УДК 069.1
Г.А. АБРАШКЕВИЧУС, О.В. РЕЗНИК
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО АЛУПКИНСКОГО ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА КАК МЕСТО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИСТОРИИ КРЫМА И ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Абрашкевичус Галина Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры музеологии и биб-лиотечно-информационной деятельности Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), [email protected]
Резник Оксана Владимировна, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), oreznik2005@yandex. ги
Аннотация. В данной статье Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник рассматривается как культурное пространство, место пересечения истории Крыма и истории повседневности, конструирующей стиль и образ жизни, эмоциональные реакции на частные и переломные события послереволюционного периода 20-30 гг. ХХ века и оккупации полуострова в 1941-1944 гг. Культурно-исторические события данных периодов исследуются во взаимосвязи с этапами формирования художественной коллекции музея.
Ключевые слова: культурное пространство, история Крыма, история повседневности, художественная коллекция, Алупкинский дворец-музей.
UDС 069.1
G.A. ABRASHKEVICHUS, O.V. REZNIK
CULTURAL SPACE OF THE ALUPKA PALACE AND PARK MUSEUM-RESERVE AS A PLACE OF INTERSECTION OF THE HISTORY OF THE CRIMEA AND THE HISTORY OF EVERYDAY LIFE
Abrashkevichus Galina Aleksandrovna, candidate of culturology, associate professor of the cathedra of museology and library and information activities of the Crimean university of culture, arts and tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), [email protected]
Reznik Oksana Vladimirovna, PhD (philology), professor, vice-rector of scientific work of the Crimean university of culture, arts and tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), [email protected]
Abstract. In this article the Alupka palace and park museum-reserve is seen as a cultural space, the intersection of the history of the Crimea and the history of everyday life, building style and lifestyle, emotional responses to private and crucial events of the post-revolutionary period of the 20-30s of the XX century and the occupation of the peninsula in 1941-1944. Cultural and historical events of these periods are studied in conjunction with the stages of formation of the museum's art collection. Keywords: cultural space, history of the Crimea, history of everyday life, art collection, Alupka palace-museum.
Разнообразие памятников истории и культуры, уникальность предметов частных художественных коллекций дворцов Южнобережья Крыма определили особое место музеев полуострова по наличию культурного наследия, сохраненных экспонатов. Художественное коллекционирование как самостоятельный феномен культуры стало важной составляющей в общественной жизни Крыма. В рамках частных коллекций постепенно формировались черты будущих публичных музеев на полуострове.
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник - один из примеров дворянской усадебной культуры XIX века, уникальный памятник архитектуры в сочетании с пейзажным парком. Особый интерес у посетителей вызывает художественная коллекция
№ 3 (74), 2019
жизнь регионов g
дворца, сформированная как выражение личных художественных вкусов знатных коллекционеров рода Воронцовых-Дашковых.
Современные исследования дворцово-парковых комплексов Южнобережья Крыма представляют научный интерес с музееведческой, художественно-эстетической, искусствоведческой, культурологической и исторической точек зрения. Наиболее актуальны во-просы истории предмузейного коллекционирования как единого процесса в музееведческом и культурологическом контекстах. История повседневности, как отрасль исторического знания, помогает исследовать смысловую наполненность человеческой обыденности, ощущения людей, в ней живущих, во множественных историко-культурных и политико-событийных контекстах. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения культурного пространства Алупкинского дворцо-во-паркового музея-заповедника во взаимосвязи истории Крыма и истории повседневности. Культурологический взгляд на оценку и ценность художественной коллекции Воронцовых-Дашковых связан с целым пластом истории и духовной культуры России Х1Х-ХХ вв. Этапы формирования художественной коллекции Алупкинского дворца-музея в послереволюционный период 20-30 гг. ХХ века и оккупации Крыма в 1941-1944 гг. станут хронологическими рамками, так как цель данного исследования - рассмотреть Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник как культурное пространство, место пересечения истории Крыма и истории повседневности через историю художественной коллекции в этот период.
В дореволюционных путеводителях большое внимание уделялось отдельным историческим объектам, в том числе Воронцовскому дворцу в Алупке. Исследования советского периода представлены научно-популярной литературой. Следует отметить путеводитель 1927 года С.Д. Ширяева «Алупка. Дворец и парки» [1], описывающий художественную коллекцию, собранную владельцами имения. Сотрудник музея, искусствовед А.А. Галиченко в сборнике «Старинные усадьбы Крыма» [2] рассматривает вопросы культурного наследия Алупкинского дворца-музея. В книге Т.А. Брагиной, Н.В. Васильевой «Путешествие по дворянским имениям Крыма» [3] впервые комплексно исследовалась история, культурное пространство усадеб Южнобережья, биографии владельцев, развитие их культурологических проектов. В данном историко-культурном контексте следует отметить статью музееведа А.П. Пальчиковой [4], а также работу С.А. Андросова [5], который прослеживает путь становления дворца от родового замка к государственному музею.
