Научная статья на тему 'Российско-китайский гуманитарный диалог'

Российско-китайский гуманитарный диалог Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-китайский гуманитарный диалог»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Российско-китайский гуманитарный диалог

Чжао Янь*, Чжан Байчунь**, А. Г. Пырин***, Т. Т. Махаматов****

Russian-Chinese Humanitarian Dialogue

Chgao Yan, Chgan Baichun, А. G. Pirin, Т. Т. Makhamatov

Россия и Китай, или как это государство традиционно называет себя само - Поднебесная

- имеют долгую и плодотворную историю дружеских и добрососедских отношений. Однако сегодня эти отношения являются не просто дружбой и симпатией двух больших соседей, занимающих важное, если не сказать больше

- решающее - место на обширном геополитическом и геоэкономическом пространстве Евразии. В нынешнее непростое время глобальных трансформаций или, как охарактеризовал бы его великий Кун Фу Цзы (Конфуций) - «в эпоху перемен», когда оба государства - Российское и Срединное (Китай) - пребывают в состоянии активного формирования собственного национального и государственного мировоззрения, а также поиска перспектив дальнейшего развития, бурно развивающиеся диалог и сотрудничество между ними в области культуры, науки и образования являются значимым фактором для взаимного обогащения опытом и новыми идеями, а также для налаживания некоего межкультурного моста между Европой и Азией, между Западным и Восточным мирами, как это было во времена Великого шелкового пути - «золотого века» евразийской цивилизации, - поскольку известно, что для Китая Россия является «вратами» на Запад, а для России Китай - «врата» на Дальний Восток.

Учитывая такую важность нынешнего исторического момента, кафедра философии Фи-нуниверситета приняла деятельное участие в организации приема, а также в осуществлении научной и культурной программы, которые были предложены столь значимой по числу и составу участников делегации китайской академической элите. Совместная делегация Народного университета и Пекинского педагогического университета Китая в составе 13 профессоров-обществоведов, абсолютное большинство из которых впервые приехали в Россию, посетила Москву и Санкт-Петербург с 8 по 15 июля 2011 г. Несмотря на время отпусков, российские ученые из Финансового университета при Правительстве РФ, МГУ, Российского философского общества (РФО), Института философии РАН, Санкт-Петербургских вузов и др. проявили большую активность и заинтересованность в состоявшихся встречах и дискуссиях.

9-10 июля гости знакомились с историческими памятниками и достопримечательностями Москвы, посетили Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Содержательные дискуссии начались 11 июля на факультете Глобальных процессов (ФГП) МГУ им. М. В. Ломоносова. Открыл беседу

* Чжао Янь - доктор философии, ассистент профессора, преподаватель русского языка Пекинского Народного университета.

** Чжан Байчунь - доктор философии, профессор Пекинского педагогического университета, руководитель Центра Китайско-Российской культуры (г. Пекин).

*** Пырин Александр Григорьевич - доктор философских наук , профессор кафедры «Философия и психология» МГТУ (МАМИ), E-mail: pyrin@df.ru

**** Махаматов Тимур Таирович - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ.

декан факультета, доктор политических наук, доц. И. В. Ильин, который сказал, что встреча проходит в формате летней научной школы «Глобализация и ее последствия (опыт России и Китая)». Он дал краткую информацию о факультете, отметив, что на факультете организованы кафедра геополитической глобалистики, кафедра ЮНЕСКО по глобальным вызовам, научно-исследовательский центр глобалистики. Обучение строится по методике классического университета с сочетанием новых инновационных образовательных технологий. Число студентов и аспирантов - 500 человек. Особенностью обучения является то, что студенты «на выходе» обязаны знать как минимум два языка. «Мы готовим специалистов широкого профиля с ориентацией на профессиональную деятельность в международных организациях, - сказал И. И. Ильин, - а поскольку практику студенты проходят в органах государственной службы, ориентированных на международные отношения, то в обучении широко применяются принципы междисциплинарности и фундаментальности. Сейчас совместно с РФО реализуется научно-образовательный проект «Кто есть кто и что есть что в глобалистике», в котором наряду с ведущими учеными участвуют многие студенты».

