Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность Алафузовых в Казани (вторая половина XIX начало XX века)'

Культурно-просветительская деятельность Алафузовых в Казани (вторая половина XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.И.АЛАФУЗОВ / Н.И.АЛАФУЗОВ / ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КАЗАНЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ / КУЛЬТУРА / АЛАФУЗОВСКИЙ ДОМ / I.I.ALAFUZOV / N.I.ALAFUZOV / HISTORY OF ENTREPRENEURSHIP / KAZAN / DAILY / BOURGEOIS REFORMS / CULTURE / ALAFUZOV HOUSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдрафикова Л. Р., Салихов Р. Р.

Торгово-промышленное общество Алафузова было одним из самых крупных предприятий г.Казани в конце XIX начале XX века. Семья Алафузовых уделяла большое внимание развитию социальной инфраструктуры промышленного объединения, просвещению и культурному досугу служащих и рабочих. Перемены, произошедшие в мировоззрении и поведении рабочих, являлись результатом социально ориентированной постановки коммерческого дела Алафузовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational activities of Alafuzovs in Kazan (second half XIX beginning of XX century)

Commercial and industrial а Company, owned by Alafuzov, was one of the largest enterprises of Kazan in the end of XIX and the beginning of XX century. Family Alafuzov paid great attention to the development of the social infrastructure of the industrial associations, education and cultural activities of employees and workers. Changes that have occurred in the worldview and behavior of workers, were the result of a socially oriented business case of Alafuzovs.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность Алафузовых в Казани (вторая половина XIX начало XX века)»

УДК 94 (47). 08

Л.Р.Габдрафикова., Р.Р.Салихов

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛАФУЗОВЫХ В КАЗАНИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Торгово-промышленное общество Алафузова было одним из самых крупных предприятий г.Казани в конце XIX -начале XX века. Семья Алафузовых уделяла большое внимание развитию социальной инфраструктуры промышленного объединения, просвещению и культурному досугу служащих и рабочих. Перемены, произошедшие в мировоззрении и поведении рабочих, являлись результатом социально ориентированной постановки коммерческого дела Алафузовых.

Ключевые слова: И.И.Алафузов, Н.И.Алафузов, история предпринимательства, Казань, повседневность, буржуазные реформы, культура, Алафузовский дом.

Gabdrafikova L.R., Salikhov R.R. CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ALAFUZOVS IN KAZAN (SECOND HALF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY)

Commercial and industrial а Company, owned by Alafuzov, was one of the largest enterprises of Kazan in the end of XIX and the beginning of XX century. Family Alafuzov paid great attention to the development of the social infrastructure of the industrial associations, education and cultural activities of employees and workers. Changes that have occurred in the worldview and behavior of workers, were the result of a socially oriented business case of Alafuzovs.

Keywords: I.I.Alafuzov, N.I.Alafuzov, history of entrepreneurship, Kazan, daily, bourgeois reforms, culture, Alafuzov house.

Развитие Казани как крупного торгово-промышленного центра Российской империи сопро-вождалось процессами формирования культурно-образовательной инфраструктуры, разноплановых гражданских институтов, реализующих потребности буржуазного общества. Наиболее активную роль в их становлении играли представители делового мира, оказывавшие все более серьезное и возрастающее воздействие на все стороны жизни губернского центра.

Алафузовская промышленная империя берет свое начало с 1860-х годов. В эпоху буржуазных преобразований предприимчивый грек Иван Иванович Алафузов, в отличие от своих предков-тор-говцев, основную ставку решил сделать на промышленных предприятиях. Промышленный комплекс Алафузовых в Казани состоял «из 30 различных предприятий, цехов и мастерских. В него входили льнопрядильная, ткацкая, суконная, кожевенная фабрики, всевозможные мастерские» [4, c. 188]. Из-за раннего ухода из жизни основатель фирмы Алафузовых - Иван Иванович не видел как с 1890-х годов его детище - предприятие стало еще сильнее набирать обороты. В 1894 году уставной капитал Общества Алафузовских заводов и фабрик был увеличен до 1 600 000 рублей [15, 11033]. В следующий XX век оно вступило уже в качестве промышленного гиганта, с внушительными оборотами, раскинувшегося свои ветви в разных уголках Российской империи.

