УДК [02:378.1](571.5):616.98-036.21
Е. А. Кучмурукова
Взаимодействие высших учебных заведений и библиотек в условиях пандемии
Подводятся итоги работы кафедры библиотечно-информационных ресурсов ВСГИК в условиях пандемии. Характеризуются образовательная, научно-исследовательская, культурно-просветительская, экспертная траектории взаимодействия кафедры и библиотек региона при подготовке студентов. Рассматриваются основные изменения, произошедшие во взаимоотношениях между педагогами вуза и сотрудниками библиотек. Описаны особенности проведения учебных занятий, производственной практики и государственной итоговой аттестации. Отмечаются проблемы, связанные с необходимостью реализации учебного процесса в дистанционном формате. Особое внимание уделено вопросам организации приемной кампании 2020 г., описанию сложностей в ее проведении. Охарактеризованы основные научно-исследовательские проекты, являющиеся результатом совместной деятельности кафедры и библиотек-партнеров - республиканское исследование «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности», олимпиада по информационной культуре личности для школьников 5-11-х классов.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, подготовка кадров, обучение библиотекарей, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, библиотечно-информацион-ные ресурсы, взаимодействие вуза и библиотеки
Ekaterina A. Kuchmurukova
Interaction between higher educational institutions and libraries
in the pandemic
The results of the work of the Department of Library and Information Resources of VSGIK in the context of the pandemic are summarized. The article describes the educational, research, cultural and educational, expert trajectories of interaction between the department and the libraries of the region in the preparation of students. The main changes that have occurred in the relationship between university teachers and library staff are considered. The features of conducting academic classes, industrial practice and state final certification are described. The problems associated with the need to implement the educational process in a distance format are noted. Special attention is paid to the organization of the admission campaign in 2020, the description of the difficulties in its implementation. The article describes the main research projects that are the result of joint activities of the department and partner libraries - the republican study «The teenager of the digital generation in the context of reading activity», the Olympiad on the information culture of the individual for schoolchildren of grades 5-11.
Keywords: library and information education, training of librarians, East Siberian State Institute of Culture, department of library and information resources, interaction of higher education institution and library
DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-154-159
Проблемы взаимодействия высших учебных заведений с библиотеками активно обсуждаются в профессиональном сообществе. Одним из дискуссионных вопросов становится определение основных направлений, в рамках которых необходимо осуществлять подготовку будущих специалистов. Потребность библиотек в высококвалифицированных кадрах в лице выпускников бакалавриата не может в полной мере быть удовлетворена вузами. Возникают противоречия между требованиями первых и возможностями вторых.
Сокращение контрольных цифр приема, сроков обучения, времени, отводимого на практику, отражается на образовательном процессе, влечет за собой изменение учебных планов и необходимость в совместной деятельности теоретиков и практиков при определении их наполнения. Усугубляет ситуацию отсутствие профессионального стандарта «Специалиста в области библи-отечно-информационной деятельности», с которым должен быть соотнесен ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность».
Эти и другие проблемы являются предметом обсуждения научных мероприятий, рассматриваются на страницах профессиональной печати. Так, в статье В. Я. Рушани-на обозначается роль профессионального стандарта в развитии высшего библиотечного образования, его влияние на наполнение образовательных программ. Автор отмечает, что принятие данного документа будет способствовать решению противоречий, возникающих между профильным образованием и практической деятельностью библиотек [1]. Необходимость разработки и утверждения профессиональных стандартов нового поколения, сопоставимых с ФГОС ВО 3++, подчеркивается Е. Л. Кудриной и Н. Л. Голубевой. На примере проектной деятельности авторы рассматривают направления взаимодействия вуза и библиотеки при подготовке бакалавров и магистров [2, с. 85-86].
Проблемный характер носит публикация О. А. Калегиной, Г. А. Кузичкиной, Г. М. Кормишиной. В ней рассматриваются основные причины возникновения противоречий между вузами и работодателями при подготовке библиотекарей и предлагаются пути их преодоления [3].
