Вестник Томского государственного университета _Культурология и искусствоведение. 2016. № 1(21)_
УДК 069.015
DOI: 10.17223/22220836/21/17
С.А. Кретова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЯХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
В статье представлен анализ сайтов ведущих зарубежных музейных комплексов и музеев 15 университетов, расположенных в 11 странах: Австралии, Великобритании, Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Колумбии, Польше, США, Чили и Чехии. Внимание автора сосредоточено на культурно-образовательной деятельности, являющейся одним из приоритетных направлений работы, которая ведется музеями в высших учебных заведениях за рубежом.
Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность, музеи университетов, музейные комплексыуниверситетов.
В последнее время вопросы культурно-образовательной деятельности музеев все больше приковывают внимание ученых. Изучение вопросов этого направления является лидирующим среди отечественных диссертационных исследований по музейному делу (1990-2013 гг.) [1]. Ведь одной из главных функций любого музея является функция образования и воспитания, иначе говоря, культурно-образовательная функция.
В общих чертах образование означает процесс воспитания и развития человека и его способностей, осуществляемый соответствующими этой задаче способами. В более специфичном музейном контексте образование является актуализацией знаний, происходящих из музея и направленных на развитие и удовлетворение культурных потребностей человека посредством усвоения им этих знаний, на развитие новой восприимчивости и реализацию нового опыта. Теоретической и методологической основой образовательной деятельности в музейной среде служит музейная педагогика. Целью музейной педагогики является передача знаний (информации, умений, взглядов) человеку через индивидуальный подход, имея в виду особенности развития разных социальных групп [2].
Для проведения анализа на сайте Международного комитета университетских музеев и коллекций (International Committee for University Museums and Collections (UMAC) из числа университетов, являющихся членами-участниками комитета [3], были отобраны лучшие музейные комплексы и музеи при 15 университетах и колледжах. Это следующие учреждения и их музеи: Университет Сиднея, Университет Манчестера, Университетский колледж Лондона, Оксфордский университет, Гентский университет (Бельгия), Гёттингенский университет им. Георга-Августа (Германия), Орхусский университет (Дания), Тринити-колледж в Дублине, Национальный колумбийский университет, Ягеллонский университет в Кракове, Гарвардский университет,
1 Статья подготовлена в рамках проекта №8.1.30.2015 по теме «Музейный комплекс ТГУ: история, традиции и перспективы развития в контексте современной политики университета».
Университет Майами, Массачусетский технологический университет, Южный университет Чили, Масариков университет в Брно (Чехия). Все отобранные музеи университетов имеют длинную историю и большой опыт, в том числе и в музейной деятельности. Затем производился перевод сайтов музеев этих университетов.
Богатые и разнообразные коллекции передовых зарубежных музеев при университетах позволяют привлечь в образовательный процесс самые разные категории людей независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности, сферы деятельности, интересов.
Работа с аудиторией в музеях университетов начинается от детей дошкольного возраста, так как именно с детства закладываются первые культурные представления, прививается потребность к новым знаниям: об окружающем мире, о своей истории и культуре.
Затем большое внимание уделяется образованию школьных групп. Формы работы со школьниками разнообразны - это экскурсии, лекции, мастер-классы, конкурсы, научно-познавательные мероприятия и музейно-образовательные программы. Во многих университетских музеях разработана специальная музейно-образовательная программа «К-12» для школьников от первого до двенадцатого класса. В этих музейно-образовательных программах предусматриваются возрастные особенности детей, усвоение материала строится от базового куглубленному. Тематика занятий в программах «К-12» со школьниками является достаточно широкой: от занятий по естественнонаучному циклу до гуманитарного - благодаря богатым коллекциям музейных комплексов.
В частности, такая программа «К-12» используется в Художественном музее университета Майами. Она предлагает интерактивные экскурсии для школьников с опытным педагогом, которые дополняют классные занятия. Программа называется «Приключения в искусстве» («Adventures in art») для 2-5-х классов. Школьников знакомят с живописью, керамикой, текстилем, гравюрами. В ходе занятий они получают представления о том, как пишутся картины художниками или производится текстиль; знакомятся с материалами и техниками изготовления произведений искусства; учатся правильно воспринимать и интерпретировать искусство [4].
