Научная статья на тему 'Культурно -традиционный и этнический ресурсы формирования социально-помогающих практик'

Культурно -традиционный и этнический ресурсы формирования социально-помогающих практик Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИЕ ПРАКТИКИ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фогель Татьяна Викторовна

В работе выявляются основы формирования социально-помогающих практик, анализируется степень концентрации социально-помогающей активности в системе ценностей разных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно -традиционный и этнический ресурсы формирования социально-помогающих практик»

24 "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (43), 2011

O. s. KLIsHINA. СENSUS OF «LITERARY pOpuLATION»

as a method of social and demographic description of an ethnos

The article deals with the attempt to analyze and summarize social and demographic description of an ethnos in a new way, basing on the types depicted in works of some national writer. On the example of N. S. Leskov's works the author of the article shows methods of statistic research of the stated problem.

Key words: census of «literary population», ethnic consciousness and self-consciousness, sociological methods of research of an artistic text.

т. В. ФОГЕЛЬ

КУЛЬТУРНО-ТРАДИЦИОННЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК

В работе выявляются основы формирования социально-помогающих практик, анализируется степень концентрации социально-помогающей активности в системе ценностей разных народов.

Ключевые слова: социально-помогающие практики, традиции и обычаи, пословицы и поговорки.

В современных социокультурных исследованиях [1] признано ошибочным уничтожение институтов традиционного уклада жизни, вызывающее негативные последствия - дезорганизацию и хаос. Культура - один из факторов детерминации социального поведения: «Характер интеграции стабильной системы социального взаимодействия концентрируется вокруг мотивации акторов нормативными культурными стандартами» [2]. Тенденции, усиливающие индивидуализированность человека, позволяют прогнозировать увеличение роли традиций в организации и развитии социально-помогающих практик - совокупности социально-помогающего потенциала и типов действий, направленных на пользу других (от минимального участия через различные виды благотворительности до личной помощи ближнему).

Актуальность исследования этого аспекта обусловлена необходимостью поиска новых основ сосуществования. Согласно Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации [3], активизация этих ресурсов развития общества необходима, поскольку способствует формированию и распространению инновационных практик социальной деятельности, решению различных проблем.

В процессе развития духовной культуры многих народов одобряемая социально-помогающая деятельность закреплялась в традициях и обычаях. Особенно жизнестойкими были те элементы, которые связаны с адаптацией человека к окружающему миру: ряд обычаев, выдержав длительные испытания, живет и теперь. Это взаимопомощь и взаимовыручка - помочь (добрососедская трудовая подмога в срочных и тяжелых работах и обязательная особенно по отношению к сиротам, погорельцам).

В противовес моделям конфронтации, агрессии и изоляции, социально-помогающие традиции кристаллизуют ценности и способы самовыражения каждого народа (этнической группы). Как ресурс и гуманитарная практика общества эти традиции обладают специфическими особенностями (позитивная «заряженность», богатый социальный потенциал, объединение разных групп, утверждение гуманизма и социального оптимизма) и проявляются в многочисленных вариантах (соответственно эталонам и моделям социально-помогающего поведения).

В структуре социально-помогающей традиции можно выделить три уровня (табл. 1).

Социально-помогающая традиция, являясь

Табл. 1. Структура социально-помогающей традиции

Уровень Критерии Механизм утверждения

Ценностный Идеи социальной помощи, необходимые духовные качества, передающиеся последующим поколениям. Система ценностей, транслируемая социально-культурными механизмами (пословицы, поговорки, притчи, сказания и т. д.).

Нормативный Социальные правила и нормы помогающего поведения, не регулируемые юридически, но имеющие силу. Социальное одобрение, социальная установка, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, запрет действия.

Деятельностный Конкретные поступки социально-помогающей направленности, закрепленные в сознании. Подражание.

№ 5 (43), 2011

жизнь Юга России" ^

основой социально-помогающих практик, определяет и регулирует важные аспекты жизни общества: уклад, систему взаимоотношений, обеспечивающих организованность и стабильность, распределение благ.

Совокупность различных человеческих качеств, сложившаяся система ценностей того или иного народа наиболее полно выражена в поговорках и пословицах, воплощающих традиции воспитания, образ жизни, стереотипы поведения. «Программируя» на социально одобряемые поступки и утверждая положительный опыт совместного существования, они наиболее полно отражают представления о труде, семейной жизни, быте, взаимопомощи и их оценку. В этом смысле целесообразен формальный (статистический) подход к анализу пословиц, учитывающий тематическое содержание этих текстов, обобщающих результаты социально-помогающих практик.

Оценка опыта может быть положительной («Дружно - не гузно, а один и у каши загинет», «Одной рукой собирай, другой раздавай», «Сердце не камень, человек жалью живет») или отрицательной («На людей угодить - себя уморить», «Всем давать - много будет», «Ласка не коляска: не сядешь да не поедешь»), определяемой не его ценностью, а степенью вовлеченности в среду социальных отношений [4]. В проделанном нами анализе выявлялись паремии позитивно окрашенные (СПП+) и отражающие негативное отношение к благотворительности (СПП-). Пословицы группировались по принципу сходных ценностей по следующим параметрам: социально-бытовая

помощь (в хозяйстве, по дому); социально-психологическая помощь (содействие в трудной жизненной ситуации, понимание, сочувствие); экономическая помощь (материальная поддержка). В основе исследования лежала идея о том, что частота упоминания в текстах пословиц исследуемой темы показывает ее значимость для этноса.

