Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА'

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
этнография / кожевенное ремесло / культура туркмен / обувь / доместикация

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Астанов Атаел Феррухович, Мамедова Бахар Джуманазаровна

Культурное наследие играет важную роль в формировании и сохранении идентичности народов. Одним из уникальных аспектов культурного наследия туркменского народа является их традиционное кожевенное ремесло. Эта научная статья исследует и документирует историю, техники, материалы и значение кожевенного ремесла у туркменского народа, а также его влияние на местную экономику и культурное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА»



SCIENCE TIME

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА У ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА

Астанов Атаел Феррухович, Туркменский государственный университет имени Махтумкули, г. Ашхабад, Туркменистан

Мамедова Бахар Джуманазаровна, Туркменский государственный университет имени Махтумкули, г. Ашхабад, Туркменистан

E-mail: hakanbayatow@gmail.com

Аннотация. Культурное наследие играет важную роль в формировании и сохранении идентичности народов. Одним из уникальных аспектов культурного наследия туркменского народа является их традиционное кожевенное ремесло. Эта научная статья исследует и документирует историю, техники, материалы и значение кожевенного ремесла у туркменского народа, а также его влияние на местную экономику и культурное развитие.

Ключевые слова: этнография, кожевенное ремесло, культура туркмен, обувь, доместикация.

Один из достойных изучения и внимания ученых тематических аспектов -это древняя и уникальная материальная культура туркмен, проживающих в Центральной Азии. Материальная культура туркмен Центральной Азии полностью и подробно способствует не только научному изучению туркменского мира, но и выявлению интересных этнографических данных о соседних народах, проживающих в Центральной Азии. Изучение сложных и важных данных на основе уже известных научных источников является основой для формирования национальной идеи туркменской культуры и истории, а также для понимания взаимоотношений с различными культурами и народами. Большая территория Центральной Азии помогает понять сложные историко-культурные процессы и взаимоотношения в прошлом, поэтому проведение научно-исследовательских работ имеет большую ценность. На основе этого было решено провести исследование этнографических данных соседних народов и туркменского народа на основе исторического сравнения.

Со времен древности кожа диких и домашних животных использовалась в повседневной жизни и быту различных народов. Первобытные люди использовали кожу для защиты от жары и холода. С развитием общественного разума и культуры люди начали обрабатывать кожу и использовать ее в хозяйственных целях. В связи с этим у разных народов возникли новые методы обработки кожи.

I

8

1 SCIENCE TIME 1

Кожевенное ремесло в Центральной Азии имеет древнюю историю, которая началась еще в эпоху неолита. Шкуры животных использовались для создания одежды, обуви, музыкальных инструментов, воинских щитов и многого другого. Первые изделия из выделанных шкур: кожи и меха появились в этот же период неолита. С течением времени различные народы развивали свои способы обработки кожи. В Индии кожу дубили отварами и настоями из растений, в Азии - использовали способ квасцового дубления [1; 4].

В Центральной Азии кожевенное ремесло было одним из самых распространенных ремесел в эпоху Шелкового пути. Здесь производился шелк, изысканные изделия из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, шерсти, кожи и многое другое [2].

Туркмены использовали кожу для создания красивой и тёплой одежды (тулуп «постун», шуба «ичмек»), тёплая папаха «телпек», обувь (башмак, туфли, ботинки, «адик, чарык, чокай, ковуш, чепек). Для домашней утвари использовались такие предметы, как «мешик, тулум санач», а также другие принадлежности для хозяйства, например, тиркиш (веревка, сделанная из кожи для упряжи рабочего скота), «хамыт, эер, ичган, гова, конек (веревка, сделанная из кожи для доения козы и верблюда)», а также серкеч (ёмкость для чаши) кендирик, намазлыки.

Одежда является частью материальной культуры каждого народа и отражает его этническое происхождение. В ней сохраняются архаические черты, изучение которых помогает понять интересные процессы этногенеза. Одежда также отражает погодные условия, аспекты жизни и деятельности народа, а также хозяйственные особенности. В прошлом при помощи одежды, определяли жизнь, общество, семейные отношения. Некоторые древние элементы, сохранившиеся на нынешней одежде народа, являются ценными источниками по изучению культуры и истории. Следовательно, что изучение, туркменской одежды, освещает историко-этнографические части народа. В одежде отражается особенности хозяйственной жизни и деятельности семейные отношения.

