Научная статья на тему 'Людмила Алексеевна иванова'

Людмила Алексеевна иванова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / Л.А. ИВАНОВА / L.A. IVANOVA / АРХЕОЛОГИЯ СИБИРИ / ARCHAEOLOGY OF SIBERIA / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ОКЕАНИИ / TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLES OF OCEANIA / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDY / КАТАЛОГИЗАЦИЯ / ЭКСПОНИРОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ПО ОКЕАНИИ / EXPOSITION OF MUSEUM COLLECTIONS ON OCEANIA / JUBILEE / CATALOGUING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ревуненкова Елена Владимировна

В публикации к предстоящему 70-летию Л.А. Ивановой представлены основные области научных занятий юбиляра археология Сибири, традиционная культура и верования народов Океании, источниковедение, атрибуция, каталогизация и экспонирование музейных коллекций по Океании, включая материалы из третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука, Н.Н. Миклухо-Маклая, российских кругосветных мореплавателей первой четверти XIX в., хранящихся в МАЭ, а также Фонда Н. Мишутушкина А. Пилиоко (Вануату).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liudmila Alekseevna Ivanova

This article, dedicated to Liudmila Ivanova's 70th birthday, presents a summary of her scientific activity: her contributions to the archaeology of Siberia, source study, traditional cultures and the beliefs of the peoples of Oceania; cataloguing, the attribution and exhibition of museum collections on Oceania, including MAE materials from James Cook's third expedition round the world and expeditions of Russian seafarers around the world of the first quarter of the 19th century, and N.N. Miklouho-Maclay's travels and items from the N. Michoutouchkine A. Pilioko Fund (Vanuatu).

Текст научной работы на тему «Людмила Алексеевна иванова»

Людмила Алексеевна Иванова

Елена Владимировна Ревуненкова

Музей антропологии

и этнографии

им. Петра Великого

(Кунсткамера) РАН,

Санкт-Петербург,

ailouros34@gmaiL.com

Поводом представить основные вехи творческой биографии Людмилы Алексеевны Ивановой, специалиста по традиционной культуре и верованиям народов Океании, историка и практика музейного дела (прежде всего в его источниковедческом и экспозиционном аспектах), послужил предстоящий 5 июня 2011 г. юбилей ученого. Этапы этого пути были достаточно непросты. Будучи по образованию археологом, специализировавшимся по палеоэтногра-фии Южной Сибири эпохи неолита и бронзы, она вынуждена была неоднократно менять изучаемые регионы и тематику своих исследований. Здесь были и попытки заниматься палеодемографией Южной Сибири, и участие в создании экспозиции МАЭ «Культура и быт Японии», и работа по древнейшему жилищу Передней Азии, и, наконец, приход к магистральной теме — этнографии Океании, истории коллекций МАЭ из этого обширного района, проблемам их источниковедения, атрибуции, каталогизации и экспонирования.

Л.А. Иванова родилась 5 июня 1941 г. в Ленинграде в семье служащих, окончила в 1958 г. среднюю школу и в том же году поступила на кафедру археологии исторического факультета ЛГУ. Тяга к гуманитарным знаниям проявилась еще в школьные

годы, когда в старших классах она начала заниматься в кружке по истории искусства при Эрмитаже и в руководимом Львом Самойловичем Клейном археологическом кружке на историческом факультете ЛГУ. После некоторых колебаний в выборе профессии между искусствоведением и археологией она решила стать археологом.

В порядке эксперимента поступившие на кафедру в 1958 г. специализировались по археологии не с третьего, как это было обычно, а с первого курса. В те годы кафедру возглавлял профессор Михаил Илларионович Артамонов, бывший одновременно директором Государственного Эрмитажа. Кафедра представляла собой очень сильный научный коллектив, тесно связанный с академическими научными и культурными учреждениями, расположенными по обе стороны Невы: Ленинградской частью Института этнографии (ЛчИЭ) им. Н.Н. Миклухо-Маклая (он же Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого — МАЭ), Зоологическим институтом и музеем (ЗИН), Эрмитажем, Ленинградским отделением Института археологии (ЛОИА, ныне Институт истории материальной культуры). На историческом факультете ЛГУ преподавали многие маститые ученые из названных институтов и музеев. На кафедре археологии читали лекции выдающиеся специалисты, работавшие в ЛОИА, — профессора Павел Иосифович Борисковский, Михаил Петрович Грязнов, Виктор Францевич Гайдукевич, Вадим Михайлович Массон и сам директор института Борис Борисович Пиотровский. Ряд предметов вели сотрудники Эрмитажа (в первую очередь, курс реставрации), среди которых были знаменитый П.И. Костров, консерватор и реставратор живописи древнего Пенджикента, и другие специалисты по реставрации и консервации древесины, металла, керамики и др. материалов. Курс антропологии вели сотрудники ЛчИЭ Вульф Вениаминович Гинзбург, бывший также профессором Военно-медицинской академии, а позднее — Илья Иосифович Гохман, палеозоологию — сотрудник ЗИН Вадим Евгеньевич Гаррут и др.

Вообще студенты кафедры археологии были чрезвычайно тесно связаны с Эрмитажем, все имели пропуска в этот музей и в зависимости от специализации посещали заседания различных его отделов. С самого начала они имели возможность слушать еженедельные доклады ученых в ЛОИА. Практические занятия проводились в МАЭ при ЛчИЭ, Эрмитаже и ЗИНе. Так, П.И. Борисковский, читая на первом курсе «Археологию эпохи палеолита», вел практические занятия в МАЭ, научил самым первым и основным навыкам обращения с археологическим музейным предметом. Это умение брать и держать в руках экспонат, исследовать его всесторонне: из чего сделан, как сделан, как мог применяться, к какой эпохе относится.

