Научная статья на тему 'Самоидентификация личности в процессе творческого восприятия традиционной культуры'

Самоидентификация личности в процессе творческого восприятия традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосина Г. А.

Целью исследования выступает изучение процесса самопознания и национальной самоидентификации личности ребенка в условиях творческого восприятия традиционной культуры. Для достижения указанной цели автором разработан и реализуется проект летнего культурологического лагеря для школьников, основные положения которого изложены в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация личности в процессе творческого восприятия традиционной культуры»

60 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Сосина Г.А.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Целью исследования выступает изучение процесса самопознания и национальной самоидентификации личности ребенка в условиях творческого восприятия традиционной куньтуры. Для достижения указанной цели автором разработан и реализуется проект летнего кушгуроло-гического лагеря для школьников, основные положения которого изложены в данной работе.

Глубокий смысл живет в обычаях старинных, их надо чтить.

Фридрих Шиллер

В современной ситуации отчуждения человека от природы и традиционной культуры многие люди испытывают душевное беспокойство и духовный кризис. У якутов есть выражение «Сюрэ тостубут» в смысле надломленный человек. Высказывание намекает на излом духа личности. Познание самого себя, своей души, самоидентификация на сегодня крайне актуальны для самосохранения традиционной культуры, которая для будущего нации имеет решающее значение. «Понятие души-кут в якутском мировоззрении занимает особое положение и зародилось, видимо, очень давно. Когнитив якутской натурфилософии о трехсоставном элементе тонкой материи человека Кут-сюр имеет исходную самоактуальную ценность» [3, с. 36-39].

Для решения обозначенной проблемы нами создан и претворяется в жизнь проект, основная идея которого заключена в раскрытии внутреннего таланта, удовлетворении культурных потребностей и получении человеком морального и творческого удовольствия через национальную культурную самоидентификацию. Новизной данного подхода считаем разработку основ культурологической помощи в самоидентификации личности, в пробуждении и сохранении этнического самосознания в процессе сотворчества детей и взрослых в культуротворческой среде летнего лагеря для детей. Проект создан с целью изучения степени и особенностей восприятия традиционной культуры будущими поколениями в процессе творческой деятельности в условиях культурологического лагеря и национальной самоидентификации личности детей саха через проявление их внутреннего мира Кут-сюр. Как отмечает Г. С. Попова, этот внутренний мир триедин и

* Научный руководитель: Попова Г.С., профессор кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

включает в себя духовно-душевно-физические сферы сути человека, называемые на языке саха Ийэ кут, Салгын кут и Буор кут [4].

В ходе реализации проекта решаются задачи: создание активной дея-тельностной среды, где дети и взрослые могут входить в состояние совместной творческой самореализации; организация дискуссий и диалогов, площадок для открытого разговора о традиционном мировоззрении народа; проведение спецкурсов-уЬуйаан распространителей и носителей традиционной культуры; оказание практической помощи ребенку в открытии своего таланта и развитии творческих способностей в процессе активной практической деятельности по освоению традиционных видов ремесел; обобщение опыта работы по проекту, распространение идей и опыта проекта в виде брошюры и через сеть Интернет; организация открытых площадок для гостей лагеря; проведение республиканских семинаров-практикумов для распространителей и учителей традиционной культуры. Решение этих задач определяет практическую значимость реализуемого проекта.

Кратко изложим теоретические основания нашего проекта. Культура -процесс духовного обогащения человека, динамика превращения существующих ценностей в его личное духовное достояние, творческие силы и способности [10]. Культурология - область научного знания, объектом, которого выступает культура во всем многообразии ее содержательно-структурных и конкретно-исторических проявлений. Имеет характер личностно-окрашенного знания. Большая часть культурологических идей имеют авторский характер, восходят к конкретным именам [10]. Культурная самоидентификация - один из важнейших этапов и процессов культурного устроения всякого сообщества. Все упирается в то, что люди - не просто механические носители тех или иных потребностей и интересов, но и психологические индивидуальности, что помимо прочих особенностей требует и их преимущественно группового существования [2]. Основные причины такого рода потребности изучаются социальной психологией, где разработаны интересные концепции, объясняющие эту «странную» необходимость человека [8].

