Научная статья на тему 'Культурные коды межпоколенной коммуникации'

Культурные коды межпоколенной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
578
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KIDS' TEXT / МЕЖПОКОЛЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ТЕКСТ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / АРХЕТИП / ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / INTERGENERATIONAL COMMUNICATION / CULTURAL CODE / ARCHETYPE / AGE GROUP / ETHNIC CULTURE / SENIORS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суворова Палема Егоровна, Овсянникова Наталья Валериевна

Цель работы. Цель данного исследования состоит в том, чтобы дать анализ проблемы межпоколенных коммуникаций в контексте региональной (Среднее Поволжье) и этнической культуры (татары, мордва, чуваши, русские), на основе выявления кодов и символов, представленных в детском изобразительном тексте. Методы и методология проведения работы. Анализу и интерпретации подверглись детские рисунки, присланные учащимися художественных школ на конкурс-фестиваль «Мир вокруг нас» (г. Сызрань, 2001-2013 гг.) и конкурс «Индустрия культуры» (ПВГУС, Тольятти, 2013-2015 гг.). Использованы некоторые приёмы контент-анализа для количественных характеристик наблюдаемых сюжетов в детских рисунках. Методология проведённого исследования основана на принципах коммуникативного подхода. Результаты. Рисунки свидетельствуют о понимании детьми многослойных отношений между старшими и младшими членами семьи, о непререкаемом авторитете старших (дедушки, отца, матери, старшего брата), а также свидетельствуют о положительном восприятии исторического опыта своего этноса, рода, понимают ценность межпоколенного диалога. Область применения результатов. Полученные результаты могут применяться в социологических и культурологических исследованиях, служить теоретической базой для организации воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE CODES OF INTERGENERATIONAL COMMUNICATION

Purpose. The research is aimed to represent an analysis of the problem of intergenerational communications in the context of regional (the region of Middle Volga) and ethnic culture (the Tatars, Mordovians, Chuvash, Russians), on the basis of the identification codes and symbols presented in kids’ graphic text. Methodology. The kids’ drawings sent by the pupils of art schools for the participation in the competition festival «The World Round Us» (Syzran, 2001-2013) and the competition «Industry of Culture» (PVGUS underwent, to Tolyatti, 2013-2015 gg.) were analyzed and interpreted. Some tools of the content analysis are used for quantitative characteristics of observed plots in kids’ drawings. The methodology of the conducted research is based on the principles of communicative approach. Results. The drawings testify about kids’ understanding of the multilayered relations between the seniors and younger family members, also about indisputable authority of the seniors (grandfather, father, mother, the elder brother), and prove positive accept of historical experience of the ethnos, the generation, and understand the value of intergenerational dialogue. Practical implications. The received results can be applied in sociological and cultu-rological researches, form theoretical base for the organization of educational work.

Текст научной работы на тему «Культурные коды межпоколенной коммуникации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-65

УДК 304.2

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ МЕЖПОКОЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Суворова П.Е., Овсянникова Н.В.

Цель работы. Цель данного исследования состоит в том, чтобы дать анализ проблемы межпоколенных коммуникаций в контексте региональной (Среднее Поволжье) и этнической культуры (татары, мордва, чуваши, русские), на основе выявления кодов и символов, представленных в детском изобразительном тексте.

--

стиваль «Мир вокруг нас» (г. Сызрань, 2001-2013 гг.) и конкурс «Индустрия культуры» (ПВГУС, Тольятти, 2013-2015 гг.). Использованы некоторые приёмы контент-анализа для количественных характеристик наблюдаемых сюжетов в детских рисунках.

Методология проведённого исследования основана на принципах коммуникативного подхода.

-

шений между старшими и младшими членами семьи, о непререкаемом авторитете

-

-

ность межпоколенного диалога.

Область применения результатов. Полученные результаты могут применяться в социологических и культурологических исследованиях, служить теоретической базой для организации воспитательной работы.

Ключевые слова: межпоколенная коммуникация; детский текст; культурный код; архетип; возрастная группа; этническая культура; пожилые люди.

CULTURE CODES OF INTERGENERATIONAL COMMUNICATION

Suvorova P.Ye., Ovsyannikova N.V.

--

tare (the Tatars, Mordovians, Chuvash, Russians), on the basis of the identification codes and symbols presented in kids 'graphic text.