В 2009 и 2011 гг. на базе факультета были проведены два международных конгресса по глобалистике. В 2009 г. по инициативе факультета была организована Международная ассоциация глобальных исследований (МАГИ), среди учредителей которой яркие представители отечественной и зарубежной глобалистики: проф. Р. Робертсон, впервые употребивший этот термин в 1984 г., проф. А. Н. Чумаков, редактор Международной энциклопедии «Глобалистика» и др. Факультет еще молодой (он основан в 2005 г.), но уже имеет широкие международные связи, широко реализует программы академических обменов с зарубежными университетами, в том числе и с китайскими. Глобалистику преподают в 35 университетах мира. При этом возникает вопрос: как и что преподавать? Опыт факультета показывает, что необходимо готовить специалистов в области международного сотрудничества. Освоение глобалистики помогает выработать новый взгляд на международные отношения. «Мы знаем, что в Шанхайском университете создан центр глобальных иссле-

дований», - отметил декан. Сейчас в Китае наблюдается большой интерес к глобальным исследованиям, поэтому необходимы творческие контакты между Россией и Китаем в этом отношении.

Выступивший затем Первый вице-президент РФО, д. ф. н., проф. А. Н. Чумаков, отметил, что мы имеем хорошую историю отношений с китайскими коллегами, которые принимали активное участие, в частности, в научно-исследовательском проекте - энциклопедия «Глобалистика». В журналах «Век глобализации» и «Вестник РФО» регулярно появляются статьи китайских философов. Доктор философии, проф. Чжан Байчунь и доктор философии Чжао Янь уже несколько лет являются членами РФО. Проф. Ань Цинянь - член Международного редсовета журнала «Век глобализации», проф. Чжан Байчунь - член Международного редсовета журнала «Гуманитарные науки», издающегося Финансовым университетом при Правительстве РФ. В журнале «Вестник РФО» есть рубрика «Восточная философия», где основными авторами являются китайские коллеги. Нам импонирует, что гуманитарные науки в Китае удостоены особого внимания, а основной акцент делается на человека и социальную сферу бытия. Интерес России к Китаю вполне понятен, так как значительные успехи китайских реформ имеют свою причину, и наше сотрудничество поможет понять не только друг друга, но и суть происходящего.

Руководитель кафедры ЮНЕСКО по глобальным вызовам, к. и. н. Ю. Н. Саямов в своем выступлении сказал: «Наша кафедра - первая в мире кафедра по глобальным вызовам. Это во многом революционный проект. Он является частью инновационной стратегии ФГП. Нами созданы сетевые филиалы в Санкт-Петербурге, в Саратове и Юханьском университете (Китай). Итогом работы явилась монография ''Город в контексте глобальных процессов''».

Выступивший затем проф. А. Д. Урсул отметил: «На наш взгляд, учебный курс «глобальные природные процессы», который мы читаем на ФГП, может войти в предметное поле глобалистики. Мы совместно с деканом факультета И. В. Ильиным разработали эволюционный подход в глобалистике. Этот подход отличается от других подходов, в частности, от исторического, где упор делается на фактологию. Эво-

люционный подход рассматривает процессы развития. Можно разделить глобалистику на 3 части: 1) исследование глобальных процессов прошлого (палеоглобалистика); 2) современная глобалистика; 3) футуроглобалистика».

Заведующая кафедрой иностранных языков доц. О. С. Сирота проинформировала о том, что на 1-2 курсах студенты ФГП обязаны знать 1000-1500 слов (лексических единиц), т.к. целью изучения является сам иностранный язык. На 3-4 курсах цель изучения меняется - язык становится для студента инструментом коммуникации. Для этого необходимо свободно оперировать 8-10 тыс. слов (лексических единиц). На факультете изучаются в качестве второго языка арабский, китайский, немецкий, французский, испанский и итальянский. Кроме того, дипломники обязаны работать с иностранными источниками.

Затем выступили члены китайской делегации и состоялся нижеследующий обмен мнениями: Проф. Цзян И (Jiang Yi), декан факультета философии и социологии Пекинского педагогического университета: «Уважаемые коллеги! Мы получили очень интересную информацию. У нас возникло желание сотрудничать с ФГП. Я представляю Пекинский педагогический университет, 110 лет которого мы будем скоро отмечать. Сначала это была педагогическая школа - готовила учителей. Сейчас это университет, в нем 40 институтов, факультетов, центров. Научных работников и преподавателей - 3 тыс. человек. Студентов - 60 тыс. Выпускниками университета являются многие известные китайские ученые и политики. Факультет философии и социологии, который я представляю, работает в трех направлениях: 1) философия; 2) социология; 3)воспитание. В 1925 г. образовано отделение философии, а в 1979 г. открылся философский факультет. Главный предмет изучения - марксистская философия. Рассматриваются также философия науки, этика, эстетика, религия. В Китае многие интересуются русской философией».