При этом Алафузовы всегда уделяли особое внимание просвещению и образованию рабочих и служащих своих предприятий. Еще в 1866 г. в Казанском Мариинском училище были учреждены три именные стипендии имени жены И.И. Алафузова - Людмилы Сергеевны Алафузовой. Для этого был открыт счет в Казанском отделении Государственного банка с суммой 3200 рублей, ежегодные проценты с данного вклада шли на выплату стипендий. Денежная помощь предназначалась для трех бедных девочек из купеческого и мещанского сословий.

В 1872 г., то есть практически через несколько лет после запуска производственного процесса, при кожевенных заводах и текстильной фабрике И.И.Алафузова открылось начальное училище. Примечательно, что возникло оно еще до появления законодательных требований о необходимости содержания фабрично-заводских школ при промышленных предприятиях [НА РТ, ф.81, оп.7, д.284, л.17об]. Училище было частным и содержалось на средства И.И.Алафузова. Размещалось оно в трехэтажном доме, нижний этаж которого занимала контора, на втором была школа, а на третьем находились квартиры некоторых семейных служащих.

Иван Иванович Алафузов относился к фабрично-заводскому училищу как к собственному семейному делу, поэтому стремился организовать его в соответствии с требованиями времени, поддерживать на высоком профессиональном уровне. Училище давало начальные знания в грамоте, письме и арифметике, профессиональных навыках. В школе на тот момент работала одна преподавательница. Кроме традиционных учебных пособий и письменных принадлежностей, предназначенных для народных училищ, в фабрично-заводской школе имелись также волшебные фонари (проекторы), географические карты, анатомические атласы [НА РТ, ф.94, оп.1, д.11, л.3].

В 1880-е гг. требования к промышленникам ужесточились. Например, по закону 1882 г. о малолетних рабочих, если в фабрике или заводе трудились дети до 15 лет, то предприниматель обязан был открыть при предприятии начальное училище [14, c.350]. Однако такого рода требования и следующий за ним контроль над социальной политикой промышленников иногда действовали совершенно наоборот. Следствием одной из проверок Казанского училищного совета стало полное закрытие фабрично-заводского училища в октябре 1887 г. Иван Иванович Алафузов безуспешно пытался возобновить работу своей школы. При этом, у

проверяющих не было ясного аргументированного объяснения тому, почему училище было закрыто. Однако корреспонденты местных газет интерпретировали данный факт по-своему. Они считали, что закрыли школу из-за отсутствия вероучителя [НА РТ, ф.94, оп.1, д.11, л.1]. В фабрично-заводской школе Алафузова до этого времени, действительно, не было вероучителя-священника, но сам предмет Закон Божий преподавался учительницей. Весной 1887 г. инспектором народных училищ было предложено исправить этот момент и пригласить в школу священника. Дело было отложено до осени. Однако И.ИАлафузова останавливало то, что в школе обучались и дети рабочих-татар, а приглашение православного духовного лица, как он совершенно справедливо предполагал, отпугнуло бы их от учебы. Поэтому ему представлялось более разумным, когда вероучение преподавалось обычным светским учителем. Однако инспектор придерживался иного мнения.

К сожалению, Ивану Ивановичу Алафузову так и не удалось возобновить работу фабрично-за-водской школы. На сборы различных бумаг, на прохождение всех бюрократических лабиринтов потребовалось целых шесть лет. Школа открылась вновь только через два года после смерти основателя фирмы, в конце 1893 года.

