Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефановская Н. А.

Внедрение проектного подхода в качестве инструмента развития культурно-просветительской деятельности вузовских библиотек актуально для реализации «третьей миссии» университета - как культурного центра региона. Проблема заключается в том, что библиотеки высших учебных заведений приоритетное внимание уделяют содействию научно-исследовательской деятельности и образовательному процессу в вузе, а потенциал проектной культурно-просветительской деятельности используется не в полной мере. Цель статьи - обобщение опыта реализации культурно-просветительских проектов в университетской библиотеке.Опыт Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина показывает, что проектный подход позволяет поэтапно сконцентрировать усилия на реализации социально-значимых культурных инициатив и, следуя идеологии «предпринимательского университета», получать дополнительную финансовую поддержку проектов за счет участия в грантовых конкурсах. Условиями успешной реализации культурно-просветительских проектов выступает привлечение профильных кафедр как внутренних партнеров и формирование креативных компетенций у персонала библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL MISSION OF THE UNIVERSITY LIBRARY: PROJECT APPROACH

The introduction of the project approach as a tool for the development of cultural and educational activities of university libraries is an urgent topic against the background of trends of increasing public and scientific attention to the “third mission” of the university as a cultural center of the region. The problem lies in the fact that libraries of higher educational institutions as scientific libraries pay priority attention to the promotion of research activities and the educational process at the university, and the potential of project cultural and educational activities in comparison with public libraries is not fully used. The purpose of the article is to summarize the experience of implementing cultural and educational projects in the university library.The experience of the Fundamental Library of Tambov State University named after G.R. Derzhavin shows that the use of the project approach allows you to gradually concentrate efforts on the implementation of socially significant cultural initiatives, and, following the ideology of the “entrepreneurial university”, to receive additional financial support for projects through participation in grant competitions. As conditions for the successful implementation of cultural and educational projects, the involvement of specialized departments as internal partners and the formation of creative competencies among library staff are highlighted.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД»

МИР БИБЛИОТЕК

Статья

УДК 027.7:316.77

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-90-95

Культурно-просветительская миссия библиотеки университета: проектный подход

Н. А. Стефановская

Стефановская

Наталия

Александровна,

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, ул. Советская, 6, Тамбов, 392012, Россия,

доктор социологических наук, доцент, директор фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов

ORCID: 0000-0001-8509-3784 е-таН: [email protected]

Аннотация. Внедрение проектного подхода в качестве инструмента развития культурно-просветительской деятельности вузовских библиотек актуально для реализации «третьей миссии» университета - как культурного центра региона. Проблема заключается в том, что библиотеки высших учебных заведений приоритетное внимание уделяют содействию научно-исследовательской деятельности и образовательному процессу в вузе, а потенциал проектной культурно-просветительской деятельности используется не в полной мере. Цель статьи - обобщение опыта реализации культурно-просветительских проектов в университетской библиотеке. Опыт Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина показывает, что проектный подход позволяет поэтапно сконцентрировать усилия на реализации социально-значимых культурных инициатив и, следуя идеологии «предпринимательского университета», получать дополнительную финансовую поддержку проектов за счет участия в грантовых конкурсах. Условиями успешной реализации культурно-просветительских проектов выступает привлечение профильных кафедр как внутренних партнеров и формирование креативных компетенций у персонала библиотеки.

Ключевые слова: библиотека, миссия университета, проектная деятельность, культурно-просветительские проекты, грантовая поддержка, креативные компетенции персонала

Для цитирования: Стефановская Н. А. Культурно-просветительская миссия библиотеки университета: проектный подход // Библиосфера. 2022. № 4. С. 90-95. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-90-95.

ос О

ос с

ОС

т

Статья поступила в редакцию 04.05.2022 Получена после доработки 15.09.2022

Принята для публикации 19.09.2022 © Н. А. Стефановская, 2022

Cultural and Educational Mission of the University Library: Project Approach

Natalia A. Stefanovskaya

Stefanovskaya Natalia Alexandrovna,

Tambov State University named after G. R. Derzhavin,

Sovetskaya str., 6, Tambov, 392012, Russia,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Director of the Fundamental Library, Professor of the Department of Library and Information Resources

ORCID: 0000-0001-8509-3784 e-mail: [email protected]