Некоторые музеи, наоборот, предполагают работу с узконаправленной и специализированной аудиторией. Например, музей кафедры анатомии медицинского колледжа Ягеллонского университета в Кракове предназначен исключительно для групп учащихся старших классов, биологического и химического профиля; для студентов и выпускников медицинских академий и университетов [5]. Находясь при кафедре, этот музей носит учебный характер, учащиеся получают там дополнительные знания по своему профилю, наглядно закрепляют теоретический материал, полученный на занятиях.
Здесь тесно взаимосвязано образование, повышение квалификации и компетенции учителей. Проводятся специальные мероприятия (лекции, семинары) для учителей школ, что помогает учителям строить учебные программы с использованием музейного пространства для закрепления теоретического материала, полученного школьниками на уроках. Также для учителей на сайтах музеев в свободном доступе имеются ресурсы, которые они могут
использовать при проведении занятий. Такая практика есть во многих университетских музеях, к примеру в геологическом музее университета Майами [6], в музейном комплексе Оксфордского университета [7] и др.
Изначально музейные коллекции при университетах создавались как наглядно-учебная база для исследований и обеспечения образовательного процесса, т.е. как учебные музеи. Поэтому обособленное место в структуре университетского музейного образования закреплено непосредственно за студентами. На базе музея студенты получают много практических знаний и опыта посредством различных лекций, экскурсий, практик и стажировок. На основе коллекций музея студент может начать заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, в музейную среду студентам можно влиться не только как учащимся, но и стать волонтерами, которые будут активно участвовать в музейной работе, проводя экскурсии. Например, так работают со студентами в музее Манчестерского университета. Студентам предлагается взять инициативу на себя по своему обучению, исследованию или полезному времяпрепровождению. Они могут получать опыт в музее, работая как музейный сотрудник на добровольных началах или проводя свое исследование [8].
Не забывают университетские музеи и о более взрослом поколении. Это взрослые и пожилые люди так называемого «третьего возраста». Для них также разработаны различные экскурсии, лекции, беседы и т.д. Отдельные мероприятия и программы специально созданы для семейной аудитории, чтобы было интересно и ребенку и взрослому.
Музейные сотрудники просят сделать предварительную запись на посещение групповых экскурсий или занятий. Зачастую на сайте имеется специальная форма, в которой просят указать следующее:
• количество участников;
• цель визита;
• продолжительность визита;
• интересы;
• возрастную группу;
1
• нужен ли доступ людям с ограниченными возможностями здоровья .
Такое бронирование удобно, во-первых, тем, что не будет накладок (две
группы одновременно не придут), и, во-вторых, у работников музея есть возможность подготовиться к приему группы с теми или иными потребностями.
Таким образом, зарубежные университетские музеи представляют собой большую открытую образовательную площадку, рассчитанную на широкую публику и подготовленную с учетом особенностей и потребностей различных социальных групп.
Теперь, ознакомившись с общей характеристикой образовательной деятельности музеев высших учебных учреждений за рубежом, можно рассмотреть конкретные примеры построения музейно-образовательного процесса в ведущих университетах разных стран.
1 Например, на сайте музеев Сиднейского университета есть отдельная страничка с информацией, как попасть в музей людям на инвалидных колясках. Подробно расписано, где расположен для них пандус, лифт. О посещении музея людей просят заранее предупредить, чтобы их встретил сотрудник и помог получить доступ в музей [9].
Интересным представляется опыт организации образовательной работы в Оксфордском университете в Великобритании. В университете организован Объединенный музейный образовательный центр. Целью центра является использование потенциала всех коллекций (из 7 музеев и библиотеки Оксфордского университета) при работе с различной аудиторией. Объединенный музейный образовательный центр включает в себя несколько служб.
1. Служба волонтеров координирует большое объединение добровольцев. Они занимаются с посетителями на базе всех коллекций, а также осуществляют другие виды волонтерской работы.
2. Служба расширения аудитории занимается привлечением внимания местного сообщества к музеям университета, и особенно для тех, кто имеет какие-либо проблемы с самостоятельным посещением музеев.
