Научная статья на тему 'Культурно-языковая компетентность личности'

Культурно-языковая компетентность личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Г. С.

Целью статьи является определение критериев культурно-языковой компетентности школьников и параметров ее измерения в условиях городской общеобразовательной лингвокультурологической школы. Критерии культурной компетентности личности классифицированы автором соответственно трем сферам внутреннего мира человека, называемым на языке саха Ийэ кут, Салгын кут и Буор кут. Основным измеряемым параметром (индикатором) культурно-языковой компетентности автор называет идентичность, которую также соотносит с тремя Кут человека. По мнению автора, достигая идентификации личности по трем Кут, можно осуществить целостный подход к формированию культурной компетентности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-языковая компетентность личности»

2. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. - М.: ФАЗИС, 2000.

3. Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И.С. Фишман. - Режим доступа: www.conf.univ-ers.krasu.ru/conf 9Мос1.

КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ личности © Попова Г.С.*

Институт языков и культур народов северо-востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Целью статьи является определение критериев кутьтурно-языковой компетентности школьников и параметров ее измерения в условиях городской общеобразовательной лингвокуньтурологической школы. Критерии культурной компетентности личности классифицированы автором соответственно трем сферам внутреннего мира человека, называемым на языке саха Ийэ кут, Салгын кут и Буор кут. Основным измеряемым параметром (индикатором) кутьтурно-языковой компетентности автор называет идентичность, которую также соотносит с тремя Кут человека. По мнению автора, достигая идентификации личности по трем Кут, можно осуществить целостный подход к формированию культурной компетентности обучаемых.

Культурная компетентность личности (ККЛ) - понятие и одновременно критерий, осваиваемый отечественной системой образования только в последнее десятилетие. Отметим, что далее система образования будет осваивать следующий критерий культурности и образованности -идентичность. Содержание понятия ККЛ, его значение мы берем в основном из разработок А.Я. Флиера: условно достаточная степень социальности и инкультурности индивида в обществе, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных знаний, составляющих норму общей эрудированности человека; сумма усвоенных правил, образцов и т.п. регулятивов поведения; сумма используемых вербальных и невербальных языков коммуницирования; понимаемая и используемая система общепринятых символов; система мировоззренческих оснований, идеальных и ценностных ориентаций; сис-

* Профессор кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

тема непосредственных оценок; система социальных и мифологических иерархий; утонченность параметров социальной адекватности личности, идеальная форма ее проявления.

В данной разработке культурно-компетентная языковая личность понимается как культурно образованный человек, создавший свой образ, образ свободной творческой личности на базе родного языка. Приведем разработанные нами на базе Общеобразовательной лингвокультурологической школы-филиала Якутской городской национальной гимназии «Айыы кнИата» критерии ККЛ. Содержание инновационной деятельности школы видится нами в оказании педагогической помощи становлению свободной творческой личности путем вовлечения и вхождения детей в культурнообразовательную деятельность, происходящую в адаптированной к современным городским условиям традиционной среде лингвокультуры родного народа. Весь культурно-образовательный процесс школы соотнесен с годичным циклом природосообразных культурных традиций народа саха согласно лунно-солнечного народного календаря хозяйствования и культурной жизни.

1. Компетентность (К.) по отношению к культурным нормам.

- К. по отношению к институциональным нормам социума. Обеспечивается обществоведческими, правоведческими, политологическими, экономическими дисциплинами и их основами.

- К. по отношению к конвенциональным нормам социокультурнойре-гулящи - национальным традициям, морали, ценностям нравственности, мировоззрению народа, оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях. Обеспечивается историей, философией, культурологией, социологией, этнологией, искусствознанием, этикой, эстетикой и др. дисциплинами культуроведческого цикла.

- К. по отношению к актуальным образцам социальной престижности - моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, соц. статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и т.п. Обеспечивается гуманитарными дисциплинами и факультативными курсами.

2. К., выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социокультурной коммуникации: а) естественным разговорным (устным и письменным); б) специальными языками; в) социальными (профессиональными) жаргонами; г) языками принятых в данном обществе этикета и церемониала; д) политической, религиозной, социальной и этнографической символикой; е) семантикой атрибутики престижности, социальной маркировки и пр. Обеспечивается дисциплинами лингвофилологического и исторического циклов.

3. К., выраженная в профессиональных традиционных знаниях, умениях и навыках, связанных с будущей социокультурной деятельностью и

ролью: а) хозяйственно-экономической; б) политико-гражданской; в) религиозно-духовной; г) творчески-художественной; д) физиологической витально-воспроизводственной.

В целом ККЛ обеспечивается в течении всей жизни в семье, в социуме, в художественной и философской литературе, произведениях искусства, народного творчества, СМИ и т.п.

Притом, по-нашему принципиальному мнению:

- компетентность по отношению к культурным нормам проявляется как способность психоэмоциональной сферы человека - Салгын кут;

- компетентность к по отношению к уровню полноты и свободы владения языками - как дар Ийэ кут человека (духовно-интеллектуальной сферы);

- компетентность, выраженная в знаниях, умениях, навыках - свойство Буор кут человека (физиолого-волевой сферы).