Проф. Цинь Сюань (Qin Xuan), директор Института Марксизма Народного университета Китая, директор Центра по исследованию проблем социального развития: «Я представляю Народный университет Ки-

тая, который основан в 1937 г. В нем обучается 21 тыс. студентов, из них 50% бакалавриат. Работает 5 тыс. преподавателей и сотрудников. В основном рассматриваются гуманитарные науки. На территории Народного университета я часто вижу студентов и преподавателей из России. В Институте марксизма, где я работаю, 50 преподавателей и 300 обучающихся, из них 50% аспиранты. Рассматриваемые предметы: история развития марксизма, история КПК, 90-летие которой мы недавно торжественно отметили. Это основные темы исследования. В Китае активно интересуются судьбой СССР, И. В. Сталиным, В. И. Лениным. Как известно, КПК возникла под влиянием марксизма, который «пришел» из России. Находясь здесь, я купил на Арбате полное собрание сочинений И. В. Сталина. В мае 2011 г. у нас в институте обсуждена тема «20-летие распада СССР». Очень интересует исследователей и сегодняшняя Россия. Тема глобализации актуальна, но мы имеем отличия в ее изучении: 1) нас интересуют причины, вызвавшие глобализацию, а также конфликты, которые ею порождаются; 2) какую роль может сыграть Китай в процессе глобализации, так как он по численности населения занимает первое место в мире, а по территории - третье место? Как мы должны действовать в условиях глобализации? В разрешении этих вопросов мы должны сотрудничать».

Китайской делегации были заданы вопросы: Вопрос: «Санкт-Петребург был «окном» в Европу, а может ли Владивосток стать «окном» в Азию? Каковы перспективы сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке?»

Ответ: «Наше поколение имеет добрые чувства к России, они были и по отношению к СССР. Китай во внешней политике придерживается четырех подходов: 1) многоплановость; 2) политика между крупными державами; 3) политика с соседними странами; 4) политика с развивающимися странами. Применительно к России используются два подхода: многоплановость и соседские отношения. Большим достижением в последнее время явилось разрешение пограничного вопроса, что способствовало установлению очень добрых отношений. Мы надеемся, что руководство и России

и Китая сохранят общие интересы, при естественном различии».

Вопрос: «Будет ли Китай более открытым для всего мира? Как Вы относитесь к китайскому лауреату Нобелевской премии Линь Ся Бо?»

Ответ: «Признаком открытости является участие в процессе глобализации. Мы в ней участвуем. При этом важно сохранить свои отличия. Размывание границ в условиях глобализации -это миф. Вопрос о границах очень тонкий, трудный и чувствительный для национального самосознания. Мы пытаемся решать этот вопрос с соседями и на 90% преуспели в этом отношении. Данный вопрос решается на принципах мирного сосуществования. Лауреат Нобелевской премии Линь Ся Бо работал в Пекинском педагогическом университете, и я лично его хорошо знаю. Наше мнение отличается по данному вопросу от мнения Запада. На Западе его знают как политика, - за это фактически дали премию, - а не как литератора. На его деятельность надо смотреть с исторической и аутентичной позиций. Он поставил политику выше литературной деятельности. Он неудавшийся политик» - отметил проф. Цзян И (Jiang Yi).

Вопрос: «Есть точка зрения, что китайская экономическая экспансия в условиях глобализации может представлять угрозу для России?»

Ответ: «Экономика Китая в свое время во многом была создана с помощью СССР, - подчеркнул доктор экономики, проф. Чжан Сюй (Zhang Xu), - мы при этом не использовали термин «экспансия», а употребляли слово «помощь». Мы находимся сейчас с Россией фактически на начальном этапе экономического сотрудничества, основанном на использовании природных ресурсов. В области финансов и военной техники сотрудничество незначительное. К 2020 г. планируется довести товарооборот между Китаем и Россией до 200 млрд долл. Но это не будет экспансией, а будет только сотрудничеством. Россия в товарообороте Китая занимает чуть больше 4%. Это обстоятельство вызывает взаимное беспокойство, нам надо развиваться. СССР нам помогал, и мы не боялись экспансии. Необходимо использовать экономические возможности. Мы мечтаем вновь о сотрудничестве с Россией».