§ Практические занятия по курсу «Трасологии», разработанному

2 и прочтенному М.П. Грязновым, проходили в Эрмитаже. Сами

2 лекции и практика были направлены на изучение различных

а следов на предметах — керамике, изделиях из металла, орга-

| нических остатках (дереве, ткани, коже) и т.д. Благодаря это-

¡5 му курсу студенты научались видеть эти следы, дифференци-

| ровать их на те, что были оставлены в процессе изготовления,

■I и те, что появились в процессе функционирования вещи.

I Наконец, М.П. Грязнов стремился научить по части рекон-

Ц струировать целое. Это касалось как отдельного предмета, так

» и памятника в целом (например, каким образом по остаткам

о.

™ надмогильного сооружения реконструировать первоначаль-

5 ный вид памятника; по остаткам дерева в древней могиле —

характер внутримогильного сооружения или предмета и т.п.). Одним словом, в этом курсе был как бы реализован тезис Л.С. Клейна о том, что «археология — это криминалистика, опрокинутая в прошлое». В сущности все это относится и к исследованию любого музейного артефакта.

Сразу после окончания первого курса и в последующие годы (1959—1963, 1968, 1973) Людмила Алексеевна участвовала во многих археологических экспедициях под руководством М.П. Грязнова в Сибири (на Байкале, в Хакасско-Минусин-ских степях — зоне затопления Красноярской ГЭС, в Туве). Осенью в 1962 г. работала на раскопках древнего Пенджикента (Узбекистан) в экспедиции ЛОИА, которую возглавлял выдающийся исследователь Средней Азии Александр Маркович Беленицкий. Таким образом, она прошла очень серьезную школу, овладев под руководством незаурядных отечественных археологов ХХ в. методиками кабинетных и полевых исследований древнейших памятников, прежде всего погребальных. Приобретенные профессиональные навыки в дальнейшем позволили ей участвовать в полевых работах других экспедиций (1965, 1971, 1988 гг.) и провести самостоятельные раскопки в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС (1972 г.).

Непосредственными учителями, под влиянием которых Л.А. Иванова сформировалась как профессионал, были выдающиеся ученые — Л.С. Клейн, П.И. Борисковский и М.П. Грязнов. Именно они привили ей несколько фундаментальных принципов, которыми она руководствовалась в дальнейшей работе, касалось ли это археологии, антропологии или этнографии. Они сводились, во-первых, к доскональному изучению источника, будь то археологический памятник, музейный артефакт или архивный документ. Во-вторых, к знакомству с соответствующей научной литературой. В-третьих, к обращению при необходимости к специалистам других наук (петрографам, ботаникам, зоологам, малакологам и т.д.). Наконец,

к поискам, созданию или выбору метода решения научной задачи или поставленной проблемы — такого метода, который обеспечивает доказательность результатов проведенного исследования. Ее благодарность и глубочайшее уважение к учителям остаются неизменными на протяжении всей ее жизни.

В полной мере впитав принципы и методику научных исследований своих учителей, Людмила Алексеевна в дальнейшей работе, как в области археологии, так и в области этнографии, показала, что исторические науки, вопреки расхожим представлениям, могут быть столь же точными, как и те, за которыми право называться таковыми давно считается само собой разумеющимся. Позже это помогло ей разработать собственный метод атрибуции и источниковедения этнографического музейного артефакта из Океании.

В 1963 г. Л.А. Иванова окончила университет с рекомендацией в аспирантуру, приема в которую в том году не было, и получила диплом, свободный от распределения. С июля того же года она стала работать внештатным лаборантом Красноярской археологической экспедиции ЛОИА, а 19 июня 1964 г. по рекомендации известного антрополога И.И. Гохмана поступила в ЛчИЭ им. Миклухо-Маклая в качестве научно-технического сотрудника отдела Восточной и Южной Азии, Австралии и Океании, который возглавлял Рудольф Фердинандович Итс.

С этого времени Л.А. Иванова начала осваивать проблемы и методы этнографических и музейных исследований, но продолжала и свои занятия в области археологии. В 1970 г. она успешно защитила в ЛчИЭ кандидатскую диссертацию на тему «Опыт выделения и палеоэтнографической характеристики афанасьевской культуры Среднего Енисея», а в 1971 г. была переведена в сектор антропологии и археологии со сменой специализации и тематики на палеодемографию Южной Сибири эпохи бронзы. В этом секторе она овладела новой методикой половозрастных определений антропологического материала, разработанной венгерскими демографом Г. Ачади и антропологом Й. Немешкери. Согласно утвержденному проспекту работа должна была базироваться на краниологических и остеологических материалах Красноярской археологической экспедиции, в раскопках которой Л.А. Иванова участвовала еще в студенческие годы.

