Научная статья на тему 'Культурно-образовательное пространство: дошкольное образовательное учреждение - музей'

Культурно-образовательное пространство: дошкольное образовательное учреждение - музей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGICS / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / МИНИ-МУЗЕЙ / MINI-MUSEUM / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / SUBJECT AND SPATIAL ENVIRONMENT / МУЗЕЙ / MUSEUM / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Нина Александровна

В статье рассматривается понятие культурно-образовательной среды. Как с ее помощью создаются музеи в дошкольных образовательных учреждениях. Музей, является средством адаптации в культурной среде где его пространство освещено в музейных предметах и констатирует опыт культуры. В личностном развитии ребёнка большая роль отводится музейному искусству, при помощи, которого происходит формирование внутреннего мира ребенка, определяется система ценностей. Ребенок погружается в образовательную среду, в которой изучает культуру и историю, музеи становятся одним из первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational space: preschool educational institution - Museum

The article deals with the concept of cultural and educational environment. As with its help, museums are created in pre-school educational institutions. The Museum is a means of adaptation in the cultural environment where its space is illuminated in Museum objects and States the experience of culture. In the personal development of the child, a large role is played by the Museum art, with the help of which the formation of the inner world of the child is determined by the system of values. The child is immersed in the educational environment, where he studies culture and history, museums become one of the first sources of acquaintance with the traditions and values of man and society.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательное пространство: дошкольное образовательное учреждение - музей»

этот опыт был использован в Холодной войне. Были реанимированы межнациональные и религиозные конфликты задействованы оппозиционные силы, преступность, коллаборационистские структуры.

В 60-80-е годы в СССР большое внимание уделялось техническому оснащению войск. В этом плане добились многого - был установлен военно-стратегический паритет с Западом. Позднее, включившись в процесс «мирного сосуществования», руководство СССР разрушило в ходе деидеологизации оборонное сознание населения, идеи и ценности, без которых воспитание невозможно.

Утратило идеалы и ценности и проиграло наше идеологическое оружие, после чего СССР и «социалистический лагерь» были повержены в III Мировой - информационно-психологической войне.

В современном мире значимость идеологии и политического воспитания населения только усилилась. Вполне очевидно, что все последние успешные войны коллективного Запада связаны с разрушением оборонного сознания стран-жертв гибридной войны. Во всех случаях, от войны в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, до современных событий в Сирии и на Украине изначально полем битвы становилось общественное сознание. Только затем вступали в бой местные коллаборационисты и последние очаги сопротивления подавляли НАТОвские бомбардировщики.

Так было и с расчленением СССР, от военной фазы такой войны нас спасло наличие ядерного оружия, а в последующем появление государственно-ориентированного руководства страны. Но на этом геополитическое противоборство в мире не окончилось. На повестке дня - гибридная война, в котором основные театры и средства войны находятся в принципиально новых соотношениях.

Выводы. Главное поле битвы - общественное сознание, средства - идеология. Социальная психология, информация. Такая война, по мнению К. Сивкова «Эффективна только против тех народов и государств, которые к ней «приготовлены», где разрушена или ослаблена система идентификации «свой-чужой», где развита «толерантность» и «свобода совести» на пару со «свободой слова». Нашему обществу безусловно нужна идейная консолидация, которую способно обеспечить только системное воспитание.

Сегодня, когда мир стоит на пороге большой войны нам необходимо возродить в обществе и, особенно, в армии государственно-политическое воспитание на идее патриотизма, которую В.В. Путин определил как национальную идею России, и ценностях российского народа.

Литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 1998. - 390 с.

2. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Ларина. - М.: Политиздат. 1989. - 479 с.

3. Султанов Ш. Оружие «гуманной» войны // Завтра. - 2014. - № 47.

4. Голдберг Д. Либеральный фашизм. История левых сил от Муссолини до Обамы / Пер с англ. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 с.

5. Печуров С. «Расовые» фантазии англосаксов // Независимое военное обозрение. - 2014. - № 10.

6. ЦАМО СССР. ф. 32, оп. 11309, д. 240.

7. Шпенглер О. Закат Гвропы. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.

