267. Available at: https://sea.ivran.ruf/SE-A2022n2(55)p255-267.pdf (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

21. Neokolonializm v Okeanii [Neocolonialism in Oceania]. Ed. by K.V. Malak-hovskiy. Moscow, Nauka Publ., 1987, 213 p. (In Russ.)

22. Nikolaev V.P. Papua—Novaya Gvineya [Papua New Guinea]. Moscow, Znanie Publ., 1989, 64 p. (Seriya «U politicheskoy karty mira» [Series "The Political Map of the World"]. No. 11). (In Russ.).

23. Nikolaev V.P., Belikov V.I. Tonga—poslednee korolevstvo v Okeanii [Tonga —the Last Kingdom in Oceania]. Moscow, Znanie Publ., 1991, 64 p. (Seriya «U politicheskoy karty mira» [Series "The Political Map of the World"]. No. 2). (In Russ.)

24. Novye tendentsii v razvitii Avstralii i Okeanii [New Trends in the Development of Australia and Oceania]. Ed. by A. A. Guber, K.V. Malakhovskiy. Moscow, Nauka Publ., 1971, 283 p. (In Russ.)

25. Onlayn-muzey Fonda im. Miklukho-Maklaya [The Online Museum of the Miklouho- Maclay Foundation]. Available at: https://mikluho-maclay. online/ (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

26. Putilov B.N. Mif— obryad—pesnya Novoy Gvinei [Myth — Rite — Song of New Guinea]. Moscow, GRVL Publ., 1980, 384 p. (In Russ.)

27. Putilov B.N. Skazki i mify narodov Okeanii [Tales and Myths of the Peoples of Oceania]. Moscow, Nauka Publ., 1985, 349 p. (In Russ.)

28. Rossiyskoe tsivilizatsionnoe nasledie: russkie toponimy v yuzhnoy chas-ti Tikhogo okeana [Russian Civilizational Heritage: Russian Toponyms in the South Pacific]. Executive ed. and comp. E.M. Astaf'eva, S.E. Pale. Moscow, IV RAN Publ., 2021, 262 p. (In Russ.)

29. Rudnikova E.V. Vizit russkogo poeta K.D. Bal'monta (1867—1942) v Novuyu Zelandiyu v 1912 g. [The Visit of the Russian poet K.D. Bal-mont (1867—1942) to New Zealand in 1912]. Kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii i stran ATR: Vostok—Zapad: Materialy XXI nauchnoy konferentsii, 9—10 dekabrya 2015 g. [The Culture of the Russian Far East and the Asia-Pacific Countries: The East — The West: Proceedings of the 21st Scientific Conference, December 9—10, 2015]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2016, iss. 21, pp. 63—69. (In Russ.)

30. Rudnikova E.V. Rossiyskoe kul'turnoe prisutstvie v Novoy Zelandii do 1917 g. [Russian Cultural Presence in New Zealand before 1917]. Trudy instituta is-torii, arkheologii i etnografii DVO RAN, 2018, no. 21, pp. 186—192. (In Russ.)

31. Skorobogatykh N.S. Vekhi konstitutsionnogo puti Avstralii (1788—2000 gg.) [Australian Constitutional Milestones (1788—2000)]. Moscow, In-t vostoko-vedeniya RAN Publ., 2006, 240 p. (In Russ.)

32. Skorobogatykh N.S. Istoriya Avstralii: ucheb. posobie [History of Australia. Textbook]. Moscow, IV RAN Publ., 2006, 240 p. (In Russ.)

33. Tatu. Izdanie k vystavke «Tatu», 2020 g. [Tattoo. The Edition for the "Ta-too" Exhibition, 2020]. Moscow, GMII im. A.S. Pushkina Publ., 2020, 256 p. (In Russ.)

34. Tven M. Nalegke [Roughing It]. Available at: http://mark-twain.ru/so-chineniya/nalegke/p74 (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

35. Timoshenko V.N. Yuzhno-Tikhookeanskiy region na porogeXXI veka: problemy vneshney politiki i bezopasnosti [The South Pacific Region at the Threshold of the 21st Century: Problems of Foreign Policy and Security]. Moscow, Khabarovsk, Izd-vo DVGGU Publ., 2009, 379 p. (In Russ.)

