Научная статья на тему 'Культурные детерминанты развития малого бизнеса в Пермском крае'

Культурные детерминанты развития малого бизнеса в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ТИП БИЗНЕСМЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аношкин Антон Александрович

Характеризуется состояние малого бизнеса в Пермском крае. Обобщаются результаты экпирического наследования представителей малого бизнеса. Выделяются типы бизнесменов, описываются представления предпринимателей о внешней среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные детерминанты развития малого бизнеса в Пермском крае»

ББК Ч110.54(2Рос-4Пер)

А.А. Аношкин

КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, появляющиеся в разных отраслях и регионах возможности.

Малые предприятия являются двигателями инноваций, конкуренции, экономического роста, будучи более гибкими и инновационными, чем большие компании. Малые предприятия способствуют появлению новых форм конкуренции в существующих отраслях или даже целых

-47

новых отраслей .

На долю малого и среднего бизнеса приходится 99,8 % компаний ЕС и 96 % компаний США. В развитых странах малый бизнес обеспечивает производство значительной части ВВП. Так, в Австралии на долю малого бизнеса в ВВП приходится 50 %, малые предприятия обеспечивают работой 40 % населения страны (по всем отраслям). В Австрии эти показатели соответственно - 57 и 48 % (в производственных отраслях), в Канаде - 43 и 60 % (в частном секторе), в Чехии - 53 и 65 %, в Швеции - 39 и 57 %. В Германии на малый бизнес приходится 60 % рабочих мест, в Японии - 64 %, в Испании - 70 %, в Корее - 74 %. В США малый бизнес обеспечивает 52 % рабочих мест и 51 % общего объема выручки (в частном секторе)48.

Количественные масштабы сектора малого предпринимательства вполне соответствуют показателям развитых стран мира, в 2003 году на

47 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под

ред. Е. Г. Ясина. М.: Либеральная миссия, 2003. 220 с.

48 OEC 2000. 223 p

48 OECD Small and Medium Enterprise Outlook. Paris: OECD Publications Service,

долю малого и среднего бизнеса приходилось 94 % российских предпри-

-49

ятий .

Качественные показатели отрасли малого бизнеса в России при этом отличаются от показателей, характерных для развитых стран. Вклад малого бизнеса в ВВП по итогам 2007 года колеблется в пределах 13-15 %, в малом бизнесе заняты 18-20 % от общего числа работников50.

Кроме того, стоит отметить, что развитие сектора малого бизнеса в регионах страны сильно неравномерно, в Москве и Санкт-Петербурге малый бизнес развит значительно лучше, чем в других регионах России. В Пермском крае малый бизнес развит несколько хуже, чем в среднем по стране. В среднем по России доля выручки малых предприятий в общем объеме выручки (далее приведены данные за 2005 год, малые предприятия выделены по критериям США) составляет 26,6 %, число малых предприятий на 1000 человек экономически активного населения - 13, показатели по Москве - 48,6 % и 33, по Пермскому краю - 16,7 % и 851.

Ситуация объясняется в литературе системными экономическими факторами: чрезмерным регулированием экономики, монополизмом крупного бизнеса и государственных компаний во многих сферах, трудностью доступа к финансовым средствам для малых предприятий, коррупционным и административным давлением на малый бизнес52.

В данной работе рассмотрены культурные детерминанты развития малого предпринимательства.

С целью выявления культурного контекста работы пермского малого бизнеса проведено исследование, охватившее 39 субъектов малого предпринимательства из различных отраслей: информационных технологий, финансовых услуг, торговли, строительства и ремонта, производства, оказания бытовых услуг, туризма, образования и др.

Процедура исследования заключалась в проведении глубинного интервью. В ходе беседы обсуждался следующий круг вопросов, относя-

49 Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка / Агентство США по международному развитию; Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 2004. 66 с.

50 Д. Медведев: «Доля малого бизнеса в ВВП РФ составила 13-15 %» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/18/02/2008/142463.shtml

51 Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка / Агентство США по международному развитию; Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 2006. 94 с.

52 Экономические обзоры ОЭСР 2001-2002. Российская Федерация. М.: Весь Мир, 2002. 208 с.