Вопрос: «Китайская культура очень популярна в России. Насколько популярна русская культура в Китае?»

Ответ: «Я почти 7 лет прожил в России, -сказал доктор философии, проф. Чжан Бай-чунь (Zhang Baichun), - в Санкт-Петербурге познакомился со своей женой, у нас там родилась дочь. Моя жена страстная поклонница русского языка и культуры, она постоянно смотрит русские телеканалы. Из мировой философии китайцы лучше всего понимают русскую философию. В России же лучше знают западную философию».

По мнению проф. Цзя И (Jia Yi), русская культура имеет большое влияние в Китае (музыка, танцы, литература и т.п.). «Мы много читали Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, - сказал он, - глобальные процессы разрушают границы. Возникает вопрос: как сохранить свою культуру? К этому стремятся все народы».

Доктор философии Чжао Янь (Zhao Yan): «Мы хорошо знаем и поем песни «Рябинушка», «Тройка», «Катюша», «Подмосковные вечера». Китайский язык начинает широко распространяться в России. Русский же язык теряет свои позиции в Китае. Его изучают только в отдельных вузах, причем всего около 3 тыс. человек. Раньше на Северо-востоке Китая русский язык изучался во всех школах в качестве иностранного языка. Теперь изучают английский, а другие языки в меньшей степени».

Вопрос: «У китайского языка много диалектов, как решается проблема общения?»

Ответ: проф. Чжан Байчунь: «Глобализация не влияет на различия между китайскими диалектами. Иногда легче общаться на английском языке, чем на китайском диалекте».

Вопрос: «С вашей марксистской точки зрения, что происходит в России в последние 20 лет?»

Ответ: «Я сотрудник института марксизма, - заметил Ци Пенфей (Qi Pengfei), - для нас, марксистов, Россия - место, где мы охотно ищем следы марксизма, несмотря на большие изменения. В последние 2 года в Китае возникло движение красного туризма. Оно имеет две функции: 1)экономическая стимуляция того места, где туристы находятся; 2) идеологическая - туристы получают вдохновение от идей марксизма, если они верят им. Красный туризм начинает получать распространение за границу. Я верю, что красные туристы приедут и в Россию. Последние 20 лет в России отказались от марксизма. Этот выбор сделал сам народ. Нас очень интересует, куда идет Россия».

Проф. У Мейхуа (Wu Meihua): «В эпоху глобализации каждая страна ищет свой путь, имея свой опыт. Мы приехали, чтобы узнать каков Ваш опыт».

Во второй половине дня китайская делегация перешла на философский факультет МГУ, где их встретил декан факультета, член-корреспондент РАН В. В. Миронов. Приветствуя делегацию, он отметил: «Раньше Вы у нас учились - сейчас мы учимся у Вас. На днях с ректором МГУ, академиком В. А. Садовничим, будет обсуждаться вопрос о создании китайского центра на философском факультете. Недавно издана «Китайская философская энциклопедия», которая принесет пользу и нам, и Вам». Затем было кратко сообщено о философском факультете МГУ, которому в декабре 2011 г. будет отмечаться 70 лет с момента воссоздания в 1941 г. На факультете работает 300 сотрудников и 260 преподавателей, учится 1000 студентов и 300 аспирантов. 17 кафедр подразделены на интеграционные площадки: теоретико-методологического познания, истории философии и культуры, аксиологический блок - этики, эстетики; религиоведение и другие. Среди студентов 50% бюджетников, остальные контрактники.

