Научная статья на тему 'Культурно-воспитательный процесс и ученическое самоуправление в Луцкой украинской гимназии (1918-1939)'

Культурно-воспитательный процесс и ученическое самоуправление в Луцкой украинской гимназии (1918-1939) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT'S SELF-GOVERNMENT / STUDENT'S ORGANIZATIONS / ШКОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЛУЦКАЯ УКРАИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УЧЕНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SCHOOL POWER / LUTSK UKRAINIAN GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волонтырь Елена Александровна

В статье отражен процесс воспитания учащихся учебного заведения на Волыни в межвоенный период 1918-1939 гг. Анализируются формы и методы внеклассного воспитания учащихся, деятельность ученических организаций и самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-educational process and students‘ self-government of Lutsk Ukrainian gymnasium (1918-1939)

The paper describes the process of education of students of educational institutions in Volyn in the interwar period 1918-1939. Analyzes the forms and methods of extracurricular education and activities of student organizations and self-government.

Текст научной работы на тему «Культурно-воспитательный процесс и ученическое самоуправление в Луцкой украинской гимназии (1918-1939)»

Секция 3. История и археология

salary, to buy bread or other foods additionally to card products. Differences between prices of the card and the commercial trade system were great. For example, at the end of 1945 bread made from second grade flour rationing price sold at 1.7 rubles, and in commercial shops sold for 30 rubles. (differences between prices differed by almost in 27 times) [12, 194]. Therefore, in the retail trade turnover the share of commercial trade system was only 9.6 % in 1945 [4, 399].

The difficult situation in the trade and supply system had negative impact on the organization of the trade and qualities of goods. Also, the decline in the purchasing power of the population, the cessation of the production of certain goods or their deficit contributed to a drop in the volume of trade in cash equivalents. Even if we consider monetary inflation the retail trade turnover of the state and cooperatives included 528 million rubles, in 1942 this indicator was 374 million rubles, and in 1945 was 393 million rubles [4, 410]. As a result,

during the war in the retail trade sector and public catering sphere occurred decline of the system. Even in the postwar years, the system could not recover. In particular, if in 1941 in Tashkent in the retail trade sector were involved in 1939 subjects (shops), by 1947 their number was 565 [13, 43].

Analysis of the volume and the quality of the trade system of Uzbekistan in World War II indicates a presence of many problems in the country in the first years of the war. With the change in the balance of supply forces of the production, the population and the army there was a shortage of food and non-food items. In order to prevent the negative consequences of this deficiency and provide the population with essential goods was introduced rationing system. Despite the shortcomings in the implementation of the rationing system during the war, in generally this centralized trade supply system can evaluate a positive process of the war period.

Reference:

1. Новая история Узбекистана. Том 2. - Ташкент: Шарк, - 2000.

2. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, - 1948.

3. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Том 2. - Москва: Политиздат. - 1957.

4. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Москва: Наука, - 1970.

5. TsGA RUz, Р 837-fund, 32-register, 4089-act, 49-list.

6. Сирожов О. Промышленность Узбекистана в годы войны. - Ташкент: Узбекистан, - 1981.

7. История Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Том 6. - М.: Воениздат, - 1965.

8. TsGA RUz, Р-837-fund, 32-register, 3756-act, 301-list.

9. TsGA RUz, Р-837-fund, 32-register, 2563-act, 205-list.

10. TsGA RUz, Р-91-fund, 8-register, 310-act, 85-list.

11. TsGA RUz, Р-839-fund д, 32-register, 3265-act, 61 list.

12. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник. -Москва: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, - 1990.

13. Буриева Х. Из истории названий местности города Ташкента (1917-1980 гг). - Ташкент: Академия, - 2012.

Volontyr Olena Oleksandrivna, Taras Shevchenko National University of Kyiv, postgraduate student, the Faculty of History E-mail: olena_0207@ukr.net

Cultural-educational process and students' self-government of Lutsk Ukrainian gymnasium (1918-1939)

Abstract: The paper describes the process of education of students of educational institutions in Volyn in the interwar period 1918-1939. Analyzes the forms and methods of extracurricular education and activities of student organizations and self-government.

