Научная статья на тему 'Культурное наследие как ресурс устойчивого развития'

Культурное наследие как ресурс устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1455
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Набиева Умукусум Набиевна, Русидзе Анатолий Робертович

Проанализированы подходы к использованию роли культурного наследия в современном обществе, показаны пути преодоления отставания Дагестана от многих регионов России в сфере использования наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как ресурс устойчивого развития»

112

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

УДК 502.333

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

©гою набиева У.Н., Русидзе А.Р.

Дагестанский государственный университет

Проанализированы подходы к использованию роли культурного наследия в современном обществе, показаны пути преодоления отставания Дагестана от многих регионов России в сфере использования наследия.

The authors of the article analyze the approaches to using the role of the cultural heritage in the modern society, show the ways of overcoming Dagestan lagging behind many regions of Russia in the field of using this heritage.

Ключевые слова: культурное наследие, культурные ресурсы, культурные ценности, развитие, устойчивость, культурный ландшафт.

Keywords: cultural heritage, cultural resources, cultural values, development, sustainability, cultural landscape.

На современном этапе устойчивость общественного развития связана и с культурными ценностями. В руководящих документах ЮНЕСКО по всемирному наследию подчеркивается, что культурный ландшафт понимается как результат совместного творчества природы и человека. Он иллюстрирует эволюцию человеческого общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В этой связи должны существовать отношения, которые бы характеризовались как симбиоз понятий «развитие», «устойчивость» и раскрывали бы содержание наследия как ресурса, могущего активизировать стратегию устойчивого развития.

Поскольку цивилизация находится в состоянии перехода к новой фазе развития на основе радикальных изменений в обществе, современное понимание устойчивого развития расширило рамки этого понятия. Изменились подходы к исследованию историко-культурного наследия. Это

обусловило переход от понятия «памятник истории» к понятиям «объект наследия», «исторический ресурс». В культурное наследие уже включены не только памятники истории культуры, но и окружающая среда, уникальные историко-ландшафтные (историко-культурные) территории, инженерные сооружения (Дербент, Су-лакский каскад, Дагбары, Кала-Корейш, Хунзах и др.), а также эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки малочисленных народов, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, т.е. как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.

В подходах к исследованию культурного наследия имеет место недооценка его роли в современном развитии общества. В свете этого должна быть подробно проанализирована роль аспектов наследия как ресурса устойчивого развития в поддержании стабильности, а также в сохранении

Естественные и точные науки • • •

культурного многообразия, поскольку культурное наследие является для локальных сообществ (в прошлом -вольные сообщества) своеобразным фильтром в формировании социального капитала, через который воспринимаются изменения в мире [1]. На базе использования культурного наследия местные сообщества могут составить проект эффективной социальной стратегии, направленной на преодоление бедности, создать новые «кластеры» экономики для местного населения, расширить рынок культурных услуг, развивать туризм, укрепить материальную базу сферы культуры.

Значимость культурного наследия для устойчивого развития обусловливает необходимость анализа тех угроз и вызовов, которые современное общество несет в себе. Требует больших усилий уточнение круга понятий, связанных с культурным наследием, поскольку использование культурного наследия как средства социально-экономи-ческого развития является основной платформой в обеспечении устойчивого развития [2]. Особое значение приобретает разработка соответствующих проектов, выработка стратегий и подходов, которые бы позволили сохранить богатство ресурсов республики и передать их будущим поколениям во всем многообразии форм.

На современном этапе одной из насущных задач является преодоление отставания Дагестана в сфере использования наследия от многих регионов России. Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов сохранения и использования объектов культурного наследия как значимого ресурса предстает неотлагательной проблемой при разработке стратегии устойчивого развития республики, с использованием уже имеющегося зарубежного и российского опыта [3, 4], конкретизацией приоритетов и методов рассмотрения его в качестве

113

включения культурных ресурсов в стратегию устойчивого развития [5, 6].