Совместная творческая работа продолжилась 12 июля в Финансовом университете при Правительстве РФ, где состоялся обмен мнениями по теме «Глобализация и ее последствия (опыт России и Китая)». Открыл встречу директор Центра международных отношений университета, д. и. н., проф. В. В. Думный. Он провел презентацию Финансового университета и, в частности, сказал: «Я приветствую китайскую делегацию от имени ректора и сотрудников Финансового университета. У нашего университета сложились добрые отношения с целым рядом вузов Китая. Вы приехали в жаркую погоду, и этот факт только подчеркивает наши теплые отношения. Девиз финансового университета - «Компетентность. Ответственность. Практика». Два года назад мы отметили 90-летие нашего вуза, который берет свое начало в 1919 г. В 1934 г. был открыт кредит-но-экономический институт. В 1947 г. он был объединен с нашим институтом. В 1991 г. финансовый институт получил статус академии, а в 2010 г. - статус университета при Правительстве РФ. В 1946 г. в институте было 4 факульте-

та и 2 тыс. студентов. Сегодня - 15 факультетов и 22 тыс. студентов. Кроме того, 30 тыс. человек повышают свою квалификацию. Финансовый университет входит в пятерку лучших вузов России, о чем свидетельствуют рейтинги. 80% преподавателей имеют ученые степени и звания, 20% - доктора, профессора. Многие выпускники университета являются руководителями банков, компаний и других экономических структур. Из финансового университета вышли 7 министров финансов России, один из них был даже премьер-министром (Павлов), 3 председателя Центрального Банка. Один крупнейший предприниматель - М. Прохоров, Д. Хлопонин - вице-премьер Правительства РФ. Выпускник университета Д. Орлов - президент банка «Возрождение», он же является Председателем попечительского совета ФУ и фонда инициативы выпускников, который финансирует целый ряд программ. Все это свидетельствует о том, что выпускники ФУ высоко котируются на рынке труда.

В ФУ организовано непрерывное образование, от довузовского до дополнительного. Реализуется двуступенчатость образования: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Подготовка финансистов - стержневое направление. Кроме этого, мы готовим специалистов по менеджменту, социологии, праву и политологии. ФУ - многопрофильный вуз. Обучение частично проводится на английском языке. Реализуются программы «двойного» диплома с США и Великобританией. Сейчас начинаем такую программу с Китаем. Широко используем дистанционные технологии обучения. В ФУ есть диссертационные советы по экономическим и ряду гуманитарных наук. По ускоренной схеме можно получить второе высшее образование. Наша деятельность распространяется на многие регионы России: от Владивостока и Благовещенска до Калининграда. Бизнес-образование реализуется через MBA. В этом отношении мы сотрудничаем с коллегами из Франкфурта-на-Майне (Германия). В ФУ есть научно-исследовательский центр методических рекомендаций для властных структур РФ. Мы сотрудничаем с 90 организациями из 45 стран. У нас обучается 400 студентов и аспирантов из 44 стран мира. Отношения с Китаем развиваются динамично и плодотворно, в частности, мы имеем соглашение о сотрудничестве

с Народным университетом Китая, представители которого присутствуют в этой аудитории. Ректор финансово-экономического центра Ля-онинского университета (Шанхай) Чень Вей (Chen Wei)- выпускник нашего университета. Также сотрудничаем с университетом экономики и торговли (Пекин) и другими учреждениями. Приглашаем к сотрудничеству с нами Пекинский педагогический университет».

Знакомство с университетом, в частности, с международным финансовым факультетом, продолжил д. э. н., проф. А. И. Ильинский, который сказал: «Наш международный факультет создан 5 лет назад. Мы сотрудничаем с Народным университетом Китая. Однако скоро заканчивается срок соглашения между нами. Мы хотели бы продолжить сотрудничество. Нас интересует постановка изучения китайского языка, истории культуры и философии Китая. Необходимо продолжить межкультурный диалог. На факультете все дисциплины преподаются на английском языке. У нас более 1000 студентов, аспирантов, стажеров из 13 стран. Факультет взаимодействует с реальным бизнесом. Создана виртуальная среда обучения, куда включены программы, лекции, общение с преподавателями. Магистерскую программу «Международные финансы» реализуем с университетом Глазго, где учился Адам Смит и который входит в пятерку финансовых университетов мира. Нами подготовлено описание энергетики стран Черноморского региона. Издаем международный журнал «Политика устойчивой энергетики» на русском и английском языках. Факультет выиграл грант ЕС (1 млн евро) с партнерами из 16 институтов других стран. Реализуется программа изучения ряда дисциплин по экономике Китая на английском языке. Проводим стажировки в Китае. В апреле 2011 провели конференцию «Инновации в Китае и России», где рассматривался опыт финансовых центров Гонконга и Шанхая. Мы заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с Народным университетом Китая и приглашаем к сотрудничеству Пекинский педагогический институт».