Received 04.05.2022 Revised 15.09.2022 Accepted 19.09.2022

Abstract. The introduction of the project approach as a tool for the development of cultural and educational activities of university libraries is an urgent topic against the background of trends of increasing public and scientific attention to the "third mission" of the university as a cultural center of the region. The problem lies in the fact that libraries of higher educational institutions as scientific libraries pay priority attention to the promotion of research activities and the educational process at the university, and the potential of project cultural and educational activities in comparison with public libraries is not fully used. The purpose of the article is to summarize the experience of implementing cultural and educational projects in the university library. The experience of the Fundamental Library of Tambov State University named after G.R. Derzhavin shows that the use of the project approach allows you to gradually concentrate efforts on the implementation of socially significant cultural initiatives, and, following the ideology of the "entrepreneurial university", to receive additional financial support for projects through participation in grant competitions. As conditions for the successful implementation of cultural and educational projects, the involvement of specialized departments as internal partners and the formation of creative competencies among library staff are highlighted.

Keywords: library, university mission, project activities, cultural and educational projects, grant support, creative competencies of staff Citation: Stefanovskaya N. A. Cultural and Educational Mission of the University Library: Project Approach. Bibliosphere. 2022. № 4. P. 90-95. https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-90-95.

Введение

Стратегические задачи развития современных университетов выходят за рамки исключительно образовательной и научно-исследовательской деятельности. Все больше внимания уделяется общественной миссии университета как драйвера развития региона во всех аспектах, в том числе и социально-культурном. В. Э. Сорокин, обобщая подходы к формулировке социальной миссии университета, отмечает, что «высшее учебное заведение призвано служить сохранению исторической преемственности, передаче культурного наследия, ... адаптации личности к общественным трансформациям» (Сорокин, 2020, с. 54). То есть культурно-просветительская деятельность библиотеки университета развивается в русле «третьей миссии» университета как центра формирования новой социальной и культурной среды (Касянчук и др., 2021; Лизунов, 2021).

Университетская библиотека живет обычно в ритме повторяющегося цикла учебного года, встречая в сентябре первокурсников, проводя мероприятия в течение семестров, провожая летом выпускников. Традиционное планирование репертуара культурно-просветительских мероприятий также опирается на эту цикличность.

Но стратегия прорывного развития университетов, поиск внутренних точек роста, включение университетов в федеральные программы оказывают влияние на пересмотр подходов к культурно-просветительской деятельности библиотеки университета, здесь на первый план выходит проектное планирование, которое носит векторный характер реализации отдельных проектов (Жуковская, 2019; Степанова, 2018).

Опыт реализации культурно-просветительских проектов в библиотеке университета

Преимуществом проектного подхода является то, что в условиях имеющихся ограничений (кадровых, материально-технических, финансовых) он позволяет поэтапно сконцентрировать усилия на реализации социально значимых культурных инициатив библиотеки. Так, библиотека Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) успешно использует проектный подход в патриотическом воспитании студентов, распространении историко-краеведческих знаний. Комплексный охват различных направлений историко-патриотического просвещения реализован в этой библиотеке в проектах создания мультимедийной энциклопедии «ТОГУ в лицах»;

ш I-О s с ш s

LU CL

электронной коллекции «Сибирь и Дальний Восток в огне революций»; видеофильма с участием студентов «Поэтический венок Победы»; сетевого интернет-проекта «Память народная», инициированного Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина к 70-летию окончания Второй мировой войны и др. (Степанова, 2018).

Центральная научная библиотека Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии (РГАУ - МСХА) им. К. А. Тимирязева вектор своей проектной деятельности направила на знакомство студентов со 155-летней историей вуза, разработав проект «Главный аграрный. Страницы истории». Проект развивался весь юбилейный год, в результате студентам через соц-сети было представлено 45 выпусков сборников оцифрованных документов, фотографий, рассказывающих об отдельных этапах истории аграрного университета (Антонова, Сладкова, 2020).

В библиотеке Ухтинского государственного технического университета реализован волонтерский проект «Дорога в Россию», целевой аудиторией которого стали иностранные студенты. Библиотека с помощью студентов-волонтеров организовала клуб любителей русского языка, чтобы познакомить иностранцев с жизнью в России и способствовать преодолению ими языкового барьера (Шигапова, Попенко, 2020).

