Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

КУЛЬТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / культура / философия / глобальный мир / глобальные проблемы / межкультурное взаимодействие / диалог / информационное общество / Russia / China / culture / philosophy / global world / global problems / intercultural interaction / dialogue / information society
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Чумаков А.Н.

д.филос.н., профессор Факультета глобальных процессов МГУ, главный редактор журнала «Век глобализации»

chumakov5@yandex.ru

КУЛЬТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА1

Ключевые слова: Россия, Китай, культура, философия, глобальный мир, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие, диалог, информационное общество.

Keywords: Russia, China, culture, philosophy, global world, global problems, intercultural interaction, dialogue, information society.

Российско-китайские отношения в последнее время привлекают все больше внимания как в самих этих странах, так и во всем мире. И тому есть несколько причин. Во-первых, в условиях всеобщей глобальной зависимости, именно Россия и Китай наряду с США являются важнейшими субъектами международных отношений, которые в силу своих потенциалов (экономических, территориальных, научно-технических, демографических, военных, космических и т.п.) во многом определяют современный вектор мировой политики. При этом то противостояние, которое имеет место быть между США и Россией, с одной стороны, и США и Китаем, с другой стороны, становится определенным основанием и существенным фактором сближения позиций России и Китая, что имеет принципиальное значение в геополитическом раскладе сил на международной арене.

Во-вторых, после распада социалистической системы Китай проявил особое внимание к исследованию причин данного события, а также к истории становления постсоветской России, принимая это во внимание при проведении своих реформ. В то же время, успехи китайских экономических преобразований, а в последнее время и в управлении общественными процессами, вызывают повышенный интерес в России. В этой связи в центре внимания оказываются наиболее существенные драйверы общественного развития. В частности, особого внимания заслуживает новый этап информационно-технологической революции, отличительной особенностью которого являются современные Интернет-технологии и цифровизация, кардинально меняющие общественную жизнь как на национальном, так и на глобальном уровне.

Разные страны по-разному реализуют открывающиеся все новые и новые возможности научно-технического прогресса, но Россия и Китай занимают схожие позиции в плане реализации этих достижений в общественной жизни, в особенности там, где дело касается социально-политической сферы2. Так, например, Китай одним из первых стал применять цифровые технологии в управлении общественными процессами, реализуя с 2014 года сначала добровольную, а с 2020 года обязательную систему индивидуального рейтинга граждан3. Несколько в ином формате, но по сути в этом же направлении и явно не без учета китайского опыта движется и Россия, где также, в том числе и на правительственном уровне, активно реализуются программы повсеместного внедрения цифровых технологий для оптимизации документооборота, электронного голосования, распознавания лиц и т.п.

Такого рода процессы, осуществляемые во внутренней политике отдельных государств, нередко выходят за рамки национальных границ, поскольку в условиях современной глобализации различные субъекты международных отношений и их всевозможные представители объективно вступают во все более тесные связи и отношения. А это порождает не только дополнительные возможности, но и новые проблемы, в частности, в сфере бизнеса, научно-образовательных коммуникаций, культурного взаимодействия, прав человека и т.п. В этих условиях знание о культуре других народов и, что особенно важно, о культуре тех, с кем соседствуют те или иные страны и народы, становится важным фактором успеха в налаживании конструктивного диалога и взаимодействия в глобальном мире4.

При этом важно иметь в виду, что межкультурное взаимодействие в основе своей всегда опирается на философский фундамент, систему основных философских взглядов взаимодействующих народов. И это имеет то объяснение, что в любой национальной философии как в зеркале отражается дух, мировоззрение и самосознание того или иного народа. Так, например, если посмотреть на философские системы России и Китая, то не сложно увидеть не только сходство, но и принципиальную разницу, которая между ними существует. В частности, русская философия исторически тяготеет к западной философской традиции, где «философия» трактуется как любовь к мудрости, любо-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований («Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества»), проект № 19-511-93002.

2 Русская идея и китайский путь в культурном контексте современности: монография. - М.: РФО; ООО «СиДиПрессАрт»,

2017.

3 Мунтян А. Китайский рейтинг граждан «Система социального кредита». - https://smart-lab.ru/blog/669129.php

4 Чумаков А.Н., Стычинский М.С. Культурно-цивилизационный диалог и его возможности в условиях глобального мира // Век глобализации. - М., 2018. - № 1 (25). - С. 3-14.