В состоявшемся затем обсуждении приняли участие члены кафедры философии, представители других подразделений ФУ, приглашенные гости и китайские ученые.

Проф. Цзян И: «Мы приехали как филосо-

фы-марксисты, социологи. Нас интересует, как развиваются гуманитарные науки в Финансовом университете?»

Ответ: проф. А. Н. Чумаков: «Гуманитарным наукам у нас уделяется большое внимание. История, культурология, право, философия, социология, история экономики изучаются на всех факультетах. Созданы новые факультеты: юридический, социологический, политологический, менеджмента. У нас нет специализации по марксизму. Но марксизм изучается в экономических и гуманитарных науках. Большое внимание мы придаем опыту гуманитарного образования за рубежом. У нас активно работает Совет по гуманитаризации, возглавляемый проректором по учебной работе, проф. Б. М. Смитиенко, куда входят все кафедры гуманитарного направления. С начала 2011 г. под эгидой этого Совета университет стал издавать журнал «Гуманитарные науки», в состав Международного редсовета которого входит китайский проф. Джан Байчунь».

Проф К. А. Зуев: «Большинство преподавателей «выросли» из марксизма. Они испытали определенный стресс, когда философия марксизма стала нейтральной наряду с другими направлениями. Преподавание философии до 1991 г. испытывало определенное идеологическое влияние со стороны марксизма, хотя в последние годы советской власти было больше свободы, чем раньше».

Проф. Цинь Сюань: «Известно, что Россия пережила резкие изменения, отменила плановую экономику. Есть ли сейчас элементы плановой экономики и можно ли вообще планировать экономику? Жизнь людей улучшилась или нет?»

Ответ: проф. Г. Г. Силласте: «Социологические опросы показывают, что больше выиграли, чем потеряли от реформ 25% населения России, но 52% (эта цифра устойчивая) считают, что они больше проиграли, чем выиграли. Особенно большие потери в этом отношении на периферии. Все это свидетельствует, что опыт России, связанный с резкими социально-экономическими переменами, имеет тяжелые социальные последствия».

Проф. А. Н. Чумаков: «Как Вы оцениваете свои экономические реформы?»

Ответ: проф. Цинь Сюань: «В Китае с 1992 г. началась перестройка экономической систе-

мы. Прошло 20 лет строительства рыночно-со-циалистической экономической системы. Она в основе своей построена. Но выявились и отрицательные ее элементы. С одной стороны, нашу экономику Запад до сих пор не признает рыночной. С другой - мы считаем, что наш рынок слишком открыт. Известно, что экономический кризис еще не завершился. У меня к Вам три вопроса: 1) что принес России экономический кризис? 2) какова причина кризиса? 3) как Вы смотрите на развитие китайской экономики?»

Доц. А. Д. Королев: «Причина финансового кризиса состоит в отмене золотого стандарта во всех странах мира. Главная проблема современной китайской экономики выражается в превышении экспорта над импортом, что может привести к печальным последствиям».

Проф. А. И. Ильинский: «Мы видим несколько устойчивых тенденций в развитии Китая: 1) роль КПК очень велика; 2) марксизм у Вас широко распространен; 3) экономика Китая быстро развивается. Но как объяснить дуализм: с одной стороны, марксистское сознание, а с другой - успешная практика развития капитализма? Что будет, когда Китай станет первой мировой державой, - в Китае разовьется капитализм или победит социализм?»

Ответ: проф. Цзян И: «Вы поставили серьезные вопросы. Несомненно, КПК является главной политической силой. Результаты, полученные в социальной, культурной сферах - это успех руководства КПК. В Китае очень большое население и территория. Основной вопрос - как управлять такой страной, как прокормить более 1 млрд людей. На основе опыта мы поняли, что надо изменить существующую экономическую и политическую систему. Как работать во время кризиса - этот вопрос стоит перед всеми странами мира. Мы не видим противоречия между социалистическими принципами и открытостью для внешнего мира. Сочетание социалистических и рыночных принципов дает свои позитивные плоды. Поэтому мы уверены в нашем пути развития».