Однако, когда в 1973 г. Людмила Алексеевна перешла в московский Институт этнографии (с 18 сентября 1990 г. — Институт этнологии и антропологии), тема не нашла поддержки у коллег-антропологов. Тогда Л.А. Иванова была переведена в сектор зарубежной Азии, Австралии и Океании (ныне Центр азиатских и тихоокеанских исследований), где продолжает

работать и в настоящее время. В новом секторе она сразу включилась в его актуальную на тот момент научную проблематику. В коллективном труде сотрудников сектора «Типы традиционного жилища Юго-Западной и Южной Азии» Людмилой Алексеевной были написаны разделы о древнейшем жилище Сирии, Ирака, Ливана, Израиля, Иордании и южной Турции. Тема, основанная исключительно на изучении опубликованных отчетов и статей зарубежных археологов, работавших в этих районах. Пройдя археологическую школу М.П. Грязно-ва, Л.А. Иванова считала обязательным непосредственное исследование конкретных памятников de visu с параллельным изучением соответствующей научной литературы, что в данном случае было невозможно. Для углубления своих знаний о саманной архитектуре в 1978 г. она приняла участие в работе Предгорного отряда Среднеазиатской этнографической экспедиции ИЭ под руководством Балкис Халиловны Кармыше-вой. В Средней Азии Л.А. Иванова познакомилась с современными саманными постройками, в том числе с развалинами громадного горного поселения Таш-курган, оставленного в 1976 г. его жителями — узбеками-тохча, насильственно переселенными в Каршинскую степь. Знакомство с «живым» памятником и археолого-этнографический подход в освоении новой темы обеспечили высокий научный уровень статьи Людмилы Алексеевны по древнейшему жилищу Передней Азии.

Определяясь с областью занятий в секторе Зарубежной Азии, Австралии и Океании, Л.А. Иванова избрала для себя тематику и сферу научных занятий, связанную с изучением таких архаических обществ, которые были ей наиболее близки как археологу. В первую очередь к ним относились народы Океании, особенно Новой Гвинеи. По стечению благоприятных обстоятельств в 1979 г. Академия наук СССР пригласила в нашу страну зарубежную выставку «Этнография и искусство Океании» из 700 экспонатов и ее владельцев/создателей — известного коллекционера, художника, этнографа-эмпирика Николая Николаевича Мишутушкина (француза русского происхождения) и полинезийского художника Алоиса Пилиоко. Курировал выставку и ее поистине триумфальное шествие по нашей стране Институт этнографии. Экспонирование этой экзотической коллекции вызвало небывалый интерес широкий публики на огромных пространствах Советского Союза к неведомой им дотоле культуре народов Океании. Она пробудила творческий потенциал у многих людей и определила их дальнейшую судьбу, навсегда связав ее с изобразительным или прикладным искусством [Иванова 2010: 102].

С 1979 по 1982 гг. Л.А. Иванова проводила огромную научную работу с материалами выставки, а также организационную —

по ее экспонированию в девяти городах СССР (Москве, Хабаровске, Академгородке Новосибирска, Тбилиси, Ереване, Ленинграде, Сардарапате, Фрунзе, Самарканде, причем в столице четыре раза). Дело в том, что выставка была привезена в Москву из Франции без всякой документации и даже без таможенной описи. Людмила Алексеевна провела систематизацию, классификацию, фотографирование и шифровку ее экспонатов, проверку их атрибуций, предлагаемую Н.Н. Мишу-тушкиным, составила их опись, а затем и каталог собрания. Результатом этой работы стали несколько путеводителей и статей, а также «Каталог выставки "Этнография и искусство Океании" из фонда Н. Мишутушкина — А. Пилиоко», написанный в соавторстве с Н.Н. Мишутушкиным и переведенный на французский и английский языки (М., 1985; М., 1989).

При составлении каталога Л.А. Иванова руководствовалась работой известного немецкого этнолога, сотрудника Музея народоведения в Берлине Герда Коха "Kultur der Abelam: Die Berliner 'Maprik'-Sammlung", изданной в 1968 г. Работа представляла собой каталог коллекции, собранной Г. Кохом в сентябре-октябре 1966 г. у абелам Новой Гвинеи. Помимо вступительной статьи он содержал фотографии и подробные описания каждого предмета с установленным местом и временем изготовления, именем и возрастом мастера, его создавшего. Впечатления от работы немецкого коллеги были проверены Людмилой Алексеевной в 1991 г. при посещении Музея народоведения в Берлине. Знакомство с самой коллекцией подтвердило безукоризненную точность, с которой было выполнено издание. Этот каталог, подготовленный как источник, до сих пор остается для Л.А. Ивановой эталонным (как, впрочем, и остальные каталоги отдела Южных морей этого музея). Его материалы наряду с другими легли в основу написанной ею книги «Традиционное искусство папуасов абелам Новой Гвинеи» (обсуждена на секторе в 1989 г., рекомендована к печати, но пока не издана).

В знак благодарности за проведенную научную работу и тираж англо-французского издания каталога, доставленный Л.А. Ивановой в 1990 г. на Вануату, Фонд Н. Мишутушкина — А. Пи-лиоко предоставил ей эксклюзивное право публикации материалов собрания, а также спонсировал ее четырехмесячное пребывание на островах архипелага. Это позволило ей собрать материалы по археологии, истории, этнографии Вануату, посетить ряд памятных для россиян мест, связанных с именами В.М. Головнина, стоявшего в июле 1809 г. в Порт-Резолюшн на о-ве Танне, и Н.Н. Миклухо-Маклая, работавшего в мае 1879 г. на о-ве Эфате. Сделанные на Вануату наблюдения и собранные материалы легли в основу ряда статей, позднее написанных Людмилой Алексеевной об островах Вануату.

