УДК 37.014(470):379.83 DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.024
Н. С. Черезова, Г. У. Матушанский
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК РЕСУРС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В настоящей статье авторы рассматривают педагогическую роль культурно -познавательного туризма в современной индустрии отдыха. Актуальность исследования обусловлена значением данного вида туризма в обучении экскурсантов. Цель статьи заключается в определении сущности и специфики культурно-познавательного туризма как обучающего ресурса. Обозначены функции культурно-познавательного туризма, такие как познавательная, образовательная, воспитательная, рекреационная, просветительская, творческая, социальная и другие. Приводится классификация направлений данного вида туризма. Делается вывод о необходимости уделять больше внимания этому направлению в современной индустрии туризма, которое не только способствует социально-экономическому развитию страны, но и выполняет многоплановые функции как в образовательной системе, так и в рекреационной, оказывая благотворное воздействие на психологическую составляющую человека.
В статье также рассмотрены особенности и сложности в организации культурно -познавательного туризма для туристов разных возрастов, в частности, для лиц пенсионного возраста и людей с ограниченными возможностями. Обозначен круг проблем в развитии инклюзивного туризма в России. Делается акцент на особенностях в организации и проведении экскурсий как дидактического средства для туристов с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется экскурсии как эффективному педагогическому средству, которое способствует совершенствованию коммуникативной компетенции, формированию мировоззрения, расширению кругозора, получению знаний. Также авторы приводят классификацию комплекса экскурсионных услуг. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для подготовки специалистов в индустрии туризма.
Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, функции туризма, экскурсии, памятники истории и культуры, инклюзивный и пенсионный туризм, средства обучения
N. S. Cherezova, G. U. Matushanskiy
CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM AS A RESOURCE IN THE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
Abstract. The article analyses the pedagogical role of cultural and educational tourism in the modern recreation industry. The relevance of the article is due to the importance of this type of tourism in the training of excursionists. The purpose of the article is to determine the essence of cultural and educational tourism as an educational resource. The paper presents the functions of cultural and educational tourism (they are cognitive, educational, recreational, creative, enlightening, social and others); provides the classification of areas of this type of tourism. The authors conclude that it is necessary to pay more attention to this area in the modern tourism industry. It contributes not only to the socio-economic development, but also performs multifaceted functions both in the educational and recreational systems. This type of tourism has a beneficial effect on the psychological component of a person.
The paper also considers the features and difficulties in organizing cultural and educational tourism for different age categories of tourists, such as elderly people and people with health limitations; outlines
the range of problems in the development of inclusive tourism in Russia; emphasizes the peculiarities in organizing and conducting excursions as a didactic tool for tourists of this category. Special attention is paid to excursions as an effective pedagogical tool that contributes to the improvement of communicative competence, formation of a worldview, expansion of horizons, and acquisition of knowledge. Also, the authors give the classification of the complex of excursion services. The results of research can be used in the preparation of teaching material for training specialists in tourism industry.
Keywords: cultural and educational tourism, functions of tourism, excursions, historical and cultural monuments, inclusive and retirement tourism, training tools
Введение. Наиболее перспективным и распространенным на сегодняшний день видом туризма является культурно-познавательный. Сложившаяся международная ситуация, связанная сначала с пандемией Covid-19, а затем и с проведением СВО, вызвала непростое внешнеполитическое положение, нестабильность валют, а также сложности туристического характера, связанные с выездом за границу, что делает совершенствование культурно-познавательного туризма внутри страны актуальным и приоритетным. По мнению экспертов, внутренний культурно-познавательный туризм в современных условиях можно рассматривать как перспективное направление социально-экономического развития нашей страны. Так, Е. А. Лукьяненко связывает этот вид туризма с посещением культурных мероприятий и культурно-исторических достопримечательностей, таких как музеи, исторические места, художественные галереи, музыкальные и драматические театры, т. е. всего того, что представляет собой отечественное историческое наследие [10]. Культурно-познавательный туризм позволяет получить новую информацию и опыт для удовлетворения культурных потребностей российского гражданина [2].