8. История Второй Мировой войны. 1939-1945 В 12 т. Т. 1. - М.: Воениздат, 1975.

9. Нюрнбергский процесс. В 8 т. Т. II. - М.: Юридическая литература, 1958. - 680 с.

10. XXI век: войны и оружие / Круглый стол экспертов Изборского клуба // Завтра. - 2015. - № 19.

Педагогика

УДК 36.373

аспирант Лысенко Нина Александровна

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - МУЗЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие культурно-образовательной среды. Как с ее помощью создаются музеи в дошкольных образовательных учреждениях. Музей, является средством адаптации в культурной среде где его пространство освещено в музейных предметах и констатирует опыт культуры. В личностном развитии ребёнка большая роль отводится музейному искусству, при помощи, которого происходит формирование внутреннего мира ребенка, определяется система ценностей. Ребенок погружается в образовательную среду, в которой изучает культуру и историю, музеи становятся одним из первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, музейная педагогика, культурная среда, мини-музей, предметно-пространственная среда, музей, федеральный образовательный стандарт, культура, дошкольное образовательное учреждение, культурное пространство, личностный потенциал, развитие творческой личности, патриотическое воспитание.

Annotation. The article deals with the concept of cultural and educational environment. As with its help, museums are created in pre-school educational institutions. The Museum is a means of adaptation in the cultural environment where its space is illuminated in Museum objects and States the experience of culture. In the personal development of the child, a large role is played by the Museum art, with the help of which the formation of the inner world of the child is determined by the system of values. The child is immersed in the educational environment, where he studies culture and history, museums become one of the first sources of acquaintance with the traditions and values of man and society.

Keywords: cultural and educational environment, Museum pedagogics, cultural environment, mini-Museum, subject and spatial environment, Museum, Federal educational standard, culture, preschool educational institution, cultural space, personal potential, development of creative personality, Patriotic education.

Введение. В связи с модернизацией современной системы образования [3] дошкольная педагогика активно осуществляются поиск способа удовлетворения потребностей ребенка в знаниях об окружающем мире в историческом аспекте. У него появляется шанс стать, интеллектуальным человеком приобщаясь к культуре в пространстве музея. С принятием Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) [5]

современное образование предъявляет новые требования к обучению ребенка. Педагоги уделяют особое внимание подбору содержания, методов и приемов воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами детство рассматривается как мир культуры. Важнейшим компонентом современного образования становится позиция, которая позволяет сформировать у детей коммуникативные и нравственные качества личности ребенка в процессе взаимодействия непосредственно в пространстве музея, как института культуры.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является разработка и применение культурно-образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении при помощи создания мини-музеев.

Изложение основного материала статьи. Одной из главных форм реализации потребности ребенка в приобщении к культуре, является музейная педагогика. Музей в музейной педагогики рассматривается как образовательная система, которая способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи и находится на стыке музееведения, педагогики и психологии. Основной целью, которой выступает приобщение к музею подрастающего поколения, развития творческой личности, ее мировоззренческих основ. Сегодня музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая область, создающая условия для погружения личности ребенка в культурно-пространственную среду.

Музей в современных условиях прочно вошел в число институтов воспитания и социализации молодого поколения, являясь важнейшим фактором преемственности и непрерывности развития духовной жизни, центром экспонирования историко-культурного наследия человечества, формирования исторического сознания, нравственной, эстетической культуры, развития патриотических чувств разных возрастных и социальных групп. Рассматривая педагогический потенциал музея, средства музейной педагогики, взаимосвязь «музей - образовательные учреждения» мы ведем их активное внедрение. Перспективным для педагогики явлением представляется появление и развитие в России детских музеев.

Происходит, возрастание роли музея в воспитательном процессе способствует, развитию музейной педагогики, использующей предметно-пространственную среду музея в качестве обучения, воспитания и развития молодого поколения, внедрению новых педагогических технологий в деятельность образовательных учреждений разных ступеней.

Рассматривая определение И.М. Гудкина «культурное пространство» и определение Е.Г. Евдокимова и Г.Н. Петровой, можно сделать вывод о том, что культурно-образовательное пространство, является определением ценности в определенное временя.

