Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ПРАВА НА ГОРОД'

КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ПРАВА НА ГОРОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексей Щербинин

В свете последних событий прежняя исследовательская «оптика» утратила свою предметную четкость и нацеленность. И хотя сегодня научная «дальнозоркость» не самый распространенный диагноз, свидетельствующий о неконкретности, миражах и утопиях, это не повод уткнуться носом в повседневность с ее навалившимися проблемами. Этой повседневностью и псевдоактуальностью мы нередко были обделены. Как бы мы ни критиковали мегапроекты будущего типа «коммунизма», «техномира» и прочих идейных и научных конструктов, мы по своей воле или, скорее, под влиянием редуцированных больших идей старались как можно быстрее преодолеть ту фронтирную линию, которая отделяет настоящее от будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ПРАВА НА ГОРОД»

КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ПРАВА НА ГОРОД

Алексей ЩЕРБИНИН

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Национального исследовательского Томского государственного университета

мм iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii ммм

В свете последних событий прежняя исследовательская «оптика» утратила свою предметную четкость и нацеленность. И хотя сегодня научная «дальнозоркость» не самый распространенный диагноз, свидетельствующий о неконкретности, миражах и утопиях, это не повод уткнуться носом в повседневность с ее навалившимися проблемами. Этой повседневностью и псевдоактуальностью мы нередко были обделены. Как бы мы ни критиковали мегапроекты будущего типа «коммунизма», «техномира» и прочих идейных и научных конструктов, мы по своей воле или, скорее, под влиянием редуцированных больших идей старались как можно быстрее преодолеть ту фронтирную линию, которая отделяет настоящее от будущего.

Город и ощущение времени

Временный характер бытия в настоящем непосредственно касается и предмета исследования данной книги - города. Сравним с реальным движением по фрон-тиру нынешнее состояние (планирование, архитектуру, быт) городов, в одночасье оказавшихся выкинутыми из индустриального прошлого, где город как обиталище людей был соединен пуповиной с промышленным центром, дающим средства для жизни, и имел свой регламент и в конечном счете особую сакральность.

Каким же был город раньше? И в повести А. И. Куприна «Молох», где описывалась глубокая древность, и в романе И. Г Оренбурга «День второй», посвященном периоду индустриализации в СССР мы видим, что вне зависимости от политического режима здоровье, силы, жизнь приносились в жертву этому ненасытному языческому богу - Молоху. И сам город был алтарем, где приуготовлялась жертва. В наше время для большинства горожан производство оказалось вынесенным за пределы не только городов и стран, но и континентов. Сегодня Молох - это уже не доменная печь, а тот самый искин - невидимый искусственный интеллект, которым пугают взрослых.

И что остается в реальности городов, оказавшихся ныне на фронтире между прошлыми и будущим? Историк Дэниел Бурстин, описавший не метафорический, а реальный американский фронтир, говорит о городах-призраках, некогда живших

о

надеждами, от которых «осталась лишь внешняя оболочка, а душа - ушла». А нередко и внешней оболочки не осталось: «...здесь-то ушли и душа, и тело».

Чем-то и нынешние обитатели городов - мы с вами - напоминаем искателей фортуны времен освоения американского Дикого Запада. И точно так же линия, отделяющая нас от лучшей доли, не похожа на линию фронта наступления на будущее. При ближайшем рассмотрении, как пишет Д. Бурстин, «речь-то шла не о том, что люди неуклонно продвигались на Запад, а о том, что люди непрестанно продвигались по Западу». И дело вовсе не в том, что будущее уже наступило, - просто оно разбросано неравномерно, как выразился фантаст Уильям Гибсон. Будущее стало приватным и коммерческим продуктом, воплощенным в упакованный вещно мир повседневности.

Временность стала признаком постиндустриальной, более того, несакральной эпохи. В этом случае коммуникативная культура и сохраняемая в ней память, если быть более точным, являются продуктом от силы трех-четырех поколений. Амальгама ее свежа, непрочна, конструировалась у нас на глазах. Поэтому степень достоверности для нас (как очевидцев в пределах трех-четырех поколений) в ней выше, а степень веры, основанной на сакральности, наоборот, ниже. Нельзя сказать, что мир коммуникативной культуры, творимой нами, является откровенно профанным, лишенным идеалов и общих культурных ценностей. Напротив, они и являются некими духовными скрепами для нас и наших современников.