Проф. Чжан Сюй: «Мы были на Красной площади и обратили внимание, что в мавзолей В. И. Ленина шли иностранцы и бедные люди. Это свидетельствует о социальном разделении населения. Когда переводили Дэн Сяо Пина на английский язык, то его представили как прагматиста. У него два лозунга: 1) развитие явля-

ется твердым принципом; 2) неважно, какого цвета кошка (черная или белая), важно, чтобы она ловила мышей. Есть также народный лозунг, который рисует образ китайской экономической перестройки: водитель делает поворот налево (развитие плановой экономики), а сигнал поворота включает направо (развитие частного предпринимательства). Бедные люди верят в правительство, считая, что коррупция находится на уровне мелких чиновников. Нам не столь важно, что мы строим - капитализм или социализм. Для нас важно само развитие. Конечный результат определят будущие поколения».

Проф. В. В. Викторов: «Я марксист-ленинец. Отношусь к планированию положительно. Однако я против планирования, как мелочной опеки, что было в СССР. Отказ от планирования - серьезная ошибка руководства России. Весь мир работает по плану. Эффективной экономика может быть тогда, когда и государственные предприятия, и частный капитал получают плановые показатели от государства».

Проф. Д. А. Силичев: «Я с восхищением смотрю на Китай. У нас политическая экономия перестала быть политической, а стала «экономикс». В последние десятилетия мы наблюдаем резкое падение покупательной способности населения в мире, до 80-х гг. она росла».

Проф. Х. Э. Мариносян: «Экономика во многом зиждется просто на культуре народа. Культура Китая существует тысячи лет. Китай - наш ближайший сосед. Но хорошо ли мы знаем культуру Китая? Предлагаю ввести в наши гуманитарные журналы рубрики, посвященные истории культуры Китая. Я, как главный редактор журнала «Философские науки», предложу редакции ввести рубрику «Философско-гу-манитарная мысль Китая: истоки и современность»».

Проф. А. Н. Чумаков: «Как соотносится преподавание китайской и зарубежной философии с преподаванием марксистской философии?»

Ответ: проф. Цзян И: «У нас существует три направления: зарубежная, китайская и марксистская философия. Марксистская философия - ядро китайской партийной идеологии. Поэтому она занимает главное место. Китайская философия - ядро традиционной культуры. В последние годы, в связи с ростом китайской экономики и повышением места Китая в

мире, появился бум на китайскую философию. Появилось много специалистов по китайской философии. Марксистская философия все более интегрируется с китайской философией. Развивается китайский марксизм. Марксизм есть часть западной философии. Я сам преподаю западную философию, из которой мы берем методы и концепции с целью лучше изучить марксистскую и китайскую философию. Есть мнение, что в центре должна быть китайская философия, слева - марксистская, а справа - западная философия. Мы хотели бы изучить специфику китайской философии и на этой основе определить ее место в мировой философии, заимствуя лучшие черты западной и марксистской философии. В этом направлении мы работаем. Я сам изучаю русскую философию, которая является важной частью западной философии».

Проф. А. Н. Чумаков: «В чем специфика китайской философии?»

Ответ: «Центр внимания китайской философии - подлинный человек. Западная философия делает упор на мудрости, рациональности человека. Но сначала следует изучить подлинного человека, а затем уже его мудрость. В этом состоит специфика китайской философии. Наши исследования не сводятся только к истории философии. Для нас важен процесс формирования современной мысли. Хочу задать маленький вопрос: сколько часов выделяется на курс по истории китайской философии?»

Ответ: проф. А. Н. Чумаков: «Такой курс читается у нас только на международном факультете, его объем - 36 часов. На других факультетах китайская философия рассматривается в общем курсе истории философии. В МГУ на философском факультете больший объем изучения курса истории китайской философии. Какие направления зарубежной философии вызывают сегодня наибольший интерес в Китае?»

Ответ: «В разных вузах акцент делается по-разному. В Пекинском педагогическом университете рассматривают три направления: 1) политическая философия; 2) аналитическая философия; 3) русская философия. Современная западная философия связана с размышлением над модернизацией, а Китай модернизируется. Нас это интересует. Проблема идентичности в условиях глобализации также

широко обсуждается среди китайских философов».

Завершая творческую встречу, проф. В. В. Думный поблагодарил всех за активное участие в обсуждении важных тем и подчеркнул, что обмен опытом, мнениями всегда полезен. В завершение встречи стороны обменялись сувенирами и высказали пожелание развивать творческие и деловые отношения.

Во второй половине дня состоялась встреча китайской делегации с руководством Института философии РАН и Президиумом РФО.