мудрие. И возникла она, прежде всего, как способ рационального постижения мира. В ней большую роль играют знание, разум, аналитическое мышление. Она учит формулировать вопросы и искать на них ответы, обращаясь, прежде всего к здравому смыслу и возможностям рационального познания. Эту особенность русская философия восприняла от западной философии, и сегодня именно эта особенность является одной из главных её характеристик.

Но вовсе не так обстоит дело в Китае, где традиционная философия весьма специфична и не соответствует тому, как её обычно трактуют на Западе. На это обращает внимание, в частности, известный китайский философ, профессор Чжан Байчунь, который говорит: «Понимание философии в Китае и на Западе сильно отличается. Например, само слово «философия» переводится с древнегреческого как "любовь к мудрости". В Китае же философия - это ненависть к мудрости. То есть - все ровно наоборот... Конечно, может быть это звучит излишне категорично, вызывающе, но по существу это так. Более того, с позиции китайской культуры и китайского менталитета можно и даже нужно говорить именно так»1, - отмечает современный представитель китайской философии. Он подчеркивает в этой связи, что начиная с древности, китайские мудрецы не любили собственно мудрость, по той причине, что мудрость любят те, кого можно назвать обыкновенными людьми. «Обыкновенные люди, - поясняет он позицию китайских философов, -стремятся к мудрости, любят ее, а мудрецами считают именно тех, кто ее ненавидит, например, Лао Цзы. Это особое отношение к мудрости в Китае. Любить мудрость в Китае просто неприлично. Поэтому китайская философия не просто иная - это антифилософия»2. При этом, как замечает Чжан Байчунь, философия в Китае возникла в другой культурно-исторической и духовной обстановке. А чтобы лучше понять такое необычное и даже парадоксальное для европейцев утверждение, полагает он, надо обратиться к духовной жизни людей на Западе и на Востоке и почувствовать принципиальную разницу между ними.

Таким образом, говоря о культурном взаимодействии России и Китая, было бы неправильным оставить без внимания сказанное выше. И более того, обратиться к философским системам наших стран следует уже хотя бы потому, что философия - это не только форма мировоззрения того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются общие принципы бытия и познания людей, их отношение к миру. При этом трудно не согласиться с тем, что философия имеет дело, как правило, с общими вопросами, достаточно отвлеченными от конкретной практики и повседневной жизни. Однако верно и то, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широком контексте, в отдаленной перспективе могут оказаться намного практичнее тех или иных конкретных идей, касающихся узких областей знания. Это, конечно, не значит, что философия, как и культура в целом, непременно и непосредственно влияет на принятие политических, экономических и иных общественно значимых решений, хотя и это вовсе не исключается. Но вполне очевидно что, формируя мировоззрение людей, она тем самым в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки такого рода решений. Иначе говоря, влияние на индивидуальное и общественное сознание философии, которая является стержнем любой культуры, так или иначе, проявляется не только в духовной, но и в общественной деятельности людей. Это достаточно ярко проявляется, например, в западной философии, где немало таких школ и направлений как «прагматизм», «практическая» или «прикладная» философия, которые имеют ярко выраженную практическую направленность. Также основной упор на практику делает и марксистская философия, составляющая основу идеологии современного Китая. Да и в истории традиционной китайской философии найдем немало подтверждений данного тезиса. Достаточно сослаться в этой связи на «легизм», делавший упор на правовую сторону общественной жизни, или на конфуцианство, которое выступает, прежде всего, как свод конкретных правил и предписаний для поведения человека в семье и в обществе3.

Итак, принимая во внимание философские, а в более широком контексте культурные различия наших стран, мы будем исходить из того, что современное информационное общество сглаживает эти различия, поскольку и России, и Китаю оно открывает примерно одни и те же возможности, и в то же время ставит перед ними схожие проблемы. В частности, цифровые технологии и современные медиа способствуют преодолению барьеров и границ, расширяют возможности общения в режиме реального времени. Но с информационным обществом пришли и новые проблемы, которые касаются не столько технологий и экономики, сколько, морали, этики, а также роли и места человека в современном обществе4.

Так, серьезным следствием развития новых технологий являются резко возросшие возможности манипулирования индивидуальным и общественным сознанием, что порождает немало этических, правовых, политических и других проблем. С другой стороны, все больше людей, в особенности молодых, становятся телеманами и Интернет-зависимыми. Они уходят из сферы реальной жизни в виртуальный мир и, попадая в цифровую среду, формируют тем самым фрагментарное (клиповое), некритическое сознание в ущерб аналитическому мышлению.