Торжественное открытие и освещение школы состоялось 30 ноября 1893 г. Это было долго-жданное и радостное событие как для рабочих и служащих, так и для их детей. Последним теперь не надо было ходить в другие городские школы, которые располагались вдали от фабрично-заводских территорий, за пределами Ягодной слободы. Всего перевелись из других начальных училищ на учебу во вновь открывшуюся школу Алафузовых 250 детей [7]. Обучение в школе было бесплатным. Фабрично-заводская школа состояла из трех отделений, имелись мужские и женские классы. Журналисты отмечали, что школа обставлена «с должным вниманием в педагогическом отношении и со значительной щедростью в материальном» [9].

В 1898 г. при школе открылся ремесленный класс для девочек. В 2-х годичных курсах их учили кройке и шитью, выпускницы получали звание подмастериц и могли начать работу в мастерских фабрики. С расширением программы обучения и ростом количества учеников, увеличилось и число преподавателей фабрично-заводской школы. В конце XIX века в ней работали 8 учителей.

При организации школы Алафузовы постарались учесть и тот факт, что на их предприятиях работало большое количество татар. Поэтому при школе был открыт русско-татарский класс. В 1907 г. количество учащихся-татар, чьи родители или родственники работали на Алафузовских фабриках и заводах, составило 34 человека в возрасте от 7 до 14 лет [НАРТ, ф.94, оп.2, д.802, л.13-15].

Попечительскую работу по делам Алафузовского фабрично-заводского училища курировала сама Лидия Андреевна Алафузова - вдова И.И.Алафузова. Как сам Иван Иванович Алафузов, так и наследники его торгово-промышленной империи, никогда не отказывались от участия в мероприятиях, направленных на развитие науки. Например, в 1893 г. по просьбе Казанского городского головы С.В.Дьяченко Н.И.Алафузовым было выделено городу 250 рублей на чествование памяти и на собрание капитала им. Н.Н. Лобачевского [8].

Большим событием как в жизни работников казанских предприятий торгово-промышленного общества Алафузовых, так в целом города Казани стало открытие в 1900 г. Алафузовского образо-вательного дома. На его открытии 17 сентября присутствовали казанский губернатор П.А.Полто-рацкий, попечитель Казанского учебного округа М.МАлексеенко, представители городских и земских учреждений, местные жители, рабочие и служащие предприятий.

Строительство дома началось еще 18 июля 1898 г., по словам наследников Алафузова, проект создания Образовательного дома для фабрично-заводских работников в какой-то мере был продолжением заветов Ивана Ивановича [1, с1]. Культурно-просветительское учреждение Алафузовых по документам именовалось как «Александровский образовательный дом», в честь императора Александра II. Но в народном обиходе большее распространение получило названия Алафузовский народный театр, Алафузовский образовательный дом. Состоял он из двух этажей и полуподвального помещения. По некоторым данным, автором проекта здания является архитектор Л.К.Хрщонович. На строительство многофункционального красивого здания предприятием было потрачено более 200 тысяч рублей [17, с154]. То есть практически треть ежегодной чистой прибыли фирмы Алафузовых. Вокруг дома был разбит сад. Интересно, что он и в годы советской власти и сегодня используется как культурное учреждение. После 1917 года в нем находился Дом культуры Казанского льнокомбината им. В.И.Ленина, сегодня там работает Казанский татарский государственный театр юного зрителя им.Г.Кариева. Что еще раз свидетельствует о том, сколько труда и любви было вложено при создании проекта и строительстве этого здания, ведь его архитектурные изыски и внутренняя проектировка отвечает современным эстетически и техническим требованиям.

