Научная статья на тему 'Культурно-цивилизационное влияние этики ненасилия Л. Н. Толстого'

Культурно-цивилизационное влияние этики ненасилия Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ / НООГЕНЕЗ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимощук А.С.

В учении глобального эволюционизма литература принимает участие в ноогенезисе наряду с философией, наукой, моралью, религией. Эволюционно-синергетическая модель мышления находит в отдельных частных подпроцессах творческий потенциал для преодоления региональных и глобальных проблем. Автор исходит из того, что просветительский потенциал учения Л.Н. Толстого не исчерпан. Цель статьи представить этику ненасилия как институт социального урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND CIVILIZATIONAL IMPACT OF L.N. TOLSTOY’S ETHICS OF NONVIOLENCE

In global evolutionism, literature takes part in the noogenesis, along with philosophy, science, morality and religion. The evolutionary and synergetic model of cognition gets creative potential from separate private sub-processes for overcoming regional and global problems. The author proceeds from the fact that the nonviolent ethics potential of Leo Tolstoy is not exhausted. The purpose of the article is to present the ethics of nonviolence as an institution of social settlement.

Текст научной работы на тему «Культурно-цивилизационное влияние этики ненасилия Л. Н. Толстого»

УДК 17.02

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ НЕНАСИЛИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

А.С. Тимощук

Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир e-mail: human@vui.vladinfo.ru

В учении глобального эволюционизма литература принимает участие в ноогенезисе наряду с философией, наукой, моралью, религией. Эволюционно-синергетическая модель мышления находит в отдельных частных подпроцессах творческий потенциал для преодоления региональных и глобальных проблем. Автор исходит из того, что просветительский потенциал учения Л.Н. Толстого не исчерпан. Цель статьи представить этику ненасилия как институт социального урегулирования.

Ключевые слова: этика ненасилия, ноогенез, глобальный эволюционизм.

Мифологическая нравственность родового общества была основана на вере в магическую связь с предками, вере в природную силу, кровной мести, принцип талиона, дихотомии «свой - чужой». Переход от присваивающего хозяйства к аграрной экономике позволил обеспечивать едой большее количество людей, способствовал развитию городов, технологий, более сложному типу общества, где саморегулирующийся миф стал заменяться институционализированной религией. Наиболее значимые результаты эволюции нравственного мировоззрения были получены на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) в соединении в эллинистической философией дали миру стройное рациональное мировоззрение, основанное на монотеизме, креационизме, линейной истории и одушевлении только человека. При этом христианская этика являет пример героического трансцендентализма, который до сих пор сложен для принятия на обыденном уровне: «возлюби врага своего», «отвечай за зло добром», «если ударили по одной щеке, подставь другую». Нагорная проповедь Христа являет собой стратегию ненасильственного преобразования мира, которой воспользовались лишь единицы, такие как Лев Толстой, Махатма Ганди и Лютер Кинг.

Индо-буддийский мир выработал сложную философию, основанную на плюрализме, множественности уровней сознания, циклической истории, реинкарнации и одушевлённости всех живых систем. Высокие этические стандарты религий Юго-восточной Азии сегодня востребованы в связи с разработкой природоохранной тематики: биоэтика, экологическая конституция, права животных, коэволюция технологий и природы.

В древних традиционных культурах Востока существовала убеждённость в том, что насилие следует вытеснять, прежде всего, из себя самого, из своего мироотношения. В современной парадигме юридических отношений равноправными субъектами признаются люди независимо от пола, вероисповедания, национальной принадлежности и человечеству потребовалось несколько тысячелетий, чтобы прийти к конституционному равенству. Ждут своей очереди признания субъектности жизни нерождённые дети и другие живые системы, помимо homo sapiens.

Традиционные культуры Востока убеждают нас как своим богатым философским наследием, так и практическим укладом жизни в одной простой истине: во Вселенной всё связано со всем, поэтому тот, кто желает спасти человеческое общество от разрушения должен прекратить совершать насилие по отношению к природе вообще. Положительно, что сейчас меняется воззрение на природу как на бесчувственный источник ресурсов. Растёт озабоченность состоянием окружающей среды: воздушного, водного, космического пространств, разрабатывается вопрос о вторичной переработке мусора. В философии ставится под сомнение редукционизм, сводящий феномен сознания к биохимическим процессам, обосновывающий насилие по отношению к бесправным живым существам. В своё время Декарт проводил эксперименты над живыми эмбрионами коров, которых по его заказу ему доставал мясник. При этом он относил неродившихся телят к сфере протяжённой материи - res extensa (раз они не сомневаются, значит, не могут быть субъектами - res cogitans). Декарт, проводивший вивисекцию, убеждал себя и других, что крики животных -лишь симуляция.

Альтернативная редукционизму концепция - витализм, который обосновывает, что за внешним телом живой системы скрывается жизненная сила. Разрушение жизни приводит к экологическим и социальным реакциям. Насилие рождает насилие.

Отказ от животной пищи стал одной из духовных практик Л.Н. Толстого. Развивая добродетель в себе, он приходит к идее недопустимости лишения жизни животных ради похоти, его угнетают чудовищные сцены забоя скота. Он пропагандирует вегетарианское питание в семье, в столичном обществе и находит небольшое признание в виде выпуска книг рецептов и популяризации вегетарианских столовых. Нравственная платформа вегетарианства видится ему в несправедливости убийства животных ради удовольствия вкуса. Многие идеи священных писаний он переосмысливает в свете вегетарианства. Состоя в переписке с индийскими духовными лидерами, он принимает метафизическое учение Кришны в Бхагавад-гите.

Вопросы этики питания не потеряли своей актуальности, напротив, растущее потребление мяса в мире не может не отразиться на экологическом состоянии Земли в виде деградации лесов и почв, увеличении парникового эффекта. Гигантские тропические леса вырубаются под пастбища для скота, производящего выбросы метана и углекислого газа. Самоограничение человечества в употреблении животной пищи может стать одним из средств устойчивого долгосрочного развития современной цивилизации.

Список литературы

1. Булавкин К.В. Вегетарианство в системе этических взглядов Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой -мыслитель, художник, педагог и современность: материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня смерти Л.Н. Толстого. г. Орехово-Зуево, 2011. С. 59.

2. Прокопчук Ю.В. Лев Толстой и индийская религиозно-философская мысль: точки соприкосновения // В сборнике: Лев Толстой и время Сер. "Русская классика: Исследования и материалы" / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет". г.Томск, 2010. С. 221-231.

3. Осипова Н.В. О «Вегетарианском» стиле позднего Льва Толстого // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. г.Томск, 2007. № 16. С. 105-111.

CULTURAL AND CIVILIZATIONAL IMPACT OF L.N. TOLSTOY'S ETHICS OF NONVIOLENCE

A.S. Tymoshchuk

Vladimir legal institute FPS of Russia, Vladimir e-mail: human@vui.vladinfo.ru

In global evolutionism, literature takes part in the noogenesis, along with philosophy, science, morality and religion. The evolutionary and synergetic model of cognition gets creative potential from separate private sub-processes for overcoming regional and global problems. The author proceeds from the fact that the nonviolent ethics potential of Leo Tolstoy is not exhausted. The purpose of the article is to present the ethics of nonviolence as an institution of social settlement.

Keywords: ethics of nonviolence, noogenezis, global evolutionism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.