Финансовая поддержка Фонда Н. Мишутушкина — А. Пилиоко также дала Л.А. Ивановой возможность с 1 августа по 14 октября 1990 г. знакомиться с материалами по абелам в научных учреждениях Сиднея: в фондах отдела [культурной] антропологии Океании, в библиотеке и отделе редкой книги Австралийского музея, в фондах Музея Маклея при Сиднейском университете, в библиотеках Сиднейского университета и Университета Нового Южного Уэллса — а также посетить Музей естественной истории в Канберре. Основное внимание она уделяла изучению коллекций по абелам Новой Гвинеи. Однако доклад «О происхождении таитянской типуты из МАЭ», сделанный Л.А. Ивановой в Австралийском музее, «отомкнул» для нее Куковское собрание этого музея, находившееся на особом хранении.

При спонсорской поддержке Фонда в апреле 1991 г. Людмила Алексеевна совершила трехнедельную поездку в Париж для работы над коллекциями по абелам в Музее Человека и Музее Африки и Океании, а в мае-июне смогла поработать в фондах и библиотеке Музея Б.П. Бишоп в Гонолулу по теме «История океанийской тапы». На обратном пути она имела возможность посетить Музей Метрополитен в Нью-Йорке и осмотреть его этнографические и художественные экспозиции. В октябре 1994 г. во время визита в Варшаву для передачи работ А. Пилиоко на выставку Музея Азии и Тихого океана, ей представился случай познакомиться с музеями города и посмотреть океанийские коллекции на экспозициях и в фондах ряда музеев.

Пожалуй, в России ни один из специалистов по Океании не имел такого богатого опыта экспозиционной, полевой и музейной работы по изучаемому региону, как Л.А. Иванова. И это чувствуется в каждой ее публикации независимо от формата и жанра, будь то книга, научная статья, доклад или экспозиция. Именно этими обстоятельствами объясняется полученное ею приглашение участвовать в отборе экспонатов Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге для выставки «Путешествие в Океанию», экспонировавшейся в 1987 г. в Финляндии. Ею также были написаны четыре раздела для вступительной статьи к каталогу этой выставки по темам «Керамика», «Тапа», «Маски», «Скульптура». В 1994 г. в МАЭ по концепции Людмилы Алексеевны и при ее участии была смонтирована выставка «Вануату в зеркале искусств», для которой Н.Н. Мишу-тушкин и А. Пилиоко прислали целый ряд предметов, а затем и подарили их нашему музею. Л.А. Ивановой принадлежали концепция, аннотации и этикетаж двух других временных выставок МАЭ: юбилейной выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая (1996 г.), и выставки «Последнее путешествие Джеймса Кука. Куковская коллекция Кунсткамеры» (2002 г.). В монтаже обеих Людмила Алексеевна

принимала непосредственное участие. Она же автор каталога последней выставки, опубликованного на сайте МАЭ.

Особое место в творческой жизни Л.А. Ивановой занимало создание в Институте этнологии и антропологии РАН Этнографического кабинета, и.о. заведующей которого она была назначена в июле 1991 г. В основу этой структуры были положены этнографические экспонаты, подаренные Н. Мишутушкиным и А. Пилиоко еще Институту этнографии АН СССР для организации в Москве Музея Океании. 1 октября 1991 г. Людмила Алексеевна сделала доклад на ученом совете «О целях и задачах создания Этнографического кабинета при ИЭА РАН», после чего Кабинет был официально утвержден как новая структурная единица института. В январе 1992 г. Л.А. Иванова предложила на место заведующей Кабинетом другого человека, а сама стала занимать должность хранителя. За время работы в этой должности с 10 января по 27 октября 1992 г. кроме океанийских коллекций Н.Н. Мишутушкина она приняла более 200 экспонатов из личных собраний проф. Н.Н. Чебоксарова, М.В. Крюкова, Л. П. Кузьминой, И.А. Амирьянц; вела документацию Кабинета: акты приема экспонатов, журнал поступлений, картотеку наличных экспонатов (всего 299 номеров). Людмила Алексеевна смонтировала экспозицию Этнографического кабинета из материалов по Океании и частично из материалов М.В. Крюкова по Южному Китаю. Однако из-за причин ненаучного характера ей пришлось отказаться от работы в Этнографическом кабинете. Тем не менее роль Л.А. Ивановой в создании и функционировании Этнографического кабинета внутри Института этнологии и антропологии неоспорима. Она вернулась в свой сектор, где успешно продолжила научные изыскания по разным аспектам истории и культуры народов Океании.

Профессиональные знания и опыт обусловили в 1995 г. приглашение Л.А. Ивановой стать редактором каталога этнографических коллекций Н.Н. Миклухо-Маклая. Каталог предназначался для последнего тома нового Собрания сочинений путешественника. Качество предложенного текста потребовало «знакомства с самими экспонатами и документацией при них» [Иванова 2005: 5]. Для изучения разнообразных материалов, связанными с Маклаевскими коллекциями МАЭ, в период с 1995 по 1999 г. Людмила Алексеевна приезжала в Петербург 12 раз, что в общей сложности составило 226 дней. Результатами этой работы были уточненный количественный состав собрания, реатрибуция ряда его экспонатов, выявление предметов, не относящихся к сборам Н.Н. Миклухо-Маклая. В связи с последним она писала позднее: «Изучение разнообразных источников — письменных (печатных и рукописных),

предметных (экспонатов) и графических (рисунки Н.Н. Миклухо-Маклая) — привело меня к выводу о наличии маклаев-ских вещей в коллекциях других дарителей и включении в Маклаевское собрание предметов, ему не принадлежащих, доставленных иными путешественниками и учеными, т.е. к констатации в нем сугубо музейных источниковедческих проблем. Из этого следовало, что подобные проблемы существуют и в других коллекциях, происходящих из Океании и поступивших в МАЭ ранее передачи первой из Маклаевских коллекций» [Там же]. Это в свою очередь потребовало параллельного изучения экспонатов и документов других путешественников и дарителей конца XVIII — начала XIX в., посетивших Океанию.