Туркменский народ, являющийся одним из древнейших и наиболее исторически богатых народов Центральной Азии, славится своим мастерством в области кожевенного ремесла.Это ремесло имеет долгую и богатую историю, которая тесно связана с культурой и традициями туркменского народа. В течение многих веков туркменские мастера создавали уникальные кожаные изделия, отражающие их мастерство и культурное наследие.

История кожевенного ремесла у туркменского народа уходит корнями в древность. Уже тысячи лет назад туркменские мастера изготавливали кожаные изделия, используя традиционные методы и инструменты. Ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждый мастер вносил свой собственный вклад в развитие и совершенствование техник и стилей.

Туркменское кожевенное ремесло известно своим мастерством и использованием высококачественных материалов. Мастера туркменского народа

1 SCIENCE TIME 1

используют кожу различных животных, таких как овцы, козы и лошади. Они также применяют разнообразные методы обработки кожи, включая дубление, окрашивание и выделку. Традиционные узоры и орнаменты, которыми украшаются кожаные изделия, имеют глубокое символическое значение и отражают культурные и религиозные ценности туркменского народа.

По этнографическим данным обувь первое, что было изобретено из кожи. История происхождения обуви берет свое начало с древнего времени. Первобытные люди, что бы обезопасить ноги от камней и колючек надевали на ноги кожуру дерева. В последующее время люди стали надевать кожу зверей на ноги, которая была весьма неудобна.

С ростом человеческого интеллекта люди научились обрабатывать кожу. Из хорошо обработанной кожи изготовлялись одежда, головные уборы, обувь. Хорошо обработать кожу и довести её до сырого материала, была работой не из легких. Изначала использовались наипростейшие виды обработки кожи. Но со временем возникают сложные виды обработки кожи.

Кожа животного осторожно без порезов очищалась от шерстного покрова, специально приготовленную сыворотку - в ячменную муку вливали кислый кефир, горькую смесь втирали в шерсть животного, 5-6 дней в завернутом состоянии кожу ставили в помещении, где не проветривалось. В таком состоянии смесь через шерстяной покров хорошо впитывалась в кожу. Благодаря такой смеси шерстяной покров с легкостью убирался, оставшиеся волосинки смывались с помощью горячей воды. По некоторым историческим данным, чтобы удалить шерстяной покров у крупно - рогатого и мелкого скота кожу покрывали смесью из мела и золы. После хорошо промывали в проточной воде, осыпали солью и оставляли на 6-7 дней. После впитывания соли, кожу разлаживали в тени, остатки мяса и жира удаляли при помощи тёрки, затем обратно мыли и сушили.

Кожу стелили на чистом плоском месте, хорошо обработанная кожа была залогом высококачественного продукта. И так благодаря простейшим видам обработки кожа превращалась в сырьё. Со временем возникают разные виды и технологии обработки кожи, в связи с её предназначением.

Первая обувь из кожи туркмен и народов Средней Азии - это чарык. Эта обувь считалась повседневной для скотоводов и земледельцев. Чарыки -готовились из необработанной кожи. В основном чарык изготовляли сами земледельцы и скотоводы. Чарык одевали с портянками. Чтобы было приятно одевать и предать чарыкам первозданный облик ночью их закапывали в землю. В прошлом состоятельные туркмены заказывали мастерам тёмно-коричневые и черные чарыки из высококачественной кожи.

Самая усовершенствованная обувь туркмен это - чокай. Зимой чокай одевали с портянками. В прошлом туркмены гоклены покупали чокайы из Хивы, а туркмены теке, сарыки из Мары. Туркмены южной и центральной части в домашних условиях и на территории аула, одевали сплошные туфли на большой

10

1 SCIENCE TIME 1

платформе. Летом женщины надевали чокай на босую ногу, а зимой с шерстяными носками.

Обувь шилась мастерами из черной и коричневой кожи. Северные и туркмены нижнего течения Амударьи, сарыки одевали сплошные низкие и средние туфли с шелковыми носками.

В зимних условиях или во время дальнего путешествия туркмены одевали большие кожаные сапоги, их готовили хивинские мастера. По этому, в народе их называли - хивинскими сапогами. Такие сапоги на Хивинском оазисе одевали как узбеки, так и каракалпаки.

