Научная статья на тему '«Перестройка в раю»: этапы трансформации аборигенной культуры Гавайских островов'

«Перестройка в раю»: этапы трансформации аборигенной культуры Гавайских островов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Гавайский архипелаг / культурная трансформация / экологическое окружение. / Hawaiian archipelago / cultural transformation / ecological environment.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Викторович Латушко

В статье рассматривается развитие и трансформация гавайского общества. В литературе закрепилось стереотипное представление о Гавайях как о «крае вечной весны » или «рае» с идеальными условиями для развития сложного общества и культуры. Открытие архипелага капитаном Джеймсом Куком (1778) кардинально изменило и впоследствии разрушило жизнь коренных гавайцев. Опираясь на данные островной археологии и географии, письменные и фольклорные источники, автор показывает, что «перестройка в раю» началась задолго до прихода европейцев, которые сыграли роль катализатора уже происходивших длительное время процессов. Сама среда обитания установила естественные лимиты на развитие традиционного гавайского общества. Максимально изолированные среднемасштабные океанические острова вулканического происхождения были ограничены в своих природных ресурсах и возможностях обмена с другими культурными центрами Полинезии. Именно поэтому «перестройка » началась уже с самых ранних этапов освоения архипелага, а её архитекторами были сами гавайцы: в высокоэнтропийной замкнутой системе им удавалось длительное время находить культурные ответы на вызовы среды. Потенциал внутреннего развития был исчерпан примерно после 1500 г., когда население архипелага достигло своей максимальной численности в сотни тысяч человек. Демографическое плато держалось три‑четыре поколения, после чего общество вступило в фазу затяжного кризиса вследствие изменения среды обитания и роста военных конфликтов. На других океанических островах меньшей площади и ландшафтной сложности эти пределы достигались ещё раньше, как это было в случае со знаменитым островом Пасхи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Perestroika in Paradise”: The Stages of the Transformation of Aboriginal Culture in the Hawaiian Islands

The paper analyses the development and transformation of the Hawaiian society. The literature has established a stereotype of Hawaii as “a land of eternal spring” or “a paradise” with ideal conditions for the development of the complex society and culture. The discovery of the archipelago by Captain James Cook (1778) radically changed the life of the native Hawaiians and destroyed their former life. Based on the data of island archaeology and geography, written and folklore sources, the author shows that “perestroika in paradise” began long before the arrival of the Europeans who played the role of a catalyst for the processes that had already happened. The environment itself imposed limits on the development of the traditional Hawaiian society. The most isolated medium-scale oceanic islands of volcanic origin were limited in their natural resources and exchange possibilities with other cultural centres of Polynesia. That is why, “perestroika” began from the earliest stages of its development, and the Hawaiians were the architects: they managed to find cultural responses to environmental challenges in a highly entropic closed system for a long time. The potential of internal development was exhausted approximately after 1500 when the population of the archipelago reached its maximum number of hundreds of thousands of people. The demographic plateau was held for about three or four generations. Afterwards, the society entered a phase of the protracted crisis due to the changes in the habitat and the growth of military conflicts. On other oceanic islands of smaller sizes and landscape complexity these limits were reached even earlier as it happened with the famous Easter Island

Текст научной работы на тему ««Перестройка в раю»: этапы трансформации аборигенной культуры Гавайских островов»

УДК 39

DOI 10.24411/1026-8804-2019-10062

«Перестройка в раю»: этапы трансформации аборигенной культуры Гавайских островов

Юрий Викторович Латушко,

кандидат исторических наук, заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: latushko@ihaefe.ru

В статье рассматривается развитие и трансформация гавайского общества. В литературе закрепилось стереотипное представление о Гавайях как о «крае вечной весны» или «рае» с идеальными условиями для развития сложного об -щества и культуры. Открытие архипелага капитаном Джеймсом Куком (1778) кардинально изменило и впоследствии разрушило жизнь коренных гавайцев. Опираясь на данные островной археологии и географии, письменные и фольк -лорные источники, автор показывает, что «перестройка в раю» началась за -долго до прихода европейцев, которые сыграли роль катализатора уже про исходивших длительное время процессов. Сама среда обитания установила естественные лимиты на развитие традиционного гавайского общества. Мак -симально изолированные среднемасштабные океанические острова вулкани ческого происхождения были ограничены в своих природных ресурсах и воз можностях обмена с другими культурными центрами Полинезии. Именно поэтому «перестройка» началась уже с самых ранних этапов освоения архипе -лага, а её архитекторами были сами гавайцы: в высокоэнтропийной замкнутой системе им удавалось длительное время находить культурные ответы на вы зовы среды. Потенциал внутреннего развития был исчерпан примерно после 1500 г., когда население архипелага достигло своей максимальной численно -сти в сотни тысяч человек. Демографическое плато держалось три - четыре по -коления, после чего общество вступило в фазу затяжного кризиса вследствие изменения среды обитания и роста военных конфликтов. На других океаничес -ких островах меньшей площади и ландшафтной сложности эти пределы дости гались ещё раньше, как это было в случае со знаменитым островом Пасхи. Ключевые слова: Гавайский архипелаг, культурная трансформация, эколо -гическое окружение.

