Научная статья на тему 'Культурно-исторический комплекс Святой Софии на горе Ахун, г. Сочи'

Культурно-исторический комплекс Святой Софии на горе Ахун, г. Сочи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Олимпийские игры / православная культура / культурно-исторический комплекс / крест / храм / гора Ахун

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долгов Александр Владимирович

2014 год уже закрепился в сознании соотечественников как год Зимних олимпийских игр в Сочи. Огромная программа строительства олимпийских объектов не обошла вниманием и сферу православной культуры. В ней появился пункт, связанный с созданием культурно-исторического комплекса во имя Святой Софии на горе Ахун. Статья посвящена истории проектирования культурно-исторического центра на горе Ахун.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Долгов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторический комплекс Святой Софии на горе Ахун, г. Сочи»

Архитектура

УДК 72.03 ДолговА. В.

Культурно-исторический комплекс Святой Софии на горе Ахун, г Сочи

2014 год уже закрепился в сознании соотечественников как год Зимних олимпийских игр в Сочи. Огромная программа строительства олимпийских объектов не обошла вниманием и сферу православной культуры. В ней появился пункт, связанный с созданием культурно-исторического комплекса во имя Святой Софии на горе Ахун. Статья посвящена истории проектирования культурно-исторического центра на горе Ахун.

Ключевые слова: олимпийские игры, православная культура, культурно-исторический комплекс, крест, храм, гора Ахун.

DOLGOVA. V.

CULTURAL AND HISTORICAL COMPLEX OF SAINT SOPHIA ON THE MOUNTAIN AHUN, SOCHI.

2014 year is of the Winter Olympic Games in Sochi. The program of construction cfOlympicfacilities are not spared the attention and scope of orthodox culture. In this program, there is an item associated with the creation of cultural-historical complex in the name of St. Sophia at Mount Ahun. The article is devoted to the history of designing cultural center on the mountain Ahun.

Keywords: Olympic games, the orthodox culture, cultural and historical complex, cross, church, mount Ahun.

фии, - малопонятной, поэтому первые варианты несли компилятивный характер, используя уже имеющиеся наработки. Варианты появлялись один за другим и отклонялись. На фоне продолжающегося вариантного проектирования возникла идея взглянуть на проблему иначе, обратившись к смысловому содержанию образа Святой Софии Премудрости Господа, сложившемуся в русском православном искусстве.

История воплощения образа Святой Софии Премудрости Божией в христианском искусстве, прежде всего в литературе и иконописи, характеризуется эволюцией представлений и их воплощений, начиная с семи книг Ветхого Завета. Прежде всего - книг Премудрости: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, Сына Сирахова.

Почитание Святой Софии очень характерно для христианства, особенно средневекового. Ей были посвящены главные храмы, как в Византии, так и на Руси (Константинополь, Киев, Новгород, Вологда, Тобольск и т. д.).

Иконографический образ Софии складывается в византийском искусстве в нескольких вариантах, которые соответствовали определению, установленному на первом и втором Вселенских соборах и получившему силу догмата: Премудрость Божия есть второе лицо Троицы Иисус Христос. София - творческое свойство ипостаси второго лица Троицы. Изображения Софии со временем претерпевали изменения.

Долгов

Александр

Владимирович

директор института

«УралНИИпроект

РААСН»,

советник PAACH, канд.архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор РФ E-mail: mail@uniip.ru

Уже первые презентации макетов олимпийских объектов содержали предложения архитекторов из Санкт-Петербурга построить на горе Ахун храм под гигантским куполом в 80 м в диаметре. Однако вскоре стало ясно, что замысел слишком грандиозен, ведь максимальная ширина площадки под строительство храма была не более 50 м. Кроме того, обслуживание и эксплуатация столь значительного сооружения, не предполагавшего большого прихода, выглядело весьма затратным. Стали предлагаться новые идеи: монастырское подворье, храм-часовня, памятный крест и др.