Побочным «продуктом» этой работы стала книга Л.А. Ивановой «Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры. Проблемы источниковедения и атрибуции» (М., 2005) о первом из крупных собраний МАЭ по Океании. В ней прослежена история поступления, уточнен состав, даны атрибуция и всестороннее этнографическое описание одной из самых ценных и престижных коллекций Кунсткамеры, в которой, однако, за двухсотлетнюю историю хранения произошли серьезные изменения, в результате чего коллекция утратила аутентичность. Мастерски используя свой профессиональный опыт работы с предметами материальной культуры и художественными изображениями, музейной документацией, архивными источниками, специальной литературой, а также знания, приобретенные во время пребывания на островах Океании, Людмила Алексеевна частично восстановила первоначальный состав Куковской коллекции Кунсткамеры, оказавшейся зарегистрированной в пяти других собраниях МАЭ. Кроме того, ей удалось сделать ряд открытий, например реатрибутировать девять гравюр из Библиотеки РАН при МАЭ, числившихся как «Альбом к англ. издан[ию] 9 от[дельных] илл[юстраций]». Л.А. Иванова доказала, что они являются ничем иным, как первыми пробными оттисками гравюр, выполненных не позднее начала июля 1776 г. по рисункам У. Ходжеса, художника второго кругосветного плавания капитана Дж. Кука, и полученных 13 мая 1779 г. командиром Камчатки М.К. Бемом в дар от английских мореплавателей.

Как автор «Куковской коллекции Петербургской Кунсткамеры» Людмила Алексеевна показала подлинную научную ценность этого собрания, имеющего поистине мировое значение. Эта книга — «заметный вклад в отечественные музееведение, в историю российской этнографии, и в более широком контексте — в изучение истории российской науки и культуры в целом» [Массов 2007: 174]. Я полностью разделяю оценку,

данную известным ученым, специалистом по истории Австралии и Океании, и хотела бы еще добавить, что эта книга Л.А. Ивановой, наполненная множеством документальных свидетельств, дат, описаний, терминов, обширных примечаний самого разнообразного характера, читается с неослабевающим интересом, на одном дыхании. За деталями, характеризующими ту или иную вещь, за отдельными документами просматриваются явления более широкого историко-культурного плана, касаются ли они истории России конца XVIII — начала XIX в., российско-британских контактов в районе Тихого океана или событий, происходивших внутри Кунсткамеры и, следовательно, связанных с ее историей. Это относится и к выдающейся роли первого «ученого хранителя» МАЭ и исследователя этой знаменитой коллекции Федора Карловича Рус-сова, освещенной в монографии Л.А. Ивановой. Иначе говоря, в работе, касающейся сугубо конкретной музейной тематики, раскрылся в полной мере историко-культурный контекст, в котором происходил культурный обмен между далекими регионами и одновременно шла трансформация и эволюция ценнейшего собрания. Читая книгу, нельзя не согласиться с мнением, что науке присуща особая красота, которая «сродни красоте искусства: и ученый, и художник предлагают некую загадку, видят то, чего никто не видел раньше. Но между ученым и художником есть и принципиальная разница. Искусство исходит из постулата: "Так могло быть". Наука исповедует другой принцип: "Иначе быть не могло". Красота научных построений поверяется временем» [Дмитриев, Лурье, Панчен-ко 1976: 22].

В связи с этим необходимо сказать несколько слов о стиле работы Людмилы Алексеевны. Ее тщательное, дотошное отношение к материалам, касаются ли они явлений культуры, отдельных предметов, истории науки, биографии ученых, собирателей, художников, не знает границ. Она не торопится публиковать свои работы и увеличивать их число. Удивительно, что при таком отношении к делу список ее трудов достаточно внушителен. Ничто не заставит Л.А. Иванову опубликовать работу, если у нее остаются какие-то сомнения в доказательности того или иного факта. Она может отказаться от публикации уже сданной в издательство статьи, если не вполне удовлетворительно с ее точки зрения представлен ракурс предмета в соответствующей иллюстрации. Казалось бы, мелочь, которой можно пренебречь. Но для Людмилы Алексеевны в науке не существует мелочей, разделения на научную и техническую работу. Она углубленно изучает музейную документацию, журналы поступлений, систему учета, архивные записи, сравнивая различные их варианты, чтобы установить

оригинальный; тщательно исследует коллекционные описи, принципы составления этикеток, почерк автора того или иного документа; проводит собственные текстологические изыскания; анализирует пометы своих предшественников; совершает экскурсы в историю русского языка и т.д., и т.п. — причем вносит в эту обыденную и монотонную работу творческое вдохновение. Буквально как археолог, она осторожно, по частям расчищает территорию своих «раскопок» и достигает оригинала.

Одним словом, Л.А. Иванова создает источниковедческую базу, благодаря которой отдельный предмет или вся коллекция предстает как явление культуры того или иного народа, определенного времени и места. Проникновение в сущность вещей, отличающее труды Людмилы Алексеевны, лучше всего можно выразить словами Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Это музейно-источниковедческое направление деятельности Л.А. Ивановой органически переросло еще в одну тему, над которой она целеустремленно работает в последнее время, — вклад российских кругосветных мореплавателей и Н.Н. Миклухо-Маклая в создание музейного фонда России по Океании.