В начале же XX в. в Алафузовском образовательном доме разместили фабрично-заводскую школу, открыли в нем ясли для детей рабочих, клуб служащих, библиотеку. Кроме того, была оборудована театральная сцена и зрительный зал на 900 мест. Именно этот момент привлек больше всего внимание общественности. Планировались демонстрации спектаклей и концертов, проведение просветительских лекций. Для того времени создание народного театра, тем более при промышленном предприятии стало весьма прогрессивным и необычным шагом. Поэтому и образовательный дом в газетах чаще именовали как Алафузовский народный театр. «Сегодня в час дня предстоит редкое торжество открытия первого в Казани народного театра», - сообщала в день открытия образовательного дома газета «Казанский телеграф». В честь

торжественного открытия народного тетра были приглашены профессиональные актеры из казанской оперной труппы. Они спели отдельные акты из спектаклей «Жизнь за царя» М.Глинки и «Русалка» А.Даргомыжского. Между тем, показали свой талант и актеры-любители из числа служащих. Они спели русский гимн [10]. Большинство фабрично-заводских рабочих в этот день впервые слушали оперу. В целом, открывшийся образовательный дом во многом способствовал их культурному развитию и просвещению, расширению кругозора.

Безусловно, учреждение служило и как развлекательный центр. Очевидно, что предприни-матели Алафузовы понимали, какое важное место в жизни человека играет свободное времяпрепровождение. Тяжесть и монотонность фабрично-заводской жизни приводило к тому, что многие рабочие и даже служащие превращались в своеобразных роботов, выходные дни которых ограничивались спиртными напитками и азартными играми (карты, домино и т.д.). Данная ограниченность социокультурных запросов отражалась в какой-то мере и на производственной деятельности, на трудовой этике (опоздания, прогулы, кражи, дерзость и т.д.). Рабочие умудрялись даже при посещении народной аудитории Образовательного дома, что-нибудь ломать, например, в туалете, уносить какие-то детали сантехнических устройств собой и т.д. [НА РТ, ф.94, оп.1, д.7142, л.7]. Низкий культурный уровень рабочих, особенности их менталитета были достаточно устойчивыми явлениями и достаточно трудно поддавались коррекции.

Открытием образовательного дома Алафузовы старались направить свободное времяпрепро-вождение своих служащих и рабочих в наиболее благоприятное русло, где присутствовали книги, просветительские лекции, концерты и спектакли. Где было место и собранию служащих с интеллектуальными беседами и светскими раутами, и социокультурным программам, предназначенным для более широкого круга работников и их детей. «Цель устройства этого дома - доставить фабрично-заводским рабочим разумно и с пользою проводить праздничные дни», - отмечали сами руководители предприятия [НА РТ, ф.94, оп.2, д.798, л.4 об].

Через два месяца после открытия Образовательного дома - 14 ноября 1900 г. в ней начала работать библиотека-читальня. Сначала книг и периодических изданий было немного - всего 136 наименований книг. Среди них большую часть составляли произведения русских и зарубежных классиков, а так же популярных авторов того времени. Открывалась читальня по вечерам [НА РТ, ф.1, оп.5, д.123, л.19об-28 об]. Вскоре фонд библиотеки составил 363 тома, комплектовался он из личной библиотеки семьи Алафузовых. На содержание читальни, выписку книг и журналов ежегодно фирмой выделялось до 400 рублей. Постепенно число книг увеличилось и к 1916 г. составляло до 2500 томов книг духовно-нравственного, общеобразовательного и беллетристического содержания на русском и татарском языках [НА РТ, ф.94, оп.2, д.798, л.6]. Книги в библиотеку жертвовались и разными частными лицами. Например, более сотни томов на татарском языке подарил ахун Шарафетдин Абызов. 11 июня 1906 г. на базе подаренных им книг для рабочих-татар открылось мусульманское отделение библиотеки [5]. Интересно, что в это время по всей Российской империи только начали открываться мусульманские библиотеки. Они стали свидетельством культурного прогресса татарского народа и реализации идей мусульманской реформации.

Служащие и рабочие, ученики Алафузовской фабрично-заводской школы охотно посещали библиотеку-читальню. По данным 1916 г., только за один год посетителями библиотеки-читальни было прочитано около 7600 книг [НА РТ, ф.94, оп.2, д.798, л.6]. Рядом с библиотекой размещался также физический кабинет для наглядного ознакомления с предметами по разным отраслям наук и музей производств [НА РТ, ф.94, оп.2, д.798, л.4 об.].