^r "Perestroika in Paradise": The Stages of the Transformation

^ of Aboriginal Culture in the Hawaiian Islands.

§ Yuri Latushko, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples

^ of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: latushko@ihaefe.ru.

Q_

fcc

^ The paper analyses the development and transformation of the Hawaiian society.

§ The literature has established a stereotype of Hawaii as "a land of eternal

<£ spring" or "a paradise" with ideal conditions for the development of the complex

society and culture. The discovery of the archipelago by Captain James Cook (1778) radically changed the life of the native Hawaiians and destroyed their former life. Based on the data of island archaeology and geography, written and folklore sources, the author shows that "perestroika in paradise" began long before the arrival of the Europeans who played the role of a catalyst for the processes that had already happened. The environment itself imposed limits on the development of the traditional Hawaiian society. The most isolated medium scale oceanic islands of volcanic origin were limited in their natural resources and exchange possibilities with other cultural centres of Polynesia. That is why, "perestroika" began from the earliest stages of its development, and the Hawaiians were the architects: they managed to find cultural responses to environmental challenges in a highly entropic closed system for a long time. The potential of internal development was exhausted approximately after 1500 when the population of the archipelago reached its maximum number of hun dreds of thousands of people. The demographic plateau was held for about three or four generations. Afterwards, the society entered a phase of the protracted crisis due to the changes in the habitat and the growth of military conflicts. On other oceanic islands of smaller sizes and landscape complexity these limits were reached even earlier as it happened with the famous Easter Island. Keywords: Hawaiian archipelago, cultural transformation, ecological environ -ment.

Гавайский архипелаг считается одним из самых удалённых от материков массивов суши на земле. Он был заселён человеком — не позднее второй половины I тыс. н.э. полинезийцами с островов Общества или с Маркизских островов; либо заселялся несколькими волнами жителями разных архипе -лагов центральной и окраинной Полинезии. Данный вопрос в целом оста -ётся дискуссионным [17] и не является предметом нашего рассмотрения. Отметим, что археологически фиксируемая материальная культура Гавай -ев того времени была во многом основана на стандартном для восточной Полинезии наборе артефактов: рыболовные крючки, тёрочники, костяные орудия, грузила и др. Характерными признаками древнего ландшафта ост -ровов являются системы сельскохозяйственных полей и их ограды, доро ги, террасы домов, каменные площадки святилищ, места для выпаривания соли. Кое - где на побережье археологи обнаруживают и древние ловушки для рыбы (огороженные камнем заводи) [23]. Это указывает на два важных обстоятельства, которые мы должны иметь в виду, обсуждая долговремен ную динамику развития гавайского общества:

1) Уровень развития производительных сил древнего гавайского об - ^ щества был уже достаточно высоким в самом начале заселения сп островов. Об этом свидетельствуют и факт прибытия людей на ° столь удалённые территории, и набор обнаруженных археологами £ артефактов. ^

2) Гавайи никогда не были для первопоселенцев идеальным ме - § стом, «раем», который не требовал от человека больших усилий <£

и предоставлял ему все необходимые для жизни ресурсы. Тому есть масса подтверждений: например, Гавайи лишены главной цен -ности многих полинезийских островов — коралловых рифов — наи -более продуктивных зон, изобилующих рыбой. Интенсификация сельского хозяйства стала первым ответом на вызовы среды оби тания. Но шла она разными путями на западе и востоке архипела -га. Отличия эти связаны с природно - климатическими факторами (табл. 1). Меньшие и более древние западные острова (от Кауаи до Мауи и Оаху) обладали большими водными ресурсами, там раз -вивалась ирригационная сеть, которую в состоянии были под держивать даже сравнительно небольшие общины. Большой ост -ров — Гавайи — не обладал этими преимуществами, поэтому там со временем развилась система обработки аридных участков, ограни ченно применялось богарное земледелие. Из этих двух различий возникнет ряд замечательных для гавайской истории следствий, ко торые будут рассмотрены ниже.