Как уже говорилось, Людмила Алексеевна очень тщательно отделывает свои работы и не спешит их издавать. Она также не стремится к публичным выступлениям. Ее естественное состояние — работа в музеях, архивах, за письменным столом. Похоже, процесс поиска научной истины ей важнее и интереснее, чем обнародование результатов. Тем не менее она периодически принимает участие в конференциях и международных конгрессах — лично или посылая текст доклада. Это XVII и XIX Тихоокеанские научные конгрессы в Гонолулу (1991) и Сиднее (1999); международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая (СПб., 1996); IV Конгресс этнографов и антропологов России в Нальчике (2001). Л.А. Иванова нередко выступает на ежегодных Маклаевских чтениях в петербургской Кунсткамере, которые существуют около 30-ти лет, и является постоянным

автором сборников по материалам этих чтений. В последние десятилетия она принимает участие в ежегодных научных конференциях по Южно-Тихоокеанскому региону, проводимых Институтом востоковедения в Москве.

Л.А. Ивановой выпало счастье пройти школу у выдающихся учителей, чем она гордится всю жизнь. Ее учителя, ученые с мировым именем, тоже могли бы испытывать гордость за свою ученицу, которая, усвоив их научные принципы и творчески претворяя их в жизнь, создала свои направления в этнографии и музееведении. Я же горжусь дружбой с Людмилой Алексеевной и благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким человеком — личностью разносторонней и целеустремленной, страстной в отношении к делу и к людям, в которых она ценит не только способности и таланты, но и научную чистоплотность. Небрежность в работе, неуважительное отношение к трудам предшественников или коллег, ориентация на конъюнктуру для нее абсолютно неприемлемы и вызывают резкое неприятие. Я очень дорожу ее отзывчивостью и душевной щедростью, в чем не раз имела возможность убедиться за все время нашей дружбы, длящейся без малого полвека. От всей души хочу, чтобы как можно скорее вышли в свет давно подготовленные к печати работы Л.А. Ивановой, в том числе «Традиционное искусство папуасов абелам Новой Гвинеи» и недавно законченная книга «Методика источниковедения и атрибуции этнографического экспоната (Часть II. Коллекция Н.Н. Миклухо-Маклая из МАЭ)». Надеюсь, что ее творческих сил и вечно бурлящей духовной энергии хватит надолго, чтобы и дальше развивать важнейшие для нашей науки темы, над которыми Людмила Алексеевна неустанно трудится, набирая все большую высоту.

Елена Ревуненкова

Библиография

Дмитриев Л.А., Лурье Я.С., Панченко А.М. Проблемы изучения древнерусской литературы // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М.: Наука, 1976. С. 3—23. Иванова Л.А. Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры:

Проблемы источниковедения и атрибуции. М.: Наука, 2005. Иванова Л.А. Н.Н. Мишутушкин и выставка «Этнография и искусство Океании» (К 80-летию со дня рождения) // ЭО. 2010. № 2. С. 97-110.

Массов А.Я. Рец. на кн.: Иванова Л.А. Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры. Проблемы источниковедения и атрибуции. М.; Наука, 2005. 308 с., 115 ил. // ЭО. 2007. № 5. С. 172174.

Список сокращений

ВАН СССР — Вестник Академии наук СССР

ИС — Информационные сообщения советского Национального Тихоокеанского комитета АН СССР

КПК — Курьер Петровской Кунсткамеры

КСИА — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии

КЭТ — Кунсткамера. Этнографические тетради

РГО — Русское географическое общество

СА — Советская археология

Сб. МАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии

СЭ — Советская этнография

ЭО — Этнографическое обозрение

Список основных научных трудов Л.А. Ивановой

О происхождении брахикранного компонента в составе населения афанасьевской культуры // СЭ. 1966. № 3. С. 82—91.

Некоторые проблемы изучения афанасьевской культуры // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы ИЭ АН СССР (Ленинградское отделение) за 1966 г. Л., 1967. С. 21—23.

О различиях керамических традиций афанасьевской и окуневской культур // СА. 1968. № 2. С. 251-254.

Могильник Подсуханиха и некоторые особенности афанасьевских надмогильных сооружений // КСИА. 1968. № 114. С. 58-69.

К вопросу об определении афанасьевской культуры // Тезисы докладов годичной научной сессии, май 1968 г. ЛО ИЭ. Л., 1968. С. 62-63.

Опыт выделения и палеоэтнографической характеристики афанасьевской культуры Среднего Енисея: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1970. 14 с.

Рец. на кн.: Acsadi G., Nemeskeri J. History of Human Life Span and Mortality. Budapest, 1970. 346 с.; 130 табл.; 58 графиков и фотографий // СА. 1976. № 1. С. 315-319.

Рец. на кн.: Кочнев В.И. Шри Ланка. Этническая история и социально-экономические отношения до начала XX в. М., 1976. 363 с.; ил. // Азия и Африка сегодня. 1977. № 9. С. 63-64.

Этнография и искусство Океании: Путеводитель по выставке. XIV Тихоокеанский конгресс в Хабаровске. М., 1979. 30 с. (на рус. и англ. яз.)

Охота за головами у маринд-аним и время ее возникновения // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980. С. 117-143.

Этнография и искусство Океании: Путеводитель по выставке. Новосибирск, 1980. 11 с.

Выставка «Этнография и искусство Океании» // СЭ. 1980. № 3. С. 148-156.

Etnogragia i sztuka Oceanii (ze zbiorow N.N. Michoutoichkine'a). Museum Azji i Pacyfiku i Panstwowe Museum archeologiczne w Warsza-wie. Warszawa, 1980. 22 c.; 29 ил.