Рассматривая культурное пространство как специфическую ценность природного, социального и человеческого компонента, где ребенок выступает как элемент этого пространства. Культурно-образовательное пространство включает в себя пространство, в котором культура отражается как совокупность ценностей, как система воспроизводства и функционирования ценностно-смысловой сферы личности. При этом образование выполняет функцию развития личностной культуры человека, а обучение и воспитание ведут к сохранению ценностей культуры, создавая условия творческой самореализации ребенка. Культурно-образовательная среда создает целостный мир человека и единство его проявления в духовном, социальном взаимодействии с внешним миром культуры. Ребенок, является развивающейся личностью и субъектом культурно-образовательного пространства.

Музей это форма культуры, которая помогает ребенку войти в пространство окружающего мира через него. В ходе, включения ребенка в социально историческое развитие позволяет выполнить культуротворческую функцию.

Музей, является средством адаптации в культурной среде где его пространство освещено в музейных предметах и констатирует опыт культуры.

В личностном развитии ребёнка большая роль отводится музейному искусству, при помощи, которого происходит формирование внутреннего мира ребенка, определяется система ценностей.

Ребенок погружается в образовательную среду, в которой изучает культуру и историю, музеи становятся одним из первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества. Если ребенка окружает среда, где присутствует красота, гуманность, то здесь он может развивать свой личностный потенциал. Предметно-пространственная среда дошкольных образовательных учреждений помогает включить ребенка с дошкольного возраста в современную культуру, где ему предоставляется возможность свободы выбора деятельности совместно с музейной педагогикой и дополнять мини-музеями, выставками, музейными конкурсами и музейными играми [21.

Создавая мини-музеи, дошкольные образовательные учреждения помогают решать задачи связанные с воспитанием, образованием и становление личности ребенка, путем освоения навыков восприятия ценностей культуры в условиях музейной среды. Современные музеи расширяют, возможности образовательного пространства и позволяют, соизмерять представления о традициях, событиях и исторических личностях, что оказывает позитивное влияние на его патриотическое восприятие.

У детей с раннего возраста начинается знакомство с предметным миром. Это познание происходит путем накопления чувственного впечатления от вещей окружающих его. При помощи музея можно раскрыть незнакомые предметы, которых ребенок никогда не встречал. Взаимодействие ребенка с музейными объектами предполагает проявление разных чувств, восприятия образов и формирование индивидуальных представлений. Это взаимодействие может стать развивающим при соблюдении определенных условий: определенное построение беседы взрослого с ребенком, способствующей формированию у них самостоятельного суждения; развитие представлений и практических навыков; учет возрастных особенностей, уровня интеллектуального развития; непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию; включение детей в создание творческих работ. Дети усваивают информацию успешно, если она имеет эмоциональную окраску. Проявление интереса свидетельствует о эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Основа любопытства является любознательность, что способствует проявлению интереса. Взаимосвязь очевидна. Накопление знаний должно быть приятным и занимательным делом. Только тогда ребенок с нетерпением будет ждать новой встречи с музеем.

Усвоение материала детьми дошкольного возраста будет прочным, только когда они слушают, видят и делают все сами. Погружение ребенка в организованную среду и включающая элементы старины, искусства, литературы является фундаментом педагогики музея. Музей источник формирования интересов детей к культуре своего народа и формирует патриотическое воспитание.

Воспитательная функция музея определяется в значимости познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Музей является источником образования познавательного интереса при помощи чего у дошкольников идет накопление экологических знаний о родной природе и необходимости бережного отношения к ней.

Назначение музея - познавательное, речевое развитие дошкольников, социально-коммуникативное развитие, которое позволяет вырастить в детской душе любовь к родному дому, своей семье, окружающей природе, истории нашей страны.

Считаем также важной особенностью мини-музея возможность совместного участия детей и родителей. Дошкольники активно принимают участие в работе, обсуждают тематику мини-музея, работают с экспонатами, своими рисунками, аппликациями пополняют экспозиции.

Дети, участвующие в непосредственно образовательной деятельности повышает качества усвоения знаний; проявление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Таким образом, музейная форма развивает образное познание, происходит формирование социальных установок. Жизнь участников образовательного процесса становится насыщенной и интересной, подымается культура детей, развивается их интеллект, что позволяет лучше познавать мир, является центром сохранения ценностей, ориентировок и педагогической культуры.