Данный вид туризма также называют экскурсионным. Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с предметом изучения: экскурсант получает новые знания о природных явлениях, обществе, исторических событиях и т. п. Экскурсия обладает и воспитательным воздействием. Она является частью педагогического процесса, выполняет образовательные функции, формирует мировоззрение людей.
Культурно-познавательный туризм призван комплексно решать задачи обучения и воспитания. Как въездной, так и внутренний туризм должны обеспечить экономический и социокультурный прогресс в регионах Российской Федерации [9]. Данный вид туризма предназначен для людей, интересующихся культурой, историческими событиями, традициями и бытом других народов и стран.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что такая нестандартная и специфическая форма общения, как экскурсия, является эффективным педагогическим средством в получении значительного объема новой информации, формировании мыслительной деятельности и интеллектуальном развитии человека. Культурно-познавательный туризм способствует повышению физического и духовного потенциала человека, расширению его кругозора, приобретению новых знаний и удовлетворению потребностей в самовыражении и творчестве. Современные тенденции, направленные на наполнение содержания экскурсионных программ развлекательными интерактивными мероприятиями, такими как, например, квест-задания, зачастую ставят на «второй план» тот факт, что экскурсии присущи две педагогические задачи: когнитивная (обеспечивающая экскурсантов знаниями) и воспитательная (формирующая мировоззрение экскурсантов).
Цель данного исследования заключается в определении сущности и специфики культурно-познавательного туризма как образовательного ресурса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- конкретизировать понятие «культурно-познавательный туризм»;
- выявить и классифицировать его функции;
- обосновать место и роль данного вида туризма в контексте современного обучения и воспитания в российском обществе;
- систематизировать совокупность социальных факторов продуктивного функционирования и развития культурно-познавательного туризма.
Материал и методы исследования. Нами были изучены исследования зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии и других научных дисциплин, проанализированы материалы конференций, семинаров и научные работы. Благодаря использованию сравнительного анализа удалось определить потребности различных социальных групп населения и выявить роль культурно-познавательных факторов для каждой группы. Метод обобщения статистических данных позволил выявить, как культурно-познавательные потребности влияют на каждого туриста. Из эмпирических методов исследования были применены опрос и анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Культурно-познавательный туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и народов на собственном опыте. Задача данного вида туризма - ознакомление с достопримечательностями. Организованный отдых и экскурсионная деятельность способствуют присвоению культурного и духовного наследия человечества. Экскурсии во время путешествий позволяют лучше взглянуть на жизнь людей, узнать о научных достижениях, технологиях, культуре и повседневной жизни в других странах или регионах. Познание окружающего мира осуществляется посредством экскурсионно насыщенного путешествия и, как следствие, способствует расширению кругозора человека. Являясь дидактическим средством, экскурсия ставит перед собой познавательные, обучающие и воспитательные цели. Во время экскурсии человек получает незабываемые впечатления, яркие эмоции и новую информацию, что положительно сказывается на когнитивном процессе. Экскурсия является одной из наиболее активных форм обучения, воспитания и гармонизации личности путем погружения в естественную, традиционную для данной или иной культуры среду, требующую освоения.
Одной из аксиом педагогики вообще и дидактики как теории обучения в частности является принцип наглядности. У истоков этого принципа стояли такие педагоги, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, Ю. К. Ба-банский и др. Современные педагоги подчеркивают, что от 70 до 90 % информации, получаемой мозгом, предоставляет зрение [3]. Наглядность - основание и завершение формирования в сознании человека модели реальной действительности. Схоластическое, умозрительное образование в современном мире неактуально. Обучающимся важно видеть объекты реальной действительности, иметь возможность получать базовые практические навыки применения полученных теоретических знаний и приобретать основы компетенций как умений. В рамках экскурсии можно продемонстрировать применение знаний на практике: как именно и где работает перегонный куб, по каким формулам рассчитывается инфраструктура постройки, как происходит обжиг керамики и. т. п. Так, связь теории и практики - это то, что крайне необходимо, особенно при получении профессионального образования. Таким образом, культурно-познавательный туризм следует понимать как часть образовательного процесса приобретения конкретных знаний в сфере общего или профессионального образования через визуализацию изучаемых объектов и освоение базовых действий с ними.
