2. Belyaeva A.P. Integrativnaya teoriya i praktika mno-gourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Integrative Theory and Practice of multilevel continuous professional education]. St-Peterburg, 2002.
3. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 goda № 295 [Russian State Program "Development of Education" for 2013 - 2020 years RF Government Decree of 15.04.2014, the number 295]. URL: http://www.consultant.ru/document
4. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoi Federacii»; post. Prav-va RF ot 29.12. 2012 g., № 273 - FZ [The Law "On Education in the Russian Federation"; post. Govt Russian Federation from 29.12. 2012, number 273 - FZ]. URL: www.mon. gov.ru.
5. Otchet Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federacii o rezul'tatah monitoringa sistemy obrazovaniya za
2014 god [Report of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the education system of monitoring for the year 2014]. URL: http://minobrnauki.rf/ dokumen-ty/7791
6. Perechen' professii i special'nostei srednego profes-sional'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.10.2013 №1199 [The list of professions and specialties of secondary vocational education. Order of the Russian Ministry of 29.10.2013 №1199]. URL: www.minobrnauki.rf/ dokumen-ty /3179.
7. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochih ka-drov i prikladnyh kvalifikacii na period do 2020 goda [Training system development strategy of personnel qualifications and applied for the period until 2020]. Moscow, 2013. URL: http://minobrnauki.rf /novosti/3732.
УДК 373
К. Г. Петров
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.П. Сенченков
(г. Смоленск)
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ФАКТОР РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
Данная статья посвящена роли меценатской деятельности в народном просвещении в России в обозначенный период. В статье приводится краткий анализ историко-политической и культурной ситуации в стране как важной предпосылки для активизации общественной позиции и укрепления гуманистических идей. Представлены иллюстрации примеров культурно-просветительской деятельности меценатов России, преимущественно регионального характера, и ее результатов, формулируются выводы о роли общественной активности в становлении и развитии народного образования в России.
Образование, образовательные реформы, меценатство, просвещение, народное образование.
This article focuses on the role of philanthropic activities in public education in Russia within this period. A brief analysis of the historical, political and cultural situation in the country as an important prerequisite for enhancing and strengthening the social position of humanistic ideas is provided. Examples of cultural and educational activities of patrons in Russia, mostly of a regional kind, and the results of those activities are described. Conclusions about the role of social activity in the development of education in Russia are drawn.
Education, educational reforms, philanthropy, enlightenment, public education.
Введение
Вторая половина XIX века отметилась в истории России рядом масштабных реформ, проводимых императором Александром II. Преобразования коснулись многих сфер социальной и политической жизни государства. Значительным изменениям подверглась и система образования.
Перед российским правительством стоял целый ряд важных задач в сфере образовательной политики. Была необходима модернизация существующих учебных заведений, создание новых ступеней обучения, в частности, народной начальной школы, среднего специального и педагогического образования. Практически полностью отсутствовало на тот момент женское образование. Важной задачей было повышение роста грамотности среди населения страны [2]. Осложнялось это тем, что отмена крепостного права в 1861 г. добавила в сферу влияния образовательной политики многие миллионы крестьян,
практически исключенных из процесса обучения в прежние времена, что добавляло дополнительную задачу, которая заключалась в организации большого количества школ в сельской местности. Кроме обучения детей и подростков актуальным было образование взрослого населения, повышение их культурного и технического уровня, позволяющего соответствовать новым требованиям, предъявляемым временем промышленного прогресса. В свою очередь, решение данных задач в масштабах всей страны требовало длительного времени и значительных финансовых затрат, что вносило свои сложности в процесс становления системы нового российского образования.
Большую роль в вопросах вовлечения всех слоев общества в образовательный процесс сыграла культурно-просветительская инициатива общественных организаций и меценатов. Под культурно-просветительской инициативой следует понимать культур-
но-идеологическое и философское движение общественной мысли, направленное на распространение и развитие идей рационализма и необходимости приобщения к знаниям и культурным ценностям всех слоев общества. Данное понятие близко по значению с терминами «меценатство» и «благотворительность» как формами деятельности по покровительству и финансовой поддержке сфер науки, культуры и их отдельных представителей, однако может пониматься на более общем уровне, в идеологическом аспекте. Важной характеристикой деятельности меценатов этого времени явилась абсолютная незаинтересованность ни в пропаганде своего имени, ни в материальной стороне вопроса. Затрачивая значительные средства на организацию, оснащение и содержание учебных заведений, сами меценаты фактически не получали прибыли от данной деятельности. И, тем не менее, осознание необходимости образования населения, повышения его культуры как пути повышения качества жизни вело к тому, что число подобных примеров частной просветительской инициативы росло во многих губерниях Российской империи.