В 1908 г. Собрание служащих при Алафузовских фабрике и заводе в Казани решило учредить в Образовательном доме собственную библиотеку. Очевидно, специалисты фирмы хотели для себя более обособленное интеллектуальное пространство. Эта была инициатива председателя Собрания - инженера-технолога Ивана Григорьевича Богданова. Ответственным заведующим был избран Леонид Иванович Алафузов [НА РТ, ф.1, оп.4, д.3755, л.1]. К слову, мероприятия Собрания служащих также были закрытыми. На них не допускались рабочие. Проводились маскарады, танцевальные, музыкальные, и литературные вечера, ставились театральные постановки. Также в клубе служащие играли различные игры: карты, домино, шашки, шахматы, лото, бильярд. В танцевальные вечера приглашались жены и родственницы членов собрания служащих. Литературные вечера могли посещать их дети, старше 12 лет [НА РТ, ф.411, оп.1, д.17, л.1об].

В декабре 1900 г. фабрично-заводская школа переместилась из старого помещения в новое здания Образовательного дома. Курс обучения теперь был расширен, из трехгодичного он превратился в четырехгодичный. Для вопроса о вероучителе, который в 1887 г. стал одной из причин закрытия фабрично-заводской школы, в начале XX в. было найдено компромиссное решение. В училище было два отдела: русский и татарский [12]. И при каждом отделе имелся свой вероучитель - православный и мусульманский. Учителями русско-татарских классов Алафузовского фабрично-заводского училища работали выпускники Казанской татарской учительской школы [6, с.237]. На рубеже Х1Х-ХХ вв. детей татарских рабочих и служащих учил Гафур Кулахметов. Тогда еще никому не известный молодой человек, в будущем стал знаменитым татарским писателем и общественным деятелем.

Для поощрения наиболее талантливых и усердных учащихся в 1901 и 1907 гг. были учрежде-ны три стипендии имени Н.И.Алафузова. В этот насыщенный для истории Алафузовской фабрично-заводской школы период её заведующим являлся Василий Степанович Коротков. Еще до устройства на работу к Алафузовым Коротков имел солидный педагогический стаж - почти 25 лет учительства. Ранее он работал в городском начальном училище в Царевококшайске Казанской губернии. Супруга его - Мария Федоровна Короткова тоже являлась учительницей начальной школы. Супруги жили полностью за счет жалованья и квартирных денег, которые выделяло фабрично-заводское руководство [НА РТ, ф.94, оп.1, д.10991, л.8].

В Алафузовском образовательном доме постоянно выступали различные драматические труп-пы, в том числе образовавшиеся после революции 1905 г. татарские театральные труппы. Еще одним важным направлением деятельности Образовательного дома была организация просветительских лекций. Некоторые из них проводились с применением «волшебных фонарей», то есть с проекцией различных картин. Такая форма подачи материала была наиболее доступной для простых слоев населения. Еще с конца XIX века просветительские лекции с «туманными картинками и волшебными фонарями» устраивались для широкого круга зрителей городскими и земскими органами самоуправления, общественными организациями.

В Алафузовском образовательном доме неоднократно выступал для рабочих известный казан-ский театральный критик Н.Ф. Юшков. Его лекции вызывали интерес у слушателей, поскольку среди них многие служащие и рабочие участвовали в работе Алафузовского народного театра и устраивали любительские спектакли [4, с280]. Театральные постановки артистов-любителей из числа фабрично-заводских работников устраивались не только на русском языке, но и на татарском. Например, субботним днем 10 февраля 1907 года артисты-любители представили татарский спектакль «Уят» («Стыд»). Интересно, что по сюжету пьесы главным героем являлся фабрикант Ильяс. Среди действующих лиц были также управляющий, бывший приказчик, рабочие и другие персонажи. Очевидно, что данная пьеса режиссером Ю.Гафуровым была выбрана неслучайно, она напоминала будни самих артистов-фабричных работников.