Проекты творческих вузов, например, Тюменского государственного института культуры (ТГИК), Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ) носят преимущественно культурно-досуговый характер и направлены на художественно-эстетическое развитие обучающихся. В частности, это концептуальные информационно-просветительские проекты по организации нетрадиционных библиотечных выставок: «Художественная выставка в библиотеке» (ТГИК), «Не-книжная выставка» (ЕАСИ) (Беляков, 2020; Пронин, Кожинова, 2019).

Также, следуя идеологии «предпринимательского университета» (Роденкова и др., 2019; Сафронов, 2013), библиотека вуза, участвуя в конкурсах, может получать дополнительную внебюджетную финансовую поддержку своих социокультурных проектов. Например, проект сотрудничества Интеллектуального центра -Научной библиотеки имени Е. И. Овсянкина 3 Северного (Арктического) федерального уни-q верситета с норвежскими библиотеками в сфере 5 культурно-просветительской деятельности

ос «Bibliobridge» в 2017-2020 гг.1 финансировался <

GC -

99 1 Bibliobridge - библиомост Международного со-

1 трудничества // САФУ. Портал Интеллектуального цен-

тра - научной библиотеки им. Н. Е. Овсянкина. URL: https:// library.narfu.ru/index.php?option=com_content&view=arti-92 cle&id=788&Itemid=674&lang=ri (дата обращения: 12.09.2022).

за счет гранта Норвежского Баренцева секретариата.

Ежегодно в рамках грантового конкурса «Новая роль библиотек в образовании» поддерживает проекты вузовских библиотек благотворительный фонд М. Прохорова. Так, в 2020 г. библиотекам вузов принадлежали четыре из 60 поддержанных проектов, в 2021 г. - три из 58 проектов-победителей2' 3. Библиотека Омского государственного технического университета при поддержке гранта Фонда Михаила Прохорова успешно реализовала в 2018 г. проект «Библиотека, я тебя слышу», ориентированный на развитие инклюзивной образовательной среды не только университета, но и области. В рамках проекта для обучающихся были организованы тематические вебинары с сурдопереводом (Литвина, Михайленко, 2020). Фундаментальная библиотека Тамбовского государственного университета (ФБ ТГУ) также имеет опыт неоднократного успешного участия в грантовых конкурсах этого фонда.

Проектной деятельностью ФБ ТГУ занимается уже 10 лет. Первый успешный грантовый проект был реализован в 2012 г. Объем привлеченных внебюджетных средств из внешних источников в рамках проектной деятельности библиотеки с 2012 г. таков:

Год Объем финансирования (руб.)

2012 170 000

2013 127 000

2014 200 000

2015 65 000

2020 68 000

2021 110 000

Стратегия развития проектной деятельности в ФБ ТГУ опирается на социальный заказ общества и университета. Проекты направлены на разные категории пользователей, каждая из которых требует особого внимания в определенный период.

Так, один из первых проектов был направлен на развитие читательских компетенций и информационной культуры преподавателей, в том числе и как организаторов чтения студентов. Предварительное исследование показало,

2 Результаты открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» (2020) // Фонд Михаила Прохорова : сайт. URL: https://www.prokhorovfund.ru/news/de-tail/4250/ (дата обращения: 11.09.2022).

3 Результаты конкурса «Новая роль библиотек в образовании» (2021) // Фонд Михаила Прохорова : сайт. URL: https://www. prokhorovfund.ru/news/detail/4341/ (дата обращения: 11.09.2022).

что около 40 % молодых преподавателей не владеют технологиями использования традиционных библиотечных ресурсов, а около 55 % преподавателей старшего поколения мало знакомы с электронными ресурсами, стратегиями поиска в интернете, поэтому на базе библиотеки был спроектирован центр профессионального читательского развития. Среди задач этого проекта -формирование устойчивых межчитательских коммуникаций между преподавателями и студентами, создание интеллектуально-творческой атмосферы для обмена мнениями о прочитанном, расширения читательского кругозора студентов с помощью площадки виртуального буккроссинга.

Еще один социально значимый проект был реализован в контексте государственной программы «Доступная среда» и развития инклюзивного образования. ФБ ТГУ открыла Центр толерантного общения «Мы вместе!», объединивший студентов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья и их сокурсников на основе развития общих интересов. Встречи в Центре способствовали развитию коммуникативных навыков, преодолению психологических барьеров взаимодействия и одновременно решали просветительские задачи через организацию психологических тренингов, творческих занятий, интеллектуальных дискуссий по книжным бестселлерам, конкурсов знатоков, презентаций, встреч с интересными людьми.