Коллективные могилы афанасьевской культуры (к оценке социальной значимости) // Народы и языки Сибири (памяти А.П. Дульзо-на). Новосибирск, 1980. С. 227-232.

Древнейшее жилище Передней Азии // Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии. М., 1981. С. 24-47.

Этнография и искусство Океании: Путеводитель по выставке. Сарда-рапат, 1981. 18 с.; 14 ил. (на арм. яз.)

Этнография и искусство Океании // ВАН. 1982. № 1. С. 107-114.

Этнография и искусство Океании: Путеводитель по выставке. 2-е изд., испр. и доп. Фрунзе, 1982. 22 с.; 6 ил.

Выставка «Этнография и искусство Океании» из Фонда Н. Мишутуш-кина — А. Пилиоко в СССР // ИС. Октябрь-декабрь. М., 1983. С. 10-13.

Традиционное искусство народов Океании [Вступ. статья] // Arts et Traditions Populaires de l'Oceania: [Каталог выставки «Искусства и традиции народов Океании» из коллекции Н. Мишутуш-кина]. [Нагоя, 1985]. C. 1-6. (на рус. яз.) (в соавт. с Н.Н. Ми-шутушкиным).

Список предметов и иллюстраций каталога "Arts et Traditions Populaires de l'Oceania" из коллекции Н. Мишутушкина: Пер. с франц. // Arts et Traditions Populaires de l'Oceania: [Каталог выставки «Искусства и традиции народов Океании» из коллекции Н. Мишутушкина]. [Нагоя, 1985]. С. 7-18.

Каталог выставки «Этнография и искусство Океании» из Фонда Н. Мишутушкина — А. Пилиоко. М., 1985. 148 с.; 132 ил. (в соавт. с Н.Н. Мишутушкиным).

Утварь к ритуалам культа ямса у абелам Новой Гвинеи в коллекции Фонда Н. Мишутушкина — А. Пилиоко // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С. 40-58. 29 ил.

Pottery // Matka Oseaniaan / Journey to Oceania: Catalogue. Helsinki,

1987. (на фин. и англ. яз.). P. 45-48; Cat. No. 311-329. P. 97; Tapa // Ibid. P. 48-56; Cat. No. 330-382. P. 97-98; Masks // Ibid. P. 72-77; Cat. No. 526-543. P. 99-100; Sculpture // Ibid. P. 7781; Cat. No. 544-596. P. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абелам // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М.,

1988. С. 35; Дугум-дани // Там же. С. 158; Маринд-аним // Там же. С. 290; Ятмул // Там же. С. 542.

О живописи мужских домов абелам Новой Гвинеи // XIX научная конференция по изучению Австралия и Океания: Тезисы докладов. М., 1988. Ч. 2. С. 228-235.

Catalogue of the Exhibition «Ethnography and Art Oceania» of N. Michou-touchkine — A. Pilioko Foundation. 2nd ed. revised and supplemented. M., 1989. 191 p., fig. 132 (на франц. и англ. яз) (in collaboration with N.N. Michoutouchkine).

Проблемы атрибуции этнографического экспоната на примере таитянского «плаща Р. Форстера» из МАЭ (О роли документов в идентификации экспоната) // СЭ. 1991. № 4. С. 126—139.

Хронологические аспекты атрибуции этнографического экспоната // Этносы и этнические процессы: Памяти Р.Ф. Итса. М., 1993. С. 311-320.

Архитектура и символика культовых домов северных абелам Папуа — Новой Гвинеи // Народы бассейна Тихого океана. Общество, история, культура: Маклаевские чтения 1993-1994 гг. СПб., 1994. С. 143-152.

О первоначальном составе новогебридской (вануатуанской) коллекции вице-адмирала В.М. Головнина // КПК. 1995. Вып. 2-3. С. 209-219.

Европейские открытия и номинации в архипелаге Вануату (Новые Гебриды) XVII-XVIII вв. // КПК. 1995. Вып. 2-3. С. 298-320.

Выставка в МАЭ к 14-й годовщине независимости Республики Вануату // КЭТ. 1995. Вып. 7. С. 255-264.

Из истории европейской топонимии архипелага Вануату (XVII-XVIII вв.) // Имя и этнос. М., 1996. С. 175-180.

История сложения, состав и характеристика новогебридской (вануатуанской) коллекции МАЭ // КПК. 1996. Вып. 4-5. С. 165200.

Вануатуанские (новогебридские) листы «Альбома № 21. 1879. Melanesia» Н.Н. Миклухо-Маклая из РГО РАН // Выдающийся путешественник и гуманист: Материалы к Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая / РГО, МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский центр ЮНЕСКО. СПб., 1996. С. 22-24.

Источниковедческие проблемы изучения этнографического собрания Н.Н. Миклухо-Маклая в свете его рисунков // Человек из легенды: К 150-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая (Малайско-индонезийские исследования, VIII) / Общество «Нусантара». М., 1997. С. 19-32.

Из истории европейской гидронимии архипелага Вануату (XIX в.) // Ономастика Поволжья: Материалы Седьмой конференции по ономастике Поволжья. М., 1997. С. 77-86.

Атрибуты праздников папуасов залива Астролябия (по материалам Н.Н. Миклухо-Маклая) // Календарно-праздничная культура Зарубежной Азии: традиции и инновации. М., 1997. С. 225231.

Об атрибуции бамбукового футляра из коллекции Н.Н. Миклухо-Маклая в МАЭ РАН // Этнография, история, культура стран Южных морей: Маклаевские чтения 1995-1997 гг. СПб., 1997. С. 30-42.