Вопрос меценатской просветительской деятельности достаточно многогранен и может быть изучен с различных позиций, что не позволяет всецело рассмотреть его в рамках одной статьи. Поэтому конкретизируем изучение данного аспекта жизни российского общества двумя целями: определить географию данного явления, выявить перманентные векторы меценатской деятельности в разных частях страны. Для реализации поставленных целей ниже будут рассмотрены примеры деятельности некоторых меценатов-просветителей Российской империи второй половины XIX - начала ХХ века.
Основная часть
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, более известная как организатор художественно-промышленных мастерских, коллекционер и меценат в области литературы и искусства Смоленской губернии, значительное внимание уделяла просветительской деятельности. В приобретенном ею в 1893 г. селе Талашкине были организованы курсы плодоводства и огородничества, которые к 1900 г. переросли в низшую сельскохозяйственную школу с мужским и женским отделениями и трехлетним приготовительным классом, дававшим возможность принимать в школу неграмотных. Помимо общеобразовательной подготовки учащиеся этой школы получали основные познания по сельскому хозяйству [4].
Кроме образовательной деятельности княгиня Тенишева осуществляла культурно-просветительскую работу. Из учащихся Талашкинской народной школы был организован народный театр. В имении был создан археологический и этнографический музей, способствовавший не только просвещению населения и сохранению исторических ценностей, но и развитию патриотического образования. В 1909 г. в Смоленске при ее участии был организован педагогический музей.
Широкую меценатскую деятельность проводили братья Таланцевы в г. Ядрин Казанской губернии (ныне территория Чувашской республики). Имея крупный личный капитал от винокуренных предприятий и издательского дома, большие суммы они тратили на создание и обеспечение школ, благотворительных заведений.
Так в 1906 г. после открытия женской прогимназии Ядринская городская управа решила построить реальное училище. Местных средств города и уездного земства было недостаточно, и городской староста обратился за содействием к Торговому дому «Братья Таланцевы». Через год каменное здание училища было выстроено и оценено в 100 тысяч рублей, из которых 32 тысячи оплачены казной, а 68 тысяч - Таланцевыми [7].
В 1909 г. за строительство здания реального училища М.М. Таланцев был награжден орденом св. Анны III степени. И потом Михаил Михайлович не раз оказывал помощь учебному заведению в укреплении его хозяйства. Например, в 1916-1917 гг. на его же деньги были возведены новые постройки (в том числе жилые дома для персонала) во дворе училища.
В 1900 г. Таланцевы на свои деньги открыли в Ядрине детский приют трудолюбия в честь великой княгини Ольги Константиновны, откуда ведет свою историю современный детский дом в этом городе. Здесь обучали грамоте, учили переплетной работе более 20 детей. Продуктами, мылом, учебными пособиями приют обеспечивал магазин торгового дома.
Старший из братьев - Зиновий Михайлович - в 1906-1911 гг. на личные деньги помог преобразовать прогимназию в полную женскую гимназию. В 1911 г. на его деньги был воздвигнут второй этаж прогимназии, где можно было разместить еще 4 класса [7]. Так Ядрин получил полную женскую гимназию (среднюю школу). З.М. Таланцев купил парты и другое оборудование, выделял суммы на стипендии беднейшим ученикам. В 1913 г. власти разрешили ему быть членом попечительского совета гимназии. А в 1915 г. Зиновий Михайлович удостоился награды - ордена св. Станислава III степени.
Примеры меценатской деятельности можно назвать в Псковской губернии. Здесь 6 декабря 1860 г. в уездном городе Торопце открывается детский приют св. Ольги на средства, завещанные для этой цели статским советником В. Л. Нефедьевым. Размещался приют на втором этаже каменного двухэтажного дома, который также принадлежал ему. В нем воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет [8]. Местная Уездная Земская Управа ежегодно выделяла на содержание приюта 300 рублей, также Торопецкое Городское Общество отпускало средства для содержания 4 воспитанниц. В 1905 г. в приюте содержалось 11 девочек на полном содержании, и 37 девочек приходящих. Из приходящих 17 девочек обучались за плату, которая составляла 12 рублей в год [8].
Учебный процесс шел согласно утвержденной Министерством Народного Просвещения программе для народных начальных училищ. Основное внимание при обучении отводилось формированию и раз-
витию у воспитанниц навыков ведения домашнего хозяйства. Для успешно осваивавших учебные предметы были предусмотрены поощрения. Так, к примеру, одна из выпускниц была награждена за свои успехи в обучении швейной машинкой.