Таким образом, определение и выбор приоритетных культурно-просветительских проектов осуществляются в библиотеке на основе сегментирования аудитории и мониторинга проблемных зон в культурном развитии отдельных категорий пользователей (Жуковская, 2019). Кроме названных выше, целевыми аудиториями проектов становились учащиеся профильных университетских классов, первокурсники, иностранные студенты.

Преемственность культурно-росветительских проектов

Системное развитие проектного подхода в ФБ ТГУ опирается на содержательную преемственность и взаимное развитие проектов. Например, площадка виртуального буккроссинга в год празднования 75-летия Победы получила продолжение и развитие в проекте книжного чел-ленджа «Великая Отечественная война глазами современного поколения: 75 важных книг о войне» на странице библиотеки в соцсети «ВКонтакте». Идея заключалась в том, чтобы вовлечь самих студентов в процесс рекомендации лучших книг о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа и через неформальный обмен мнениями возродить интерес

к чтению военной литературы (Стефановская, 2021). В результате были сформированы полки открытого доступа на абонементах библиотеки «Книги о Великой Отечественной войне: выбор современного поколения».

Реализованный в 2015 г. проект «Живая книга», направленный на развитие литературно-художественного вкуса и литературного кругозора студентов-первокурсников и учащихся профильных классов, привлечение их к чтению художественной литературы, развитие навыков публичного выступления получил продолжение и развитие в новом проекте «Student's book» для другой целевой аудитории - иностранных студентов. Сотрудники библиотеки организовали клуб для общения иностранцев, цель которого -их адаптация к языку и культурной жизни России, Тамбовской области через знакомство с русской классической литературой. На заседаниях клуба студенты читают и обсуждают книги русских классиков, просматривают экранизации, демонстрируют театрализованные постановки по этим произведениям, что дает им возможность проявить творческие способности.

Условия успешной реализации проектов в библиотеке университета

В качестве преимущества университетской библиотеки, способствующего успешной реализации культурно-просветительских проектов, выделим возможность привлечения внутренних партнеров в лице профильных кафедр. Так, в проекте «Живое слово» участвовали специалисты кафедры филологии ТГУ, в создании инклюзивной среды общения - кафедра психологии, а в работе клуба для иностранных студентов -преподаватели иностранного языка.

Важным условием развития проектного подхода выступает также формирование креативных компетенций у персонала библиотеки. Основными формами развития проектных компетенций может быть участие в межрегиональных проектно-аналитических семинарах, прохождение курсов повышения квалификации, проведение внутрибиблиотечных тренингов по подготовке проектных заявок. Сотрудники ФБ ТГУ неоднократно участвовали в обучающих семинарах специалистов Фонда Михаила Прохорова; в 2020 г. команда библиотеки университета стала одним из победителей онлайн-интенсива «Большой библиотечный апгрейд» (организаторы - ЭБС «IPRMEDIA», Томский государственный университет, ООО «Цифровой регион»); в 2022 г. четыре человека повысили квалификацию по программе «Вузовские библиотеки в процессе трансформации университетов» (ЭБС «Лань»); сотрудники, не имеющие профильного библиотечного

ш I-О s с ш s

LU CL

образования, прошли профессиональную переподготовку по направлению «библиотечно-информационная деятельность» или обучение по этому профилю в магистратуре.

Таким образом, реализация культурно-просветительской миссии библиотеки университета в проектном формате успешно вписывается

в стратегию развития вуза, позволяет системно совершенствовать это направление, делая библиотеку востребованной и интересной студентам как центр не только научной информации, но и общения, культурной жизни. В перспективе ФБ ТГУ может стать таким центром для всех горожан.

ос О

>-

ос с

ОС

m

Список источников / References

Антонова О. Ф., Сладкова О. Б. Университетская библиотека в информационной образовательной среде. К 155-летию РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева // Научные и технические библиотеки. 2020. № 12. С. 189-201 [Antonova OF and Sladkova OB

(2020) University library in the information educational environment. To the 155th anniversary of K. A. Timiryazev RGAU-MSKhA. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 12: 189-201. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2020-12-189-201.