Таблица 1

Доминирующие генетические типы рельефа и литология поверхностных отложений ландшафтов Гавайских островов

Остров Доминирующий род ландшафтов Доминирующий подрод ландшафтов Площадь (% от об -щей пло -щади острова)

Гавайи Лавовые потоки Сложенные базальтами 92,88

Мауи Лавовые потоки Сложенные базальтами 74,33

Аллювиальные отложения Грубообломочный материал 11,59

Кахоолаве Лавовые потоки Сложенные базальтами 78,93

Аллювиальные отложения Грубообломочный материал с выходами базальтов 17,28

Ланаи Лавовые потоки Сложенные базальтами 76,38

Аллювиальные отложения Грубообломочный материал 15,46

Молокаи Лавовые потоки Сложенные базальтами 41,92

Сложенные трахитами 29,82

Оаху Лавовые потоки Сложенные базальтами 51,41

Аллювиальные отложения Грубообломочный материал 28,27

Грубообломочный материал с выходами базальтов 11,85

Кауаи Лавовые потоки Сложенные базальтами 47,86

Вулканогенный и склоно -вый материал Сложенный туфами 30,12

Ниихау Лавовые потоки Сложенные базальтами 56,97

Эоловые отложения Литифицированные песчаные отложения 12,71

Сост. по: [7, с. 11].

К моменту начала контактов гавайцев с европейцами, первым из кото -рых был капитан Дж. Кук (1778) [21], гавайское общество переживало труд -ный период своей истории, его «золотой век», как кажется, был уже позади.

Любое общество развивается через кризисы. Можно выделить несколь -ко таких периодов для Гавайев.

Первый был связан с освоением человеком наиболее удобных навет -ренных прибрежных долин крупных островов архипелага. Это привело к увеличению численности населения в районе 800 г. н.э. С этого времени количество первых насельников устойчиво увеличивалось и стало исчис -ляться тысячами человек. Именно этим фактором специалисты склонны объяснять возникновение простых вождеств1 на Гавайях [11]. Хотя с боль -шой долей вероятности можно говорить, что идея вождеской власти была хорошо известна первым гавайцам, равно как и всем полинезийцам, о чём свидетельствуют и данные лингвистических исследований [3; 12; 20]. Власть вождя зиждилась на его непререкаемом авторитете как капитана того судна, которое доставило поселенцев на новые земли [1]. Постепен -но, с ростом населения на суше, социальная структура, существовавшая первоначально в небольших по численности коллективах, была преобра зована потомками «вождей - навигаторов» в тот самый хорошо известный в восточной Полинезии конический клан, или рэмидж (ramige)2. Его амби -линейность позволяла, с одной стороны, принимать новых членов группы через институт адопции, а с другой, отслеживать место индивида в соци -альной иерархии по любой линии, лишь бы она восходила к первопред -ку. Однако строго иерархические кланы (старшие сегментированные ли -ниджи) верховных вождей возникли не сразу. Рост численности населения и появление простых вождеств на Гавайях приводил к территориальной экспансии. Население стало распределяться более равномерно и осваивать меньшие по размеру и относительно сухие подветренные долины. Кроме того, стали осваиваться и необитаемые ко времени прихода европейцев сравнительно удалённые от основной группы острова — Неккер и Нихоа.

1 Вождество (англ. cheifdom) — социополитическая структура с обязательной иерар -хией поселений, где есть как минимум два уровня (простые вождества) принятия решений. Вождество возникает как результат «управленческой революции» на эта -пе перехода к институциональным формам социополитической организации (та -ким, как государство). В советской научной традиции вождество соотносилось с так называемыми позднепервобытными обществами периода «военной демо -кратии». Критическим условием для возникновения вождеств служит увеличение численности населения до нескольких тысяч человек.

2 Рэмидж (англ. ramige от rame — ветвь, ответвление) — амбилинейная кровнород - ^ ственная группа, сформированная на основе учёта генеалогического старшинст - z ва. Он подвержен членению по образцу ветвящегося дерева, способен создавать ö иерархию сегментов, носит название в честь общего предка. Рэмидж играет ведущую роль в отношениях собственности, религиозной и потестарной сферах, как правило, в регуляции браков, притом, что экзогамия для рэмиджа не обязательна. <с Как и в случае с линиджем, различают разные уровни рэмиджей — от «минималь - ^ ного» (кровнородственное ядро расширенной семьи) до «максимального» (правя - § щий на нескольких островах клан) [5]. £

Археологическим индикатором этого движения стало распространение специфически гавайского типа тёсел с рельефными ушками в обушковой части на всём пространстве архипелага около 1000 г. [2, с. 390]. Ещё од -ним индикатором является распределение храмов и жертвенников. В своё время В. Валери обратил внимание на необычайное разнообразие гавай ских храмов, их типов и размеров [24]. Если не брать во внимание боль -шие храмы предконактного времени — хеиау луакини (рис. 1), — которые связаны с политэкономией более позднего времени, небольшие семейные жертвенники и храмы (террасы с вертикально поставленными камнями в особой геометрической последовательности) обычно связаны с локаль -ной большесемейной группой поселенцев. По числу вариаций таких хра -мов можно косвенно делать выводы о числе родственных групп, образо вывавших население древнего района (округа)3.