В особенных случаях (в гостях или на базар) зимой туркмены надевали обувь, которая называлась «Бокедженадик» (прыгучие сапоги). По словам информаторов, эта обувь присуще только туркменам. Его готовили из кожи верблюда. Особенность этих сапогов в том, что пятка её была высоко, а нос заострен вверх. Особенность этих сапог в том, что пятка выковыривалась и ставился бубенчик, чтобы был слышен звук. По бокам сапогов пришивали серебренные подвески.

Девушки, одевшие такие сапоги, издавали гармоничные звуки подвесок и бубенчиков. Туркменская девушка из состоятельной семьи одевшая сапоги «Бокедженадик» была переполнена восхищением.

Чем длиннее были сапоги, тем красивее они смотрелись Эти сапоги одевали девушки на свою свадьбу.

Туркмены баяты жившие на побережье средней Амударьи, северные йомуды, предгорные гоклены, салыры и сарыки (разницы нет для мужчин и женщин) надевали, меси. По строению меси было похоже на сапоги, и не было пятки, но подошва обуви изготовлялось из мягкой кожи.

Эти сапоги одевали дома, при выходе на улицу надевали изнутри обуви. Сапоги меси были известны и распространены среди народов Средней Азии и Поволжья, узбеков, таджиков. На базарах Хивы были специализированные обувные ряды. В городах Хорезма мягкая обувь (меси) была очень распространена.

Меси, одевали с начала с кожаной, а потом с резиновой обувью. В прошлом меси, одевали чиновники, торговцы, богатые и религиозные деятели. В ранние времена меси готовили из кожи козы. Такие примеры были присуще и для туркмен Узбекистана. Меси готовились из кожи черной козы. Как отмечалось ранее меси одевали с галошами, входя в дом голошу снимали. Выходя из дому мужчины снимали меси и одевали, голошу на босую ногу, для женщин считалось неприличным одевать на босую ногу галошу.

Сапоги меси, по истечении длительного времени не изменились, однако кожаные туфли в какой-то мере попали под влияние.

Кожаная галоша на высоком каблуке, со временем без изменений дошли до наших дней. Кроме калош мужчины надевали разные виды сапог. В селениях они надевали деревянную галошу. Деревянная галоша у всех народов в том

1 SCIENCE TIME 1

числе и у туркмен Средней Азии существовали давно. Мы считаем, что эти галоши мы переняли от туркмен Таджикистана. Так как эта обувь относится к людям, которые живут на горных окраинах, и широко используются среди горных таджиков.

Кожевенное ремесло играет важную роль в туркменской культуре и обществе. Оно не только является источником занятости и дохода для мастеров, но и способствует сохранению и передаче традиций и идентичности туркменского народа. Кожаные изделия туркменского производства востребованы как внутри страны, так и за ее пределами, что способствует развитию туризма и привлечению инвестиций в регион.

Туркменское кожевенное ремесло является важной частью культурного наследия этого народа. Его традиции и уникальные техники изготовления кожаных изделий являются результатом многовекового развития и передачи навыков от поколения к поколению. Сохранение и продвижение кожевенного ремесла имеет большое значение для сохранения идентичности туркменского народа, развития экономики и привлечения внимания культурного сообщества к этому уникальному ремеслу.

Сегодня кожевенное ремесло продолжает развиваться в Центральной Азии. Натуральная кожа обладает исключительными качествами, которые позволяют использовать ее для самых разных вещей. Кожевенные мастера создают уникальные изделия, используя традиционные методы обработки кожи и современные технологии [4; 5].

Литература:

1. История кожевенного ремесла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.eom/@-222202746-istoriya-kozhevennogo-remesla

2. История кожевенного ремесла - блог центра дополнительного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ipk-design.com/posts/1019/

3. Традиционные ремесла в Центральной Азии - от мастерских к большим рынкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stanradar.com/news/ fun/21867-traditsionnye-remesla-v-tsentralnoj-azii-ot-masterskih-k-bolshim-rynkam.html

4. Художественные ремесла Центральной Азии начала XXI в.: новая жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.asu.ru/knc/article/ download/6951/5674/

5. Галия Дабыловна Джанабаева - Central Asia Program [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.centralasiaprogram.org/wp-content/ uploads/2019/02/Iskusstvo-nar-Zentr-Azii_v.pdf

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.