Keywords: school power, Lutsk Ukrainian gymnasium, student’s self-government, student’s organizations.

21

Section 3. History and archaeology

Волонтырь Елена Александровна, аспирантка кафедры истории славян Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

E-mail: olena_0207@ukr.net

Культурно-воспитательный процесс и ученическое самоуправление в Луцкой украинской гимназии (1918-1939)

Аннотация: В статье отражен процесс воспитания учащихся учебного заведения на Волыни в межвоенный период 1918-1939 гг. Анализируются формы и методы внеклассного воспитания учащихся, деятельность ученических организаций и самоуправления.

Ключевые слова: школьная власть, Луцкая украинская гимназия, ученическое самоуправление, ученические организации.

Постановка научной проблемы

Воспитание детей и подростков в учебных заведениях и удачно организованное направление деятельности образовательных учреждений всегда были актуальными вопросами. Первоочередной задачей в воспитании подрастающего поколения была подготовка высоконравственных, образованных граждан и преданных патриотов своего государства.

Сразу после подписания Рижского договора 1921 г. перед польским правительством встала проблема скорейшей интеграции и полонизации западноукраинских земель, в том числе и Волыни, в состав Польши. С разрешения польских государственных властных органов в Луцке действовала частная украинская гимназия. Она была образовательным учреждением с украинским языком преподавания, где учителя стремились привить ученикам любовь к родной земле, культуре, традициям, а также воспитать преданных патриотов-украинцев.

Актуальность темы обусловлена недостаточным исследованием культурно-воспитательного процесса в Луцкой украинской гимназии им. Леси Украинки, а также отсутствием полного и структурированного освещения в научной литературе, а также других печатных, интэрнет изданиях.

Цель — на основании малоизвестных архивных документов исследовать и проанализировать исторические процессы воспитания учащихся и культурнопознавательной работы гимназии, а также проследить значение школьных самоуправленческих организаций для развития и воспитания молодежи.

Хронологические рамки исследования охватывают межвоенный период 1921-1939 гг., время когда западноукраинские земли находились в составе Второй Речи Посполитой.

Ключевой базой исследования являются материалы и документы Государственного архива Волынской

области (ГАВО): фонды — «Луцкая частная украинская гимназия Общества имени Леси Украинки» (Ф. 73) и «Луцкое Общество имени Леси Украинки» (Ф. 190). Среди документов этих фондов преобладают протоколы заседаний управы Общества им. Леси Украинки и деятельности Луцкой украинской гимназии (ЛУГ), а также инструкции, распоряжения, переписка ЛУГ со школьным инспекторатом Волынского округа и другими польскими административными учреждениями.

С опубликованных источников можно выделить сборник воспоминаний бывших выпускников ЛУГ, который был издан в 1998 г. по случаю 80-й годовщины от создания гимназии.

История Луцкой украинской гимназии межвоенного периода не была непосредственным объектом специального исследования. В определенной степени отдельные упоминания о ЛУГ отражено в контексте научных трудов, опубликованных воспоминаниях очевидцев событий, печатных материалах учащихся учебного заведения.

Отдельные упоминания о ЛУГ встречаются только в контексте других проблем. Так, например, в работах волынских историков Н. Кучерепы [6], Ю. Крамара [5], А. Свинчука [9], М. Филиповича [11] отображается только общая информация о положении школьного образования межвоенного периода на Волыни, и почти ничего не говорится об учебно-воспитательном процессе и культурно-познавательной работы в ЛУГ.

Изложение основного материала и обоснование результатов исследования

Воспитание учащихся Луцкой украинской гимназии проходило в национальном, религиозном и патриотическом духе. Лозунг учебного заведения был следующим: «Люби Бога и свою мать-Украину!».

В процессе воспитания довольно значительную роль играли классные руководители, которые

22

Секция 3. История и археология

исполняли роль учителей и воспитателей. Они ответственно относились к выполнению своих обязанностей, прилагали немало усилий для улучшения успеваемости своих воспитанников. В случае плохого усвоения учащимися учебного материала во время уроков, по инициативе учителей, во внеурочное время происходили дополнительные разъяснительные лекции с тех или иных предметов.