Традиционная гавайская религия связана с поклонением разного рода духам покровителям (природы и человека). Европейцы застали её в виде сравнительно стройной иерархии богов и духов пантеона: глав -ные боги (Кане, Ку, Лоно, Каналоа) на вершине, большое число полу -богов купуа в середине, и множество «семейных» духов аумакуа внизу. Но такая система сформировалась не ранее XIII в., и само её формиро -вание связано со следующим этапом — развитием сложного общества на Гавайях. Он начался примерно около 1200 г. Это крайне интересное время в истории всей Полинезии. Её сравнительно гомогенная культу ра с этого периода начинает распадаться на ряд локально специфических ареалов. Возможно, это связано с прекращением миграций на дальние расстояния и вынужденной «дифференциацией ввиду адаптации» в тер минах М. Салинза [22]. На Гавайях в это время отмечался стремитель -ный рост численности населения, освоение прибрежных равнин было за вершено и началось движение населения в гористо лесистую местность, в том числе и наветренные районы островов. Можно предположить, что после «взрыва» 1200 г. численность населения Гавайев стабилизировалась к 1400 г. и находилась на этом плато ещё около ста лет. Ввиду издержек методик подсчётов, которыми пользуются палеодемографы, и нехватки входных данных, представляется возможным определить только грани цы числовых показателей количества населения, но не точную его цифру. Диапазон велик — от 160 тыс. до 800 тыс. чел. [10]. Сам диапазон скорее задаёт границы минимально возможного числа и максимальной несущей способности территории при конкретных способах производства и рас пределения. Важно в данном случае то, что население Гавайев в это вре -мя исчислялось порядком в сотни тысяч человек, и было максимальным на указанном отрезке времени. Расчёты автора статьи показывают циф -й ру примерно в 300 тыс. чел. [6, с. 67]. Население неравномерно распре -¡^ делялось по архипелагу не только в силу размера конкретного острова,

^ 3 На упомянутом острове Неккер почти все такие постройки были однотипными, 8 что косвенно указывает на заселение небольшого бесплодного острова одной или несколькими родственными группами [2, с. 391—392].

Рис. 1. Храм Папаенаена (о. Оаху), тип луакини. Рисунок П. Роквуда [13, р. 33]

Я

Вход

Алтарь леле

Дом барабана ¡'

Идолы

Дом ваиэа

дев?

Дом с очагом ¡''^^таг^

но и ввиду количества и размерности ландшафтных контуров, количе ства и видов природно территориальных комплексов на нём. Поясним эту мысль. Самый большой остров Гавайи был и самым густонаселён -ным. По усреднённой оценке, к контактному времени там проживало око ло 100 тыс. чел. На Кауаи, Мауи, Оаху — примерно по 30 тыс. Это отнюдь не означает, что Большой остров (Гавайи) в три раза больше названных. Его площадь в 5,5 раз больше Мауи, в 6,7 раза — Оаху, в 7,2 раза — Кау-аи. При этом по количеству видов природно территориальных комплек сов4 (ПТК) Большой остров сравнительно беднее вышеназванных в про -порции к его общей площади. Если за единицу принять число ПТК острова Кауаи, то для Мауи это значение будет равняться 1,1; для Оаху — 1,2; для о. Гавайи — 1,5. То есть при площади, более чем в 7 раз превышающей площадь острова Кауаи, разнообразие Большого острова больше всего в полтора раза. Причиной тому его более молодой геологический воз раст и активный вулканизм. Меньшая транспортная связность районов о. Гавайи, доминирование лавовых ландшафтов, почти полное отсутствие плодородных почв и пригодной для ирригации речной сети на фоне по стоянной сейсмической активности не делали лёгкой жизнь его жителей. Более равномерное распределение населения и большее удельное раз нообразие ресурсов в центре и на западе архипелага приводило к тому, что возникшие впоследствии политические объединения — сложные во -ждества — запада и востока имели разную природу, хозяйственный базис и проводили разную политику. И если на западе политическое объедине -ние привело к образованию правящих линиджей верховных вождей в мас штабах всех крупных островов, которые со временем подчинили себе бо лее мелкие (Кауаи и Ниихау; Оаху и Молокаи; Мауи и Кахулаве с Ланаи), то Большой остров до самого прихода европейцев оставался разделён ным на шесть или восемь конкурирующих между собой округов (моку).

Выйдя на демографическое плато, заселив прибрежные и горные на ветренные районы, гавайское общество столкнулось с очередным кри -зисом. Популяционная динамика напрямую не приводила к росту числа конфликтов между общинами — она действовала косвенно, через конку ренцию за ресурсы и власть обособлявшейся в это время страты правящих вождей. После 1200 г. доля подсечного земледелия и простого рыболов -ства в системе жизнеобеспечения Гавайев стала снижаться, одновремен но в центре и на западе архипелага увеличивалось значение интенсивных форм хозяйства — ирригации, богары с применением удобрений, мари культуры и т.д. Это не было изобретением «с чистого листа»: гавайцы, как подчёркивалось ранее, знали об ирригации и в период заселения островов, но тогда она почти не применялась ввиду отсутствия острой потребности.