Основным измеряемым параметром (индикатором) ККЛ является социокультурная идентичность личности, выражающаяся в указанных аспектах ККЛ, а также такие параметры как: креативность - чувство свободы в творческом акте, активность в творческой продуктивной деятельности, активность в творческом восприятии продуктов культуры; психологическая мобильность; коммуникативность; социальная адаптивность и адекватность; культурная толерантность, отсутствие конфликтогенного потенциала этничности; готовность к культурному диалогу, открытость иному культурному миру; чувство общности и солидарности со своим народом, со страной; любовь и интерес к национальной истории и культуре, литературе и искусству; психологический комфорт при пользовании родным языком и привычными для этноса мировоззренческими, поведенческими, оценочными стереотипами и иными культурными формами (едой, одеждой, помещениями быта, произведениями устного народного творчества, религии и т.п.); эмоциональное тяготение к своей этнокультурной, социальной, религиозной среде, ее обычаям, манерам, взглядам, вкусам; ностальгия в случае недостатка всего этого.

В диагностике идентичности нами используется в основном эмпирическая методика диагностики: наблюдение, собеседование, опрос, тестирование, анкетирование и т.п. Также используется народно-педагогическая методика мониторинга, разработанная автором данной работы. В частности, нами систематизированы народно-педагогические методы наблюдения за явлениями природного развития личности ребенка: догадка, интуиция, расспрашивание, глубинное обдумывание, примечание, прогнозирование, оценивание в целом, осмысление, астролонгация, предугадывание, провидение, медитация и пр.

Принятие собственного «Я» (себя) как ценность (как человека, как представителя этноса) = Бэйэни кики уонна омук быкыытынан билинэн

сайътнарыы диагностируется по следующим трем критериям идентичности, выражаемой в идентификации по трем Кут человека саха в природном триединстве, в целостности бытия:

1. Ощущение в себе творческого начала - сущности человека строить самого себя, создать свой образ, творческая идентификация. Идентификация по Ийэ Кут.

1.1. Потребность-желание в творчестве себя. 1-й уровень - не желает; 2-й уровень -подчиненное желание; 3-й уровен) - добровольное желание.

1.2. «Рождение» устойчивой потребности к творческой деятельности. 1-й уровень - ситуативная потребность; 2-й уровень - постоянная потребность; 3-й уровень - удовлетворенность от процесса творчества.

1.3. Понимание и принятие самого себя таким, какой ты есть в свободном самобытии. 1-й уровень - негативное восприятие себя; 2-й уровень - стремление к самовыражению; 3-й уровень - позитивное принятие себя.

2. Самоидентификация себя как представителя этноса, национальная самоидентификация. Идентификация по Салгын Кут.

2.1. Признание себя представителем этноса. 1-й уровень - знание генеалогического древа своего рода; 2-й уровень - знание и признание исторической Родины; 3-й уровень - гордость за сохранение, возрождение и развитие традиций рода;

2.2. Признание того, что родной язык - ключ-источник развития этноса. 1-й уровень - родной язык не принимает как ценность; 2 уровень - родной язык принимает как ценность, но не может в полной мере общаться на родном языке; 3-й уровень - удовлетворенность от богатства общения на родном языке.

2.3. Принятие обычаев и традиций этноса как норму и ценность. 1-й уровень - неготовность, несформированность желания к восприятию традиций; 2-й уровень - подчиненное вхождение в традицию; 3-й уровень) - добровольное вхождение в традицию и удовлетворенность от вхождения.

3. Гендерная самоидентификация. Идентификация поБуорКут. 1-й уровень - самоидентификация по биологическому полу; 2-й уровень - самоидентификация по биосоциокультурному предназначению; 3-й уровень -выполнение жизненного предназначения по гендерной самоидентификации.

Контрольные срезы по намеченным критериям производятся по окончании вновь принятыми в первый класс учащимися последовательно начальной, средней, базовой и старшей школы. А также в начале, середине и конце учебного года, т.е. в осенне-зимне-весенний период, когда по приро-

де происходят естественные изменения во всем культурном мире и, в частности, во внутренней природе самого человека. Далее намечается отслеживание жизненных успехов и благополучия выпускников в ходе их дальнейшей жизни. Мы считаем, что достигая идентификации личности по трем Кут, можно осуществить целостный подход к формированию культурной компетентности обучаемых и достичь тем самым цели культурного образования. Цель образования обозначена в Доктрине образования как свободная творческая личность.

Список литературы:

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - С. 240-242.

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» © Сазонова Е.А.*

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

г. Уфа

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов обучающихся по специальности 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн). Выделяются противоречия, обостряющее поиск новых форм и путей подготовки будущих специалистов. Определяется роль учебной дисциплины «Проектирование» в формировании профессиональной компетенции среди других дисциплин профильной подготовки. Формулируются требования к образовательной подготовке выпускника на данной дисциплине, а также излагаются формы промежуточной и итоговой аттестации, требующие более пристального и активного внедрения.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки кадров по различным областям обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке тру-

* Ассистент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.