Классные руководители следили за посещением учащимися библиотеки, проверяли количество прочитанных ими книг. Заметное улучшение библиотечного дела в гимназии состоялось в начале 30-х гг., когда стеллажи пополнились новыми учебниками, что вызвало в учащихся интерес к познанию неизвестного. Стоит заметить, что уже в 1930-1931 учебном году школьная власть позаботилась о выделении отдельной библиотеки для девочек, что способствовало увеличению читателей почти на 100 процентов.

Важную роль в учебно-воспитательном процессе играла внеурочная работа с учащимися. По инициативе заведующего по воспитательной работе М. Ливицкого и главного воспитателя С. Орловской, с учениками регулярно проводились лекции-беседы на воспитательную и патриотическую тематику для формирования у них принципов сознательных украинцев с высокими моральными, образовательными и культурными качествами. Количество бесед в 19301931 учебном году составляла 34 [1, д. 56, л. 23]. Тематика лекций была следующей: «Человек как общественный индивид», «Уважение к чужому имуществу», «Ценность чужого времени», «Уважение к чужому доверию», «Уважение доброго имени», «Точное выполнение обязанностей и обещаний», «Общечеловеческая этика и профессиональная, и возможные параллели между ними», «Значение матери в воспитании ребенка», «Матери великих людей» и т. д. [1, д. 56, л. 48]. Также для учеников часто проводились лекций с теоретической медицины и соблюдение правил практической гигиены.

В гимназии существовал организационно-воспитательный комитет, в компетенцию которого входила организация досуга учащихся. С целью развития национального сознания будущих поколений, для гимназистов организовывались экскурсии украинскими и польскими городами, в частности, к Почаеву, Тернополя, Варшавы, Кракова и т. д. [1, д. 43, л. 71].

Довольно интересно ученики организовывали свое внеурочное время. В гимназии действовало ученическое самоуправление. В каждом классе были внутренние правила распорядка, которые составлялись

членами классовых обществ. К составу классового общества относились все ученики класса во главе с управой администрации гимназии, которая выбирала свободное собрание. В состав управы входили председатель, заместитель председателя, секретарь, казначей, хозяин. Каждая классовая община имела свой устав, согласно которому она способствовала урегулированию отношений между учениками и следила за надлежащим внешним видом класса.

Высшим органом ученического самоуправления были решающие сборы, которые созывались, по меньшей мере, раз в месяц, а в случае необходимости чаще. В рамках своих полномочий члены собрания отвечали за важнейшие внутренние дела: выбор и созыв президиума, дружеского суда, организовывали вечеринки, решали вопросы относительно взносов. В состав президиума входили председатель, секретарь и казначей. Главным руководителем классового общества считался действующий директор ЛУГ [1, д. 58, л. 88].

Соответственно существующих должностей, были закреплены обязанности. Председатель классового общества руководил всем диапазоном общественной жизни класса и созывал собрание управы, а заместитель подменял его в случае отсутствия или болезни.

К задачам управы принадлежало выполнения правил решаемых сборов и соблюдения последовательной работы своей деятельности. Каждый член классового общества был обязан выполнять распоряжения управы. Также к ее обязанностям принадлежала организация культурно-массовых мероприятий и вечеринок. За принятием управы решались вопросы повестки дня на следующее собрания.

Секретарь занимался ведением книги протоколов, записывал информацию для корреспонденции и писал обращение к товарищескому суду. Казначей принимал членские взносы, выдавал деньги на техническое обеспечение класса. Он вместе с секретарем делал записи в книгу членских взносов. Хозяин ухаживал за имуществом и архивом классового общества, покупал хозяйственные материалы, предназначены для ухода за классной комнатой.

На свободном собрании путем голосования выбирали руководителей классового общества, а также членов дружеского суда. В случае необходимости свободное собрание большинством голосов имело возможность вносить изменения и дополнения в устав классового общества. На заседаниях свободного собрания обсуждались вопросы организационного характера: функционирование классового общества, взносы и т. д.