В отдельных работах обобщается опыт взаимодействия институтов культуры с библиотеками в различных направлениях. Среди них публикации Л. Г. Тараненко [4], Г. А. Барсуковой [5], И. В. Борис [6], Т. А. Петровой, М. С. Мамонтовой [7], Е. А. Кучмуру-ковой и Г. А. Шаньгиновой [8] и др.
В настоящий момент происходит процесс осмысления изменений, произошедших в обществе в связи с пандемией. В периодических изданиях появляются статьи, авторы которых подводят итоги деятельности различных учреждений в период вынужденного перехода на дистанционный режим. В публикациях отражается работа высших учебных заведений со студентами, библиотек с пользователями. При этом опыт совместной деятельности педагогов и работодателей в указанный период находится на стадии обобщения. Остановимся на характеристике работы Восточно-Сибирского государственного института культуры, выделив основные траектории взаимодействия кафедры библиотечно-информационных ресурсов с библиотеками региона.
В 2020 г. Восточно-Сибирский государственный институт культуры отпраздновал 60-летний юбилей. Образованный в 1960 г. как библиотечный институт, вуз накопил
значительный опыт подготовки специалистов для библиотечно-информационной сферы. В структуре института функционирует кафедра библиотечно-информацион-ных ресурсов (БИР), которая занимается подготовкой бакалавров и магистров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». За столь продолжительный период времени постоянными партнерами кафедры являются библиотеки региона, с которыми налажены устойчивые профессиональный контакты. Среди них ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия», ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека», МАУ ЦБС г. Улан-Удэ, библиотеки вузов, библиотечно-ресурсный центр ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», школьные библиотеки Республики Бурятия.
Современные реалии не могли не отразиться на деятельности вуза. Переход на дистанционной формат работы, отсутствие возможности очного взаимодействия внесли свои коррективы во все направления совместной работы кафедры и библиотек. Тем не менее, изменив характер взаимоотношений с учетом требований времени, сотрудничество продолжается по следующим траекториям:
1. образовательная;
2. научно-исследовательская;
3. культурно-просветительская;
4. экспертная.
Образовательная траектория является одним из наиболее стабильно развивающихся направлений взаимодействия между кафедрой БИР и библиотеками. Привлечение работодателей к реализации учебного процесса - это не только потребность, вызванная необходимостью выполнения требований ФГОС ВО, но и возможность показать обучающимся работу библиотеки изнутри, развить у них практические навыки. В ходе изменения учебных планов в них было включено несколько дисциплин для педагогов-практиков. Одним из наиболее важных является многосоставной предмет «Практико-ориентированные подходы в работе библиотек». Он изучается на протяжении нескольких лет и с практической точки зрения раскрывает содержание базовых библиотечно-библиографических дисциплин, которые параллельно осваиваются студентами с педагогами кафедры.
Важное место при обучении студентов уделяется организации разных видов
практик. Партнерами кафедры в данном направлении выступают наиболее крупные библиотеки региона, с которыми заключены долгосрочные договора. Привлечение работодателей к руководству практикой, совместное обсуждение с ними содержания программ практик позволяют кафедре оперативно корректировать процесс обучения. Необходимо отметить, что в ходе такого сотрудничества библиотеки получаются возможность ближе познакомиться с обучающимися, которые в будущем могут стать их сотрудниками.
В первые недели пандемии привычный режим работы был нарушен. В сжатые сроки вуз перешел на дистанционный формат работы, занятия в очном формате были прекращены. Для их проведения использовалась образовательная среда Moodle, где были размещены необходимые для обучения студентов материалы. Институтом было выкуплено несколько лицензий для чтения лекций на платформе Zoom. Однако если педагоги кафедры уже на протяжении длительного времени практиковали использование отдельных элементов дистанционного обучения, то у практиков такого опыта не было. Поэтому в большинстве случает связь между ними и студентами осуществлялась посредством электронной почты или через педагогов кафедры.