с^ -

^ 4 Природный территориальный комплекс (ПТК) — исторически обусловленное и тер -

<с риториально ограниченное закономерное сочетание взаимосвязанных компонен -

^ тов природы (недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный

§ воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы), а также объединён -

£ ное действующими в её пределах современными географическими процессами.

Масштабная хозяйственная деятельность привела к изменению ландшаф тов островов. Вырубка леса, например, усилила эрозию склоновых почв, что автоматически привело к «повышению котировок» аллювиальных до -линных почв. Внедрялись «новые» технологии — дамбы, прополка, удобре -ния, запруды, солеварни и др. Эти высокопродуктивные системы со вре менем стали главным предметом конкуренции верховных вождей.

Падение численности населения около 1500 г. на Гавайях связывают с началом тотальной войны, которая шла между четырьмя сложными во -ждествами островов — Кауаи, Оаху, Мауи и Гавайи. Последний остров, как уже говорилось, не был политически единым, а состоял из двух шести противоборствующих политий. До прихода к власти создателя единого гавайского королевства — Камеамеа — остров лишь единожды объеди нялся под властью Уми - а - Лилоа, но этот союз был скорее символическим и не просуществовал долго. Начиная примерно с 1500 г. повсеместно на Гавайях фиксируется рост храмового строительства, точнее массовая пе рестройка прежних небольших храмов [11; 16; 15; 19; 24]. Эти масштаб -ные усилия приводят к освоению малопригодных для нормальной жизни аридных подветренных районов островов, которые часто использовались в качестве источника камня для построек. Подобного рода каменолом ни, например, обнаружены на о. Молокаи [16, р. 215]. В это же время по -является новый класс храмов — хеиау луакини. Это большие постройки, их создание сопоставимо по трудозатратам со строительством, например, такого сооружения, как Стоунхендж. Кроме того, с этого времени архео логи уже чётко фиксируют появление предметов престижного потребле ния: подвесок, браслетов, накидок и т.п., которые должны были демонст -рировать высокий социальный статус их владельцев (рис. 2).

Война и масштабные стройки приводят к заметному снижению чис ленности населения в середине XVII в. Обычно периоды длительных войн сменяются периодами относительного мира, однако гавайская специфика состояла в том, что достигнутый уровень интенсификации хозяйства даже при снижении численности населения, а возможно, и благодаря ему, по зволил значительно увеличившейся элите перевести войну в «овертайм» — на более ожесточённый и бескомпромиссный уровень. Увлечение элиты строительством храмов проходит, наступает время извлечения дополни тельного прибавочного продукта из экономик четырёх объединённых во ждеств. При этом способы на западе и востоке были разными. На Большом острове в это время начинают разрабатываться внутренние аридные гор ные участки (маука) под нужды сельхозпроизводства. Это крайняя мера, на которую шли вожди, чтобы получить прибавочный продукт, необходи мый для военной экономики. Значительные трудозатраты, высокая плот -ность населения в прибрежных долинах Большого острова вследствие менее равномерного распределения природных ресурсов, перманентная война, которая была там ещё более свирепой, чем на западе архипелага, привели к формированию довольно тренированного и мотивированного к военным походам населения, во главе которого стояли лидеры, готовые

к экспансии на земли своих со седей. Большой остров вто рой половины XVII — середины XVIII в. с известной долей услов -ности можно сравнить с Маке донией накануне и во время за воевания Филиппом II остальной Греции в середине IV в. до н.э. Однако, чтобы объединить вои -нов и начать поход на запад, вож дям о. Гавайи не хватало не толь ко ресурсов, но и решительного превосходства одного из конку рирующих кланов. Помочь в этой ситуации могло только чудо, и оно случилось, когда к архипе лагу подошли корабли Джейм -са Кука. Его прибытие в 1778 г. и старт в 1782 г. успешной кам -пании по объединению сначала Большого, а потом и централь ных островов обитаемой группы под властью Камеамеа — вещи, очевидно, связанные.

В 1782 г. в селении Ваиоа -хукини округа Кау о. Гавайи по сле тяжёлой болезни скончал-ся дядя Камеамеа — Каланиопуу, тот самый вождь, попытка взя тия которого в заложники стои ла жизни капитану Куку. После положенного периода траурных церемоний вожди Большого ост рова собрались в округе Кау на совет по разделу земли. Камеа меа получил три округа — Хама -куа, Кохала и Кона, его оппо нент — Кау, Пуна и Хило. Однако не был решён главный вопрос — о месте захоронения усопшего. Эта проблема была не только ритуальной — она имела пря мое отношение к месту в иерар хии и к обоснованию соответст вующих претензий на земельные

Рис. 2. Предметы престижного потребления гавайской элиты: шлём (махиоле), перьевая накидка (ахуула) и браслет из клыков каба -на (купее) [4, цветная вкладка]

участки. Период смены правителя — это наиболее нестабильное время в жизни вождества. Победив конкурентов на о. Гавайи, Камеамеа повёл борьбу с оппонентами из вождества о. Мауи, которые имели больше шан сов на успех, но их лидер также умер в 1794 г. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться вожди о. Гавайи.