23

Section 3. History and archaeology

Нерешенные проблемы президиум или же руководитель подавали на рассмотрение судей. Дружеский суд решал разного рода недоразумения, нарушения, причинения ущерба, как в гимназии, так и за ее пределами. Дружеский суд действовал в составе трех судей и прокурора. Обвиняемый ученик обязан был представить как минимум одного свидетеля для решения своего дела.

По приговорам дружеского суда и в соответствии с совершением вреда назначалось материальное или моральное наказание подсудимому, для осознания допущенной им ошибки. Материальное наказание решалось методом оплаты определенного количества предназначенной денежной суммы, моральное — оказывалось в форме публичного выговора и осуждением собравшимися. Средства за материальное наказание поступали в кассу классового общества. В случае неисполнения приговора в течение двух недель дело с обжалованием подавали опекуну класса (классному руководителю), а также в дирекцию учебного заведения.

На каждое свободное собрание секретарь приносил книгу протоколов для записи принятых решений и устав классового общества учащихся класса. А казначей, соответственно, книгу членских взносов. Оригинал устава находился у секретаря, а копия в архиве классового общества. Таким образом, на заседаниях свободных собраний обсуждались и решались все внутренние вопросы классового общества.

В ЛУГ действовала ученическая организация клуб «Юноша». Этот центр был организован как общешкольная организация под руководством

С. Орловской [2, д. 2, л. 57]. Она охватывала 63 % учащихся учебного заведения. Цель деятельности клуба — организация развлечений (игр, викторин) в выходные дни, проведение литературных и танцевальных вечеров, торжественных академий с чтения произведений на украинском и польском языках. Собранные из мероприятий средства перечислялись на помощь малоимущим членам ученического клуба.

При клубе «Юноша» работало три секции: литературно-научная, спортивная и секция для девушек. Гимназисты по собственному желанию имели возможность посещать ту или иную секцию для реализации своих желаний и раскрытия способностей.

В 1930-1931 учебном году при Луцкой украинской гимназии было налажено издательское дело. Так, благодаря активистам литературной секции клуба «Юноша», было начато издание периодического журнала [2, д. 2, л. 59]. Согласно замыслу самих

учеников, им должен был стать ежемесячный журнал «Луч», который редактировала сама школьная молодежь. Журнал информировал обо всех примечательных событиях школьной жизни молодежи ЛУГ От редколлегии постоянно звучали обращения относительно расширения сотрудничества и привлечения новых авторов, ведь через ежемесячник каждый ученик имел возможность попробовать свои силы в литературе, проявить творческие способности в написании и оформлении статей для журнала. В частности, каждую вторую неделю клуб «Юноша» выпускал стенную газету «Луч».

В 1930-1931 учебном году ученики 5-го класса украинской гимназии начали издание газеты «Коршун» (до конца года в свет вышло 7 номеров) [2, д. 2, л. 69]. Стоит заметить, что ученики гимназии в своей деятельности достаточно тесно сотрудничало с межшкольной газетой Волыни «Краевой очаг».

Действовал в ЛУГ еще и гуманистический кружок для формирования в учащихся нравственных ценностей, человечности, уважения к окружающим и развития эстетического вкуса. Он был основан во втором полугодии 1931-1932 учебного года.

Гимназия имела церковь, которая называлась Крестовоздвиженская. Ее настоятелем был Павел Пащевський — первый священник в Польше, который отправлял Богослужение на украинском языке. С сентября 1930 г. он преподавал православную религию в Луцкой учительской семинарии. В целом стаж преподавательской деятельности отца Пащевського достигал 33 года.

Каждое воскресенье и каждого православного праздника гимназисты обязаны были ходить в церковь на Богослужение. В период Великого поста перед Пасхой ученики вместе с учителями три дня постились: исповедовались и причащались, а после службы все возвращались к учебному процессу.

В каждом классе на стене висела икона Спасителя или Божьей Матери. Ежедневно обучение начиналось с просительной молитвы и заканчивалось благодарной молитвой, которую громко провозглашал очередной, а остальные шепотом повторяли. Традицией в гимназии стало празднованию всех православных праздников.