В начале 2020/2021 учебного года, определяя кандидатуры практиков, которых планировалось привлечь к учебному процессу, кафедра столкнулась с опасением некоторых библиотек относительно проведения занятий и практик на их базе. Тем не менее большая часть постоянных партнеров откликнулась на потребности вуза и продолжает работать со студентами в прежнем режиме.
Если с организацией учебных занятий особых проблем не возникло и с течением времени преподаватели из числа работодателей приспособились к новым условиям работы, то организация практик находилась под угрозой срыва. Полный запрет на посещение библиотек не позволял провести их в обычном режиме. Данная ситуация практически не коснулась студентов заочной формы обучения,которые проходили ее по месту своего трудоустройства. Однако запланированные на весенне-летний период практики очников были перенесены на следующий учебный год. Частичное снятие ограничений позволило компенсировать упущенное в прошлые периоды.
Изменения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией,затронули и процесс организации государственной итоговой аттестации студентов. Учитывая сложности, с которыми столкнулись обучающиеся выпускных курсов при завершении вуза, институтом было принято решение об отмене государственного экзамена. Все внимание было сосредоточено на подготовку выпускных квалификационных работ. Однако и здесь возникали определенные трудности, связанные с необходимостью проведения студентами-заочниками социологических исследований. Переориентация опросов с очной формы на дистанционную через сайты библиотек и Google-формы позволили выполнить все поставленные задачи и успешно провести процедуру защиты ВКР на платформе Zoom с участием директоров и сотрудников библиотек. Большая часть работ выпускников получила высокую оценку от внешних рецензентов - представителей работодателей. Наиболее интересные работы сопровождались актами о внедрении и в дальнейшем могут быть успешно использованы в библиотечной деятельности.
Удачным совместным проектом кафедры и библиотек Республики Бурятия является программа переподготовки «Библи-отечно-информационная деятельность», ориентированная на сотрудников библиотек без профильного библиотечного образования. Особенностью ее организации является то, что к преподаванию одной и той же дисциплины одновременно привлекаются педагоги кафедры и наиболее опытные сотрудники библиотек. Необходимо отметить, что наполнение программы переподготовки и каждой дисциплины является результатом их совместной работы. В разные годы в качестве ее педагогов выступали специалисты из Национальной библиотеки Республики Бурятия, Республиканской детско-юношеской библиотеки и ЦБС г. Улан-Удэ.
Особое внимание хотелось бы обратить на организацию приемной кампании 2020 г., которая полностью прошла в дистанционном режиме. Налаженное сотрудничество кафедры с Национальной библиотекой Республики Бурятия в плане привлечения абитуриентов позволило довольно безболезненно провести набор студентов по заочной форме обучения, большая часть из которых поступила по договору о целевом обучении. Все аби-
туриенты были организованы в группах в вайбере, где им оказывалась консультационная поддержка. Тем не менее дистанционный формат работы приемной комиссии был связан с определенными трудностями, среди них - технические проблемы у абитуриентов из отдаленных регионов при подаче документов и сдаче вступительных экзаменов, отсутствие возможности личного общения с поступающими в вуз, растянутые сроки зачисления выпускников школ, сдающих ЕГЭ, невозможность отследить количество заявлений от одного человека, поданных в разные учебные заведения, зачисление одного абитуриента сразу в несколько вузов.
Следующей траекторией, по которой традиционно развивается взаимодействие вуза и библиотек региона, является научно-исследовательская деятельность. Несмотря на отрицательные последствия пандемии, нельзя не отметить заметную активизацию данного направления за счет развития дистанционных технологий и преодоления ранее существующих территориальных барьеров. Так в 2020 г. педагоги кафедры приняли участие в научных мероприятиях разного уровня. Среди них - Двадцать четвертая международная конференция <^1ВСОМ-2020» «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (Москва), «Арктическая циркумполярная цивилизация: человеческий капитал» (Якутия), всероссийская научно-практическая конференция «Моргенштерновские чтения-2020. Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы» (Челябинск), межрегиональный мастер-форум «Библиотека и молодежь: формирование новых компетенций» (Красноярск) и др.