Все многообразие направлений культурно-познавательного туризма, предложенное О. И. Писаревским [11], представлено в табл. 1.
Таблица 1 - Классификация направлений культурно-познавательного туризма
№ Направления Отличительные свойства
1. Исторический Познание культурного и исторического наследия страны
2. Религиозный Освоение памятников религиозной культуры
3. Паломнический Посещение священных мест той или иной религии, связанных с выполнением определенных религиозных обрядов, участие в праздновании религиозных событий
4. Этнический Знакомство с языком, бытом, культурой, праздниками и обрядами выбранного этноса
5. Этнографический Осмотр объектов, созданных или обнаруженных в процессе изучения традиций, обрядов, творчества, культуры этноса
6. Фольклорный Посещение объектов и центров материально-духовной культуры народов
7. Антропологический Изучение культур исчезнувших этносов, посещение мест компактного проживания народов, находящихся под угрозой исчезновения, и малочисленных народов
8. Археологический Участие в экспедиции, подразумевающей научное открытие и выполнение каких-либо поставленных задач
9. Событийный Поездка, целью которой является участие в событии и/или мероприятии культурной, спортивной, этнографической, выставочной направленности
10. Художественный Определяется также как арт-туризм, предполагает посещение арт-мероприятий и событий
11. Музейный Специальное направление деятельности музеев в сфере оказания туристических услуг
12. Архитектурный Знакомство с архитектурно-градостроительными памятниками, садово-парковым и монументально-изобразительным искусством, а также деятельностью градостроительных организаций, жизнью и творчеством архитекторов
13. Замковый Посещение и знакомство с замками как памятниками исторического и архитектурного наследия
14. Дворцовый Посещение и знакомство с дворцово-усадебными комплексами
15. Литературный Ознакомление с памятными местами, описываемыми в литературных произведениях, а также связанными с творчеством писателей
16. Музыкальный Разновидность событийного туризма, поездка в город или населенный пункт с целью посещения музыкального фестиваля или представления
Все данные виды туризма объединяет элемент познания, получения новой информации об объектах культурного наследия и истории страны. Путешествия культурно-познавательного характера призваны духовно обогатить человека и приобщить его к историческому наследию отечества.
Являясь как самостоятельной деятельностью, так и частью всего комплекса туристических услуг, экскурсии могут быть классифицированы, как представлено в таблице 2.
Классификация экскурсионных услуг является важной составляющей в организации экскурсий, помогает в подборке необходимого материала для подготовки индивидуального текста, выборе правильных педагогических средств при работе с экскурсантами.
Таблица 2 - Классификация комплекса экскурсионных услуг
№ Признаки Особенность
1. Содержание Обзорные (многоплановые), тематические
2. Состав Местное население, приезжие, взрослые, школьники и др.
3. Количество участников Индивидуальные и групповые
4. Способ передвижения Пешеходные, с использованием транспорта (автобус, автомобиль, вертолет, катер и т. п.)
5. Место проведения Городские, загородные, музейные, производственные и т. д.