3. Служба художественного образования обслуживает средние школы, в которых особое внимание уделяется получению максимальной отдачи от посещения обучающимися художественных выставок музеев университета, что также помогает детям и молодым людям в получении стипендии в сфере искусств [10].
Работать начинают с детьми начальной и средней школы, а также студентами, заканчивая взрослыми и целыми семьями. Используются такие формы культурно-образовательной деятельности, как экскурсии, беседы, выставки, конкурсы сочинений и различные проекты. Например, проект создания музея, которой представляет собой партнерство между школами и музеями Оксфорда. Школьники наглядно изучают музейные процессы от поступления на учет предметов с археологических раскопок, ведение документации, сохранение и исследование экспонатов, а затем своими силами создают музеи в школах. Проект работает уже в течение восьми лет, привлекая каждый год около 500 учеников. Он получил премию «Clore» за обучение в музее в 2011 г.1
Разработана регулярная программа, в которой каждый из музеев и коллекций имеет свою собственную программу мероприятий на определенный день недели. Такая система построения графика работы позволяет упорядочить посещения, оставляя при этом время для не менее важной фондовой и исследовательской работы в музее.
Подобное объединение есть и в Университетском колледже Лондона -оно называется «Public and Cultural Engagement» (PACE) [12], что в переводе означает «Общественное и культурное взаимодействие». Организация курирует не только музейные коллекции колледжа, но также театр Блумсберри и отдел публичного взаимодействия. Эта организация придаёт исследовательский импульс путем различных выставок, представлений, встреч; она является помощником в обучении и исследованиях путем работы с предметами, выставками и сотрудничества с сообществами, также это подготовительная школа для преподавателей Лондонского колледжа и студентов для работы в культурной сфере.
1 Премия «Clore» является одной из форм поддержки музеев Фонда искусства (Art Fund) Великобритании, которую получают музеи и галереи за качество обучения детей и молодежи (от ранних лет до 25 лет) в любом месте, в школе или в колледже. Премия признает достижения в учебных программах, которые развивают навыки, знания, ценности и эстетическое наслаждение участников [11].
Не уступает музеям Оксфордского университета образовательная деятельность в Объединении музеев науки и культуры Гарвардского университета. Миссией Гарвардских музеев науки и культуры (Harvard Museums Science & Culture (HMSC)) является содействие духу открытий и любознательности в посетителях всех возрастов, повышение общественного понимания и признательности за естественный мир, науку и человеческую культуру. HMSC, работая совместно с преподавателями Гарварда, музейными кураторами и студентами, а также с членами Гарвардского сообщества, обеспечивает междисциплинарные выставки, мероприятия и лекции, образовательные программы для студентов, преподавателей и широкой общественности. HMSC основывается главным образом на обширных коллекциях музеев-участников и на исследовании их коллекций преподавателями и кураторами [13].
Здесь также предусмотрено деление на возрастные группы: от детей с трех лет до взрослых людей. Предусмотрены семейные программы, которые дают возможность совместного изучения науки в веселой и интерактивной среде детям и взрослым. Они проводятся в выходные дни опытными музейными педагогами. В частности, семейные программы «Изучаем науку вместе» («Exploring Science Together») разработаны музеем естественной истории Гарварда. На занятиях дети вместе с родителями узнают больше о динозаврах, минералах, насекомых и т.д. [14].
Программы для учителей - это специальные лекции и программы профессионального развития для учителей школ. Их цель - познакомить педагогов с музейными предметами и способами их использования для повышения качества обучения.
Для детской аудитории используется программа «К-12», которая знакомит детей от дошкольного возраста с окружающим миром. В ходе таких занятий дети в увлекательной форме получают базовые знания о животном и растительном мире, народах и культурах.
С другими группами посетителей в музеях работают по средствам различных временных и постоянных выставок, экскурсий, лекций, семинаров. Для студентов (выпускников) и аспирантов в музее археологии и этнографии им. Дж. Пибоди разработаны стажировки для получения опыта музейной деятельности, такой как кураторские исследования, управление коллекциями, архивами, музейное образование, общественное программирование, публикации, сохранение. Стажировки проводятся под руководством профессиональных сотрудников музея [15].