В 1795 г. состоялось сражение, в ходе которого войска объединённого вождества Мауи были разгромлены. В результате этой победы Камеамеа стал правителем ещё четырёх островов архипелага — Мауи, Оаху, Моло каи и Ланаи.

Шесть лет Камеамеа провёл в подготовке к войне против вождества Кауаи. В конце 1803 — начале 1804 г. выстроенный при помощи европей -ских советников флот достиг о. Оаху. И здесь разыгралась очередная тра -гедия: неожиданно вспыхнула эпидемия холеры (окуу), которая уничто -жила почти всю армию Камеамеа. Разносчиками смертельной болезни, скорее всего, стали крысы с европейских кораблей. Однако судьба Кауаи была решена не на поле сражения, а на дипломатическом фронте. Около 1810 г. верховный вождь Кауаи решил, что очередное вторжение Камеа -меа неминуемо приведёт того к победе. Играя на опережение, и не желая разделить участь вождей островов Мауи и Оаху, он заключил сделку. Дого -вор двух вождей состоял в признании абсолютного суверенитета Камеамеа над Кауаи и Ниихау. Правителю Кауаи гарантировалось пожизненное прав ление в своих бывших владениях, однако с его смертью распоряжаться вышеозначенными островами мог один лишь Камеамеа или его преемник.

Камеамеа оставался единоличным правителем Гавайев до самой своей смерти в 1819 г. Он вызвал немало позитивных или восторжённых оце -нок со стороны иностранцев (хаоле) за реформы гавайского общества — строительство армии и флота по европейской модели, преобразования в сфере управления и проч. [8], но сразу после его смерти гавайское ко -ролевство стало приходить в упадок. Что разрушило гавайское государ -ство в короткие по историческим меркам сроки? Этапами этого пути стали свержение традиционной гавайской религии и допуск на острова миссионеров, «сандаловая лихорадка» и уничтожение экосистемы, «ор ганические акты» и реформа законодательства, реформы просвещения и землевладения и, наконец, натурализация и включение в состав пра -вительства иностранцев. Через одно поколение после смерти Камеамеа к середине XIX в. гавайцы уже ходили в европейском платье, были хри -стианами, на островах издавались газеты, работали школы, были заметны и другие признаки цивилизованной жизни. Однако общая численность на селения архипелага к середине XIX в. сократилась по сравнению с 1778 г. более чем в четыре раза, даже если считать данные капитана Кука и его спутников завышенными на четверть (с 300—400 тыс. чел. до 73 тыс.). Следствием средоточия административных функций сначала на о. Мауи, а затем на о. Оаху стало изменение соотношения численности населения отдельных островов Гавайского архипелага. Внутренняя миграция насе ления обусловливалась поиском значительной частью гавайцев «лучшей

жизни» на территориях с развитым хозяйством, ориентированным на то -варное сельскохозяйственное производство, обслуживание морских пе ревозок и судоремонта, а также сферы услуг. К 1853 г. доля численности населения о. Гавайи по отношению к общей численности жителей архи пелага снизилась с 37,5 до 33,4%. Тогда как доля о. Мауи за это же время возросла с 16,4 до 24%, а о. Оаху — с 15 до 26,2%. Но наиболее драматич -ной была демографическая ситуация на сравнительно небольших остро вах — Молокаи (с 9 до 4%), Кахулаве (с 1 до 0%), Ланаи (с 5,1 до 0,8%) и Ниихау (с 2,5 до 1%). Доля населения о. Кауаи, центра древней гавай -ской мини - системы, также упала с 13,5 до 9,6% [6, с. 163, 201].

Депопуляция гавайцев связана с их контактом с европейцами, однако модели объяснения её причин варьируются в диапазоне от эпидемиоло гической (в духе работы Джареда Даймонда [9]) до концепции «культур -ной изношенности» А.Л. Крёбера [18]. Все эти теории в какой - то степени верны. Но в настоящей статье нам хотелось перенести акцент дискуссии с обвинений той или иной стороны на рассмотрение объективных факто ров процесса долговременной культурной эволюции. Гавайи изначально не были тем «раем», каким казались многим европейцам, среда обитания задолго до прихода европейцев установила естественные ограничения на развитие традиционного гавайского общества, обусловила «лицо» многих социальных процессов (таких, например, как ранний гавайский урбанизм [см.: 14, р. 484]). Максимально изолированные среднемасштабные океани -ческие острова вулканического происхождения лимитированы в своих при родных ресурсах (типом почв и ландшафтов, продуктивностью биоресур сов суши и моря и др.) и в возможностях обмена с другими культурными центрами Полинезии. Именно поэтому «перестройка в раю» началась уже с самых ранних этапов его освоения, её архитекторами были сами гавай цы: в высокоэнтропийной замкнутой системе им длительное время удава лось находить культурные ответы на вызовы среды. Потенциал внутреннего развития был исчерпан примерно после 1500 г. На других океанических островах меньшей площади и ландшафтной сложности эти пределы дости гались ещё раньше, как это было в случае со знаменитым островом Пасхи.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Бак П. (Те Ранги Хироа). Мореплаватели солнечного восхода. М.: Издательство географической литературы, 1959. 268 с.

2. Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. М.: Наука, 1986. 523 с.

3. Давлетшин А.И. Происхождение и развитие социально - политических терминов в двух традиционных полинезийских обществах — нукерия и рапануи // Ойкуме -на. 2016. № 1. С. 57—67.

4. Иванова Л.А. Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры: проблемы ис -точниковедения и атрибуции. М.: Наука, 2005. 308 с.

5. Кожановская И.Ж. Рэмидж // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Боль -шая Российская энциклопедия, 1999. С. 897.

6. Латушко Ю.В. Трансформация гавайского общества (конец XIII — середина XIX вв.): дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2006. 211 с.

7. Латушко Ю.В. Экологические и культурные факторы развития сложного общест -ва на Гавайях // Ойкумена. 2016. № 1. С. 8—22.

8. Тумаркин Д.Д. Вторжение колонизаторов в «край вечной весны». Гавайский на -род в борьбе против чужеземных захватчиков в конце XVIII — начале XIX вв. М.: Наука, 1964. 191 с.

9. Diamond J. Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies. New York: W.W. Norton and Company, 1999. 480 p.

10. Dye T., Komori E. A Pre - Censual Population History of Hawaii // New Zealand Journal of Archaeology. 1992. Vol. 14. P. 113—128.

11. Earle T.K. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1997. 220 p.

12. Goldman I. Ancient Polynesian Society. Chicago: University of Chicago Press, 1970. 612 p.

13. Ii J.P. Fragments of Hawaiian History. As recorded by John Papa Ii. Honolulu: Bishop Museum Press, 1959. 183 p.

14. Jennings J., Earle T. Urbanization, State Formation, and Cooperation // Current An -thropology. Vol. 57. No. 4. August. 2016. P. 474—493.

15. Kirch P.V. Kua'aina Kahiko: Life and Land in Ancient Kahikinui, Maui. Honolulu: Uni -versity of Hawaii Press, 2014. 310 p.

16. Kirch P.V. Monumental Architecture and Power in Polynesian Chiefdoms: a Compar -ison of Tonga and Hawaii // World Archaeology. 1990. Vol. 22. No. 2. P. 206—221.

17. Kirch P.V. Rethinking East Polynesian Prehistory // Journal of the Polynesian Society. 1986. Vol. 95. No. 1. P. 9—40.

18. Kroeber A.L. Anthropology. New York: Harcourt, Brace, 1948. 509 p.

19. McCoy M.D., Ladefoged T.N., Graves M.W., Stephen J.W. Strategies for Constructing Religious Authority in Ancient Hawaii // Antiquity. Vol. 85. 2011. P. 927—941.

20. New Pocket Hawaiian Dictionary: with a Conсisе Grammar and Given Names in Hawai -ian / eds. M.K. Pukui, S.H. Elbert. Honolulu: University of Hawaii Press, 1992. 256 p.

21. Sahlins M.D. Captain Cook at Hawaii // Journal of the Polynesian Society. 1989. Vol. 98. No. 4. P. 371—419.

22. Sahlins M.D. Differentiation by Adaptation in Polynesian Societies // Journal of the Polynesian Society. 1957. Vol. 66. No. 3. P. 291—301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Titcomb M. Native Use of Fish in Hawaii // Journal of the Polynesian Society. 1951. Vol. 60. No. 2—3. P. 1—57.

24. Valeri V. Kingship and Sacrifice: Ritual and Society in Ancient Hawaii. Chicago: Uni -versity of Chicago Press, 1985. 446 p.

REFERENCES

1. Bak P. (Te Rangi Hiroa). Moreplavateli solnechnogo voskhoda [Vikings of the Sun -rise]. Moscow, Izdatel'stvo geograficheskoy literatury Publ., 1959, 268 p. (In Russ.)

2. Bellvud P. Pokorenie chelovekom Tikhogo okeana [Man's Conquest of the Pacific: ^ The Prehistory of Southeast Asia and Oceania]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 523 p. 5 (In Russ.)