Ангелом Хранителем ЛУГ считали Архистратига Михаила. На чествование памяти покровителя Михаила 8 ноября (по старому стилю) всегда происходили торжественные празднования.

При гимназии действовало Православное Содружество, названное в честь святого [1, д. 89, л. 35],

24

Секция 3. История и археология

целью его деятельности было объединение украинской школьной молодежи на основе религиозно-национального и государственного воспитания.

Членство в Содружестве могли получить граждане православного вероисповедания, которые придерживались норм христианской жизни. Чаще всего его членами становились украинские учителя, ученики ЛУГ и их родители.

Все члены Содружества условно распределялись на три группы: почетные, действительные и члены-сотрудники. Почетные избирались из лиц, которые выделялись среди других выдающейся деятельностью на пользу православной церкви и украинской нации. Действительными — считались учителя и ученики, которые были вписаны в реестр Содружества и ежемесячно осуществляли денежный взнос в кассу в сумме 20 денег; членами-сотрудниками были лица, ежемесячный денежный вклад которых составил 50 денег.

Обязательным условием вступления в Содружество была торжественная клятва, которая предусматривала соблюдение определенных правил:

— твердо и целенаправленно придерживаться православной веры, защищать ее при любых обстоятельствах;

— часто посещать богослужения и, по возможности, участвовать в церковных песнопениях, чтениях и совместных походах;

— любить родную землю, свой народ, древние обычаи; с уважением относиться к людям старших по возрасту; каждый раз креститься, проходя возле церкви, также молиться утром и вечером, перед приемом пищи и после, перед началом работы и после ее завершения; уважительно относиться к родному языку;

— помнить, что все люди — дети единого Небесного Отца и братья между собой, поэтому ни в коем случае не допускать пренебрежения к тому, кто принадлежит к другой национальности;

— любить и уважать друг друга, помогать бедным и больным;

— избегать неприличной брани, песен и литературы;

— принимать активное участие в ликвидации безбожия [1, д. 89, л. 46].

Для достижения поставленных целей руководители организовывали лекции на религиозно-нравственную, научно-популярную и литературную тематику, а также вечеринки и праздничные концерты.

Содружество имело свою эмблему с изображением Архистратига Михаила, которую каждый участник носил на груди с левой стороны. Считалось, что она

послужит для них постоянным напоминание об их призвание.

Также содружество имело свою хоругвь, с одной стороны которой размещалось изображение святого Архистратига Михаила, а на другой посередине — православный крест, по краям от него вверху солнце и месяц, а снизу по краям 5 звезд. Завершал изображения святого круглая надпись: «И Тебе Одному поклоняются все языки во веки и веки». Суть трактовки надписи заключалась в следующем: каждый участник содружества должен защищать православную христову веру и родную церковь в трудную минуту и днем, и ночью.

С символов, что удостоверял власть, Православное Содружество имело свою печать с изображением Архистратига Михаила и надписью: «Православное Содружество Святого Архистратига Михаила при Луцкой Украинской Гимназии» [1, д. 89, л. 51].

В содружестве действовала рада, которая руководила всеми организационными делами, и общее собрание. Совет состоял из 12 человек, среди которых председатель, заместитель, писарь, казначей и 8 советников.

Председателем содружества мог быть только законоучитель, зато заместителя председателя, писаря, казначея и советников избирало общее собрание. Оно созывалось каждого года на праздник Архистратига Михаила, после торжественной церковной службы, в зале гимназии. Перед этим отправлялся молебен Архистратигу Михаилу. Во время прохождения сборов на столе был крест, Святое Евангелие и горели три свечи.

На общем собрании совет объявлял итоги деятельности Содружества за год. Спустя некоторое время проводились выборы членов совета, и составлялся план дальнейшей работы. Общее собрание считалось легитимным, если присутствовало не менее трети всех действительных членов Содружества. В раде и на общем собрании принятие решений происходило простым большинством голосов.

Содружество имело сберегательную кассу, где хранились деньги, полученные от членских взносов, доходов от чтения лекций, концертов и добровольных пожертвований. Кассовой книгой заведовал казначей, который под руководством совета расписывал денежные расходы и занимался пересчетом средств.