В скором времени появилась идея создания памятного креста высотой в 80 м, позволяющая видеть его с дальних точек сочинской акватории. Возникла мысль, что его должно быть видно и днем и ночью, что предполагало мощную подсветку креста, а может быть, и конструирование собственно светящегося креста (рисунок 1).

Поскольку было известно о светящемся кресте, разработанном и установленном в 2003 г. силами специалистов научно-реставрационного объединения «Ордер» над куполом собора Александра Невского в Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга (рисунок 2), к нам поступила просьба дать предложения по проекту креста на горе Ахун.

Сроки были предельно сжатыми, а задача, особенно в связи с посвящением Святой Со-

ЕЯ

Рисунок 1. Варианты памятного креста на горе Ахун, г. Сочи, арх. А, В. Долгов, А. В. Трегубое

Во-первых, это изображение Христа в виде ангела (т. е. в том облике, в котором Бог является ветхозаветным праведникам). Во-вторых, в образе Спаса Вседержителя с книгой с надписью «Святая София». В-тре-тьих, в виде особой ангелоподобной фигуры, также с надписью и книгой в руке.

Первый вариант оказался слишком близок к арианской ереси (отстаивавшей ангельскую природу Христа, т. е. неравенство лиц Троицы), второй, отличаясь от икон Спаса только надписью, не мог выразить всей особости образа Софии. Третий соответствовал скорее античным, нежели христианским традициям.

Русское православное искусство создало наиболее глубокое и полное зримое воплощение этого образа, прежде всего в иконографии двух основных типов -новгородском (рисунок 3) и киевском (рисунок 4).

Новгородский образ древнее. В центре иконы такого типа - восседающий на престоле Ангел Великого Совета (т. е. Христос, но и собственно София) в короне и далматике, которому предстоят (как на иконах деисусного чина) справа Богоматерь с Христом Эммануилом в лоне, слева - Иоанн Предтеча. Над Ангелом, в малом круге, поясной образ Спасителя, благословляющего обеими руками. Выше, во всю ширину иконы - радуга, украшенная звездами, посреди которой расположен престол для Христа во время Его Второго пришествия и Страшного Суда.

Таким образом, учение о Христе передано здесь на разных смысловых уровнях: Бога Слова (книга на престоле), воплощенного Второго лица Троицы (Христос Эммануил в лоне Богоматери), Бога Творца (Ангел Великого Совета) и евангельского Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого. Т. е. именно христоло-гическая тема - главная в трактовке образа Премудрости Божией.

Позднее через промежуточные варианты складывается киевский тип иконы, главное в котором - идея Бо-жиего Домостроительства. В центре таких икон - Богоматерь и Церковь в окружении ангелов и пророков. Тем самым подчеркивается важнейшее место Богоматери в Божием Домостроительстве, т. к. она стала воодушевленным храмом, через Нее осуществлялось воплощение Спасителя, достигнув высшего совершенства, возможного для человеческой личности (как цели творения), соединив небо и землю. В ней, как гласила надпись на иконах, «Премудрость созда себе дом».

Примечательно и то, что в самом центре иконы «Премудрость созда себе дом» (киевского типа) в сени размещена фигура пророка Соломона, возглашающего свою 9-ю притчу о воплощении Христове: «Премудрость созда себе храм. Премудрость Христос, а храм - Богородица Дева, еже созда в девую плотию из нея изыде и утверди столпов 7.

Седмь дар наказаны своего человеколюбия: 1-е крещение, 2-е покаяние, 3-є спасение, 4-е милость, 5-е щедроты, 6-е любовь, 7-е зборов отеческих указании утвердивши верой. И закла своя жертвенная. Тело свое закла на кресте за ны. Черпав чаши своей вино. Ис пречистых ребер источив кровь нам и воду. Уготова свою трапезу. Сий речь Новато завета новую службу еже дасть нам рек примите ее есть тело мое и кров моя. Посла свои рабы. Преж пророцы, потом апостолы. Да оне ми же и нас призва, а ими же нас спасе» (и т. д.).

Тем самым зримо подчеркивается связь Ветхого и Нового Заветов.