щихся к предприятию: конкуренция, клиенты, сотрудники, финансы, стратегия.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе проинтервьюировано 9 предпринимателей, выборка составлена при участии Пермского центра развития предпринимательства. На втором этапе проинтервьюированы 4 руководителя малых предприятий и 26 предпринимателей.

В выборку включены руководители малых предприятий. Как правило, интервью проводилось с первым лицом предприятия/индиивидуаль-ным предпринимателем, в двух случаях - с заместителем. В 35 предприятиях владелец (один из владельцев) занимался оперативным управлением бизнеса, 2 предприятия управлялись наемными менеджерами. В 2 предприятиях владелец занимался оперативным управлением совместно с наемным менеджером.

Одна из задач исследования - выявление представлений малого бизнеса о внешней среде. Данная тема является важной, так как представления бизнеса о внешней среде оказывают непосредственное влияние на конкурентную стратегию компании.

В представлениях предпринимателей о внешней среде выделяется несколько категорий:

1) рынок;

2) конкурентное окружение;

3) город и соседние регионы;

4) государство.

Рынок. Предприниматели считают, что работают на сложившихся рынках, где многое уже определено, сферы влияния на рынке поделены, новым игрокам сложно закрепиться на таком рынке.

Денис: «Наше предприятие появилось уже давно, и кроме нас существует достаточно много предприятий, схожих по роду деятельности, то есть рынок складывается таким образом, что расширять его не требуется. Если расширять, то риск-то как раз в этом и заключается, а надо ли это».

Ашот: «В современных условиях начинать дело сложнее, потому что все уже распределено, вся связи установлены, начать работать в металлургии вообще нереально. Понимаете, все распределено, все идет, все работает, кто-то строит, кто-то другим занимается, вклиниваться в данную цепочку - это без вариантов. Сейчас если кто-то что-то и делит, то это на самом верху, олигархи между собой, а нам

внизу - это уже практически утопия что-то менять... Нужно заниматься тем, чем занимаешься, где уже есть связи, знакомые, где уже все знаешь».

Всеволод: «В большинстве отраслей уже все определено, скажем, захочешь ты поставить свои строительные материалы, к кому ты пойдешь, как будешь договариваться? Все уже всех знают, все работает».

При этом времена, когда многие из наших респондентов начинали бизнес, вспоминаются с некоторой ностальгией, работать тогда было проще, конкурентов было намного меньше.

Валентина: «Раньше было легко, просто, легко, в то время очень нуждались в этих услугах организации и предприятия, из всяких создавалась масса, у всех был интерес какой-то. Ну и потом, знаете, в то время, когда мы начинали, не были так развиты все эти бухгалтерские программы, сейчас они развиты, у каждого она стоит, и такой потребности в наших услугах нет».

Оксана: «Время тогда было очень благоприятное, наши услуги тогда уже пошли, в Москве они так уже оперились, а у нас вообще была полная тишина. Незнание было полное, но желание стопроцентное. Поэтому сейчас я вспоминаю тех клиентов, те времена - о-о-о-о, как это было круто!»

На сегодняшнем рынке абсолютное преимущество имеют «старожилы», компании с наработанными связями, сложившейся клиентской базой, репутацией.

Оксана: «Мы такие уже дедушки сродни тем, кто сидит в чалмах, и им уже фиолетово, кто там скачет и проходит мимо. Кто начинает сейчас, им трудно очень, потому что надо еще чего-то там зарекомендовать и так далее, нам это уже не грозит. Я не скажу, что у нас очень много заказов, прямо настолько много, что мы их раскидываем -забирайте. Но мы для себя понимаем, что мы хотим и живем вот в этом понимании и получаем то, что хотим. Ну и имидж, он все-таки присутствует».

Артур: «Выйти на рынок сейчас очень тяжело и, наверное, нереально, потому что сейчас достаточно много конкурентов на рынке, необходимо какой-то статус занимать среди заказчиков определенный, чтобы они именно шли к тебе, а не к другим. Это эксклюзив, наши заказчики они ведь не ходят к другим, потому что они знают - мы можем сделать лучше, чем другие! В общем, есть очень много всяких тон-

костей, нюансов, и создать новую фирму очень тяжело сейчас в уже сложившейся рыночной ситуации».