Methodology. The kids' drawings sent by the pupils of art schools for the participation in the competition festival «The World Round Us» (Syzran, 2001-2013) and the competition «Industry of Culture» (PVGUS underwent, to Tolyatti, 2013-2015 gg.) were analyzed and interpreted. Some tools of the content analysis are usedfor quantitative characteristics of observed plots in kids 'drawings.

The methodology of the conducted research is based on the principles of communicative approach.

--

niors (grandfather, father, mother, the elder brother), and prove positive accept of historical

-

logue.

Practical implications. The received results can be applied in sociological and cirftn-rological researches, form theoretical base for the organization of educational work.

Keywords: intergenerational communication; kids' text; cultural code; archetype; age group; ethnic culture; seniors.

Актуальность проблемы межпоколенных коммуникаций очевидна: способность слышать друг друга, принимать систему ценностей, свойственную людям другой эпохи, умение строить отношения с разновозрастными группами, способность к социальному взаимодействию -всё это во многом определяет состояние социума, его стабильность, динамику и успешность. В кризисное время проблема взаимодействия межпоколенческих связей становится особенно актуальной. Наблюдающаяся утрата межпоколенных контактов во всём цивилизованном мире, в том числе и России, может привести к необратимым процессам распада воспроизводства общественных взаимосвязей людей [10, с. 560].

Методология данного исследования основана на принципах коммуникативного подхода,

-

мирования поколенного единства [13, с. 41].

--

го поколений определялось сложившимися социокультурными условиями второй половины

XX и начала XXI вв., когда «кому за сорок» просили «не беспокоиться» в объявлениях о приёме на работу, а идеи капитализма воспринимались как инновационные системы, которые в конечном итоге привели к ускоренному «вымыванию» человеческого потенциала [2]. Грандиозные социокультурные перемены в России на рубеже конца 1990-х - начала 2000-х гг. привели к беспрецедентному разрыву преемственности поколений. В научных исследованиях социологов,

культурологов, философов, искусствоведов констатировалось: постиндустриальное общество

-

зям в нём уже нет места. Насколько обострена эта проблема сегодня, продолжается ли процесс

разрушения межпоколенных связей или произошли какие-то изменения в этом плане, есть ли

-

-

коления? На эти вопросы должно дать ответ данное исследование.

-

ленческих коммуникативных связях - детскому творчеству. Детские художественные тексты (вербальные и графические) практически не осмысливалась в социально-культурологическом плане и никогда не рассматривались как источник информации о состоянии межпоколенных коммуникаций.

-

ной социокультурной ситуации. Для пожилых людей общение с детьми (внуками) позволяет

-

цит жизненной энергии преодолевается в процессе межпоколенной коммуникации. Возникает парадоксальная ситуация: в результате отдачи жизненной энергии происходит её пополнение, так как открываются дополнительные возможности для её получения [10, с. 560].

Объектом исследования стали культурные коммуникативные коды в детском тексте. Мы

рассматриваем детский текст как один из универсумов культуры, в котором мир представлен

-

ставляющее собой бесконечные смысловые перспективы.

Субкультура детства подробно охарактеризована как социально-историческое и культурное

-

ловой [4], В.В. Савицкой [12].

мацию о собственной картине мира и способах его упорядоченности.

Изучение детских текстов позволяет описать символические системы, характерные для отдельных регионов и тем самым внести существенный вклад в исследование региональных

культур. Образы, символы и коды определённого географического пространства в детском

-

культуре - культуре определённого ареала проживания. Детский текст может особым образом

-

-

тия этого опыта детьми. В детском тексте возможно обнаружение особенностей региональной

-

ством региона.

--

торые создали дети, позволяет выявить особенности детского мировидения, способы и методы организации знаков и символов в конструировании моделей, которые являются информативно значимыми для ребёнка. Детский вербальный и изобразительный (графический) текст - это культурный артефакт, поскольку представляет собой результат осмысления действительности

и является продуктом этой действительности. Детский текст является носителем информации,

-

ской и национальной среды [14].

Сюжеты детских текстов наполнены разновозрастными персонажами, которые вступают

-

-

менности (дети от 7 лет до 16), и ответить на вопрос о принятии или отвержении ими опыта представителей старшего поколения (от 25 до 70 и более лет). Из всего многообразия детских рисунков, присланных на конкурсы, проводимые в Самарском регионе (Сызрань, Тольятти)

для нашего исследования были отобраны все с явно выраженным сюжетом взаимоотношений

-

курсе «Мир вокруг нас» (Сызрань, Тольятти, Ульяновск) составило 16% (из 250-40 рисунков).