Спустя восемьдесят лет, пишет историк Ян Ассман, память и хранимая ею культура уходят в забвение либо поддерживаются на уровне коммуникации ритуалами типа праздников и иных форм коммеморации. Собственно, культурная память обладает свойством сворачивать прошлое до символических фигур, «к которым прикрепляется воспоминание», а история замещается мифом, обосновывающим настоящее через основные элементы прошлого, а точнее, вечности. И вот здесь мы подходим к базисным характеристикам права на город. История, свернутая в миф, не превращается в выдумку, «напротив - только так она становится реальностью, в смысле постоянной нормативной и формирующей силой».

ГЕНЕАЛОГИЯ,

по Яну Ассману, - это форма, позволя* навести мост через пустоту между современностью и временем истока и обосновать законность современного порядка, современных требований, без разрыва и шва присоединяя их ко времени истока. Оба регистра прошлого, оба эти конца без середины соответствуют двум контекстам памяти, которые в существенных моментах различны между собой. Мы назовем их коммуникативной и культурной памятью.

»

Как появилось право на город и что оно нам дает?

Таким образом, чтобы обосновать, так сказать, право на возрождение права на город, мы должны в своих расчетах вернуться к исходной модели первогоро-дов, где центром был храм, священная сила которого распространялась на общину, населявшую пространство вокруг него. Таковой была, как считают исследователи Древнего Востока, модель первых городов еще в догосударственный или раннегосударственный периоды цивилизации. В них величие городских храмов не оставляло сомнений в божественном замысле и божественном источнике права на город - его священного центра, включавшего в себя помимо храма также дворец правителя и городское зернохранилище. Кроме того, оно способствовало осознанию права на долю этих благ - работу, пищу, расположение богов и власти.

Право на город - это чем индивидуальная свобода доступа к городским ресурсам: это право изменять себя, изменяя город. Более toi это общественное, а не индивидуальное право, поскольку такая неизбежно зависит от приложения коллективной силы к формированию процео урбанизации.

При этом сам храм и город вокруг него нередко преподносились как проекция небесного храма и небесного города. Так, в шумерских легендах «Ниппур стал городом богов, и сам Энлиль - верховное божество - поселился в центре этого города». Сакральность Ниппура строилась на правде-справедливости: «Дар города Ниппура - правда». Этот город воплощал и мир богов, и мерило легитимности земных поступков.

Логическое доказательство связей современного города с онтологической первоосновой на основе исторических фактов - задача невыполнимая. Миф же с его способностью соединять трансисторические точки с настоящим решает ее со скоростью, не уступающей возможностям искусственного интеллекта. Так было с Иерусалимом, Константинополем, Петербургом как светским преемником священного «града Петра» и множеством других городов.

Рис. 7. Руины храма в Ниппуре - древнем шумерском городе, центре культа верховного бога шумеров Энлиля, современный Ирак

Социологу Анри Лефевру и его последователям удалось оживить идею права на город. Они наполнили конкретными горожанами - адресатами пробуксовывавшей марксистской (и левой в целом) идеологии - вечную мифологию справедливости, чем вернули эти права созидателям. Если классовый характер концепта, согласно лефеврианским идеям, не возвращал к мифологическим истокам утраченного права на город, то он взывал к революционному преобразованию города, овладению горожанами правом на производство городского пространства.

На каждом новом этапе, в каждом акте преобразования идея права на город возрождалась и обретала вполне осязаемые контуры. При этом заметим, что классовый характер лефеврианского права на город выставляет пределы его восприятию и поддержке, хотя по факту идейно-социальных альтернатив в этой сфере не так и много.

Носители неолиберальной идеологии и практик фактически пользуются этим правом, не отягощаясь поиском альтернатив вышеупомянутой теории, не приносящей реальных дивидендов. Не особо в этом плане продвинулся и концепт практики «умных городов», камуфлируя социальные конфликты под технологические решения. Возможно, в ближайшее время и лефеврианское право на город наполнится предметным содержанием поверх идеи классовой борьбы. Но для появления такого рода идей и практик надо найти привлекательный способ преодоления значимой составляющей современного мироощущения - чувства эпохи как временного жилища в ожидании лучшего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.