Анализ 41 500 пословиц показал, что оценка социально-помогающих практик зависит от региона. Для сопоставления были взяты Республика Марий Эл (преобладает финно-угорская культура) и Краснодарский край, для которого характерно смешение культур с преобладанием русской, а также выделением традиций кубанского казачества (табл. 2).

В пословицах и поговорках русского народа вероятность упоминания о социально-помогающих практиках составляет 1,73% общего количества высказываний. Явно преобладают СПП+ (в 2,6 раза). Одобряется социально-бытовая помощь (0,56%), низко оценивается экономическая (0,34%).

В пословицах и поговорках финно-угорского народа тема социально-помогающих практик затронута мало (0,86%). Более того, отрицательные оценки превышают положительные, хотя и ненамного (на 0,04%). Наблюдается весьма сдержанное отношение к социально-психологической помощи (0,09%), что свидетельствует о таких чертах, как замкнутость, закрытость [5]. Благожелательно воспринимается социально-бытовая помощь (0,22%), осуждается экономическая («Неблагодарность - плата от окружающих», «Теле-

Табл. 2. Соотношение пословиц по теме социально-помогающих практик

Тематика СПП+ СПП- Всего

Русские пословицы и поговорки Социально-бытовая помощь 0,56% 0,15% 0,71%

Социально-психологическая помощь 0,35% 0,15% 0,5%

Экономическая помощь 0,34% 0,18% 0,52%

Всего 1,25% 0,48% 1,73%

Финно-угорские пословицы и поговорки Социально-бытовая помощь 0,22% 0,12% 0,34%

Социально-психологическая помощь 0,09% 0,15% 0,24%

Экономическая помощь 0,1% 0,18% 0,28%

Всего 0,41% 0,45% 0,86%

Кубанские пословицы и поговорки Социально-бытовая помощь 1,83% 0,59% 2,4%

Социально-психологическая помощь 1,42% 0,18% 1,6%

Экономическая помощь 0,62% 0,40% 1,02%

Всего 3,87% 1,17% 5,04%

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (43), 2011

нка без коровы выкормишь - рот будет в масле, воспитаешь сироту - особой отдачи не жди»; «Не ожидай благодарности за доброе дело»; «От полученного даром сердце черствеет»; «У каждого пальцы к себе гнутся»; «Рука берущего длинней, чем дающего»).

Тематика социально-помогающих практик наиболее часта в кубанских пословицах и поговорках (5,04%), что может говорить о значимости данного аспекта в системе этнических ценностей (СМ II1+ встречаются чаще в 3,3 раза). При этом одобряется социально-бытовая помощь (1,83%) в отличие от экономической (0,62%). По концентрации темы социально-помогающих практик и преобладанию их положительной оценки в системе этнических ценностей население Кубани отличается от финно-угорских народов. Доминирует тенденция высоко оценивать помощь социально-бытовую и низко - экономическую. Это позволяет выдвинуть предположение о более высокой частоте социально-помогающих практик в южном регионе (Краснодарском крае), в сравнении с финно-угорской культурой.

Социально-помогающие традиции - значимый общественный продукт: чем реже он встречается в жизни людей и чем хуже его качество, тем менее благополучно и устойчиво общество. Поскольку традиционная культура имеет безавторское происхождение и передается путем устной и невербальной коммуникации, необходимы механизмы, преумножающие и сохраняющие информаци-

онное содержание стереотипов и моделей социально-помогающего поведения. Требуется их осмысление и возвращение, модернизация в целях повышения качества жизни и утверждения позитивных жизненных стратегий современного человека.

Литература

1. Айзенштадт С. От поколения к поколению. М., 1956; Абдулкаримов Г. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России: этно-социология модернизации современной России. М., 2008; Традиции и инновации в современной России: социологический анализ взаимодействия и динамики. М., 2008.

2. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 109

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р об утверждении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. URL: http://www.inpravo.ru/ baza1/aut22/page9.htm

4. Ткаченко П. И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008; Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар, 2007; Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1993; Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004.

5. Глухова Н. Н. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. Йошкар-Ола, 2009.

T. V. FOGEL. cuLTuRAL, TRADITIONAL AND ETHNIc resources

of socially-helping practice formation

The article reveals the basis of socio-helping practice formation, analyzes the degree of concentration of socially-helping activity in the system of values of different peoples.

Key words: socially-helping practice, traditions and customs, proverbs and sayings.

М. М. ШАХБАНОВА

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АНДО-ЦЕЗСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Рассматривая особенности формирования региональной идентичности малочисленных дагестанских народов на основе результатов социологического исследования, автор статьи показывает актуализиро-ванность региональной (общедагестанской) идентичности у андо-цезской этнической группы.

Ключевые слова: андо-цезская группа, региональная идентичность, гражданская идентичность.

В настоящее время исследования по проблеме идентичности носят междисциплинарный характер и привлекают внимание широкой общественности. Изучаются механизмы социальной самоидентификации, которые основаны на выделении своей «группы», своей «культуры» как существенно значимого (отличительного) референта в социальном пространстве: «Выделяют понятие "социального Я" в структуре личности. Его отграничивают от "физического Я" и "духовного Я":

"социальное Я", т. е. представление индивида о себе как о социальном существе, формируется в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое индивид получает от других» [1].

Возросший интерес к феномену идентичности обусловлен потребностью индивидов в самоидентификации. В условиях неопределенности человеку приходится искать опору своей идентичности, обращаясь к наиболее стабильным цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.