Абелам // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. С. 19-20; Дугум-дани // Там же. С. 164; Мангарева // Там же. С. 320; Маринд-аним // Там же. С. 332; Ни-вануату // Там же. С. 379380; Увеа // Там же. С. 558; Ятмул // Там же. С. 672.

Новогебридская (вануатуанская) коллекция В.М. Головнина из МАЭ (к 220-летию со дня рождения мореплавателя) // ЭО. 1998. № 2. С. 157-169.

Об экспонатах с Малаккского п-ова из коллекции Н.Н. Миклухо-Маклая в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого // ЭО. 1998. № 4. С. 100-110.

Куковская коллекция Петровской Кунсткамеры: миф и реальность. Гавайские перьевые накидки // ЭО. 1999. № 4. С. 62-75.

[Отв. ред.] Каталог этнографических коллекций Н.Н. Миклухо-Маклая // Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч.: В 6 т. М., 1999. Т. 6. Ч. 1: Этнографические коллекции и рисунки. С. 22-342. (со-ред. Д.Д. Тумаркин).

Концепция и схема «Каталога этнографических коллекций» Н.Н. Миклухо-Маклая // Там же. С. 19-21.

[Автор 52 каталожных статей] № 15, 20, 34, 49, 75.1, 75.2, 75.3, 78.1, 78.2, 79.1, 79.2, 79.3, 97, 98, 177, 178, 191, 285, 290, 291, 326, 338, 393, 521, 522, 523, 532.1, 532.2, 540, 546, 547, 548, 549, 563, 564, 565, 574, 576, 670, 723, 724, 725, 726, 744, 757, 0.1, 0.2, 0.28, 0.41, 0.50, 0.51, 0.52 в «Каталоге этнографических коллекций» Н.Н. Миклухо-Маклая // Там же. С. 26-28, 31, 34-35, 40-43, 46, 61, 64, 84, 85, 90, 93, 106, 130-131, 133-138, 142-144, 146147, 158, 160, 164, 167, 170, 173, 175, 176.

[Пер. с англ. яз. каталожных статей Л. Бушел] № 63, 179, 180, 184, 205, 275, 366, 460 // Там же. С. 38, 61, 62, 66, 82, 99, 120.

Гравюры по рисункам Уильяма Ходжеса в Куковской коллекции Петровской Кунсткамеры // ЭО. 2000. № 1. С. 140-152.

Проблемы источниковедения и атрибуции в этнографических коллекциях Н.Н. Миклухо-Маклая из МАЭ (на примере «барабана» и «подставки» с о-ва Мангарева) // ЭО. 2000. № 5. С. 88105.

Проблема аутентичности Куковской коллекции Петербургской Кунсткамеры // IV Конгресс этнографов и антропологов в России. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. М., 2001. С. 209.

Вступительная статья и Каталог коллекции из третьего кругосветного путешествия капитана Дж. Кука в МАЭ. 2003 <http://www.kun-stkamera.ru/exhibitions/exhibition_on_museum/arhiv_vystavok/ capitan_cooks_last_voyage/?cut=0>.

Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры. Проблемы источниковедения и атрибуции. М., 2005. 308 с.; 104 ил.

О чужеродных вкраплениях в коллекции Н.Н. Миклухо-Маклая из Океании // Историко-культурные связи народов Тихоокеанского бассейна: Маклаевские чтения 2002-2006. СПб., 2006. С. 104-118.

Рец. на кн.: Россия в Калифорнии. Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях 1803-1850: В 2 т. / Сост. и подгот. А.А. Истомин, Дж. Р. Гибсон, В.А. Тишков. М., 2005. Т. 1. 752 с.; 109 ил.; 7 указ. // ЭО. 2007. № 1. С. 172178.

Материалы к биографии Федора Карловича Руссова — первого ученого хранителя Музея антропологии и этнографии // Сб. МАЭ. 2007. Т. 53. С. 11-32. Полинезийский художник Алой Пилиоко — даритель МАЭ // Сб.

МАЭ. 2007. Т. 53. С. 299-312. Souvenirs de Russie // Nicolai Michoutouchkine, Alo Pilioko: 50 ans de

création en Océanie. Nouvelle-Calédonia, 2008. P. 141-143. Tapa and Tools for Its Production // Museum Pasifika: Selected Artwork of Asia Pacific / Ed. by Ph. Augier, G. Breguet. Jakarta, Singapore, 2009. P. 244-249 (in collaboration with N.N. Michoutouchkine). «Ведомость Редкостям, отданным из Музеума бывшаго Государствен-наго Адмиралтейскаго Департамента в Императорскую Академию Hаук» (характеристика, датировка, состав) // ЭО. 2009. № 2. С. 106-123.

О трех пометах Ф.К. Руссова в «Ведомости редкостям» и коллекции адмирала М.П. Лазарева из Океании в МАЭ // ЭО. 2009. № 6. С. 164-181.

H.H. Мишутушкин и выставка «Этнография и искусство Океании»

(к 80-летию со дня рождения) // ЭО. 2010. № 2. С. 97-109. H.H. Мишутушкин (5.10.1929-2.05.2010) // ЭО. 2010. № 5. С. 189-191. О роли рисунков и полевых заметок H.H. Миклухо-Маклая в атрибуции экспонатов его коллекции // Маклаевский сборник. Вып. 3. СПб., 2010. С. 32-50. «Русский полинезиец» Алой Пилиоко (к 75-летию со дня рождения) // ЭО. 2011. № 1. С. 170-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.