3. Davletshin A.I. Proiskhozhdenie i razvitie sotsial'no - politicheskikh terminov v dvukh tj traditsionnykh polineziyskikh obshchestvakh — nukeriya i rapanui [The Origin and ^ Development of Socio - Political Terms in Two Traditional Polynesian Societies — § Nukeria and Rapanui]. Oykumena, 2016, no. 1, pp. 57—67. (In Russ.) £

4. Ivanova L.A. Kukovskaya kollektsiya Peterburgskoy Kunstkamery: problemy istoch-nikovedeniya i atributsii [Captain Cook's Collection of the St. Petersburg Kunstka -mera: Problems of the Source Study and Attribution]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 308 p. (In Russ.)

5. Kozhanovskaya I.Zh. Remidz [Ramage]. Narody ireligii mira. Entsiklopediya [Peoples and Religions of the World. Encyclopedia]. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya entsik -lopediya Publ., 1999, p. 897. (In Russ.)

6. Latushko Yu.V. Transformatsiya gavayskogo obshchestva (konets XIII — seredina XIX vv.) dis. ... kand. ist. nauk [Transformation of the Hawaiian Society (The End of the 13th Century - the Middle of the 19th Century). PhD in hist. sci. diss.]. Vladivo -stok, 2006, 221 p. (In Russ.)

7. Latushko Yu.V. Ekologicheskie i kul'turnye faktory razvitiya slozhnogo obshchestva na Gavayyakh [Ecological and Cultural Factors of the Development of the Complex Society in Hawaii]. Oykumena, 2016, no. 1, pp. 8—22. (In Russ.)

8. Tumarkin D.D. Vtorzhenie kolonizatorov v "krai vechnoy vesni". Gavaiskiy narod v bor'be protiv chuzhezemnykh zakhvatchikov v kontse XVIII — nachale XIX vv. [The Invasion of the Colonialists in "the Land of Eternal Spring." The Hawaiian Peo -ple in the Fight against Foreign Invaders in the Late 18th Century — at the Beginning of the 19th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1964, 191 p. (In Russ.)

9. Diamond J. Guns, Germs, and Steel: The Fates of Human Societies. New York, W.W. Norton and Company Publ., 1999, 480 p. (In Eng.)

10. Dye T., Komori E. A Pre - censual Population History of Hawaii. New Zealand Journal of Archaeology, 1992, vol. 14, pp. 113—128. (In Eng.)

11. Earle T.K. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford (Cal.), Stanford University Press Publ., 1997, 220 p. (In Eng.)

12. Goldman I. Ancient Polynesian Society. Chicago, University of Chicago Press Publ., 1970, 612 p. (In Eng.)

13. Ii J.P. Fragments of Hawaiian History. As recorded by John Papa Ii. Honolulu, Bishop Museum Press Publ., 1959, 183 p. (In Eng.)

14. Jennings J., Earle T. Urbanization, State Formation, and Cooperation. Current Anthro -pology, vol. 57, no. 4, august, 2016, pp. 474—493. (In Eng.)

15. Kirch P.V. Kua'aina Kahiko: Life and Land in Ancient Kahikinui, Maui. Honolulu, Uni -versity of Hawaii Press Publ., 2014, 310 p. (In Eng.)

16. Kirch P.V. Monumental Architecture and Power in Polynesian Chiefdoms: a Compar -ison of Tonga and Hawaii. World Archaeology, 1990, vol. 22, no. 2. pp. 206—221. (In Eng.)

17. Kirch P.V. Rethinking East Polynesian Prehistory. Journal of the Polynesian Society, 1986, vol. 95, no. 1, pp. 9—40. (In Eng.)

18. Kroeber A.L. Anthropology. New York, Harcourt, Brace Publ., 1948, 509 p. (In Eng.)

19. McCoy M.D., Ladefoged T.N., Graves M.W., Stephen J.W. Strategies for Constructing Religious Authority in Ancient Hawaii. Antiquity, vol. 85, 2011, pp. 927—941. (In Eng.)

20. New Pocket Hawaiian Dictionary: with a Concise Grammar and Given Names in Ha -waiian. Eds. M.K. Pukui, S.H. Elbert. Honolulu, University of Hawaii Press Publ., 1992, 256 p. (In Eng.)

21. Sahlins M.D. Captain Cook at Hawaii. Journal of the Polynesian Society, 1989, vol. 98, ^ no. 4, pp. 371—419. (In Eng.)

o 22. Sahlins M.D. Differentiation by Adaptation in Polynesian Societies. Journal of the

Polynesian Society, 1957, vol. 66, no. 3, pp. 291—301. (In Eng.) tt 23. Titcomb M. Native Use of Fish in Hawaii. Journal of the Polynesian Society, 1951, * vol. 60, no. 2—3, pp. 1—57. (In Eng.)

§ 24. Valeri V. Kingship and Sacrifice: Ritual and Society in Ancient Hawaii. Chicago, Uni -£ versity of Chicago Press Publ., 1985, 446 p. (In Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.