В это же время в Псковской губернии существовали и другие приюты под покровительством императрицы Марии. Так, к примеру, имелся Холмский «Кушелевский» детский приют, открытый 1 января 1867 г. на средства, пожертвованные холмским помещиком, майором от кавалерии в отставке Лукой Ивановичем Кушелевым [5], [6].
Примеры меценатства были известны и вдали от центрального региона, в Сибирских губерниях. Крупные предприниматели и купцы 1 гильдии Алексей Федорович и Елена Григорьевна Морозовы вели благотворительную деятельность в Томской губернии, в г. Бийске. А.Ф. Морозов был почетным блюстителем мужского и женского городских училищ, ежегодно жертвовал на их содержание денежные средства. В 1875 г. он построил каменное здание для городского мужского училища, на его деньги содержалась Николаевская мужская богадельня в Бийске [3]. Совместно с купцом А.В. Соколовым им было выстроено каменное здание для катехизаторского училища. Также он оказывал финансовую помощь барнаульскому Обществу попечения о начальном образовании.
Е.Г. Морозова также занималась активной благотворительной деятельностью. Она являлась попечительницей бийской женской прогимназии, а после преобразования ее в гимназию пожертвовала большую часть средств на строительство здания для нее; почетной блюстительницей Успенского и Николаевского женских приходских училищ. На собственные деньги она построила домовую церковь при юродском мужском училище. С образованием в Бийске Общества попечения о начальном образовании в 1902 г., являлась его бессменным председателем до своей смерти в 1908 г. [3].
Одним из самых известных сибирских меценатов являлся иркутский купец А.М. Сибиряков. Среди наиболее крупных его пожертвований - взнос 200 000 рублей в 1880 г. на строительство Томского университета, за что он был награжден орденом Святого Владимира III степени. Он приобретает для этого учебного заведения уникальное книжное собрание в 4674 тома из личной библиотеки Жуковского, с многочисленными маргиналиями, подстрочными переводами и дневниковыми записями. В 1904 г., вслед за Дмитрием Менделеевым, он избирается почетным профессором Томского университета.
Значительные средства он жертвует на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища, на открытие народных школ, обустройство Томского университета [1]. В 1882 г. он передал для ботанического и зоологического музеев университета коллекции, собранные экспедицией Норденшельда в полярных районах Сибири и Америки. Ранее, в 1876 г., он подарил Иркутской мужской гимназии скульптуру Ивана Грозного работы Антокольского и три полотна Айвазовского, до сих пор составляющие гордость
Иркутского художественного музея. Публичной библиотеке - много ценных изданий на русском и иностранных языках (в том числе «Полное собрание летописей» и «Известия Географического общества» за несколько лет) [1].
В 1882 г. в доме Сибирякова открывается бесплатная народная школа на 80 учащихся, в 1884 г. -Троицкое отделение школы. Всего же на устройство народных школ Александром Михайловичем пожертвовано 800 тысяч рублей. Значительные суммы перечислялись в фонд Общества вспомоществования учащимся Восточной Сибири и сибирякам, учащимся в Санкт-Петербурге. На Высших женских курсах в Петербурге существовало десять стипендий имени Сибиряковых и его сестры Кладищевой.
Выводы
Подобные примеры ярким образом иллюстрируют характер гуманистической просветительской идеи в среде российского дворянства и российской интеллигенции второй половины XIX - начала ХХ века. Оценивая распространенность данного социального явления, можно определить достаточно широкую его географию, затрагивающую, помимо, несомненно, центрального региона и отдаленные губернии Поволжья и Сибири. Известно немалое количество образцов меценатской работы в Москве и Санкт-Петербурге, проводимых не только под патронажем предпринимателей, но и членов царской семьи. Поэтому для более объективной оценки распространения данного явления в российском обществе были отобраны исключительно примеры из провинциальных губерний. Основная их часть также связана с регионами, прилегающими к центральным (Смоленская, Псковская губернии), однако встречены примеры и в более отдаленных городах (Ядрин, Бийск, Иркутск). Их меньшее число является явным следствием меньшей населенности данных регионов, однако, само присутствие в них меценатской деятельности указывает на значительную популярность данных идей в среде российского предпринимательства и купечества.