6. Продолжительность От 1 академического часа (45 минут) до суток
7. Форма проведения Экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт, онлайн-экскурсия
Существуют следующие функции культурно-познавательного туризма (табл. 3):
Таблица 3 - Классификация функций культурно-познавательного туризма
№ Функция Назначение
1. Познавательная Позволяющая получить и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания о явлениях природы, архитектуры и историческом прошлом стран и регионов, знакомящая с культурой других народов
2. Образовательная Способствующая обучению и воспитанию личности, приобретению знаний, умений и навыков
3. Просветительская Передающая определенного рода знания
4. Паломническая Позволяющая поклониться (приобщиться) к реликвиям, имеющим сакральное значение для данной конкретной религии
5. Функция культурного обмена Способствующая взаимодействию и взаимообогащению культур разных народов
6. Творческая Побуждающая к творческой деятельности, выступающая как совокупность опыта, полученного во время путешествия и личностного креативного потенциала индивида
7. Эмоциональная Дающая позитивные эмоции, которые повышают способность к запоминанию информации
8. Социальная Способствующая приобретению и развитию коммуникативных способностей
9. Психологическая Восстанавливающая психические ресурсы активным способом, помогающая отвлечься от бытовых обязанностей и монотонности быта
10. Личностно ориентированная Побуждающая к саморазвитию
11. Оздоровительная Направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной жизни
12. Реабилитационная Восстанавливающая психологическое и физическое здоровье человека
Выделяют ряд факторов, от которых зависят интересы туристов. К таковым относятся возраст, пол, национальность, уровень образования, доходы туристов, их увлечения, хобби и др. В таблице 4 показана классификация туристов в соответствии с их возрастной шкалой.
Таблица 4 - Классификация туристов в зависимости от их возраста
№ Возрастной интервал Интересы туристов
1. До 14 лет Дети, путешествующие с родителями; здесь родители, как правило, ориентированы на получение знаний детьми и поддержание их интереса во время экскурсионного процесса
2. От 15 до 24 лет Молодежь, которая уже путешествует без родителей; здесь в поддержании интереса можно прибегнуть к применению инновационных форм проведения экскурсий: квестов, иммерсивных экскурсий и т. д.
3. От 25 до 44 лет Работающие и экономически активные туристы, которые проводят время на отдыхе со своими семьями или друзьями, представляющие собой наиболее многочисленную группу
4. От 45 до 64 лет Люди среднего возраста, сегмент работающих, экономически активных туристов, не обремененных детьми, которые много внимания уделяют организации своего отдыха - тщательно выбирают предлагаемые на туристическом рынке продукты
5. Старше 65 лет Лица пенсионного возраста; необходимо учитывать особенности этого возраста: доступность осматриваемых достопримечательностей, замедленный темп движения, более частые остановки во время экскурсии, медленная скорость передачи информации, более громкая речь экскурсовода
Предлагаемые туристам экскурсионные услуги должны быть психологически и педагогически оправданы потребностями туристов разных возрастных категорий. Так, для детей будут приемлемы более активные формы проведения экскурсий, для людей
трудоспособных, ведущих в повседневной жизни активную деятельность, подойдут более спокойные мероприятия (светские салоны, музеи, литературные гостиные и творческие вечера).
Рассмотрим трудности в организации экскурсионной деятельности для разных возрастных групп. Неоспоримо значительное влияние этой деятельности на школьников, студентов и молодежь. Изучение истории своей страны, края или города посредством экскурсионной деятельности содействует воспитанию патриотизма у молодого поколения, что сегодня представляется особенно актуальным. Для молодежи такой туризм является хорошим средством гармоничного развития, осуществляющегося в виде отдыха и общественно полезной деятельности. Этот туризм интегрирует все значимые направления развития личности: нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое и др.
В современной социально-экономической ситуации представляется важным поддержать и развить проекты культурно-познавательного туризма для молодежи, так как эта деятельность поможет активизировать социально-педагогическое воздействие на молодое поколение, сформировать гармоничную и всесторонне развитую личность. Об этом пишут отечественные исследователи (Н. А. Береза [1], А. М. Егорычев [6], А. В. Иванов [7] и др.).