Также в Алафузовском народном доме был организован собственный хор певчих и оркестр. На их содержание фирмой ежегодно расходовалось около 2000 рублей.

Алафузовский народный дом занимал важное место в повседневности жителей Ягодной слободы. По замечанию корреспондента газеты «Камско-Волжская речь» в 1909 году, «всякий более или менее культурный слобожанин ясно и отчетливо сознавал, какую роль за последние десять лет играл в его жизни Алафузовский театр». Действительно, однообразные выходные и вечера после работы, которые скрашивали, в лучшем случае, походы в слободские кабаки и пивные, с открытием этого культурно-просветительского учреждения значительно изменились. У рабочего человека появилась альтернатива питейным заведениям «И вот на фоне этой обывательщины появляется Алафузовский театр. Правда, назначение этого театра было вовсе не то, чтобы он обслуживал слободу, но так это случилось - вскоре вокруг него стало группироваться все, что было лучшего в слободе, он остался им и до последнего времени. Спектакли, доступные раньше только для немногих, зажиточных слобожан, сделались близкими для широкой слободской публики и тот серый обыватель, который раньше не знал театра, теперь сделался его постоянным посетителем», -констатировал сторонний наблюдатель в 1909 году [2, с541-542]. Алафузовский народный театр, действительно, стал центром притяжения для жителей слободы. Однако, помимо культурно-развлекательных мероприятий он привлекал и как место всевозможных сборов, в том числе революционных кружков. Здесь проходили собрания и митинги рабочих, в которых звучала критика управленческой работы Алафузовского общества. Таким образом, народный дом послужил и для консолидации рабочих сил, которые в конечном итоге начали действовать против администрации фабрики и завода.

Несмотря на «побочные эффекты» своей социальной политики, руководство предприятия про-должало вести работу в области просвещения работников и их детей. Просветительская деятельность семьи Алафузовых не ограничивались лишь организацией и содержанием начального училища для детей. Немало внимания уделяли они и развитию взрослых рабочих. В это время в Европе особую популярность приобрели «народные университеты», которые предполагали обучение отдельной области знаний или усвоение конкретных навыков. По этому поводу в Алафузовском образовательном доме в 1907 г. была организована даже специальная лекция, которую читал В.Н. Ивановский. Он изложил свои мысли максимально простым языком, без особых терминов, что очень понравилось слушателям. В зале Алафузовского театра собрались около 400 человек. В лекции говорилось о развитии «народных университетов» в Западной Европе и самое главное сообщалось об открытии подобных курсов для взрослых в Казани. Они должны были начаться осенью 1907 г., предполагалось открыть курсы по медицине, математике, механике, общественным и естественным наукам, литературе, истории [11].

При этом данная идея была не новой для руководства казанскими предприятиями фирмы. В конце 1902 г. торгово-промышленное общество Алафузовских заводов и фабрик выступило перед Казанским губернским по фабричным делам присутствием, а потом и перед другими органами власти с инициативой об открытии вечерних технических курсов для фабрично-заводских рабочих. В них предполагалось ознакомить