36. Tret'e plavanie kapitana Dzhemsa Kuka. Plavanie v Tikhom okeane v 1776—1780 gg. [The Third Circumnavigation of Captain James Cook. Sailing in the Pacific in 1776—1780]. Moscow, Mysl' Publ., 1971, 636 p. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVIII/1760-1780/ Kuk_3/text45.phtml?id=3943 (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

37. Fedorova I.K. Vostochnaya Polineziya: evolyutsiya tatuirovki [Eastern Polynesia: The Evolution of the Tattoo]. Available at: https://www.kunstkamera.ru/ files/lib/5-88431-149-4/5-88431-149-4_21.pdf (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

38. Fedorova I.K. «Govoryashchie doshchechki» s ostrova Paskhi: deshifrovka, chtenie, perevod ["Talking Tablets" from Easter Island: Deciphering, Reading, Translation]. Saint Petersburg, Kunstkamera RAN Publ., 2001, 382 p. (In Russ.)

39. Fedorova I.K. Mify i predaniya ostrova Paskhi [Myths and Traditions of Easter Island]. Leningrad, Nauka Publ., 1988, 248 p. (In Russ.)

40. Fond sokhraneniya etnokul'turnogo naslediya im. Miklukho-Maklaya [The Miklouho-Maclay Foundation for the Preservation of Ethno- Cultural Heritage]. Available at: https://mikluho-maclay.org (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

41. Ekspeditsii trekh vekov. Po sledam Miklukho-Maklaya [Expeditions of Three Centuries. In the Footsteps of Miklouho-Maclay]. Executive ed. N.N. Mik-lukho-Maklay. Saint Petersburg, Premium-press Publ., 2021, 112 p. (In Russ.)

42. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [Southeast Asia: Current Development Issues]. Moscow, In t vostokovedeniya RAN. Avail able at: https://sea.ivran.ru/ (accessed 01.09.2022). (In Russ.)

43. Yuzhno-Tikhookeanskiy region v proshlom i nastoyashchem: kollektivna-ya monografiya [The South Pacific Region in the Past and Present: Collected Monograph]. Executive ed. and comp. D.S. Panarina. Moscow, IV RAN Publ., 2020, vol. 1, 320 p. (In Russ.)

44. Yuzhno-Tikhookeanskiy region v proshlom i nastoyashchem: kollektivna-ya monografiya [The South Pacific Region in the Past and Present: Collected Monograph]. Executive ed. and comp. D.S. Panarina. Moscow, IV RAN Publ., 2021, vol. 2, 386 p. (In Russ.)

45. Ancient Hawaiian Sled Found in A Kona, Hawaii, Cave. Pacific Commercial Advertiser, 1905, 12th of June, p. 5. (In Eng.)

46. Codrington R.H. The Melanesians: Studies in Their Anthropology and FolkLore. Oxford, Clarendon Press Publ., 1891, 419 p. (In Eng.)

47. Kirsten S.A. Tiki Pop. Cologne, Germany, TASCHEN Publ., Musee du Quai Branly Publ., 2019, 640 p. (In Eng.)

48. London J. Riding the South Sea Surf. The Woman's Home Companion, 1907, October. Available at: https://www.surfresearch.com.au/1911_London_Roy-al_Sport.html (accessed 01.09.2022) (In Eng.)

49. Maori Facial Tattoos Get Visibility Boost Following Appointment of New Zealand Foreign Minister. Available at: https://edition.cnn.com/style/arti-cle/moko facial tattoo nanaia mahuta/index.html (accessed 01.09.2022).

(In Eng.) i

50. Mark Twain's Letters. Vol. 1: 1853—1866. Berkley, Los Angeles, London, c^ University of California Press Publ., 1988, 664 p. Available at: https://www. g novelcool.com/chapter/Mark- Twain- s- Letters- Part-65/842407/ (accessed q_ 01.09.2022). (In Eng.) 1

cc:

Дата поступления в редакцию 12.09.2022 £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.