В более позднее время образы Богородицы, семи столпов и семи даров, связанных с ними избранных святых, нашли свое воплощение -икона «Премудрость созда себе храм» второй половины XVIII в., музей «Коломенское» (рисунок 5).

Таким образом, русская иконопись создала благодатную почву для перевоплощения ее символов и композиций в архитектурную форму. Если понимать архитектуру как икону в камне, то можно предпринять попытку создания совершенно новой концепции храмового сооружения, призванного раскрыть смыслы Святой Софии Премудрости Божией языком архитектуры.

Стремясь к соединению смыслов и символов Святой Софии Премудрости Божией, выявленных ранее, предлагается следующая схема храма под открытым небом (рисунок 6), а именно, два варианта обьемно-про-странственного воплощения схемы основных символов, отличающихся главным образом решением центрального объема:

Рисунок 2. Светящийся крест над куполом собора во имя Александра Невского, г. Екатеринбург, арх. А. В. Долгов,

А. В. Трегубое

Рисунок3. Новгородский тип иконографии

Рисунок 4. Киевский тип иконографии

Рисунок 5. Икона «Премудрость созда себе храм», вторая половина XVIII в.

1 - в виде Креста на Голгофе (рисунок?);

2 - в виде храма Святой Софии (рисунок 8).

В первом случае внутреннее пространство основания креста может быть свободным, как в храме, а может

Рисунок 6. Схема основных символов Храма Святой Софии Премудрости Божией на горе Ахун, арх. А. В. Долгов

быть заполненным пирамидальным объемом, также символизирующим Голгофу, вокруг которой обеспечивается круговой обход.

Во втором случае предлагается ротонд альный храм с 12-ю колоннами внутри, символизирующий 12 апостолов, воспринявших Премудрость Господню непосредственно от Христа и начавших благовесте во все стороны Света.

Такая композиция храма чрезвычайно редка, но в данном случае представляется уместной, что подчеркнет особенный смысл храма.

Стремление к объединению в единой композиции образов Ветхого и Нового Заветов предопределило появление на переднем плане перед храмом особенной композиции террасированного лестничного объема. Он символизирует предысторию Спасителя, Дары Премудрости Господ-

ней, Столпы веры с изображениями ветхозаветных праведников, ведущие к скульптурному ангелоподобному образу Святой Софии на отдельно стоящем столпе или на одном (центральном) из семи столпов, утвержденных по 9-ой притче Соломона Софией Премудростию Божией (рисунок 9). Данная композиция может быть дополнена и до ротондального открытого античного храма. В нижней части такого храма или на верхней ступени лестницы Даров Премудрости располагается стена-ограждение, на которой начертаны изречения из 9-ой притчи Соломона. Она же ограничивает в плане его амвон, обращенный к приходящим в храм, в общей композиции храма под открытым небом.

Объемное выражение ветхозаветной входной части может быть и минимальным (рисунок 10), сохраняя лишь стену с пророчеством

Соломона. Это поможет раскрыть центральный объем, если таковое желательно. Символическое значение входной группы от этого не пострадает, но будет выражено не так явно.

Заключение

Ни Крест на Голгофе, ни храм с двумя часовнями не были утверждены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его святейшество благословил общее решение Храма под открытым небом, но предложил разместить в его центре столпообразный храм, подобный церкви Вознесения

в Коломенском, высотой в 50 м, видя в нем символ негаснущей свечи и образец русского православного зодчества.

Пришлось все начать сначала. Поэтому в истории проектирования культурно-исторического центра на горе Ахун рано ставить точку.

Рисунок 7. Вариант 1. Храмовый комплекс во имя Святой Софии Премудрости Божией, арх. А. В. Долгов, А. В. Трегубое

Рисунок 8, Вариант 2. Храмовый комплекс во имя Святой Софии Премудрости Божией, арх. А. В. Долгов, А. В. Трегубое

Рисунок 9. Вариант 1. Композиционное решение входной группы, Рисунок 10. Вариант 2. Композиционное решение входной группы,

арх. А. В. Долгов, А. В. Трегубое арх. А. В. Долгов, А. В. Трегубое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.