Тематика не задавалась, дети сами выбрали на конкурс сюжеты с участием разнопоколенных

-

-

малый опыт общения со старшими внутри семьи. Рисунки свидетельствуют о том, что авторы

работ имеют представление об этикете общения у народов Поволжья, о соблюдении обычая почитания старших, о родовых и семейных связях, о незыблемости традиций, сохраняемых и оберегаемых в этнической культуре старшими, о дружественных отношениях внутри семьи

между младшим и старшим поколениями. Преобладают сюжеты, связанные с повседневной

-

ется как «обычаи предков». Практически все рисунки с этнической тематикой воспроизводят

-

ется сюжет чаепития (рис. 1, 2, 3, 4, 5).

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 5 Рис. 6

---

ков с темой чаепития является то, что и участники чаепития в юрте, и чаепития в современном интерьере обязательно представлены и старшим, и младшим поколением: разновозрастная мужская группа, возможно отец и сын (рис. 1); трёхпоколенная семья: глава семьи, дети, внуки (рис. 2); бабушка и внучка (рис. 3); мать и дочь или свекровь и невестка (рис. 4). В этническом

жилище колчан со стрелами и лук, праздничная верхняя одежда старца, развешанная в юрте,

-

хода, но неотъемлемая часть замкнутого трансцендентного пространства предков. Даже если

-

-

ли разных поколений объединены ритуальным действием (например, в одном из присланных

рисунков - чествование молодого охотника) или вечерней общесемейной трапезой (рис. 5);

-

мысом, национальная одежда, присутствие животных (кошки или собаки) создают атмосферу

-

ний патриархальной семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ми и младшими членами семьи, о непререкаемом авторитете старших (дедушки, отца, матери,

вушки и женщины изображаются как помощницы, оказывающие знаки уважения и почтения старшим. Они подносят пиалу с чаем или кумысом, подают угощение. Эта сторона этнической

повседневности татар, чувашей, мордвы воспроизводится детьми исключительно в контексте

-

чивается в интерьере современности, исчезает главная примета чаепития в патриархальной

-

бушка сама себе наливает чай, взгляд её направлен в некое пространство, нет контакта глазами,

-

ко тюбетейка на головах. Современная причёска бабушки, очки, малочисленность участников чаепития (отсутствие персонажей - тоже художественный приём) - всё это приметы нового

времени, других семейных отношений, грусть по которым прочитывается во взгляде бабушки.

-

-

ной коммуникации, ищут и находят сюжеты и приёмы для её характеристики. Здесь нет места конфликту поколений, здесь есть общая тревога за возможную отчуждённость.

--

тельности, что общественное мнение о трудовых навыках членов семьи было важным в оценке того или иного рода, семьи.

--

частность с различными воплощениями традиции. Тем самым культура строится на основе духовной преемственности и с учетом внутреннего диалога культурных типов [8, с. 21]

-

его этноса, рода, понимают ценность межпоколенного диалога, видят утрату этого качества

-

да молчание и одиночество - главные приметы встречи разных поколений. Молодой человек

(внук) в пространстве «старины» (избы) формально присутствует, навещает бабушку, но нет

-

кушкой, клубок и вязание, полосатый коврик на полу и самотканый на стене, фикус в кадке и

крынка на столе, в открытом пространстве окна заснеженный пейзаж с домиком за забором -

-

но описан. Скрытый (латентный) диалог между разнопоколенными персонажами имеет место

во многих рисунках с современной тематикой. Здесь важно то, что с поколением бабушек и дедушек вступают в коммуникацию внуки и внучки, а не их дети. Таких сюжетов нет в рисунках. Мамы и папы не воспринимаются авторами рисунков как участники диалога поколений в пространстве современности. Возможно потому, что среднее поколение (между бабушками и внуками) выключено из диалога с родителями. Современные дети просто не наблюдают этого общения в нашей социокультурной реальности.

-

дующим образом. Этот возраст нельзя рассматривать как качественно однородное состояние

пожилых людей. Они могут длительно сохранять духовную активность, самостоятельно и

-

хранении творческих способностей в этом возрасте человек может более свободно проявлять

-

ров, обусловленных требованиями социума [9, с. 1316].