Музей как институт образовательной и воспитательной работы, является дополнительным средством, в котором сохраняются, возрождаются и развиваются культурно-исторические традиции, где происходит участие дошкольника в диалоге поколений и развития культур.

Рассматривая, предметно-пространственную среду музея можем видеть отличительные особенности от предметно-пространственной среды дома и учебного заведения. Во-первых, предметы в музее намеренно подтверждаются наличием витрины. Во-вторых, в коллекцию музея входят музейные предметы, которые несут, для посетителя информацию дают, эмоциональное воздействие, воспитывают чувство соприкосновения с событиями и явлениями. В-третьих, в основе музейных экспозиций, разработанными научными сотрудниками музея концепции, которые определяют идейное содержание экспозиции, причины выбора предметов из музейной коллекции, их композиция, интерпретация требует установленного художественного решения.

Делая вывод, можно сказать, что музейные предметы являются научно-организованной совокупностью, которая носит название организованная предметно-пространственная среда музея. При помощи музейных экспонатов происходит отражение состава музейного собрания и происходит раскрытие определенной темы. В организации открытых материалов учитывается восприятие посетителя, характер информации при не востребованности эти материалы могут быть удалены с витрины в архив. Музейные предметы как носители информации проходят отбор, при дополнительном целенаправленном изучении по своей привлекательности, занимаемое место в экспозиции и характер оформления, оснащение необходимой информацией.

Воспитание личности ребенка средствами музейной педагогики закладывает основы понимания ребенком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире [4].

Необходимо с дошкольного детства формировать у ребенка потребность в духовном развитии, культурном досуге. Развивать интерес к истории своего города и его музеям, произведениям народного творчества. Полученный познавательный и эмоциональный опыт с детства позволяет расширять интеллектуальный и эмоциональный опыт. Задача дошкольного педагога пробудить у ребенка чувство любви к Родине, ее традициями.

Музей, является частью культурно-педагогического процесса, имеет ярко выраженную образовательную направленность, где активно участвуют ребенок и педагог, дети и родители, а также другие участники процесса и можно наблюдать совместную деятельность всех участников этого процесса. Детский музей, является одним из видов музея, как универсальный общественный институт, в котором сочетаются признаки и функции общественных объединений, детских клубов, творческих мастерских, развивается разум и чувства ребенка.

Для определения места музеев в системе социально-культурной деятельности имеет значение его социальных функций, исходящих из общего предназначения и предъявляемых им требований. С этой целью возникает необходимость определения специфических возможностей музея и их места в решении актуальных проблем общества, и его роль в воспитании людей. Это позволяет выяснить важность отличительных черт музея как социально-культурного явления, его основных функций в жизни общества, особенностей в воспитании и в социальной активности личности.

Музейная педагогика в дошкольном учреждении предполагает творческое взаимодействие двух образовательных систем - дошкольного учреждения, как учреждения, и музея как учреждения культуры и просветительской деятельности.

Специфика дошкольного музея состоит в его образовательные, где задачи воспитания и обучения, включая свободное время имеет решающее значение. Он также является адресным музеем с детской аудиторией. В дошкольном музеи наблюдается сотрудничество ребенка, педагогов и родителей. Привлечение детей к поисковой и исследовательской деятельности, которая позволяет воспитанникам, становится субъектами процесса. При помощи дошкольных музеев реализуется принцип «музей руками детей и для них самих», где происходит рассмотрение коллекции, которая интересна для посетителей и постоянно используется в работе.

Для определения профиля и жанра дошкольного музея обязательно надо учитывать возможности дошкольного учреждения.

Выводы. Музейной педагогикой изучается история, культурно-образовательная деятельность музеев методы, которые принимаются при работе с посетителями; взаимодействие образовательных учреждений и музеев. Работа с музейной педагогикой дошкольным учреждением предполагает творческое взаимодействие двух образовательных систем - дошкольного учреждения, как учреждения образования, и музея - как учреждения культуры и просветительской деятельности. Воспитательный потенциал музея высок и требует разработанности соответствующих методов и форм.