Беляков О. А. Стратегии развития научной библиотеки Тюменского государственного института культуры в рамках парадигмальной концепции деятельности вузовских библиотек России // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2020. № 2. С. 236-241 [Belyakov OA (2020) Strategies to develop the scientific library of Tyumen State Institute of Culture within the framework of the paradigmatic concept of the activity of university libraries in Russia. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 2: 236-241. (In Russ.)].

Жуковская Л. Н. Управление проектной деятельностью библиотеки: креативный менеджмент // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 3. С. 14-17 [Zhukovskaya LN (2019) Project activity management of the library: creative management. Trudy GPNTB SO RAN 3: 14-17. (In Russ.)]. DOI: 10.20913/2618-7515-2019-3-14-17.

Касянчук Е. Н., Цветочкина И. А., Барышев Р. А., Бабина О. И. Стратегия развития университетской библиотеки // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 4. С. 374-384 [Kasyanchuk EN, Tsvetochkina IA, Baryshev RA and Babina OI

(2021) The university library development strategy. Bibliotekovedenie 70(4): 374-384. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2021-70-4-374-384.

Лизунов В. В. Роль современных университетов в развитии регионов: третья миссия университета // Национальные приоритеты России. 2021. № 1. С. 66-75 [Lizunov VV (2021) The role of modern universities in developing regions: the university third mission. Natsional'nye prioritety Rossii 1: 66-75. (In Russ.)].

Литвина Л. Г., Михайленко В. С. Перезагрузка или «Старая сказка на новый лад»: чем живут сегодня библиотеки опорных вузов // Электронные библиотеки. 2020. Т. 23, № 5. С. 942-950 [Litvina LG and Mikhailenko VS (2020) Rebooting or "An old fairy tale in a new way": how libraries

of supporting universities live today. Elektronnye biblioteki 23(5): 942-950. (In Russ.)]. DOI: 10.26907/1562-5419-2020-23-5-942-950.

Пронин А. А., Кожинова С. П. Библиотека муниципального вуза как культурно-просветительская площадка (на примере Екатеринбургской академии современного искусства) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2019. № 2. С. 111-117 [Pronin AA and Kozhinova SP (2019) The municipal university library as a cultural and educational platform (a case of Yekaterinburg Academy of Contemporary Art). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Uralskii region 2: 111-117. (In Russ.)].

Роденкова Т. Н., Герзелиева Ж. И., Красикова А. Г. Предпринимательские университеты и проблемы их финансирования в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 134-138 [Rodenkova TN, Gerzelieva ZhI and Krasikova AG (2019) Entrepreneurial universities and problems of their financing in Russia. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry 4: 134-138. (In Russ.)]. DOI: 10.24411/2073-3305-2019-10203.

Сафронов Р. О. Предпринимательский университет как воплощение «третьей миссии» университета. Часть I. «Третья миссия» и «предпринимательский университет»: история понятий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 3. С. 197-206 [Safronov RO (2013) Entrepreneurial university as an embodiment of the university "third mission". Part I. "The Third mission" and "entrepreneurial university": the history of concepts. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina 2(3): 197-206. (In Russ.)]

Сорокин С. Э. Аспекты понимания общественной миссии университета // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2020. № 1. С. 51-57 [Sorokin SE (2020) Aspects of understanding the university social mission. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki 1: 51-57. (In Russ.)]. DOI: 10.25688/2078-9238.2020.33.1.07.

Степанова О. Г. Воспитательный аспект проектной деятельности библиотеки в образовательном процессе Тихоокеанского государственного университета // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2018. № 2. С. 72-80 [Stepanova OG (2018) Educational aspect of the library's project activity in the educational process of Pacific Rim State University. Vestnik Dal'nevostochnoi gosudarstvennoi nauchnoi biblioteki 2: 72-80. (In Russ.)].

Стефановская Н. А. Потенциал использования цифровых технологий в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения в условиях библиотеки // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2021 г.). Чебоксары, 2021. С. 50-52 [Stefanovskaya NA (2021) The potential of using digital technologies in the civic and patriotic education of the younger generation under conditions of the library. Pedagogika

i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 25 dek. 2021 g.). Cheboksary, pp. 50-52. (In Russ.)].

Шигапова А. Р., Попенко О. А. Давайте говорить по-русски! // Наука и образование: новое время. 2020. № 1. С. 32-36 [Shigapova AR and Popenko OA (2020) Let's speak Russian! Nauka i obrazovanie: novoe vremya 1: 32-36. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш I— О s с ш s ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.