Постоянными участниками научных мероприятий, организуемых институтом, являются сотрудники республиканских библиотек. Активная поддержка в виде выступлений и статей в 2020 г. ими была оказана при проведении таких международных научно-практических конференций, как «Байкальские встречи-Х1: природа, человек и культура в XXI веке: вызовы и ответы» (Улан-Удэ), «Культурное пространство Монголии и Восточной Сибири: Трансформация работы библиотек с учетом вызовов современности» (Улан-Батор, Монголия).
2020 г. стал удачным в плане установление профессиональных контактов. Новым
партнером кафедры выступил информационно-библиотечный центр ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области». Участие кафедры в организуемом Центром межрегиональном семинаре «Потенциал школьных ИБЦ и библиотек в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения» и региональном семинаре «Реализация региональной концепции развития информационно-библиотечных центров в 2020 г.: проблемы, успехи перспективы» позволило наладить связь со школьными библиотеками Иркутской области, поделиться наколенным опытом и познакомиться со спецификой их работы.
Многолетнее взаимодействие кафедры БИР с библиотечно-ресурсным центром ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» (БРЦ БРИОП) позволяет реализовывать различные проекты. Так в октябре-ноябре 2020 г. при его содействии было проведено республиканское исследование «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности». Большую помощь в этом процессе оказали школьные библиотекари из СОШ Республики Бурятия, организовавшие участие в опросе 1058 учащихся 7-8-х классов. По результатам исследования в декабре 2020 г. в дистанционном формате был организован региональный семинар. Он выступил площадкой по обсуждению проблем чтения подростков для школьных библиотекарей Иркутской области и Республики Бурятия, сотрудников Республиканской детско-юношеской библиотеки Республики Бурятия, научной библиотеки ВСГИК и педагогов кафедры.
Еще одним проектом, реализуемым на протяжении ряда лет кафедрой совместно с БРЦ «БРИОП», является республиканская Олимпиада по информационной культуре личности для обучающихся 5-11-х классов СОШ Республики Бурятия. С 2019/2020 учебного года она проводится в рамках регионального этапа Республиканской олимпиады по предметам этнокультурного компонента под эгидой Министерства образования и науки Республики Бурятия. За два года в ней приняли участие около 14 500 школьников.
Одним из давних партнеров кафедры БИР является Республиканская детско-юношеская библиотека Республики Бурятия. Организуемый ею ежегодный семинар для руководителей и специалистов библи-
отек, обслуживающих детей и молодежь, традиционно вызывает особый интерес и привлекает внимание большого числа участников. В 2020 г. республиканский семинар «Мастерство без границ: как сделать успешной библиотеку для детей и молодежи в современных условиях» поменял свой формат с очного на дистанционный, что способствовало расширению аудитории его слушателей. Преподаватели кафедры являются постоянными спикерами семинара и представляют на нем свои выступления, мастер-классы или лекции.
Данное сотрудничество является обоюдным, руководство и сотрудники библиотеки принимают участие во всех мероприятиях института. Так в 2020 г. ими было представлено несколько докладов на региональном семинаре вуза «Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности».
Несколько снизилось по сравнению с предыдущими периодами взаимодействие вуза и библиотек в области культурно-просветительской деятельности. Основной причиной этого стал запрет на проведение публичных мероприятий. Тем не менее, как и прежде, преподаватели кафедры приглашались в качестве членов жюри профессиональных конкурсов, принимали участие в книжном салоне «Книга Бурятии», выступали на семинарах директоров библиотек, курсах повышения квалификации. Большая часть мероприятий была проведена в дистанционном формате и транслировалась через страницы библиотек в социальных сетях или в YouTube.