Со второй половины XX века музеи начинают принимать активное участие в духовной и культурной жизни общества, становясь очагом формирования научного мировоззрения, образования и воспитания. Это центры научных исследований, места рационального использования свободного времени. Музеи, становятся

звеном в единой воспитательной системе государства, активно участвуют в развитии всесторонне развитой личности, при этом создаются условия для формирования социальной активности.

Таким образом, активное совместное использование дошкольной и музейной педагогики, и педагогической культурологии повышает эффективность воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Литература:

1. «Закон об образовании в Российской Федерации». 29.12.2012 года №273-Ф3

2. Лысенко H.A. Вестник СКФУ. Научный журнал.: Ставрополь. - 2016. - №2(53). С. 143-146. (189 с.)

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 2013. - С. 102-105.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

5. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.

Педагогика

УДК 371

доктор философских наук, профессор кафедры истории, культурологии и музееведения Лях Валентина Ивановна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных дисциплин Храмов Валерий Борисович

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Реформа российского образования выдвигает на первый план формирование свободно самореализующейся личности, способной сменить формы деятельности в дискурсе коммуникации и социальной ответственности. Это приводит к необходимости перехода от использования концептов «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» к концептам «компетенция», «компетентность», т.е. актуализирует вопрос о введении и разработки компетентностного подхода в учебном процессе вуза культуры, формировании его сущностной характеристики.

В основе содержания этого подхода лежат педагогические идеи, принципы, технологии, сформированные в учебном процессе, и направленные на комплексное овладение знаниями и умениями, т.е. он становится исследовательским и практико-ориентированным предметом исследования.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, компетентностный подход, гуманитарное образование, технологии, современное общество.

Annotation. Reform of Russian education pulls out on the first plan forming of the freely самореализующейся personality able to change the forms of activity in дискурсе of communication and social responsibility. It results in the necessity of transition from the use of концептов "preparedness", "form", "general culture", "breeding" to концептам "competense", "competence", i.e. актуализирует a question about introduction and developments of компетентностного approach in the educational process of institution of higher learning, forming of his essence maintenance In basis of maintenance of this approach lie pedagogical ideas, principles, technologies formed in an educational process, and sent to the complex capture by knowledge and abilities, i.e. he becomes the research and практико-ориентированным article of research.

Keywords: competenses, competence, компетентностный approach, liberal education, technologies, modern society.

Введение. Модернизация системы образования России требует перехода на образовательные стандарты нового поколения, т.е. перестройки работы всех учебных заведений в соответствии с компетентностный подходом. Основная идея этих изменений лежит в переходе к оценке уровня подготовки выпускников в форме измерения его компетенций, следовательно, требуется переструктуризация и изменение всех учебных программ [3].

Актуальность использования компетентностного подхода в образовательном пространстве вуза культуры стало активно обсуждаться, начиная с 2000 года.

Реализуя деятельностный характер обучения, этот подход ориентирует учебный процесс на практические результаты и вводит в научный оборот концепт «компетентность», означающий умение использовать полученные опыт, знания, умения, методы поведения в условиях конкретной ситуации и конкретной деятельности.

В связи с этим, формирование образовательного пространства вуза культуры проходит сущностные трансформации в содержательной и технологической части профессиональной подготовки студентов.

Внедрение в образовательный процесс вуза культуры, выбранного для изучения, методологического подхода, вызвано осознанием событий, происходящих в обществе и культуре, которые нуждается в сознательных, мыслящих специалистах, способных принимать активное участие в общественной и культурной жизни, ищущих интересные способы осуществления, появляющихся проблем.

Формулировка цели статьи. Изучение введения в учебное пространство вуза культуры компетентностного подхода, выявление его специфики, обоснование его необходимости в создании условий для повышения эффективной профессиональной подготовки работников культуры.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход вошел в научный оборот в конце 80-х годов XX века (Е.В. Бондаревская, П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

Однако, среди ученых нет однозначного мнения о том, когда стал использоваться этот подход. К примеру, по этому поводу Л.Л. Михайлова пишет, что компетентностный подход действительно подход новый, так как имеет свое методологическое обоснование, особенности, отличающие его от подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.