Современная концепция наследия «превращение прошлого в товар» разрабатывалась многими учеными. Среди зарубежных ученых это Р. Барте, К. Тилли, М. Шанке; проблеме интерпретации наследия в контексте туризма посвящены работы таких исследователей, как Елчич, Д. Лайт, Р. П. Пренсис и др. В российском обществе вопросы роли и места культурного наследия в современном мире в условиях глобализации разрабатываются О. Н. Астафьевым, Т. Г. Богатыревым, Г. Л. Мульчинским и др. Особая роль в этой области принадлежит специалистам Российского НИИ культурного и природного наследия (Ю. А. Веденин, М. Е. Кулешова, Ю. Л. Мазуров, Н. В. Боярский, П. М. Шульгин, Н. В. Максаковский и др.). Их главной заслугой является разработка географической (пространственной) концепции наследия с выделением уникальных территорий.

Концепция использования прошлого в настоящем, объясняющая сущность превращения историкокультурного ресурса в товар с помощью изучения культурных ценностей, представляется результатом синтеза множества исследовательских подходов.

При исследовании функции культурного наследия мы основывались на определении культуры как триединства ментифактов (атрибутов сознания, идеологии), артефактов (материальных предметов, приемов и средств) и со-циофактов (общественных инструментов формирования, воспроизводства и сохранения культуры).

Многоуровневость культуры делает культурное наследие многослойным, связанным с объектами исследования различных направлений на стыке естественных и гуманитарных наук.

В результате детализации роли наследия в формировании и идеи-

114

Известия ДГПУ, №2, 2010

тичности этнокультурного пространства наследие предстает как сложная система, состоящая из совокупности идентичностей более мелкого порядка, которые взаимодействуют между собой, обращаясь к разным культурным пластам исторической памяти территории. Для обеспечения устойчивого развития основополагающим является создание механизма превращения наследия в ресурс туристско-рекреационной деятельности как одной из приоритетных отраслей хозяйства.

В качестве отправной точки возьмем европейскую систему охраны и использования наследия, функционирующую уже более ста лет. Здания, сооружения, памятники отобраны там на основе определенного набора объективных критериев, таких, как возраст или эстетическая ценность, и сопровождаются табличками «Памятник охраняется государством». На современном этапе система охраны подразумевает сохранение и использование объекта, а также сдвиг от отдельных памятников к территориям, что поднимает качественный уровень функции наследия. Таким образом, реабилитация территорий может быть достигнута благодаря менеджменту, предполагающему использование территорий. Изменения критериев могут заключаться в придании им рыночной ориентации, в восприятии исторических реликтов как ресурса устойчивого развития; они могут быть связаны с требованиями потребителя и управляемы через вмешательство в рыночные процессы.

В конце 80-х годов в России были предприняты попытки к рассмотрению понятия «наследие». Началом изучения проблемы уникальных территорий стала ратификация СССР в 1988 году Конвенции ЮНЕСКО 1972 года, фактически утвердившая использование самого понятия «наследие», а также те политические изменения, которые повлекли за собой пересмотр государственной культурной политики в по-

следние годы. В многочисленных трудах созданного в 1992 году Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева сделан важный задел в разработке понятийного аппарата, связанного с культурным и природным наследием, выделением уникальных историко-культурных территорий, которые составляют каркас региональных систем наследия.

Не менее важным является внедрение концепции особо охраняемых (уникальных) территорий. В большей части природные историкокультурные объекты пространственно образуют единый ансамбль, сочетая природную среду обитания человека в прошлом и следы антропогенного воздействия, составляют четко определенный территориальный комплекс единого геокультурного пространства.

Выявление факторов риска, разработка научно-методических приемов определения динамики состояния наследия, прогнозирование изменений под воздействием естественных и антропогенных нагрузок являются важнейшим аспектом при использовании наследия, индикатором степени устойчивости развития республики. Культурное наследие становится необходимой предпосылкой стабильной динамики устойчивого развития геосистем любых территориальных уровней.