Педагогическое воздействие в экскурсионной деятельности происходит посредством освоения памятников истории, культуры, архитектуры и т. д. К ним относятся здания, сооружения, памятные места, предметы культурного наследия, связанные с историей народа или государства. Данные памятники представляют собой историческую, научную, художественную, культурную или иную ценность. Основные виды памятников истории и культуры приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Виды памятников истории и культуры
№ Виды культурно-исторических памятников Особенности
1. Истории Здания, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, героев, деятелей науки.
2. Археологии Объекты материальной культуры, относящиеся к определенному историческому периоду, несущие в себе определенный объем информации о прошлом
3. Архитектуры (градостроительства) Объекты культурного наследия: отдельные постройки, здания, площади, улицы и т. п.
4. Искусства Художественные произведения, представляющие интерес для истории искусства
5. Документальные памятники Акты органов государственной власти и управления, письменные графические документы, кино- и фотодокументы, древние рукописи и архивы
К культурно-историческим памятникам можно отнести и другие объекты, такие как театры, спортивные комплексы, зоопарки, кустарные промыслы и народные обычаи. Все перечисленные памятники являются объектами культурного наследия, их освоение происходит посредством туристической деятельности, что ведет к духовному обогащению, расширению кругозора и самосовершенствованию путешествующих.
Еще одна категория туристов - это люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких людей культурно-познавательный туризм является эффективным средством социализации. Его также принято называть инклюзивными туризмом, хотя этот термин не является устоявшимся ни в науке, ни в практике. На сегодняшний день научных работ, посвященных данному виду туризма и его роли в образовании людей с ОВЗ, относительно мало.
На протяжении более двух десятилетий ведется концептуализация понятийного аппарата инклюзивного туризма [12]. Этот вид туризма отличается открытой структурой,
включающей разных участников. Для людей с ограниченными возможностями (вербального, визуального, звукового и когнитивного характера) следует обеспечить доступность за счет универсальных туристических предложений в размещении, транспорте и др. Этим людям важно создать комфортную среду, где они смогут на равных условиях, с чувством собственного достоинства приобретать знания, получать новую информацию и расширять кругозор [4]. Эта часть туристического рынка в России еще называется «доступным туризмом», «туризмом для всех», «адаптивным туризмом», «безбарьерным туризмом», «паратуризмом» [8]. Туристическая деятельность выступает здесь как средство социализации, позволяет восстановить психологические и физические силы. С помощью средств, использующихся в туризме, можно менять окружающие условия и характер деятельности человека с ОВЗ. Через туристическую деятельность происходит познание человеком природы, культуры и традиций. Основные на сегодняшний день проблемы в развитии инклюзивного туризма в России представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Проблемы в развитии инклюзивного туризма в России
№ Проблемы Особенности
1. Незаинтересованность туроператоров в предоставлении услуг туристам с ОВЗ Трудность в организации туров для людей с ОВЗ, так как существует необходимость в совершенствовании обслуживания данной категории туристов в гостиницах, ресторанах, наличии доступных музеев и т. д.
2. Бюрократизм государственной и муниципальной систем управления Медленно создается доступная среда для путешествующих людей с ОВЗ, недостаточно разработаны социальные программы
3. Отношение общества к лицам с ОВЗ Отсутствие информированности в обществе об особенностях людей с тем или иным заболеванием, где основным источником получения информации являются средства массовой информации
4. Материальное положение потенциальных туристов данного сегмента рынка Вследствие низкого материального положения инвалиды редко могут позволить себе путешествовать
5. Недостаток опыта в данной области Отсутствие специалистов по обслуживанию подобного рода клиентов
6. Неразвитость инфраструктуры, отсутствие безбарьерной среды, способствующей развитию инклюзивного туризма Отсутствие доступности в туристических местах, предприятиях питания, туалетах, а также пандусах и специальных подъемниках для инвалидов с физическими ограничениями; необходимость дублирования звуковой и текстовой информации для слепых и глухих
Следовательно, инклюзивный туризм в России развит крайне слабо и не готов к полноценному обслуживанию людей с ОВЗ, так как не все туристические места доступны для них. Наша страна отстает в области социальной интеграции данной категории людей, но все же намечается тенденция к изменению отношения общества к лицам, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. И культурно-познавательный туризм можно рассматривать как эффективное средство в комплексной реабилитации данной группы лиц.