С момента постройки Воронцовского дворца до начала ХХ века сменилось несколько поколений потомков графа М.С. Воронцова. Опустевший замок особенно преобразился, когда его владелицей становится внучка М.С. Воронцова - графиня Е.А. Воронцова-Дашкова. Наследница Воронцовского майората, Елизавета Андреевна управляла делами многочисленной семьи, была практичной и требовательной хозяйкой наследственного имущества. В 1904 году по ее приказу в Алупку перевозят значительную часть предметов фамильных коллекций. Мебель, картины, книги, серебро и фарфор направляют из села Андреевское Владимирской губернии, из усадьбы в Тамбовской губернии), из Одессы и Петербурга. Живописное собрание одесского дворца стало основным убранством парадных залов Воронцовского дворца.
В 1917-1920-х годах продолжалась художественная жизнь Южнобережья. Обладателями более ста тридцати родовых дворянских усадеб, построек дачного типа были представители царской фамилии, знать, известные ученые, архитекторы, художники, писатели, врачи, инженеры. С собой в Крым они везли произведения искусства, фамильные драгоценности, домашние реликвии, привычные предметы повседневного быта. Сохранялась традиция представлений о европейском уюте и комфорте. В быту использовались уникальные коллекции мебели, предметы декоративно-прикладного искусства, керамическая посуда. Создавалась атмосфера гармонии и тепла домашнего очага. Дворянские усадьбы продолжали оставаться центрами культурной жизни на полуострове.
Так, 27 октября 1918 года в Ялте была открыта художественная выставка [6]. Более пятидесяти известных художников, скульпторов и архитекторов приняли в ней участие. Организатор выставки С.К. Маковский, выступая на открытии, отмечал, что в такое хаотическое время, которое царит вокруг, в Крыму сохраняются вечные ценности.
Одновременно с этим Крым становится символом «исхода». К большинству обывателей дворянских имений того времени приходит осознание необходимости физического выживания в условиях социально-экономической, политической и культурной катастрофы. Летом 1920 года последняя владелица Алупкинского дворца графиня Е.А. Воронцова-Дашкова навсегда покидает Крым и революционную Россию.
Фамильная художественная коллекция Воронцовых-Дашковых обретает новый статус - музейная художественная коллекция. На основании данных последующего музейного учета можно сделать вывод, что к 1920 году в Воронцовском дворце Алупки находилось около 1500-1700 произведений живописи, оригинальной графики, скульптуры, мебели, предметов прикладного искусства, фотографий. К сожалению, в архивных материалах не сохранилось подробной описи предметов художественной коллекции Воронцовых-Дашковых на начало ХХ века. Сменявшиеся директора музеев предпринимали попытки реэкспозиции и сохранения наследия музея в первоначальном виде, но Великая Отечественная война и оккупация Крыма нарушили созидательные планы крымчан.
Невосполнимыми были утраты культурных ценностей и природного наследия. И.В. Зайцев приводит такие данные: «Из 25 музеев, которые работали в Крыму на начало 1941 г., в ходе фашистской оккупации полуострова пострадало 19 (6 художественных, 13 краеведческих). По утверждению некоторых исследователей, потери крымских музеев составляют около 10 % всех потерь Советского Союза» [7]. В первые дни освобождения от фашистских оккупантов был составлен «Акт об ущербе, причиненном немецкими захватчиками и их сообщниками Алупкинскому дворцу-музею». В «Акте...» указывалось, что «всего с картинами и рисунками Русского музея и Симферопольской картинной галереи немцы вывезли из Дворца-музея 537 произведений живописи, акварелей и рисунков, и среди них много работ знаменитых западных и русских мастеров высокой художественной ценности». Я.П. Бирзгал составлял сводные акты ущерба, нанесенного всем музеям Крымской АССР в период оккупации, для Государственной чрезвычайной комиссии. Общий ущерб, причиненный Алупкинскому дворцу-музею, составил 4911600 рублей.
В Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины размещена Коллекция документов оперативного штаба рейхсляйтера Розенбер-га. В ней находится «Список вывезенных немцами из замка графа Воронцова (Алупка) художественных ценностей» [8]. Архивные документы важны для систематизации имеющихся сведений по перемещению экспонатов художественной коллекции в Алупку. До сегодняшнего дня решение проблем реституции культурных ценностей после Второй мировой войны связано с острыми, а порой конфликтными международными взаимоотношениями и темами международного права.
Выводы. Рассмотрение Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника как культурного пространства, места пересечения истории Крыма и истории повседневности позволит использовать широкий культурный контекст в исследовании единого процесса формирования художественной коллекции и музея. Комплексный подход позволит проследить взаимосвязь истории создания художественной коллекции с современными научными концепциями, принципами и направлениями выставочной и экспозиционной деятельности. Изучение повседневности станет важным для понимания «духа времени», действий, реакций людей на частные события, что позволит выявить массовые культурные ориентиры в переломные периоды истории Крыма.
Литература
1. Ширяев С.Д. Алупка: дворец и парки. Симферополь, 1927. 123 с.
2. Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь, 2008. 56 с.
№ 3 (74), 2019
жизнь регионов 131
3. Брагина Т.А., Васильева Н.В. Путешествие по дворянским имениям Крыма: краткий исторический путеводитель. Симферополь, 2005. 256 с.
4. Пальчикова А.П. История формирования художественной коллекции Алупкинс-кого музея-заповедника (к 80-летию создания Алупкинского дворца-музея) // Таврические научные чтения, посвященные 80-летию Центрального музея. Симферополь, 2002. С. 15-19.
5. Андросов С.А. Алупкинский дворец: от родового замка Воронцовых к государственному музею // Историческое наследие Крыма: научный журнал. 2006. № 14. С. 33-41.
6. Алексеева Е.Н. Художественная жизнь Крыма в первые десятилетия XX века // Вестник ХГАДИ. Искусствознание. Архитектура. 2007. № 2. С. 3-7.
7. Культурные ценности из собрания Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, утраченные или перемещенные в результате Великой Отечественной войны: сборник документов и материалов. М., 2015. 192 с.
8. Центральний державний архiв вищих оргашв влади та управлшня Украши. Ф. 3676. Оп. 1. Д. 85. Л. 1-12.
References
1. Shiryaev S.D. Alupka: dvorets i parki [Alupka: palace and parks]. Simferopol, 1927. 123 p.
2. Galichenko A.A. Starinnye usadby Kryma [Ancient estates of the Crimea]. Simferopol, 2008. 56 p.
3. Bragina T.A., Vasilyeva N.V. Travel to the noble estates of the Crimea: a brief historical guide. Simferopol, 2005. 256 p.
4. Palchikova A.P. The history of the formation of the art collection of the Alupka museum-reserve (to the 80th anniversary of the Alupka palace-museum) // Tauride scientific readings dedicated to the 80th anniversary of the Central museum. Simferopol, 2002. P. 15-19.
5. Androsov S.A. The Alupka palace: from the Vorontsovs' family castle to the state museum // Istoricheskoe nasledie Kryma: nauchnyy zhurnal. 2006. № 14. P. 33-41.
6. Alekseeva E.N. Artistic life of the Crimea in the first decades of the XX century // Vestnik of KhGADI. Iskusstvoznanie. Arhitektura. 2007. № 2. P. 3-7.
7. Cultural values from the collection of the Bakhchisarai historical-cultural and archaeological museum-reserve, lost or displaced as a result of the Great Patriotic war: collection of documents and materials. Moscow, 2015. 192 p.
8. Центральний державний архiв вищих оргашв влади та управлшня Украши. Ф. 3676. Оп. 1. Д. 85. Л. 1-12.
УДК 130.2/327.57 К.К. ГОРШЕНЕВ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР РОССИИ И КИТАЯ
Горшенев Константин Константинович, аспирант Майкопского государственного технологического университета (Майкоп, ул. Первомайская, 191), [email protected]
Аннотация. В условиях глобализации обостряется проблема культурного взаимодействия цивили-зационных центров. Экспансивной агональной западной модели взаимодействия культур, которая неминуемо ведет к конкурентному столкновению, могут быть противопоставлены только диалогические модели, подразумевающие медиационную логику разрешения диалектических противоречий. Диалогическое взаимодействие культур России и Китая предполагает взаимодополняемость и синтез доктрин глобального стабильного развития, ноосферных этических императивов и новейшей китайской экономической доктрины глобального сотрудничества «Один пояс - один путь». Сравнительно-исторический анализ традиционных типов взаимодействия культур России и Китая