Важное значение уделяется такой траектории взаимодействия, как экспертная. Возможность получить оценку своей деятельности от внешнего эксперта позволяет вузу подтвердить качество оказываемых образовательных услуг, а также привлечь работодателей к совместной работе по составлению учебных планов, разработке программ практик, оценочных средств и других документов, регламентирующих процесс обучения студентов.
Традиционно к подобному роду деятельности привлекаются руководители и наиболее опытные специалисты из крупных библиотек республики. В свою очередь библиотеки тоже заинтересованы в независимой оценке своей деятельности. Помощь в этом им оказывают педагоги кафедры по-средствам участия в Наблюдательных советах, выступлений на ежегодных отчетных
совещаниях, при проведении аттестации библиотекарей.
Таким образом, в период пандемии траектории взаимодействие между вузом и библиотеками региона существенно не изменились. Корректировке подверглись лишь формы организации сотрудничества, которое в большей степени переместилось в виртуальное пространство. Новый виток развития получила научно-исследовательская деятельность, в рамках которой вуз укрепил имеющиеся профессиональные контакты и приобрел новых партнеров.
Список литературы
1. Рушанин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 32-42.
2. Кудрина Е. Л., Голубева Н. Л. Стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы // Научные и технические библиотеки. 2020. № 2. С. 79-90.
3. Калегина О. А., Кузичкина Г. А., Кормишина Г. М. Потенциал библиотечно-информационного образования в условиях модернизации общедоступных библиотек // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2. С. 110-115.
4. Тараненко Л. Г. Взаимодействие выпускающей кафедры с работодателями при подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы // Румянцевские чтения-2016: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Рос. гос. б-ка, Библ. Ассамблея Евразии. Москва: Пашков дом, 2016. Ч. 2. C. 192-196.
5. Барсукова Г. А. Профессиональная подготовка библиотечных специалистов. Взаимодействие вуза и библиотеки // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 39-44.
6. Борис И. В. Компетенции современного библиотекаря отдела обслуживания как результат обучения в вузе // Новая наука: опыт, традиции, инновации: междунар. науч. период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 12 окт. 2016 г. Стерлитамак, 2016. Ч. 1. 16-20.
7. Петрова Т. А., Мамонтова М. С. Библиотечное образование: история развития и современность // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 51-57.
8. Кучмурукова Е. А., Шаньгинова Г. А. Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 255-262.
References
1. Rushanin V. Prospects for higher library education within the context of implementing professional standards in library and information activities. Scientific and Technical Libraries. 2018. 1, 32-42 (in Russ.).
2. Kudrina E. L., Golubeva N. L. Strategy of professional interaction in training professionals in the library and information sphere. Scientific and Technical Libraries. 2020. 2, 79-90 (in Russ.).
3. Kalegina O. A., Kuzichkina G. A., Kormishina G. M. Potential of library information formation in conditions of public libraries modernization. Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2018. 2, 110-115. (In Russ.).
4. Taranenko L. G. The interaction of the issuing department with employers in the training of specialists in the library and information field. Rumyantsev readings -2016: materials of the intern. sci. and practical conf.: in 2 p. /
Russ. State Library, Eurasian Library Assembly. Moscow: Pashkov house, 2016. 2, 192-196 (in Russ.).
5. Barsukova G. A. Professional training of librarians. The interaction of the university and the library. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2015. 1 (17), 39-44 (in Russ.).
6. Boris I. V. Competencies of the modern librarian of the service department because of training at the university. New science: Experience, tradition, innovation: Intern. sci. periodical following the results of the Intern. sci. and practical conf. 2016. 1, 16-20 (in Russ.).
7. Petrova T. A., Mamontova M. S. Library education: history of development and the present time. Bulletin of the Mari State University. Ser. History. Law. 2016. 3 (7), 51 -57 (in Russ.).
8. Kuchmurukova E. A., Shan'ginova G. A. Problems of training of library staff n East-Siberian state Institute of culture at the present stage. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2018. 29, 255-262 (in Russ.).