В случае принудительной ликвидации Содружества все его имущество автоматически переходило в распоряжение ЛУГ, в составе которой оно функционировало.

25

Section 3. History and archaeology

Вывод

За два десятка лет деятельности ЛУГ, хотя и небольшая часть украинского населения имела возможность учиться на родном языке. Несмотря на то, что учебное заведение действовало на территории, которая была подвластна Второй Речи Посполитой, обучение там происходило в рамках программ Министерства вероисповеданий и народного образования. В целом воспитательный процесс в гимназии был ориентирован на формирование украинского патриотизма среди молодежи, его реализация осуществлялась через всестороннюю систему воспитательных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направление работы ЛУГ было сосредоточено на формирование гармонично развитых и творческих личностей, украинцев-патриотов, которые уважают свою Родину. Это заведение было как бы подготовительным этапом к самостоятельной жизни, где молодежь получала первые знания социально-бытового, религиозного и культурно-воспитательного направления.

Значительное внимание отводилась религиозному воспитанию молодежи, что играло важную роль в формировании добрых и благородных личностей, которых стремилась воспитать украинская гимназия. Кроме того, подражание религиозных норм имело положительное влияние на формирование нравственных ценностей для каждого человека индивидуально.

Положительное влияние на формирование всесторонне развитой и эрудированной личности играло посещение учащимися различных кружков, которые действовали в ЛУГ: литературного, музыкального, спортивного и театрального.

Благодаря деятельности ученического самоуправления у каждого гимназиста вырабатывались морально-этические нормы, среди которых порядочность, ответственность, отзывчивость, а также умение организовать себя и своих коллег или единомышленников для общего дела.

Список литературы:

1. Государственный архив Волынской области (ГАВО) Ф. 73. Оп. 1.

2. ГАВО. Ф. 190. Оп. 1.

3. Гетьманчук Н. П. Политика Польши в отношении украинского образования в процессе реализации условий Рижского договора (1921-1939 гг.)//Военно-научный вестник Военного института при Национальном университете «Львовская политехника». - Львов, 2002. - Вып. 4. - с. 49-58.

4. Гетьманчук Н. П. Украинское образование в межвоенной Польше (1921-1939 гг.)//Сб. трудов науч.-прак-тической конференции «Роль украинской гимназии в подготовке украинской элиты», посвященной 10-летию восстановления Львовской академической гимназии. - Львов: Львовская политехника, 2003. - с. 3-9.

5. Крамар Ю. Украинская начальная школа на Волыни в 1921-1926 гг. //Научный вестник Волынского государственного университета им. Леси Украинки: история. - Луцк, 1997. - Вып. 3. - с. 43-46.

6. Кучерепа Н., Давидюк Р. Волынское украинское объединение (ВУО) 1931-1939 гг.: монография. - Луцк, 2001. - 420 с.

7. Панасюк В. Источники по истории школ Волыни в межвоенный период.//Научный вестник Волынского государственного университета им. Леси Украинки: исторические науки. - Луцк, 1998. - Вып. 1. - с. 131-135.

8. Пономаренко С. Е. Деятельность Волынской школьной куратории в документах (1919-1939 гг.)//Науч-ный вестник ВГУ им. Леси Украинки: исторические, филологические, философские науки. - Луцк, 2003. -Вып. 10. - с. 49-53.

9. Свинчук А. В. Основные направления культурно-образовательной политики польского правительства относительно Волыни в 20-30-х гг. ХХ ст.//Научный вестник Волынского государственного университета им. Леси Украинки. - Луцк, 2001. - Вып. 5. - с. 148-152.

10. Украинская гимназия в Луцке. Воспоминания: ЛУГ 1918-1939 гг. - Луцк, 1998. - 250 с.

11. Филипович М. Украинские школы и Луцкое «Просветительство» в 20-30-х гг. ХХ ст.//Сб. научно.-мето-дич. материалов и науч. статей Волынского государственного университета им. Леси Украинки. - Луцк, 1999. - Вып. 4. - с. 113-118.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.