Научная статья на тему 'Культурное наследие и его интерпретация в музейных экспозициях Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств'

Культурное наследие и его интерпретация в музейных экспозициях Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие и его интерпретация в музейных экспозициях Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств»

больше уровня прошлого года. Увеличению потока способствовало развитие инфраструктуры, расширение ёмкости номерного фонда региона за счет открытия новых гостиниц, таких как отель «Тоян», «SMS-мотель» и др., проведение масштабных мероприятий MICE-индустрии - XI Инновационного форума с международным участием, II Межрегионального туристского форума «Сибирский транзит» и др.

В 2008 г. по данным туристских компаний было проведено 582 экскурсии, из них 385 краеведческих, 167 музейных и 30 производственных. Общее количество участников экскурсий составило 10687 человек, из них 2 137 экскурсантов (лиц, посетивших Томскую область сроком, не превышающим 24 часа без ночёвки).

В соответствии с тенденциями развития туристской отрасли можно определить следующие приоритетные для развития на территории Томской области виды туризма:

• относимые к наиболее приоритетным: деловой туризм (кон-

грессный, научный, выставочно-ярмарочный); культурно-

познавательный;

• обладающие высоким приоритетом: охотничье-рыболовный; образовательный; лечебно-оздоровительный; паломнический; этнографический;

• значимые: спортивно-оздоровительный и самодеятельный; экологический; активные и экстремальные виды отдыха.

Г.И. Конькова

Культурное наследие и его интерпретация в музейных экспозициях Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств

Традиция функционирования первого художественного музея России - Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств - сложившаяся ровно 250 лет назад в стенах старейшего художественного учебного заведения, предусматривает обучение, воспитание и образование как, в первую очередь, воспитанников Академии художеств, так и любого посетителя и в большей степени детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи. Музейное пространство, основной акцент которого несут собранные в музее памятники изобразительного искусства: оригиналы, копии и слепки с прославленных произведений мирового искусства - призвано формировать гармоничную, всесторонне развитую личность, способную познавать, понимать и наслаждаться миром «по законам красоты». Экскурсии, лекции, консультации, индивидуальные занятия, проводимые на экспозициях музея, дают возможность осу-

261

ществлять непосредственное общение с памятниками искусства в контексте мирового культурного наследия. Специфика методики пропагандистской работы в музее направлена на понимание и осознание деятельности художника, на развитие художественного восприятия произведений искусства и визуального мышления, творческого активного отношения к окружающему миру, на формирование способности понимания подлинного произведения искусства и интерпретации зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации. В этой связи наибольший интерес представляет старейший отдел музея - отдел слепков.

В стенах музея Академии художеств был создан ряд оригинальных авторских экскурсий, которые давали возможность показать и охарактеризовать памятники скульптуры Древней Греции, слепки с которых составляли отдельную экспозицию - отдел слепков, через сказания о богах, героях и мифологических персонажах Древней Эллады, представленных в виде «экскурсий-сказок».

«Экскурсии-сказки» по темам античной мифологии апробировались перед различными группами посетителей: взрослыми, студентами, учащимися школ, воспитанниками детских садов. В зависимости от социальных групп при сохранении единой темы менялась мифологическая наполняемость сказочного повествования. Опыт показал, что самый оптимальный вариант - экскурсия для школьников 1-6 классов. Именно в эти годы дети не только с голоса, но и самостоятельно могут прочитать мифологические сказания, понять их, запомнить имена действующих лиц и последовательность разворачивающегося в сказке сюжета, выразить эмоционально свое отношение к разворачивающимся событиям. Большое значение для детей имеют иллюстрации, сопровождающие текст. Скульптуры, архитектурные модели, листы архитектурной графики, произведения прикладного искусства, представленные в экспозиции отдела слепков, - совершенно особые удивительные музейные «иллюстрации-картинки» к сказочному повествованию. Дети активно воспринимают подобные изображения и всегда охотно выполняют важное требование «экскурсии-сказки»: представить себя в стенах старинного здания Академии художеств творцами, художниками, исследователями и соучастниками мифологического действа, восполнить недостающие утраченные части древних скульптур и сообразно с раскраской памятников ваяния в те далекие века ввести в сероватобелую скульптуру яркую живописную цветовую гамму.

«Экскурсия-сказка» - не единичное повествование, а содержит четыре тематически и экспозиционно логично взаимосвязанных рассказа и, таким образом, представляет цикл экскурсий. Первый рассказ - это знакомство с Академией художеств, повествование об

262

учебном заведении, о здании, музее и собранных здесь памятниках искусства, о том, как в этих стенах «рождается» и «работает» художник. Второй рассказ - это собственно мифологическое сказание об истории города Троя и отдельных значительных событиях Троянской войны. Эта тема обеспечивает последовательное ознакомление со всей экспозицией отдела слепков, начиная с первых залов до ее конца, и памятниками, включенными в канву мифологического рассказа «История Троянской войны». Дальнейшее ознакомление с памятниками искусства на экспозиции музея происходит в последующих «экскурсиях-сказках»: «Возникновение мира и олимпийских богов» и «История Геракла и его двенадцать подвигов». В этом, с одной стороны, четко прослеживается завершенность рассказа об античных богах и героях, с другой - показываются наиболее значимые памятники экспозиции. Третий рассказ посвящен мифам о возникновении мира и олимпийских богов так, как это представляли в сказаниях и изображали в памятниках скульптуры сами древние эллины. Четвертый рассказ - история одного из самых замечательных героев Древней Греции - Геракле, особо почитаемом и любимом как древними эллинами, так и современными детьми. Эффективность «экскурсии-сказки» оценивалась значительным количеством посетителей и экскурсий в залах отдела слепков музея.

Тематика «экскурсий-сказок» на экспозиции этого отдела музея может расширяться и представлять следующие темы: «Празднества Древней Эллады» (Олимпийские игры и Великие Панафинеи), «Тра -гические сюжеты в древнегреческой мифологии» (Дедал и Икар, Ниоба, Мелеагр, Лаокоон), «Любовные сюжеты в мифологических сказаниях Древней Греции» (Эрот и Психея, Аполлон и Дафна, Афродита и Адонис, Орфей и Эвридика, Пигмалион и Галатея, Зевс и Гера), «Дети Зевса» (Афина, Дионис, Гермес, Аполлон и Артемида, Афродита), «Семь чудес света» (статуя Зевса Олимпийского, египетские пирамиды, Артемиссион, Галикарнасский мавзолей).

Активно апробированы «экскурсии-сказки», посвященные библейским и евангельским сюжетам. Это дает возможность осмотра экспозиции не только отдела слепков, но и Парадных залов и залов «Русская художественная школа». Тем самым для посетителей расширяется возможность соприкоснуться с выдающимися памятниками мировой художественной культуры и культурного наследия человечества, узнать во всем объеме в оригинальной форме «экскурсий-сказок» один из старейших музеев России.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.