Что касается главных векторов просветительского меценатства, их ориентация касалась, главным образом, материально-бытовых вопросов, таких, как: строительство школ, училищ, гимназий, расширение существующих учебных заведений и открытие дополнительных классов, оснащение их учебниками и иными необходимыми средствами обучения, организация фондов, стипендий и денежных выплат в поддержку учителей. В центральном регионе имеет место дополнительный акцент на культурном просвещении, отраженный в деятельности княгини М.К. Тенишевой, включавшем организацию и содержание народного театра, музеев, собрание обширных коллекций культурных и исторических ценностей, а также воспитательных функциях образования, реализуемых, например, в детских приютах Псковской губернии. Иными словами, меценатская деятельность не ограничивалась здесь исключительно финансовым обеспечением образовательного процесса. Другая ситуация наблюдается в отдаленных поволж-
ских и сибирских городах, где особенно остро стояли проблемы низкой грамотности населения, причем не только детей, но и взрослых, и первостепенной проблемой становилось не культурное и нравственное воспитание, а банальная нехватка учебных заведений даже начального типа, не говоря уже о развитии женского и высшего образования. И поэтому меценатская поддержка концентрировалась как раз на решении бытовых проблем, о которых было сказано выше. Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурно-просветительская инициатива в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. сыграла важную вспомогательную роль в ходе государственной образовательной реформы, не идя с ней в разрез и снимая конкретные финансовые трудности, решение которых на официальном уровне могло значительно осложнить и продлить процесс народного просвещения.
Литература
1. Бобровская Н.Н, Макальская М.Л. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я. М., 2003.
2. Богуславский М.В. Реформы российского образования Х1Х-ХХ вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. №3. С. 5-21.
3. Буланичев В.В. Галерея славных людей города Бийска. Бийск, 1999. Вып. 1.
4. Власенков А. Они жили для нас // Край Смоленский. 1993. №11-12. С. 144-153.
5. Государственный архив Пензенской области (ГА-ПО). Ф. 62. Оп. 2. Д. 19.
6. ГАПО. Ф. 62. Оп. 2. Д. 49.
7. Изоркин А. Таланцевы - предприниматели и меценаты // Исследования по истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1989. С. 144-171.
8. Псковский областной словарь с историческими данными. Л., 1973. Вып. 2. С. 35.
References
1. Bobrovskaya N.N, Makal'skaya M.L. Blagotvoriteli i mecenaty proshlogo i nastoyashchego: Slovar'-spravochnik ot A do YA [Benefactors and patrons of the past and the present: Dictionary-guide from A to Z]. Moscow, 2003.
2. Boguslavskii M.V. Reformy rossiiskogo obrazovaniya XIX-XX vv. kak global'nyi proekt [Reform of education in Russia XIX-XX centuries. as a global project]. Voprosy obrazovaniya [Education Matters], 2006, №3, pp. 5-21.
3. Bulanichev V.V. Galereya slavnyh lyudei goroda Bi-iska [Gallery of famous people of the city of Biysk]. Biisk, 1999, Vol. 1.
4. Vlasenkov A. Oni zhili dlya nas [They lived for us] Krai Smolenskii [The edge of Smolensk], 1993, №11-12, pp. 144-153.
5. Gosudarstvennyi arhiv Penzenskoi oblasti (GAPO) [State Archive of Penza Region]. F. 62. In. 2. Art. 19.
6. GAPO [State Archive of Penza Region]. F. 62. In. 2. Art. 49.
7. Izorkin A. Talancevy - predprinimateli i mecenaty [Ta-lantseva - entrepreneurs and philanthropists]. Issledovaniya po istorii dorevolyucionnoi Chuvashii [Studies in the history of pre-revolutionary Chuvashia]. Cheboksary, 1989. pp. 144-171.
8. Pskovskii oblastnoj slovar' s istoricheskimi dannymi [Pskov Oblast dictionary with historical data]. Leningrad, 1973, Vol. 2, pp. 35.
УДК 37.02
О.В. Петунин
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(г. Кемерово)
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА И ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается одна из острых проблем современной школы - осуществление мотивации учащихся к учебной деятельности. Автор анализирует ряд понятий, связанных с рассматриваемой проблемой (мотивация, мотивы, мотивы учебной деятельности, познавательная деятельность, учебная деятельность, старшие школьники) и предлагает конкретные приемы мотивации школьников к учебной деятельности, связанные с отбором содержания изучаемого материала: апелляция к жизненному опыту детей, показ новизны учебного материала и др. Автор приходит к выводу о том, что отбор содержания учебного материала обладает большим потенциалом по мотивации школьников к учебной деятельности.
Мотивация, мотивы, познавательная деятельность, учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, старшие школьники, педагогические условия и приемы мотивации.
The article considers one of the most acute problems of modern school - the motivation of students to educational activity. The author analyzes a number of concepts related to the problem (motivation, motives, motivation of educational activity, cognitive activity, learning activity, high school students) and offers specific methods to motivate students to educational activity related to the selection of the information to be studied: an appeal to the personal experience of children; demonstration of the novelty of information, etc. The author concludes that the selection of the information to be studied has great potential to motivate students to educational activity.
Motivation, motives, cognitive activity, learning activity, the motives of learning activity, high school students, pedagogical conditions and motivation techniques.