Эта проблема актуальна не только для России и Китая, но и для всего мира, и её уже нельзя игнорировать, поскольку она негативно влияет на сознание, творческий потенциал, на поведение и образ жизни, в особенности молодых людей. Характерно в этой связи, что именно Китай стал первым предпринимать серьезные шаги по решению данной проблемы, небезосновательно вводя серьезные ограничения на пользование Интернетом для молодежи. Так, согласно проведённым исследованиям «Институтом Сообщества человеческой судьбы Китайского Университета связи» с 2019 по 2020 год 200 миллионов учащихся играли в компьютерные игры прямо на занятиях во время дистанционного обучения. Масштаб проблемы становится еще более очевидным, если принять во внимание, что «в 2020 году

1 Философия политики и права. 2020. - № 11. - С. 118.

2 Там же.

3 Хрестоматия по философии в 2 ч. Ч. 1. Учебное пособие. Сер. 76. Высшее образование (1 изд.). - М.: Юрайт, 2020.

4 Чумаков А.Н. Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. - М., 2011. - № 2 (8). - С. 174-180.

число несовершеннолетних пользователей Интернета в Китае достигло 183 миллионов человек (в России то же самое, пропорционально численности населения - по данным российских специалистов, в нашей стране в эту индустрию вовлечены боле 15 млн. подростков), а уровень проникновения Интернета составил 94,9%, то есть практически все дети в Китае пользуются Интернетом. Притом игры по-прежнему являются основным онлайн-досугом и развлечением для несовершеннолетних. 62,5% несовершеннолетних пользователей Интернета регулярно играют в игры онлайн»1.

Итак, какие уроки следует извлечь из ситуации, в которой оказались не только Россия и Китай, но и все человечество? Прежде всего, следует осознать и учитывать в практической деятельности то обстоятельство, что мы живем в условиях многоаспектной глобализации, которую не можем ни отменить, ни перенаправить в какое бы то ни было рационально заданное русло. И то, что формы проявления и характер протекания глобальных процессов в обществе, например, в информационной сфере или здравоохранении существенно зависят от соответствующей политики и поведения людей не означает, что в дальнейшем человечество не столкнется с новыми подобными испытаниями, как то произошло, например, в случае с пандемией коронавируса. И дело не только в том, что очередная виртуальная или реальная опасность может появиться самым неожиданным образом, откуда её никак не ждали. Разве ядерное, биологическое, химическое оружие, или угроза от множества других глобальных проблем, обусловленных глобализацией, день ото дня становится меньше?! Таким образом, главный вывод, который следует сделать из современной ситуации, состоит в том, что и отдельным странам, и человечеству в целом нужно со всей серьезностью и со знанием дела воспринимать современный глобальный мир, адекватно оценивая при этом свои далеко небезграничные возможности изменять его по своему желанию и усмотрению.

А поскольку сегодня определенные надежды в плане преодоления социальных, экономических и других проблем возлагаются на информационно-технологическую революцию, то важно подчеркнуть, что никакие даже самые совершенные технологии сами по себе таких задач решить не могут. И, прежде всего потому, что любые научно-технические достижения, в конечном счете, оказываются нейтральными, поскольку становятся полезными или опасными в зависимости от того кем, как и в каких целях используются. Иначе говоря, они не несут в себе ни положительного, ни отрицательного содержания вне конкретного общественно-значимого контекста. А это значит, что критерием и точкой отсчета общественного развития во всех отношениях все равно остается человек, и подлинный прогресс должен быть прежде всего в развитии самого общества и его культуры. Путь к этому тернистый, но человечеству необходимо искать компромиссы. В современных условиях - это наиболее оптимальный путь решения мировых проблем. При этом на всех уровнях, тем более, глобальном действовать нужно со знанием дела и пониманием ответственности за происходящее. А здесь уже особая ответственность возлагается на науку, философию, образование и просвещение. Именно это и положено в основу совместной работы российских и китайских гуманитариев, ведущих исследования в течение уже многих лет в рамках международного проекта «Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества», что нашло отражение в соответствующих выступлениях и публикациях2.

1 Ментальный опиум: Китай объявил войну онлайн-играм. - М1р://ка1ушЬа.о^Ме%г?1(!=17198

2 Россия и Китай: межкультурное взаимодействие в постсоветский период: коллективная монография. - М.: КНОРУС, 2017; Русская идея и китайский путь в культурном контексте современности: монография. - М.: РФО; ООО «СиДиПрессАрт», 2017; Межкультурное взаимодействие России и Китая: глобальное и локальное измерение: коллективная монография. - М.: Проспект, 2019; Теория и практика российско-китайских отношений: коллективная монография. - М.: Проспект, 2020 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.