Еще одна группа туристов - люди пенсионного возраста. ООН утверждает, что пожилые люди составляют 22-24 % от общей численности населения в экономически развитых странах. Ожидается, что этот показатель будет увеличиваться. По прогнозам экспертов, пожилое население России также будет расти. В этой связи перед российским правительством встают новые задачи по обеспечению качества жизни этой группы граждан. Культурно-познавательный туризм следует рассматривать как один из методов поддержания активного и здорового образа жизни пожилого человека. Современные исследователи считают сегмент туристического рынка пожилых людей одним из источников развития отечественного
туризма. Вовлечение людей пожилого возраста в туристическую деятельность является одной из основных и приоритетных государственных задач [5].
Старшие поколения туристов в Европе часто путешествуют с помощью социальных программ. Эти программы позволяют пожилым путешественникам совершать поездки за пределами их возрастных групп, которые обычно им недоступны. В результате эти туристы предъявляют особые требования к своим поездкам, которые не удовлетворяются другими видами туризма. Они предпочитают пляжный, культурный и познавательный отдых. Им также нужен индивидуальный подход к их путешествию, так как у них есть особые потребности в транспорте, проживании и самих программах. Для данной категории туристов также важными являются приобретение новых знаний и расширение своего кругозора во время совершения туристических поездок.
Туристическая индустрия России для людей «третьего возраста» находится в зачаточном состоянии. По сути, страна официально не признает эту конкретную демографическую группу туристов. Следовательно, пожилые российские туристы сталкиваются с рядом проблем, которых нет у других туристов. В частности, им не хватает поддержки со стороны государства и они должны полагаться исключительно на помощь членов своих семей или самих себя. Решение этой проблемы требует продвижения программ социального туризма и оказания помощи пожилым путешественникам. Реализация культурно-познавательного туризма для лиц пенсионного возраста и людей с ОВЗ является комплексной задачей.
Выводы. Таким образом, авторами показана обучающая роль культурно-познавательного туризма в современной индустрии отдыха. Проведенное исследование позволило конкретизировать понятие «культурно-познавательный туризм», сделана классификация категории лиц, совершающих поездки с культурно-познавательной целью, выявлены направления и функции культурно-познавательного туризма. В статье приведены классификации направлений и функций культурно-познавательного туризма, комплекса экскурсионных услуг, интересов туристов в зависимости от возраста, видов памятников истории и культуры, проблем развития инклюзивного и пенсионного туризма в России.
Научной новизной работы является классификация и систематизация круга проблем, препятствующих развитию культурно-познавательного туризма в России. Особое внимание требуется при разработке туров и экскурсий, осуществляющихся с культурно-познавательной целью для туристов с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста. Полученные в процессе исследования данные можно использовать при подготовке специалистов в индустрии туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береза Н. А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Т. К. Ростовской, И. А. Шаповаловой. - М., 2017. - С. 68-75.
2. БиржаковМ. Б. Введение в туризм. - Изд. 5-е. - СПб. : Изд. дом «Герда», 2003. - 320 с.
3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7 класс : учебник. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 205 с.
4. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www2.unto.org (дата обращения: 10.09.2022).
5. Гроше в И. В., Корчагин Е. П. Проблемы развития российского рынка туризма для потребительского сегмента лиц старшего возраста // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 3(125). - C. 83-91.
6. Егорычев А. М. Социальное здоровье российской молодежи в условиях социокультурной динамики современного общества // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (07 ноября 2017 г.) - М. : Перспектива, 2017. - С. 110-119.
7. Иванов А. В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 6. - С. 37-46.