Традиции музейного образования в зарубежных университетах мира плодотворно развиваются уже многие годы. Сохраняя основные музейные формы работы с посетителями (лекция, экскурсия, беседа и т.д.), образование и воспитание в университетских музеях не стоит на месте, а идет в ногу со временем: применяются новые методы работы с посетителями, внедряются современные информационные технологии, позволяющие сделать образовательный процесс интерактивным и увлекательным. Благодаря стараниям специальных музейных объединений и сотрудников сегодня университетские музеи за границей - это большая открытая образовательная площадка, рассчитанная на широкую публику и предусматривающая особенности и потребности различных социальных групп.
Литература
1. Кретова С.А. Основные направления тематики в отечественных диссертационных исследованиях по музейному делу (1990-2013 гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18). С. 153-162.
2. Образование // Ключевые понятия музеологии (Key Concepts of Museology) / пер. с фр. А. Урядниковой; ed. by A. Desvallées, F. Mairesse. P.: Armand Colin, 2010. C. 65-67.
3. Where is UMAC represented? [Электронный ресурс]. URL: http://publicus.culture.hu-berlin.de/umac/represented (дата обращения: 05.11.2015).
4. Schools and Communities [Электронный ресурс] / Miami University, 2016. URL: http://miamioh.edu/cca/art-museum/education/schools-and-communities/index.html (дата обращения: 02.12.2015).
5. Muzeum Katedra [Электронный ресурс] / Katedra Anatomii Uniwersytet Jagiellonski, 2013. URL: http://www.katedra-anatomii.cm-uj.krakow.pl/?q=muzeum-katedry (дата обращения: 05.12.2015).
6. For Educators [Электронный ресурс] / Designed by Capstone Students in the Bachelor of Arts in Technical and Scientific Communication, 2010. URL: http://www.cas.miamioh.edu/glg/ mu-seum/resources/foreducators/foreducators.html (дата обращения: 02.12.2015).
7. Art Resource Packs [Электронный ресурс]. URL: http://www.museums.ox.ac.uk/content/art-resource-packs (дата обращения: 01.12.2015).
8. Student Engagement [Электронный ресурс] / The Manchester Museum, The University of Manchester. URL: http://www.museum.manchester.ac.uk/learning/studentengagement/ (дата обращения: 06.12.2015).
9. Wheelchair access to the museums [Электронный ресурс] / The University of Sydney, 200216. URL: http://sydney.edu.au/museums/visit-us/wheelchair-access.shtml (дата обращения: 05.12.2015).
10. About Us [Электронный ресурс]. URL: http://www.museums.ox.ac.uk/about-us (дата обращения: 01.12.2015).
11. Clore Award for Learning [Электронный ресурс] / Art Fund, 2016. URL: http://www.artfund.org/supporting-museums/clore-award-for-learning(flaTa обращения: 01.12.2015).
12 Public and Cultural Engagement (PACE) [Электронный ресурс] / UCL 1999-2016. URL: http://www.ucl.ac.uk/pace (дата обращения: 04.12.2015).
13. About [Электронный ресурс]. URL: http://hmsc.harvard.edu/pages/about (дата обращения: 03.12.2015).
14. Family Programs [Электронный ресурс] / The President and Fellows of Harvard College, 2016. URL: http://hmnh.harvard.edu/calendar/upcoming/event-audience/families (дата обращения: 03.12.2015).
15. Internships [Электронный ресурс] / Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, 2015. URL: https://www.peabody.harvard.edu/node/2268 (датаобращения: 03.12.2015).
Kretova Svetlana A., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: svetlana .kretova.94 @mail.ru
DOI: 10.17223/22220836/21/17
THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN MUSEUMS OF UNIVERSITIES: FOREIGN EXPIRIENCE
Key words: cultural and educational activity, museums of universities, museum complexes of universities.
The most outstanding museum complexes and museums of 15 universities and colleges, located in 11 countries, such as: Australia, the Great Britain, Belgium, Germany, Denmark, Ireland, Colombia, Poland, the USA, Chile and Czech Republic were selected on the site of the International Committee for University Museums and Collections (UMAC) from the number of universities that are participants of this committee.
The wide and varied collections of the advanced foreign museums of universities allow them to involve people despite their age, social and national identity, activities, as well as interests into the educational process.