Таким образом, человек нуждается, во-первых, в групповой форме жизнедеятельности как более надежной и, во-вторых, в самоидентификации с данной группой - ощущении себя неотъемлемой частью коллектива, номинальным совладельцем коллективной собственности, а главное - существом, социально востребованным и одобряемым этим коллективом (таким коллективом может служить наш проектируемый летний лагерь).

Проблема культурной идентичности личности заключается, прежде всего, в осознанном принятии ею тех культурных норм и образцов поведения и сознания, системы ценностей и языка, осознание своего «Я» с позиций этих культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, проявлении лояльности к ним, самоото^дествлении себя именно с

62 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

этими культурными образцами как маркирующими не только общество, но и саму данную личность [7]. Поэтому рассуждение якутской натурфилософии о трехсоставном элементе тонкой материи Кут приобретает исходную актуальную позицию. Как утверждает К.Д. Уткин, только через раскрытие души-кут человеком осознается наиболее полно природа и сущность познающего существа. Народ саха и по сей день, как носитель древней реликтовой культуры, держит в себе умозрительное понимание о трехсоставной структуре духовной сути человека Кут [6].

Основным теоретическим обоснованием данного проекта стала работа доктора педагогических наук И.С. Портнягина «Этнопедагогика «кут-сюр». Педагогические воззрения народа саха». Учение «кут-сюр» придает особое значение и смысл менталитету, своеобразию видения мира, согласно учению «кут-сюр» человек - «дитя природы». Поэтому он, будучи неотделим от природы, должен находиться в гармонии с ней: осознание этого единства побуждает его ум к познанию мира, воспитывает его нрав, создает облик человека, определяет его отношение к труду и жизни. Собственно, это учение - совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанного народом на протяжении всей истории с тыгыновских времен до наших дней. Источником учения явилось устное народное творчество. Устный «моральный кодекс» существовалв сказках, эпосе, пословицах [3].

Этнопедагогика «кут-сюр» рассматривается в данное время как социально-историческое явление в философском, педагогическом, психологическом и культурологическом аспектах. Разработанная Г. С. Поповой модель этнопедагогической системы традиционного народного воспитания детей способствует выявлению прогрессивных народных традиций, полезных для современной педагогической культуры. Ценность этнопедаго-гических культурных традиций заключается в том, что, будучи продуктом материальной и духовной деятельности народа, они содержат в себе сочетание общечеловеческого и национального. Идея миротворчества сочетается с духовно-нравственной чистотой человека. Сам человек и есть духовное богатство, которое имеет потенциальную силу развития [4].

В теоретическом обосновании проекта также придерживаемся Валь-дорфской системы, разработанной Рудольфом Штейнером, так как идеи якутской натурфилософии и этнопедагогической культуры очень схожи с классической немецкой философией. Главная идея Штейнера заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел -физического, духовного и душевного (Г. С. по якутскому пониманию триединого Кут), а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. В Вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, му-

зыка, изобразительные виды искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром [1].

Основной идеей нашего лагеря, как отмечено выше, является помощь в раскрытии таланта детей в процессе совместного культурного творчества. После курсов в лагере дети смогут стать «творцами» настоящей культуры, что крайне необходимо в эпоху увлечения молодых постмодернизмом. И это в какой-то мере будет препятствовать ассимиляции или даже аннигиляции этноса. (Аннигиляция грозит нации и этносу, безкультурно воспринявшим чужеродные элементы культуры или породившим антикультуру [5]).

Список литературы:

1. Дмитриев М.Г. Методические рекомендации по организации воспитательной работы и социализации несовершеннолетних и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. - СПб.: ООО «Новое поколение», 2009.

2. ДрачГ.В. Культурология: учебное пособие. - Ростов-н/Д: «Феникс», 2001.

3. Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кут-сюр». Педагогические воззрения народа Саха. - М.: Академия, 1999.

4. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха / Г.С. Попова. -Якутск: «Бичик», 1998.

5. Попова Г.С. О самоидентификации современных саха // Проблемы формирования культурного пространства Якутии на рубеже третьего тыся-челетия / Сост. Б.Н. Попов. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. - С. 160-167.

6. Уткин К. Д. Сборник трудов: в 15 кн. Кн. 1. Самовыбор: парадигма Севера. - Якутск: Бичик, 2004.

7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический Проект, 2002.

8. Этническая психология и современные реалии (материалы научно-практической конференции). - Якутск: изд-во ЯГУ, 2003.

10. Культурология: энциклопедический словарь / Под ред. В.А. Бачи-нина - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.