рабочих с основами арифметики, физики, химии, технологии волокнистых веществ, механики и черчения [НА РТ, ф.793, оп.1, д. 27, л.1]. Технические курсы планировали открыть в аудитории Алафузовского образовательного дома. Заведующим назначался служащий завода Иван Константинович Лисовский, он же должен был преподавать механику и черчение. И для ведения остальных предметов руководство фирмы Алафузовых хотела привлечь собственный технический персонал. Инженер-технолог Бернард Андреевич Веселовский вызвался вести арифметику и технологию волокнистых веществ, Иван Григорьевич Богданов -физику и химию [НАРТ, ф.793, оп.1, д.27, л.3]. Все эти предметы были тесно связаны с фабрично-заводским производством и могли бы значительно повысить профессиональный уровень рабочих. Но благая идея не была реализована, традиционные российские бюрократические барьеры приостановили ход этого общеполезного просветительского дела. Казанское губернское по фабричным делам присутствие, на очередном обсуждении вопроса об открытии технических курсов, вынесло вердикт о том, что еще не получены соответствующие рекомендации от Министерства финансов. Поэтому и открытие такого рода курсов посчитали преждевременным [НА РТ, ф.793, оп.1, д.27, л.15].

Судя по документам, руководству Алафузовских заводов и фабрики через некоторое время все же удалось открыть курсы для взрослых, но, очевидно, они не имели столь обширной программы обучения, как в проекте технических курсов 1902 г. Так, 2 октября 1909 г. рабочие-мусульмане, по-сещающие курсы для взрослых при фабрично-заводской школе, обратились с просьбой в комитет Алафузовского образовательного дома с просьбой продлить им срок обучения. В числе просителей было 17 человек. Татарские рабочие на этих курсах обучались русскому письму [НА РТ, ф.94, оп.2, д.802, л.8].

Еще одним направлением просветительской работы фамилии Алафузовых стало учреждение в 1916 г. Просветительного фонда имени Лидии Андреевны и Николая Ивановича Алафузовых. Инициатором создания фонда выступило Общество потребителей при Алафузовских фабриках и заводах г. Казани. Решение это было принято в заседании 30-го сентября 1916 г. и приурочено к их 25-летней деятельности в делах фирмы. На образование просветительного фонда отчислен капитал в сумме 2 000 рублей из прибылей Общества за 19151916 год. Из этого капитала планировалось ежегодно отчислять 250 рублей на стипендии ученикам - детям членов Общества потребителей - служащих и рабочих, которые обучались в трех учебных заведениях г.Казани -мужском и женском коммерческих училищах (по 100 рублей ) и во втором Городском Высшем начальном училище (50 рублей). При отсутствии учащихся в коммерческих училищах и городском высшем начальном училище, стипендии предоставлялись лучшим выпускникам фабрично-заводской школы Алафузовых [НА РТ, ф.94, оп.2, д.503, л.1].

Просветительская деятельность семьи Алафузовых и руководства предприятия, возглавляемого им, была разноплановой и продолжалась на протяжении почти шести десятилетий. В данной работе придавалось большое значение не оказанию разовой помощи, а системной поддержке нуждающихся. Поэтому практически с первых лет основания фирмы была организована фабрично-заводская школа, открылись долгосрочные стипендиальные программы, а в начале XX века выстроен многопрофильный Алафузовский образовательный дом. Реализация данного проекта в полной мере демонстрировала те социокультурные изменения, произошедшие в среде промышленных служащих и рабочих на рубеже XIX-XX столетий. В этот период увеличилось количество рабочих, которые представляли собой класс пролетариев: оторванные от своих крестьянских наделов они окончательно обосновались в промышленных окраинах городов. В эпоху технического прогресса наибольшую остроту приобрел вопрос о профессиональной квалификации работников, об их общем культурном уровне, ведь соблюдение трудовой этики также влияло на ход производства.

Вечерние курсы для рабочих, открытие библиотеки-читальни, где была представлена и техническая литература, развлекательные мероприятия в Алафузовском народном доме - все это было частью свободного времяпрепровождения служащих и рабочих. С помощью этих мер, руководство фирмы пыталось изменить повседневный уклад своих работников, где зачастую рабочие будни сменялись весьма однообразными выходными с горячительными напитками. Систематичная просветительская деятельность Алафузовых, действительно, расширила кругозор рабочих и служащих, изменила стиль мышления и открыла новые горизонты для реализации возможностей. Существование в Алафузовских фабриках и заводах политических кружков среди рабочих говорило не только об их общем недовольстве своим материальным положением, но и об определенном культурно-образо-вательном уровне, когда работник мог осознавать свою гражданскую позицию и сформулировать собственные требования.