Долгосрочный проект «Экологический мониторинг недвижимых объектов культурного наследия» - одно из наиболее актуальных направлений формирования сферы управления культурным наследием. Одним из положительных результатов проекта станет самостоятельный и устойчивый канал финансирования сферы культуры.

Внедрение изучения феномена культурного и природного наследия в высшей школе предполагает его представленность в системе образования.

Естественные и точные науки • • •

В современных условиях невозможна охрана многих уникальных историко-культурных территорий Дагестана вне сохранения их естественной среды. Таковы, например, Самурская долина Южного Дагестана, Гунибское, Даргинское, Хунзах-ское плато, Междуречье Аварского и Андийского Койсу и др., насыщенные цепью памятников природы, истории и архитектуры. Они могут быть определены как особые целостные пространственные образования, где в силу определенных географических, этнических, исторических и экономических факторов в традиционной хозяйственной деятельности, в социально-культурной среде находятся природные и историко-культурные объекты различной ценности и значимости. Сочетание мемориальных (место разгрома Надир-шаха, места сражений во время Кавказской войны), архитектурных (крепости в Ахты, Гунибе, Хунзахе и др.) памятников, инженерных сооружений (Сулакский каскад ГЭС), исторических (наскальные изображения) с наличием богатых традиций народных промыслов и хозяйственной деятельности, фольклора и обрядовой национальной культуры каждого этноса, природных достопримечательностей (горные озера, водопады, пещеры и др.) представляет исключительную ценность с точки зрения даже мирового культурного наследия.

В этой связи разработка программы сохранения и использования природного и историко-культурного наследия республики является первостепенной и важнейшей задачей в государственной стратегии устойчивого ее развития. Дальнейшая работа должна быть направлена на расширение историко-культурных территорий, увеличение числа музеев-заповедников под открытым небом и обеспечение их многообразия с сохранением особенностей местных

115

традиций, археологических памятников, объектов самобытной культуры различных этносов Дагестана.

Разработка региональных программ для различных объектов позволила бы достаточно четко отработать методику их составления, т.е. создать модель будущего развития территории, способствующую выявлению всего потенциала наследия.

Региональная программа развития предполагает возможность возрождения исторических производств и промыслов, традиционного природопользования, очень перспективных для экологически ориентированного способа ведения сельского хозяйства с учетом сохранности сельских поселений, связанных с демографической и социальной структурой населения, проблемами занятости, особенно актуальными для молодых сел, а также формирование новой отрасли экономики Республики Дагестан - туризма с учетом перспектив социально-

экономического развития сел, обоснования статуса историко-

археологических комплексов, природно-ландшафтных музеев-

заповедников и т.д.

В качестве главного (первоочередного) момента в стратегии устойчивого развития республики видится создание регионального центра по изучению и сохранению культурного наследия в совокупности с окружающим ландшафтом, куда должны войти не только объекты археологии, памятники истории, архитектуры, но и исторические поселения, составляющие единое геокультурное пространство и представляющие историко-культурную ценность. Это даст возможность на основе богатейшего исторического и культурного опыта организовать научно-

исследовательские, просветительские и образовательные путешествия во времени и пространстве.

Примечания

116

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

1. Веденин Ю. А., Лютый А. А., Ельчанинов А. И., Свешников В. В. Культурное и природное наследие России (Концепция и программа Комплексного атласа). М. : Институт наследия, 1995. 119 с.

2. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие (теоретико-методический анализ) // Экономика и математические методы. 2003. № 2. С. 128-130. 3. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия: Инф. сб. / науч. ред. Ю. А. Веденин. М. : Институт наследия, 1999. 96 с. 4. Квартальное В. А., Зорин И. В. и др. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. М. : Фин. и стат., 2002. 272 с. 5. Набиева У. Н. Культурно-ландшафтное районирование Дагестана // Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXXIV. Махачкала, 2006. С. 95-104. 6. Набиева У. Н. Методика составления атласа природного и культурного наследия Республики Дагестан // Национальное картирование: проблемы и перспективы развития. Вып. 3. Киев, 2008. С. 53-57.

Статья поступила в редакцию 15.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.