Конкуренция на рынке, в представлении предпринимателей, не является жесткой. Рынок скорее представляет собой ряд разделенных между конкурирующими предприятиями сегментов, которые редко пересекаются.

Георгий: «Да мы даже не считаем их конкурентами, нет такого, что прямо там кто-то кого-то душит, отбирает у кого-то клиентов. Просто, то, чем мы занимаемся, эти программы, нужны всем. Понимаете, каждый день организовываются новые фирмы, которые закупают наши программные продукты, работы на рынке хватает всем».

Виктория: «У нас хорошая здоровая конкуренция, я даже думаю, это партнеры по бизнесу, бизнес должен и будет развиваться, будут открываться и открываться салоны, будут и закрываться, ведь надо с умом любое дело начинать».

Тимофей: «Рынок достаточно ограниченный здесь в Перми. Наверное, сейчас около десятка фирм, которые занимаются этими вещами, и больше не надо, потому что тут сильно не размахнешься. Я с таксистами работаю, их проблемы я знаю, другие фирмы, скажем, работают с нефтяниками, третьи - с администрацией, ну, они тоже знают своих клиентов. Просто такое вот разделение рынка произошло, каким-то естественным путем».

Спокойствие на рынке с переменным успехом нарушают лишь изредка появляющиеся новички.

Илья: «Заходят новые игроки и не понимают, куда пришли, и демпингуют по ценам. В результате сами же потом вылетают с рынка. Ну а нам это доставляет некий дискомфорт».

Кирилл: «Знаете, до недавнего времени считал, что чем больше агентств, тем оно даже и лучше, а вот сейчас вижу, что некоторые агентства появились с совершенно другой идеологией. Жалуются многие риэлторы, говорят, что им просто звонят настойчиво, даже нашим клиентам, предлагают работать с ними, вот такая настойчивая атака на наших клиентов. Когда настойчиво некоторые агентства так работают с клиентом, это их не красит, не красит рынок как таковой. Вот уже отдельные моменты этого появились. Посмотрим, посмотрим, чем это все кончится».

Александр: «Конкурентов отслеживаешь иногда: появилась компания, поработала, не стало компании».

Г ород и соседние регионы. Пермь представляется как отсталое место с низкой конкуренцией, неразвитым малым бизнесом, в отличие от Екатеринбурга и некоторых других регионов.

Илья: «Унас вообще с пермским предпринимательством все плохо, у меня много друзей-приятелей в других городах, и я знаю статистические данные. Насколько я знаю, малый бизнес в Перми не развит. У нас здесь есть очень много компаний с крупным капиталом из Екатеринбурга, из Челябинска. В этом плане в Перми народ неактивный, я считаю, у нас у большинства предпринимателей амбиции - границы Пермского края, это в лучшем случае. Екатеринбург всегда считает, что Пермь - это их пригород, и если в Екатеринбурге работает компания, то в Перми через несколько лет открывается ее филиал».

Тимофей: «Даже если брать соседние регионы, ту же Башкирию, там количество предпринимателей в 10 раз больше, чем в Перми, наши, конечно, свистят о том, что у нас выросло количество предпринимателей с 0,3 до 0,4 %, но в Башкирии -4 % предпринимателей. Вот, пожалуйста, вам разница отношения, там люди идут в предпринимательство, люди открывают свой бизнес, а здесь по каким-то причинам не получается. Свистеть свистят о расширении бизнеса, а в действительности этого не происходит».

Роман: «Если у нас в Перми сейчас 5 компаний, которые хорошо, качественно проектируют, то в Екатеринбурге 40 таких компаний! Объем рынка в Екатеринбурге, конечно, больше, но не настолько же! Просто, непонятно».

Светлана: «У нас нет такой жесткой конкуренции, как в Екатеринбурге, допустим. Там действительно толкаются локтями, конкурируют, а у нас каждая фирма имеет свой сегмент и спокойно сидит».