Источники

1. НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан 1. NA RT - Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan

Литература

1. Записка об устройстве Образовательного Дома для 1. Zapiska ob ustrojstve Obrazovatel'nogo Doma dlja rabochih рабочих на Алафузовских фабриках и заводах в Казани. - na Alafuzovskih fabrikah i zavodah v Kazani. - Kazan':

Казань: Типография П.Кидалинского, 1899. - 22 с.

2. История Казани в документах и материалах: XX век / под ред. Р.У.Амирханова. - Казань: Магариф, 2004. - 711 с.

3. История Казани в документах и материалах: XIX век. -Кн.1. Промышленность, торговля, финансы / под ред. И.К.Загидуллина. - Казань: Магариф, 2005. - 718 с.

4. История Казани. - Кн.1. - Казань: Татарское книжн. изд-тво, 1988. - 349 с.

5. Казан мухбире. - 1906. - 18 июня (на тат. яз.)

6. Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.: сборник документов и материалов. - Казань: Гасыр, 2005.255 с.

7. Казанский телеграф. - 1893. - 2 декабря.

8. Казанский телеграф. - 1893. - 21 ноября. - №212.

9. Казанский телеграф. - 1893. - 28 ноября.

10. Казанский телеграф. - 1900. - 17 сентября.

11. Казанский телеграф. - 1907. - 6 мая. - №4264.

12. Казанский телеграф. - 1907. - 8 февраля. - №4195.

13. Казанский телеграф. - 1915. - 12 сентября. - № 6672.

14. Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России в XIX веке: Социальные и культурные аспекты. - М.: РОССПЭН, 2008. - 446 с.

15. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. - Т^Г^ - СПб., 1898.

16. Чканова Т.Б. Алафузовский Образовательный дом // Ежегодник-2004. Национальный музей Республики Татарстан. - Казань, 2006. - С.154-155.

Tipografija P.Kidalinskogo, 1899. - 22 s.

2. Istorija Kazani v dokumentah i materialah: XX vek / pod red. R.U.Amirhanova. - Kazan': Magarif, 2004. - 711 s.

3. Istorija Kazani v dokumentah i materialah: XIX vek. - Kn.1. Promyshlennost', torgovlja, finansy / pod red. I.K.Zagidullina.

- Kazan': Magarif, 2005. - 718 s.

4. Istorija Kazani. - Kn.1. - Kazan': Tatarskoe knizhn. izd-tvo, 1988. - 349 s.

5. Kazan muhbire. - 1906. - 18 ijunja (na tat. jaz.)

6. Kazanskaja tatarskaja uchitel'skaja shkola 1876-1917 gg.: sbornik dokumentov i materialov. - Kazan': Gasyr, 2005.- 255 s.

7. Kazanskij telegraf. - 1893. - 2 dekabrja.

8. Kazanskij telegraf. - 1893. - 21 nojabrja. - №212.

9. Kazanskij telegraf. - 1893. - 28 nojabrja.

10. Kazanskij telegraf. - 1900. - 17 sentjabrja.

11. Kazanskij telegraf. - 1907. - 6 maja. - №4264.

12. Kazanskij telegraf. - 1907. - 8 fevralja. - №4195.

13. Kazanskij telegraf. - 1915. - 12 sentjabrja. - № 6672.

14. Koshman L.V. Gorod i gorodskaja zhizn' v Rossii v XIX veke: Social'nye i kul'turnye aspekty. - M.: ROSSPJeN, 2008.

- 446 s.

15. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. 3-e. -T.XIV. - SPb., 1898.

16. Chkanova T.B. Alafuzovskij Obrazovatel'nyj dom // Ezhegodnik-2004. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan. -Kazan', 2006. - S.154-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.