-

ловиях, в силу занятости родителей в общественной деятельности (производственной, в первую очередь), воспитателями в семейной среде могут быть только дедушки и бабушки. Д. Мацумото справедливо оценивает механизм подключения родовой памяти через бабушек и

дедушек в сознание детей. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах,

-

ным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода [6].

---

раста - утрату прежних социальных функций. Поэтому в рисунках при изображении старшего

поколения пенсионного возраста («В гостях у дедушки» (рис. 7) или «Дедушка на пенсии»

-

детельства прошлой активной жизненной позиции, востребованности в недавнем прошлом. Дети осознают значение пожилых возрастных групп, которые внесли свой достойный вклад в сохранение и развитие общества и передают это в своих рисунках.

В рисунках 16-17-летних подростков межпоколенный диалог имеет другую особенность: изображая бабушку или дедушку, юные художники передают мягкость, мудрость представителей старшего поколения, их портреты соотносятся с архетипическими образами великого

Старца и великой Праматери рода человеческого, но младшее поколение остаётся за рамками

-

торый и даёт оценку возрастным сородичам (рис. 9, 10).

Рис. 9 Рис. 10

-

тер, особенности духовной и материальной культуры, хранителями и носителями которой,

-

ков, выборе сюжетов и элементов повседневной культуры. Юные художники ощущают связь

-

-

живать морально-психологический уклад семьи своего этнического рода, родственной любви.

Детский рисунок, воспроизводя детали архаической этнической культуры, в современном

-

рьер, пытаясь соединить архаику и современность. Но постепенно этническая культура уходит

-

ство внешнего мира наполняется новыми предметами, персонажами, красками.

-

тором запечатлены разнопоколенные семьи и присутствуют животные. Узнаваемость кодов не

-

-

зирует время, временные ориентиры отсутствуют.

-

жении старенького бревенчатого дома (изба, избушка) и дома «до неба» - многоэтажного.

-

-

ный проём и вид внешнего, природного мира. [14].

Основные выводы исследования можно свести к следующим положениям.

-

ляют собой освоенные ребёнком коды, диктуемые ему нормами социальной жизни.

Рисунки детей воспроизводят бытие этноса, разворачивая его во времени и пространстве.

-

давая новую художественную (сочинённую) реальность. В этой «реальности» он воплощает архетипический межпоколенный код.

Социокультурная реальность, осваиваемая детьми, предстаёт в их текстах в виде символов

-

-

ние людей, отношение их к миру природы и цивилизации. Изображение материального мира ребёнком делает возможным доступ к традициям культуры и устанавливает духовную связь

с разными поколениями. Культурные коды - это доступ к основным элементам культуры. Осваивая коды культуры, молодое поколение, на основе постижения базисных кодов этнической культуры, входит в мир повседневности и отражает её в своём культурном универсуме.

Детские изобразительные тексты показывают, что освоение кодов и символов этнической

-

ческой культуре, её традициям, особенностям повседневной жизни в своём ареале проживания, сложившимся семейным традициям, воспитательной работе в образовательных учреждениях.

Произведения детского творчества свидетельствуют о важности межпоколенных связей

-

ненные ценности старшего поколения. Полученные результаты подтверждают, что детский текст даёт объективную информацию о состоянии межпоколенных отношений в современных условиях.

Список литературы

-

дениях сибирских авторов второй половины XX века // Фундаментальные исследования. 2013. № 19-12. С. 2806-2809.

-

ции на период до 2020 года). - М.: Минэкономразвития России, 2010. 130 с.

-

город, 2000.

-

бенка // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. №3. С. 79-108.

5. Литература Красноярского края: основные тенденции развития: учеб. пособие / Т. А. Бахор,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

екая. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 176 с.

6. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 416 с.

7. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 118-132.

8. Овсянников В.П. Некоторые направления культурологических исследований региональной

ная культура № 3 (57). - М., 2013. С. 12-36.

9. Овсянникова H.B. Феномен старости в западной культуре // В мире научных открытий. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №11.5 (Гуманитарные и общественные науки). С. 1308-1316.

Ю.Овсянникова Н.В. Принятие/непринятие старости как фактор адаптации в современном обществе // Запад - Россия - Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: сб. ст. VIII международной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2014. С. 555-561.

11. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2011. 368 с.

12. Савицкая В.В. Феномен культуры детства в XX веке: Автореферат дис.... к. культурол. н. -Нижневартовск, 2003.

13. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / В.В. Семенова. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 271 с.

14. Суворова П.Е. Стилистические и риторические коды в детском тексте // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2014. Т. 30. № 2. С. 210217.

References

--

tieth century», 2013, no 19-12, pp. 2806-2809.

2. Innovatsionnaya Rossici-2020 [Innovation Russia-2020] «Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period to 2020». - Moscow: Mineconomrazvitie Rossii, 2010. 130 p.

3. Kopeikin E.Yu. Subkultura detstva [Subculture of the childhood], - Nizny Novgorod, 2000.

4. Krylova N.B. Novye Tsennosti Obrazovcmia (Samobytnost' Detstva) [New Values of Education (Identity of the Childhood)] «Culture Practices of Childhood and Their Role in the Formation of Kid's Culture Idea», no.3 2007, pp. 79-108.

5. Bakhor T.A., Lobareva V.S, Zyryanova O.N., Kashpur O.A., Mazurova N.A., Tishevskaya N.S., Shmulskaya N.S. Litratura Krasnoyarskogj kraya: osnovnye tendentsii razvitiya [The Literature of the Krasnoyarsk Region: The Main Tendencies of the Development], - Krasnoyarsk: Sibiraskii federalny universitet, 2014. 176 p.

6. Matsumoto D. Psikhologia i Kultura [Psychology and Culture] St.Petersburg: praim-EVRO-ZNAK, 2002. 416 p.

7. Nosko I.V. Socialnaya rabota v Sibiri [Social Work in Siberia] «Childhood as Psycho-socio-cultural Phenomenon». - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004, pp. 118-132.

-

ture] «Some Trends of Culture-logical Researches of Regional Culture with the Use of Post-nonclassical Methods», no.3 (57). - Moscow, 2013, pp. 12-36.

-

nomenon of Old in the West Culture». - Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyi tsenter, 2012, no 11.5, pp. 1308-1316.

10. OvsyannikovaN.V. Sbornik statei VIIImezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi konferentsii «Za-

-

ticles of VIII International Science-Practical Conference «the West- Russia-The East: Political, Economic and Cultural Interaction»] «Accept/Rejection of Old Age as the Factor of Adaptation in the Modern Society Togliatti»: Izdat-vo PVGUS, 2014, pp. 555-561.

11. Osorina M.V. Sekretny mir detei v prostranstve mira vzroslykh [Secrete World of the Kids in the World of the Adults], - St.Petersburg: Piter, 2011, p. 368.

12. Savitskaya V.V. Fenomen kidtury detstva v XXveke. [The Phenomenon of Childhood Culture in XX cent.]. - Niznevartovsk, 2003.

-

pedia (ROSSPEN)] «Social Dinamics of the Generations: the Problem and Reality». - Moscow: Rossiskaya politicheskaya entsiklopedia (ROSSPEN), 2009. 271 p. 14. Suvurova P.Ye. Vestnik Nil gumanitarnykh панкpri pravitelstve Respubliki Mordvia [Bullitin of SRI of Humanitarian Sciences under the Parliament of the Mordovian Republik] «Stylistic and Rhetorical Codes in Kids' Texts», 2014. Vol. 30. № 2, pp. 210-217.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Суворова Палема Егоровна, профессор кафедры «Философия и культурология», доктор филологических наук, профессор

Поволжский государственный университет сервиса

ул. Гагарина, д. 4, г.о. Тольятти, Самарская область, 445017, Россия

e-mail: grifH8 a mail.ru

Овсянникова Наталья Валериевна, доцент кафедры «Социальные технологии», кандидат исторических наук, доцент

Поволжский государственный университет сервиса

ул. Гагарина, д. 4, г.о. Тольятти, Самарская область, 445017, Россия

e-mail: tata_osOO@mail. г и

SPIN-код: 2643-4810

DATA ABOUT THE AUTHOR

Palema Yegorovna Suvorova, Doctor of Philology, Professor, «Philosophy and Culture Science» Department

Volga Region State University of Service

Gagarin St., 4, Togliatti, Samara region, 445677, Russia

e-mail: gi"if88(a),mail.ru

Natalia Valerjevna Ovsyannikova, Can. His. Sei., Associate Professor, «Social technologies» Department

Volga Region State University of Service

Gagarin St., 4, Togliatti, Samara region, 445677, Russia

e-mail: tata_os00@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.