The university museums begin to involve the audience from pre-school age. Then a lot of attention is paid to school groups. Forms of activity with school children are diverse - there are tours, lectures, workshops, competitions, scientific and educational events and museum educational programs.
154
C.A. Kpemoea
Initially, the museum collections of universities were created as visual-training base for research and support of the educational process, i.e. as academic museums. Therefore, students play a significant role in the structure of museum education in university. On the basis of the museum, students receive a lot of practical knowledge and experience with help of various lectures, excursions, seminars and training courses. On the basis of the museum's collections student can begin to engage in research activity. In addition, students can be involved not only as students, but also as a volunteer, who will actively participate in museum activities, provided the guided tours.
The university museums don't forget about the older generations. There are adult and elderly humans, so-called the «third age». For them the variety of tours, lectures, conversations, and so on is designed too. Some activities and programs are designed specifically for a family audience to satisfy the interests of children and adults.
Traditions of the museum education in foreign universities of the world are efficient for many years. Keeping the basic museum forms of activity for visitors (lectures, tours, conversation, etc.), university museums upgrade educational and training practices: new methods of work with visitors as well as modern informational technologies to be used, that allow them to make the educational process is interactive and exciting. Thanks to the efforts of special museum associations and their staff, today university museums abroad is a big open education platform, designed for public and provided needs of different social groups.
References
1. Kretova, S.A. (2015) The main areas in subject of domestic dissertational researches for museum study (1990-2013). Vestn. Tom. gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2(18). pp. 153-162. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/18/19
2. Desvallées, A. & Mairesse, F. (eds) (2010) Klyuchevye ponyatiya muzeologii [Key Concepts of Museology]. Translated from French by A. Uryadnikova. Paris: Armand Colin. pp. 65-67.
3. UMAC. (n.d.) Where is UMAC represented? [Online] Available from: http://publicus. cul-ture.hu-berlin.de/umac/represented. (Accessed: 5th November 2015).
4. Miami University. (n.d.) Schools and Communities. [Online] Available from: http: //miamioh.edu/cca/art-museum/education/schools-and-communities/index.html. (Accessed: 2nd December 2015).
5. Jagiellonian University. (2013) KatedraAnatomii Uniwersytet Jagiellonski [The Department of Anatomy of Jagiellonian University]. [Online] Available from: http://www.katedra-anatomii.cm-uj.krakow.pl/?q=muzeum-katedry. (Accessed: 5th December 2015).
6. Miami University. (n.d.) For Educators. [Online] Available from: http://www. cas.miamioh.edu/glg/ museum/resources/foreducators/foreducators.html. (Accessed: 2nd December 2015).
7. University of Oxford. (n.d.) Art Resource Packs. [Online] Available from: http://www. muse-ums.ox.ac.uk/content/art-resource-packs. (Accessed: 1st December 2015).
8. University of Manchester. (n.d.) Student Engagement. [Online] Available from: http://www.museum.manchester.ac.uk/learning/studentengagement/. (Accessed: 6th December 2015).
9. University of Sydney. (n.d.) Wheelchair access to the museums. [Online] Available from: http://sydney.edu.au/museums/visit-us/wheelchair-access.shtml. (Accessed: 5th December 2015).
10. University of Oxford. (n.d.) About Us. [Online] Available from: http://www. muse-ums.ox.ac.uk/about-us. (Accessed: 1st December 2015).
11. ArtFund. (n.d.) Clore Award for Learning. [Online] Available from: http://www. art-fund.org/supporting-museums/clore-award-for-learning. (Accessed: 1st December 2015).
12 University College London. (n.d.) Public and Cultural Engagement (PACE). [Online] Available from: http://www.ucl.ac.uk/pace (Accessed: 4th December 2015).
13. Harvard University. (n.d.) About. [Online] Available from: http://hmsc. har-vard.edu/pages/about. (Accessed: 3rd December 2015).
14. Harvard University. (n.d.) Family Programs. [Online] Available from: http://hmnh. har-vard.edu/calendar/upcoming/event-audience/families. (Accessed: 3rd December 2015).
15. Peabody Museum of Archeology and Ethnology. (n.d.) Internships. [Online] Available from: https://www.peabody.harvard.edu/node/2268. (Accessed: 3rd December 2015).