8. Иванов В. Д., Талызов С. Н., Абрамов Л. В. Инклюзивный туризм: туризм для лиц с ограниченными возможностями // Развитие науки и образования в современном мире : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. - М., 2018. - С. 110-116.
9. Козлова К. В. Анализ развития современных видов туризма в России // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России : материалы Всерос. студенческой науч. конф. - СПб., 2019. - С. 186-190.
10. Лукьяненко Е. А., Чеглазова М. Е. Культурный туризм : учебное пособие. - Симферополь : ИТ «Ариал», 2012. - 96 с.
11. Основы туризма : учебник / под ред. Е. Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму. 2014. - 384 с.
12. Холодилина Ю. Е., Давыдова К. В. Безбарьерный туризм: понятие и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5. - С. 92-94.
Статья поступила в редакцию 10.01.2023
REFERENCES
1. Bereza N. A. Formirovanie social'nogo zdorov'ya u podrastayushchego pokoleniya v obrazovatel'noj organizacii // Sociokul'turnoe razvitie molodezhi kak faktor formirovaniya social'noj splochennosti grazhdanskogo obshchestva : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. T. K. Rostovskoj, I. A. Shapovalovoj. - M., 2017. -S. 68-75.
2. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm. - Izd. 5-e. - SPb. : Izd. dom «Gerda», 2003. - 320 s.
3. Bosova L. L., Bosova A. Yu. Informatika. 7 klass : uchebnik. - M. : BINOM. Laboratoriya znanij, 2015. - 205 s.
4. Vsemirnaya turistskaya organizaciya (YUNVTO) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www2.unto.org (data obrashcheniya: 10.09.2022).
5. Groshev I. V., Korchagin E. P. Problemy razvitiya rossijskogo rynka turizma dlya potrebitel'skogo segmenta lic starshego vozrasta // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2018. - № 3(125). - S. 83-91.
6. Egorychev A. M. Social'noe zdorov'e rossijskoj molodezhi v usloviyah sociokul'turnoj dinamiki sovremennogo obshchestva // Sociokul'turnoe razvitie molodezhi kak faktor formirovaniya social'noj splochennosti grazhdanskogo ob-shchestva : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (07 noyabrya 2017 g.) - M. : Perspektiva, 2017. - S. 110-119.
7. Ivanov A. V. Cennosti i soderzhanie sovremennogo social'nogo vospitaniya molodezhi Rossii XXI veka // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 2010. - № 6. - S. 37-46.
8. Ivanov V. D., Talyzov S. N., Abramov L. V. Inklyuzivnyj turizm: turizm dlya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami // Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire : sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M., 2018. - S. 110-116.
9. Kozlova K. V. Analiz razvitiya sovremennyh vidov turizma v Rossii // Tendencii razvitiya turizma i gostepriimstva v Rossii : materialy Vseros. studencheskoj nauch. konf. - SPb., 2019. - S. 186-190.
10. Luk'yanenko E. A., Cheglazova M. E. Kul'turnyj turizm : uchebnoe posobie. - Simferopol' : IT «Arial», 2012. - 96 s.
11. Osnovy turizma : uchebnik / pod red. E. L. Pisarevskogo. - M. : Federal'noe agentstvo po turizmu. 2014. - 384 s.
12. Holodilina Yu. E., Davydova K. V. Bezbar'ernyj turizm: ponyatie i sushchnost' // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2017. - № 5. - S. 92-94.
The article was contributed on January 10, 2023
Сведения об авторах
Черезова Наталия Сергеевна - аспирант кафедры истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3021 -4670, [email protected]
Матушанский Григорий Ушерович - доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1416-6119, [email protected]
Author Information
Cherezova, Natalia Sergeevna - Post-graduate Student, Department of History and Pedagogy, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3021-4670, [email protected]
Matushanskiy, Grigoriy Usherovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of History and Pedagogy, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0003-1416-6119, [email protected]