«Москва» занимает особое место в представлениях пермских предпринимателей о внешней среде, «Москва» (московские компании) - самая большая угроза для местного бизнеса. С одной стороны, московские компании приходят в Пермь напрямую, с другой стороны, московские бизнесмены скупают успешные пермские предприятия.

Валентина: «И Москва очень следит: вот, предприятие хорошо работает, показатели у них хорошие, надо его под себя. Москва ведь следит за всем, им интересны такие предприятия, которые хорошо работают, у которых все схвачено. Очень многие главные бухгалтеры не выдерживают работать под игом Москвы, отчетность такая идет, до последней копейки каждый день отчитываются, все под контролем,

вплоть до туалетной бумаги. У нас в отрасли много перешли под Москву, уже очень мало пермских фирм осталось, все под Москвой».

Иван: «Очень много компаний в нашем регионе, у которых владельцы в Москве, и многие вопросы с поставками, с серьезными услугами решаются в Москве. Соответственно, много очень московских компаний в нашем регионе появилось, очень крупные игроки, ЇБ8 недавно пресс-релиз выпустила об открытии ресурсного центра на базе нашего региона, основной конкурент сейчас - это московские компании. Московские компании имеют финансовые ресурсы, чтобы выходить на рынки, они могут это себе позволить, вопрос лишь в том, когда это будет».

Некоторые предприниматели также упоминают Китай в качестве агрессивного внешнего конкурента.

Ян: «Мы себе не ставим цели конкурировать с китайцами. Хотите? Хорошо, берите китайцев, конкурировать с ними ни по ценам, ни по функциональным возможностям, ни по качеству мы не будем. Да, китайцы дешевые, китайские машины тоже ездят иногда. Но дело все в том, что Китай нас заваливает просто таким количеством продукции...»

Евгения: «Конечно, далековато от нас пока находится Китай, но, насколько я себе представляю, все наши территории Дальнего Востока и Сибири уже наводнены дешевыми китайскими товарами, не всегда хорошего качества, но действительно дешевыми, когда эта волна докатится до нас, наверное, нам будет непросто существовать».

В качестве угрозы малый бизнес упоминает также крупные или средние предприятия, например крупные розничные сети, такие компании приходят в Пермь и без всяких усилий отбирают бизнес у «малышей».

Азамат: «Да никакой перспективы нет! Все идет к тому, что не выгодно будет работать просто, если посмотреть, какая движуха сейчас идет, сделать выводы. Появляются тут какие-то региональные дилеры, у которых цены ниже, все, тупик, можно будет не работать».

Сергей: «Тогда не было всех вот этих больших магазинов -”М-Видео”, типа, или ”Сидилэнд”, то есть были, но не так много, сейчас диски уже продают в любом продуктовом универмаге. Клиентов не так много, как хотелось бы, много идут в большие торговые центры, большие магазины. Малому бизнесу в этом смысле сложнее и сложнее с каждым годом».

Государство. Тема государства является табуированной, многие предприниматели отказывались общаться на эту тему либо соглашались

высказать мнение вне рамок исследования, то есть не под диктофонную запись. В представлении предпринимателей, государство и малые предприниматели в основном существуют независимо друг от друга, государство не оказывает влияния на работу малого бизнеса, и малый бизнес отвечает взаимностью, рутинные отношения с проверяющими или контролирующими инстанциями предпринимателей не пугают. Тем не менее государство представляется «спящей собакой», которую лучше не будить, последствия от возможного конфликта с государством страшат предпринимателей.

Виктор: «Государство мелких не трогает, если не выделяешься сильно, а с крупных стараются содрать побольше денег, да и с мелкого тоже. Все мы взрослые люди, если со СМИ знакомитесь, кроме телевидения, то знаете о громких делах. Нет, ну что с нас взять? Шарик вот воздушный. Государству выгодно там, где есть много денег, а в нашем бизнесе денег нет, нет у нас сверхприбылей, которые можно взять и попилить. Да, разгромили “Ультру” и некоторые другие московские компании крупные, но нас это пока, слава богу, не коснулось. Хотя, мне кажется, если государство начнет в наш бизнес вмешиваться, то это может к закрытию компании привести».