Первый вице-президент РФО, проф. А. Н. Чумаков, рассказал о Российском философском обществе, в котором состоит более 6 тыс. членов из России, ближнего и дальнего зарубежья: «Два члена Вашей делегации - Джао Янь и Джан Байчунь - также состоят в РФО, - отметил он, - РФО включает в себя 150 отделений, 40 научных секций. Московское философское общество состоит из 50 организаций. Члены РФО принимают последние 20 лет массовое участие во Всемирных философских конгрессах. Под эгидой РФО регулярно проводятся Российские философские конгрессы, в которых принимают участие до 2 тыс. членов Общества. Очередной, VI-й такой конгресс, состоится в 2012 г. в Нижнем Новгороде, куда, как предполагается, приедет значительное количество зарубежных философов, в том числе и из Китая».

Проф. Цзян И: «В Китае пока нет философского общества, но мы думаем о его создании, поэтому нас интересует информация о том, как функционирует РФО».

Ответ: проф. А. Н. Чумаков: «Мы функционируем 40 лет. У нас есть организации по всей России и за рубежом. В основном это преподаватели, аспиранты и студенты вузов. Организация может быть создана при наличии более трех членов РФО. Существует также индивидуальное членство. Подразделения РФО обладают практически полной самостоятельностью, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Президиума РФО. В ряде субъектов РФ (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и др.) насчитывается по несколько о структурных подразделений РФО».

Проф. Г. Долгов:» В последние годы в России изданы две энциклопедии: «Духовная культура Китая» (6 томов) и «Философская энциклопе-

дия Китая». Авторы издания получили Государственную премию. У меня вопрос к китайским коллегам: есть ли в Китае издание типа ''Духовная культура России''?»

Ответ: проф. Цзян И: «У нас в Китае издается «Большая китайская энциклопедия», 2 тома которой посвящены философии. К сожалению, специализированных энциклопедий пока нет».

Проф. Цинь Сюань: «Есть ли среди молодежи лица, интересующиеся марксизмом? Есть ли молодые люди в РФО?»

Проф. А. В. Митрофанова: «Существуют неправительственные университеты, где молодежь интересуется марксизмом. Они разные: ортодоксальные и менее ортодоксальные».

Главный ученый секретарь РФО А. Д. Королев: «Почти во всех организациях около половины членов РФО - студенты и аспиранты».

Пресс-секретарь РАН, к. ф. н. С. А. Шаракша-нэ: «Население Китая огромно. Многие китайцы прикоснулись к стандартам американского образа жизни. Китайская философия пропагандирует: быть, а не иметь. Что победит: реальность или китайская философия?»

Ответ: «Вопрос трудный, он касается будущего. Китайская традиционная мысль в последнее время не играла большой роли. До перестройки 80-х гг. господствовал марксизм. После перестройки молодежь начала смотреть на Запад. Это явление - антитрадиционное, причем оно есть как в научной среде, так и в народе. Развитие материальности ущемляет духовные традиции, но большинство со временем неизбежно вернется к традициям».

Проф. Б. Г. Режабек: «Изучаются ли в Китае труды В. И. Вернадского, А. Ф. Лосева, Н. Ф. Федорова?»

Ответ: проф. Чжан Байчунь: «В Китае переведена книга В. И. Вернадского «Биосфера». Недавно защищена докторская диссертация по В. И. Вернадскому. Другие известны меньше, но интерес к ним растет».

Вечером 12 июля китайская делегация отбыла в Санкт-Петербург, где в течение 2-х дней (13 и 14-го июля) осматривала достопримечательности и музеи северной столицы. 13 июля состоялась творческая встреча с философской и гуманитарной общественностью на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где обсуждались вопросы двухсторонних отношений и проблемы культурного развития двух стран.

По итогам этой редкой, но оказавшейся весьма плодотворной, встречи хотелось бы подчеркнуть удивительный интерес сторон друг к другу: несмотря на различие культур, природ-но-географической и социальной среды обитания, национальной кухни и, в конце концов, естественный языковой барьер, вдохновение и устремленность к диалогу и обмену опытом -как философским и научно-познавательным, так и просто обыденным жизненным - не ослабевали ни на мгновение. Это служит значимым показателем того, что и на многих других уровнях современного общения двух древних народов и великих государств имеются неисчерпаемый потенциал и великие перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.