Ашот: «В последние 5 лет власть и бизнес идут параллельно. Они меня не касаются, я их тоже, единственные наши взаимодействия - это налоговая инспекция. Какими-то прожектами городскими, региональными или федеральными я не занимаюсь, да и знаете, в своем возрасте я уже ничего не хочу от власти, пусть они мне не мешают и все».

Игорь: «В принципе, соприкосновения с властями нет, ничего плохого и ничего хорошего, поэтому у нас и реакции-то нет никакой на политические изменения. Да нам фиолетово! Лишь бы мы зарабатывали и люди зарабатывали, иначе и мы перестанем зарабатывать, вот и все с властями».

Ричард: «К властям мы относимся равнодушно, они про нас не знают, и мы про них не знаем, у нас вообще никаких проблем с ними нет. Вот если бы было у нас кафе, может, СЭС, пожарники бы ходили, а у нас ничего отобрать невозможно, все в голове, даже если все компьютеры у нас отобрать, мы пойдем и новые купим, снова сядем на то же место и будем работать, а можем вообще по домам сидеть и работать. Мы не то чтобы неуязвимы, но неуничтожимы, мозги есть -остальное не важно. Даже все патенты на нас зарегистрированы, а не на фирму».

Таким образом, внешняя среда в представлении малого бизнеса разделена на две части, назовем их локальный рынок и глобальный рынок.

Под локальным рынком здесь понимается рынок, освоенный малым предприятием. Для большинства компаний - это рынок в границах Перми или Пермского края, для некоторых фирм (как правило, работающих в узких нишах) - в границах России или близлежащих регионов. Соответственно, понятие глобального рынка также индивидуально.

Локальный рынок является понятной и освоенной средой для малого бизнеса, здесь работают хорошо знакомые конкуренты, каждый из которых имеет свою сферу влияния, определенный круг клиентов. Локальный рынок представляется поделенным между основными игроками, конкуренция ведется в рамках определенных норм и не угрожает существованию компании. «Новички», время от времени делающие попытки выйти на рынок, имеют мало шансов на нем закрепиться и не представляют серьезной угрозы.

Глобальный рынок, как правило, начинается за пределами Пермского края, большинству предпринимателей еще только предстоит с ним столкнуться, однако некоторые уже ощущают его влияние. На глобальном рынке действуют силы, которые предприниматель не способен контролировать. Угроза исходит от московских, екатеринбургских компаний, а также пока еще далеких китайских фирм. Государство также является субъектом глобального рынка, время от времени оказывая влияние на крупные фирмы, как правило, негативное. Вмешательство государства в дела малого бизнеса представляется маловероятным, но потенциально опасным.

Специфика восприятия внешней среды пермскими предпринимателями предопределяет используемые ими стратегии. Для малого предпринимателя характерен страх перед конкуренцией, поэтому, по мере возможностей, малый бизнес старается конкуренции избегать. В представлении предпринимателя идеальный рынок должен быть закрыт для входа конкурентов из других регионов и поделен на стабильные сферы влияния местными компаниями.

Культурная модель пермского бизнеса не способствует развитию этого сектора экономики хотя бы до достижения средних российских показателей. Малые предприятия видят в конкуренции угрозу, но не возможность, стараются доступными способами «заморозить» ситуацию на рынке.

Перспектива активного участия малого бизнеса в государственных проектах тоже является сомнительной, во властных структурах предприниматели видят потенциальную угрозу и лишний раз предпочитают с ними не связываться.

Однако исследование показало, что вырабатываются и новые культурные модели, пока они распространены среди небольшого количества предприятий и характерны для некоторых «новичков», а также для некоторых фирм, столкнувшихся с серьезной конкуренцией со стороны федеральных компаний. Эти фирмы воспринимают рынок как динамичную среду, в которой им предстоит активно соперничать с местными и иногородними компаниями. Остается вопрос, является ли подобная культурная модель временной. Возможно, в будущем такие предприниматели освоят определенное рыночное пространство и примут распространенные нормы.

Получено 10.11.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.